План финансово хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД или ПФХД) бюджетного учреждения — обязательный документ, который отражает все расходы и доходы конкретной организации на выбранный отчетный период. План ФХД школы — необходимый этап для грамотного планирования будущего финансового года. ПФХД требуется образовательной организации, чтобы отслеживать движение денежных средств и их распределение; планировать мероприятия для привлечения новых источников дохода; анализировать организационные и хозяйственные нужды; находить баланс между затратами и прибылью; учитывать и грамотно управлять всеми источниками финансирования.

План ФХД — это одновременно аналитический и отчетный документ, который помогает организации оценить эффективность финансовой стратегии за пройденный период и рационально запланировать распределение средств федерального бюджета на будущий финансовый год. Следует учитывать, что ПФХД содержит общественно доступную информацию, что регулируется Федеральными законами №7 и №174. Документ публикуется в открытых источниках, в т.ч. на официальном сайте школы. Также документационное сопровождение финансово-хозяйственной деятельности контролируется финансовыми проверками, поэтому важно подойти к оформлению ПФХД со всей серьезностью.

На сайте Института новых технологий в образовании педагоги могут воспользоваться бесплатными рекомендациями и советами экспертов, материалы, памятки, шаблоны документов и программ, отследить последние новости из сферы образования, подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», а также пройти дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, принять участие в факультативах, семинарах и международных конкурсах:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Финансово-экономическая деятельность образовательной организации в современных условиях
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Организация учета сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность
  • Эффективный руководитель образовательных организаций

Посмотреть полный список программ .

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Составление документа регулирует Приказ Министерства финансов РФ №81н, утвержденный 28 июля 2010 года. Также образовательные учреждения должны обращаться за разъяснениями к Федеральному закону №7-ФЗ «О некоммерческих организациях” (п.3.3, подпункт 6).

В 2019 и 2020 годах при составлении плана ФХД бюджетного учреждения следует ориентироваться на поправки Минфина к приказу №81н, которые включают: дополнительные требования в отражении расходов;

изменение ряда терминов согласно нововведениям в Бюджетный кодекс РФ; отчетность о ведущемся строительстве на некоторых объектах.

Согласно дополнениям в законе, школе на будущий период 2019-2020 гг. в ПФХД надо обосновать все расходы с разбивкой по статьям, составить перечень необходимых закупок для учебной и хозяйственной деятельности, а также подать данные о финансах, предназначенных на строительство новых объектов.

Скачать базовую структуру плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Требования к составлению плана ФХД бюджетного учреждения ПФХД формируется либо на стандартный финансовый год, либо на финансовый год в рамках планового периода.

Структуру для формирования документа должен предоставить школе учредитель, хотя составители имеют право вносить корректировки в специально разработанном программном обеспечении.

План финансово-хозяйственной деятельности школы должен отвечать ряду требований:

  • составляться строго до начала нового отчетного периода;
  • описывать любое движение финансовых средств с точностью до двух знаков после запятой;
  • содержать суммы только в рублях.

Бюджетные учреждения, которые обеспечиваются средствами из федерального бюджета обязательно должны предоставлять план ФХД в органы власти для проверки утверждения.

Для учителей-предметников в Школе (колледже) Анны Муратовой собрана уникальная теоретическая копилка в виде электронных уроков с 1 по 11 класс, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. Выберите нужный предмет за определенный класс. Это позволят быстро восстановить в памяти необходимую информацию. В дальнейшем электронными уроками можно разнообразить методику преподавания.

Порядок составления плана ФХД бюджетного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности школы должен отражать движение всех финансовых средств, которыми располагает организация:

  • остаток за прошлый отчетный период с обоснованием неиспользования;
  • средства, полученные для реализации муниципального задания;
  • денежные ресурсы, поступившие в результате благотворительности, по грантам или другими путями;
  • доходы, полученные от реализации платных образовательных услуг.

Документ должен включать три больших раздела:

Заглавный: название документа, период, который отражен в плане ФХД, общая информация об образовательной организации, платежные реквизиты и валюта. Содержательный: текст, графики и таблицы, описывающие движение доходов и расходов школы в рамках установленного периода, стоимость балансового имущества и деньги, потраченные на закупки.

Оформительный: перечень должностных лиц, несущих ответственность за распределение и расходование финансовых средств бюджетной организации и утверждение ПФХД.

План ФХД бюджетного учреждения: образец на 2019 год

Структура документа для описания финансового обеспечения образовательной организации на 2019-2020 гг. может выглядеть следующим образом.

Заглавный раздел

1. Титульный лист

  • Перечень Ф.И.О. должностных лиц, принимающих участие в составлении и утверждении плана ФХД, с подписями каждого из них.
  • Наименование органа, который отвечает за контроль лицевого счета школы. Суммы, указанные в отчете, с точностью до двух знаков после запятой. Фактический адрес ОУ.
  • Полное наименование учредительного органа.
  • Полное наименование школы, ИНН, КПП.

Содержательный раздел

1. Описательная часть

  • Цели и задачи бюджетного учреждения.
  • Описание реализуемых видов деятельности: оказание общеобразовательных услуг.
  • Перечень дополнительных платных услуг, которые реализует школа.
  • Стоимость имущества образовательной организации, как закрепленной вышестоящими органами, так и приобретенной на специально выделенные или полученные другим путем средства.
  • Стоимость движимого балансового имущества.

2. Описание финансового счета бюджетного учреждения

  • Финансовые активы, включая дебиторские задолженности.
  • Нефинансовые активы, включая имущество, закрепленное за школой.
  • Состояние кредитных историй на отчетный период плана ФХД (2019-2020 гг.)

3. Прогноз движения доходов и расходов с учетом данных прошлого финансового года

  • Остаток средств на начало и конец отчетного периода.
  • Поступившие денежные средства (указываются общей суммой) с учетом субсидирования, прибыли от реализации платных образовательных услуг, целевого финансирования и т.д.
  • Израсходованные денежные средства (указываются общей суммой) с учетом выплаченных заработных плат, уплаченных налогов, деньги, потраченные на оплату коммунальных, транспортных услуг, аренду помещений.

4. Расходы на приобретение товаров, услуг и работ с указанием перечня трат. Данные подраздела плана ФХД рассчитываются бюджетным учреждением на основании ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными группами юридических лиц” и ФЗ №44 «О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг”.

5. Сведения о финансовых средствах, которые идут на реализацию обязательств по контракту. Указывается остаток на начало отчетного периода и прогноз поступления на будущий финансовый год. Обозначается объем работ и сроки их выполнения.

Справочный раздел

Приложение №1 «Сведения о применение субсидий, направленных на возмещение нормативных трат”: таблица с указанием бюджетов, полного наименования образовательной организации, учредителя, органа, ответственного за лицевой счет школы.

Приложение №2 «Обоснование по выплатам”: таблица расчетов с пояснениями.

Поскольку структура плана ФХД для школ в последнее время существенно расширяется за счет обоснования расходов и материальной ситуации учреждения, актуальными становятся альтернативные формы осуществления финансового планирования.

Внесение изменений в план ФХД школы

Правки в документ возможно вносить в особых случаях как в описание доходов, так и в описание трат. Так, образовательная организация должна внести в ПФХД сведения о возмещении какого-либо ущерба, нанесенного третьими лицами, и страховые выплаты. Графа «Расходы” корректируется при появлении внеплановых трат при выполнении госзадания, если изменились нужды учебного заведения. Все корректировки плана ФХД не должны противоречить ранее внесенным данным.

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

Согласно приказа Минфина №81н, директор автономного образовательного учреждения может самостоятельно утверждать план финансово-хозяйственной деятельности, если такое право за ним закрепил учредитель. В противном случае процедура утверждения ПФХД образовательной организации должна проводиться в пять последовательных этапов.

  1. Заверение проекта плана ФХД и его копии ответственными лицами, скрепление печатью учебного заведения.
  2. Проверка и утверждение проекта ПФХД (предоставляется в двух копиях) учредителем в течение пяти рабочих дней.
  3. Проверка документа органами бухучета и комитетом по управлению инвестициями.
  4. Учет и внесение корректировок в ПФХД в течение двух рабочих дней или, если правок нет, утверждение плана ФХД бюджетного учреждения директором департамента.
  5. Формирование бюджета образовательной организации в течение 30 рабочих дней, после чего утвержденный и подписанный план ФХД возвращается директору школы.

Внесение поправок в утвержденный план ФХД могут вноситься, если изменился размер бюджетного финансирования, увеличился доход школы о реализации платных услуг, появились расходы, не зафиксированные в ПФХД.

Требования к плану ФХД на 2020 год: что изменится

В связи с принятием Минфине Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н (далее — Требования № 186н), изменяющего правила составления плана ФХД на 2019 год для автономных и бюджетных учреждений и отменяющего Требования №81н, важно заблаговременно подготовиться к изменениям, которые коснутся финансового планирования деятельности школ уже в ближайшем будущем. С 1 января 2020 года составлять планы ФХД необходимо будет в соответствии с Требованиями № 186н. Новшества коснутся:

  • формы документа, которая имеет несколько отличий от принятой на сегодня;
  • порядка внесения изменений в план;
  • корректировки документа при реорганизации учреждения.

При составлении плана ФХД учредитель теперь будет делегировать в ОУ сведения о планируемом бюджетном субсидировании. Отныне форму документа будет утверждать учредитель. Составляя проект документа финансового планирования, авторам текста важно обосновать плановые показатели по выплатам, прилагая соответствующие расчеты, хотя подобного требования в приказе нет. В новых Требованиях есть положение о том, что если срок обязательств, которые принимает ОУ, превышает тот, на который составлен план финансово-хозяйственной деятельности государственного муниципального учреждения, учредитель вправе утвердить новый период для показателей документа. Согласно Требованиям № 186н:

  • план ФХД формируют кассовым методом;
  • документ формируют с учетом законодательства о гостайне РФ, поскольку план содержит сведения, которые являются государственной тайной;
  • если подведомственность учреждения меняется в течение финансового года, документ финансового планирования должен быть адаптирован к требованиям нового учредителя, в чье ведение поступит учреждение.

Процедура составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения останется неизменной, изменения коснутся автономных учреждений, в которых документ должен пройти обязательное утверждение наблюдательного совета. Если в учреждении есть обособленные подразделения, финансовое планирование для них осуществляют для каждого подразделения и головного учреждения по отдельности. Текстовая часть документа, в которой указывались паспортные данные ОУ, виды деятельности, перечень оказываемых услуг, балансовая стоимость движимого и недвижимого имущества. Табличная часть содержательного блока плана ФХД также несколько изменит свою структуру. Таблиц по-прежнему будет пять, однако их суть несколько отличается от установленной:

Скачать таблицу

Плановые показатели теперь формируются из расчета показателей по выплатам и поступлениям (будущим доходам), что усложняет работу бухгалтера учреждения при подготовке плановой документации.

1. Обоснование расходов в документе. В действующих требованиях обосновывать будущие выплаты нужно только в случае принятия соответствующего решения органом-учредителем, однако Требования № 186н закрепят необходимость обосновывать расходы учреждения на три года вперед, формируя общую таблицу, в которой для каждого вида выплат будут внесены планируемые цифры по годам, а также при помощи четырех дополнительных таблиц, в которых будет отражен ход расчета. Поскольку дополнительные таблицы потребуются для каждого вида выплат, число таблиц в образце плана ФХД для школы возрастет в разы. Незначительным утешением для бухгалтеров учреждений станет то, что если определенные виды выплат не предусмотрены деятельностью учреждения, делать соответствующие обоснования в плане не нужно будет делать (в противном случае, только на обоснование расходов на командировки сотрудников необходимо будет заполнить 37 таблиц). Увеличится и число выплат: 15 привычных бухгалтерам таблиц заменят 19 табличных блоков, что позволит предельно детализировать планируемые учреждением расходы.

2. Обоснование доходов учреждения. Чтобы акты проверок финансово-хозяйственной деятельности школ проходили без неприятных сюрпризов, планируемые поступления в бюджет учреждения необходимо будет обосновать на три года вперед. Соответствующую информацию нужно будет внести в пять табличных блоков, заполняя в них доходы от штрафов, пени, оказания услуг, выполнения различных работ, собственности ОУ, поступлений в виде грантов (кроме субсидий), операций с активами. Зачастую у автономных учреждений только два источника доходов — приносящая доход деятельность и субсидирование, но даже в этом случае при составлении плана придется дать обоснование по остальным видам поступлений.

Скачать Образец плана ФХД бюджетного учреждения автономного типа

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

В бюджетных учреждениях доходы и расходы довольно часто не связаны между собой. Получается, что нужно направить средства на возмещение расходов, не имеющих к доходам никакого отношения. Для этого в бухгалтерском учете применяется специальный счет 030406000, что оговаривается в пояснительной записке к ПФХД. В отчете выплаты из бюджета вполне могут не соответствовать затратам, понесенным бюджетным учреждением.

Но когда взаимосвязь есть, положение несколько меняется. Например, получая плату за сданное в аренду имущество, учреждение должно направить эти деньги, прежде всего, на содержание этого имущества (п. 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.
  10. Подписи заверяются печатью.

  11. Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *