Побочное производство

Вуправлении затратами предприятия важная роль отводится способам калькулирования себестоимости продукции. Их сущест­вует несколько:

Глава VII. Основы калькулирования себестоимости продукции

— нормативный способ калькулирования;

— способ прямого расчета;

— способ суммирования затрат;

— способ исключения затрат на побочную продукцию;

— способ пропорционального распределения затрат;

— комбинированный способ калькулирования.

Нормативный способ калькулированияявляется составной ча­стью нормативного метода учета затрат и калькулирования себе­стоимости продукции. Предпосылками применения этого способа являются: наличие норм и нормативов затрат; составление норма­тивной калькуляции себестоимости единицы выпускаемых изде­лий; достоверное документирование и учет затрат по действующим нормам и отклонениям от них.

Способ прямого расчетазаключается в том, что себестоимость продукции определяется на основе прямого учета затрат, а себе­стоимость единицы изделия исчисляется делением общей величины затрат по этой продукции на ее количество.

Исчисление себестоимости этим способом используется, когда объекты учета затрат совпадают с объектом калькулирования.

Способ суммирования затратзаключается в том, что себестои­мость продукции определяется путем суммирования затрат по от­дельным частям изделия или процессам его изготовления. Этот спо­соб, как правило, применяется в производствах, где для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется попере-дельный (попроцессный) метод.

Способ исключения затрат на побочную продукциюсостоит в том, что продукция подразделяется на основную, побочную и отходы. Чтобы определить себестоимость основной продукции, побочные продукты и отходы исключаются из общих затрат по заранее опре­деленным ценам.

Способ пропорционального распределения затратприменяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновремен­ного производства нескольких видов изделий, прямое отнесение за­трат на которые невозможно. Этот способ наиболее приемлем в про­изводствах сопряженных продуктов, когда одновременно получают несколько видов продукции в одном технологическом цикле. Свод­ный учет затрат организуется по группе выпускаемых изделий, а за­траты внутри групп распределяются на отдельные виды продуктов пропорционально экономически обоснованной базе.

Бухгалтерский учет

Комбинированный способ калькулированияпредставляет собой сочетание нескольких перечисленных выше способов, если приме­нение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечи­вает обоснованного исчисления себестоимости. Например, в расте­ниеводстве способом исключения затрат определяют себестоимость основной и сопряженной продукции, после чего, используя способ пропорционального распределения затрат, исчисляют себестои­мость каждого вида продуктов. Калькулируется себетоимость еди­ницы основной продукции способом прямого расчета.

концерн

Г

И

Г

А

Н

Т

Производственная структура

Производственная структура пред­приятия представляет собой форму организации производственно­го процесса и находит выражение в размерах предприятия, количе­стве, составе и удельном весе цехов и служб, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участ­ков и рабочих мест внутри цехов.

В производственной структуре различают:

Основное производство – это оборудование и работники цехов, продукция которых связана с основным профилем предприятия. Основное производство вырабатывает готовую продукцию и полуфабрикаты. Если предприятие имеет одно или два основных производства, то это фабрика; объединение трех и более основных производств называется комбинатом. В основных цехах выполняется определенная стадия производ­ственного процесса по превращению сырья и материалов в гото­вую продукцию либо ряд стадий производственного процесса по изготовлению какого-либо изделия или его части. Основные цеха классифицируются на: 1) заготовительные (литейные, кузнечные, штамповочные и т.д.); 2) обрабатывающие (токарные, фрезерные и т.д.); 3) выпускающие (сборочные).

Вспомогательное производство – оборудование и работники цехов, в которых осуществляется помощь в работе основному производству (ремонт оборудования, контроль качества, транспортировка предмета труда). Задача вспомогательных цехов — обеспечение нормальной бес­перебойной работы цехов основного производства. К ним относят­ся: ремонтные, слесарно-ремонтные, инструментальные, энерге­тические и др.

Подсобное производство – оборудование и работники цехов и мастерских, в которых вырабатываются продукция и материалы, необходимые для технологического процесса. Обслуживающие цеха выполняют функции хранения продукции, транспортировки сырья, материалов и готовой продукции.

Побочное производство — оборудование и работники цехов и мастерских, вырабатывающих собственную продукцию, отличную от профиля предприятия, но при этом использующие материалы, готовую продукцию и отходы основного производства. Побочные цеха занимаются утилизацией отходов.

В производственной структуре существуют элементы: рабочее место, участок и цех.

Рабочее место – неделимое звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими работниками, предназначенное для выполнения определенных операций рабочими приспособлениями. Совокупность рабочих мест, на которых выполняется технически однородная работа или различные операции по изготовлению однородной продукции, называется производственным участком. Цех – это обособленная часть предприятия, в котором вырабатывается готовая продукция.

Принципы организации производственных подразделений.

При организации цехов используют 3 основных принципа:

1. предметный – позволяет объединить в одном цеху разнотипное оборудование, выпускающее определенного вида продукцию.

2. стадийный – позволяет объединить в одном цеху однотипное оборудование, на котором выполняется одна и та же стадия технологического процесса.

3. смешанный – позволяет объединить в одном цеху разнотипное оборудование, на котором выполняются смежные операции.

Производственные подразделения в зависимости от объема производства бывают большие, средние и малые. К большим относят цеха основного производства. К средним относят цеха и мастерские как основного, так и вспомогательного производства. К малым относят мастерские побочного и подсобного производств.

С изменением технологии в структуре производства могут появляться новые цеха и устраняться старые цеха.

Организационные типы производственного процесса.

Организационный тип промышленного производства определяется объемом выпускаемой продукции, количеством номенклатуры и коэффициентом закрепления операции (Кзо). Кзо = число операций/число рабочих мест.

Массовое производство (предприятия текстильной промышленности) характеризуется большими объемами выпускаемой продукции, низким ассортиментом и коэффициентом закрепления операции, равном одному.

Серийный тип (предприятия легкой промышленности) характеризуется невысокими объемами производства, продукция выпускается партиями, расширенным ассортиментом и Кзо, равном:1-10 – крупносерийное производство, 10-20 – серийное производство, 20-40 – мелкосерийное производство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях и моде оказывают существенное воздействие на потребительский спрос. Например, долгие годы в нашей стране

Рис. 2.9. Спрос на низкокачественный товар:

а — с ростом дохода спрос падает; б — со снижением дохода спрос растет

существовала мода на курение табака, спрос на который был всегда стабильным, а иногда и резко увеличивался. В конце 2000-х гг. в результате активной борьбы с курением и проведением агрессивной антитабачной рекламы, модные приоритеты постепенно начали меняться в сторону здорового образа жизни. В результате спрос на сигареты стал падать. Так, один из крупнейших производителей сигарет в нашей стране акционерное общество «Филин Моррис Ижора СПб» (табачная фабрика компании Philip Moms International в России) на своем официальном сайте в 2011 г. признало падение спроса на его продукцию, в результате чего объемы производства сократились на 2,3% . Таким образом, как видно из этого примера, существенное влияние на покупательские вкусы и предпочтения оказывает реклама.

Цены на сопряженные (взаимосвязанные) товары.

В разряд сопряженных товаров попадают такие товары, для которых изменение в цене одного из них приводит к неизбежным изменениям в спросе на другой. Различают две категории сопряженных товаров — товары-субституты и товары-комплементы . Товары-субституты (от англ, substitute — замена) способны по своим потребительским свойствам и качествам заменять рассматриваемый товар, а товары-комплементы (от англ, complement — взаимодополнять) дополнять его.

Для анализа воздействия изменения цен на сопряженные товары, рассмотрим взаимосвязанную пару товаров X и У. Если X и Y являются товарами-субститутами, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X, так как в условиях повышения цены на товар Y товар X становится относительно дешевым, в результате чего часть потребителей товара Y переключатся на покупки товара X, при этом кривая спроса на него сдвинется вправо, в сторону увеличения. Примерами товаров-заменителей могут служить яблоки и груши, для некоторых потребителей — чай и кофе, масло и маргарин и т.п.

В случае если X и К являются товарами-комплементами, то для такой пары товаров будет наблюдаться противоположная ситуация: уменьшение цены на товар У приведет к увеличению спроса на товар X, соответственно, если цена на товар У вырастет, то будет наблюдаться уменьшение спроса на товар X. Классическим примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Статистические наблюдения подтверждают, что при росте цен на бензин, при прочих равных условиях, наблюдается тенденция к сокращению спроса на автомобили, но крайней мере, на машины с большими объемами двигателя, у которых расход бензина слишком велик. При этом заметим, что рассмотренная ситуация с товарами-комплементами справедлива не для всяких изменений цен, а только для таких из них, которые были вызваны изменениями в стоимости производства этих товаров, а не по причине изменений в доходах потребителей.

Следует иметь в виду, что помимо рассмотренных выше двух категорий товаров, есть и третья их категория, включающая так называемые независимые товары, характеризующиеся тем, что цена на каждый из них хотя и не оказывает какого-либо прямого влияния на спрос на другие товары, но косвенным образом через эффект дохода все же может воздействовать на изменения в спросе на них. Например, при существенном удорожании основных продуктов питания может снизиться спрос на одежду, бытовую технику и развлечения, так как при повышении цен на товары первой необходимости, к которым относятся продукты питания, потребители откажутся от покупок других товаров, занимающих менее важное место в структуре их потребностей. При этом влияние эффекта дохода будет тем существеннее, чем выше доля подорожавших товаров в общих расходах потребителя.

Обобщая сказанное, сделаем следующий вывод. Если товары являются субститутами, то спрос на любой из них находится в прямой зависимости от изменения цен на товары-заменители. В случае же, если один товар дополняет другой, то спрос на основной товар находится в обратной зависимости от изменения цены на взаимодополняющий товар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *