Порядок утверждения плана финансово хозяйственной деятельности

В РФ принимается так называемый «скользящий» федеральный бюджет. Он принимается ежегодно, но на три года (очередной финансовый год и плановый период). Бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов принимаются сроком на один год (очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если данные бюджеты принимаются на один год, то орган исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти утверждает среднесрочный финансовый план еще на два года. В поселениях также могут быть предусмотрены среднесрочные финансовые планы. Бюджетный (финансовый) год в РФ составляет один календарный год, а бюджетный период — период, в течение которого проходят все этапы бюджетного процесса, составляет в общей сложности три года: отчетный финансовый год, текущий финансовый год, очередной финансовый год, который в свою очередь является первым годом двухгодового планового периода. Отчетный финансовый год — это год, предшествующий текущему финансовому году.

Бюджет этого года уже исполнен, но происходит составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Текущий финансовый год — это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление, рассмотрение и принятие проекта закона или подзаконного акта о бюджете на очередной финансовый год. Очередной финансовый год — это год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период — два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, второй и третий годы из бюджетной «трехлетки». Так, например, в 2010 году — отчетный финансовый год (2009 г.), текущий финансовый год (2010 г.), очередной финансовый год (2011 г.), а плановый период (2011-2012 гг.).

Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Планы финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и плановый период должны формироваться по новым правилам, установленным в Требованиях № 186н (требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н).

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, уже начали разрабатывать соответствующие порядки для подведомственных учреждений. Составных частей плана станет меньше, а вот дополнительных таблиц больше (поскольку обосновывать теперь придется не только будущие расходы, но и будущие доходы). Расскажем о главных изменениях.

При подготовке планов ФХД на 2020 год автономным учреждениям больше нельзя руководствоваться прежними Требованиями № 81н (требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н), которые утрачивают силу, и разработанными в их исполнение нормативными актами органов-учредителей. Последние должны утвердить новые порядки составления и утверждения планов, опирающиеся на Требования № 186н, – эти акты теперь и нужно применять.

Новые требования меняют и форму плана, и процесс работы с ним. План приобретает все больше черт документа финансового планирования, из него исключается информация, содержащаяся в других документах учреждения (например, в уставе, балансе). В свою очередь, точность планирования должна достигаться за счет подробных обоснований – теперь они составляются и по расходам, и по доходам.

Этапы планирования

Планирование ФХД ведется одновременно с процессом подготовки бюджета соответствующего уровня. Прежде всего должны совпадать сроки, на которые принимаются федеральный, региональный или местный бюджет и план ФХД учреждения. Согласно п. 5 Требований № 186н план составляется на финансовый год (если закон (решение) о бюджете утверждается на год) либо финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на три года). Но теперь можно планировать и на более длительный срок. Если у учреждения возникла необходимость принять и исполнить долгосрочные обязательства (например, к ним относятся договоры о строительстве или реконструкции объектов государственной (муниципальной) собственности), показатели плана могут утверждаться на период, превышающий срок действия закона о бюджете. Такую возможность должен предусмотреть в своем порядке орган-учредитель.

Связь проекта плана ФХД с проектом бюджета проявляется и в том, что в процессе планирования орган-учредитель должен довести до каждого подведомственного учреждения сведения, касающиеся его финансового обеспечения и необходимые для формирования показателей плана (п. 9 Требований № 186н).

Конкретный порядок действий устанавливает орган-учредитель (п. 4 Требований № 186н), а именно:

  • сроки и порядок составления проекта плана;

  • сроки и порядок утверждения плана;

  • порядок внесения изменений в план;

  • полномочия органа-учредителя или учреждения по утверждению плана (внесению в него изменений).

Впрочем, учредители пока не спешат утверждать новые порядки. На момент создания данной публикации в открытом доступе находились лишь проекты таких документов. В частности, Минспорт в проекте приказа (проект приказа Минспорта РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации») определил, что подведомственное учреждение должно заполнить и разместить в информационной системе «Электронный бюджет» проект плана ФХД не позднее 30 декабря текущего года, а утвердить план ему надо до 1 февраля очередного финансового года, тоже отразив этот факт в «Электронном бюджете».

В свою очередь, Минтруд не предполагает устанавливать жесткие рамки для утверждения плана ФХД. Как следует из проекта приказа (проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения, находящегося в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»), подведомственное учреждение должно заполнить и подписать план в названной системе и представить его органу-учредителю в течение 15 рабочих дней с момента формирования проекта государственного задания. Потом в течение 10 рабочих дней министерство согласовывает либо отклоняет документ (все действия совершаются в «Электронном бюджете»). Во втором случае учреждению придется доработать и в течение 5 рабочих дней повторно подать план.

Особенности планирования в отдельных ситуациях

Новые правила отдельно регламентируют действия учреждения в трех следующих ситуациях.

1. Наличие у АУ обособленного подразделения. Согласно абз. 5 п. 1 Требований № 186н филиал, осуществляющий полномочия по ведению бухгалтерского учета, оказывающий услуги (выполняющий работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием учреждения, должен составлять собственный план ФХД, только если головное учреждение приняло решение об утверждении плана обособленному подразделению.

По сути, в данной ситуации должны формироваться как минимум три плана: учреждения в целом, головного учреждения (без филиалов) и каждого обособленного подразделения. План учреждения составляется на основании проектов планов головного учреждения и обособленных подразделений, при этом расчеты между первым и вторыми не учитываются (п. 10 Требований № 186н). На основании плана учреждения как юридического лица утверждаются отдельные планы головного учреждения и каждого обособленного подразделения, куда включаются показатели внутренних расчетов между ними (п. 47 Требований № 186н).

2. Изменение подведомственности учреждения. Если такое произошло в течение финансового года, план ФХД переданного учреждения необходимо привести в соответствие порядку нового органа-учредителя в установленные им сроки (п. 3 Требований № 186н).

3. Реорганизация учреждения. В этом случае показатели плана должны быть изменены (п. 16 Требований № 186н).

Форма реорганизации

Действия по изменению плана ФХД

Присоединение, слияние

Показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного суммирования показателей поступлений и выплат

Выделение

Показатели плана реорганизуемого учреждения уменьшаются на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц

Разделение

Показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего свою деятельность

После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат планов реорганизованных учреждений при суммировании должны соответствовать показателям планов учреждений до начала реорганизации.

Форма плана и требования учредителя

Новая форма плана ФХД дана в приложении к Требованиям № 186н – из нее исключены несколько разделов. Сравним существующую и новую структуру.

Прежняя форма плана

Новая форма плана

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

Раздел 1 «Поступления и выплаты»

Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»

Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»

Таблица 4 «Справочная информация»

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

В графах основной таблицы «Поступления и выплаты» не будет разбивки по источникам финансового обеспечения (напомним, раньше все показатели детализировались по видам субсидий и внебюджетным доходам). В графах теперь нужно проставлять суммы, относящиеся к конкретному году планирования (в границах трехлетнего периода и при необходимости за его пределами).

Впрочем, возможность раздельного отражения сумм по источникам финансового обеспечения все же может предусмотреть орган-учредитель. Согласно п. 31 Требований № 186н он вправе принять решение о раздельном планировании в отношении расчетов расходов (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг). Обратим здесь внимание на два важных момента. Во-первых, разбивка по источникам смещается из основной таблицы плана в обоснования расходов, а значит, при принятии органом-учредителем соответствующего решения учреждению понадобится заполнять большее число таблиц, обосновывающих плановые показатели по оплате труда, уплате налогов и пр. Во-вторых, в отношении основных расходов на закупки раздельное планирование обязательно – это не зависит от воли конкретного учредителя. В разделе 2 формы плана есть строка, в которой отражаются выплаты по договорам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, – здесь и надо детализировать суммы по источникам финансового обеспечения.

Все показатели плана ФХД и обоснований должны формироваться по кодам бюджетной классификации (в соответствующей графе формы плана основные коды уже проставлены, а в п. 11 Требований № 186н даны разъяснения по заполнению). Орган-учредитель может предусмотреть в своем порядке дополнительную детализацию по кодам КОСГУ или иным кодам аналитических показателей.

Кроме того, строк в плане станет больше. Помимо основных групп показателей («Доходы» и «Расходы»), которые подверглись дополнительной детализации, в разд. 1 появились новые группы – «Выплаты, уменьшающие доход» и «Прочие выплаты». В первом случае обособляются суммы, уменьшающие доход (налог на прибыль, НДС и др.), во втором – суммы возврата субсидий, предоставленных до начала текущего финансового года, банковских депозитов, размещенных автономным учреждением, и др. Указанные суммы отражаются со знаком минус. Такая детализация позволит повысить точность планирования и исключить искажение расчетных показателей по доходам.

Покажем на примере, как заполняется один из блоков (данные условны).

Наименование показателя

Код

строки

Код по бюджетной классификации РФ

Сумма

На 2020 год (текущий финансовый год)

На 2021 год (первый год планового периода)

На 2022 год (второй год планового периода)

За пределами планового периода

Выплаты, уменьшающие доход, всего

-150 000,00

-150 000,00

-150 000,00

х

В том числе

Налог на прибыль

х

-100 000,00

-100 000,00

-100 000,00

х

Налог на добавленную стоимость

х

-50 000,00

-50 000,00

-50 000,00

х

Прочие налоги, уменьшающие доход

х

х

План составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (п. 8 Требований № 186н), но формы этих обоснований не установлены. Органы-учредители могут сами утвердить данные формы в своих порядках (как это предполагает сделать Управление делами Президента РФ, проект приказа Управления делами Президента РФ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации»), а могут оставить разработку форм таблиц-обоснований подведомственным учреждениям (в частности, Минспорт в своем проекте приказа не регламентировал данный вопрос).

Обоснования доходов

Новая форма плана ФХД включает шесть видов доходов, размер которых нужно обосновывать (хотя орган-учредитель может предусмотреть дополнительные виды). Согласно п. 18 Требований № 186н учреждение должно рассчитать и отразить в плане доходы:

  • от использования собственности;

  • от оказания услуг (выполнения работ);

  • в виде штрафов, возмещения ущерба;

  • в виде безвозмездных денежных поступлений;

  • в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;

  • от операций с активами.

Детализация этих доходов и правила расчета сумм даны в п. 19 – 22 Требований № 186н.

Если АУ не планирует получать отдельные виды доходов, обоснования по ним не формируются (п. 45 Требований № 186н). Иными словами, количество таблиц-обоснований зависит от имеющихся источников доходов. Минфин предлагает (См. презентацию «Планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений», размещенную на официальном сайте minfin.ru, раздел «Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»), использовать общую таблицу-обоснование, куда включаются суммы по одной из шести групп доходов, планируемых к получению в трехлетний период, и детализацию расчетов по каждому виду дохода в отдельной таблице. Важно, что обоснования доходов нужно формировать с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года авансов по договорам (контрактам, соглашениям) (п. 17 Требований № 186н).

Приведем условный пример заполнения общей таблицы с расчетами по доходам от собственности.

Наименование показателя

Код строки

Сумма, руб.

На 2020 год (текущий финансовый год)

На 2021 год (первый год планового периода)

На 2022 год (второй год планового периода)

Дебиторская задолженность по доходам на начало года

1 000,00

Полученные авансы по договорам, контрактам (кредиторская задолженность по доходам) на начало года

5 000,00

5 000,00

5 000,00

Доходы от собственности, всего

105 000,00

100 000,00

105 000,00

В том числе

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества

70 000,00

75 000,00

80 000,00

Доходы в виде процентов по остаткам средств на счетах автономных учреждений в кредитных организациях

20 000,00

10 000,00

10 000,00

Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации

15 000,00

15 000,00

15 000,00

Дебиторская задолженность по доходам на конец года

Полученные авансы по договорам, контрактам (кредиторская задолженность по доходам) на конец года

5 000,00

5 000,00

5 000,00

Планируемые поступления доходов от собственности (строка 0100 – строка 0200 + строка 0300 – строка 0400 + строка 0500)

106 000,00

100 000,00

105 000,00

Далее каждый вид дохода, указанный в общей таблице, учреждению нужно рассчитать в отдельной таблице. Например, доходы от аренды определяются исходя из ставки арендной платы за единицу площади и количества квадратных метров (объектов), которые планируется сдавать в аренду, а доходы от распоряжения правами на интеллектуальную собственность – исходя из количества объектов такой собственности и платы за использование одного объекта.

Обоснования расходов

Правила составления обоснований расходов в основном те же, что и обоснования доходов. Расчеты нужно формировать с учетом произведенных на начало финансового года авансов по договорам (контрактам, соглашениям), сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а также принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств (абз. 2 п. 17 Требований № 186н). Если учреждение не собирается осуществлять отдельные расходы, оставлять пустые таблицы-обоснования по ним не нужно (п. 45 Требований № 186н).

Детализация расходов и правила расчета сумм приведены в п. 24 – 43 Требований № 186н. Из этих норм следует, что таблиц-обоснований здесь должно быть много: только основных групп расходов насчитывается семь (оплата труда с начислениями, компенсационные выплаты персоналу, не предусмотренные фондом оплаты труда, уплата налогов и пр.), а одна из них (расходы на закупки) включает в себя еще десять видов расходов. При этом орган-учредитель может обязать учреждение отражать расходы в разбивке по источникам финансирования.

Как и в случае с доходами, по каждой группе расходов нужно составить общую таблицу-обоснование, а детали расчетов отразить в отдельных таблицах.

Приведем еще один условный пример заполнения – в отношении расходов на оплату труда. Предположим, что орган-учредитель принял решение о планировании выплат раздельно по источникам финансового обеспечения, вследствие чего АУ должно заполнить две таблицы – по расходам за счет средств субсидии на выполнение задания и приносящей доход деятельности. Таблицы заполнены только на один (2020) год.

Источник финансового обеспечения – субсидия на выполнение государственного задания

№ п/п

Должность, группа должностей

Установленная численность, ед.

Среднемесячный размер оплаты труда на одного работника, руб.

Ежемесячная надбавка к окладу, %

Районный коэф-
фициент

Фонд оплаты труда в 2020 году, руб.

Всего

В том числе

По должностному окладу

По компенсационным выплатам

По стимулирующим выплатам

10*

Административно-управленческий персонал

27 000,00

18 000,00

9 000,00

2 592 000,00

Педагогический персонал

14 000,00

10 000,00

1 000,00

3 000,00

10 080 000,00

Обслуживающий персонал

11 500,00

8 500,00

1 000,00

2 000,00

828 000,00

Итого

х

х

х

х

х

* Графа 10 = графа 3 х графа 4 х (1 + графа 8 / 100) х графа 9 х 12 (мес.).

Источник финансового обеспечения – приносящая доход деятельность

№ п/п

Должность, группа должностей

Установлен-
ная численность, ед.

Среднемесячный размер оплаты труда на одного работника, руб.

Ежемесячная надбавка к окладу, %

Районный коэф-
фициент

Фонд оплаты труда в 2020 году, руб.

Всего

В том числе

По должностному окладу

По компенсационным выплатам

По стимулирующим выплатам

10*

Административно-управленческий персонал

14 500,00

4 500,00

10 000,00

1 392 000,00

Педагогический персонал

8 000,00

3 000,00

5 000,00

5 760 000,00

Обслуживающий персонал

2 000,00

2 000,00

12 000,00

Итого

х

х

х

х

х

* Графа 10 = графа 3 х графа 4 х (1 + графа 8 / 100) х грfaf 9 х 12 (мес.).

Расчеты плановых выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, можно по-прежнему производить с превышением нормативных затрат, используемых при определении объема субсидии на выполнение задания, но в пределах общего объема этой субсидии (п. 44 Требований № 186н).

Приступать к подготовке плана ФХД на 2020 год и плановый период бухгалтеру лучше заранее: сбор и анализ сведений, необходимых для расчетов будущих доходов и расходов, – процесс трудоемкий. И даже если орган-учредитель пока не установил новый порядок составления и утверждения плана ФХД и не довел до учреждения предполагаемые объемы финансового обеспечения, закладываемые при формировании проекта бюджета, начать можно с изучения Требований № 186н и формирования таблиц-обоснований, для которых основная информация у учреждения имеется.

Начиная с 1 апреля 2020 г., государственные и муниципальные учреждения должны применять новую редакцию Требований к составлению и утверждению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н (далее – Требования к ПФХД).

Кого касаются изменения

Требования к ПФХД должны соблюдать1 :

— государственный орган, орган государственной власти РФ, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее – орган-учредитель), при установлении порядка составления и утверждения Плана ФХД;

— федеральное государственное бюджетное (федеральное государственное автономное учреждение), осуществляющее в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя подведомственных ему федеральных учреждений;

— государственное (муниципальное) бюджетное учреждение и государственное (муниципальное) автономное учреждение;

— обособленное (структурное) подразделение учреждения без прав юридического лица (филиал), осуществляющее полномочия по ведению бухгалтерского учета и оказывающее государственные (муниципальные) услуги (выполняющее работы).

Отметим, что в Требования к ПФХД Минфин России уже вносил изменения приказом от 11 декабря 2019 г. № 222н.

Основные изменения

6 марта 2020 г. в Минюсте России прошел госрегистрацию (№ 57685) приказ Минфина России от 7 февраля 2020 г. № 17н, которым внесены изменения в приложение к Требованиям к ПФХД (далее – Приказ № 17н). Одновременно Приказом № 17н признан утратившим силу приказ Минфина России от 30 октября 2018 г. № 221н «О внесении изменений в пункт 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

Приказом № 17н в новой редакции изложена табличная форма Плана ФХД:

— раздела 1 «Поступления и выплаты»;

— раздела 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».

Кроме того, некоторые строки раздела 2 Плана ФХД детализированы по кодам целевых статей расходов бюджетов в случаях выделения учреждению субсидий на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений или грант в форме субсидии на реализацию федерального проекта, в том числе входящего в состав соответствующего нацпроекта, либо регионального проекта. Также теперь отдельно нужно будет указывать объем закупок по контрактам, заключенным учреждением по Закону № 44-ФЗ, и отдельно по Закону № 223-ФЗ.

Сроки

Все вышеуказанные изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. Следовательно, до этой даты учреждениям необходимо пересмотреть план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 г. и заново утвердить его уже по обновленной форме. Напомним, что учреждение составляет и утверждает2 План ФХД в соответствии с порядком, установленным органом-учредителем. При этом орган-учредитель должен установить3 для подведомственных учреждений нормы, регулирующие в том числе порядок внесения изменений в План ФХД.

Другими словами, бюджетным и автономным учреждениям в самое ближайшее время необходимо в порядке и сроки, установленные органом-учредителем, привести свои Планы ФХД в соответствие с положениями Приказа № 17н.

Напомним, что новая версия утвержденного Плана ФХД должна быть4 размещена на сайте www.bus.gov.ru не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующих изменений в него, с приложением соответствующих электронных копий документов.

Бухгалтерский учет

Единый план счетов, в частности, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ и служит для проведения финансового анализа Планов ФХД. Следовательно, детализация строк раздела 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» Плана ФХД по кодам целевых статей расходов в случае выделения учреждению соответствующих субсидий потребует организации аналитического учета на счетах учета движения денежных средств. Ведение аналитического учета на счетах учета движения денежных средств должно быть предусмотрено Рабочим планом счетов, утверждаемым в составе учетной политики учреждения. Очевидно, что вступление в силу Приказа № 17н с 1 апреля потребует корректировки учетной политики учреждения в части внесения необходимых изменений в Рабочий план счетов.

О том, как внести изменения в учетную политику учреждения в течение отчетного периода, читайте в статье ведущего эксперта ИД «БиНО» А. Шихова в «БиНО: ГиМУ» № 3/2020.

1п. 1 Требований к ПФХД

2п. 2 Требований к ПФХД

3п. 4 Требований к ПФХД

4п. 15 приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и ведения указанного сайта»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *