Перевыставление коммунальных услуг НДС

Опубликовано в журнале «Бухгалтерские вести» №28 от 4 августа 2009 года Возмещение расходов за коммунальные услуги, как бюджетной организации, так и у арендаторов давно фигурирует в числе наиболее часто задаваемых вопросов у налогоплательщиков, на которые до недавнего времени не было однозначных ответов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.
В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08).
В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.

НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору.
В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675).
Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007).
Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения.
Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение.
Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

Реклама

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности.
Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения.
Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования.
По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Реклама

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах.
В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций.
Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.
В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08).
В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.

НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору.
В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675).
Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007).
Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения.
Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение.
Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности.
Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения.
Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования.
По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах.
В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций.
Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Коммунальные услуги и НДС

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний.
То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234).
Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний.
То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234).
Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Цитата (ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 4 февраля 2010 г. N ШС-22-3/86@ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА):Федеральная налоговая служба в связи с запросами налогоплательщиков и налоговых органов по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества сообщает.
Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В этой связи оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимости налоговая база определяется в общеустановленном порядке исходя из суммы арендной платы. При определении налоговой базы необходимо учитывать следующее.
1. Арендная плата может состоять из основной (постоянной) части арендной платы, соответствующей стоимости определенного договором количества переданной в аренду площади, и дополнительной (переменной) части арендной платы (в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений), порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание (включая, например, пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений.
В данном случае налоговая база в целях исчисления суммы НДС арендодателем определяется исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей.
Данная позиция подтверждается арбитражной практикой. Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12664/08 указывается, что несмотря на то, что согласно договору аренды стоимость коммунальных услуг в состав арендной платы не включена, без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания общество не могло реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором и арендодателем за названные услуги значения не имеет.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 6219/08 указывается на то, что арендная плата общества за помещения состояла из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть являлась фиксированной и представляла собой плату за пользование арендуемыми площадями; переменная складывалась из стоимости электроэнергии, газа, водопотребления, телефонной связи и иных коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором. Обеспечение нежилых помещений электроэнергией и другими видами коммунального обслуживания — составляющая права временного владения и пользования арендуемыми помещениями для осуществления арендатором своей производственной деятельности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2000 N 7349/99 указывается на то, что соглашение, названное договором на поставку (отпуск) и потребление электрической энергии за плату, договором на энергоснабжение не является. Это соглашение устанавливает порядок определения расходов общества на электроэнергию в арендуемом им помещении и является частью договора аренды, которая не противоречит закону.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2008 N 4855/08 указывается на то, что реальное использование предмета аренды по назначению без потребления электроэнергии не представляется возможным, а расходы арендатора на ее использование для производства товаров, реализация которых облагается НДС, являются составляющей арендной платы.
Таким образом, налогоплательщики — арендодатели, оказывающие услуги по аренде недвижимости и определяющие налоговую базу в целях исчисления НДС с арендной платы (включающей как постоянную, так и переменную часть, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений) вправе применять в соответствии с порядком, определенном положениями главы 21 Кодекса, налоговые вычеты в отношении сумм налога, предъявленных им при приобретении коммунальных услуг (включая услуги связи, охраны, уборки), включенных в арендную плату (в составе переменной величины, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений).
При оказании такими арендодателями услуг по аренде недвижимости арендодатель в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса выставляет арендатору счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня оказания услуги, в котором, вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ ‘О бухгалтерском учете’ (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые могут приниматься к учету, только если они содержат обязательные реквизиты.
Согласно пункту 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.
В этой связи необходимо учитывать, что поскольку счет-фактура составляется на основании первичного документа, оформленного в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ, то при оказании услуги по аренде недвижимости, показатели, отражаемые в счете-фактуре, должны соответствовать показателям, указанным в первичном учетном документе.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса арендатор имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычету подлежит сумма налога, предъявленная арендодателем арендатору при приобретении услуги по аренде недвижимости для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
При этом порядок применения указанного налогового вычета установлен статьей 172 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговый вычет по приобретенной арендатором услуге по аренде недвижимости, предусмотренный статьей 171 Кодекса, производится на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем. При этом на основании пункта 1 статьи 172 Кодекса вычету подлежит сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная арендодателем арендатору по приобретенной услуге по аренде недвижимости, при принятии ее на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 Кодекса определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Таким образом, основанием для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является:
— наличие надлежащим образом оформленного арендодателем счета-фактуры;
— приобретение услуги для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
— принятие приобретенной услуги на учет;
— наличие первичных учетных документов на приобретенную услугу.
Обращаем внимание на то, что при отсутствии первичных учетных документов основание для применения соответствующих налоговых вычетов отсутствует.
2. В том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.
3. В случае, если арендодатель арендатору оказывает услуги по предоставлению в аренду помещений (исходя из стоимости определенного договором количества площади, предоставленной в аренду), а также услуги, например, по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационные услуги (в том числе и на основании отдельного договора на оказание услуг по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационных услуг), то исчисление арендодателем НДС, составление счетов-фактур и применение арендатором налоговых вычетов производится применительно к каждому виду услуг.
В том случае, если арендодатель арендатору помимо услуг по предоставлению в аренду помещений (исходя из стоимости определенного договором количества площади, предоставленной в аренду) оказывает посреднические услуги по приобретению коммунальных услуг, включая услуги связи, а также услуги по охране и уборке помещений (в том числе и на основании отдельного договора на оказание посреднических услуг), то исчисление арендодателем НДС по оказанным арендатору посредническим услугам производится в соответствии с порядком, определенным статьей 156 Кодекса, а составление счетов-фактур по таким посредническим услугам — в соответствии с пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (с учетом последующих изменений и дополнений). При этом арендатор вправе применить налоговые вычеты по приобретенным коммунальным услугам в общеустановленном порядке.
С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 21.01.2010 N 03-07-15/08).
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Компания ГАРАНТ

Организация, применяющая общий режим налогообложения, сдаёт в аренду нежилое помещение. На основании отдельного договора организации возмещаются коммунальные платежи. Имеет ли право организация принять к вычету НДС по коммунальным расходам?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщики НДС выставляют счета-фактуры.

Поскольку организация не осуществляет реализацию коммунальных услуг арендатору, то, по нашему мнению, выставлять счета-фактуры по указанным услугам не следует. На это неоднократно указывали контролирующие органы, а также отдельные судебные инстанции (см., например, письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, УФНС России по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415, постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А65-8421/2007-СА1-37).

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2008 N А19-5353/08-50-Ф02-5196/08 судьи пришли к выводу, что возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей реализацией не признается. При этом суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендаторов, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае не осуществляется перепродажа этих услуг арендаторам, а компенсируются затраты арендодателя по оплате коммунальных услуг. Поскольку арендодатель не осуществляет реализацию коммунальных услуг, выручки от этих операций не имеет, то данные операции (возмещение расходов) объектом обложения НДС не являются.

При этом на практике возможны различные варианты оформления арендных отношений.

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Совершенно очевидно, что расходы на коммунальные услуги являются расходами на обеспечение собственной деятельности арендатора, поэтому они должны осуществляться за его собственный счет.

Однако на практике у арендаторов могут возникать проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого оборудования, необходимого для обеспечения учета потребления энергии (п. 2, п. 4 ст. 539, п. 1, п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Поэтому на практике существует несколько различных способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

— арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных ресурсов (данный вариант при подготовке ответа не рассматривается);

— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету);

— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы.

В письме ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ налоговые органы, излагая свою позицию по рассматриваемому вопросу, в очередной раз разъяснили, в каких случаях арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру.

I. Включение расходов на коммунальные услуги в состав арендной платы в качестве ее переменной части.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 614 ГК РФ стороны договора аренды могут предусмотреть как твердый размер арендной платы, так и порядок ее расчета (см. также п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 (далее — Информационное письмо N 66)).

Следовательно, арендная плата может состоять, в частности, из основной (постоянной) части, соответствующей стоимости определенной договором переданной в аренду площади, и дополнительной (переменной) части арендной платы, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений. Правомерность такого способа возмещения коммунальных расходов подтверждена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 6219/08, от 25.02.2009 N 12664/08, определении ВАС РФ от 22.05.2008 N 4855/08).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС.

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Соответственно, оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, признается объектом налогообложения НДС.
При этом положениями п. 1 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, если арендная плата состоит из основной (постоянной) части и переменной части, то в данном случае налоговая база по НДС определяется исходя из всей суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей.

В данной ситуации арендодатель в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ выставляет арендатору счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня оказания услуги, в котором, вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

В данном случае НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг, арендодатель принимает к вычету в полном размере в общеустановленном порядке.

Таким образом, при таком варианте оформления арендных отношений арендодатель имеет право выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. Кроме того в данном случае у арендодателя не возникает препятствий принять к вычету НДС по коммунальным услугам (в том числе потребленных арендатором) (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.11.2007 N Ф08-6607/07-2723А, ФАС Центрального округа от 29.05.2009 N А23-3029/2008А-14-202).

II. Возмещение расходов на коммунальное обслуживание на основании отдельного договора.

Хотя возможность заключения такого соглашения (договора), его условия законодательно не установлены, однако согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами», поэтому никаких препятствий для заключения указанного соглашения (договора) нет. При этом такое соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма N 66).

ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, направленных в установленном порядке налоговым органам для руководства и применения в практической работе, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

Следовательно, если договор аренды содержит именно такой способ расчетов за коммунальные платежи, и если придерживаться позиции ФНС России, то арендодатель не должен выставлять счет-фактуру арендатору, кроме того арендодатель не сможет принять к вычету «входной» НДС, предъявленный коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную снабжающими организациями, только в части, приходящейся на его собственное потребление (только в части, приходящейся на помещения, не сданные в аренду и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС).

Справедливости ради отметим, что существует письмо УФНС по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632, в котором указано, что арендодатель имеет право на вычет сумм налога, предъявленных коммунальными службами, в том числе в отношении услуг, потребленных арендатором. Однако в указанном письме отмечается, что суммы компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС у арендодателя.

Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она противоречива.

Существуют судебные решения, которые поддерживают позицию контролирующих органов.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указано, что арендодатель коммунальные услуги не оказывает, выручки от таких операций не получает и сумма возмещения коммунальных расходов НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги, арендодатель не вправе включать в состав налоговых вычетов (см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-62/2008).

В то же время существуют судебные решения, в соответствии с которыми арендодатель имеет право принять к вычету НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9, ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2, ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А48-4688/06-19, ФАС Поволжского округа от 28.08.2009 N А65-27772/2008).

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации можно сделать следующий вывод.

Если организация не желает вступать в конфликт с налоговыми органами, то при перевыставлении коммунальных услуг арендодателю не следует выписывать счет-фактуру. Однако в данном случае арендодатель не имеет права на вычет входного НДС, предъявленного коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Если же организация выставит счет-фактуру, то, по нашему мнению, в данном случае организации будет необходимо уплатить НДС в бюджет. При этом, полагаем, что в такой ситуации арендодатель имеет право на вычет входного НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Однако в такой ситуации не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

Арендатор несет ответственность не только за саму недвижимость, но и за ее содержание на основании статьи 616 ГК РФ. Содержание имущества включает в себя оплату услуг ЖКХ, связи и охраны. Обычно арендатор не контактирует с хозяйствующими организациями, предоставляющими коммунальные услуги, напрямую. Фактически расходы оплачиваются арендодателем, а затем он предоставляет арендатору расчет или копии квитанций по услугам ЖКХ. Арендатор, в свою очередь, вместе с арендной платы должен возместить коммунальные расходы арендодателя. То есть происходит перевыставление. Эту операцию нужно правильно отразить в учете.

Учет перевыставления коммунальных услуг

В законах ничего не говорится о том, что арендная плата должна включать в себя расходы на коммунальные услуги и содержание помещения. Отсутствуют нормативные акты, касающиеся порядка обеспечения арендатора услугами ЖКХ и связи. Однако в законе присутствует принцип свободы договора. Он содержится в статье 421 ГК РФ. Принцип этот заключается в том, что участники соглашения могут сами определить метод реализации оплаты коммунальных услуг.

Как правило, в договоре прописана обязанность арендатора возмещать услуги арендодателя. То есть лицо должно отчислять средства сверх установленной арендной платы.

Налог на прибыль

Прибыль субъекта, признающаяся объектом налогообложения, устанавливается плательщиком на основании полученных доходов, сокращенных на размер произведенных расходов на основании статьи 247 НК РФ. В целях определения налога на прибыль доходы от реализации и внереализационные доходы устанавливаются в порядке, указанном в статьях 248, 249, 250 НК РФ.

Услуги ЖКХ и связи используются непосредственно арендаторами, их стоимость не включаются в арендную плату, а потому оплату услуг можно отнести к возмещению расходов. Однако Минфин и налоговые структуры считают по-другому. В частности, есть письмо УФНС по городу Москва №19-11/58877 от 28 июня 2006 года. В нем сделаны эти выводы:

  • Затраты, возмещаемые арендатором, арендодатель учитывает в структуре доходов.
  • Суммы, направляемые в хозяйствующие организации ЖКХ, арендодатель учитывает в структуре доходов.

Аналогичную позицию разделяет Минфин всей страны. То есть эти нормы касаются каждого региона.

НДС

В пункте 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом обложения НДС считаются операции по продаже товаров и услуг. При реализации услуг продавцом выставляются счета-фактуры. Сделано это должно быть не позже 5 дней. Основание – пункт 3 статьи 168 НК РФ. Официальные структуры считают, что счета-фактуры арендодатель арендатору не выставляет. Связано это с тем, что перевыставление не предполагает реализацию услуг. То есть при получении средств в качестве возмещения расходов арендодателя объекта обложения НДС не образуется. Основание – многочисленные письма Минфина. К примеру, письмо Минфина №03-03-06/2/51 от 14 мая 2008 года.

Представители Минфина считают, что суммы НДС по счетам за коммунальные услуги не возмещаются и не учитываются в составе расходов при установлении базы по налогу на прибыль. Основание – письмо Минфина №03-03-06/1/895 от 27 декабря 2007 года.

Однако суды занимают другую позицию. В частности, есть постановление Президиума №12664/08 от 25 февраля 2009 года. В нем прописано, что без обеспечения коммерческих помещений водой, электроэнергией и прочими коммунальными услугами невозможна реализация права пользования арендуемым имуществом. То есть услуги ЖКХ непосредственно связаны с услугами по аренде помещения. Порядок расчетов, в свою очередь, неважен. Вычет НДС со стоимости услуг ЖКХ правомерен в том случае, если соблюдаются все условия реализации вычетов.

То есть вопрос с вычетом и налогообложением является неоднозначным. Разные официальные органы имеют разное мнение на этот счет. Предпочтительной является эта позиция: компания может не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые услуги ЖКХ. По счету предъявляется вся сумма компенсации трат без выделения НДС.

Бухучет

Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.

Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.

В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).

ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).

Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
  • ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
  • ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
  • ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
  • ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
  • ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
  • ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.

Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.

Пример

Рассмотрим пример перевыставления коммунальных услуг. Организация арендовала помещение. Размер платы составляет 23 600 рублей. НДС равен 3 600 рублей. Договор аренды предполагает компенсацию расходов на услуги ЖКХ. Счета перевыставляются.

За май 2017 года совокупная стоимость услуг ЖКХ равна 11 800 рублей, а НДС – 1 800 рублей. Арендодателем потреблено 8 260 рублей включая НДС на 1 260 рублей, арендатором – 3 540 рублей включая НДС 540 рублей. По итогам месяца арендодатель передает арендатору эти документы:

  • Акт с этими позициями: услуги по непосредственно аренде (23 600 рублей) с НДС (3 600 рублей), компенсация услуг ЖКХ в размере 3 540 рублей. НДС последние выплаты не облагаются.
  • Приложение к акту, представляющее собой расчет распределения услуг ЖКХ.
  • Копии коммунальных квитанций.
  • Счет-фактура на услуги по аренде в размере 23 600 рублей с НДС на 3 600 рублей.

У арендодателя за май возникают такие расходы и доходы:

  • Входной НДС к вычету в размере 1 260 рублей.
  • Начисление НДС с реализации услуг аренды – 3 600 рублей.
  • Налоговый учет: доходы (20 000 рублей), расходы на потребленным услугам ЖКХ (7 000 рублей).

У арендатора за май образуются эти расходы:

  • Входной НДС к вычету по аренде – 3 600 рублей.
  • Траты в налоговом учете: стоимость арендованного помещения (20 000 рублей), компенсация за услуги ЖКХ (3 000 рублей).

В нормах относительно перевыставления есть противоречия. Поэтому организация должна сама принимать решение о своих действиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *