Пожертвования бюджетному учреждению

Хотите пожертвовать деньги, но не знаете, как это сделать? Вам необходимо оформить договор пожертвования денежных средств, например бюджетному учреждению или другому виду организации в вашем конкретном случае. Ведь даже такое доброе намерение, как целевое пожертвование в различные благотворительные фонды и организации, в соответствии с ГК РФ необходимо оформить определённым образом, через соответствующий договор. В связи с этим, наши специалисты, находящиеся в городе Чебоксары, подготовили для Вас соответствующий документ, чтобы Вы могли скачать бесплатно без регистрации простой письменный типовой образец (пример) формы (бланк) договора благотворительного пожертвования денежных средств от физического или юридического лица юридическому лицу (бюджетному учреждению (БУ), некоммерческой организации (НКО), казенному учреждению, ФГУП, МУП, школе, больнице, церкви или храму), соответствующий законодательным актам 2020 года.

Скачать без регистрации

Внимание!!! Прочтите полезную информацию ниже, чтобы правильно составить договор пожертвования денежных средств.
В конце текста БОНУС для жителей г.Чебоксары

— Образец договора целевого пожертвования от физического лица юридическому лицу —

Скачать образец «Договор пожертвования от физического лица» в формате .doc (MS Word)

Скачать образец «Договор пожертвования от физического лица» в формате *.pdf (PDF)

— Образец договора пожертвования от юридического лица юридическому лицу —

Скачать образец «Договор пожертвования от юридического лица» в формате .doc (MS Word)

Скачать образец «Договор пожертвования от юридического лица» в формате *.pdf (PDF)

Задать вопрос юристу в 1 клик

Важно знать! Обязательно к прочтению

Согласно статье 582 ГК РФ, пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях. Договор пожертвования является разновидностью договора дарения, регулируется соответствующей статьёй Гражданского кодекса Российской Федерации и при этом на него не распространяется действие статьи 578 (отмена дарения) и статьи 581 (правопреемство при дарении) ГК РФ.

Внимание! Нюанс №1. Если договор пожертвования имущества заключается с гражданином, то предоставление пожертвования обязательно должно быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину будет считаться обычным дарением. Во всех остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Внимание! Нюанс №1. Если жертвователь сомневается в добросовестности руководства учреждения, которому оно хочет перевести средства, то необходимо руководствоваться следующей инструкцией. Так как пожертвование, согласно п. 3 ст. 582 ГК, является целевым дарением, то для осуществления контроля в заключаемом договоре следует указать цели и назначения передаваемых юридическому лицу денежных средств. На основании этой же нормы, жертводатель, имеет право осуществлять контроль над использованием переданных средств по указанному в договоре назначению. К сожалению или к счастью, закон не содержит каких-либо норм, регулирующих такой контроль, поэтому для его осуществления в договор пожертвования следует внести раздел, который будет содержать конкретный порядок, способы и сроки осуществления проверок и контроля над использованием средств. И в случае обнаружения не целевого использования средств в нарушение установленного назначения, жертводатель имеет полное право инициировать судебное разбирательство, в рамках которого, на основании п. 5 ст. 582 ГК, она может потребовать отмены пожертвования, с последующим возвращением переданных средств.

Согласно пункту 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ (субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования).

Как следует из определения договора пожертвования, в качестве пожертвования могут передаваться, с учётом установленных законодательством ограничений, вещи и права, в том числе: недвижимое и движимое имущество, наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность).

В тех случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано получателем пожертвования по другому назначению, но лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя по решению суда.

Соответственно, использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения без согласия жертвователя дает ему право, а также его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Чаще всего договоры пожертвования заключаются между коммерческими организациями (жертвователи) и различного рода бюджетными организациями (школы, детские сады, дома-интернаты, больницы и пр.).

Мы надеемся, что данный простой письменный типовой образец (пример) формы (бланк) договора целевого пожертвования денежных средств юридическому лицу (бюджетному учреждению или некоммерческой организации ), соответствующий законодательным актам 2020 года, поможет сохранить, Ваше драгоценное время, нервы и деньги которые могли потратить на юридическую помощь. Но как показывает практика, лучше не рисковать и обратиться за помощью опытных юристов, которые смогут качественно оказать услуги по разработке договора пожертвования или юридической экспертизе договоров. Тем более, что в случае подписания неправильно составленного договора (не соответствующего законодательству 2020 года), его могут признать недействительным со всеми вытекающими негативными последствиями: потерей времени, денег и нервов. Кстати, если вам нужна дополнительная информация на тему пожертвования, то рекомендуем прочитать эту статью в интернете.

Вы из Чебоксар? Тогда Вам повезло!

Для жителей города Чебоксары
первичная консультация бесплатна!
Задайте вопрос прямо сейчас! Это легко!

Безвозмездные поступления:

  • — дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • — субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджет- иые субсидии);
  • — субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • — иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • — безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Все перечисленные доходы при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Роль и содержание безвозмездных поступлений

Самостоятельность экономической основы местного самоуправления обеспечивается в том числе тем, что устанавливаются требования к дефициту местного бюджета (превышению расходов над доходами). Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. То есть безвозмездные поступления должны играть роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. На практике общепризнанным фактом является недостаточное финансовое обеспечение муниципальных образований и их зависимость от вышестоящих бюджетов. По проведенной оценке Счетной палаты РФ, лишь 2,5% муниципальных образований могут обеспечить свои расходные обязательства полностью за счет налоговых и неналоговых доходов. В этих условиях основной частью доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. На протяжении последних лет доля безвозмездных поступлений в доходах местных бюджетов остается высокой и стабильной — около 60%.

Дотации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения предусматриваются в бюджете субъекта РФ. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений. Размер дотации определяется для каждого поселения исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя (ст. 137 Бюджетного кодекса РФ).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ст. 138 Бюджетного кодекса РФ).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Для этих целей образуется региональный фонд софинансирования расходов, из которого на основании законов субъекта РФ или решений высшего исполнительного органа государственной власти распределяются субсидии местным бюджетам

Под субвенциями местным бюджетам понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Субвенции на осуществление этих полномочий предоставляются местным бюджетам из бюджета субъекта РФ за счет:

  • 1) субвенций из федерального бюджета (создается федеральный фонд компенсаций);
  • 2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из бюджета субъекта РФ распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Федеральный законодатель предусматривает и иные возможности поддержки местных бюджетов. Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно — они являются составной частью финансовой системы РФ; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ.

  • См.: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнениифедерального бюджета за 2010 год: утверждено Коллегией Счетной палаты РФ, протоколот 29 августа 2011 г. № 40К(807).
  • См.: Миронова С. М. Обеспечение интересов муниципальных образований при формировании финансово-правовой политики Российского государства // Муниципальнаяслужба: правовые вопросы. 2013. № 1.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцатьвторого статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений. А. Вифлеемский /к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования/

Пожертвования

Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251НК РФ доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц,
поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

📌 Реклама Отключить

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37 указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе», может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9ст. 3 указанного закона,если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результатеспонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.

📌 Реклама Отключить

Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НКРФ).

В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.

📌 Реклама Отключить

Однако возможно и буквальное следование судами нормам налогового законодательства и требованиям ст. 251 НК РФ, поэтому в случае использования формулировки «спонсорская помощь» вместо формулировок названной статьи, весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде.

Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями
гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.

📌 Реклама Отключить

Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.

Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».

Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФпожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).

📌 Реклама Отключить

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.

В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.

📌 Реклама Отключить

Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:

– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;

– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».

📌 Реклама Отключить

Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.

Письменная форма обязательна, если:

– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ (то есть 500 рублей);

– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4Федерального закона № 122-ФЗ);

– договор содержит обещание дарения в будущем.

Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.

📌 Реклама Отключить

Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ).

Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:

? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);

? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.

📌 Реклама Отключить

Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.

Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.

📌 Реклама Отключить

В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.

В случае если пожертвование оказывает физическое лицо, в определенных случаях оно как налогоплательщик может получить налоговый вычет согласно пп. 1 п. 1ст. 219 НК РФ, которым предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

📌 Реклама Отключить

Социальный налоговый вычет, согласно п. 2 ст. 219 НК РФ, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. При этом необходимо представить следующие документы:

– заявление на предоставление социального вычета;

– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;

– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);

– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.

Дополнительное финансирование
Попечительским советом бюджетного учреждения

Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.

📌 Реклама Отключить

Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.

В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.

📌 Реклама Отключить

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.

В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

📌 Реклама Отключить

Закон»О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18Закона «Об общественных объединениях» решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

📌 Реклама Отключить

Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.

Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.

Некоммерческое партнерство(НП) – это основная форма попечительских советов, основанная на членстве и учрежденная как физическими, так и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Права, обязанности и ответственность ПС, созданного в форме НП, фиксируются в его уставе и учредительных документах. Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

📌 Реклама Отключить

Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.

Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.

Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.

📌 Реклама Отключить

Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.

Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

📌 Реклама Отключить

Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.

Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом.Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.

📌 Реклама Отключить

Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.

📌 Реклама Отключить

Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:

– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;

– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.

📌 Реклама Отключить

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

по состоянию на 25 января 2005 года

<<< Главная страница |

Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездно поступающих ценностей: проблемы и решения

Концептуальные изменения, происшедшие в 2004 году в законодательстве, регулирующем вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, привели к тому, что мы можем говорить об «официальном разводе» бухгалтерского учета и налогообложения. Безусловно, бухгалтерам еще некоторое время придется перестраивать свое сознание в части того, что данные бухгалтерского учета уже не являются «прямым» основанием для исчисления налогов и неналоговых платежей. С этой мыслью тяжело свыкнуться, но тем не менее придется. Естественно, что самым тяжелым в данном случае будет переходный период — многое не оговорено в законодательстве, существуют противоречия в различных документах. Один из таких неурегулированных до конца вопросов бухгалтерского учета — учет безвозмездно полученных ценностей и их налогообложения мы и рассмотрим в данной статье.

Учет безвозмездно полученных ценностей

Согласно <<< ст. 11 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» >>> для отражения имущества и обязательств в бухгалтерском учете организация производит их оценку в денежном выражении. Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату его оприходования. Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно. Данные о действующей на дату оприходования имущества цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

В соответствии с <<< Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета >>>, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (далее — Инструкция по Плану счетов), первоначальное поступление безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по кредиту сч. 98-2 «Безвозмездные поступления» в корреспонденции с дебетом сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» и другими как рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно, а в корреспонденции с дебетом сч. 86 «Целевое финансирование» — как сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организацией на финансирование расходов.

Суммы, учтенные на сч. 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются с этого счета в кредит сч. 92 «Внереализационные доходы и расходы»:

·по безвозмездно полученным (в том числе в порядке целевого финансирования) основным средствам — по мере начисления амортизации;

·по иным безвозмездно полученным материальным ценностям — по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на реализацию);

·по денежным средствам, полученным безвозмездно и в порядке целевого финансирования на текущие расходы, — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции отражаются следующим образом.

1. В части основных средств.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражено поступление объекта основных средств (по рыночной стоимости);

ДЕБЕТ 18-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражен НДС, выделенный передающей стороной;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76, 60

— на сумму расходов, связанных с поступлением объекта основных средств (в размере фактически понесенных расходов);

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— отражен ввод в эксплуатацию объекта основных средств (сумма определяется исходя из всех расходов, связанных с вводом объекта в эксплуатацию);

ДЕБЕТ 20, 23, 26 КРЕДИТ 02

— начислена амортизация по объекту основных средств (сумма определяется исходя из принятых в организации способов и методов начисления амортизации, а также амортизируемой стоимости объекта основных средств);

ДЕБЕТ 98-2 «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 92 «Внереализационные доходы»

— признан доход в момент начисления амортизации (сумма определяется исходя из срока эксплуатации объекта основных средств пропорционально начисленной амортизации).

Следует отметить, что по объекту основных средств сумма, списываемая в кредит сч. 92, как правило, не равняется величине начисленной амортизации. Это объясняется тем, что величина амортизации определяется исходя из стоимости объекта основных средств, в состав которого включены иные расходы, которые понесло предприятие и которые получены им на возмездной основе. На сегодняшний день законодательством Республики Беларусь не определено, каким образом определять величину, списываемую в кредит сч. 92 в случае применения нелинейных методов начисления амортизации. По нашему мнению, в этом случае целесообразно производить определение данной величины пропорционально сумме начисленной амортизации.

Рассмотрим указанный порядок на условном примере. Предположим, что рыночная стоимость поступившего объекта основных средств — 100 руб. Дополнительные расходы, связанные с вводом его в эксплуатацию, составили 10 руб. Таким образом, первоначальная стоимость объекта составила 110 руб. Величина амортизационных отчислений — 11 руб., или 10% от амортизируемой стоимости объекта основных средств (11 / 110 х 100). Следовательно, в кредит сч. 92 в корреспонденции со сч. 98-2 «Безвозмездные поступления» будет списано 10 руб. (100 х 10%).

В том случае, когда передающая сторона выделила в первичных документах налог на добавленную стоимость, при признании внереализационных доходов необходимо также учесть сумму НДС, приходящуюся к безвозмездно полученным ценностям. При этом не будет иметь значения, принят НДС к вычету или отнесен на увеличение стоимости объекта основных средств. Порядок определения сумм НДС, признаваемых в качестве дохода предприятия, будет аналогичен порядку определения дохода по стоимости объекта основных средств. Так, если износ составил 10% от стоимости объекта основных средств, а сумма НДС, приходящаяся к объекту, составила 20 руб., то в кредит сч. 92 в корреспонденции со сч. 98 будет списано 2 руб. (20 х 10%).

Также напомним, что <<< п. 10 Положения по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов >>>, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 183), установлено, что данные о действующей на дату оприходования основных средств стоимости (цене) должны быть подтверждены документально, в том числе путем предоставления экспертного заключения.

Кроме того, согласно <<< п. 38 Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств >>>, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 № 127, при определении рыночной стоимости могут быть использованы: данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов Министерства экономики; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

2. В части сырья, материалов, товаров.

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражено поступление сырья, материалов (по рыночной стоимости);

ДЕБЕТ 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражен НДС, выделенный передающей стороной;

ДЕБЕТ 20, 23, 26КРЕДИТ 10

— списана стоимость сырья и материалов в производство (сумма определяется согласно учетной политике организации и методам списания сырья и материалов в производство);

ДЕБЕТ 98-2 «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 92-1 «Внереализационные доходы»

— признан доход в момент передачи сырья и материалов в производство (сумма определяется пропорционально стоимости списанных сырья, материалов в общей стоимости безвозмездно полученных сырья и материалов);

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражено поступление товаров (по рыночной стоимости);

ДЕБЕТ 18-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражен НДС, выделенный передающей стороной;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41, 45

— списана стоимость товаров (сумма определяется согласно учетной политике);

ДЕБЕТ 98-2 «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 92-1 «Внереализационные доходы»

— признан доход в момент реализации товара (сумма определяется пропорционально стоимости реализованных товаров).

Трудности, связанные с признанием дохода по сырью и материалам, связаны с тем, что (как и для основных средств) в стоимость, по которой сырье отражается в бухгалтерском учете, помимо его рыночной стоимости могут быть добавлены и дополнительные расходы. Но самая большая проблема состоит в том, что согласно <<< п. 2.6.12 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) >>>, включение в состав себестоимости сырья, материалов и других материальных ресурсов производится с использованием одного из следующих методов оценки запасов: по средневзвешенным ценам, по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости или по ценам последнего приобретения (ЛИФО). Следовательно, для правильного признания дохода по сырью и материалам возникает необходимость отслеживать количество сырья и материалов, переданных для производства продукции (работ, услуг). Кроме того, в данном случае можно, например, открыть отдельный субсчет к сч. 10 «Материалы», на котором учитывались бы материалы, безвозмездно полученные организацией.

Что касается признания дохода по товарам, приобретенным для перепродажи, то здесь возникает проблема в том случае, когда организация признает выручку от реализации товаров по мере оплаты отгруженных товаров. В таком случае необходимо произвести расчет доли безвозмездно полученных товаров в товарах отгруженных.

Следует отметить, что действующим законодательством не определено, какими документами необходимо подтверждать рыночную стоимость товарно-материальных ценностей. По нашему мнению, при наличии в организации аналогичных ценностей в качестве рыночной стоимости может быть использована цена приобретения последней партии товара или материалов. В том случае, когда подобные материалы отсутствуют, необходимо производить документальное подтверждение стоимости товарно-материальных ценностей (по аналогии с основными средствами). Однако в данном случае Министерству финансов все же необходимо было бы уточнить порядок определения рыночной стоимости безвозмездно поступающих товарно-материальных ценностей.

3. В части денежных средств, поступивших без указания цели их использования.

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражено поступление денежных средств;

ДЕБЕТ 98-2 «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 92-1 «Внереализационные доходы»

— признан доход в момент поступления денежных средств.

<<< Инструкцией по Плану счетов >>> данный порядок признания дохода не определен. В ней речь идет лишь о моменте признания внереализационных доходов по денежным средствам, полученным безвозмездно для финансирования текущих расходов. Но, по нашему мнению, доход следует признать в момент получения денежных средств, поскольку они могут быть использованы на любые цели, т.е. свободны от обязательства их целевого использования.

4. В части денежных средств, поступивших в порядке целевого финансирования.

Как правило, организации безвозмездно получают средства целевого финансирования из бюджетных фондов или фондов, созданных в соответствии с законодательством (например, инновационного фонда). Однако, учитывая существующую на сегодня методологию бухгалтерского учета, следует разделять два варианта отражения операций по поступлению средств целевого финансирования: один используется при поступлении средств на финансирование объектов капитальных вложений, а второй — при поступлении средств на финансирование текущих расходов.

Вначале рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете средств, полученных из бюджета на финансирование мероприятий по приобретению объекта основных средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— отражено поступление денежных средств;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражено поступление объекта основных средств;

ДЕБЕТ 18-11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащий уплате» КРЕДИТ 60

— отражен НДС по поступившему объекту основных средств;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— произведена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 18-12 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, уплаченный» КРЕДИТ 18-11 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащий уплате»

— отражена уплата НДС по поступившему объекту основных средств;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— отражен ввод в эксплуатацию объекта основных средств, приобретенного за счет поступивших средств;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 83

— отражено использование средств целевого финансирования в момент ввода объекта основных средств в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 18-12 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, уплаченный»

— списан НДС за счет средств целевого финансирования.

Далее рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете средств, полученных из бюджета на финансирование текущих расходов, например, на проведение ремонтных работ оборудования:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— отражено поступление денежных средств;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— отражено поступление сырья и материалов для проведения ремонтных работ;

ДЕБЕТ 18-31 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежащий уплате» КРЕДИТ 60

— отражен НДС по поступившим сырью, материалам, работам, услугам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— произведена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 18-32 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, уплаченный» КРЕДИТ 18-31 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежащий уплате»

— отражена уплата НДС по поступившим сырью, материалам, работам, услугам;

ДЕБЕТ 20КРЕДИТ 10, 60

— списаны материалы для проведения ремонтных работ и подписаны акты подрядных организаций по их проведению;

ДЕБЕТ 86КРЕДИТ 98-2 «Безвозмездные поступления»

— отражено использование средств целевого финансирования в момент осуществления расходов, на которые были получены соответствующие средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 18-32 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, уплаченный»

— списан НДС за счет средств целевого финансирования;

ДЕБЕТ 98-2 «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 92-1 «Внереализационные доходы»

— признан доход в момент осуществления расходов.

Налогообложение безвозмездно полученных ценностей

<<< Статьей 34 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь >>> определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса (в действие еще не вступила) или актами Президента Республики Беларусь.

Согласно <<< п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» >>> облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, суммы прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника.

Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на особенности признания дохода в целях бухгалтерского учета в зависимости от использования поступивших ценностей, в целях налогообложения доходом признается стоимость безвозмездно полученных ценностей. При этом моментом признания дохода в целях налогообложения следует считать дату поступления имущества.

Аналогичные подходы к определению налогооблагаемой базы установлены <<< п. 13.6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль >>>, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19, согласно которому к доходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли, относится стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), иного имущества. В связи с этим возникает проблема, связанная с необходимостью исчисления налога на прибыль от безвозмездно полученных ценностей в момент их получения.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации порядок признания доходов по безвозмездно полученному имуществу определен. Так, ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что датой получения дохода в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг), а для доходов, полученных в виде безвозмездно полученных денежных средств, — дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (данный порядок применяется в случае признания доходов по методу начисления). Если же организация признает доходы в соответствии с кассовым методом, то безвозмездно полученные ценности признаются в качестве дохода по мере поступления имущества или денежных средств ( ст. 273 НК РФ ).

Начисление суммы налога на прибыль по безвозмездно полученным ценностям следует производить следующим образом:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

— отражено начисление налога на прибыль в части безвозмездно полученных ценностей (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника). Отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная исходя из полной стоимости поступивших ценностей.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что в целях бухгалтерского учета теперь не имеет значения, была ли передача объектов произведена в пределах одного собственника, либо это были два различных собственника. Что же касается налогообложения, то, как и ранее, передача имущества в пределах одного собственника не признается объектом для налогообложения, несмотря на тот факт, что суммы будут отражены в составе внереализационных доходов. Также следует отметить, что в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения не включаются средства, поступающие из созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов и бюджета Республики Беларусь и использованные по целевому назначению. В том случае, когда суммы средств, поступившие из внебюджетных и централизованных фондов, использованы не по целевому назначению, они взимаются в бюджет со взысканием санкций в двойном размере.

Ларцева Л. , эксперт журнала

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2019 год

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 582 ГК РФ). В качестве пожертвований могут выступать как денежные средства, так и иные объекты имущества. С 01.01.2019 доходы в виде пожертвований отражаются в бухгалтерском учете по-новому. Об этом и не только расскажем в статье.

Характерной чертой пожертвований является их безвозмездность. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь вправе установить условие об использовании такого имущества по определенному назначению. В этом случае организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Стоит отметить, что если использование имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением невозможно (к примеру, вследствие изменившихся обстоятельств), то оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти, ликвидации жертвователя – по решению суда (п. 3, 4 ст. 582 ГК РФ).

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с обозначенным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением вышеприведенных правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 3, 4 ст. 582 ГК РФ).

Договорные отношения.

При принятии пожертвования зачастую возникает вопрос: надо ли такие операции оформлять договором? Поскольку пожертвование – частный случай дарения, ГК РФ обязывает оформлять указанные операции письменно, если одновременно выполняются два условия:

1) одаряемый является юридическим лицом;

2) стоимость дара превышает 3 000 руб.

Исходя из этого, если стоимость дара больше 3 000 руб., передача пожертвования учреждению спорта должна быть оформлена письменно.

Кроме того, целесообразно оформлять письменный договор и в том случае, когда жертвователь установил условие об использовании пожертвованного имущества по определенному назначению. Наиболее простым способом зафиксировать такое назначение является его указание в договоре, подписанном обеими сторонами.

Во всех остальных случаях сделка по передаче пожертвования может быть совершена устно.

Возможность устной передачи пожертвований не распространяется на недвижимое имущество. При дарении недвижимости письменный договор оформляется в обязательном порядке, поскольку такой договор подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

Кроме того, важно отметить, что наличие письменного договора при принятии пожертвования (даже в тех случаях, когда его оформление необязательно) поможет правильно квалифицировать такие поступления в целях налогового учета и избежать претензий со стороны налоговых органов.

КОСГУ для учета пожертвований.

С 2019 года для отражения доходов в виде пожертвований применяются новые статьи КОСГУ:

1) в части денежных поступлений:

  • статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» – согласно п. 7 Порядка № 209н на данную статью относятся денежные пожертвования, которые направляются на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;

  • статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» – денежные пожертвования на иные цели;

2) в части неденежных поступлений – статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», которая также детализирована на поступления текущего и капитального характера.

При применении перечисленных статей необходимо также учитывать категории жертвователей: организации госсектора, прочие организации, физические лица, нерезиденты и т. д. Для них преду­смотрены разные подстатьи. К примеру, при поступлении от физических лиц (резидентов РФ) денежных пожертвований на приобретение основных средств используется подстатья 165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)», при поступлении имущества в виде оборудования – подстатья 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц» КОСГУ. При аналогичных поступлениях от коммерческих организаций используются подстатьи 165 и 196 («Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)») КОСГУ соответственно.

Напомним, до 2019 года пожертвования отражались по статье 180 «Прочие доходы» (подстатья 189 «Иные доходы») КОСГУ.

Бухгалтерский (бюджетный) учет.

В бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операции, связанные с поступлением пожертвования, отражаются в рамках приносящей доход деятельности – по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 2. При этом денежные средства, поступившие в виде пожертвования, расходуются бюджетными (автономными) учреждениями самостоятельно.

У казенных учреждений источником обеспечения всех расходов являются средства соответствующих бюджетов, поэтому операции по поступлению денежных пожертвований отражаются по КВФО 1 «Бюджетная деятельность». Как правило, пожертвования денежных средств в пользу таких учреждений перечисляются в бюджет жертвователями. Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами (расходовать их). Вместе с тем стоит отметить, что суммы пожертвований, зачисленные в бюджет, впоследствии могут быть доведены казенным учреждениям в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

С учетом новых статей (подстатей) КОСГУ для отражения доходов в виде пожертвования применяются и новые аналитические счета. Рассмотрим обновленные корреспонденции счетов по поступлению пожертвований.

Бюджетные (автономные) учреждения

Казенные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Денежные пожертвования

Начислены доходы по договору пожертвования, предусматривающему условия о целевом расходовании средств

2 205 50 000

2 205 60 000

2 401 40 150

2 401 40 160

1 205 50 000

1 401 10 150

1 401 40 150

Начислены доходы при принятии пожертвования без условий по их использованию

2 205 50 000

2 205 60 000

2 401 10 150

2 401 10 160

Поступили денежные пожертвования учреждению

2 201 34 510

2 201 11 510

2 201 27 510

2 205 50 000

2 205 60 000

Зачислены суммы пожертвований в бюджет:

отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет

1 210 02 190

1 205 50 000

отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (на основании извещения (ф. 0504805))

1 304 04 190

1 303 05 730

1 303 05 830

1 205 50 000

Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей

2 401 40 150

2 401 40 160

2 401 10 150

2 401 10 160

1 401 40 150

1 401 10 150

Неденежные пожертвования

Приняты к учету объекты имущества (объекты нефинансовых активов), полученные в виде пожертвования, на основании договора, акта при-
ема-передачи (акта дарения), подтверждающих безвозмездность передачи жертвователем имущества и факт получения объектов

2 100 00 000

2 401 10 190

2 401 40 190

2 100 00 000*

2 401 10 190*

* Для казенных учреждений данная проводка применяется в части отражения безвозмездно полученного имущества. По нашему мнению, ее можно использовать и для отражения имущества, принятого в виде пожертвования.

Коммерческая фирма по договору пожертвования перечислила спортивной школе (бюджетное учреждение) на лицевой счет денежные средства в размере 100 000 руб. на ремонт спортивного зала. Согласно условиям договора школа обязана отчитаться в целевом использовании указанных средств. Кроме того, по этому же договору фирма безвозмездно передала спортивные тренажеры на сумму 50 000 руб. (иное движимое имущество).

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде денежного пожертвования на основании заключенного договора

2 205 55 564

2 401 40 155

100 000

Поступили на лицевой счет школы денежные средства в виде пожертвования

2 201 11 510

2 205 55 664

100 000

Забалансовый счет 17
(статья 155 КОСГУ)

Отражены доходы текущего периода на основании отчета о целевом использовании средств пожертвования, предоставленного жертвователю

2 401 40 155

2 401 10 155

100 000

Приняты к учету спортивные тренажеры, поступившие в виде пожертвования

2 101 34 310

2 401 10 196

50 000

При принятии к учету пожертвованных объектов нефинансовых активов, стоимость которых не указана в договор пожертвования учреждениям, определяется их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью названного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Порядок определения такой стоимости установлен п. 25 Инструкции № 157н.

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:

  • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль».

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженные на дату признания в условной оценке, комиссией учреждения осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Налоговый учет.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели названных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что для целей исчисления налога на прибыль организаций поступившие пожертвования вправе не учитывать только некоммерческие организации при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации (письма Минфина РФ от 30.10.2018 № 03-03-06/3/77988, от 12.10.2018 № 03-03-06/3/73409).

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 50, ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одними из форм некоммерческих организаций являются государственные (муниципальные) учреждения – бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Таким образом, в случае получения учреждением доходов в виде пожертвования, признаваемого таковым в соответствии с ГК РФ,
названные доходы не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст. 251 НК РФ, то есть такое пожертвование должно быть использовано по целевому назначению, а налогоплательщик – получатель пожертвования обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (письма Минфина РФ от 30.10.2018 № 03-03-06/3/77988, 03-03-06/3/73409).

Пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

Кроме того, согласно указанному пункту налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений (то есть пожертвования), по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации (в составе налоговой декларации заполняется лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (далее – отчет)). Суммы пожертвования указываются в отчете под кодом 140. При этом пожертвованные основные средства, нематериальные активы и другое имущество отражаются в отчете по рыночной стоимости.

* * *

Учреждения спорта имеют право получать пожертвования в виде как денежных средств, так и иного имущества. Принятие пожертвований, по нашему мнению, целесообразно оформлять письменным договором даже в тех случаях, когда законодательством данная обязанность не установлена (например, при пожертвовании движимого имущества стоимостью менее 3 000 руб.). Такой договор пожертвования учреждениям необходим при квалификации проверяющими полученного имущества как пожертвования, а также при закреплении условий его использования, установленных жертвователем. Кроме того, наличие договора позволит избежать претензий со стороны налоговых органов.

Для отражения доходов в виде пожертвований с 2019 года применяются новые статьи КОСГУ: 150, 160, 190 (вместо статьи 180). Названные статьи используются в разрезе видов поступлений (текущие и капитальные), а также источников поступлений (организации госсектора, иные организации, физические лица и т. д.).

С учетом новых кодов КОСГУ скорректирован и порядок отражения указанных доходов на аналитических бухгалтерских счетах.

В целях исчисления налога на прибыль учреждения имеют право не учитывать пожертвования на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при соблюдении следующих условий:

  • имущество поступает безвозмездно;

  • пожертвования используются на содержание и ведение уставной деятельности учреждения, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ;

  • пожертвование израсходовано по целевому назначению;

  • налогоплательщик – получатель пожертвования ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *