Предприятия подлежащие обязательному аудиту

Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, которой Вы владеете? Законодательство определяет четкий перечень организаций, подлежащих в обязательном порядке подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности путём получения аудиторского заключения.

Терминология и законодательные акты

Требования к предприятиям, которым придётся пройти аудиторскую проверку, описаны в законе «Об аудиторской деятельности» и в ряде специальных нормативных актов. При этом рассматриваются несколько критериев:

  • организационно-правовая форма;
  • специальные виды хозяйственной деятельности;
  • финансовые показатели деятельности.

Первые два критерия не зависят от финансовых показателей этих предприятий.

Аудит – это вневедомственная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверке подлежат первичные документы, платежные и расчетные, налоговые декларации. А ее результатом является заключение, которое подтвердит достоверность отчётности. Выдаётся она руководству проверяемого предприятия. В нем отражены нарушения и искажения, оценены фискальные и коммерческие риски, даны рекомендации по исправлению ошибок и нарушений.

Цель обязательного аудита – официально подтвердить бухгалтерскую и финансовую отчетность.

Почему появился аудит

Аудиторская деятельность появилась на фоне разделения интересов, когда непосредственный собственник перестает принимать личное участие в управлении своим предприятием. Отсутствие должного контроля приводит ко множественным банкротствам.

На фоне этого, начиная новое дело или не допуская процедуры банкротства, собственники стали приглашать лиц, которым они доверяли. А те проводили независимые проверки как финансовой, так и бухгалтерской отчетности, выявляли факты краж и недостоверности представляемых руководством предприятия документов. Позже этот вид деятельности сформировал отдельную отрасль хозяйственных правоотношений.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Организации, подлежащие обязательному аудиту, по финансовым показателям должны отвечать хотя бы одному из двух критериев:

  • по итогам прошлого отчетного года выручка у них превышает 400 млн. руб.;
  • активы, по данным бухгалтерского баланса превысили отметку в 60 млн. руб.

По данным показателям подлежат аудиту даже общества с ограниченной ответственностью, точнее все субъекты предпринимательской деятельности. Пройти проверку необходимо в следующем порядке — если выручка возросла по итогам 2016 года, то аудитора необходимо пригласить в 2018 году, чтобы он проверил отчетность за 2017 год.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, в зависимости от организационной правовой формы – это абсолютно все акционерные общества, открытого и закрытого типа, публичные. Под эти требования закона подпадают даже муниципальные и государственные общества.

Закрытые общества подлежат ежегодному обязательному аудиту с 2014 года. При этом совершенно не принципиально, какая ими выбрана форма налогообложения, каковы финансовые и хозяйственные показатели деятельности ЗАО.

По виду деятельности выделяют следующие организации, подлежащие обязательному аудиту:

  • страховые компании;
  • фондовые и товарные биржи;
  • кредитно-финансовые учреждения;
  • пенсионные фонды, сформированные без участия государства;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • благотворительные организации.

Придётся пройти проверку и тем предприятиям, которые выставили и были допущены к торгам собственными акциями. Также придётся пригласить аудитора, если юридическое лицо сдает консолидированную отчётность.

Однако в эту категорию не попадают государственные фонды и внебюджетные формирования.

Обязательному аудиту подлежат организации, практикующие проведение лотерей и азартных игр, саморегулируемые объединения во всех сферах профессиональной деятельности.

Все политические партии страны также подлежат обязательной проверке со стороны аудитора.

Новшества в законодательстве

С 2016 года ежегодной проверке обязали всех застройщиков, которые привлекают к процессу дольщиков, то есть фактически возводят здания за счёт чужих средств. Результаты ее они должны обнародовать. Ранее застройщики хоть и проводили аудит, но предоставляли отчёт исключительно по требованию заинтересованных лиц.

Отчёт в статистику

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, после получения заключения, обязаны предоставить его в органы статистики, вместе с годовым бухгалтерским отчетом. Все это должно быть сделано не позднее 10 дней с момента, как аудитор выдал заключение. И в любом случае, не позднее 31 декабря того года, когда проводилась проверка.

Отчитаться в Росстат юридические лица могут:

  • путём непосредственного обращения в региональное отделение с документами на бумажном носителе, либо путём пересылки по почте;
  • по телекоммуникационным каналам — электронный вид документов может быть представлен в форматах pdf, tif, jpg.

Отчётность в Минюст

Некоторые организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны подавать отчёт в Министерство юстиции, а именно:

  • Структурные подразделения некоммерческих и негосударственных представительств (только проверка обязательно должна быть проведена российским аудитором). Таким организациям необходимо отчитаться за предыдущий период до 1 апреля текущего года.
  • Российские некоммерческие организации, которые были признаны иностранными агентами. Отчитаться придётся до 15 апреля.

Этапы проведения аудита

Аудиторская проверка – это дорогое удовольствие, со значительными временными затратами. Лучше всего предварительно составить ее план, чтобы она была максимально эффективной, а заключение — корректным.

К документам и бухгалтерской отчетности организации, которая подлежит обязательному аудиту, относятся:

  • первичные документы;
  • отчетность по бухучету и налоговая.

Этапы планирования выглядят так:

  1. Предложение от организации, которой необходимо провести аудит.
  2. Краткое ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью, без углубленного изучения и анализа.
  3. Формирование плана и программы аудита, согласование его с аудитором и руководством компании.
  4. Составление, согласование и подписание договора.

В договоре необходимо отразить сроки проведения проверки, состав аудиторской группы, список вопросов, подлежащих проверке и стоимость. Если дополнительно составляется программа аудита, то она должна содержать конкретные задачи, которые должны быть выполнены.

В первый день проверки рекомендуется провести собрание, познакомить персонал с аудиторами и дать четкие установки всем лицам, которые будут принимать участие в проверке, и тем, кому придется давать ответы на вопросы проверяющих. При необходимости, аудиторам выдается спецодежда. При любых обстоятельствах основная обязанность руководителя — установить доверительные отношения между персоналом и проверяющими.

После этого начинается процесс в рамках утвержденного плана. Возможно, что выборочно будут опрошены сотрудники. По итогам аудита оформляется заключение проверки.

Отчет аудиторского заключения состоит из нескольких разделов:

  1. Период и место проведения проверки.
  2. Состав бухгалтерской и финансовой документации, которая была проверена.
  3. Нормативные акты и методики, которыми руководствовался аудитор.
  4. Выявленные нарушения и возможные санкции за это.
  5. Подробные меры по устранению выявленных нарушений.

Заключение обязательно подписывается руководителем аудиторской организации, указывается квалификационный сертификат (номер и срок действия) проверяющего, ставиться печать аудитора.

Руководство организаций, которые подлежат обязательному аудиту, могут пойти на его поэтапное проведение. Имеется в виду, что проверку можно проводить по итогам 6 или 9 месяцев. У предприятия будет время исправить все возможные нарушения и по итогам 12 месяцев полностью устранить все недочеты в отчетности. Помимо этого, все расходы на аудит можно равномерно распределить на весь текущий год.

Международные стандарты аудита

Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту – уже понятно, но стоимость услуг аудиторов в 2017 году значительно увеличится. На уровне государства введены новые стандарты МСА. Это привело к тому, что возросло количество процедур, аудитору придется заполнять еще больше всевозможных таблиц и форм.

Правительство ввело такие стандарты, чтобы отчетность стала публичной и более прозрачной. Однако новшества повлекли за собой увеличение стоимости соответствующих услуг примерно на 50%, а то и больше. Это правило не распространяется на договора, которые были заключены до вступления в силу закона, то есть в прошлом году.

Правила выбора аудитора

Если уже не возникает вопроса о том, подлежит ли организация обязательному аудиту, то можно переходить к выбору проверяющего.

Не стоит опираться только на опыт работы аудитора или аудиторской компании. Лучше отдать предпочтение той организации, которая специализируется в конкретной области ведения хозяйственной деятельности либо проводит аудит в смежной отрасли. Обязательно ознакомьтесь с отзывами о выбранной компании, лучше всего лично побеседовать с руководителями предприятий, которые сотрудничают с определенным аудитором.

Естественно, проверьте документы: все сертификаты должны быть на руках, действующими и находится в реестре. Если стоимость услуг не пугает, то можно обратить внимание на компании, которые оказывают комплекс услуг — не только проводят аудит, но и предоставляют юридическую и бухгалтерскую помощь. Значит, в штате организации есть практикующие специалисты, а это огромный плюс.

Актуально на: 11 мая 2018 г.

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили .

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Аудит подразделяется на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской отчетности. Какие организации подлежат обязательному аудиту зависит от нескольких критериев, которые определяет ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Организационно-правовая форма

Если организация имеет следующую организационно-правовую форму, она обязана проводить ежегодно обязательный аудит:

  1. Акционерное общество;
  2. Фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов);
  3. Государственная корпорация;
  4. Государственная компания.

Вид деятельности

В зависимости от вида деятельности к организациям, подлежащим аудиту относятся:

  1. Организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  2. Кредитные организации;
  3. Бюро кредитных историй;
  4. Страховая организация;
  5. Клиринговая организация;
  6. Общество взаимного страхования;
  7. Организатор торговли;
  8. Негосударственный пенсионный или иной фонд;
  9. Акционерный инвестиционный фонд;
  10. Управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  11. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Финансовые показатели:

В зависимости от финансовых показателей, аудиту подлежат:

  • Организации, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;
  • Организации, у которых сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Сводная отчетность

И еще одно условие для проведения обязательного аудита:

  • Организация, которая представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения).

Полный перечень случаев обязательного аудита за 2015 год можно посмотреть в информационной таблице Минфина.

Представление аудиторского заключения

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, поэтому сдавать в налоговую инспекцию его не нужно, но обязательно нужно представить в статистику. Сроки сдачи:

  • одновременно с бухгалтерской отчетностью;
  • если отдельно, то не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.

Но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Штрафы за несдачу аудиторского заключения (бухгалтерской отчетности) в статистику или сдачу с опозданием грозит штрафами:

  • на должностных лиц от 300 до 500 руб.;
  • на организацию от 3 000 до 5 000 руб.

Публикация аудиторского заключения

Аудиторское заключение публикуется в том случае, если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется.



Данная статья раскрывает особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса. В статье раскрываются особенности порядка проведения аудита на данных субъектах, рассмотрены факторы риска при проведении аудита предприятия малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, аудиторская проверка, аудит предприятия, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, ФСАД.

В современной российской экономике предприятия малого бизнеса стали важным сектором, оказывающим большое влияние на улучшение социально — экономической ситуации в России. Следовательно, приобретает актуальность правильная организация бухгалтерского учета и аудита предприятий малого бизнеса.

Становление и развитие аудита как в России, так и за рубежом, привело к необходимости унификации всей аудиторской деятельности. Впоследствии стали развиваться аудиторские стандарты, применяемые сначала в национальных рамках, а затем и в международной практике. Отметим, что среди современных нормативных актов нет единого, который всецело регулировал бы аудит предприятий, относящихся к малому бизнесу.

При проведении аудита на предприятии малого бизнеса, применяются такие же стандарты, как и на других видах предприятий в РФ. Необходимо подчеркнуть, что при проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, аудиторам следует применять стандарты аудиторской деятельности в полном объеме.

В тоже время, процесс аудита на предприятиях малого бизнеса обладает рядом специфических особенностей .

Данные особенности вызваны следующими обстоятельствами:

– полным отсутствием или ограничением разделения полномочий сотрудников, которые должны отвечать за подготовку и ведение бухгалтерского учета на данном предприятии;

– превышающим влиянием руководства на все стороны деятельности предприятия.

При проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, особое внимание нужно обратить на следующие факторы риска:

– учетные записи на предприятии могут вестись нерегулярно, без соблюдения формальных требований и не полностью отражать положение дел, что существенно повышает риск искажений бухгалтерской и финансовой отчетности;

– вследствие небольшого количества учетных работников, очень трудно обеспечить соответствующее разделение их ответственности и полномочий;

– если на предприятии малого бизнеса осуществляется значительное количество операций за наличные деньги, может быть ситуация, когда выручка занижается или вовсе не фиксируется, а расходы при этом завышаются;

– при небольшом числе сотрудников, которые ведут бухгалтерский учет, осложнены или вовсе невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что в свою очередь повышает риск образования ошибок и искажений бухгалтерской отчетности .

На предприятиях малого бизнеса еще один риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной техники. Если на аудируемом предприятии применяется лишь один компьютер с упрощенной программой учета, то для бухгалтера или у его подчиненных возникает возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом и вносить в систему операции задним числом или проводить операции, которые не получили одобрения у руководства.

Превышающее влияние руководства на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса может быть как положительным, так и отрицательным при воздействии на систему внутреннего контроля и достоверность составления бухгалтерской отчетности.

«Также необходимо отметить, что оценка и документирование ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны соответствовать масштабу аудируемого экономического субъекта, для предприятий малого бизнеса, такое документирование возможно проводить в упрощенном варианте, по сравнению с документированием более крупных экономических субъектов» .

На стадии составления плана проведения аудита на предприятии, аудиторской организации следует всесторонне ознакомиться с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого субъекта.

Перед началом процесса аудита на предприятии малого бизнеса, следует провести согласование договорных условий проведения аудита, раскрыть права и обязанности аудиторской организации и аудируемого субъекта. Также обязательно необходимо огласить руководству предприятия о том, что все этапы составления бухгалтерской финансовой отчетности подлежат его ответственности. То есть подготовка, составление и своевременное предоставление бухгалтерской финансовой отчетности несет руководитель аудируемого предприятия.

Аудиторская организация в свою очередь, несет ответственность за все этапы проведения аудита. То есть подготовку, составление, формирование акта о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого предприятия.

В процессе проведения аудита предприятия малого бизнеса, в прочем как и в случае аудита любых экономических субъектов, необходимо тщательно составлять план работы, проводить анализ специфики деятельности аудируемого субъекта, изучать применяемую систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

«На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для предприятий малого бизнеса значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок» .

При учете специфики аудиторского риска на малых предприятиях, аудиторской организации необходимо исходить из того, что

составленный акт аудиторской проверки о степени достоверности бухгалтерской отчетности должен в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, которые были получены при проведении аудиторских процедур.

В процессе сбора и оценки информации о малом предприятии, аудиторской организации следует учитывать специфику нормативной базы данных субъектов, а именно:

– упрощенный порядок регистрации, сертификации и лицензирования предприятий малого бизнеса;

– упрощенный порядок составления государственной и статистической бухгалтерской, финансовой отчетности;

– разрешенность применения субъектами малого бизнеса без помощи иных удостоверенных форм при документировании хозяйственных операций, представление форм бухгалтерской финансовой отчетности на бланках, которые выполнены без помощи других;

– меры поддержки со стороны государства субъектов малого бизнеса, воздействующие на их финансово-хозяйственную деятельность;

– специфические особенности регионального и местного законодательства, которое оказывает значительное влияние на функционирование малого бизнеса.

«У предприятий малого бизнеса доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем у средних и больших экономических субъектов. Вся база данных субъекта малого предпринимательства должна быть исследована при помощи контрольного программного обеспечения» .

Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что аудит на предприятиях малого бизнеса проводится с применением общих правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий, в частности, ограничения и отсутствия разделения полномочий сотрудников, которые несут ответственность за подготовку, составление и сдачу отчетности, а также преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Литература:

  1. Васильчук, О. И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения: учебное пособие / под редакцией О. И. Васильчук. — М.: Форум, 2016. — 408с. -(Высшее образование)
  2. Медведев А. Н. Аудиторская проверка предприятия // Бухучет на предприятии — 2016. — № 5. — С. 116
  3. Райимбердиева О. Р. Особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2. — С. 48–50.
  4. Старостин С. Н. Аудит предприятия малого бизнеса// Аудит на предприятии — 2015 — № 8 — С. 90
  5. Фомичева Л. П. Аудиторская проверка субъекта малого предпринимательства. // Аудит на предприятии — 2016 — № 11 — С. 39

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *