Принудительное взыскание

1. Общие положения о принудительном исполнении обязанно­сти по уплате налогов и сборов.Наличие недоимка по тому или иному налогу является основанием для принудительноговзыска­ния налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.

Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбо­ра, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в ус­тановленный срок неуплаченную сумму налога и набежавшей на нее пени — требование об уплате налога (сбора).

Основаниями направления требованияоб уплате налога могут выступать:

1) пропуск срока уплаты налога вследствие игнорирования налогоплательщиком налогового уведомления об уплате налога;

2) прекращение действия отсрочки (рассрочки), также нало­гового кредита или инвестиционного налогового кредита по лю­бому из оснований, за исключением досрочного погашения на­логоплательщиком всей отсроченной суммы фискального пла­тежа с причитающимися процентами.

Срок направления требования— не позднее трех месяцев по­сле наступления срока уплаты налога. Требования об уплате на­лога (сбора) и пеней направляется в десятидневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налого­вой проверки. Оно вручается налоговым органом налогопла­тельщику (законному или уполномоченному представителю) — организации или физическому лицу (его законному или уполно­моченному представителю) лично под расписку или иным спосо­бом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогоплательщика (ст. 69—70 НК РФ).

Кроме того, если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, на­логовые органы вправе применить к недобросовестному налого­плательщику различные меры принудительного исполнениянало­говой обязанности»

2. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности. Такие меры применяются налоговыми органами б случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора), пени. Налоговое взысканиеможет быть обращено:

1) на денежные средства, находящиеся на счетах налогопла­тельщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;

2) на имущество налогоплательщика;

3) на права (требования) по неисполненным денежным обя­зательствам (дебиторскую задолженность).

По общему правилу взыскание налога с организации произ­водится в бесспорном порядке.Исключения составляют следую­щие случаи. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных нало­гоплательщиком с третьими лицами, или

2) юридической квалификации статуса и характера деятель­ности налогоплательщика.

Взыскание неуплаченного налога с физического лицапроиз­водится только в судебном порядке.

3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате на­логов и сборов. Под такими способами понимаются правовые сред­ства, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уп­лате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие на­логовому органу осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обяза­тельства.

Предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:

1) залог имущества;

2) поручительство;

3) пеня;

4) приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;

5) арест имущества налогоплательщика;

6) другие способы, установленные таможенным законодательством РФ в части налогов (сборов), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В литературе все способы обеспечения налоговой обязанно­сти условно подразделяют на способы ограниченного и общего применения.

При этом способами общего применения являются пеня, при­остановление операций налогоплательщика по счетам в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение налоговыми органами данных способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязан­ности. Единственно, арест имущества как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности применяется при недоста­точности или отсутствии денежных средств на счетах налогопла­тельщика или налогового агента в банке или отсутствии инфор­мации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 ПК РФ).

В свою очередь, к способам ограниченного примененияотно­сятся залог имущества и поручительство. Эти способы могут ис­пользоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплатель­щиком обязанностей по уплате налогов и сборов при предостав­лении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65 и ч. 6 ст. 67 НК РФ).

4. Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) или пе­ни. Такая операция производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Ес­ли обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излиш­ней уплате налога, налоговый орган вправе направить налого­плательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излиш­не уплаченного налога может быть:

1) направлена на погашение недоимки, пеней;

2) зачтена в счет предстоящих платежей фискальнообязанного лица этому же или иным налогам;

3) возвращена фискальнообязанному лицу.

5. Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора) и пени. Правила зачета и возврата сумм налога (сбора) и пениприменя­ются в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Налоговый орган, установив факт излиш­него взысканияналога (сбора) или пени, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня уста­новления этого факта. По общему правилу излишне взысканная сумма денежных средств подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у него недоимки по уплате налогов и сбо­ров или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюд­жету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику из­лишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени по ним должен осуществляться в разумный срок.

Действующее законодательство (в частности, отдельные гла­вы части второй НК РФ) устанавливает некоторое отличие в по­рядке возврата и зачета излишне уплаченных либо излишне взы­сканных сумм по конкретным налогам и сборам.

Налоговый контрольпредставляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискалънообязанными лицами (в первую очередь налого­плательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законода­тельства и является одним из этапов налогообложения.

В широком смысле налоговый контроль направлен на обес­печение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюд­жетные фонды).

Налоговый контроль в Российской Федерации осуществ­ляют следующие органы:

1) налоговые органы;

2) таможенные органы;

3) органы государственных внебюджетных фондов.

При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налого­обложения в пределах своей компетенции.

Таможенные органывправе осуществлять налоговый кон­троль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимае­мых при перемещении товаров через таможенную границу Рос­сийской Федерации.

Органы государственных внебюджетных фондовосуществля­ют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответст­вующие государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, к контрольным мероприятиям могут привле­каться органы налоговых расследований. Органы налоговых рас­следованийпо запросу налоговых органов участвуют в проведе­нии налоговых проверок, обеспечивая безопасность должност­ных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

Формы и методы осуществления налогового контроля. На­логовый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов.

При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

1) выявление налоговых правонарушений и налоговых пре­ступлений;

2) предупреждение их совершения в будущем;

3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой от­ветственности.

Для достижений указанных целей налоговыми и иными кон­тролирующими органами используются следующие основные формы(способы) налогового контроля:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений фискальнообязанных лиц;

3) проверки данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для из­влечения дохода (прибыли);

5) контроль за расходами физических лиц и др.

При этом под методами налогового контроляследует по­нимать приемы, способы или средства, применяемые со­трудниками контролирующих органов при его осуществ­лении. В процессе осуществления указанных форм на­логового контроля, в частности, производится:

проверка исполнения налогоплательщиками требований за­конодательства о постановке на налоговый учет и иных связан­ных с учетом обязанностей;

проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лица­ми процессуального порядка, предусмотренного налоговым за­конодательством ;

проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотрен­ных налоговым законодательством;

проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

выявление нарушителей налогового законодательства и при­влечение их к ответственности;

формальная, логическая и арифметическая проверка доку­ментов;

юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяе­мая операция находит отражение в аналогичных документах ор­ганизации-контрагента и в других документах и учетных запи­сях;

экономический анализ.

Учет налогоплательщиков. Постановка налогоплательщи­ков на учет в налоговых органах является обязательной и осуще­ствляется для целей проведения налогового контроля, а точ­нее — для обеспечения его эффективности.

Учет налогоплательщиковпредставляет собой совокуппость мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми оргаовокуп­ностнами налогового контроля. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в на­логовых органах соответственно по месту нахождения организа­ций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения при­надлежащего им налогооблагаемого недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка налогоплательщика на учет осуществляется со­ответствующим налоговым органом в течение 5 дней со дня по­дачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдается

соответствующее свидетельство. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщи­ке с момента постановки на учет являются налоговой тайной.

При постановке на первичный учет каждому налогоплатель­щику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика(со­кращенно — ИНН). ИНН может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и после­дующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налогоплательщика-организации вновь образованной организации присваивают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организации ИНН признается недействительным.

Налоговая декларация — этописьменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация играет большую роль при осуществле­нии налогового контроля. Она представляется каждым налого­плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законода­тельством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной фор­мы. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговы­ми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. В случаях, установленных НК РФ, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, в электронной форме, в том числе посредством электронной поч­ты через глобальную компьютерную сеть Интернет.

Налоговые проверки. Налоговые проверки проводятся в от­ношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (органи­заций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также налоговых агентов, которыми являются организации, индивиду­альные предприниматели.

При этом цельюналоговых проверок выступает осуществле­ние контроля за полнотой и своевременностью выполнения пла­тельщиками и иными фискальнообязанными лицами обязан­ностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетно­сти, представления фискальнозначимой информации и т.д.

Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органа­ми, таможенными органами и органами государственных вне­бюджетных фондов.

Существует два вида налоговых проверок: 1) камеральные;2) выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахож­дения налогового органа на основе налоговых деклараций и до­кументов, представленных налогоплательщиком, служащих ос­нованием для исчисления и уплаты налога, а также других до­кументов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Налоговые проверки такого вида на практике именуют также документальными.

Выездная налоговая проверка представляет собой более раз­вернутую и подробную форму налогового контроля, она прово­дится с выездом к месту нахождения фискальнообязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе ис­следовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и специальной литературе налоговые проверки называют также фактическими.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получе­ния информации о деятельности, связанной с иными лицами, то проводится так называемая встречная налоговая проверка.При проведении такой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц (например, экономически связанных с проверяемым едиными технологическими цепочками производства постав­щиков оборудования или комплектующих) документы, относя­щиеся к деятельности проверяемого

Порядок проведения выездных налоговых проверок. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руково­дителя (его заместителя) налогового органа. Решение о назначе­нии выездной налоговой проверки должно содержать следую­щие реквизиты: наименование налогового органа; номер реше­ния и дату его вынесения; наименование фискальнообязанного лица и его ИНН; период финансово-хозяйственной деятельно­сти фискальнообязанного лица, за который проводится провер­ка; виды налогов, по которым проводится проверка; Ф.И.О., должности и классные чины проверяющих; подпись лица, вы­несшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и клас­сного чина.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налого­плательщика может проводиться по одному или нескольким на­логам.

При этом срок проведения налоговой проверки не должен превышать двух месяцев (срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на террито­рии проверяемого фискальнообязанного лица). Однако в ис­ключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увели­чивается на один месяц на проведение проверки каждого филиа­ла и представительства налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный пери­од, за исключением случаев:

а) реорганизации или ликвидации фискальнообязанного лица;

б) проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Должностные лица налоговых органов перед началом прове­дения проверки обязаны предъявить свои удостоверения и озна­комить проверяемых лиц с решением о назначении проверки. В случае отсутствия вышеперечисленных документов налого­плательщик вправе отказать им в допуске на территорию и в по­мещения, а также в предоставлении документов.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения помимо или против воли прожи­вающих в них лиц возможен только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. При необходимости проверяющие могут проводить инвентари­зацию имущества фискальнообязанного лица, производить ос­мотр помещений и территорий, используемых налогоплатель­щиком для извлечения дохода, истребовать необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика представить до­кументы влечет наступление ответственности, а также выемку документов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной на­логовой проверки.

При этом следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки не является актом государственного органа, поскольку содержит лишь описание фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика и выводы работников налоговой инспек­ции. Поэтому вышеуказанный акт не создает для проверяемого лица никаких прав или обязанностей и не может рассматривать­ся как ненормативный акт налогового органа. Однако в процес­суальном плане такой акт рассматривается в качестве доказа­тельства по делу. В случае судебного спора он является одним из основных документов, определяющих наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения такого спора.

Составляемый по результатам выездной налоговой проверки актдолжен состоять из трех частей:

1) вводная частьвключает общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности: но­мер акта проверки; наименование проверяемой организации, ее ИНН или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН; наименование места проведения проверки; дата акта проверки (дата подписания акта лицами, проводившими проверку); Ф.И.О., должности, классные чины лиц, проверяющих с указанием на­ именования налогового органа; дату и номер решения налогово­го органа на проведение выездной налоговой проверки; указа­ние на вопросы проверки; период, за который проводится про­верка; даты начала и окончания проверки; фамилии, имена и отчества всех руководителей и главных бухгалтеров организации либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом перио­де; адрес места нахождения организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя); сведения о на­личии лицензируемых видов деятельности; сведения о фактически осуществляемых фискальнообязанным лицом видах финансовохозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности,
запрещенных действующим законодательством или осуществ­ляемых без наличия необходимой лицензии и другие;

2) в описательной частиизлагаются выявленные докумен­тально подтвержденные факты налоговых правонарушений или указание на их отсутствие. В ходе проверки могут быть выявлены факты нарушений действующего законодательства, не относя­щихся к налоговым правонарушениям (например, нарушения валютного законодательства), и такие факты также отражаются в описательной части акта;

3) итоговая частьсодержит обобщение фактов, изложенных в описательной части акта проверки.

К акту выездной налоговой проверки прилагаются соответ­ствующие документы. Их подписывают уполномоченные долж­ностные лица налогового органа, проводившие проверку, и фис­кально-обязанное лицо. Проверяемое лицо вправе подписать акт без оговорок, подписать акт с возражениями или отказаться подписывать акт. В случае отказа проверяемого лица подписать акт проверяющий делает соответствующую запись на последней странице акта. Оформленный акт вручается налогоплательщику.

Если проверявшийся налогоплательщик не согласен с изло­женными в акте проверки фактами, а также с выводами и пред­ложениями проверяющих, он может в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

После этого руководитель или заместитель руководителя нало­гового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт и до­кументы (материалы), представленные налогоплательщиком.

При этом руководитель или заместитель налогового органа принимает решение по результатам выездной налоговой провер­ки. Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) представил письменные объяснения или возражения по акту проверки, материалы проверки рассматриваются в его при­сутствии (или в присутствии его представителей, например его налогового адвоката).

По результатам рассмотрения материалов проверкивыносится решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответст­венности;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответствен­ности или

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если руководитель налогового органа принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, тоэтот документ должен содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, установленные проверкой; доку­менты и иные сведения, подтверждающие указанные обстоя­тельства; доводы, приводимые налогоплательщиком, и результа­ты проверки этих доводов, а также решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и приме­няемых мер ответственности.

На основании вынесенного решения в десятидневный срок с момента его вынесения налогоплательщику направляется требо­вание об уплате недоимки по налогу и пени(ст. 101 НК РФ).

8. Налоговая тайна. Налоговую тайнусоставляют любые све­дения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, орга­ном налоговых расследований, органом государственного внебюд­жетного фонда или таможенным органом, за исключением сле­дующих:

— сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоя­тельно или с его согласия;

— сведений об идентификационном номере налогоплатель­щика;

— сведений о нарушениях законодательства о налогах и сбо­рах и мерах ответственности за эти нарушения;

— сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сто­рон которых является Российская Федерация, о взаимном со­трудничестве между налоговыми (таможенными) или правоох­ранительными органами в части сведений, предоставленных этим органам (ст. 102 ПК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми ор­ганами, органами налоговой полиции, органами государствен­ных внебюджетных фондов и таможенными органами, их долж постными лицами и привлекаемыми специалистами, эксперта­ми, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, ис­пользование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налогового рас­следования, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, со­ставляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хра­нения и доступа.

Надлежащее исполнение налоговой обязанности предполагает, что налог уплачен своевременно и в полном объеме. Сумма налога, не уплаченная в установленный срок, признается недоимкой, которая вместе с начисленными пенями образует налоговую задолженность налогоплательщика перед государством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа:

  • 1. Направление налогоплательщику письменного извещения — требования об уплате налога.
  • 2. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
  • 3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. При этом налог с организаций взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Требование об уплате налога представляет собой меру предупредительного характера, назначение которой — напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В требовании должны быть также указаны подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога передается руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. НК РФ допускает передачу требования законным или уполномоченным представителям налогоплательщика. В случае уклонения этих лиц от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. При этом требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева и Г. П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.

В случае, если обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ). Следующим этапом принудительного исполнения налоговой обязанности является взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил налоговому органу производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный п. 3 ст.46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер, то есть взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика — клиента банка. Взыскание налога может производиться как с рублевых, так и с валютных счетов, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). В последнем случае налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного на расчетный (текущий) счет налогоплательщика. Для обеспечения исполнения инкассового поручения налоговые органы наделены полномочиями приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках. Инкассовое поручение должно быть исполнено банком при взыскании с рублевых счетов — не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, а при взыскании с валютных счетов — не позднее двух операционных дней. Что делать, если в день получения банком инкассового поручения денежные средства на счетах налогоплательщика в банке отсутствуют или их недостаточно для уплаты налога? В этом случае инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством, а именно ст. 855 ГК РФ.

Заключительный этап принудительного исполнения налоговой обязанности — взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

По общему правилу взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей носит бесспорный характер. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя должно производиться в судебном порядке в двух случаях, а именно если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

  • 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
  • 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Например, налоговые органы могут посчитать сделку мнимой или притворной, заключенной налогоплательщиком с целью уклонения от уплаты налогов. Договоры простого товарищества нередко рассматриваются налоговиками как договоры аренды или купли-продажи, договоры займа — как купля-продажа или оказание безвозмездных финансовых услуг, залог — как аренда и т.д.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика принимает руководитель (заместитель) налогового органа, который направляет постановление о взыскании налога судебному приставу-исполнителю для непосредственного исполнения. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. — Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. — 329 с.

НК РФ устанавливает определенную очередность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, которое производится последовательно в отношении:

  • 1) наличных денежных средств;
  • 2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • 3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • 4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • 5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;
  • 6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Как видим, законодатель стремится, чтобы налогоплательщик как можно дальше продолжал свою производственно-хозяйственную деятельность, несмотря на принудительное взыскание налогов. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:

  • 1) денежных средств на счетах в банке;
  • 2) наличных денежных средств;
  • 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Конституционность бесспорного порядка взыскания неуплаченных налогов с организаций была рассмотрена КС РФ, который сделал вывод о том, что бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции РФ. Кроме того, КС РФ оценил различия в порядке взыскания налогов с организаций (судебный порядок) и физических лиц (судебный порядок).

Как указал КС РФ, организация в отличие от физического лица имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом; гражданин же использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено. Различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства.

Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом. Сочетание бесспорного и судебного порядков взыскания налоговых платежей — отметил КС РФ — обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам демократического правового социального государства, закрепленным Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П).

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 8 ст. 48 НК РФ). Вместе с тем обязанность самого налогоплательщика по уплате налога в данном случае должна считаться исполненной уже с момента ареста (описи) его имущества. С этого момента налогоплательщик уже не вправе распоряжаться своим имуществом, и последующие действия с таким имуществом, включая его реализацию и перечисление вырученных от этих денежных средств в бюджет для погашения налоговой задолженности, осуществляются уже иным, специально уполномоченным законом и несущим за это ответственность лицом или органом (Определение КС РФ от 17.10.2001 № 238-О).

Особенности порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов (сборов) с организаций и с физических лиц.

1. Наличие недоимки по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.

Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора) и пени — требование об уплате налога или сбора.

Форма требования установлена приказом М НС РФ «Об утверждении форм налоговых уведомлений» от 14.10.99 № АП-308/326 (в ред. от 14.10.2002).

Требование об уплате налога (сбора) направляется не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10дневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогопла­тельщика (статьи 69 — 70 НК РФ).

  • 2. Различают следующие виды требований об уплате:
    • -недоимки по налогу (сбору) и пени, направляемые налогоплательщику
    • -после его пропуска срока для уплаты налога, если в данном случае исключается применение налоговых санкций;
    • -недоимки по налогу (сбору) и пени, а также налоговых санкций вследствие виновного пропуска срока уплаты налога (п. 3 ст. 101 НК РФ);
    • -одних налоговых санкций в случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогам и задолженности по пеням (статьи 116, 117, 118, 120 НК РФ и др.);
    • -задолженности по налогу, пени и процентам (п. 8 ст. 68 НК РФ).
  • 3. «Если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику меры принудительного исполнения налоговой обязанности — взыскание, которое может быть обращено на:
    • -денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;
    • -имущество налогоплательщика;
    • -права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (дебиторскую задолженность).

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается (ст. 59 Н К РФ).

4. По общему правилу, взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке.

Исключением является взыскание налога с организации, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.

Главная — Статьи

С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке. Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только в судебном порядке.
Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях:

1) если у организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и пени п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст. 115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  • решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст. 46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п. 1 ст. 47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении.

Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа. На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде. Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.

Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Сегодня взыскание задолженности по кредиту проходит несколько стадий, в зависимости от причины выхода на просрочку и срока нахождения вне графика гашения. На каждом этапе используются различные способы воздействия на клиента.

Закон о взыскании задолженности по кредитам 2018

Специалисты отделов взыскания и сотрудники ФССП могут действовать на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • ФЗ-99 об исполнительном производстве.
  • Ст. 177 УК РФ о злостном уклонении от оплаты долгов.
  • Ст. 159 УК РФ – мошенничество.
  • ФЗ-218 о кредитных историях.
  • ФЗ-51 Ст. 348 о реализации залогового имущества.
  • Ст. 395 и ст. 811 ГК РФ о возможности начисления штрафов за несвоевременное погашение долга.

Это основные нормативно-правовые акты, которые регулируют принудительное взыскание задолженности по кредиту.

Этапы взыскания

Существует несколько этапов, в зависимости от длительности нахождения на просрочке:

  • 1-30 дней – специалисты кредитной организации информируют должника о выходе на просрочку путем осуществления звонков ему и его родственникам. Они узнают причину невозможности погасить долг и мотивируют к оплате, напоминая про ухудшение кредитной истории на основании ФЗ-218 и начислении санкций согласно условиям кредитного договора и Ст. 395 и 811 ГК РФ.
  • 31-90 дней – с заемщиком работают, заставляя его или его родственников оплатить долг в кратчайшие сроки, информируя о возможности передать дело на обработку коллекторским компаниям. На этом этапе могут осуществляться выезды на работу или домой для совершения личной беседы.
  • 91-180 дней – юридический отдел отрабатывает возможность передачи дела в суд. Если есть вероятность досудебного взыскание задолженности по кредиту с учетом всех санкций, то принимается решение о передаче договора в обработку коллекторским компаниям.
  • 181+ дней — договор продается коллекторам или передается для взыскания задолженности по кредиту через суд.

Специалисты отдела взыскания имеют право звонить или приезжать к клиенту не чаще 2 раз в неделю на основании поправок к законам о взыскании задолженности по кредитам. Обычно эти требования игнорируются банковскими специалистами, в результате чего юридически подкованные должники могут пожаловаться в прокуратуру.

Особенности досудебного урегулирования

Процедура принудительного взыскания задолженности по кредиту до суда заключается в психологическом воздействии и требовании вернуть деньги в полном объеме. Вот основные преимущества досудебного урегулирования:

  • Если нет возможности вносить оплату по объективным причинам (сокращение дохода, инвалидность, увеличение иждивенцев в семье), то кредитор может предложить оформить рефинансирование или реструктуризацию.
  • Отсутствие необходимости оплачивать судебные издержки в случае проигрыша.
  • Отсутствие ареста счетов и имущества.

На основании Ст. 348 ФЗ-51, банк имеет право реализовать залоговое имущество заемщика в счет погашения долга. Если реализация происходит через аукцион после суда, то стоимость будет на 10%-30% ниже рыночной, поэтому клиенту выгодно обратиться самому в банк с предложением о реализации самостоятельно. Если будет принято положительное решение, то составляется дополнительное соглашение, на основании которого вырученные деньги уходят на погашение кредита.

Судебная практика по взысканию задолженности по кредитам

Судебное взыскание задолженности по кредиту происходит, если клиент отказывается производить платежи и не идет на контакт при досудебном урегулировании вопроса. Банк обязан обращаться в ту инстанцию, которая прописана в договоре. При этом важно соблюсти процессуальные нормы:

  • Выслать письменное уведомление по адресу регистрации о необходимости погасить долг в определенный срок.
  • Оплатить государственную пошлину.
  • Подготовить список необходимых документов.

Во время суда часто принимается решение о списании части штрафов и процентов, если клиент сможет доказать попытки погасить долг. Если вышли сроки давности по взысканию задолженности по кредитам и должник заявляет об этом, то кредитор автоматически проигрывает процесс, а вся сумма подлежит списанию.

Срок взыскания задолженности по кредиту

Согласно Ст. 200 Ч. 1 ГК РФ, кредитор может обратиться в суд по вопросу взыскания задолженности по кредитам в течение трех лет с момента нарушения графика. Но есть несколько важных нюансов: Данный срок начинается с момента нарушения долговых обязательств.

  • Если при нахождении на просрочке клиент производил платежи, то необходимо снова ждать 3 года для наступления исковой давности.
  • Если заемщик не произвел ни одного платежа с момента оформления ссуды, то ему могут инкриминировать Ст. 159 УК РФ о мошенничестве. Согласно ее положениям, клиенту грозит до 2 лет тюрьмы, как и в случае со Ст. 177 УК РФ при злостном уклонении от исполнения долговых обязательств и сокрытии своих доходов.

Судебный приказ о взыскании задолженности по кредиту

После вынесения решения у клиента есть 10 дней на то, чтобы оспорить его или в добровольном порядке исполнить взятые на себя финансовые обязательства. Если никаких действий не происходит, то дело передается судебному приставу. Специалист в течение 30 дней собирает данные об имуществе и счетах должника и направляет по адресу регистрации уведомление с требованием погасить долг в течение 5 дней. Когда вся информация будет на руках, происходят следующие действия:

  • Арест всех счетов клиента и списание денег в счет погашения долга.
  • Арест личного имущества клиента с целью его реализации через аукцион.

Выезд за границу во время исполнительного производства запрещен. Положения ФЗ-99 не позволяют приставам списывать все деньги в счет погашения долга. Необходимо оставить часть средств на жизнь:

  • 25% при достаточно большом официальном доходе.
  • 50% при отсутствии обстоятельств, позволяющих снизить или повысить этот показатель.
  • 75% при наличии иждивенцев в семье.

Если с карты полностью были списаны деньги, как обычно бывает, когда Ренессанс Кредит взыскивает задолженность через суд или многие другие банки, то требуется обратиться к приставу с полным пакетом документов для возврата части денег. Потребуется:

  • Соответствующее заявление.
  • Справка, что карта является зарплатной.
  • Справка о доходах.
  • Свидетельства о рождении детей при наличии.

Судопроизводство для многих клиентов является единственной возможность выполнить долговые обязательства, так как в этом случае начисление процентов и штрафов прекращается. Поэтому в отдельных случаях должники сами просят банк обратиться в суд, если кредитор отказывается предоставить рефинансирование или реструктуризацию.

Ответ: 1. реализуется как в налоговом праве, так и в ряде иных отраслей права.

Ключ: Налоговое право предполагает ограничение права собственности на основании федерального закона, поскольку предусматривает безвозмездную передачу налогоплательщиком части собственности публично-правовому образованию. В иных отраслях права также возможно ограничение права собственности на основании федерального закона (например — штрафы в КоАП РФ и в УК РФ).

17. Принцип справедливости в налоговом праве реализован, только если обеспечено право частных субъектов на:

Ответ: 3. учет их возможностей при возложении обязанностей, направленных на удовлетворение общественных потребностей.

Ключ: Независимость и возмездность во взаимоотношениях с другими субъектами права характерны, например, для гражданского права. Распределение общественных благ соразмерно потребностям некоторого субъекта права можно отнести к праву социального обеспечения. В налоговом праве принцип справедливости реализуется, если учитываются усредненные возможности выбранной категории субъектов права при возложении на них обязанностей, направленных на удовлетворение общественных потребностей.

18. Принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если:

Ответ: 2. все налогоплательщики, относящиеся к одной категории, обязаны уплачивать налоги по единым правилам, относящимся к данной категории.

Ключ: Принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если все налогоплательщики, относящиеся к одной категории, обязаны уплачивать налоги по единым правилам, относящимся к данной категории. Исходя из постановления КС РФ от 13.03.2008 N 5-П, принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

19. Пока не доказано обратное, действующим законно считается:

Ответ: 3. любой участник налоговых правоотношений, в том числе налоговый орган.

Ключ: Принцип презумпции добросовестности в общем виде можно определить так: каждое лицо считается действующим добросовестно и разумно (с правовой точки зрения — законно), пока в установленном порядке не будет доказано иное. Добросовестным, пока обратное не доказано, считается не только налогоплательщик, но и вообще любой участник налоговых правоотношений (как публичный, так и частный).

20. Федеральный закон, ухудшающий положение плательщика конкретного налога, предусматривает его вступление в силу со дня официальной публикации. Такой способ его вступления в силу:

Ответ: 3. невозможен, поскольку в силу правовых позиций КС РФ немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах, ухудшающих положение плательщика конкретного налога, запрещено.

Ключ: Ст. 5 НК РФ, регламентирующая вступление в силу актов законодательства о налогах, содержится в нормативном акте той же юридической силы (в федеральном законе), вследствие чего федеральный законодатель формально мог бы игнорировать данную статью и устанавливать особые правила вступления в силу федерального закона о налоге. Однако в определении КС РФ от 08.04.2003 N 159-О разъяснено, что федеральный законодатель не может устанавливать период времени менее одного месяца от официального опубликования акта законодательства о налогах до его вступления в силу.

21. В отрасли налогового права:

Ответ: 2. в основном содержатся императивные нормы.

Ключ: В отрасли налогового права, относящейся к публичному блоку отраслей, объем норм, предусматривающий единственный вариант поведения в определенной ситуации (например — обязанность уплатить налог не позднее конкретной даты) существенно больше объема норм, предусматривающих различные варианты поведения (например, в силу п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах лично, или через законного (уполномоченного) представителя, если иное не предусмотрено НК РФ).

22. Отрасль налогового права можно условно разделить:

Ответ: 3. на общую и особенную части.

Ключ: Налоговое право, как и любую другую отрасль права, можно условно разделить на общую и особенную части. Нормы общей части представлены, например, в части первой НК РФ и в Законе РФ «О налоговых органах РФ». Нормы особенной части налогового права, в частности, содержатся во второй части НК РФ и в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц». Первая и вторая части выделяются в НК РФ, а не в отрасли налогового права.

23. Нормы, регламентирующие принудительное взыскание налога, относятся:

Ответ: 1. к общей части налогового права.

Ключ: Взыскание налога (ст. 45-48 НК РФ) производится по единой процедуре, независимо от вида налога. Следовательно, данный институт относится к общей части налогового права.

24. Возможно условное разделение отрасли налогового права на:

Ответ: 2. международное и национальное налоговое право.

Ключ: Налоговое право федеральных округов в настоящее время отсутствует. Государственная регистрация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) налоговым правом не регулируется. Соответственно, в отрасли налогового права выделяются такие подотрасли, как международное и национальное налоговое право.

25. Основной объем норм налогового права составляют:

Ответ: 2. нормы — правила поведения.

Ключ: Очевидно, что основной объем норм любой отрасли права составляют нормы — правила поведения. Нормы — принципы и нормы — дефиниции необходимы для корректного формулирования и применения норм — правил поведения.

26. В налоговом праве:

Ответ: 2. предусмотрены собственные нормы — дефиниции, а также используются понятия и термины из других отраслей права.

27. Понятие «юридическое лицо», используемое в налоговом праве, определено:

Ответ: 3. в ГК РФ, как организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ключ: НК РФ данное понятие не определяет. В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Соответственно, используемое в налоговом праве понятие «юридическое лицо» определено в ст. 48 ГК РФ.

28. Понятие «недоимка», как его определяет НК РФ, это:

Ответ: 2. сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Ключ: П. 2 ст. 11 НК РФ: недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

29. Исходя из нормативного определения, сбор — это взнос:

Ответ: 2. уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

Ключ: П. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

30. Налоговый кодекс РФ это:

Ответ: 2. федеральный закон.

Ключ: НК РФ является федеральным законом. Принятие какого-либо кодекса в форме федерального конституционного закона Конституцией РФ не предусмотрено. Ни один федеральный закон, в т.ч. кодифицированный, не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (определение КС РФ от 05.11.1999 N 182-О).

31. Ратифицированные международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения:

Ответ: 1. имеют приоритет над федеральными законами о налогах.

Ключ: П. 4 ст. 15 Конституции РФ: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно, в ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ над НК РФ и иными нормативными правовыми актами о налогах. В настоящее время существенное число таких договоров заключено по вопросам исключения двойного налогообложения.

32. Основной объем норм федерального налогового права содержится:

Ответ: 3. в федеральных законах.

Ключ: Объем норм налогового права, содержащийся в Конституции РФ и в федеральных конституционных законах (например — «О Правительстве РФ», «О референдуме РФ»), существенно меньше объема норм налогового права, содержащегося в федеральных законах (в т.ч. в НК РФ).

33. Возможно ли вынесение на федеральный референдум вопроса о снижении ставки НДС по продовольственным товарам?

Ответ: 2. невозможно.

Ключ: В п. 5 ст. 6 ФКЗ «О референдуме РФ» установлен запрет на вынесение на федеральный референдум вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Соответственно федеральный «налоговый референдум» невозможен, поскольку в силу п. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

34. Имеют ли право органы исполнительной власти принимать нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения?

Ответ: 1. имеют, в прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.

Ключ: Право органов исполнительной власти принимать нормативные акты, регламентирующие налоговые правоотношения, установлено в п. 1 ст. 4 НК РФ и может быть реализовано в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, в силу п. 7 ст. 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.

35. Содержатся ли в федеральных конституционных законах нормы налогового права?

Ответ: 1. содержатся.

Ключ: НК РФ федеральным конституционным законом не является. В ст. 36 ФКЗ «О Правительстве РФ», например, предусмотрено, что Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты. В соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое право, в том числе, регулирует установление и введение налогов.

36. Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ утверждена форма требования об уплате налога. Можно утверждать, что:

Ответ: 2. это законно, поскольку НК РФ предусматривает специальные нормы, устанавливающие право ФНС России на принятие такого нормативного правового акта.

Ключ: Несмотря на общий запрет, содержащийся в п. 2 ст. 4 НК РФ, специальные нормы п. 4 ст. 31, п. 5 ст. 69 НК РФ предусматривают, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответственно, принятие указанного приказа ФНС России является законным и прямо предписано НК РФ.

37. Официальным опубликованием федерального закона, регламентирующего налоговые правоотношения на территории конкретного субъекта федерации, будет считаться первая публикация его полного текста:

Ответ: 1. в «Российской газете».

Ключ: В соответствии со ст. 4 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов…» официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «СЗ РФ» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Никаких исключений в порядке официального опубликования федеральных законов для территорий конкретных субъектов федерации не установлено.

38. Федеральный закон, вносящий изменения в НК РФ, официально опубликован в «Собрании законодательства РФ» за 10.09.2013, в «Российской газете» за 11.09.2013, в «Парламентской газете» за 12.09.2013. Какая дата будет являться датой официальной публикации?

Ответ: 2. 11.09.2013.

Ключ: В соответствии со ст. 4 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов…» официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «СЗ РФ» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Однако, исходя из постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П, в качестве дня официального опубликования закона о налоге следует использовать дату, в которую реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. Дата, которой датируется выпуск «СЗ РФ», совпадает с датой подписания издания в печать.

39. Может ли федеральный законодатель принять нормативный правовой акт, ухудшающий положение определенной категории налогоплательщиков?

Ответ: 2. может, но право на принятие такого акта ограничено принципами справедливости и юридического равенства.

Ключ: В законодательстве (в т.ч. в Конституции РФ) нет, и не может быть общего запрета на ухудшение положения налогоплательщиков. Федеральный законодатель имеет достаточно широкие полномочия (ограниченные только общеправовыми принципами справедливости и юридического равенства) как на установление новых налогов, так и на увеличение размера уже установленных.

40. Может ли федеральный законодатель принять нормативный правовой акт, улучшающий положение определенной категории налогоплательщиков?

Ответ: 2. может, но право на принятие такого акта ограничено принципами справедливости и юридического равенства.

Ключ: Право законодателя на принятие нормативного правового акта, улучшающего положение определенной категории налогоплательщиков, ограничено принципами справедливости и юридического равенства. Так, в силу п. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Соответственно, нельзя улучшить положение определенной категории налогоплательщиков, основываясь на данных критериях.

41. Какой минимальный срок должен установить федеральный законодатель с момента официальной публикации закона о конкретном налоге, ухудшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу?

Ответ: 2. 1 месяц.

Ключ: Исходя из п. 1 ст. 5 НК РФ, определений КС РФ от 08.04.2003 N 159-О и от 10.07.2003 N 291-О, федеральный законодатель не может устанавливать период времени менее одного месяца от даты официального опубликования акта законодательства о налоге, ухудшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу.

42. Какой минимальный срок должен установить федеральный законодатель с момента официальной публикации закона о конкретном налоге, улучшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу?

Ответ: 3. такой федеральный закон может вступить в силу со дня официальной публикации.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

43. В соответствии с Конституцией РФ:

Ответ: 1. законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Ключ: В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

44. В любом случае имеют обратную силу нормативные правовые акты законодательства о налогах:

Ответ: 2. устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах.

Ключ: В соответствии с п. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В силу п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, имеют обратную силу.

45. Какие нормативные акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу?

Ответ: 2. акты, улучшающие положение частных субъектов, если прямо предусматривают это.

Ключ: В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

46. Закон субъекта федерации, ухудшающий положение налогоплательщика, вступает в силу:

Ответ: 3. не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

47. Законом субъекта федерации (опубликован 14.04.2012) повышены ставки транспортного налога. Данный закон предусматривает его вступление в силу с 14.05.2012. Срок уплаты налога за 2012 год установлен, как 01.11.2013, налоговый период по транспортному налогу — календарный год. Можно утверждать, что данный закон может быть применен в отношении транспортного налога, подлежащего уплате:

Ответ: 3. за 2013 год.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Соответственно, момент вступления в силу регионального закона связан с датой официального опубликования и с налоговым периодом, а не со сроком уплаты налога. В приведенном примере закон вступит в силу 01.01.2013 и будет распространяться на транспортный налог, подлежащий уплате за 2013 год.

48. Законом субъекта федерации (опубликован 02.12.2012) повышены ставки транспортного налога. Данный закон предусматривает его вступление в силу с 01.01.2013. Можно утверждать, что данный закон может быть применен в отношении транспортного налога, подлежащего уплате:

Ответ: 3. за 2014 год.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Месяц с момента официальной публикации истечет 02.01.2013, 1-е число очередного налогового периода наступит 01.01.2014.

49. Если в тексте НК РФ предусмотрен срок, исчисляемый в днях, то данный срок исчисляется:

Ответ: 1. в рабочих днях.

Ключ: П. 6 ст. 6.1 НК РФ: срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

50. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В данной норме имеются ввиду:

Ответ: 2. рабочие дни.

Ключ: П. 6 ст. 6.1 НК РФ: срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

51. В соответствии с НК РФ течение срока начинается:

Ответ: 3. на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Ключ: Как следует из п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

52. Налоговый орган в порядке ст. 93 НК РФ истребовал у налогоплательщика документы. Срок представления документов истекал 22.10.2013. В указанную дату налогоплательщик не смог представить документы непосредственно в налоговый орган до окончания рабочего дня. Соответственно, налогоплательщику следует:

Ответ: 1. направить документы по почте на адрес налогового органа до 24 часов 22.10.2013.

Ключ: Как следует из п. 8 ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока; если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

53. Некоммерческие организации — юридические лица в РФ:

Ответ: 3. обязаны уплачивать налоги при возникновении в их деятельности объекта налогообложения и отсутствии (недостаточности) освобождений (льгот, вычетов, расходов).

Ключ: Действующие нормативные акты о конкретных налогах не исключают некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ) из числа налогоплательщиков. Обычно некоммерческие организации уплачивают налоги при осуществлении ими предпринимательской (приносящей доход) деятельности, а также поимущественные налоги (на имущество, земельный, транспортный).

54. НК РФ возлагает на индивидуальных предпринимателей:

Ответ: 2. больший объем обязанностей по сравнению с физическими лицами без такого статуса.

Ключ: НК РФ возлагает на индивидуальных предпринимателей больший объем обязанностей по сравнению с физическими лицами без такого статуса (в т.ч. п. 2 ст. 23 НК РФ: индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства об открытии или о закрытии счетов в банках). Кроме того, если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, у него может возникнуть обязанность по уплате налогов, не относящихся к физическим лицам без такого статуса (в т.ч. НДС).

55. Филиалы российских юридических лиц:

Ответ: 3. не являются налогоплательщиками.

Ключ: В ст. 19 НК РФ филиалы российских организаций, поскольку они не обладают собственной гражданской правоспособностью, специально исключены из числа налогоплательщиков. В п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что в соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений.

56. В законе о некотором налоге, введенном в РФ, в качестве налогоплательщиков установлены физические лица. Соответственно, обязанность по уплате этого налога может возникнуть:

Ответ: 3. у граждан РФ, у иностранных граждан, у лиц без гражданства.

Ключ: В ст. 19 НК РФ в качестве одного из видов налогоплательщиков названы физические лица. В п. 2 ст. 11 НК РФ дано специальное определение: физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

57. В ст. 143 НК РФ в качестве налогоплательщиков НДС указаны в т.ч. организации. Следовательно:

Ответ: 2. все российские юридические лица обязаны уплачивать НДС при возникновении в их деятельности объекта налогообложения и отсутствии (недостаточности) освобождений (вычетов).

Ключ: Обязанность по уплате любого налога является следствием возникновения в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения и отсутствия (недостаточности) освобождений (льгот, вычетов, расходов). Российские организации, не имеющие статуса юридического лица (например — учебная группа студентов, спортивная секция), не входят в объем понятия «организация» (ст. 11 НК РФ), и, следовательно, не могут являться налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ) какого-либо налога.

58. В принципе не может выступать в качестве налогоплательщика:

Ответ: 3. субъект РФ.

Ключ: Публично-правовые образования (в т.ч. субъект РФ) не входят в объем понятия «организация» (ст. 11 НК РФ), и, следовательно, не могут являться налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ) какого-либо налога. Налоговая инспекция и орган исполнительной власти субъекта РФ, зарегистрированные в качестве юридических лиц, являются налогоплательщиками на общих основаниях и, в частности, уплачивают налог на имущество организаций, транспортный налог при наличии облагаемого имущества и отсутствии (недостаточности) льгот (освобождений).

59. Налоговые инспекции могут являться:

Ответ: 2. как публичными, так и частными участниками налоговых правоотношений.

Ключ: Налоговые инспекции, являясь органами исполнительной власти и обладая полномочиями в сфере налогообложения, будучи зарегистрированными в качестве юридических лиц, одновременно являются налогоплательщиками (в т.ч. уплачивают транспортный налог при наличии облагаемого имущества и отсутствии (недостаточности) льгот), а также налоговыми агентами (удерживают и перечисляют НДФЛ с заработной платы сотрудников).

60. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут являться:

Ответ: 1. только публичными участниками налоговых правоотношений.

Ключ: Законодательство о налогах, в т.ч. НК РФ, не предусматривает случаев участия публично-правового образования в каких-либо правоотношениях в качестве функционально подчиненной стороны. В частности, публично-правовые образования не уплачивают налогов, т.к. не входят в объем понятия «организация» (п. 2 ст. 11 НК РФ).

61. Существуют ли субъекты налогового права, не поименованные в ст. 9 НК РФ?

Ответ: 3. существуют, несмотря на то, что перечень в ст. 9 НК РФ является закрытым.

Ключ: Налоговое законодательство в действительности предоставляет права и возлагает обязанности не только на тех лиц, которые прямо указаны в закрытом перечне в ст. 9 НК РФ. Пример — на банки, не указанные в ст. 9 НК РФ, возложен ряд обязанностей в ст. 60, 86 НК РФ.

62. Директор организации, действующий на основании учредительных документов, является:

Ответ: 1. законным представителем организации в налоговых правоотношениях.

Ключ: П. 1 ст. 27 НК РФ: законными представителями налогоплательщика — организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Директор организации налоги за данную организацию уплачивать не может, поскольку налог является индивидуальным платежом (ст. 8 НК РФ), т.е. относящимся к самой организации — налогоплательщику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *