Платежное поручение ГК РФ

1. При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется по распоряжению плательщика перевести находящиеся на его банковском счете денежные средства на банковский счет получателя средств в этом или ином банке в сроки, предусмотренные законом, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определен применяемыми в банковской практике обычаями.

2. Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, банковскими правилами, применяемыми в банковской практике обычаями или договором.

3. Банк плательщика вправе привлекать другие банки (банки-посредники) для исполнения платежного поручения плательщика.

4. Правила настоящего параграфа применяются к отношениям, связанным с осуществлением расчетов поручениями о переводе денежных средств без открытия банковского счета, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 866.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 863 Гражданского Кодекса РФ

1. Расчеты платежными поручениями подразумевают перечисление банком по поручению клиента-плательщика за его счет денежной суммы на счет получателя средств. Банк обязан списать денежные средства со счета клиента и обеспечить зачисление их на счет получателя.

Поручение клиента банку оформляется в виде такого расчетного документа, как платежное поручение. Платежное поручение — это расчетный документ, оформленный на бланке установленной формы, содержащий распоряжение плательщика обслуживающему его банку (банку-эмитенту) о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение оформляется, как правило, в четырех экземплярах, один из которых возвращается плательщику со штампом банка и выполняет функцию расписки о приеме расчетного документа к исполнению.

Платежные поручения применяются для расчетов не только в том случае, если стороны по основному договору выбрали форму расчетов платежными поручениями, но и при расчетах физического лица без открытия счета (п. 2 ст. 863), а также если в основном договоре стороны не оговорили применяемую форму расчетов (п. 1 ст. 516 ГК).

Платежные поручения могут использоваться для расчетов как юридических, так и физических лиц. Положением ЦБ РФ N 222-П предусмотрены следующие особенности для расчетов платежными поручениями граждан. Платежные поручения могут исполняться только при наличии средств на счете. Частичная оплата платежного поручения не допускается. Банк может составить от имени клиента расчетный документ на осуществление периодических перечислений с текущего счета клиента, если эта возможность предусмотрена договором банковского счета.

Основанием проведения расчетов платежными поручениями являются договоры банковского счета и банковского вклада. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете клиента.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств в уплату за товары (работы, услуги), в том числе для предварительной оплаты, в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, в целях возврата (размещения) кредита, займа, в других случаях, предусмотренных законом и договором.

2. Счет получателя средств может находиться в этом же банке или в другом банке.

Срок осуществления расходной операции устанавливается законом (см. коммент. к ст. 849 ГК). Более короткий срок может быть предусмотрен договором банковского счета либо применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Перечисление денежных средств производится банком только при наличии на счете клиента необходимой денежной суммы. При отсутствии на счете средств банк может осуществить кредитование счета, если это предусмотрено договором (ст. 850 ГК). В противном случае платежное поручение отправляется в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При появлении средств на счете оно исполняется после расчетных документов, попавших в картотеку ранее.

3. Правила о расчетах платежными поручениями (ст. 863 — 866 ГК) применяются не только при расчетах платежными поручениями, но по аналогии и к расчетам без открытия банковского счета. Невозможность применения аналогии закона в данном случае может быть установлена законом, банковскими правилами или вытекать из существа этих отношений.

Если физическое лицо желает перечислить денежные средства на существующий счет третьего лица, он может обратиться в банк, где у него не открыт банковский счет, и представить в банк платежное поручение о перечислении денежных средств на указанный счет. К отношениям банка и такого гражданина применяются названные нормы ГК.

4. Источниками регулирования отношений, вытекающих из расчетов платежными поручениями, являются закон, банковские правила и применяемые в банковской практике обычаи делового оборота. К обычаям делового оборота, используемым в банковской практике, можно отнести не имеющие силу нормативного акта, но применяющиеся в силу сложившихся банковских традиций и пробелов в законе акты Госбанка СССР и Внешторгбанка СССР.

Общие положения о наличных расчётах.

Расчётные отношения

  1. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
  2. Виды безналичных расчётов.

2.1 Расчёты платёжными поручениями.

2.2 Расчёты по аккредитивы.

2.3 Расчёты по ИНКАССО.

2.4 Расчёты чеками.

1 вопрос.

Расчётные обязательства – такие правоотношения, которые направлены на осуществление платежей за предоставленное имущество, выполненные работы, оказанные услуги, а также по иным основаниям. Согласно ст. 140 ГК в РФ платежи осуществляются наличными деньгами или в безналичной форме.

При расчёте путём наличных денежных средств, средством платежа являются реальные денежные знаки, которые передаются одним субъектом другому за товары, работу, услуги и в иных случаях (ст. 861 ГК).

Сумма расчётов наличными не ограничена в том случае, если речь идёт о расчётах между гражданами, расчёты между которыми не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Сумма наличных расчётов ограничена в следующих случаях:

  • расчёты между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность,
  • расчёты с участием юридических лиц.

Правовое регулирование расчётов осуществляется на основании гл. 46 ГК, ФЗ от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» утверждено ЦБ РФ от 5 января 1998 года №14-П, Положения «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ» утверждено ЦБ РФ 1 апреля 2003 года №202-П, Положения «О безналичных расчётах» 3 октября 2002 года №2-П.

2 вопрос.

Под безналичными расчётами понимают расчёты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого остатков денежных средств на банковских счетах.

Под формой безналичных расчётов понимаются способы и порядок исполнения денежного обязательства с использованием денежных средств на банковском счёте должника.

Формы безналичных расчётов:

· Расчёты платёжными поручениями.

· Расчёты по аккредитивы.

· Расчёты по ИНКАССО.

· Расчёты чеками,

· перечень открыт, допустимы и иные, такой как вексельная форма расчётов, регулируемая специальным законодательством.

Принципы безналичных расчётов в РФ:

1) безналичные расчёты осуществляются сторонами гражданско-правовых сделок через банк за счёт остатков денежных средств на открытых клиентам банковских счетах, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента,

2) банки не в праве отказывать клиентам в совершении операций по производству платежей, предусмотренных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счёта,

3) списание денежных средств со счёта осуществляется банком по распоряжению клиента, без распоряжения клиента списание может быть по решению суда, либо по иным основаниям, предусмотренным договором между клиентом и банком,

4) банк не в праве определять и контролировать направление использования денежных средств,

5) банк не в праве при осуществлении безналичных расчётов становиться стороной в основном обязательстве, по которому производятся расчёты, поэтому банк отвечает только за исполнение своих обязанностей перед клиентом по договору банковского счёта,

6) платежи по поручению клиента производятся при наличии средств на этом счёте, а также в тех случаях, когда договором банковского счёта предусмотрено кредитование со стороны банка своего клиента,

7) безналичные расчёты производятся на основании документов установленной формы.

Формы безналичных расчётов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых банками со своими клиентами.

2.1 вопрос.

При расчётах платёжными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счёт средств, находящихся на его счёте перевести определённую денежную сумму на счёт указанного плательщиком лица в этом или в другом банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счёта, либо не определяется применяемыми в банковской практике (ст. 863 ГК).

Эти расчёты являются консенсуальными, возмездными и односторонне-обязывающими. В этих расчётах участвуют следующие субъекты:

  • клиент банка (плательщик, заказчик по основному обязательству (выполнение работ, услуг)),
  • банк клиента (плательщика), он называется банк-эмитент или инкассирующий банк,
  • банк получателя, называется банк-ремитент или исполняющий банк,
  • иногда возможно участие транзитного банка, обычно им выступает ЦБ РФ посредством своих РКЦ,
  • Получатель, им выступают продавцы, поставщики, исполнители или иные бенефициары, выгодоприобретатели.

Предметом данных обязательств являются денежные средства, находящиеся на счёте, либо предоставленные банком в кредит.

Расчёты платёжными поручениями в пределах субъекта РФ должны осуществляться в течение 2-х банковских дней (операционных), а в пределах РФ в течение 5-и банковских дней.

Реквизиты платёжного поручения:

  • наименование расчётного документа,
  • номер платёжного поручения, число, месяц и год его выписки,
  • номер банка плательщика, его наименование и фирменное обозначение (если есть),
  • наименование плательщика и номер его счёта в банке,
  • наименование получателя средств и номер его счёта в банке,
  • наименование банка получателя (банка-эмитента),
  • назначение платежа,
  • сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью.

Банк в праве привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счёт, указанный в поручении клиента (ст. 865 ГК). Банк, принявший платёжное поручение от своего клиента, обязан:

  • перечислить соответствующую денежную сумму в срок,
  • незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения.

Клиент в праве:

  • требовать от банка информацию об исполнении поручения (отчёт),
  • предъявлять требования по поводу ненадлежащего исполнения банком обязательства по перечислению денежных средств любому из участвующих в операции лиц.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несёт ответственность по основаниям и в размерах, предусмотренных гл. 25 ГК.

В случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента банком имело место в связи с нарушением правил совершения расчётных операций банком, привлечённым для исполнения поручения плательщиком, ответственность, предусмотренная в ст. 866 ГК может быть возложена судом на этот банк. Если банк неправомерно удерживал средства, то он обязан уплатить клиенту проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 385 ГК?).

2.2 вопрос.

При расчётах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или уплатить, принять, учесть переводной вексель, либо дать поручение другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, учесть, акцептовать переводной вексель (см. информационное письмо президиума ВАС РФ от 15 января 1999 года №39).

Эти расчётные отношения консенсуальные, возмездные, односторонне-обязывающие.

Субъектами являются:

  • клиент (плательщик или приказодатель аккредитива),
  • банк-плательщик,
  • банк-эмитент
  • транзитный банк,
  • получатель,

Предмет – денежные средства и переводной вексель.

Срок действия аккредитива устанавливается сторонами.

Реквизиты аккредитива:

  • номер договора, по которому открывается аккредитив,
  • срок действия аккредитива (число, месяц, год его закрытия),
  • наименование получателя средств,
  • наименование исполняющего банка,
  • место исполнения аккредитива,
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления,
  • вид аккредитива,
  • срок отгрузки товаров, в случае, если аккредитив открывается для отгрузки товаров,
  • способ реализации аккредитива.

Виды аккредитива:

1) покрытый аккредитив – банк-эмитент должен перечислять сумму аккредитива (покрытие) за счёт плательщика, либо за счёт предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива,

2) отзывной аккредитив – аккредитив, который может быть изменён или отменён банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств,

3) подтверждённый аккредитив – безотзывной аккредитив, который по просьбе банка-эмитента, подтверждён исполняющим банком.

Для получения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк соответствующие документы. При нарушения хотя бы одного из условий исполнение аккредитива не производится, а если исполняющий банк уже произвёл платёж или осуществил операцию, то тогда банк-эмитент обязан ему возместить убытки. Указанные расходы, а также все другие расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива возмещаются плательщиком.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

1) по истечению срока аккредитива,

2) по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения его срока (но только если это предусмотрено условиями аккредитива),

3) по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива (но только если такой отзыв возможен по условиям договора),

4) о закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент и неиспользованная сумма аккредитива возвращается плательщику.

2.3 вопрос.

При расчётах по ИНКАССО банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счёт клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Короче говоря, ИНКАССО – это поручение клиента банку, в котором у него открыт счёт, получить для него платёж или согласие на осуществление платежа от плательщика.

Расчёты по ИНКАССО это консенсуальные, возмездные, односторонние правоотношения.

Признаки расчётов по ИНКАССО:

  • поручение клиента банку получить (инкассировать) деньги от плательщика или получить согласие уплатить деньги,
  • при расчётах по ИНКАССО поручение выполняется за счёт клиента,
  • при расчётах по ИНКАССО выполнение поручения банком-эмитентом самостоятельно или при помощи исполняющего банка.

Стороны расчётных операций следующие:

  • клиент банка (получатель),
  • банк-эмитент,
  • исполняющий банк,
  • клиент исполняющего банка (плательщик).

Предметом этих расчётов могут быть денежные средства либо акцепт платежа.

По сроку действия расчёты по ИНКАССО бывают 2-х видов:

1) расчёты по предъявлению – исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения,

2) расчёты по ИНКАССО в установленный срок – исполняющий банк действует в зависимости от того, какая конкретная инкассирующая операция на него возложена.

Формы, в которых возможно дать инкассовые поручения (имеют одинаковую юридическую силу):

· платёжное требование,

· платёжное требование поручение,

· инкассовое поручение,

· вексель и чек.

При отсутствии какого-либо документа или при несоответствии документов по внешним требованиям инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено это инкассовое поручение. после этого банк вправе приостановить выполнение поручения не впадая в просрочку (не будет считаться просроченным, так как вовремя уведомил сторону). В случае не устранения указанных недостатков банк имеет полное право возвратить эти документы без исполнения.

Документы представляются плательщику в той форме, в которой они поступили для исполнения, за исключением отметок и надписей банков, которые допустимы для оформления инкассовых операций. Если документы подлежат оплате по предъявлению, исполняющий банк обязан сделать представление к платежу немедленно. Если же документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня, указанного в документе срока платежа.

Банк, получивший от банка-эмитента инкассовое поручение вместе с необходимыми документами, обязан для его исполнения совершить следующие действия:

при акцептной форме расчётов:

1) произвести формальную проверку поступивших документов, с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям,

2) предъявить поступившие документы плательщику для акцепта,

3) в случае акцепта плательщиком поступившего требования и наличия денег на счёте произвести списание средств и обеспечить их перевод на счёт получателя в банке-эмитенте,

при безакцептной (бесспорной) форме расчётов:

1) произвести формальную проверку поступивших документов, с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям,

2) при наличии денег на счёте плательщика списать требуемую сумму и обеспечить её перевод в банк получателя платежа (банк-эмитент) для зачисления на его счёт.

Частичные платежи могут быть приняты в случае, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии такого разрешения в инкассовом поручении. Полученные суммы (инкассированные) должны быть немедленно переданы исполняющм банком банку эмитенту, который обязан зачислить их на счёт клиенту, при этом исполняющий банк в праве удержать из инкассированной суммы причитающееся ему вознаграждение и возмещения расходов.

Согласно ст. 874 ГК, банк-эмитент несёт ответственность по основаниям и в размере, предусмотренным гл. 25 ГК (Г-П ответственность). Если неисполнение или ненадлежащее исполнения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчётных операций исполняющим банком, ответственность может быть возложена на исполняющий банк.

2.4 вопрос.

Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжения чекодателя банку произвести платёж, указанной в чеке суммы, чекодержателю.

Эти правоотношения консенсуальные, возмездные, односторонние.

Субъектами выступают:

  • чекодатель (какой-либо должник, по какому-либо обязательству),
  • плательщик (банк),
  • чекодержатель (кредитор по какому-либо основному обязательству или назначенное кредитором лицо).

Предметом расчёта чеками является – осуществление платежа.

Срок оплаты по чеку устанавливается законом, а именно см. ст. 879 ГК. Форма чека также устанавливается законом и принятыми в соответствии с ним банковскими правилами.

Обязательные реквизиты чека:

  • наименование «Чек», включённое в текст документа,
  • поручение плательщику (банку) выплатить определённую денежную сумму,
  • наименование плательщика и указание счёта, с которого должен быть произведён платёж по этому чеку,
  • указание валюты платежа,
  • указание даты и места составления чека,
  • подпись лица, выдавшего чек (чекодателя).

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека, кроме одного исключения. Чек, не содержащий указания на место его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.

Чек оплачивается за счёт средств чекодателя, чек подлежит оплате плательщиком, при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом. Плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также, что предъявителем чека является уполномоченное лицо. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, а именно их непрерывность, но не сами подписи лиц, индоссировавших чек. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного, утраченного чека возлагаются на плательщика или чекодателя в случае, если будет доказано, что эти убытки были причинены по его вине. Лицо, оплатившее чек, в праве потребовать передачи ему чека и расписку в получении платежа. Платёж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля (поручительство об ответственности по ценной бумаге). Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, считается предъявлением чека к платежу на условиях ИНКАССО.

В случае отказа плательщика от оплаты чека, чекодержатель в праве по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам. Чекодержатель в праве потребовать от указанных лиц оплаты суммы чека, издержек на получение оплаты, а также проценты в соответствии со ст. 395. Такое же право принадлежит обязанному по чеку лицу. Иск чекодержателя к перечисленным лицам может быть предъявлен в течение 6 месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Регрессные требования по искам обязанных лиц к друг другу погашаются по истечению 6 месяцев со дня, когда соответствующее обязанное лицо удовлетворило требования или со дня предъявления к нему иска.

Общие положения о расчетах

Общие положения о расчетах регулируются гл. 46 ГК РФ (ст. 861-885). Исходя из положений этой главы ГК РФ, можно констатировать, что основанием возникновения расчетных отношений и обязательств является совершение плательщиком действий, которые направлены на совершение платежа получателю — другому лицу (лицам). И эти основания могут быть самыми разными: оплата переданного имущества, оплата выполненной в срок качественной работы, оказание услуг клиенту, безвозмездная передача денег и др.

Совершаемые при этом расчетные отношения классифицируются на два вида: на безналичные (через кредитную организацию) и наличные, когда должник вручает кредитору деньги (банковские и казначейские билеты, монеты). Способ расчетов зависит от правового положения субъекта расчетных отношений и того основания, по которому производится платеж. Если расчеты осуществляются с участием граждан, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, эти расчеты могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Если расчеты происходят между юридическими лицами и между индивидуальными предпринимателями, то они осуществляются, как правило, в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ).

Статья 80 Закона о Банке России установила правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, которые не должны противоречить правилам ГК РФ и других федеральных законов о расчетах. Например, Банк России разработал Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 5 января 1998 г. № 14-П (с изм. от 31 октября 2002 г.), обязательное для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, а также юридическими лицами на территории России. Банком России утверждены: Положение о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П (с изм. от 11 июня 2004 г.); Положение о порядке осуществления безналичных расчетах физическими лицами в РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П; Положение об эмиссии банковских карт, и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, от 24 декабря 2004 г. № 266-П. В отношении электронных расчетов Банком России принято Указание ЦБ РФ от 24 апреля 2003 г. № 1274-У (с изм. от 25 августа 2004 г.) «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» и др.

В ходе осуществления безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК РФ). Эти правила не могут противоречить положениям ГК РФ и других федеральных законов о расчетах. При этом стороны могут избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов.

Закон установил, что все расчеты осуществляются через банки и иные кредитные организации, в которых заинтересованным клиентам открыты (открываются) соответствующие банковские счета. С точки зрения удобства расчеты принято классифицировать на одногородние, на междугородние и на расчеты, которые осуществляются на территории одного субъекта РФ либо двух или более субъектов. Сами банки, обслуживающие плательщиков и получателей денежных средств, состоят в корреспондентских отношениях между собой или с Банком России в лице его расчетно-кассовых центров. Сторонами расчетных правоотношений являются: плательщик; банк плательщика; получатель; банк получателя.

Важная роль в расчетах отводится документам. Документы могут иметь с соответствующими формами совпадающее название, но, в отличие от последних, их функции могут ограничиваться определенным оформлением расчетных операций. Начало осуществления расчетов происходит с момента подготовки расчетных документов и передачи их в банк. Всякий расчетный документ должен основываться на законе, принятых стандартах и содержать: наименование документа; номер и дату выписки; номер и код банка плательщика и его фирменное обозначение; наименование плательщика, его точный номер и номер его счета в банке; наименование получателя средств, его идентификационный номер и номер его счета в банке; наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер и код банка получателя; назначение платежа (в чеке не указывается); сумму платежа цифрами и прописью. На первом экземпляре расчетного документа проставляются подпись руководителя юридического лица (гражданина-предпринимателя) и печать юридического лица.

В целях осуществления безналичных расчетов закон определил срок, который составляет два операционных дня в пределах одного субъекта Российской Федерации (ст. 80 Закона о Банке России). Операционным считается день, который заканчивается в момент прекращения соответствующих операций с клиентами в банке (п. 1 ст. 194 ГК РФ). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день. Исчисление вышеуказанных сроков начинается с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика (соответствующего корреспондентского счета банка плательщика) и завершается в момент зачисления на счет получателя (на корреспондентский счет банка получателя).

На основании представленных распорядителем или получа­телем средств федерального бюджета платежных документов Фе­деральное казначейство в день совершения разрешительной над­писи осуществляет платеж, дав указание банку списать средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную опе­рацию на лицевом счете распорядителя или получателя бюджетных средств.

Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осуществляется по платежным поручениям этих органов. Для фи­нансирования расходов по лицевым счетам распорядителей бюд­жетных средств, открытых в органах казначейства, органы казна­чейства представляют в банк платежные поручения.

Банк не контролирует целевое использование средств по счетам казначейства.

Кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляют кредитные организации, которые ведут счета соответствующих органов Федерального казначейства. Кредитные ор­ганизации заключают с органом Федерального казначейства дого­вор о приеме и выдаче наличных денег распорядителям и получа­телям бюджетных средств с лицевых счетов.

Кредитная организация выдает органу казначейства необходи­мое количество чековых денежных книжек.

Выдача наличных денег из кассы кредитного учреждения рас­порядителю (получателю) бюджетных средств производится на основе чека, на оборотной стороне которого проставляется наиме­нование распорядителя (получателя) бюджетных средств. На чеке должны быть обязательно указаны паспортные данные представи­теля распорядителя (получателя) бюджетных средств. Сумма, ука­занная в чеке, списывается со счета казначейства.

Прием денег в кассу банка производится от представителя распорядителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличны­ми для зачисления на счет казначейства. В графе «Получатель» указывается орган казначейства (в скобках указывается наимено­вание распорядителя бюджетных средств, внесшего денежные средства).

БК РФ предусматривает определенную очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255).

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюд­жетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержден­ных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).

При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получа­теля бюджетных средств) денежных средств они списываются в следующей последовательности:

• в первую очередь осуществляется списание по судебным ак­там, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате неза­конных действий (бездействия) государственных органов, ор­ганов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

• во вторую очередь осуществляется списание по судебным ак­там, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причи­ненных физическому или юридическому лицу в результате не­законных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания ими актов, не соот­ветствующих закону или иному правовому акту;

• в третью очередь осуществляется списание, предусматрива­ющее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

• в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муници­пального долга;

• в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расхо­дов бюджета.

Списание средств со счетов по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очеред­ности поступления документов.

Следует учитывать, что БК РФ регулирует исключительно оче­редность списания средств со счетов бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств. Списание средств с банковских счетов регулируется ГК РФ, который устанавливает принципи­ально иную очередность. Только первая очередь платежей, уста­новленная БК РФ, полностью соответствует первой очереди списания средств с банковского счета, установленной ст. 855 ГК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.01 г. № 143 (в ре­акции от 26.07.04 г. № 379) утверждены Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Эти Правила не распространяются на исполнение решений судов о взыскании с органов социальной защиты населения, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задолженности по ежемесячным по­добиям на детей; на отношения, связанные с взысканием недополученных пенсий на основании исполнительных листов судебных органов (Письма Минфина РФ от 08.02.02 г. № 03-01-01/02-63, от 9.10.03 г. № 03-01-01/12-303, от01.12.03 г. № 3-12-22/44).

Согласно Правилам исполнительный лист судебного органа по снежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.

Одновременно с исполнительным листом взыскатель представ­ляет заверенную в установленном порядке копию решения суда, для исполнения которого выдан исполнительный лист, и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Орган Федерального казначейства ведет учет исполнительных листов и документов.

Исполнительный лист возвращается взыскателю без исполне­ния в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата в случае:

• нарушения сроков предъявления исполнительного листа к исполнению;

• несоответствия его требованиям, установленным законода­тельством РФ;

• отсутствия какого-либо из документов, указанных выше;

• несоответствия наименования должника по исполнительному листу его наименованию как получателя средств федерального бюджета, имеющего лицевой счет в органе Федерального каз­начейства.

Орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после предъявления исполнительного листа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению в соответствии с указанными Правилами.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведом­ления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженнос­ти (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по ис­полнению требований, содержащихся в исполнительном листе.

Для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, за счет средств федерального бюджета должник одновремен­но с письмом представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классифи­кации.

При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджет­ных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, не­обходимых для удовлетворения требований, содержащихся в ис­полнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требо­вание о необходимости выделения дополнительных лимитов бюд­жетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для выполнения требований исполнительного листа.

Копию запроса-требования, заверенную подписью руководи­теля (его заместителя) должника, должник представляет в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в двухмесячный срок со дня поступления исполнитель­ного листа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюд­жета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запро­сами-требованиями.

Должник обязан представить в орган Федерального казначей­ства платежное поручение на перечисление в установленном по­рядке средств для полного либо частичного исполнения требова­ний исполнительного листа в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из его лице­вого счета, свидетельствующей о получении средств.

Требование исполнительного листа по задолженности, образо­вавшейся в результате осуществления должником предпринима­тельской и иной приносящей доход деятельности, исполняется на основании платежного поручения должника в пределах общего остатка средств, учтенных на открытом ему лицевом счете.

При недостаточности средств на указанном лицевом счете должника взыскатель вправе в судебном порядке предъявить тре­бования в части неисполненного обязательства главному распоря­дителю средств федерального бюджета, в ведении которого нахо­дится должник.

Выплата по исполнительному листу задолженности, образовав­шейся в результате деятельности должника, финансируемой за счет средств федерального бюджета, может производиться должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной при­носящей доход деятельности, без последующего возмещения из федерального бюджета средств, направленных на погашение за­долженности по исполнительному листу.

При неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казна­чейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а так­же при нарушении должником сроков, установленных Правилами, органы Федерального казначейства приостанавливают осущест­вление операций по расходованию средств с соответствующих ли­цевых счетов должника до момента устранения нарушения.

Операции по лицевым счетам не приостанавливаются при предъявлении должником в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решения суда или су­дебного акта, отменяющего или приостанавливающего исполнение решения суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *