Подтверждение 0 ставки

ИА ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Перечень документов для подтверждения ставки НДС 0% содержится в ст. 165 НК РФ. Кроме того, если товар экспортируется в страны ЕАЭС, в Приложении N 18 к Договору о ЕАЭС.

Обоснование вывода:

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте за пределы ЕАЭС

Состав документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров за пределы ЕАЭС регулируется ст. 165 НК РФ. Так, в общем случае, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующие документы:

  • контракт на поставку товаров иностранному лицу или представительству (филиалу) российской организации, расположенному за пределами ЕАЭС. Повторно представлять контракт не нужно, если ранее он уже представлялся в налоговый орган, чтобы подтвердить нулевую ставку или обосновать освобождение от уплаты акциза. В таком случае нужно подать уведомление, указав реквизиты документа, вместе с которым был ранее представлен контракт;

  • таможенную декларацию (ее копию) с отметками российских таможенных органов о выпуске товаров в процедуре экспорта и вывозе товара с территории РФ. Вместо копий таможенных деклараций можно представить их реестр. Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 15 ст. 165 НК РФ). Формы, форматы, порядок заполнения и представления реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427. При этом по требованию налогового органа нужно представить копии таможенных деклараций, если инспекция обнаружит несоответствие данным таможенных органов. Копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В отношении операций, совершенных начиная с 01.10.2018, вместе с налоговой декларацией по НДС не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных документов с соответствующими отметками таможенных органов. Однако указанные документы должны быть в наличии у экспортера, т.к. налоговый орган имеет право истребовать их, если обнаружит несоответствие сведений в декларации данным таможенных органов. В таком случае необходимо в течение 30 календарных дней с даты получения требования представить копии документов, подтверждающих вывоз товаров (п.п. 1.2, 17 ст. 165 НК РФ)*(1).

По общему правилу составлять счета-фактуры должны все плательщики НДС по облагаемым операциям (п. 3 ст. 169 НК РФ). Экспортные операции относятся к операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, поэтому счет-фактуру нужно составить, на это отводится пять дней (п. 3 ст. 168 НК РФ). Счет-фактуру на аванс оформлять не нужно (п. 1 ст. 154 НК РФ). При отсутствии у иностранного лица технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах (письмо Минфина России от 21.07.2016 N 03-07-08/42816).

Отметим, что в перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию для подтверждения ставки НДС 0%, счет-фактура отсутствует.

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте в страны ЕАЭС

Порядок подтверждения ставки НДС 0% регулируется ст. 165 НК РФ и протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 (далее — Протокол)).

В общем случае согласно п. 4 указанного Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом, на основании которых осуществляется экспорт товаров. С 01.10.2018 экспортер вправе не представлять контракты, ранее уже представленные для подтверждения ставки 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон N 302-ФЗ)). В этом случае подается уведомление, в котором указываются реквизиты документа, с которым представлялись эти документы;

  • заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов. Вместо заявления (заявлений) экспортер может представить перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме и в соответствии с Порядком его заполнения, утвержденным приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@. В данный Перечень следует включать заявления, сведения о которых поступили в налоговые органы Российской Федерации (пп. 3 п. 4 Протокола);

  • транспортные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. С 01.10.2018 исключена обязанность экспортера подавать одновременно с налоговой декларацией документы, подтверждающие перемещение товаров из России в страну ЕАЭС, если им представлен электронный Перечень заявлений о ввозе (п. 1.3 ст. 165 НК РФ, ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 302-ФЗ). Налоговый орган вправе выборочно истребовать документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, сведения о которых включены в Перечень заявлений о ввозе. Срок для представления документов — 30 календарных дней со дня получения требования. Если этого не сделать, ставка 0% считается неподтвержденной (п. 1.3 ст. 165 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не освобождает экспортеров при применении ставки НДС 0% от составления счетов-фактур. Они составляются в общем порядке, на это отведено пять дней со дня отгрузки товара (пп. 4 п. 20 Протокола, п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 12.04.2017 N 03-07-13/1/21711). Счет-фактуру на аванс оформлять не нужно (п. 1 ст. 154 НК РФ). При отсутствии у иностранного лица технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах (письмо Минфина России от 21.07.2016 N 03-07-08/42816).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по товарам;

— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при экспорте;

— Энциклопедия решений. Особенности налогообложения НДС при вывозе товаров с территории РФ (экспорте);

— Энциклопедия решений. НДС при вывозе товаров на территорию государств — участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

15 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Нужно отметить, что конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий внешнеэкономической сделки и вида экспортируемых товаров (ст. 165 НК РФ).

Правоприменительная практика указывает, что перечень документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, является исчерпывающим, налоговые органы не вправе требовать представления иных документов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 по делу N А53-31099/2009 (определением ВАС РФ от 25.02.2011 N ВАС-17106/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

_ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.

Система НДС в ЕАЭС

Правовой основой в сфере регулирования НДС в ЕАЭС является, среди прочего, подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС, который так же, как и в ЕС, предусматривает гармонизацию в области налогообложения. Статьи 71-73 Договора закрепляют принцип недискриминации по признаку происхождения товаров и принцип страны назначения в отношении торговли товарами. Приложение № 18 (Протокол) к Договору содержит основные правила косвенного налогообложения (в части НДС, а также акцизов) трансграничной торговли товарами, работами и услугами. Дополнительно к указанному регулированию необходимо учитывать и вступивший 1 января 2018 года в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

Экспорт товаров

Место реализации товара в рамках экспорта, по общему правилу, определяется согласно положениям национального законодательства. В основном местом реализации является государство-член, из которого экспортируется товар, поскольку поставка (транспортировка) товара начинается в этом государстве (см. напр., ст. 147 НК РФ). Однако обычно применяется нулевая ставка налога. И только в отношении поставок между налогоплательщиками государств-членов при фактической транспортировке товаров на территорию ЕАЭС из третьих государств предусмотрено особое правило, согласно которому местом реализации товара является государство, в котором товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Также налогоплательщик, по общему правилу, имеет право на налоговые вычеты в общем порядке согласно законодательству государства-члена, с территории которого вывезены товары.

Импорт товаров

Налогообложение импорта товаров также осуществляется согласно законодательству государства импорта. Если товары были ввезены с территории вне пределов Союза, такой ввоз влечет взимание таможенных пошлин, «ввозного НДС», а также акцизов согласно национальному законодательству и Таможенному кодексу ЕАЭС. При поставке из одной страны в другую внутри ЕАЭС такая поставка, как уже было указано, облагается по нулевой ставке НДС в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как импорт в пределах Союза, т.е. без взимания соответствующих таможенных пошлин.

Как правило, налоговое бремя перекладывается на налогоплательщика страны, на территорию которой ввозится товар, который при этом является и собственником товара.

Данным правилом охватываются следующие ситуации:

  • договор между налогоплательщиками государств-членов, в том числе при фактической поставке из третьего государства-члена;
  • договор между налогоплательщиком государства-члена и комиссионером (агентом, поверенным); поставка между налогоплательщиками стран Союза;
  • поставка между импортером (товар ввезен, налог не уплачен) и налогоплательщиком государства импорта, который уплачивает налог;
  • поставка налогоплательщику государствачлена по договору с налогоплательщиком государства вне территории Союза; поставка из третьего государства-члена.

Протоколом также установлены правила в части определения налоговой базы, а также порядка и сроков уплаты налога. В части урегулирования ставок Протокол отсылает к национальному законодательству государства-члена, на территорию которого импортирован товар.

Трансграничная реализация работ и услуг

Основная часть норм Протокола в данной сфере посвящена порядку определения места реализации работ и услуг. Данные положения в целом совпадают с российскими правилами определения места реализации работ и услуг. Согласно этим положениям местом реализации является государство-член, в котором реализуются работы или услуги в отношении находящегося там движимого и недвижимого имущества, в области культуры, спорта и пр.; определенные работы или услуги, напр. консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, а также передача отдель-ятельность покупателей. По общему правилу, налогообложение производится в государстве нахождения продавца работ и услуг. Положения о налогообложении услуг в электронной форме в настоящий момент не закреплены. Все остальные элементы налога (налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы) устанавливаются национальным законодательством государства-члена, в котором располагается место реализации работ или услуг.

Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.

Поставки

Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.

Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.

Иные услуги

В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.

Планируемая реформа

Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.

Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.

Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной. Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта. )

С целью подтверждения возможности применять компанией нулевую ставку по НДС, в налоговую в срок до 180 дней с момента отгрузки потребуется предоставить некоторые документы, включающие в себя контракт с иностранной компанией, таможенную декларацию на товары, на которой стоит отметка таможенного органа и копии транспортных документов, на которых также стоит отметка таможенного органа. В статье рассмотрим порядок, по которому происходит подтверждение нулевой ставки НДС.

Подтверждение нулевой ставки НДС

Нулевую ставку по НДС компании могут применять в случае реализации:

  • товаров согласно таможенной процедуры по экспорту;
  • работ или услуг, которые связанны с ввозом и вывозом товаров из РФ.

Для подтверждения нулевой ставки компании нужно сделать следующее:

  • подготовить необходимые документы (165 НК РФ);
  • заполнить декларацию по НДС и сдать и документы и декларацию в налоговую.

Важно! Если экспорт товаров происходит через Белоруссию, либо Казахстан, то налоговым законодательством разрешено предоставление таможенных деклараций, а также транспортных документов, на которых стоит только отметки российского таможенного органа, производившего оформление товаров.

Перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров на экспорт за пределы ТС и в случае реализации работ и услуг, связанных с вывозом товаров, будет зависеть от того, какие были оказаны услуги и какой вид транспорта использовался для транспортировки.

К основному перечню документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС относят:

  • контракт;
  • таможенную декларация;
  • транспортные документы.

Также компания может осуществлять экспорт товаров из РФ через страны, являющиеся участниками Таможенного союза. В данном случае не потребуется предоставление дополнительных документов, подтверждающих факт вывоза товара за пределы стран участников ТС. Дата пересечения границы не будет влиять на момент определения налоговой базы (Читайте также статью ⇒ Как может экспортер отказаться от нулевой ставки НДС).

В какой срок необходимо подать документы

Документы, которые подтверждают право компании на нулевую ставку НДС, подаются в налоговую в срок до 180 календарных дней с даты размещения товаров под режим экспорта.В случае с реализацией работ и услуг, связанных с экспортом товаров, определение 180-дневного срока подачи документов будет зависеть от видов работ, а также от видов транспорта, с использованием которого происходит транспортировка товара. Если по прошествии 180 дней компания не предоставляет в налоговую подтверждающие документы, то реализованные товары будет облагаться по ставке 10 или 18%.

Контракт

Одним из обязательных документов, которые компания обязана предоставить в налоговую с целью подтверждения права применения нулевой ставки НДС, является контракт. При этом следует помнить, что контракт могут заменить несколько документов, которых содержатся существенные условия по предмету договора, его цены и срокам исполнения обязательств.

Если в компании нет контракта (к примеру, если за пределы РФ вывозятся товары, а покупателем является российская компания), то применение нулевой ставки запрещено.Если реализация товаров происходит через посредника, то экспортеру нужно будет предоставить следующие документы:

  • посреднический договор;
  • контракт, заключенный посредником и иностранной компанией.

В случаях с реализацией работ (услуг), связанных с экспортом товаров предоставляются следующие документы:

  • контракты с российскими компаниями (когда заказчиком является российская фирма);
  • контракты с иностранными компаниями (когда заказчиком является иностранная фирма).

Таможенная декларация

В определенных случаях таможенная декларация является обязательным документом, предъявляемым с целью подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. К ним относят:

  • вывоз товаров;
  • реализация работ и услуг, связанных с транспортировкой нефтепродуктов и природного газа.

Важно! Для подтверждения нулевой ставки НДС потребуется полная таможенная декларация. Временная декларация в данном случае не подойдет.

В целях таможенного контроля декларацию можно оформить в электронном виде. Но в налоговую декларацию необходимо подавать на бумаге. Для этого распечатку можно получить на таможне, причем на ней должны стоять все необходимые отметки.Данная копия декларации позволит подтвердить право на применение нулевой ставки НДС.

Транспортные и сопроводительные документы

Для подтверждения права применения нулевой ставки НДС предоставление транспортных и сопроводительных документов необходимо в следующих случаях:

  1. В случае вывоза товаров (документы подтверждают вывоз товаров за пределы РФ).
  2. В случае реализации услуг при международных перевозках. Если производится реализация услуг по вывозу товаров на экспорт, оформление документов происходит в порядке, предусмотренном для экспортеров. Если реализация связана с ввозом товаров в РФ, то документы оформляются в соответствии со следующими особенностями:
  • в случае ввоза товара водными судами в налоговый орган предоставляется копия коносамента, накладной или иного документ, которым можно подтвердить тот факт, что товары приняты к перевозке;
  • в случае ввоза товара воздушным транспортом в налоговый орган предоставляется копия накладной;
  • если ввоз осуществляется автотранспортом, то в налоговый орган предоставляются копии транспортных, сопроводительных документов, содержащих отметку таможни РФ.
  1. В случае реализации работ и услуг в портах по хранению и перевалке товаров, перемещаемых за пределы РФ.
  2. В случае реализации услуг по предоставлению ж/д-состава или контейнеров с целью экспорта товаров по РФ в налоговую предоставляют документы с отметками российских таможенников.
  3. В случае реализации услуг по перевозе товара по территории РФ компаниями внутреннего водного транспорта в налоговый орган предоставляют документы, подтверждающие право вывоза этих товаров за пределы РФ.

Документы, необходимые для оформления экспорта товаров за пределы Таможенного союза

Паспорт сделки

Паспорт сделки представляет собой один из главных документов, регламентирующих проведения валютного контроля операций по экспорту (173-ФЗ). Такой документ также требуется при таможенном оформлении.

Паспорт сделки по каждому экспортному контракту оформляется отдельно. Данный порядок предусмотрен Инструкцией Банка России 138-И. Исключением будут являться такие случаи, которые связаны с полной уступкой права требования, при которых паспорт сделки подлежит закрытию, а компания, получившая право требования оформляет новый паспорт сделки.

Срок, в которой необходимо открыть паспорт сделки будет зависеть от того, какое именно событие по исполнению обязательств будет раньше.

В паспорте сделки содержатся самые важные сведения о будущей сделке, которые необходимы для правильного учета и своевременной отчетности. Оформляют паспорт по одной из следующих форм:

  • в случае проведения валютных операций по контрактам заполняется форма 1;
  • в случае проведения валютных операций по кредитным договорам заполняется форма 2.

Документы для валютного контроля

С целью контроля валютных операций, проведение которых происходит по открытым паспортам сделки, в банк предоставляются такие документы:

  • справка о валютных операциях;
  • справка о подтверждающих документах, а также сами подтверждающие документы;
  • иные документы (п.4 ст. 23 173-ФЗ).

Однако, в некоторых случаях предоставление указанных документов не потребуется. Например, не потребуется предоставление справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы в следующих ситуациях:

  • согласно контракта предусматриваются периодические платежи с конкретными датами (договор аренды, лизинга, предусматривающий передачу имущества, договор оказания услуг связи, договор страхования);
  • у банковской организации, обслуживающей сделку, существует информация о том, что корреспондирующим банком была удержана комиссия за перевод денежных средств резиденту по договору сделки (если договором предусмотрено удержание комиссии).

Помимо этого, в договоре между компанией и банком может предусматриваться передача банку полномочий по составлению справки о валютных операциях, а также справки о подтверждающих документов. Если такое условие предусмотрено, то документы заполняет банк и компании предоставлять их не требуется.

Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:

  • товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1–3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

  • собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

  • контракт (копия контракта);
  • таможенные декларации (их копии или реестры);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов (или реестры таких документов).

Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну – участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны – участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574.

Срок подачи подтверждающих документов

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.

При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар.

Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Как рассчитать НДС при неподтвержденном экспорте.

Контракт (копия контракта) на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

С 2016 года контракт разрешено подавать не только как один документ. Его могут заменить несколько документов. Главное, чтобы в них стороны сделки достигли письменного согласия по всем ее существенным условиям: предмет договора, цена, сроки исполнения обязательств, наименование сторон сделки. Так записано в пункте 19 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Если контракт у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов»).

Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:

  • посреднический договор;
  • контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:

  • контракты, заключенные с российскими контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
  • контракты, заключенные с иностранными контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4, подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4, подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:

1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице;

2) при реализации:

  • работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
  • услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).

Причем подтвердить ставку НДС 0 процентов можно только полной таможенной декларацией. Временная декларация на товары, которую оформляют в соответствии со статьей 214 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, для этих целей не подходит. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-07-08/60952.

Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе. Чтобы решить проблему, нужно обратиться на таможню и получить там распечатку электронной таможенной декларации со всеми необходимыми отметками. Такая бумажная копия тоже может служить подтверждением права на нулевую ставку НДС (письмо ФНС России от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5943).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо таможенных деклараций экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

  • при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо самих транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *