Предприятие с иностранными инвестициями

термин, определенный в п. 6 ст. 4 Закона № 160-ФЗ, означающий статус российской коммерческой организации, установленный для целей применения Закона об иностранных инвестициях. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными указанным Законом. Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом № 160-ФЗ. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом № 160-ФЗ, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ (п. 4 ст. 4 Закона № 160-ФЗ). Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

1) устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

2) выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

3) документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

4) квитанции об уплате регистрационного сбора. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке (ст. 20 Закона № 160-ФЗ). Организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ (приказ МЮ РФ от 29 декабря 1998 г. № 192). Имущественное страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданско-й ответственности и предпринимательского риска осуществляется коммерческой организацией с иностранными инвестициями по ее усмотрению, а филиалом иностранного юридического лица — по усмотрению головной организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 19 Закона № 160-ФЗ).

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).

Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.

В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

филиалы иностранного юридического лица;

коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.

Иностранным инвестором может быть:

иностранное юридическое лицо;

иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;

международная организация;

иностранные государства.

В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:

а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, «ноу-хау”, оборудования и т.п.;

б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;

в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.

ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.

Прямой иностранной инвестицией считается:

приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);

вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.

Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:

1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;

2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:

выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;

привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;

получение доступа к зарубежным методам управления;

увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;

создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;

привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;

повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;

получение иностранной валюты.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.

Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.

Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.

Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом «О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.

С. Гаврилова, ведущий юрист

ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2011, N 35

В российском законодательстве отсутствует ограничение для деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими юридическими лицами.

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация должна быть зарегистрирована. Форма регистрации зависит от выбора ее участников, который непосредственно обусловлен целью деятельности. Так, иностранная организация вправе выступить учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а также аккредитовать свой филиал или представительство.

ООО с иностранными инвестициями

Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией — юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Данное юридическое лицо будет подчиняться российским законам.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, такими как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон N 160-ФЗ.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются гарантии правовой защиты. Полная и безусловная защита прав и интересов обеспечивается Федеральным законом N 160-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Например, иностранные инвесторы имеют такие гарантии, как использование различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и пр.

Филиал и представительство иностранной организации

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий «филиал» и «представительство» раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.

Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (ч. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Возможность создания представительства иностранной организации на территории Российской Федерации Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты (ч. 1 ст. 55 ГК РФ).

Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия «филиал» или «представительство». В п. 2 ст. 11 НК РФ закреплено понятие «обособленное подразделение организации» — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, факт государственной регистрации обособленного подразделения для целей налогообложения значения не имеет. Это объясняется тем, что доходы, полученные в результате незаконного предпринимательства, также должны облагаться налогами.

Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.

Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

Например, согласно Международному соглашению от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении доходов на капитал строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев (ч. 3 ст. 5 этого Соглашения). Между тем ст. 308 НК РФ для целей образования такого вида постоянного представительства, как строительная площадка, не содержит ограничения по срокам продолжительности работ. Поэтому турецкая организация в отношении строительной площадки будет образовывать постоянное представительство по правилам ч. 3 ст. 5 Международного соглашения. Следовательно, в течение срока, установленного Международным соглашением, когда существование строительной площадки еще не приводит к образованию постоянного представительства, турецкая организация не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль.

Налогообложение филиалов и представительств, а также юридических лиц с иностранными участниками

Налогообложение юридических лиц, учредителями которых являются иностранные организации, производится в соответствии с требованиями НК РФ в порядке, аналогичном налогообложению доходов юридических лиц, учредителями которых являются российские организации и граждане. Юридические лица в зависимости от видов деятельности, объема производства и величины выручки могут применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Единственным отличием в налогообложении для учредителя-иностранца будет ситуация, связанная с выплатой дивидендов. Так, согласно п. п. 3, 4 ст. 224 и пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ собственники — российские организации или физические лица — налоговые резиденты заплатят налог по ставке 9%, а иностранные граждане или иностранные организации — 15%, если иное не предусмотрено международными договорами.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Федеральный закон N 160-ФЗ предусматривает так называемую стабилизационную оговорку для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты. Эта оговорка заключается в том, что при увеличении совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора новые федеральные законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. Однако на практике данная норма «не работает». По мнению специалистов налоговой службы, в НК РФ не говорится о том, что льготы для организаций — участников инвестиционных проектов сохраняются. В НК РФ нет прямой ссылки на Федеральный закон N 160-ФЗ, поэтому при изменении норм налогового законодательства будут преобладать нормы НК РФ и, следовательно, использовать ранее установленные налоговые преимущества организация с иностранными инвестициями не сможет.

Существуют некоторые особенности налогообложения филиалов и представительств иностранных государств. Они исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров (ст. 7 НК РФ). Согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Следовательно, если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный), должны применяться положения международного договора (соглашения).

Например, в гл. 21 НК РФ для филиалов и представительств иностранных компаний предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре. Так, в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данное правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (ст. 149 НК РФ).

Совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении аккредитованных в Российской Федерации граждан и (или) организаций которых применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации.

Однако важно иметь в виду, что все без исключения иностранные организации, в том числе их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Российские организации, в том числе с иностранными участниками, вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии, что их деятельность соответствует требованиям гл. 26.2 НК РФ.

С целью привлечения в РФ иностранных инвесторов для них установлены специальные льготы. Предоставление льгот в некоторых случаях ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале компании. Так, в соответствии со ст. 5. Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, установленными данным Законом.

Такими же гарантиями и льготами пользуется российская коммерческая организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и получившая в силу этого статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к оборудованию, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот иностранному инвестору соответствует ст. 37 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов также льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экспортировать произведенную продукцию, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими в РФ.

На региональном уровне субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать поддержку инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *