Принимаемые обязательства

Содержание

Учет бюджетных и денежных обязательств

Бюджетный учет, N 9, 2013
Т.В.Швыткина,
консультант

по бюджетному учету

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
А согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее — Инструкция N 157н), денежные обязательства — это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае — в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях — в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.
Итак, согласно статье 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами — на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).
Какие документы подтверждают данный факт?
Данный факт подтверждается следующими документами: заключенный договор, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, ведомость начисленной заработной платы.
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:
— датой договора на полную стоимость по договору;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно пункту 4 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:
— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.
ПРИМЕР 1.

Об обеспечении корректного отражения в бюджетном учете ТОФК операций по передаче (принятию) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при их реорганизации

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 18 августа 2017 года N 07-04-05/02-691

Федеральное казначейство в целях обеспечения корректного отражения в бюджетном учете территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК) операций по передаче (принятию) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при их реорганизации сообщает следующее.
Отражение в бюджетном учете ТОФК операций по передаче (принятию) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при их реорганизации осуществляется на основании Акта приемки-передачи кассовых выплат, поступлений и обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня», с применением бухгалтерских записей, представленных в приложении к настоящему письму.
_______________
С учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 255н «О внесении изменений в Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2008 г. N 56н, и Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 104н»
Соответствующая доработка информационной системы «Автоматизированная система Федерального казначейства» запланирована к реализации в составе версии 28 (дата выпуска в промышленную эксплуатацию — декабрь 2017 года).

И.о. руководителя
Федерального казначейства
С.Е.Прокофьев

Приложение. Корреспонденция счетов бюджетного учета при передаче (принятии) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при их реорганизации

Приложение
к письму Федерального казначейства
от 18 августа 2017 года N 07-04-05/02-691

N п/п

Наименование операции

Показатель Акта приемки-передачи

При передаче показателей лицевых счетов

При принятии показателей лицевых счетов

(ф.0531728), отражаемый в бюджетном учете

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Передача (принятие) бюджетных обязательств текущего финансового года,

Раздел 3.2 графа 8

«красное сторно»

принятых получателями средств федерального бюджета, за исключением принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств текущего финансового года по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1 50113 000
1 50313 000

1 50211 000

1 50113 000
1 50313 000

1 50211 000

Передача (принятие) принятых получателями средств федерального

Раздел 3.2 графа 8

«красное сторно»

бюджета бюджетных обязательств текущего финансового года по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(в графе 15 указано «принимаемое»)

1 50113 000
1 50313 000
1 50217 000

1 50217 000
1 50211 000

1 50113 000
1 50313 000
1 50217 000

1 50217 000
1 50211 000

Передача (принятие) бюджетных обязательств очередного финансового

Раздел 3.2 графа 11

«красное сторно»

года, принятых получателями средств федерального бюджета, за исключением принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств очередного финансового года по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1 50123 000
1 50323 000

1 50221 000

1 50123 000
1 50323 000

1 50221 000

Передача (принятие) принятых получателями средств федерального

Раздел 3.2 графа 11

«красное сторно»

бюджета бюджетных обязательств очередного финансового года по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(в графе 15 указано «принимаемое»)

1 50123 000
1 50323 000
1 50227 000

1 50227 000
1 50221 000

1 50123 000
1 50323 000
1 50227 000

1 50227 000
1 50221 000

Передача (принятие) бюджетных обязательств первого года, следующего за

Раздел 3.2 графа 12

«красное сторно»

очередным финансовым годом, принятых получателями средств федерального бюджета, за исключением принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств первого года, следующего за очередным финансовым годом, по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1 50133 000
1 50333 000

1 50231 000

1 50133 000
1 50333 000

1 50231 000

Передача (принятие) принятых получателями средств федерального

Раздел 3.2 графа 12

«красное сторно»

бюджета бюджетных обязательств первого года, следующего за очередным финансовым годом, по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(в графе 15 указано «принимаемое»)

1 50133 000
1 50333 000
1 50237 000

1 50237 000
1 50231 000

1 50133 000
1 50333 000
1 50237 000

1 50237 000
1 50231 000

Передача (принятие) бюджетных обязательств второго года, следующего за

Раздел 3.2 графа 13

«красное сторно»

очередным финансовым годом, принятых получателями средств федерального бюджета, за исключением принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным финансовым годом, по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1 50143 000
1 50343 000

1 50241 000

1 50143 000
1 50343 000

1 50241 000

Передача (принятие) принятых получателями средств федерального

Раздел 3.2 графа 13

«красное сторно»

бюджета бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным финансовым годом, по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(в графе 15 указано «принимаемое»)

1 50143 000
1 50343 000
1 50247 000

1 50247 000
1 50241 000

1 50143 000
1 50343 000
1 50247 000

1 50247 000
1 50241 000

Передача (принятие) бюджетных обязательств иных очередных финансовых

Раздел 3.2 графа 14

«красное сторно»

годов, принятых получателями средств федерального бюджета, за исключением принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств иных очередных финансовых годов по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1 50193 000
1 50393 000

1 50291 000

1 50193 000
1 50393 000

1 50291 000

Передача принятых получателями средств федерального бюджета бюджетных

Раздел 3.2 графа 14

«красное сторно»

обязательств иных очередных финансовых годов по государственным контрактам, договорам, заключенным с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(в графе 15 указано «принимаемое»)

1 50193 000
1 50393 000
1 50297 000

1 50297 000
1 50291 000

1 50193 000
1 50393 000
1 50297 000

1 50297 000
1 50291 000

Передача (принятие) авансовых денежных обязательств получателей средств

Раздел 4.1 графа 5

«красное сторно»

федерального бюджета по авансовым платежам контрагентам — юридическим и физическим лицам, которые им будут предоставлены получателями средств федерального бюджета

1 50213 000

1 50214 000

1 50213 000

1 50214 000

Передача (принятие) исполненных контрагентами — юридическими и

Раздел 4.1 графа 6

«красное сторно»

физическими лицами обязательств по уплаченным им получателями средств федерального бюджета авансовым платежам

1 50212 000

1 50213 000

1 50212 000

1 50213 000

Передача (принятие) принятых получателями средств федерального

Раздел 4.2 графа 9

«красное сторно»

бюджета денежных обязательств

1 50211 000

1 50212 000

1 50211 000

1 50212 000

Передача (принятие) исполненных денежных обязательств получателей

Раздел 4.2 графа 10 — графа 11

«красное сторно»

средств федерального бюджета

1 50212 000

1 50215 000

1 50212 000

1 50215 000

Передача (принятие) исполненных денежных обязательств по уплате

Раздел 4.2 графа 11

«красное сторно»

получателями средств федерального бюджета контрагентам — юридическим и физическим лицам авансовых платежей

1 50214 000

1 50215 000

1 50214 000

1 50215 000

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Казначейства России
по Краснодарскому краю

по состоянию на 31.08.2017

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляют органы Федерального казначейства путем совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных установленным финансовым органом порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

Одним из важных этапов исполнения бюджета по расходам является санкционирование расходов. Санкционирование оплаты денежных обязательств выполняется органами Федерального казначейства и осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

Пункт 54 Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н (в редакции приказа Минфина России от 12.11.2007 № 101н), устанавливает перечень документов, представляемых в орган Федерального казначейства для санкционирования расходов федерального бюджета. На практике очень часто возникает много вопросов по перечню таких документов, их наличию и необходимости представления в органы Федерального казначейства. В данной статье предлагаем вашему вниманию обзор нормативных документов, разъясняющих применение пункта 54 Инструкции № 142н.

Пункт 54 гласит…

Пункт 54 Инструкции № 142н гласит, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства:

-договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;

-документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);

-иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

Если в денежном обязательстве получателя средств предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, орган Федерального казначейства осуществляет проверку расчета суммы в рублях, определенной по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена законом или соглашением сторон.

Авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производится получателем средств согласно условиям договора.

После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств.

Форма договора – любая?

Как мы уже писали ранее, пунктом 54 Инструкции № 142н установлено, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Этим же пунктом установлено, что договор может заключаться в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

При этом органы Федерального казначейства осуществляют проверку только тех реквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций на лицевых счетах:

  • на соответствие наименования плательщика – получателя средств федерального бюджета, указанного в договоре, учредительным документам и данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей федерального бюджета;
  • на соответствие реквизитов поставщика товаров, исполнителя работ (услуг), указанных в договоре, его наименованию в платежном документе на зачисление в бюджет доходов от аренды;
  • на наличие даты.

Такие комментарии даны в письме Федерального казначейства от 22.11.2007 №.42-7.1-17/5.3-398.1-357

Договор или государственный контракт?

Совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 08.04.2008 № 02-АЛ/1009 и № 42-7.1-15/5.1-146 даны разъяснения о правомерности отказа органами Федерального казначейства в санкционировании расходов федерального бюджета по оплате денежных обязательств, возникающих на основании договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, представленных получателем средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства.

Указано, что в соответствии с пунктом 54 Инструкции № 142н при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Таким образом, получатели средств федерального бюджета вправе предоставлять в органы Федерального казначейства для санкционирования своего денежного обязательства как договор, так и государственный контракт.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации на органы Федерального казначейства не возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением получателем средств федерального бюджета процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, правовые основания в отказе санкционирования расходов федерального бюджета в связи с тем, что получателем бюджетных средств вместо договора представлен государственный контракт, или наоборот, отсутствуют.

Трехсторонний договор

Минфин России в письме от 29.05.2008 № 02-13-10/1548 разъяснил вопрос о правомерности принятия и исполнения бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров (государственных контрактов).

Согласно пункту 54 Инструкции № 142н при оплате денежных обязательств получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее – Закон) гласит, что государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ.

Положения Гражданского кодекса РФ допускают заключение трехсторонних договоров. Особые требования к субъектному составу государственного контракта Законом № 94-ФЗ не предусмотрены.

Таким образом, по мнению Минфина России, принятие и исполнение бюджетными учреждениями бюджетных обязательств в рамках трехсторонних договоров (государственных контрактов) возможно, если иное не предусмотрено специальными нормами законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Счет-фактура – это тоже подтверждение

Пунктом 54 Инструкции № 142н (в прежней редакции – пункт 56) в целях определения порядка санкционирования расходов федерального бюджета установлено, что получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате товаров, работ, услуг, а также иные необходимые для осуществления текущего контроля установленные Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

При этом документом, подтверждающим возникновение денежных обязательств в результате заключения договоров (контрактов) на оказание услуг, может быть в том числе счет-фактура, удостоверяющий факт оказания услуги, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом).

Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 20.06.2007 № 02-13-10/1539.

Размер аванса проверяется, но…

Пунктом 54 Инструкции № 142н установлено, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с российским законодательством производится получателем средств согласно условиям договора. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100% или в размере до 30% суммы договора (контракта) в зависимости от предмета договора.

Обратите внимание, что органы Федерального казначейства не несут ответственности за нарушение бюджетополучателями установленных размеров авансирования при оплате договоров за счет внебюджетных средств.

Письмом Федерального казначейства от 26.03.2008 № 42-7.1-15/5.3-126 сообщено, что у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для осуществления контроля за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства Российской Федерации в части авансирования и для возврата без исполнения платежных документов федеральных учреждений на оплату таких договоров (контрактов) по вышеуказанным основаниям.

Письмом Минфина России от 21.05.2008 № 08-02-06/7 даны разъяснения порядка авансирования платежей за счет средств федерального бюджета по договорам аренды. Минфин указал на то, что договор аренды является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров и на него не распространяются положения пункта 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778, которым установлены предельные размеры авансовых платежей на 2008 год.

Платим за обучение

В связи с проведением многочисленных семинаров, курсов повышения квалификации в последнее время все чаще задается вопрос о том, в каком порядке можно авансировать обучение. Если при оплате договоров по обучению на курсах повышения квалификации особых вопросов не возникает, то с оплатой договора по участию в семинарах, лекционных занятиях вопросы есть.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 11.02.2008 № 65 и от 04.05.2008 № 336) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» получатели средств федерального бюджета при заключении договоров об обучении на курсах повышения квалификации вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более утвержденных сметных назначений на текущий финансовый год.

Письмом Минфина России от 03.06.2008 № 02-14-10а/1608 разъяснено, что обучение в любой не противоречащей законодательству Российской Федерации форме (семинарские занятия, лекции, дистанционное обучение), имеющее целью обновление и углубление знаний и умений, в том числе связанное с выполнением предписаний нормативных документов, регламентирующих требования по соблюдению охранной и пожарной безопасности, электробезопасности, может рассматриваться как обучение на курсах повышения квалификации. Поэтому бюджетные учреждения вправе производить перечисление авансов в размере 100% суммы договоров на указанное обучение.

Обратите внимание, что авансовые платежи по договорам, предусматривающим обучение в целях получения высшего, второго высшего образования, должны предусматриваться в объеме не более 30% от суммы договора (контракта), но не более 30% от утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год с дальнейшим перечислением средств по факту оказания услуг.

Оплачиваем услуги адвоката

В соответствии с частями 1, 2 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории России устанавливается УПК РФ и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 7 УПК РФ установлен приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в рамках уголовного судопроизводства.

Порядок приглашения и назначения адвокатов для оказания юридической помощи подозреваемому (обвиняемому) в рамках уголовного судопроизводства регулируется статьями 50 и 51 УПК РФ, которые предусматривают участие в уголовном судопроизводстве защитника по приглашению подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя, а также других лиц по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого или по назначению дознавателя, следователя или суда. В последнем случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Размер вознаграждения адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, определен постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда». Совместным приказом Минюста России и Минфина России от 06.10.2003 № 257/89Н утвержден порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в зависимости от сложности уголовного дела.

По мнению Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации, учитывая, что пунктом 54 приказа Минфина России от 31.12.2002 № 142н установлен открытый перечень документов, подтверждающих возникновение у получателя средств федерального бюджета денежных обязательств, постановления судов, дознавателей, следователей или прокуроров могут быть рассмотрены в качестве документов, подтверждающих возникновение у получателей средств федерального бюджета денежных обязательств по оплате услуг адвоката. Однако это допустимо лишь в том случае, если для оплаты указанных услуг получатель средств федерального бюджета вправе не заключать государственный контракт в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (письмо Минфина России от 04.10.2007 № 02-13-10/2510).

По данному вопросу также следует учитывать разъяснения Минэкономразвития России, изложенные в письме от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04. Минэкономразвития сообщает, что положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, назначением адвокатов (защитников) к защите граждан в уголовном судопроизводстве.

Одновременно указано, что предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ процедуры размещения заказов применяются в случаях, когда адвокат привлекается в целях оказания юридической помощи для представления интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков.

Покупаем жилые помещения

В настоящее время многие бюджетные учреждения приобретают жилые помещения как для служебного использования, так и для своих сотрудников. При этом часто возникает вопрос, когда же органы Федерального казначейства могут производить списание расходов – до момента регистрации договора купли-продажи в органах Регистрационной службы (что, естественно, хотелось бы продавцу жилого помещения) или после такой регистрации.

Обратимся к разъяснениям, данным Минфином России в письме от 23.04.2008 № 02-13-10/1185. В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с ч. 2 ст. 558 Гражданского кодекса РФ договор продажи жилого дома, квартиры или их части подлежит государственной регистрации. С момента такой регистрации договор считается заключенным. В настоящее время государственная регистрация сделок с недвижимостью возложена на органы Федеральной регистрационной службы.

В итоге Минфин России считает, что органы Федерального казначейства не вправе санкционировать расходы по государственным контрактам на приобретение жилых помещений, не прошедшим государственную регистрацию в органах Федеральной регистрационной службы.

Ежемесячные платежи: что представляем в ОФК?

Ежемесячно почти все бюджетные учреждения производят оплату тех или иных расходов. Например, услуги связи, коммунальные услуги, вневедомственная охрана. Часто такие платежи производятся одному и тому же получателю, даже одинаковыми суммами. Пункт 54 Инструкции № 142н, как нам известно, говорит о том, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в Казначейство договор и документы, подтверждающие обязательства. Возникает вопрос: если происходит ежемесячная оплата по договорам, заключенным на год, то нужно ли каждый раз при оплате предъявлять в Казначейство оригиналы договоров?

Ответим, что да, нужно. Согласно пункту 54 Инструкции № 142н при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в ОФК договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств. После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств.

Таким образом, орган Федерального казначейства не оставляет у себя копий указанных документов и в случае периодической оплаты денежных обязательств по договору этот договор представляется каждый раз при оплате указанных обязательств.

В мае 2010 года подвергся корректировке ряд НПА финансового характера. В частности, изменения коснулись правового положения учреждений, в результате которых данные субъекты приобрели большую самостоятельность в вопросах распоряжения материальными активами (в т. ч. деньгами) за счет ограничения контроля органами, в том числе и подразделениями Федерального казначейства. Перемены затронули санкционирование оплаты денежных обязательств, осуществляется оно с тех пор и в 2018 году в упрощенном порядке.

Общие понятия

Под санкционированием понимается утверждение расходных статей на самом высоком уровне и является одной из форм финансового контроля целевого использования средств, которые относятся к компетенции исполнительной вертикали власти. Как только представительная власть решает вопрос в пользу разрешения, исполнительная, оценивая и принимая во внимание возможности объективно, вносит подправленный проект бюджета на утверждение. Итоговые параметры ассигнований из бюджета определяются уже в момент утверждения соответствующего закона на грядущий год.

Ассигнования – границы величин денежных средств, которые на предстоящий финансовый период предусмотрены для выполнения обязательств.

Расходные обязательства – вытекающие из правовых норм разного уровня (от закона до договоров) страны, отдельного ее субъекта, муниципалитета или уполномоченного ими учреждения, предоставить населению или представителю предпринимательства, иным структурам, в т. ч. и международного масштаба, средств из конкретного бюджета (районного, городского, федерального и т. д.).

Бюджетные обязательства – расходы за счет средств казны, которые требуется реализовать в финансовом году.

Санкционирование подразумевает одобрение различных расходов

Санкционирование из бюджетных средств

Финансы казны в силу п.2 ст.219 БК РФ при исполнении расходных статей подлежат прохождению разрешительной процедуры. Весь порядок санкционирования оплаты денежных обязательств состоит из нескольких самостоятельных, но последовательных этапов:

  • Готовится проект сводной бюджетной росписи, который подлежит процедуре утверждения. Финансирование за бюджетные средства осуществляется императивно, т. е. в строгом соответствии с назначением. Это обеспечивается за счет поквартального распределения утвержденной годовой бюджетной росписи, за разработку которой отвечает тот же орган, что и занимается подготовкой проекта самого бюджета соответствующего уровня (ст.217 БК РФ). Виза на росписи осуществляется либо руководителем Минфина страны, либо, если речь идет о бюджете федеративного субъекта, его министром финансов, после чего направляется казначейству.
  • Принятый вариант распределения бюджетных ассигнований доводится до распорядителей и получателей. Параллельно утверждаются расходно-доходные сметы по каждому субъекту. Распоряжаться средствами учреждение бюджетного сектора вправе после того, как утверждены все вышеперечисленные документы. Сводная роспись может быть пересмотрена, но только в ограниченных случаях. Так, если произведено урезание расходов, доходная составляющая оказалась выше запланированных или центральным распорядителем ассигнования были перемещены в пользу иного получателя.
  • Оговариваются и сообщаются лимиты обязательств, которые получатели финансов могут принять. Для банковской схемы такой этап не характерен, но с внедрением казначейской системы реализации бюджетных статей, процедура была пересмотрена. Теперь обязательно устанавливаются лимиты, принятие и подтверждение обязательств. Такой инструмент является основанием для компенсации затрат за бюджетные финансы, ими оговариваются правомочия получателя средств на принятие обязательств. В основе определения лимитов лежит содержание сводной росписи, а также прогноз на поступления, в том числе из источников, призванных компенсировать бюджетный дефицит. Казначейство через подчиненные подразделения ставит в известность об определенных лимитах, которые, в свою очередь, ставят в известность получателей. Принятие обязательств заключается в оформлении договоров с контрагентами, на оказание тех или иных услуг (работ), затраты на которые не превысят оговоренных лимитов.
  • Исполнение каждого обязательства подлежит подтверждению и выверке. Контроль за исполнением расходных статей осуществляет казначейство. Он выполняется посредством проверки через уполномоченные органы соответствия платежных документов лимитам и расходно-доходным сметам. Только после ее завершения средства подлежат списанию со счетов. Такой алгоритм призван исключить траты и финансирование платежей, не запланированных в бюджете либо которые не обеспечены через инструменты покрытия его дефицита.

Существует алгоритм принятия решения об оплате денежных обязательств

Само одобрение осуществления расходной операции происходит через совершение одобрительной надписи – акцепта.

Расходы осуществляются посредством направления в подразделение казначейства страны заявки вкупе с документами, которые подтверждали принятые обязательства и обосновывали необходимость проведения операции.

При получении заявки, сотрудник казначейства изучает его и устанавливает наличие необходимых данных, среди которых:

  • Код ПБС, номера необходимого лицевого счета, вида средств.
  • Код КОСГУ, прописное наименование выплаты.
  • Сумма расхода и НДС.
  • Идентифицирующие данные (присвоенные налоговой, лицензирующим органом и т. д.) получателя.
  • Номер обязательства, если он существует.
  • Реквизиты чека, сведения и персональные данные лица-получателя финансов, когда используется наличность.
  • Идентификационные данные договора и документа, служащего основанием.

Когда все заполнено точно, на заявке проставляется санкционирующая отметка, и документ принимается к исполнению. Перечень документов разнится от вида оплачиваемого обязательства.

Есть обязательства, которые вовсе не требуют предоставлять даже документа-основания. В их числе:

  • Выплаты соц. характера.
  • Казенные инвестиции хоз.субъектам, не являющихся гос. или муниципальными образованиями.
  • По обслуживанию долга как государства целиком, так и местного муниципалитета и т. д.

Решение принимается после получения соответствующего документа казначейством

Санкционирование из внебюджетных средств

Ранее действовала инструкция №46н, которая регулировала данные правоотношения. В нее неоднократно вносились изменения, в том числе через поправки к БК РФ. Сегодня она утратила силу.

На сегодняшний день ход санкционирования осуществляется в рамках положений кодекса и его 219 статьи.

Назначение платежей

Пакет документов, которые выступают в качестве платежных, готовит и предоставляет сам клиент в структурное подразделение казначейства. Сами документы изготавливаются посредством технических средств и в нескольких экземплярах (их количество определено нормативно). Кассовые и расчетные бумаги должны соответствовать форме и содержанию, которые установлены в совместном Положении Центробанка и Минфина.

Поле «Назначение платежа» помимо наименования прописью должно содержать код операции, который един за счет действующей классификации. Также должен быть указан лицевой счет получателя финансов, который заведен в подразделении Казначейства. Если эти данные влекут нарушение гостайны, то отражать их требуется не во всех копиях, а лишь непосредственно в платежных поручениях, которые не поступят в банк.

Нарушение правил оформления повлечет отказ, который выразится в непринятии их для исполнения. Как только нарушения будут устранены и документ будет соответствовать требования Положения, расчетная работа по нему продолжится.

В получении средств может быть отказано

Их отражение

Показатели ассигнований из бюджета отражаются через 5 раздел Плана счетов бюджетного учета (счета 05ххххххх). Трансакции санкционирования актуальных обязательств на финансовый год должны формироваться с учетом принятых, но не завершенных обязательств.

Остатки, которые числятся на аналитических позициях, подлежат переносу. Он должен быть осуществлен в первый рабочий день текущего года по справке формы 0504833.

Операции с ассигнованиями учитываются по первичным документам. Параллельно используется журнальная форма 0504064. Если к моменту окончания года есть незавершенные обязательства, и предполагается их завершение в счет лимитов грядущего периода, они подлежат переносу в новый журнал. Объем исполнений обязательств может быть пересмотрен в соответствии с тем, который планируется реализовать.

В видео будет рассказано, чем грозит неисполнение денежных обязательств:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Итоги

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.

Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:

  • социальные выплаты гражданам;
  • осуществление межбюджетных трансфертов;
  • осуществление международных платежей;
  • обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
  • проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
  • перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.

Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.

Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.

Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.

В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.

Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:

  • отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
  • отражение операций по принятию обязательств;
  • отражение операций по исполнению обязательств.

Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:

  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.

Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:

  • «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015»;
  • «Инструкция к плану счетов бухгалтерского учета на 2015 г.».

Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:

1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.

2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.

3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.

4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.

5. Отражается факт поступления средств в кассу.

6. Отражается факт выдачи зарплаты.

7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.

8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.

9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.

10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.

Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.

Чем они принципиально отличаются?

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.

Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:

  • «Табель учета рабочего времени по форме Т-12 — бланк»;
  • «Табель учета рабочего времени — форма Т-13 (бланк)».

Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.

Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *