Порядок лицензирования

Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе

Вынесение решения о получении лицензии регламентируется статьей 194 Жилищного кодекса России.

Регламентация вынесения решения о предоставлении лицензии

Вынесение решения о получении лицензии регламентируется статьей 194 Жилищного кодекса России, которая определяет, что поданное соискателем заявление о выдаче лицензии и прочая документация, которая подается вместе с ним, должны быть рассмотрены структурой государственного жилищного надзора по процедуре и в сроки, которые устанавливает федеральное законодательство, а именно закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Той же статьей определено, что документация может рассматриваться на протяжении срока, который не превышает 30 дней с даты, когда документы были получены от соискателя.

Федеральный закон определяет, что стать обладателем лицензии соискатель может, направив заявление в соответствующую лицензирующую структуру. В нем следует указать:

  • название юрлица и организационно-правовую форму, адрес, как юридический, так и фактический, место проведения деятельности, которая должна быть лицензирована;
  • если речь идет о физическом лице, следует указать ФИО индивидуального предпринимателя, информацию про его место жительства и место осуществления деятельности, паспортные данные, номер записи о госрегистрации;
  • идентификационный код и данные документа о взятии на учет налоговым органом;
  • вид деятельности, подлежащий лицензированию, которым планирует заниматься соискатель.

С заявлением следует подавать следующий список документов:

  • копии учредительной документации, которые нотариально заверены (для юрлиц), если таких документов нет, следует предоставить оригиналы;
  • квитанция об оплате госпошлины, которая должна быть оплачена за рассмотрение заявления лицензирующей структурой;
  • копии иной документации, полный перечень которой определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Порядок принятия решения

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии выглядит следующим образом:

  • Прием заявления с прилагаемой к нему документацией осуществляется органом госжилнадзора по описи.
  • Орган госжилнадзора в установленный законом срок проверяет полноту и достоверность информации, которая подана соискателем, а также то, имеет ли он возможность выполнять лицензионные требования.
  • На принятие решения о предоставлении лицензии органом госжилнадзора отводится срок, который составляет 30 дней со дня принятия заявления от соискателя.
  • Органгосжилнадзора несет ответственность за подготовку для лицензионной комиссии предложения о выдаче лицензии или же отказе от ее предоставления конкретному соискателю.
  • Соискатель получает информацию о предоставлении ему лицензии или отказ в ее получении в письменном виде в установленный законом срок. В случае вынесения отрицательного решения относительно возможности выдачи лицензии, в извещении должны быть разъяснены причины вынесения подобного решения. Если причиной для отказа является нереальность реализации лицензиатом необходимых требований и условий, в извещении должны быть упомянуты реквизиты акта проверки потенциала соискателя выполнять лицензионные требования.
  • В срок, который составляет не более чем 3 дня с момента предоставления соискателем квитанции, которая подтверждает оплату госпошлины за получение лицензии, лицензирующей структурой выдается документ, который удостоверяет наявность лицензии. Потеря такого документа является основанием для получения дубликата, который выдается после подачи письменного обращения лицензиата в определенный законом срок. Также лицензиат может получить заверенную соответствующим органом копию такого документа. За получение дубликата/копии документа необходимо внести оплату в размере 10 рублей.

Основания для отказа в предоставлении лицензии

В предоставлении лицензии могут отказать по следующим причинам:

  • подача документации, которая содержит недостоверные или искаженные сведения;
  • несоответствие соискателя требованиям и условиям лицензируемой деятельности.

В первом случае предполагается, что в заявлении и поданной с ним документации, содержится информация, которая совершенно не отвечает действительности или же часть предоставленных сведений искажает реальность. Например, искажением информации можно считать сокрытие факторов, которые могут препятствовать соискателю в реализации лицензионных видов деятельности.

Второе основание для отказа предполагает, что соискатель не получит лицензию, если он не отвечает лицензионным требованиям:

  • непосредственно соискатель. Например, у него нет должного образования, опыта подобной деятельности и т.д.
  • Объекты, принадлежащие соискателю на собственнических правах или используемые им.

При этом иных причин для отказа соискателю на уровне действующего российского законодательства не предусмотрено. К примеру, соискатель лицензии не может получить отказ, исходя из объема услуг или работ, которые он собирается предоставить или выполнить.

Подобная проблема была характерна для ранее действующего законодательства, когда в лицензиях могли быть указаны ограничения на объем услуг или работ. Актуальное же законодательство является прогрессивным, поскольку отказалось от подобного рода ограничений и в нем отсутствуют положения о лицензировании, которые бы предусматривали зависимость получения лицензий от объемов предполагаемых услуг или работ.

Подобная норма помогает предупредить возможность использования служебного положения должностными особами лицензирующего органа и злоупотребление их полномочиями в собственных интересах.

Действующее законодательство закрепляет возможность соискателя, получившего отказ в получении лицензии, обращаться повторно для ее получения после ликвидации факторов, которые стали причиной отказа. При этом отсутствуют какие-либо ограничения в сроке повторной подачи документов.

Если же отказ был дан необоснованно, статья 169 Уголовного кодекса России закрепляет возможность привлечения виновных к ответственности в виде штрафных санкций или лишения таких особ права занимать в дальнейшем свою должность, а в некоторых ситуациях возможно и лишение свободы на срок до 2-х лет.

Соискатель имеет право обжаловать действия или наоборот бездействие должностных особ лицензирующего органа в случае отказа в выдаче ему лицензии.

Учитывая то, что обжаловать решение лицензирующего органа либо его бездействие имеет право исключительно соискатель, эта стадия считается факультативной. То есть исключительно от особы, желающей получить лицензию, зависит, будет ли обжаловано решение в установленный законом срок.

Глава 11 Документы, определяющие порядок осуществления определенного вида деятельности: инструкция, положение, регламент

Инструкция по виду деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления компанией какого-либо вида деятельности и применения в процессе его осуществления положений законодательных, нормативных правовых актов, других локальных нормативных актов компании.

Содержание инструкции по виду деятельности разрабатывается на основе типовых (примерных) текстов инструкций (по соответствующим направлениям деятельности), а в отсутствие таковых – на основе законодательных, нормативных правовых актов и нормативно-методических документов, регламентирующих осуществление соответствующего вида деятельности, и с учетом особенностей организационно-правовых условий его осуществления компанией. Текст документа излагается от третьего лица единственного (множественного) числа и делится на разделы, пункты и подпункты.

Разделы должны иметь названия и нумероваться римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами. Заголовок к тексту документа формулируется в дательном падеже, например, «Инструкция по обеспечению информационной безопасности», или в предложном падеже, например, «Инструкция о порядке проведения внутреннего расследования случаев нарушения дисциплины».

Структуру документа образуют следующие разделы:

? общие положения;

? общая (типовая) технология осуществления деятельности;

? особенности осуществления деятельности (по этапам или (и) в зависимости от реальных условий ее осуществления);

? ответственность сотрудников за нарушение инструкции.

Проект инструкции по виду деятельности подписывают его ответственный исполнитель и руководитель (начальник) соответствующего структурного подразделения либо заместитель директора компании по соответствующему направлению деятельности, а утверждает директор компании. Оформление документа производится на соответствующем бланке.

Реквизитами документа являются:

? наименование вида документа;

? дата документа;

? регистрационный номер документа;

? место составления или издания документа;

? гриф утверждения документа;

? заголовок к тексту;

? текст документа;

? отметка о наличии приложения;

? подпись;

? отметка об исполнителе;

? идентификатор электронной копии документа.

Положение о порядке осуществления определенного вида (направления) деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления компанией какого-либо вида деятельности во взаимосвязи с другими видами деятельности.

Регламент осуществления определенного вида деятельности – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления основной деятельности органа управления либо деятельности по исполнению соответствующим органом конкретной управленческой функции.

Требования к разработке положения и регламента в основном соответствуют вышеописанным.

Пример положения представлен ниже.

НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ) В СООТВЕТСТВИИ С УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОАО «Аверс»

подпись

Б. В. Горин

«00» месяца 2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящим положением определяется порядок проведения аттестации сотрудников … (наименование компании в соответствии с учредительными документами) (далее – Компания).

1.2. Целью аттестации является определение соответствия сотрудника своей должности (своему месту работы) на основе объективной оценки его профессиональной деятельности. Проведение аттестации призвано способствовать решению следующих задач:

1.2.1. Формирование персонала Компании определенной численности и квалификации.

1.2.2. Совершенствование уровня профессиональной подготовки сотрудников Компании.

1.2.3. Эффективное планирование деловой карьеры сотрудников Компании.

1.2.4. … (И т. д.)

1.3. Аттестация может быть плановой и внеплановой.

1.3.1. Плановая аттестация сотрудников проводится один раз в два года.

1.3.2. Не подлежат плановой аттестации сотрудники:

1.3.2.1. Проработавшие в Компании на фактически занимаемой должности менее шести месяцев.

1.3.2.2. Достигшие установленного в соответствии с законодательством пенсионного возраста.

1.3.2.3. Беременные, находящиеся в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

1.3.2.4. Находящиеся в командировках продолжительностью один год и более.

1.3.2.5. Направленные на повышение квалификации сроком на один год и более.

1.3.2.6. … (Ит. д.)

1.3.3. Сотрудники, относящиеся к категориям, указанным в пп. 1.3.2.3–1.3.2.4, подлежат аттестации по истечении шести месяцев после возвращения к исполнению полномочий в соответствии с трудовым договором.

1.3.4. В период между плановыми аттестациями в отношении отдельных сотрудников может проводиться внеплановая аттестация.

1.3.5. Проведение в отношении того или иного сотрудника внеплановой аттестации производится на основании мотивированного решения руководителя Компании в следующих целях:

1.3.5.1. Определение соответствия сотрудника занимаемой должности (выполняемой работе), если имеются документальные свидетельства, указывающие на его недостаточную квалификацию.

1.3.5.2. Продление либо отказ в продлении срочного трудового договора.

1.3.5.3. Представление либо отказ в представлении сотрудника к назначению (переводу) на другую должность (другую работу).

1.3.5.4. Определение целесообразности применения в отношении сотрудника мер дисциплинарного воздействия (поощрений и наказаний).

1.3.5.5. Признание работника выдержавшим (не выдержавшим) испытание при приеме на работу.

1.3.5.6. … (И т. д.)

II. Подготовка и обеспечение аттестации

2.1. О порядке проведения аттестации в предстоящем календарном году руководитель Компании не позднее 1 ноября текущего календарного года издает приказ. Данным приказом:

2.1.1. Устанавливается персональный состав аттестационной комиссии.

2.1.2. Утверждается график аттестации.

2.1.3. Определяется список сотрудников, подлежащих аттестации.

2.1.4. Указывается перечень документов, необходимых для работы аттестационной комиссии, сроки их представления.

2.2. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные руководителем Компании сотрудники, при этом:

? председателем аттестационной комиссии, как правило, назначается один из заместителей руководителя Компании;

? заместителем председателя аттестационной комиссии, как правило, назначается начальник одного из структурных подразделений Компании либо один из главных специалистов компании;

? секретарем аттестационной комиссии, как правило, назначается сотрудник отдела кадров Компании, имеющий надлежащую подготовку в организационно-техническом обеспечении протокольных мероприятий;

? членами комиссии (в количестве от трех до семи человек) назначаются сотрудники, имеющие положительные аттестации и проработавшие в Компании не менее пяти лет.

2.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность принятия необъективных решений.

2.4. Все члены аттестационной комиссии наделяются равными правами по принятию или отклонению решений.

2.5. Руководство работой комиссии осуществляет председатель комиссии, а в периоды его отсутствия по уважительным причинам – заместитель председателя.

2.6. Ведение заседаний аттестационной комиссии поручается одному из ее членов по графику либо в соответствии с решением председателя комиссии.

2.7. Общий порядок проведения заседаний аттестационной комиссии определяется регламентом (приложение № 1 к настоящему положению) .

2.8. График аттестации (приложение № 2 к настоящему положению) доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации.

2.9. Не позднее чем за две недели до запланированной в соответствии с графиком датой аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации сотрудником должностных полномочий (порученной работы) за аттестационный период.

2.10. Составлению отзыва предшествует индивидуальная беседа руководства соответствующего структурного подразделения с сотрудником.

2.11. Отзыв составляет непосредственный руководитель сотрудника, подлежащего аттестации, а подписывает начальник соответствующего структурного подразделения Компании. В отзыве (форма документа представлена в приложении № 3 к настоящему положению) указываются:

? основные персональные данные сотрудника: фамилия, имя, отчество, наименование должности (профессии, специальности), продолжительность работы в компании (в том числе в фактически занимаемой должности);

? краткое описание выполнявшихся сотрудником в аттестационном периоде должностных полномочий (порученной работы), основные результаты профессиональной деятельности сотрудника;

? мотивированная оценка деловых качеств и результатов профессиональной деятельности сотрудника.

2.12. В необходимых случаях к отзыву могут прилагаться материалы, содержащие более детальную информацию о выполнявшихся сотрудником в аттестационном периоде должностных полномочиях (порученной работе) и основных результатах его профессиональной деятельности.

2.13. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию, помимо документов, перечисленных в пп. 2.11, 2.12, представляется также аттестационный лист с данными предыдущей аттестации данного сотрудника.

2.14. Отдел кадров Компании не менее чем за неделю до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации должен ознакомить под роспись каждого подлежащего аттестации сотрудника с содержанием представленного о нем отзыва.

2.15. Сотрудник не позднее чем за пять календарных дней до запланированной в соответствии с графиком даты аттестации вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного начальника.

III. Проведение аттестации

3.1. Присутствие на заседании аттестационной комиссии подлежащего аттестации сотрудника и его непосредственного начальника является обязательным. В случае неявки вышеупомянутых лиц на заседание аттестация по решению председателя комиссии переносится на более поздний срок, не превышающий в общем случае одного месяца. За неявку без уважительной причины виновный привлекается к дисциплинарной ответственности.

3.2. О назначении новой даты аттестации сотрудника, подлежащего аттестации, и его непосредственного начальника в рабочем порядке под роспись информирует секретарь комиссии.

3.3. В ходе заседания аттестационная комиссия:

3.3.1. Рассматривает представленные документы, делает предварительные выводы о деловых качествах сотрудника и результатах его профессиональной деятельности.

3.3.2. Заслушивает сообщения аттестуемого сотрудника, а в случае необходимости – его непосредственного начальника о профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.3. Проводит объективное и доброжелательное обсуждение профессиональной деятельности аттестуемого сотрудника.

3.3.4. Задает аттестуемому сотруднику и, если требуется, его непосредственному начальнику вопросы, касающиеся профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.5. Дает оценку деловым качествам аттестуемого сотрудника и результатам его профессиональной деятельности в течение аттестационного периода.

3.3.6. Вырабатывает рекомендации, направленные на обеспечение более полного и качественного выполнения аттестуемым сотрудником своих должностных обязанностей (порученной работы).

3.3.7. Формулирует и обсуждает предложения по дальнейшему деловому предназначению аттестуемого сотрудника.

3.3.8. Принимает решение об аттестации или неаттестации сотрудника, утверждает или не утверждает представленный на него отзыв.

3.4. При принятии решения об аттестации или неаттестации сотрудника учитываются:

3.4.1. Степень соответствия сотрудника квалификационным требованиям по фактически занимаемой должности (выполняемой работе).

3.4.2. Результаты участия сотрудника в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением компании задач.

3.4.3. Общая эффективность работы сотрудника за аттестационный период, его отношение к порученному делу.

3.4.4. Полнота и качество выполнения сотрудником рекомендаций предыдущей аттестации.

3.4.5. Полнота и качество выполнения сотрудником должностной инструкции (инструкции по виду деятельности), приказов и распоряжений руководства компании, указаний и поручений своего непосредственного начальника.

3.4.6. Наличие у сотрудника неснятых дисциплинарных взысканий, случаев привлечения к материальной ответственности.

3.4.7. Наличие у сотрудника специальных знаний, умений и навыков для надлежащего исполнения своих должностных полномочий (порученной работы).

3.4.8. Состояние здоровья сотрудника.

3.4.9. Отсутствие в отношении сотрудника ограничений, препятствующих надлежащему выполнению должностных полномочий (порученной работы).

3.4.10. … (И т. д.)

3.5. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее трех четвертей ее членов.

3.6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника и его непосредственного начальника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов право решающего голоса принадлежит председателю комиссии. Секретарь комиссии обладает совещательным голосом и в голосовании об аттестации (неаттестации) сотрудников не участвует.

3.7. В отношении аттестуемого сотрудника комиссией принимается одно из следующих решений:

3.7.1. Соответствует занимаемой должности (выполняемой работе).

3.7.2. Соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) и рекомендуется к включению в кадровый резерв Компании для замещения вакантной должности по результатам испытания, тестирования, квалификационного экзамена или конкурса.

3.7.3. Нуждается в прохождении профессиональной переподготовки или повышении квалификации с повторной аттестацией по окончании этих мероприятий.

3.7.4. Не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации.

3.7.5. (И т. д.)

3.8. Результаты аттестации сообщаются аттестованному сотруднику непосредственно после подведения итогов голосования.

3.9. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (приложение № 4 к настоящему положению).

3.10. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под роспись. В случае отказа от ознакомления членами аттестационной комиссии составляется акт (форма документа представлена в приложении № 5 к настоящему положению).

3.11. Документы по аттестации хранятся до минования в них надобности с соблюдением мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним.

3.12. Ход заседания аттестационной комиссии фиксируется в протоколе. Ведение протокола возлагается на секретаря либо – по решению председателя комиссии – на одного из ее членов. Протокол заседания аттестационной комиссии (форма документа представлена в приложении № 6 к настоящему положению) подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.13. Документы по аттестации, требующие рассмотрения руководителем Компании, представляются ему не позднее чем через пять календарных дней после ее проведения.

3.14. В течение десяти календарных дней после рассмотрения документов по аттестации руководитель Компании дает начальнику отдела кадров поручение о подготовке в отношении аттестованных сотрудников тех или иных представлений, а также проектов соответствующих приказов (распоряжений). Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Принятие решения о выдаче лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • • заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке – для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, – для индивидуального предпринимателя;
  • • характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять с указанием срока, в течение которого они его намерены осуществлять;
  • • копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица – для юридических лиц;
  • • копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;
  • • справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

По итогам рассмотрения представленных документов на получение лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

В том случае если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В пределах своих полномочий они имеют право:

  • • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • • выносить предупреждение лицензиату;
  • • осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти.

Основанием для аннулирования лицензии являются:

  • • обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • • неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • • незаконность решения о выдаче лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.

Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестрах лицензий должны быть указаны:

  • • сведения о лицензиатах;
  • • сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
  • • виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
  • • даты выдачи и номера лицензий;
  • • сроки действия лицензий;
  • • сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
  • • основания и даты аннулирования лицензий;
  • • иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Размер ее устанавливается в соответствии с НК РФ.

Определение состава учредителей. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловые качества, порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что часто учредители, едва начав свой бизнес, расходятся. Поэтому подбирать учредителей следует очень тщательно.

На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения, выработку и представление учредительных документов, формирование капитала, организацию, регистрацию фирмы органов управления.

Необходимо различать учредителей фирмы и акционеров. В качестве учредителей могут выступать юридические и физические лица. На учредителей возлагается ответственность на проведение надлежащего процесса учреждения. К учредителю может предъявляться требование о подписке на определенное число акций компании. Акционерами являются все юридические и физические лица, владеющие акциями фирмы.

Регистрация компании. Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В настоящее время большинство предпринимателей пользуются услугами специализированных фирм, занимающихся регистрацией компаний. Однако предприниматель должен четко представлять порядок регистрации, который представлен на рис.

Рис. Основные этапы регистрации компании

После определения состава учредителей разрабатываются учредительные документы: устав фирмы, определяющий принципы деятельности и внутреннюю организацию фирмы, договор о создании и деятельности фирмы (соглашение), в котором отражаются вопросы, связанные с деятельностью учредителей в процессе создания и функционирования фирмы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников общества о назначении директора,председателя ревизионной комиссии.

После этого открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации фирмы должно поступить не менее 50% уставного капитала.

Затем фирма регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти. Например, в Москве регистрация предпринимателей осуществляется Москов-

ской регистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области — Московской областной регистрационной палатой и ее территориальными агентствами.

Согласно ст.34 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство без регистрации запрещается, и полученные от него доходы в судебном порядке по иску налоговой инспекции взыскиваются в бюджет.

Для государственной регистрации представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ, учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии), свидетельство об уплате государственной пошлины.

После получения свидетельства о регистрации все сведения о новой фирме передаются в Министерство финансов РФ для включения в торговый реестр предприятий.

В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

полное и сокращенное наименование фирмы;

организационно-правовая форма;

адрес юридического лица;

способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

сведения об учредителях юридического лица;

копии учредительных документов;

дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица;

способ прекращения деятельности юридического лица;

размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;

фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

На заключительном этапе создания новой фирмы участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации), открывают постоянный расчетный счет в банке и фирма регистрируется в районной налоговой инспекции. Затем заказывается круглая печать и угловой штамп, и фирма начинает функционировать в качестве самостоятельного юридического лица.

В том случае, когда фирма создается как акционерное общество, учредители должны осуществить подписку на акции. При открытой подписке публикуется извещение о предстоящей подписке, в котором указываются:

предмет и цели деятельности будущего акционерного общества;

состав учредителей;

дата проведения учредительной конференции;

размер уставного фонда;

количество и виды акций, их номинальная стоимость;

срок начала и окончания подписки на акции.

Подписавшиеся на акции должны внести не менее 30% номинальной стоимости акций до созыва учредительной конференции. В случае закрытой подписки взнос составляет 50%. Полностью оплатить стоимость акций акционер должен не позднее года после регистрации акционерного общества.

После завершения подписки на акции проводится учредительная конференция, на которой решаются следующие вопросы:

создание акционерного общества;

утверждение устава;

определение уставного фонда (после завершения подписки на акции);

выборы руководящих органов общества.

Только после этого осуществляется регистрация нового акционерного общества.

Определив оптимальную организационно-правовую форму компании, необходимо выбрать фирменное название. Можно использовать свое имя или имена партнеров по бизнесу. Важно, чтобы название компании не повторяло названия уже существующих фирм.

Необходимо помнить, что существуют некоторые наименования, которые нельзя использовать без специального разрешения. Например: «Банк, российский, Московский» и пр. За использование названий «Россия», «Российская Федерация» в коммерческих целях необходимо платить в налоговую инспекцию сбор. Для организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью (банки, биржи, страховые, строительные компании), это составит 0,5% от стоимости реализованной продукции. Заготовительные, снабженческо-сбытовые и торговые организации платят 0,05% от оборота. Для остальных организаций, в том числе некоммерческих, установлен тариф размером 100 МРОТ.

Фирменное название необходимо использовать в официальной переписке, счетах, чеках и пр., а также использовать для рекламы компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *