Порядок внутреннего финансового аудита

Содержание

Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2019 года N 608н

Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191, N 52, ст.6983; 2016, N 1, ст.26; 2019, N 30, ст.4101) и с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1290; 2015, N 16, ст.2393; 2016, N 18, ст.2632; 2018, N 14, ст.1975)

приказываю:

1. Утвердить Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 марта 2016 г. N 95н «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2016 г., регистрационный N 41677).

Министр
М.А.Топилин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 ноября 2019 года,
регистрационный N 56435

Приложение. Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года N 608н

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство).

2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению:

а) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерством, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

б) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

в) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

а) оценки надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий Министерством (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;

в) повышения качества финансового менеджмента.

4. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется отделом внутреннего финансового аудита Департамента организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — субъект аудита), на основе функциональной независимости.
Функциональная независимость субъекта аудита состоит в том, что его должностные лица:
не принимают участие в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
не принимали участие в исполнении внутренних бюджетных процедур в проверяемом периоде;
не подчиняются директору Департамента организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения Министерства в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита;
не имеют родства с должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
Субъект аудита в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно первому заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

6. Объектами внутреннего финансового аудита в Министерстве являются структурные подразделения Министерства, выполняющие внутренние бюджетные процедуры, и подведомственные Министерству федеральные казенные учреждения, в том числе федеральные казенные учреждения медико-социальной экспертизы и федеральные казенные профессиональные образовательные учреждения (далее — объекты аудита).

7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром труда и социальной защиты Российской Федерации.

8. Аудиторские проверки подразделяются на:

а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

9. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:

а) должностным лицом субъекта аудита (далее — проверяющий);

б) группой должностных лиц субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее — аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки, ответственным за проведение аудиторской проверки (далее — руководитель аудиторской группы).

10. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов по согласованию.

11. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:

а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;

б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

г) оценивается эффективность применения объектами аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;

д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.

II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок

12. Годовой план внутреннего финансового аудита (далее — план) представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

13. План составляется субъектом аудита на очередной финансовый год и утверждается Министром труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министр) не позднее 30 декабря текущего календарного года. Рекомендуемый образец плана представлен в приложении N 1 к настоящему Положению.

14. В ходе планирования субъект аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

15. Аудиторские проверки назначаются приказом Министерства в соответствии с программой аудиторской проверки.

16. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объекта аудита;

в) срок проведения аудиторской проверки;

г) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

17. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа.

18. По решению Министра или уполномоченного им лица в состав аудиторской группы могут быть включены специалисты, эксперты, работники других структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству учреждений.

19. Выбор объектов аудита в целях формирования тем аудиторских проверок, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в план осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;

б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

в) организация внутреннего финансового контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

г) опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;

д) информация о выявленных нарушениях в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, которая предоставляется главным администраторам (администраторам) бюджетных средств (например, информация о результатах проверки отчета об исполнении соответствующего бюджета, включая результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств);

е) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;

ж) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;

з) применение объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.

20. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:

а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;

б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

в) результаты оценки бюджетных рисков;

г) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.

21. В целях составления плана субъект аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

III. Порядок проведения аудиторских проверок

22. При проведении аудиторских проверок субъект аудита обязан:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством с применением в соответствии с пунктом 47(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

в) знакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;

г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

23. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

24. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.

25. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

26. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.

27. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы (проверяющим) приказа Министерства о проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).
Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) подписать акт аудиторской проверки, руководителем аудиторской группы (проверяющим) в таком акте производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения объектом аудита акта аудиторской проверки по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.

28. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен решением Министра на основании докладной записки руководителя аудиторской группы (проверяющего), но не более чем на 10 рабочих дней.

29. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.

30. Решение Министра о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы (проверяющим) до сведения руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

31. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки), руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления аудиторской проверки.
Решение о приостановлении аудиторской проверки, принятое Министром в соответствии с мотивированной докладной запиской руководителя аудиторской группы (проверяющего), оформляется приказом, который доводится до руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

32. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.

33. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки, данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы (проверяющего) с оформлением всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке.

34. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр — для субъекта аудита; один экземпляр — для объекта аудита. Рекомендуемый образец акта аудиторской проверки представлен в приложении N 2 к настоящему Положению.

35. Каждый экземпляр акта аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

36. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности объекта аудита в акте аудиторской проверки указываются:

а) нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;

б) виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

г) суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки;

д) принятые в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.

37. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

38. Срок для ознакомления с актом аудиторской проверки и его подписания руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) составляет не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего акта.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по акту аудиторской проверки, он делает об этом отметку и вместе с подписанным актом аудиторской проверки представляет руководителю аудиторской группы (проверяющему) письменные возражения. Данные возражения по акту аудиторской проверки приобщаются к материалам аудиторской проверки.

39. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 15 рабочих дней со дня подписания акта аудиторской проверки (получения письменных возражений по акту аудиторской проверки) рассматривает обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в течение 5 рабочих дней согласовывает его с руководителем субъекта аудита.
Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Министерстве.

40. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее — отчет).

41. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством и подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

42. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской проверки (проверяющим) Министру.

43. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

44. При принятии Министром решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением. Рекомендуемый образец плана мероприятий представлен в приложении N 3 к настоящему Положению.

45. Субъект аудита проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений.

46. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом аудита до 1 февраля текущего финансового года.

47. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству учреждениями, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства, бюджетной отчетности подведомственных Министерству учреждений.

48. По решению Министра годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приложение N 1 к Положению. План внутреннего финансового аудита

Приложение N 1
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года N 608н

Рекомендуемый образец

ПЛАН
внутреннего финансового аудита
на 20__ год

Коды

от » ___» ________ 20__ г.

Дата

Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

Глава по БК

Субъект внутреннего финансового аудита

Наименование бюджета

по ОКТМО

N пп

Тема аудиторской проверки

Объекты аудита

Проверяемый период

Срок проведения аудиторской проверки

Ответственные исполнители

Приложение N 2 к Положению. Акт аудиторской проверки

Приложение N 2
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года N 608н

Рекомендуемый образец

Приложение N 3 к Положению. План мероприятий по устранению нарушений и недостатков

Приложение N 3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве труда и социальной
защиты Российской Федерации,
утвержденному приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 9 сентября 2019 года N 608н

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДАЮ

(должность руководителя объекта аудита)

(подпись) (расшифровка подписи)

«

«

г.

N п/п

Нарушение (текст) с указанием номера строки акта проверки

Меры, принятые к устранению нарушения

Срок устранения нарушения

Должностное лицо, ответственное за устранение нарушения

Примечание (перечень документов, подтверждающих устранение)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 08.11.2019,
N 0001201911080022

Определение 1

Аудит – независимое, плановое и документально оформленное оценивание, определяющее соответствие определенным установленным требованиям.

Замечание 1

Аудит является систематическим процессом, поэтому он должен проводиться с определенной плановой периодичностью. От того, к какому типу относится аудит зависит периодичность его проведения.

Обязательный и инициативный аудит

В зависимости от того, кто является инициатором проведения аудита выделяют следующие виды проверок: обязательная и инициативная.

Инициативный аудит проводится добровольно по решению руководства организации. Проведение аудиторской проверки обычно заказывают при смене ключевых работников: главного бухгалтера, руководителя предприятия или подразделения. Также его могут проводить при подозрении, что работники бухгалтерии слабокомпетентны или недобросовестно выполняют свои обязанности. Проведение инициативной аудиторской проверки может происходить с любой периодичностью.

Обязательный аудит проводится в обязательном порядке в организациях, по утвержденному законодательно перечню. Периодичность проведения такой аудиторской проверки регламентирована – 1 раз в год.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Периодичность аудита 440 руб.
  • Реферат Периодичность аудита 240 руб.
  • Контрольная работа Периодичность аудита 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Проведение обязательного аудита является обязательным для:

  • компаний с годовым доходом более 400 млн. руб.;
  • предприятий с суммой активов превышающей 60 млн.руб.;
  • акционерных обществ;
  • финансовых и кредитных организаций;
  • организаций, ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • некоммерческих иностранных предприятий;
  • страховых организаций;
  • организаций, представляющих консолидированную отчетность.

Проведение внутреннего контроля и требования к его периодичности

Внутренний контроль осуществляется органом управления организации с целью провести анализ информации относительно выполнения следующих ключевых задач:

  1. Достоверность финансовой отчетности организации.
  2. Эффективность деятельности.
  3. Соблюдение законодательных и нормативных актов.

Главной задачей внутреннего аудита является получение уверенности, в том, что система внутреннего контроля организации работает эффективно.

Внутренний аудит помогает организации определить и оценить риски, а процесс оценки риска деятельности является ключевым при планировании аудиторской работы. В план проверок внутреннего аудита необходимо включать те структуры, процессы и операции, которые обладают повышенным уровнем риска или неправильным функционированием. Нарушения в функционировании таких процессов могут явиться угрозой невыполнения задач, стоящих перед организацией в стратегическом плане, а также снижением качества услуг, незаконного расходования средств, потери активов и др.

При составлении годового и стратегического плана проведения внутреннего аудита организации принимаются во внимание все стратегические и оперативные цели и ключевые задачи.

Внутренние аудиторские проверки проводятся непрерывно, основываясь на графике аудитов, утвержденном руководителем предприятия.

Важно отметить, что внутренний аудит может проводиться как планово (на основе плана аудитов), так и вне плана (на основании отдельных распоряжений генерального директора).

Обычно считается, что периодичность проведения планового внутреннего аудита является достаточной не реже 1 раза в полугодии.

Годовой план предприятия по проведению внутренних аудитов обычно разрабатывается не позднее 20 декабря. При разработке данный план проверок предусматривается проведение обязательной проверки каждого подразделения, каждого процесса организации.

Проведение ежегодного аудита обязательно только для ряда организаций, попадающих под требования законодательства, в том числе для кредитных и страховых фирм, фондов, бюро кредитных историй и некоторых других.
Проведение внутреннего аудита не регламентируется законодательством, поэтому перечень вопросов и объем задач определяет только заказчик.
Проведение аудита — это возможность получить независимую оценку хозяйственной деятельности, выявить и устранить недостатки финансовой системы организации, снизить налоговые риски и издержки.
Узнать больше об аудите…
Проводить обязательный аудит могут только сертифицированные аудиторские организации. Проведение инициативного аудита возможно с помощью любой выбранной организации, а также силами штатных специалистов.
Отчет по результатам проведенного аудита может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.
Заказать аудит…
При выборе организации для аудита бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Как выбрать компанию для аудита?

В условиях экономической неопределенности и усиливающейся конкуренции возрастает роль объективного хозяйственного контроля — как со стороны собственников, так и надзорных органов. Достоверная финансовая отчетность обеспечивает возможность принятия осознанных экономических решений, оберегает от операций, связанных с повышенным риском. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц — собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти…

В связи с вышесказанным мы рассмотрим такие формы контроля, как внутренний и внешний аудит, задачи и механизмы этих видов проверки, а также факторы, влияющие на выбор независимого аудитора.

Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур

Аудитом называют независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании для формирования выводов о достоверности этой отчетности. Более широким является определение аудиторской деятельности — это независимая проверка бухгалтерских документов, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, а также иные услуги: анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов/пассивов предприятия или организации, консультирование в вопросах законодательства и пр.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона. Задачи аудита можно сформулировать следующим образом:

  1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
  2. Оценка законности и правильности осуществления операций.
  3. Проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
  4. Подтверждение достоверности или недостоверности отчетов.
  5. Разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.
  6. Ориентирование на будущие события, которые могут отразиться на хозяйственной деятельности компании.
  7. Определение резервов для наращивания ресурсов.

В Стандарте №1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» отмечено, что мнение аудитора может способствовать формированию доверия к отчетности, однако оно не указывает на эффективность управления предприятием и не дает прогнозов на будущее. Иными словами, аудитор не оценивает, насколько соблюдены интересы акционеров и владельцев компании.

В современной экономической практике выделяют разные формы аудита. Общепринятым является его деление на внешний и внутренний.

Внешний аудит — это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д.

По характеру заказа можно выделить инициативный (добровольный) и обязательный. В первом случае проверка происходит по решению руководства предприятия, учредителей или органов власти, как правило, для объективной оценки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Обязательный аудит предусмотрен законодательством, проводят его только независимые аудиторские организации.

По виду деятельности экономического субъекта выделяют:

  • банковский аудит (касается банков и иных кредитных организаций);
  • страховой аудит (страховые компании);
  • аудит инвестиционных институтов и бирж;
  • общий аудит (организации прочих видов деятельности).

По стадии развития выделяют:

  • подтверждающий аудит, подразумевающий всеобъемлющую проверку и подтверждение достоверности финансовой информации;
  • аудит, базирующийся на риске, при котором проверку проводят выборочно, в основном в «критических точках» — там, где риски выше; области с низкими рисками исключаются из проверки, тем самым сокращается затраченное время.
  • системно-ориентированный аудит, основанный на изучении и анализе системы внутреннего контроля предприятия. Внешняя экспертиза проводится с учетом его результатов.

В зависимости от направления проверки выделяют:

  • горизонтальный аудит — касается одного процесса от начала до завершения без отвлечения на сопутствующие операции;
  • вертикальный аудит — затрагивает все взаимосвязанные процессы; если в результате проверки выясняется, что данная операция связана с другой, аудит распространяется и на нее;
  • аудит в прямом направлении — следует за естественным ходом процесса от начала и до конца (выпуск продукции, предоставление услуги и т.д.); проверка охватывает взаимосвязанные и параллельно выполняемые операции, позволяет оценить качество процесса в целом;
  • аудит в обратном направлении — начинается с оценки выполненной работы (момент приемки продукции или завершение оказания услуги) и движется в обратном направлении к началу; такая форма контроля позволяет выявить пропущенные операции и расхождения в документации.

По периодичности аудит может быть первичным и повторяющимся. Проверка, организованная впервые, всегда более трудоемкая, ответственная и затратная по времени, поскольку сведения о компании собираются с нуля. При переводе аудиторских проверок на регулярную основу временные затраты сокращаются, процедура становится более простой, поскольку «сильные» и «слабые» стороны предприятия аудитору уже известны.

Вне зависимости от формы аудита, проверяющий должен достичь главной цели. А именно: сделать выводы о том, насколько отчетность соответствует требованиям, нет ли в ней расхождений с законом, полностью ли учтены активы и пассивы, все ли расчеты проведены правильно и обоснованно.

Внешний аудит

Проведение внешнего аудита, как было отмечено, предполагает участие привлеченных экспертов. Его проводят юридически и организационно независимые компании или физические лица, которые гарантируют объективность и отсутствие предвзятости. Внешнего аудитора с проверяемой компанией не должны связывать никакие обязательства, кроме тех, что указаны в договоре на проведение проверки. Подробнее понятие независимости раскрыто в статье 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, указано, что аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителям или руководителям проверяемых организаций, не могут входить в состав совета директоров и еще ряд ограничений.

В статье 3 данного закона отмечено, что аудиторская организация должна в обязательном порядке являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Это же требование касается и аудитора-физического лица, который, кроме того, должен обладать квалификационным аттестатом. За свои действия проверяющий ответственен перед законом, своим работодателем и профессиональным сообществом.

Задачи внешнего аудита следующие:

  1. Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности.
  2. Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности.
  3. Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств.

Возможны и другие цели внешнего аудита: оптимизация налогооблагаемых баз, корректировка ведения бухгалтерского учета, анализ хозяйственной и финансовой деятельности, решение управленческих проблем путем предоставления профессиональных консультаций и др.

Как уже говорилось, основные виды внешнего аудита — это инициативный и обязательный. Добровольный аудит предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности по заданию заказчика, в котором обычно устанавливается объем, глубина, период, уровень точности проверки, а также наличие сопутствующих услуг. Причины могут быть разные: недостаточная квалификация бухгалтерских работников, высокая текучка, падение контрольных показателей, подготовка к сертификации и пр. Инициатива в этом случае, как правило, исходит от руководителей предприятий — они обращаются в аудиторские фирмы самостоятельно.

Обратите внимание!
Статья 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ устанавливает, что право инициировать проверку есть у любого участника ООО при условии самостоятельной оплаты им услуг профессионального аудитора. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с инициатором аудита. Проверка при этом может быть сплошной или выборочной.

Обязательный аудит проводят в соответствии с законодательством. Он является комплексным и инициируется государственными органами. Цель такой проверки — подтвердить достоверность представленной отчетности. Случаи, в которых проводится обязательный аудит, перечислены в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» для всех организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, а также:

  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй;
  • страховых компаний и обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных и иных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с объемом годовой выручки 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

На заметку
Обязательный аудит не проводят в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Уклонение от обязательного аудита или препятствие ему наказывается крупными штрафами. Обязательный аудит проводят ежегодно по итогам завершенного финансового года, он касается всей финансовой деятельности организации. По итогам составляется аудиторское заключение и информация о результатах проверки для руководителя компании. Результаты проверки заносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Аудиторская проверка состоит из ряда этапов.

Планирование. На этом этапе от предприятия поступает предложение о проведении аудита. Компания-аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью потенциального клиента, составляет примерный план и направляет в ответ письмо-обязательство. В нем должны быть указаны условия проведения проверки и обязательства сторон. При условии взаимного согласия составляется официальный договор. Он содержит стандартные обязательные пункты: предмет договора, участники, права и обязанности, ответственность за нарушение условий. Параллельно разрабатывается детальный план будущей проверки. Он включает в себя:

  • описание предмета изучения и список объектов аудита;
  • вопросы, которым следует уделить особое внимание;
  • источники получения информации;
  • состав аудиторской группы;
  • сроки проверки;
  • сроки предоставления результатов.

Проведение аудита. Перед стартом проверки в компании проводят собрание, на котором руководителей подразделений знакомят с целью проверки, порядком ее проведения, согласуют условия. Важно, чтобы со стороны коллектива не возникало никаких препятствий для аудиторов, а те, в свою очередь, действовали строго в рамках плана. Аудиторы должны быть распределены по участкам проверки в соответствии с их профессиональной компетенцией. Внешний аудит может включать не только анализ документов, но и другие методы: беседы с сотрудниками, проверку работы на местах, анкетирование и т.д.

Заключение. По каждому разделу программы аудиторы делают выводы в письменной форме. На основании этих документов формируется аудиторское заключение. Требования к нему регламентирует статья 6 закона «Об аудиторской деятельности». Заключение, в частности, должно содержать полные сведения об аудиторе и объекте проверки, периоде, изученной бухгалтерской и финансовой отчетности, целях, методах и результатах аудита. Выдают аудиторское заключение лицу, подписавшему договор о проведении проверки. Отраженные в нем сведения впоследствии могут стать поводом для принятия ряда управленческих решений.

Внутренний аудит

Определение внутреннего аудита компании закреплено в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Согласно документу внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Проведение внутреннего аудита является добровольным. Его проводят, чтобы решить следующие задачи:

  • проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных в отчетах сведений;
  • оценить правильность ведения бухгалтерского учета;
  • оценить эффективность использования ресурсов, своевременность и полноту налоговых отчислений, расчетно-платежную дисциплину в целом;
  • изучить достоверность учета затрат на производство, объемов выручки и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
  • разработать предложения по улучшению расчетной дисциплины и бухгалтерского учета;

Аудиторы службы внутреннего контроля, как правило, консультируют руководителей подразделений и ответственных за конкретные участки работников по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам, помогают устранить недочеты, выявленные в ходе проверки.

Инициировать организацию внутреннего аудита могут собственники компании с целью определить, насколько добросовестно привлеченные управленцы ведут дела фирмы. Заказать проверку может руководитель предприятия, например, при смене главного бухгалтера. Тот, в свою очередь, также вправе затребовать проведение проверки, особенно если разные направления учета закреплены за несколькими сотрудниками. Заказчиками аудита могут выступить потенциальные инвесторы для оценки финансового состояния будущего объекта для вложений.

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии:

  • функциональный аудит систем управления;
  • организационно-технический аудит;
  • всесторонний аудит управления;
  • аудит видов деятельности;
  • аудит на соответствие (каким-либо требованиям);
  • аудит на предмет общей целесообразности.

Объектами проверки становятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их источники, хозяйственные процессы, результаты хозяйственной деятельности и методы управления предприятием.

Порядок проведения внутреннего аудита и методы компания определяет самостоятельно. Проверка может быть комплексной или тематической (охват отдельных участков), выборочной или сплошной. При частичной проверке возрастает риск пропуска ошибок и недочетов, поэтому бухгалтерские документы, как правило, проверяются полностью.

Главные принципы аудиторской деятельности — независимость и объективность — касаются и внутренних проверок. Однако большинство экспертов признают: абсолютная независимость при проведении процедуры внутреннего аудита едва ли достижима. Как минимум потому, что аудиторы являются сотрудниками той же компании, их карьера и профессиональное благополучие напрямую зависит от решений руководства. Кроме того, отдел внутреннего аудита, как правило, находится в подчинении у руководителя подразделения или финансового директора. И это тоже накладывает отпечаток на отношение со стороны руководителей разных уровней к тем рекомендациям, которые появятся в ходе проверки. В таких условиях внутренним аудиторам крайне сложно свободно и объективно выполнять возложенные обязанности, выражать собственное мнение без оглядки на вышестоящих руководителей. У этой проблемы есть разные пути решения. Например, передать аудиторский отдел в подчинение непосредственно директору, который отчитывается перед советом директоров и аудиторским комитетом. В этом случае аудит окажется независимым от функционального руководства компании. Другой способ — поставить во главе аудиторского отдела финансового директора, который несет персональную ответственность за финансовую деятельность предприятия и результаты контроля.

Наличие выстроенной системы внутреннего аудита не отменяет аудит внешний, особенно в компаниях, которые попадают в обязательный список. Внешний и внутренний аудит выступают, как взаимосвязанные стороны одного процесса.

К сведению
Если в компании налажена система внутреннего контроля, то именно она становится первоочередным объектом для контроля внешнего. Само предприятие проверяют уже во вторую очередь и на основе оценки внутреннего аудита. Иными словами, если независимые аудиторы признают внутренний контроль эффективным и качественным, при проверке непосредственно предприятия ограничатся лишь выборочным тестированием без сплошного охвата. Это позволяет сократить время проверки и затраты на ее проведение.

Задача внешнего и внутреннего аудита — не только подтвердить достоверность отчетных показателей, но и выявить пробелы в финансовой деятельности, позволив заказчику сделать вывод о качестве работы предприятия в целом. В этой ситуации крайне важна точность оценки, которая напрямую зависит от профессионализма аудиторов. Очевидно, что задачу лучше доверить опытным специалистам, которым под силу не просто сформировать объективную картину, но и беспристрастно высказать мнение, не прикрывая чужие ошибки.

Где можно заказать услуги по проведению аудита

Работать в сфере аудита разрешено только организациям — членам аудиторских СРО. Поэтому еще на стадии подбора у аудиторской компании рекомендуется запросить подтверждающие членство в СРО документы и проверить их актуальность. Но что намного сложнее — оценить профессионализм привлекаемых аудиторов. Как это сделать, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Профессионализм — это прежде всего высокое качество результатов работы, получаемых квалифицированными специалистами при четком соблюдении сроков. Его прямым отражением является деловая репутация аудиторской организации. Этот неотчуждаемый актив проявляется в отношении со стороны внешнего окружения, в понимании и разделении партнерами аудиторской компании ее стратегии, целей, стиля и намерений деятельности. Репутационные показатели можно оценивать различными способами. Чтобы узнать уровень доверия клиентов и их готовность к дальнейшему сотрудничеству, следует получить у них отзывы о работе аудиторов, к которым вы планируете обратиться. Существуют рейтинги, публикуемые авторитетными независимыми агентствами, такими как «Эксперт РА». Длительное присутствие на рынке аудиторских услуг также свидетельствует в пользу высокой деловой репутации. Широкий пул клиентов, количество, сложность и отраслевое разнообразие выполненных проектов, крупный штат аудиторов — все это признаки того, что такому партнеру можно доверять. Но, кроме доверия, неплохо было бы, чтобы ответственность аудиторов была застрахована на приемлемую сумму.

Рекомендую рассматривать компании, спектр услуг которых не ограничен только аудиторской деятельностью или узкой отраслевой направленностью — в этом случае по итогам сплошной аудиторской проверки, управленческого или экспресс-аудита вы сможете заключить договор на консультирование, например, в области ведения налогового учета, инвестиционного анализа, организации системы внутреннего контроля, автоматизации бизнес-процессов или юридического сопровождения бизнеса. Кроме того, иметь одного партнера сразу по нескольким направлениям экономически всегда более выгодно.

С большинством крупных клиентов компания КСК групп работает как раз по такому принципу. Наши эксперты проводят независимые проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. При этом мы рассматриваем аудит как комплексное понятие, учитываем специфику компании и особенности управления. По итогам выдаем руководителю рекомендации для принятия ключевых решений. Мы помогаем оценить эффективность бизнеса и выявить приоритетные направления развития, что помогает оптимизировать ресурсы и максимально сократить риски».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания, работающая с частными предприятиями реального сектора экономики. Проводит обязательный, инициативный, управленческий, экспресс-аудит, по РСБУ и МСФО. Клиентская база насчитывает свыше 1000 компаний. Почти за четверть века реализовано свыше 4000 проектов.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Порядок внутреннего финансового контроля).

Общие положения
Напомним, что до внесения изменений в нормы Бюджетного кодекса Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Федеральный закон N 252-ФЗ) главные распорядители бюджетных средств обязаны были осуществлять ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности. В соответствии с утратившей силу ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств осуществляли посредством ревизий и проверок финансовый контроль:
— за подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств;
— за получателями бюджетных средств по использованию ими субсидий, субвенций в соответствии с условиями и целями их предоставления;
— за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов;
— за подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению ими кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
Нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований отнесено к компетенции Минфина (ст. 165 БК РФ). С целью выполнения возложенных на него полномочий Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н утверждено Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (далее — Приказ N 146н). Указанное Положение распространялось на деятельность федеральных органов исполнительной власти (субъекты финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. С целью применения данных норм эти органы с учетом имеющейся специфики должны были разработать и утвердить собственные нормативные акты о порядке ведомственного контроля.
Однако, как мы уже отметили, Федеральным законом N 252-ФЗ обязанность осуществлять ведомственный финансовый контроль отменена, а вместо нее на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) возложена обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита (ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ).
В силу ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит должен осуществляться в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Минфин России в Письме от 12.11.2013 N 02-11-010/48342 отметил, что до утверждения указанного порядка следует руководствоваться при проведении внутреннего аудита положениями Приказа N 146н.
И вот наконец-то по прошествии практически полугода с момента наделения указанных органов полномочиями по проведению внутреннего финансового аудита, указанный Порядок утвержден. В силу п. 28 Порядка внутреннего финансового контроля внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Предмет внутреннего аудита
Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ и п. 29 Порядка внутреннего финансового контроля целями внутреннего финансового аудита являются:
— оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
— подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
— подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
Планирование контрольной деятельности
В соответствии с п. 31 Порядка внутреннего финансового контроля внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Напомним, что под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (ч. 2 ст. 267.1 БК РФ).
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые предполагается провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.
Заметим, что под внутренними бюджетными процедурами понимаются внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (п. 2 Порядка внутреннего финансового контроля).
При планировании аудиторских проверок должны быть учтены:
— значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств федерального бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
— факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации таких процедур;
— наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
— степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
— возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
— наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
— внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
— проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой и Росфиннадзором в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
Необходимо отметить, что Порядок внутреннего финансового контроля не содержит информации о случаях, когда могут проводиться внеплановые аудиторские проверки. Видимо, по аналогии с Приказом N 146н указанные случаи должны быть установлены субъектом аудита самостоятельно.
Права и обязанности субъекта аудита
Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля. Заметим, что срок направления и исполнения указанного запроса устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета;
— посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
— привлекать независимых экспертов.
Помимо прав, Порядок внутреннего финансового контроля устанавливает и обязанности субъекта внутреннего финансового аудита, к которым относятся:
— соблюдение требований нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
— проведение аудиторских проверок в соответствии с программой аудиторской проверки;
— ознакомление руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
Порядок назначения и проведения контрольных мероприятий
В силу п. 33 Порядка внутреннего финансового контроля аудиторские проверки подразделяются на:
— камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
— выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
— комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета.
Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа контрольного мероприятия. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименования объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
г) сроки ее проведения.
Аудиторская проверка проводится путем:
— инспектирования — изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
— наблюдения — систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
— запроса — обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
— подтверждения — ответа на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
— пересчета — проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
— аналитических процедур — анализа соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
Согласно п. 46 Порядка внутреннего финансового контроля в ходе аудиторской проверки проводится исследование:
— осуществления внутреннего финансового контроля;
— законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
— ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
— применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
— вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
— наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
— формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
— бюджетной отчетности.
При аудиторской проверке должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
Оформление результатов проверки
В соответствии с п. 49 Порядка внутреннего финансового контроля проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию. Как предусмотрено и Приказом N 146н, материалы контрольного мероприятия включают в себя акт контрольного мероприятия и рабочие документы.
Рабочие документы. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
— документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
— сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
— сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
— перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
— письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
— копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
— копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
— акт аудиторской проверки.
Акт проверки и отчет о ее результатах. Результаты оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
На основании этого акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию о ее итогах, в том числе:
— информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
— информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
— выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
— выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
— выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Указанный отчет с приложением акта проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений:
— о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
— о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
— о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
— о направлении материалов в Росфиннадзор и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства РФ, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Отчетность субъекта контроля
В соответствии с п. 55 Порядка внутреннего финансового контроля субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления такой отчетности устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Указанная отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Внутренний финансовый контроль считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
Кроме того, напомним, что главный распорядитель средств федерального бюджета, главный администратор доходов федерального бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета обязаны представлять Росфиннадзору запрашиваемые информацию и документы в целях анализа осуществления внутреннего финансового аудита. Напомним, что Росфиннадзор и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *