Плательщик сборов

Тесты

1. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица, кроме филиалов, имеющих отдельный баланс и расчетный счет.

2. За учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения филиала несет ответственность:

а) организация, учредившая филиал;

б) организация, учредившая филиал, и сам филиал;

в) филиал, если он наделен полномочиями, аналогичными полномочиям дочерней организации.

3. Правило признания взаимозависимости на косвенное участие через какую-либо третью организацию либо совокупность организаций:

а) распространяется;

б) не распространяется;

в) распространяется только между юридическими лицами.

4. Суд может признать лица взаимозависимыми, если:

а) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 15 %;

б) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 10 %;

в) отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

5. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

а) присутствовать при проведении налоговой проверки;

б) присутствовать при проведении камеральной налоговой проверки;

в) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

6. Налогоплательщики (плательщики сборов):

а) обязаны использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

б) имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

7. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

а) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

б) получать от налоговых органов устные и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

8. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется:

а) административная защита их прав и законных интересов;

б) административная и судебная защита их прав и законных интересов;

в) административная и судебная защита их законных интересов.

9. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;


в) Налоговым кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом.

10. Права налогоплательщиков обеспечиваются:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

11. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи ‘с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, несут обязанности, предусмотренные:

а) Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации и таможенным законодательством;

в) таможенным законодательством.

12. Налогоплательщики — организации и предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов:

а) в двухнедельный срок;

б) в пятидневный срок;

в) в десятидневный срок.

13. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:

а) в течение пяти лет;

б) в течение четырех лет;

в) в течение трех календарных лет.

14. Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о реорганизации в срок:

а) не позднее десяти дней со дня принятия такого решения;

б) не позднее пяти дней со дня принятия такого решения;

в) не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

15. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены:

а) обязанности и права по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

б) обязанности по перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

в) обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.


16. Налоговые агенты обязаны:

а) в течение отчетного периода письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности;

в) в течение одного месяца, но не позднее отчетного периода, сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности.

17. Налоговые агенты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по перечислению удержанных налогов;

б) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по исчислению и перечислению удержанных налогов;

в) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

18. Организации являться одновременно налоговыми агентами и налогоплательщиками:

а) могут;

б) не могут;

в) могут в редких случаях.

19. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются:

а) Налоговым кодексом, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации;

б) Налоговым кодексом и Таможенным кодексом;

в) Налоговым кодексом, федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

20. Органы местного самоуправления осуществлять прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет:

а) могут;

б) не могут;

в) могут в случаях, предусмотренных в НК РФ.

ГЛАВА 3

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В абзаце 2 п. 2 ст. 11 НК РФ указывается, что относится к организациям.

1. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом не имеют значения организационно-правовая форма и цели деятельности юридического лица.

Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном НК РФ, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, далее по тексту — ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их части, в том числе функции представительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

К иным обособленным подразделениям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся представительства. А в целях применения положений НК РФ обособленным подразделением организации по п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения российского юридического лица в соответствии с НК РФ не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь выполняют функции юридического лица по уплате налогов. Невыполнение данной обязанности филиалом или иным обособленным подразделением российской организации влечет неблагоприятные правовые последствия для этой организации, то есть для российского юридического лица в целом. Это означает, что при нарушении налогового законодательства, которое было обнаружено при проведении налоговой проверки филиала или иного обособленного подразделения российского юридического лица, к налоговой ответственности привлекается это российское юридическое лицо, а не его филиал или иное обособленное подразделение.

2. Иностранные организации, к которым относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения к физическим лицам относятся:

граждане РФ;

иностранные граждане.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ, далее по тексту — Федеральный закон о гражданстве) иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Российская газета. 2002. 5 июня.

лица без гражданства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона о гражданстве лицо без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории Российской Федерации физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Ранее, то есть до внесения изменений Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее по тексту — Федеральный закон N 137-ФЗ), физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ признавались физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. На основании подп. «г» п. 8 ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ утратил силу.

Там же. 2006. 29 июля.

Если сравнить эти определения, видно, что до внесения изменений имело значение общее количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в календарном году и оно должно было превышать 183 дня, для того чтобы физическое лицо было признано налоговым резидентом, а сейчас 183 календарных дня считается в течение 12 следующих подряд месяцев.

В качестве самостоятельной категории налогоплательщиков — физических лиц выступают индивидуальные предприниматели, которыми в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В НК РФ особо отмечается, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно последним изменениям, внесенным Федеральным законом N 137-ФЗ, из состава понятия «индивидуальные предприниматели» были исключены частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Эти изменения обусловлены следующим.

Предпринимательская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ) отдельно отмечается, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а связано это с тем, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Российская газета. 1993. 13 марта.

Адвокатская деятельность в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ) также не признается предпринимательской, поскольку осуществляется в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Таким образом, в связи с тем, что деятельность, осуществляемая частными нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, по сути своей не является предпринимательской, отнесение их к числу предпринимателей в целях налогообложения было не вполне корректным.

В заключение хотелось бы добавить, что по каждому налогу (сбору) конкретный перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) должен быть определен в соответствии с законом, поскольку согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (плательщики сборов) и элементы налогообложения.

14.07.2008Интернет-Издание «Gaap.ru» М.М. Виноградова, Deloitte & Touche CIS, услуги по разрешению налоговых споров, консультант

Как известно, налоговые органы часто доначисляют налоги, пени и штрафы филиалам и представительствам организаций, тем самым признавая их равноправными участниками налоговых правоотношений. Однако по гражданскому законодательству обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ), вследствие чего они не могут выступать в хозяйственных отношениях от своего имени.

Налоговое законодательство признает налогоплательщиками только организации и физические лица (ст. 19 НК РФ). Обособленные подразделения российских компаний не признаются организациями для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ). В связи с этим обособленные подразделения российских компаний не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений, а только исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов по месту своего нахождения (абз. 2 ст. 19 НК РФ).

Вместе с тем филиалы и представительства иностранных компаний приравнены НК РФ к организациям (п. 2 ст. 11 НК РФ) и соответственно являются самостоятельными налогоплательщиками. Данное положение НК РФ вполне логично, поскольку иностранные компании могут осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность в России только через филиалы и представительства.

Таким образом, налоговый статус филиала или представительства зависит от того, является ли оно обособленным подразделением российской или иностранной организации.

Однако до настоящего времени судебная практика по данному вопросу была неоднозначной. Так, суды могли как признать незаконными решения о привлечении к налоговой ответственности филиалов и представительств как российских, так и иностранных организаций только на том основании, что обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (см., например: Постановление ФАС ЗСО от 20.02.2007 № Ф04-647/2007(31359-А45-32), Постановление ФАС МО от 17.01.2005 № КА-А40/12955-04), так и рассмотреть доводы обжалуемых решений налоговиков по существу, не обращая внимания на налоговый статус обособленного подразделения (см., например: Постановление ФАС ВСО от 04.04.2007 № А19-18342/ 06-43-Ф02-1808/07, Постановление ФАС ДВО от 31.03.2004 № Ф03-А51/04-2/376).

На наш взгляд, с принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) постановлений от 03.04.2007 № 13617/05 и от 04.07.2006 № 1782/06 судебная практика по данному вопросу должна стать единообразной.

ВАС РФ, в частности, рассмотрел законность привлечения к налоговой ответственности филиала российской кредитной организации. Нижестоящие суды признали решение налогового органа законным на основании того, что филиал банка осуществляет банковские операции от имени юридического лица и соответственно является субъектом налоговых правоотношений.

В Постановлении ВАС РФ от 03.04.2007 № 13617/05 указано на то, что филиал российской организации не может являться лицом, которое в соответствии со ст. 107 НК РФ может нести ответственность за совершение налоговых правонарушений. Свою позицию ВАС РФ обосновал в том числе п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9, в котором определено, что филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Мы надеемся, с принятием Постановления ВАС РФ от 03.04.2007 № 13617/05 не только установится единообразная судебная практика по данному вопросу, но и изменится практика налоговых органов по привлечению к ответственности обособленных подразделений российских организаций.

Обособленные подразделения иностранных организаций

Как указывалось ранее, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленные подразделения иностранных организаций приравниваются к организациям. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ВАС РФ от 04.07.2006 № 1782/06.

Данный спор был инициирован налоговиками, которые обратились в арбитражный суд для взыскания штрафа с филиала иностранной компании.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу, исходя в том числе из того, что к ответственности может быть привлечен не филиал, а сама иностранная компания.
Суд кассационной инстанции налоговому органу также отказал, ссылаясь на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела с участием самих иностранных организаций, а не их филиалов и представительств (п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 27, 247, 248 АПК РФ). Поэтому производство по делу было прекращено (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и направил для рассмотрения по существу в данную инстанцию.

ВАС РФ указал на неправомерность прекращения производства по делу и отметил, что в силу ст. 11 НК РФ понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как иностранное юридическое лицо, так и его филиалы и представительства. Следовательно, филиал или представительство иностранного юридического лица, созданные на территории РФ, признаются в налоговых правоотношениях организациями-налогоплательщиками, на которые в соответствии со ст. 19 НК РФ возлагается обязанность по уплате налогов, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений. Подписка Разместить:

Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:

  • наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;
  • лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
  • индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);
  • лица, использующие труд наемных работников;
  • собственники имущества (движимого и недвижимого);
  • авторы произведений науки, искусства, литературы и их правопреемники;
  • законные представители (опекуны, усыновители);
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • иной статус в соответствии с законодательством РФ.

Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.

К резидентам относятся:

1) физические лица — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства — фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.

1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.

2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.

3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать сборы.

Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать страховые взносы.

Налогоплательщик это тот, кто юридически обязан уплачивать налог, исполнять иные обязанности налогоплательщика — представлять налоговые декларации, вести налоговый учет и т.д. Во второй главе Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены все российские налоги. Для каждого налога указывается, кто является его налогоплательщиком.

Плательщиками сборов называются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать сборы.

Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать страховые взносы.

Понятия «Налогоплательщик», «Плательщик сборов», «Плательщик страховых взносов» определены в статье 19 НК РФ:

«Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.»

Следует отметить, что если у организации есть филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, то такие подразделения самостоятельными налогоплательщиками не являются. Как указывается в статье 19 НК РФ «филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений».

Помимо налогоплательщиков, НК РФ использует понятие Налоговый агент — лицо, на которое законодательством возложена обязанность по перечислению (и удержанию) налога за налогоплательщика.

Пример

Организация приняла на работу работника. При выплате заработной платы организация удерживает из доходов работника НДФЛ.

В этой ситуации организация признается налоговым агентом, а работник — налогоплательщиком.

Права налогоплательщиков указаны в статье 21, а обязанности в статье 23 НК РФ

Так, к примеру, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Иностранная структура без образования юридического лица признается налогоплательщиком в случаях, указанных в НК РФ (ст. 19 НК РФ).

Если налогоплательщик по итогам налогового периода не должен уплачивать налог в связи с отсутствием налоговой базы, то он все равно обязан представить налоговую декларацию, в которой отразить расчет налога (в этом случае его отсутствие). Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Пример

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общероссийской общественной организации инвалидов штрафа за несвоевременное представление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Организация требование не признала, полагая, что наличие у нее права на льготу по налогу на имущество освобождает ее от обязанности представления налоговой декларации и налоговых расчетов по названному налогу.

Высший судебный орган отметил, что лицо, являющееся плательщиком налога на имущество организаций, обязано представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам и в том случае, когда оно пользуется льготой по названному налогу и в связи с этим не уплачивает его в бюджет.

п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации».

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) (Статья 21 НК РФ).

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (Статья 23 НК РФ)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

22.01.2020

Дополнительно

Налог

Налоговый агент — лицо, на которое законодательством возложена обязанность по перечислению (и удержанию) налога за налогоплательщика.

Иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *