Постановление 913

Приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения.

Министр В.И. Скворцова

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16 ноября 2017 г. N 913

Методические рекомендациипо определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения

1. Настоящие методические рекомендации по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения (далее — Методические рекомендации), подготовлены в рамках исполнения пункта 9 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 1403-р*(1).

2. Методические рекомендации могут применяться для определения:

1) субъектами Российской Федерации общей годовой региональной потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, внесенных в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации*(2), зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения (далее соответственно — региональная потребность, наркотические лекарственные препараты, психотропные лекарственные препараты);

2) медицинскими организациями и иными организациями, оказывающими медицинскую помощь (далее — медицинские организации), потребности в наркотических лекарственных препаратах и психотропных лекарственных препаратах, необходимых для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

3. Определение региональной потребности рекомендуется проводить в рамках подготовки сводной заявки на наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, направляемой ежегодно в Минпромторг России в соответствии с Правилами распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 558*(3).

4. При определении региональной потребности рекомендуется учитывать следующие факторы:

1) специфику применения наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в конкретном субъекте Российской Федерации;

2) показатели смертности пациентов от злокачественных новообразований (ЗНО), терминальной стадии ВИЧ-инфекции (СПИД), иных неизлечимых прогрессирующих заболеваний (ИНПЗ);

3) количество пациентов с болевым синдромом, в том числе хроническим, нуждающихся в обезболивании (со злокачественными новообразованиями, терминальной стадии ВИЧ-инфекции (СПИД), иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями (ИНПЗ);

4) номенклатуру коечного фонда по профилям медицинской помощи и количество вызовов скорой медицинской помощи в конкретном субъекте Российской Федерации.

5. Региональную потребность рекомендуется формировать из:

1) общей потребности в наркотических и психотропных лекарственных препаратах, применяемых при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в стационарных условиях (далее — медицинская помощь в стационарных условиях);

2) общей потребности в наркотических и психотропных лекарственных препаратах, применяемых при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее — медицинская помощь в амбулаторных условиях);

3) общей потребности в наркотических и психотропных лекарственных препаратах, применяемых при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.

6. Региональную потребность, предусмотренную пунктом 5 Методических рекомендаций, рекомендуется формировать:

1) для наркотических лекарственных препаратов:

а) на основании полученных от медицинских организаций потребностей в указанных лекарственных препаратах;

б) в соответствии с примерной номенклатурой наркотических лекарственных препаратов согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям, которую рекомендуется формировать на основании информации, содержащейся в государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения*(4);

в) с учетом особенностей расчетов потребности в наркотических лекарственных препаратах, предназначенных для купирования персистирующего болевого синдрома в амбулаторных условиях у взрослых пациентов, детей и подростков, указанных в пунктах 10 и 11 Методических рекомендаций;

2) для психотропных лекарственных препаратов — на основании полученных от медицинских организаций сведений о потребности в указанных лекарственных препаратах.

7. Медицинским организациям рекомендуется осуществлять расчет потребности:

1) в наркотических лекарственных препаратах в соответствии с установленными нормативами для расчета потребности в наркотических лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения*(5), и с учетом особенностей расчетов потребности в наркотических лекарственных препаратах, предназначенных для купирования персистирующего болевого синдрома в амбулаторных условиях у взрослых пациентов, детей и подростков, указанных в пунктах 10 и 11 Методических рекомендаций;

2) в психотропных лекарственных препаратах путем усреднения данных отчетов об использовании психотропных веществ за последние три года, представляемых ими в установленном порядке*(6), с учетом увеличения, но не более чем в 1,5 раза, использования психотропных лекарственных препаратов в прогнозируемый период*(7), если в этом возникла необходимость.

8. Рассчитанная потребность в наркотических лекарственных препаратах может отличаться от фактической потребности в конкретных наименованиях наркотических лекарственных препаратов для различных видов медицинских организаций.

Расчет фактической потребности в конкретных наименованиях наркотических лекарственных препаратов рекомендуется осуществлять медицинскими организациями на основании расчетной потребности или на основании расчетной потребности с учетом сравнения ее с данными о фактическом либо максимальном фактическом потреблении наркотических лекарственных препаратов за предыдущий год (годы).

9. Расчет потребности в наркотических лекарственных препаратах, применяемых при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, рекомендуется осуществлять медицинскими организациями по конкретному международному непатентованному наименованию наркотического лекарственного препарата следующим образом:

,

где:

Р — расчетная потребность (г);

, , , … — норматив для расчета потребности конкретного наркотического лекарственного препарата, установленный в соответствии с профилем койки медицинской организации (г);

, , , … — количество коек соответствующего профиля в медицинской организации (шт.).

10. Расчет потребности в наркотических лекарственных препаратах, предназначенных для купирования персистирующего болевого синдрома при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях у взрослых пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО), терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД) и иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями (ИНПЗ), рекомендуется осуществлять для конкретных наименований и лекарственных форм наркотических лекарственных препаратов следующим образом:

M = N x H x J x Q / G,

где:

M — количество вторичных (потребительских) упаковок наркотических лекарственных препаратов на курс терапии на нуждающихся пациентов (шт.);

N — количество умерших пациентов (80% от количества умерших пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО), 50% от количества умерших пациентов с терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД), 10% от количества умерших пациентов при иных неизлечимых прогрессирующих заболеваниях (ИНПЗ) (чел.);

Н — рекомендуемый коэффициент распределения наркотических лекарственных препаратов по лекарственным формам для пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО), терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД), иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями (ИНПЗ) при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) или рекомендуемый коэффициент распределения наркотических лекарственных препаратов, применяемых для терапии умеренной и сильной боли в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, по международным непатентованным наименованиям для пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО), терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД), иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями (ИНПЗ) при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (приложение N 3 к Методическим рекомендациям);

J — количество наркотических лекарственных препаратов (таблетка, капсула, ампула, трансдермальная терапевтическая система) на 1 пациента (шт.);

Q — длительность курса терапии обезболивания (от 30 до 90 дней) (день);

G — количество единиц лекарственной формы наркотического лекарственного препарата во вторичной (потребительской) упаковке (шт.).

11. Расчет потребности в наркотических лекарственных препаратах, предназначенных для купирования персистирующего болевого синдрома при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях у детей и подростков, рекомендуется осуществлять для конкретных наименований наркотических лекарственных препаратов в зависимости от длительности их действия (короткого действия или пролонгированного действия) следующим образом:

1) для препаратов морфина короткого действия:

J = M x I / F,

где:

J — количество вторичных (потребительских) упаковок препаратов морфина короткого действия на расчетный год на общее количество детей и подростков, нуждающихся в обезболивании (шт.);

М — количество умерших детей и подростков за предыдущий год в субъекте Российской Федерации (чел.);

I — суммарная доза морфина короткого действия, необходимая для использования в течении 1 года, на одного ребенка или подростка (мг);

F — количество морфина во вторичной (потребительской) упаковке препарата морфина короткого действия (мг);

2) для препаратов морфина пролонгированного действия:

К = М х Н,

где:

К — количество вторичных (потребительских) упаковок препаратов морфина пролонгированного действия на расчетный год на общее количество детей и подростков, нуждающихся в обезболивании (шт.);

М — количество умерших детей и подростков за предыдущий год в субъекте Российской Федерации (чел.);

Н — суммарная доза морфина пролонгированного действия, необходимая для использования в течение 1 года, на одного ребенка или подростка (мг).

3) для препаратов фентанила короткого действия:

P = M x L / 150,

где:

Р — количество вторичных (потребительских) упаковок препаратов фентанила короткого действия на расчетный год на общее количество детей и подростков, нуждающихся в обезболивании (шт.);

М — количество умерших детей и подростков за предыдущий год в субъекте Российской Федерации (чел.);

L — суммарная доза фентанила короткого действия, необходимая для использования в течение 1 года, на одного ребенка или подростка (мг).

4) для препаратов фентанила пролонгированного действия:

Q = M x N / 37,5 / 3,

где:

Q — количество вторичных (потребительских) упаковок препаратов фентанила пролонгированного действия на расчетный год на общее количество детей и подростков, нуждающихся в обезболивании (шт.);

М — количество умерших детей и подростков за предыдущий год в субъекте Российской Федерации (чел.);

N — суммарная доза фентанила пролонгированного действия, необходимая для использования в течение 1 года, на одного ребенка или подростка (мг).

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 29, ст. 4849.

*(4) Статья 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2014, N 52, ст. 7540), приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 80н «Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2016 г., регистрационный N 41471) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 731н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2016 г., регистрационный N 43894).

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 917н «Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44808) (далее — приказ N 917н).

*(6) Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4795; 2008, N 50, ст. 5946; 2010, N 25, ст. 3178; 2012, N 37, ст. 5002; 2013, N 6, ст. 558; N 51, ст. 6869; 2015, N 33, ст. 4837; 2017, N 2, ст. 375; N 27, ст. 4052).

*(7) Пункт 2 приказа N 917н.

Приложение N 1
к методическим рекомендациям по определению
потребности в наркотических средствах и психотропных
веществах, предназначенных для медицинского
применения, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 16 ноября 2017 г. N 913

Примерная номенклатура наркотических лекарственных препаратов

N
п/п
Международное непатентованное наименование наркотического лекарственного препарата Единица измерения Лекарственная форма Дозировка Содержание действующего наркотического средства в 1 лекарственной форме, граммов
1 Бупренорфин ампула раствор для инъекций 0,3 мг/мл 1,0 мл 0,0003
пластырь пластырь трансдермальный 35 мкг/час 0,02
52,5 мкг/час 0,03
70 мкг/час 0,04
2 Бупренорфин+налоксон таблетка таблетки подъязычные 0,2 мг+0,2 мг 0,0002
3 Дигидрокодеин таблетка таблетки с пролонгированным высвобождением 60 мг 0,06
90 мг 0,09
120 мг 0,12
4 Морфин таблетка, капсула таблетки, капсулы с пролонгированным высвобождением 10 мг 0,01
30 мг 0,03
60 мг 0,06
100 мг 0,1
ампула раствор для инъекций 10 мг/мл 1,0 мл 0,01
5 Кодеин + Морфин + Носкапин + Папаверин + Тебаин ампула раствор для подкожного введения 1,44 + 11,5 + 5,4 + 0,72 + 0,1 мг/мл 1,0 мл 0,013
0,72 + 5,75 + 2,7 + 0,36 + 0,05 мг/мл 1,0 мл 0,0065
6 Оксикодон, Оксокодон+Налоксон таблетка таблетки с пролонгированным высвобождением 2,5 мг + 5 мг 0,0025
5 мг + 10 мг 0,005
10 мг + 20 мг 0,01
20 мг + 40 мг 0,02
7 Тримеперидин ампула раствор для инъекций 10 мг/мл 1 мл 0,01
20 мг/мл 1 мл 0,02
таблетка таблетки 25 мг 0,025
шприц-тюбик раствор для инъекций 20 мг/мл 1 мл 0,02
8 Пропионилфенилэтоксиэтилпиперидин таблетка таблетки защечные 20 мг 0,02
9 Фентанил пластырь пластырь трансдермальный 12,5 мкг/час 0,0021
25 мкг/час 0,0042
50 мкг/час 0,0084
75 мкг/час 0,0126
100 мкг/час 0,0168
ампула раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мкг/мл 1,0 мл 0,00005
50 мкг/мл 2,0 мл 0,0001

Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по определению потребности
в наркотических средствах
и психотропных веществах,
предназначенных для медицинского
применения, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16 ноября 2017 г. N 913

Лекарственная форма наркотического лекарственного препарата Рекомендуемый коэффициент распределения
ЗНО Терминальная стадия ВИЧ-инфекции (СПИД) Иные неизлечимые прогрессирующие заболевания (ИНПЗ)
Требуется применение наркотических лекарственных препаратов короткого действия Инвазивные формы 10% 5% 1%
Неинвазивные формы 10% 5% 1%
Требуется применение неинвазивных пролонгированных форм наркотических лекарственных препаратов Трансдермальные терапевтические системы (ТТС) 20% 15% 5%
Пероральные формы 40% 25% 3%

* Расчет рекомендуется осуществлять исходя из числа пациентов, умерших от злокачественных новообразований (ЗНО), в терминальной стадии ВИЧ-инфекции (на стадии СПИДа), иных неизлечимых прогрессирующих заболеваний (ИНПЗ) за предшествующий год, принятых за 100%.

Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по определению потребности
в наркотических средствах
и психотропных веществах,
предназначенных для медицинского
применения, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16 ноября 2017 г. N 913

Международное непатентованное наименование наркотического лекарственного препарата Лекарственная форма Дозировка Количество в потребительской упаковке Рекомендуемый коэффициент распределения
Злокачественные новообразования (ЗНО) Терминальная стадия ВИЧ-инфекции (СПИД) Иные неизлечимые прогрессирующие заболевания (ИНПЗ)
Не требуется наркотический лекарственный препарат
20% 50% 90%
I. Наркотические лекарственные препараты короткого действия, в том числе:
Инвазивные наркотические лекарственные препараты 10% 5% 1%
Тримеперидин раствор для инъекций 20 мг/мл 5 2% 1% 0,1%
Кодеин + Морфин + Носкапин + Папаверин + Тебаин раствор для подкожного введения 1,44 + 11,5 + 5,4 + 0,72 + 0,1 мг/мл 5 1% 1% 0,1%
Морфин раствор для инъекций 10 мг/мл 10 7% 3% 0,8%
Неинвазивные наркотические лекарственные препараты 10% 5% 1%
Пропионилфенилэтоксиэтилпиперидин таблетки защечные 20 мг 10 4% 2% 0,25%
Бупренорфин + Налоксон таблетки подъязычные 0,2 мг + 0,2 мг 20 3% 2% 0,5%
Тримеперидин таблетки 25 мг 20 3% 1% 0,25%
II. Наркотические лекарственные препараты пролонгированного действия, в том числе:
Пероральные наркотические лекарственные препараты пролонгированного действия 40% 25% 3%
Оксикодон + налоксон таблетки с пролонгированным высвобождением 5 мг/2,5 мг 20 1% 1% 0,5%
Оксикодон + Налоксон таблетки с пролонгированным высвобождением 10 мг/5 мг 20 4% 5% 0,5%
Оксикодон + Налоксон таблетки с пролонгированным высвобождением 20 мг/10 мг 20 8% 5%
Оксикодон + Налоксон таблетки с пролонгированным высвобождением 40 мг/20 мг 20 7% 1%
Морфин капсулы, таблетки с пролонгированным высвобождением 10 мг 20 4% 4% 1,5%
Морфин капсулы, таблетки с пролонгированным высвобождением 30 мг 20 7% 4% 0,5%
Морфин капсулы, таблетки с пролонгированным высвобождением 60 мг 20 6% 3%
Морфин капсулы, таблетки с пролонгированным высвобождением 100 мг 20 3% 2%
Трансдермальные терапевтические системы наркотических лекарственных препаратов 20% 15% 5%
Фентанил пластырь трансдермальный 12,5 мкг/час 5 1% 2% 2%
Фентанил пластырь трансдермальный 25 мкг/час 5 4% 3% 2%
Фентанил пластырь трансдермальный 50 мкг/час 5 9% 6% 1%
Фентанил пластырь трансдермальный 75 мкг/час 5 5% 2%
Фентанил пластырь трансдермальный 100 мкг/час 5 1% 2%

Примечание:

При государственной регистрации новых наименований наркотических лекарственных препаратов коэффициент распределения может изменяться в соответствии с их потребностью.

* Иные неизлечимые прогрессирующие заболевания (ИНПЗ): хроническая острая почечная недостаточность, сердечно-сосудистые заболевания, хроническая обструктивная болезнь легких, цирроз печени, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и другие деменции, ревматоидный артрит, сахарный диабет, мультирезистентный туберкулез.

Вячеслав Горностаев, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Внесены изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС), утверждена новая форма декларации и порядок ее представления. Разберемся, каким образом нововведения отразятся на организациях и ИП.

Законодатели приняли документы, которыми были утверждены новая форма декларации о Плате за НВОС (далее — Декларация) (приложение № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 (далее — Приказ № 3)) и порядок ее представления (далее — Порядок) (приложение № 1 к Приказу № 3).

Кроме того, с 17 марта 2017 года вступили в силу новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС (далее — Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Постановление № 255)), применяемые к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.

Также с 17 марта 2017 года утратили силу отдельные документы, регулировавшие расчет Платы за НВОС (полный перечень приведен в приложении к Постановлению № 255).

Кто вносит Плату за НВОС?

Плата за НВОС взимается за следующие виды НВОС:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — плательщики), ведущие деятельность на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Исключение сделано для субъектов, оказывающих минимальное НВОС (ведущих деятельность на объектах IV категории) (абз. 1 п. 5 Правил).

При размещении отходов (кроме твердых коммунальных) вносить Плату за НВОС обязаны юрлица и ИП, в ходе деятельности которых эти отходы образовались (абз. 2 п. 5 Правил). При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками являются региональные операторы и операторы, занимающиеся таким размещением (абз. 3 п. 5 Правил).

Порядок внесения Платы за НВОС и новая Декларация

Больше не нужно ежеквартально представлять расчет Платыза НВОС .

Если плательщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то в 2017 году ему необходимо вносить квартальные платежи по 1/4 от размера Платы за НВОС за 2016 год (не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября) (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ)). Отметим, что при внесении квартальных платежей представление Декларации не требуется (п. 34 Правил).

Если же плательщик является субъектом малого или среднего бизнеса, то внести нужно только годовой платеж (за 2017 г. — до 01.03.2018) и подать годовую декларацию.

Декларацию представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (администратор Платы за НВОС) (п. 4 Правил) не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 2 Порядка).

Обратите внимание, что вместе с ней также необходимо представить (п. 3 Порядка):

  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика (в случае, если декларацию подписывает и (или) представляет уполномоченное лицо);

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (в случае, если в отчетном году плательщик производил корректировку размера Платы за НВОС либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа).

Декларацию составляют при помощи сервисов, предоставляемых в том числе Росприроднадзором. Его территориальные органы на своих официальных сайтах в разделах «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к соответствующим программам (п. 4 Порядка).

По общему правилу Декларацию представляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ) через «Личный кабинет» веб-портала Росприроднадзора по приему отчетности (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Вместе с тем если годовой размер Платы за НВОС за предыдущий отчетный период равен или менее 25 000 рублей, Декларацию представляют на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования указанных выше сервисов (абз. 4 п. 5 Порядка).

В случае отсутствия у плательщика электронной подписи либо возможности подключения к интернету он отчитывается только на бумажном носителе (абз. 2 п. 5, п. 6 Порядка).

Декларацию на бумажном носителе представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего НВОС, либо объекта размещения отходов производства и потребления. В случае если такие объекты находятся на территории разных субъектов РФ, плательщик должен представить отдельную Декларацию в каждый субъект (абз. 1, 2 п. 7 Порядка).

Если же несколько объектов расположено на территории одного субъекта РФ, подают одну декларацию (абз. 3 п. 7 Порядка).

Датой представления Декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в информационном электронном ресурсе территориального органа Росприроднадзора. Датой представления для бумажного носителя считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе или дата почтового отправления (п. 9 Порядка).

Декларация на бумажном носителе должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии). Порядок предусматривает сквозную нумерацию страниц Декларации начиная с титульного листа (п. 10 Порядка).

При обнаружении недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы Платы за НВОС, плательщик вправе представить уточненную Декларацию не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 11 Порядка).

Администрирование Платы за НВОС

Контроль за исчислением Платы за НВОС Росприроднадзор и его территориальные подразделения осуществляют в течение девяти месяцев со дня приема Декларации или при проведении процедур государственного экологического надзора (п. 37 Правил; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Предметом контроля являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения Платы за НВОС. При проверке устанавливают соответствие сведений и расчетов, представленных в составе Декларации и прилагаемых к ней документах (пп. 38, 39 Правил).

Если были выявлены ошибки, об этом сообщают проверяемому лицу и в форме требования просят представить в течение семи рабочих дней необходимые обоснованные пояснения и (или) внести соответствующие исправления (п. 40 Правил).

При этом проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по требованию в целом или по его отдельным положениям (п. 41 Правил).

Росприроднадзор в настоящее время разрабатывает порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм Платы за НВОС и разъясняет, что такие суммы подлежат возврату или зачету в счет будущего периода (п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ; письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194).

Зачет (возврат) производят территориальные органы Росприроднадзора по письменным заявлениям плательщиков (с приложением к ним документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам). По результатам рассмотрения в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления они принимают решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм (п. 36 Правил).

Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм плательщиками, обязанными вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.

Ведомство также отмечает, что его территориальные подразделения вправе отказать в возврате суммы ежеквартальной авансовой платы, так как не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (ч. 4 ст. 1109 ГК РФ). В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.

Плата за НВОС: санкции

Несвоевременное или неполное внесение Платы за НВОС влечет начисление пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению Платы за НВОС начиная со следующего дня после окончания 1 марта года, следующего за отчетным периодом (пп. 32, 34 Правил).

Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения задолженности в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджетную систему РФ (абз. 2 п. 33 Правил).

Непредставление (несвоевременное представление) Декларации влечет наложение штрафа в размере 5 процентов от суммы, подлежащей уплате на основе этой Декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Исчисление Платы за НВОС

Плату за НВОС исчисляют путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, указанному в специальном перечне (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р), на соответствующие ставки Платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов (пост. Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (далее — Постановление № 913); пост. Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148). Полученные величины суммируют по каждому стационарному источнику загрязнения и (или) объекту размещения отходов, а также по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему НВОС (их совокупности) (п. 8 Правил).

Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежную базу юрлица и ИП определяют самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п. 9 Правил):

  • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;

  • в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении платежной базы учитываются (п. 10 Правил):

а) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов;

б) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;

в) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а», лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б»;

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе Декларации (п. 11 Правил).

При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, Плату за НВОС рассчитывают по специальным формулам (пп. 12, 20, 21 Правил).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся плательщиками в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, — в пункте 20 Правил (п. 13 Правил).

При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п. 15 Правил).

Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

В пунктах 17-21 Правил приведены непосредственно формулы расчета Платы за НВОС:

  • в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) (п. 17 Правил);

  • за размещение отходов в пределах лимитов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства согласно законодательству РФ в области обращения с отходами (Плр) (п. 18 Правил);

  • в пределах лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов (Пвр) (п. 19 Правил);

  • за размещение отходов с превышением установленных лимитов, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами (Псл) (п. 20 Правил);

  • при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (Пср) (п. 21 Правил).

Обратите внимание, что в пункте 17 Правил Постановлением № 255-ФЗ предусмотрено внесение изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 года, а в пункты 19-21 — как с 1 января 2019 года, так и с 1 января 2020 года.

Плательщики вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) размера Платы за НВОС, за исключением некоторых случаев (несоблюдения снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод — в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, установленными статьей 23 Закона № 7-ФЗ) (пп. 23, 24 Правил).

Кроме того, для стимулирования хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий предусмотрено применение к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Также из суммы платы можно вычесть затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные плательщиком в пределах исчисленной Платы по тем показателям, для которых предусмотрено снижение выбросов и (или) сбросов (п. 25 Правил).

Плата за НВОС в 2020 году

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) вносится плата, расчет которой производится лицами, обязанными осуществлять платежи. В 2020 году подается декларация НВОС за 2019 год.

Плательщиками являются, например, предприниматели и компании, в ходе деятельности которых образуются отходы (п. 4 ст. 23 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Для расчета уплачиваемой суммы нужно отдельно по каждому вредному веществу, классу опасности умножить ставки платы за НВОС на величину платежной базы и учесть коэффициенты. Затем сложить результаты. Размер квартального авансового платежаза НВОС расчитывается одним из способов, введенных в 2020 году (см.закон от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ «О ставках…» от 29.06.2018 № 758 (далее — постановление № 758) ставки НВОС — 2020 в основном аналогичны ставкам 2019 года, но дополнительно используется коэффициент 1,08.

Таким образом, отвечая на вопрос, изменились ли ставки и коэффициенты при подаче декларации НВОС — 2020, отметим, что сами коэффициенты остались прежними, но итоговая сумма повысилась за счет умножения на 1,08.

Важно! Новая ставка НВОС 2020 принята только на выброс пыли каменного угля в атмосферный воздух из стационарных источников — 61 руб. за 1 тонну (см. постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39)

Подача декларации осуществляется согласно Порядку предоставления…, утв. приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3.

Рекомендуем! Подать декларацию в электронном виде можно на сайте Росприроднадзора: Декларация по плате за НВОС.

Подробнее о ставках — в следующих разделах статьи. Другие изменения в экологическом законодательстве раскрыты в статьях «Экологический налог не увеличит налоговое бремя — разъяснение Минфина».

Рекомендуем к прочтению типовую ситуацию КонсультантПлюс «Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Ставки платы за НВОС при загрязнении воздуха

Перечень ставок приведен в постановлении Правительства РФ «О ставках…» от 13.09.2016 № 913 (далее — постановление № 913).

Обратите внимание! Ставки определены в рублях в расчете на 1 тонну загрязняющего вещества или отходов.

В постановлении № 913 показатели для расчета подразделяются на три блока:

  • за атмосферные выбросы стационарных источников (159 позиций);
  • сбросы в воду (159 позиций);
  • при размещении отходов (5 позиций).

Приведем примеры сумм, взимаемых за атмосферные выбросы (здесь и далее будут приводиться ставки согласно постановлению № 913 на 2018 год, которые аналогичны данным на 2019 год без учета коэффициентов):

Номер в перечне

Вещество

Ставка

Диоксид азота (NO₂)

138,8

Бенз(а)пирен (С₂₀Н₁₂)

5 472 968,7

Гексафторид серы (SF₆)

0,3

Углеводороды предельные С6–С10

0,1

Уайт-спирит

6,7

Обратите внимание! Компании и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием стационарных источников, загрязняющих воздух, обязаны осуществлять инвентаризацию источников и выбросов (п. 1 ст. 22 закона «Об охране…» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Применительно к отдельным видам загрязняющих веществ или процессов, в результате которых происходит снижение качества воздуха, особенности расчета взимаемых сумм установлены отдельными актами, например приказом Минприроды РФ «Об утверждении инструктивно-методических указаний…» от 05.08.2013 № 274.

О вредном воздействии на воздух на примере гаражей читайте в материале «Гаражи, загрязняющие окружающую среду, подлежат постановке на учет».

Ставки платы за НВОС при загрязнении воды

Приведем примеры расчета сумм за вредные сбросы в водоемы.

Номер в перечне

Вещество

Ставка

Акрилонитрил (С₃H₃N)

73 553,2

Анилин (С₆Н₅NH₂)

5 950 387,4

Барий (Ba)

Ртуть (Hg)

73 553 403

Сухой остаток

0,5

Принципиальным является то, что одно и то же вещество, в результате которого загрязняются вода и воздух, характеризуется разными ставками. Например:

Обратите внимание! Для ряда регионов и особо охраняемых территорий установлены программы по сокращению вредных сбросов в воду, что предполагает перепрофилирование существующих компаний-загрязнителей, предотвращение появления новых источников и иные мероприятия (см., например, постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал…» от 21.08.2012 № 847).

Риски! Если вред водоемам причинен в результате нарушения водного законодательства, он подлежит возмещению в порядке ст. 69 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ. Виновные лица подлежат уголовной и административной ответственности.

О возмещении вреда экологии мы рассказали в статье «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде».

Ставки платы за НВОС при размещении отходов (кроме малоопасных ТКО)

При размещении отходов применяются следующие показатели:

Виды отходов

Ставка

Чрезвычайно опасные (1-й класс)

4643,7

Высокоопасные (2-й класс)

1990,2

Умеренно опасные (3-й класс)

Малоопасные (4-й класс, кроме твердых коммунальных отходов, далее — ТКО)

663,2

Практически неопасные отходы (5-й класс) в добывающей промышленности

1,1

Практически неопасные отходы (5-й класс) в перерабатывающей промышленности

40,1

Прочие отходы 5-го класса

17,3

Обратите внимание! Выделение ТКО в отдельную группу отходов для целей исчисления платы за НВОС осуществлено в постановлении № 758.

Подробнее о ставках за размещение ТКО — в следующем разделе статьи. О государственном и общественном контроле и надзоре в сфере экологии см. в наших статьях «Государственный экологический надзор — понятие и виды», «Будет создана государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды».

Ставки платы за НВОС при размещении ТКО 4-го класса опасности

Как было отмечено, в постановлении № 758 платежи при размещении ТКО были выделены в отдельный вид.

Обратите внимание! Изначальная редакция документа предполагала, что ставки по рассматриваемому виду отходов будут ежегодно расти. Так, на 2018 год были запланирована ставки в размере 95 руб. за тонну, а далее на 2019 год — 194,5 руб., на 2020-й — 293,9 руб., на 2021-й — 393,4 руб. и так далее. В 2025 году ставка должна была составить 791,3 руб.

Вместе с тем постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 16.02.2019 № 156 (далее — постановление № 156) подход был изменен: теперь до 2023 года взимаемая сумма предполагается неизменной.

Важно! Согласно постановлению № 156 ставка платы за НВОС при размещении малоопасных ТКО (4-й класс) в 2019 году составляет 95 руб.

Подробнее о ТКО читайте в наших статьях «Твердые коммунальные отходы (ТКО) — что это такое в сфере ЖКХ», «ТКО и ТБО — в чем разница».

Итак, ставки платы за НВОС в 2019 году остались те же, что и в предыдущем году. Однако, помимо прочих коэффициентов, они должны быть умножены на коэффициент 1,04. Ставки за размещение ТКО 4-го класса выделены в отдельный вид ставок и согласно постановлению № 156 составляют в 2019 и последующие годы 95 руб. за тонну отходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *