Полномочия органов внутренних дел

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

б) защита национальных интересов Российской Федерации в сфере внутренних дел

47.К обязанностям полиции относится:

б) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах

48.Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград

49.Кто уполномочен принимать решение об оцеплении (блокировании) участков местности:

г) руководитель территориального органа или лицо, его замещающее

50.Какая из перечисленных организационных структур не может входить в состав полиции:

а) департамент

51.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

д) производство предварительного следствия по уголовным делам

52.К правам полиции не относится:

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств

53.Как засчитывается сотруднику полиции период осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления:

а) в календарном исчислении

54.Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск

55.Какие из перечисленных направлений относятся к деятельности полиции:

в) производство дознания по уголовным делам

56.К числу способов информирования полицией о своей деятельности государственных и муниципальных органы, граждан не относится:

б) информирование посредством проведения агитационных публичных мероприятий

57.Кто наделен полномочиями по установлению порядка формирования общественных советов при территориальных органах МВД России:

в) Президент Российской Федерации

58.Кому из задержанных лиц не предоставляется право на телефонный разговор:

в) лицам, уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного ареста

59.Какое из перечисленных утверждений относится к принципам деятельности полиции:

б) общественное доверие и поддержка граждан

60.Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

д) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок

61.Какие банки данных имеет право формировать полиция:

в) реестр лиц, прошедших государственную геномную регистрацию

62.Какой один из указанных вариантов действий, связанных с применением специальных средств, разрешается сотруднику полиции:

б) нанесение человеку ударов палкой специальной, за исключением ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца

63. Кто принимает решение о применении водометов и бронемашин:

б) руководитель территориального органа МВД России с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов

64.Какие из указанных действий не имеет права выполнить сотрудник полиции для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести против собственности, и пытающегося скрыться:

б) применить огнестрельное оружие

65.Какую ответственность несет сотрудник полиции за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами:

г) сотрудник полиции не несет ответственности в указанных случаях

66.Кто является сотрудником полиции:

а) гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Федеральным законом «О полиции»

67.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности

68.Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями

69.Могут ли сотрудники полиции привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни:

б) могут, при условии издания приказа с компенсацией ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, либо с предоставлением дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, присоединенных к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо с выплатой денежной компенсации

70.Могут ли быть на полицию быть возложены иные обязанности, не предусмотренные Федеральным законом «О полиции»:

б) могут, только путем внесения изменений в названный Федеральный закон

71.Могут ли сотрудники полиции участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности:

г) могут, только по решению Президента Российской Федерации

72.Может ли сотрудник полиции обратиться по служебным вопросам к прямому начальнику:

б) может, поставив при этом в известность непосредственного начальника

73.На какой срок полиция может подвергнуть задержанию лицо:

г) не более 48 часов

74.На полицию возлагается обязанность:

б) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции

75.Надзор за исполнением полицией законов осуществляют:

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры

76.На полицию возлагается обязанность:

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства

77.На полицию возлагается обязанность:

а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб

78.Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:

в) Министром внутренних дел Российской Федерации

79.На полицию возлагается обязанность:

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий

80.На полицию возлагается обязанность:

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует

81.Не является препятствием для прохождения службы в полиции:

в) членство в профессиональном союзе (ассоциации)

82.На какой срок заключаются контракты о службе в органах внутренних дел с поступающими в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

а) не менее 5 лет

83.Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции освобождение от этих должностей осуществляется:

г) Президентом Российской Федерации

84.Обязаны ли органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществлять финансовое обеспечение деятельности полиции:

а) да, но только в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

85.Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину

86.Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым:

в) Правительством Российской Федерации

87.Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий

88.О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации

89.В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

б) 24 часов

90.Какой контроль осуществляется за деятельностью полиции:

а) государственный, ведомственный, общественный и судебный

91.О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

в) 24 часов

92.Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют:

а) общественные объединения

б) граждане Российской Федерации

в) Общественная палата Российской Федерации

г) общественные советы при федеральном органе исполнительной власти

д) все ответы правильные

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России

94.Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

в) общественное мнение

95.Обязан ли сотрудник полиции в выходной день, не находясь на службе, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев:

в) обязан, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток

96.Обязан ли сотрудник полиции периодически проходить специальную подготовку со сдачей зачета на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

г) да, сотрудник полиции обязан проходить периодическую специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в указанных условиях;

97.Оплата труда сотрудника полиции производится в виде:

в) денежного довольствия, включающего в себя должностной оклад, оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты

98.О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:

г) его родителей или иных законных представителей

99.О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет:

а) посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации

100.Обязана ли полиция обеспечить гражданину возможность ознакомления с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы:

б) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

101.Подлежит ли сотрудник полиции обязательной государственной дактилоскопической регистрации:

б) да, в обязательном порядке

102.Помещения для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставляются:

в) органами местного самоуправления

103.Персональные данные, содержащиеся в банках данных подлежат:

г) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей

104.Полиция не имеет права задерживать:

в) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

105.При осуществлении своих функциональных обязанностей сотрудник полиции не должен:

г) поощрять противоправную деятельность этнических и социальных групп, религиозных организаций

106.Предназначением полиции является:

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

107.При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места

108.Полиция Российской Федерации это:

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации

109.При приёме на службу в полиции устанавливается испытательный срок:

в) до шести месяцев

110.Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

б) Правительством Российской Федерации

111.Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей не может использовать возможности:

а) незаконных вооруженных формирований

112.При проникновении в жилые помещения сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, в следующем случае:

в) для пресечения преступления

113.Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования нормативных правовых актов Российской Федерации, определяется:

а) федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел

114.По каким основаниям полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов:

в) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи

115.Полиция Российской Федерации не предназначена:

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности

116.Полиция имеет право задержать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, на срок:

в) до выяснения личности, но на срок не более 3 часов

117.Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

в) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

118.Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не применяет электронные формы:

б) проведения оперативно-разыскных мероприятий

⇐ Предыдущая123

Обязанности органов внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

— защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;

— принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о происшествии, совершенном или готовящемся уголовном или административном правонарушении, информировать заявителя о принятом решении в установленном законодательством порядке;

— оказывать помощь физическим лицам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

— осуществлять общие, специальные и индивидуальные меры профилактики правонарушений;

— осуществлять патрулирование;

— осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение;

— осуществлять выдачу водительских удостоверений, государственную регистрацию транспортных средств по идентификационному номеру и их учет;

— выявлять и пресекать административные правонарушения, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;

— доставлять в медицинские организации или органы внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

— осуществлять поиск, задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных решением суда принудительных мер медицинского характера;

— доставлять в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

— обеспечивать охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий;

— пресекать массовые беспорядки, групповые неповиновения;

— осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечению режима чрезвычайного или военного положения;

— осуществлять государственный контроль за субъектами, занимающимися охранной деятельностью, монтажом, наладкой и техническим обслуживанием средств охранной сигнализации, и за деятельностью специализированных учебных центров по подготовке и повышению квалификации работников, занимающих должности руководителя и охранника в частной охранной организации;

— осуществлять охрану физических лиц и объектов, подлежащих государственной охране;

— производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств при обеспечении пропускного режима на объектах, подлежащих государственной охране;

— выдавать удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства, формировать индивидуальные идентификационные номера и вести Национальный реестр индивидуальных идентификационных номеров;

— обеспечивать оформление материалов гражданства, определять принадлежность (непринадлежность) к гражданству Республики Казахстан;

— осуществлять учет граждан Республики Казахстан, их регистрацию и снятие с регистрации по месту жительства, оформление документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства;

— принимать меры по пресечению незаконной иммиграции, учету и регистрации иностранцев и лиц без гражданства, контролировать соблюдение ими установленных правил въезда, выезда, пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;

— осуществлять дактилоскопирование, фотографирование трудовых иммигрантов и формировать их учет;

— выдавать иностранцам и лицам без гражданства визы на выезд из Республики Казахстан, разрешения на временное пребывание и постоянное проживание в Республике Казахстан;

— осуществлять процедуры присвоения, продления, лишения и прекращения статуса беженца, выдачу удостоверения беженца, проездного документа, свидетельства лица, ищущего убежище;

— осуществлять контроль в форме проверок и иных формах за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— выдавать:

направления:

физическим лицам на комиссионную продажу гражданского оружия и патронов к нему;

юридическим лицам на комиссионную продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

заключения:

физическим лицам на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан, а также транзит через территорию Республики Казахстан единичных экземпляров гражданского оружия и патронов к нему;

юридическим лицам на:

соответствие гражданского и служебного оружия и патронов к нему криминалистическим требованиям;

ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

разрешения:

физическим лицам на приобретение, хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского оружия и патронов к нему;

юридическим лицам на:

приобретение, хранение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;

приобретение, хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

открытие и функционирование стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов;

ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— принимать меры по обезвреживанию и уничтожению обнаруженных взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств;

— контролировать состояние антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»;

— принимать участие в проведении антитеррористических операций и охранных мероприятий;

— выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать уголовные правонарушения, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— задерживать лиц, совершающих уголовные или административные правонарушения;

— устанавливать причины и условия, способствующие совершению уголовных правонарушений, принимать меры, направленные на их устранение;

— осуществлять досудебное производство по уголовным делам;

— проводить розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания, исполнения решения суда, пропавших без вести;

— исполнять судебные акты, требования судей, постановления, предписания и требования прокурора, а также письменные поручения следователя, дознавателя в ходе досудебного производства по уголовным делам;

— оказывать содействие судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов;

— принимать меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, и их имущества;

— содержать лиц в специальных учреждениях органов внутренних дел, обеспечивать их охрану и конвоирование;

— исполнять приговоры и постановления суда в отношении осужденных, обеспечивать соблюдение порядка и условий отбывания наказаний, охрану учреждений уголовно-исполнительной системы;

— обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и специальных учреждениях органов внутренних дел;

— требовать от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполнения обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Казахстан и приговором суда;

— обеспечивать законность, правопорядок в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

— обеспечивать собственную безопасность;

— обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности;

— обеспечивать соблюдение требований информационной безопасности;

— обеспечивать защиту персональных данных;

— обеспечивать накопление, сохранность и учет документов Национального архивного фонда Республики Казахстан и иных документальных материалов о деятельности органов внутренних дел, выдавать физическим и юридическим лицам архивные справки;

— представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— представлять по запросам уполномоченного органа в области реабилитации и банкротства сведения по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным по преступлениям против собственности в отношении должников, признанных в установленном законом порядке банкротом или в отношении которых применена реабилитационная процедура;

— осуществлять межведомственную координацию деятельности по обеспечению общественной безопасности;

— осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Права органов внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право:

— требовать от физических и юридических лиц соблюдения законодательства Республики Казахстан, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения;

— проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;

— вызывать в органы внутренних дел физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам и делам, получать от них объяснения и показания, документы, их копии, а при неявке подвергать в установленном порядке приводу;

— запрашивать у руководителей или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности сведения об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»;

— запрашивать у субъектов охранной деятельности информацию об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об охранной деятельности»;

— вносить физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных или административных правонарушений;

— устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел;

— поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка;

— пресекать незаконные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста;

— проводить освидетельствование лиц на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности — доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования;

— останавливать и досматривать транспортные средства, отстранять от управления транспортными средствами лиц, запрещать эксплуатацию транспортных средств, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов;

— производить оцепление участков местности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок;

— производить при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий досмотр физических лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств, не допускать в места их проведения лиц и транспортные средства с запрещенными предметами и вещами;

— устанавливать контрольно-пропускные пункты при проведении оперативно-профилактических, розыскных и иных специальных мероприятий;

— принимать участие в карантинных, санитарно-противоэпидемических и природоохранных мероприятиях;

— привлекать для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— использовать любой вид транспорта (кроме транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, прибытия к месту происшествия, в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

— проводить проверки мест разработки, производства, ремонта, хранения, использования, уничтожения, торговли, коллекционирования и экспонирования гражданского и служебного оружия и патронов к нему, их основных составных частей, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;

— использовать технические средства для фиксации фактов совершения уголовных или административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел;

— проводить мероприятия по задержанию лиц, совершивших уголовные или административные правонарушения;

— доставлять в органы внутренних дел физических лиц за совершение административного правонарушения;

— задерживать военнослужащих, совершивших уголовные или административные правонарушения, и передавать их органам военной полиции, командирам воинских частей или начальникам местных органов военного управления;

— изымать оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также иные запрещенные предметы и вещества;

— проводить специальные операции по обнаружению, блокированию, обезвреживанию и задержанию преступников и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, членов организованных преступных групп (сообществ), а также по освобождению заложников;

— входить беспрепятственно, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;

— ограничивать, временно запрещать физическим лицам доступ или пребывание в жилищах, в определенных участках местности, если их нахождение создает угрозу жизни и здоровью человека, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспортных средств и пешеходов, а также в случаях проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и массовых мероприятий;

— использовать документы других государственных органов и организаций для зашифровки конспиративных организаций, помещений, транспортных средств, личности сотрудников и их ведомственной принадлежности;

— проводить научно-технические и иные исследования;

— создавать, использовать и совершенствовать ведомственные и оперативные учеты;

— для постановки на криминалистические учеты подозреваемых, обвиняемых, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, поставленных на профилактический учет, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку, отбирать биологические, одорологические и другие образцы;

— создавать, использовать и совершенствовать информационные системы, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные сети, сети связи;

— задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;

— производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;

— проводить освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования;

— временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, не допускать граждан на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающую к нему территорию или обязывать их остаться либо покинуть ее при введении режима особых условий;

— привлекать общественные и религиозные объединения к деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— отказывать в оказании государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— привлекать средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел;

— на безвозмездное аэронавигационное обслуживание воздушных судов органов внутренних дел;

— осуществлять сбор и обработку персональных данных;

— осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

В случае нарушения сотрудниками, военнослужащими и работниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей прав, и свобод человека и гражданина, а также законных интересов физических и юридических лиц органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарий к Ст. 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем министра внутренних дел. Указанная федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел РФ — начальник службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной федеральной службы МВД России, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

Министерством внутренних дел совместно с Федеральной налоговой службой разработан совместный Приказ N 495 и N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее в настоящей главе — Приказ МВД N 495 и ФНС N ММ7-2-347), в Приложении которого разработана форма запроса об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД N 495 и ФНС N ММ-7-2-347.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр. Под фирмой-однодневкой в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Сложившаяся ситуация, безусловно, требует разрешения. Действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению фирм-однодневок. Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов. Это означает, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов такие «однодневки»;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписываться участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

В случае проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются также Ф.И.О., должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

При необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, в том числе в случае привлечения сотрудников внутренних дел для участия в уже проводимой выездной налоговой проверке, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@.

Кроме изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, может быть внесено изменение в части назначения нового (изменения) руководителя проверяющей группы (руководителей проверяющих бригад).

Такое решение должно быть принято до составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Вышеуказанные разъяснения даны в Письме ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», в Письме ФНС России от 11 февраля 2010 г. N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения».

Сотрудником полиции является гражданин РФ, осуществляющий служебную деятельность на должности государственной службы в ОВД. Он должен иметь специальное звание, присвоенное ему в установленном порядке. Рассмотрим далее основные обязанности сотрудника полиции.

Общие сведения

Исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции осуществляется при нахождении его в распоряжении федерального исполнительного органа в сфере ВД, территориального подразделения, входящего в его структуру, прикомандирования к госорганам и организациям в порядке и на условиях, утвержденных президентом.

В системе ОВД РФ кроме специальных званий полиции предусмотрены звания юстиции и внутренней службы. В ФЗ №3 определен правовой статус, права, ответственность, требования к гражданину, обязанности. Сотруднику полиции предоставляются специальные гарантии и льготы.

Задачи служащих

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.

Закрепленные в Законе «О полиции» обязанности сотрудника полиции довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все служебные обязанности сотрудника полиции можно разделить на следующие группы:

  • Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции, как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
  • Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в обязанности сотрудников полиции входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
  • Оперативно-розыскная деятельность.
  • Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
  • Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения правил хранения оружия и пр.
  • Предупреждение террористической, экстремистской деятельности.

Правомочия

Обязанности и права сотрудников полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:

  • Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
  • Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
  • Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
  • Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.

Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.

Должностные обязанности сотрудника полиции

Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:

  • Знать и соблюдать действующее законодательство.
  • Исполнять функции, возложенные на них.
  • Выполнять законные распоряжения руководства.
  • Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
  • Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
  • Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
  • Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
  • Бережно относиться к государственному имуществу.
  • Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
  • Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
  • Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
  • Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.

Дополнительные предписания

Существует ряд обязанностей сотрудников полиции, которые должны исполняться не только в служебное, но и в нерабочее время. Служащие должны:

  • Оказывать помощь лицам, ставшим жертвами противоправных действий или пострадавшим при несчастных случаях.
  • Предпринимать меры по пресечению неправомерного поведения, задержанию лиц, нарушающих закон, обеспечению сохранности обстановки на месте преступления до прибытия коллег.

Обязанности участковых

Как правило, чаще всего граждане взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Именно эта категория служащих следит за соблюдением законности, обеспечивает правопорядок на вверенном участке, способствует предотвращению противоправных действий.

На участковых возлагаются общие и специальные обязанности. Сотрудники полиции должны:

  • Знать свой участок. Участковый должен располагать актуальными сведениями о дорожной системе территории, предприятиях и организациях, действующих в ее границах, возможные места, в которых могут выращиваться запрещенные растения (содержащие наркотические вещества).
  • Знать состав проживающего на участке населения. Участковый должен быть знаком с национальными и культурными традициями граждан. В идеале сотруднику полиции необходимо лично знать каждого человека, проживающего на участке.
  • Рассматривать обращения граждан, осуществлять их личный прием, вести учет заявлений и сообщений о противоправных действиях.
  • Пресекать преступления и правонарушения.
  • Выявлять лиц, имеющих склонность к совершению противоправных действий, осуществлять наблюдение за субъектами, отбывшими тюремное заключение, страдающими нарко- или алкозависимостью.
  • Взаимодействовать с прочими подразделениями полиции, анализировать оперативную обстановку на вверенной территории, докладывать начальству о ситуации и вносить руководству предложения об оперативных и профилактических мероприятиях.

Если говорить кратко, обязанности участкового заключаются в учете, контроле и пресечении правонарушений. При реализации своих задач сотрудник часто взаимодействует со служащими иных подразделений полиции и прочих ведомств.

Работа с населением

Участковый должен осуществлять регулярный обход вверенной ему территории. При этом сотрудник должен быть в служебной форме. По требованию граждан участковый обязан предъявить удостоверение. Вход в жилые помещения может осуществляться исключительно по согласию находящихся в нем лиц.

Участковый должен регулярно осуществлять личный прием граждан. В ходе него сотрудник получает письменные и устные сообщения и заявления, консультирует лиц по правовым вопросам в рамках компетенции. Как правило, прием ведется три раза в неделю. При этом в неприемные дни участковый должен реагировать на сообщения, принятые от граждан.

Проверка сведений

Если сотруднику поступила информация о совершении правонарушений, он обязан ее проверить. Для этого он вправе посетить подозреваемого гражданина, взять с него объяснение. Получив согласие лица, участковый вправе осмотреть жилище. Если у служащего имеется постановление о проведении осмотра помещения, он вправе войти в него, не получая согласие.

Основные права

Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:

  • На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
  • Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
  • Выходные, отпуска, отдых.
  • Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
  • Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
  • Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
  • Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
  • Защиту персональных данных.
  • Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
  • Судебную защиту.

Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.

Специальные возможности

Кроме общих прав сотрудники полиции, вне зависимости от должности, могут:

  • Требовать от граждан прекратить нарушение законодательства.
  • Проверять документы, подтверждающие личность, служебные или иные полномочия субъектов.
  • Использовать чужой транспорт в экстренных случаях для пресечения преступного поведения, преследования злоумышленников, доставки пострадавших в медучреждения и т. д.
  • Применять оружие, физическую силу, спецсредства в установленном порядке.
  • Задерживать подозреваемых и доставлять их в ОВД.

Применение физических мер

Деятельность полиции связана с повышенным риском. На практике нередко возникают ситуации, когда служащие вынуждены применять силу, спецсредства или оружие. Законодательство четко регламентирует порядок использования физических мер. Они могут применяться:

  • Для пресечения преступных действий, в том числе сопряженных с сопротивлением законным требованиям сотрудника.
  • Задержания подозреваемого.
  • Отражения нападения на себя или других граждан, а также на охраняемые объекты.
  • Принудительной остановки транспортного средства.
  • Прекращения массовых беспорядков.

Важные условия

При применении спецсредств, силы или оружия служащий обязан руководствоваться рядом предписаний. В частности он должен предупредить гражданина, совершающего нарушение, о применении мер воздействия, дав ему возможности выполнить законные требования добровольно. Однако данное правило не распространяется на случаи, не терпящие отлагательств. В таких ситуациях служащий должен оперативно оценить обстановку и принять решение о дальнейших действиях.

В соответствии с законодательством сила, спецсредства и оружие не могут применяться к беременным, инвалидам или несовершеннолетним. Исключение предусмотрено для случаев, когда указанные лица вооружены и представляют опасность или совершают противоправное действие.

Не допускается применение оружия или спецсредств, если это может повлечь вред окружающим гражданам.

Сотрудник полиции, доставший оружие и приведший его в боеготовность, вправе правонарушителю запретить приближаться к себе. В случае неисполнения данного требования, при любых попытках преступника сократить расстояние, дотронуться до оружия служащего он может стрелять на поражение.

В заключение

Работа в полиции – ответственная и опасная деятельность. На служащих возлагается большая ответственность за обеспечение правопорядка и безопасности в обществе. В этой связи к лицам, поступающим в полицию, предъявляются достаточно высокие требования.

Для обеспечения надлежащего уровня квалификации сотрудники проходят периодическое обучение. Кроме того, для повышения эффективности работы кадрового состава проводится аттестация. В ходе нее проверяется соответствие профессиональных и личных качеств гражданина занимаемой им должности.

Сотрудники полиции являются основной сдерживающей силой для преступников. Именно они одними из первых получают сведения о совершенных или совершаемых противоправных действиях. Во многом результаты борьбы с преступностью зависят от эффективности межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества между подразделениями. Оперативная работа требует высокой концентрации ресурсов. Часто от того, насколько слаженно работают сотрудники разных подразделений, зависит сохранность жизней граждан.

За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей к сотрудникам полиции могут применяться меры дисциплинарной, административной ответственности. За грубые нарушения предписаний законодательства, положений должностных инструкций и иных правовых актов может устанавливаться уголовное наказание.

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

— и другие задачи.

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

— другие полномочия.

Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.

Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:

— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;

— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;

— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;

— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.

В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:

— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:

— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;

— внутренними войска;

— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.

В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, но возглавляет МВД России — Министр внутренних дел РФ (далее — Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретаря — заместитель Министра, один заместитель Министра — начальник Следственного департамент МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *