Привлечение к ответственности должностных лиц

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА – это вид юридической ответственности, к которой привлекаются юридические лица и физические лица за допущенные ими нарушения трудового законодательства (ТЗ).

Лица, виновные в нарушении ТЗ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются в порядке, установленном ТК РФ и иными ФЗ, к дисциплинарной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность работника наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. Такие противоправные действия работника в соответствии со ст. 192 ТК РФ именуются дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание как морально-правового характера (замечание, выговор), так и исключительное (увольнение по соответствующим основаниям). В соответствии со ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае нарушения работником требований ОТ, установленного комиссией по ОТ или уполномоченным по ОТ, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении ТЗ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ФЗ (ст. 362 ТК РФ).

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и др. дисциплинарные взыскания. Напр., в соответствии с законодательством о государственной службе к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей помимо взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, может быть применено также предупреждение о неполном служебном соответствии.

Административная ответственность за административное правонарушение (противоправное, виновное действие / бездействие физического или юридического лица) установлена в КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Право применять административное наказание предоставлено суду и специально уполномоченным на то органам государства, в т. ч. федеральной инспекции труда и др. надзорным органам.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В КоАП РФ приводятся виды административных правонарушений, которые могут быть совершены работниками и работодателями (представителями последних). В гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» имеются статьи, предусматривающие нарушение законодательства о труде и об ОТ (ст. 5.27), необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30), увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34). В гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» помещена ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества».

Нарушение законодательства о труде и об ОТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы, др. нарушения в сфере оплаты труда, несут не только административную, но и уголовную ответственность. В соответствии со ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена следующими статьями УК РФ:

ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»;

ст. 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет»;

ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»;

ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав»;

ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав»;

ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;

ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»;

ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».

За нарушение правил ОТ лицо, на котором лежала обязанность соблюдать данные правила, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК РФ наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Гражданско-правовая ответственность (в т. ч. материальная) может наступить лишь в случаях, установленных ФЗ.

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 277 ТК РФ). Этот ущерб может возникнуть в результате возмещения ущерба, причиненного иным лицам. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Материальная ответственность за вред, причиненный здоровью, предусматривается также в гражданско-правовых отношениях и регулируется гл. 59 ГК РФ. При причинении гражданину увечья (см. Трудовое увечье) или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т. ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к др. профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

См. также Возмещение вреда, Материальная ответственность работодателя за причинение вреда работнику, Материальная ответственность сторон трудового договора, Преступление в области охраны труда.

За нарушение норм трудового законодательства предусмотрена ответственность для рядовых граждан или организаций. Формы наказания, которые действуют за несоблюдение трудовых норм, и условия их наложения отличаются в зависимости от тяжести проступка.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Виды ответственности за нарушение законодательства о труде и правовое регулирование

Граждане – должностные и юридические лица, – которые нарушили законодательные требования в области труда или иных нормативно-правовых актов, могут быть привлечены к одной из следующих разновидностей ответственности:

  1. Дисциплинарной.
  2. Материальной.
  3. Административной.
  4. Гражданско-правовой.
  5. Уголовной.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий и привлечения к материальной ответственности за нарушение трудового законодательства регламентировано Трудовым кодексом и иными федеральными и локальными нормативно-правовыми актами. Привлечение к прочим видам ответственности регламентируется Гражданским кодексом, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Привлечение работодателя к одной из указанных видов ответственности не исключает возможности установления для него иной формы ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Обычно когда речь идет о привлечении к дисциплинарной ответственности, говорится о взыскании в отношении работника, связанного с неисполнением или исполнением несоответствующим образом возложенных на него служебных обязанностей.

Согласно ст. 195 Трудового кодекса, руководитель организации, руководитель структурного подразделения и заместители также могут привлекаться к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа.

Работодатель обязан рассмотреть поступившее от профсоюза заявление о нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права, условий коллективного договора или соглашения, а затем передать свое решение по нему в представительный орган.

В случае подтверждения факта нарушения работодатель обязан применить к руководителю дисциплинарное взыскание. В качестве дисциплинарного наказания может выступать одна из следующих мер: замечание, выговор и увольнение. Последняя мера применяется в исключительных ситуациях при совершении грубых проступков.

Некоторые группы сотрудников могут привлекаться к иным формам дисциплинарных взысканий с учетом специальных федеральных законов (например, Положением о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и пр.).

Согласно положениям Трудового кодекса, за один проступок лицо может быть привлечено только к одной форме наказания. Она определяется с учетом тяжести проступка и обстоятельств происшествия.

Административная ответственность

Чаще всего за нарушение трудового законодательства работодателя привлекают именно к административной ответственности. Такие нарушения выявляются в ходе контрольных и надзорных мероприятий государственными инстанциями (трудовой инспекцией). Также работодателя можно привлечь к административной ответственности в случае обращения соискателя в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в заключении трудового договора на основании ч. 6 ст. 64 и ч. 3 ст. 391 ТК. К ответственности в данном случае привлекается как виновное должностное лицо, так и организация в целом.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по нормам КоАП. Согласно положениям ст. 5.27 КоАП, данная статья предполагает штрафные санкции, размер которых отличается в зависимости от категории нарушителя.

На основании п. 1 ст. 5.27 КоАП штрафы для работодателя установлены в следующих размерах:

  • для должностных лиц – 1000-5000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – 1000-5000 руб.;
  • для организаций в статусе юрлица – 30000-50000 руб.

В качестве должностного лица оштрафовать можно руководителя компании, начальника отдела кадров, главного бухгалтера. Например, бухгалтера можно оштрафовать за некорректное начисление зарплаты, начальника отдела кадров – за несоответствующее ведение кадровой документации.

Стоит отметить, что при негрубых первичных нарушениях трудового законодательства инспекторы могут вынести работодателю предупреждение, а затем, если тот не исправит недочеты, наложить штраф.

За повторное нарушение трудового законодательства для работодателя предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП в повышенном размере:

  • для должностных лиц – 10000-20000 руб. (либо дисквалификация на 1-3 года);
  • для предпринимателей – 10000-20000 руб.;
  • для организаций – 50000-70000 руб.

Наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно подразумевает, что должностное лицо на установленные сроки отстраняется от права занятия руководящих должностей, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юрлицом по ст. 3.11 КоАП РФ.

Стоит учитывать, что при привлечении работодателя к наказанию по ч. 2 ст. 5.27 КоАП под правонарушением следует понимать совершение точно такого же нарушения трудового законодательства, а не простое несоблюдение трудовых норм. Такие пояснения были приведены в п. 17 Постановлении Пленума ВС №5 от 2005 года. Например, работодатель вначале не выплатил полный расчет при увольнении одного сотрудника, затем – другого.

Примерами нарушения трудового законодательства, которое влечет за собой привлечение к административной ответственности, могут стать:

  1. Заключение срочного трудового договора с сотрудником без должных оснований.
  2. Задержка при выплате зарплаты, окончательного расчета, иных платежей, предусмотренных локальными актами предприятия.
  3. Наложение дисциплинарного взыскания на работника, который отказался выполнять работу, не предусмотренную его должностными обязанностями. Согласно ст. 60 Трудового кодекса, работодатель может требовать от сотрудника исполнения только тех обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором или должностной инструкцией.

На основании ст. 5.27 КоАП к штрафным санкциям можно привлечь работодателя при несоблюдении требований о заключении трудового договора; допущении сотрудника к исполнению трудовых обязанностей лицом, которое не было уполномочено на это; невыплату зарплаты.

Также по нормам КоАП предусмотрена ответственность работодателя за отказ от приема инвалида в рамках установленной квоты по ст. 5.42 КоАП. Должностным лицам в данном случае грозит штраф в размере 5000-10000 руб.

В качестве нарушения трудового законодательства выступает невыполнение (ненадлежащее исполнение) требований контролирующих инстанций.

На основании ст. 353 ТК государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция по труду. Она осуществляет свои полномочия, согласно Положению №875 от 2012 года. Согласно п. 15 данного положения, инспекторы по труду принимают меры по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в области трудового законодательства, а также по привлечению работодателя к ответственности.

При выявлении правонарушений трудовая инспекция может:

  • направить работодателю предписание о незамедлительном устранении выявленных нарушений с указанием конкретных сроков для их устранения;
  • принимать меры по контролю за тем, устранил ли работодатель нарушения.

Если работодатель не выполняет законные требования трудовых инспекторов, то ему грозит ответственность по ч. 23 ст. 19.5 КоАП. Она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30000-50000 р. или дисквалификацию на 1-3 года, а на юрлиц – в размере 100000-200000 руб.

Целый ряд статей КоАП посвящен ответственности работодателя за нарушение норм трудового законодательства в отношении коллективных договоров, действующих на предприятии:

  1. За уклонение от участия в переговорах по вопросам заключения коллективного договора, его изменения или дополнения по ст. 5.28 КоАП предусмотрен штраф в размере 1000-35000 руб.
  2. За непредоставление работодателем необходимой информации для заключения коллективного договора или для осуществления контроля за его исполнением по ст. 5.29 КоАП грозит ему штрафом в размере 1000-3000 р.
  3. За необоснованный отказ от заключения коллективного договора по ст. 5.30 КоАП также предусмотрен штраф 3000-5000 р.
  4. За нарушение работодателем обязательств по коллективному договору по ст. 5.31 КоАП налагается штраф 3000-5000 р.
  5. За уклонение от участия в примирительных процедурах по ст. 5.32 КоАП санкции составляют 1000-3000 р.
  6. За невыполнение работодателем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирения по ст. 5.33 КоА, штрафные санкции предусмотрены в размере 2000-40000 р.
  7. За увольнение работников из-за возникших коллективных споров и объявления забастовки по ст. 5.34 КоАП штраф составляет 4000-5000 р.

Должностные лица параллельно к административной ответственности несут дисциплинарную.

Материальная ответственность

На основании ст. 232 Трудового кодекса любая из сторон по трудовому договору, которая причинила ущерб другой стороне, обязана компенсировать его по регламенту Трудового кодекса или иных федеральных законов, а также по локальным нормативно-правовым актам.

Материальная ответственность руководителя может наступать перед организацией либо перед сотрудником.Согласно ч. 1 ст. 277 Трудового кодекса, ответственность руководителя перед организацией заключается в необходимости возместить прямой действительный ущерб, который возник в результате принятых решений, в полном размере. Также руководитель компании возмещает юрлицу причиненные по его вине убытки по ч. 2 ст. 277 ТК.

Материальная ответственность работодателя перед работником может возникнуть в следующих ситуациях:

  • за лишение возможности работника исполнять трудовые функции по ст. 234 ТК (например, при несвоевременной выдаче трудовой книжки или незаконном увольнении, неисполнении предписания от трудовой инспекции о восстановлении работника на его прежней должности, при незаконном отстранении от работы, переводе на низкооплачиваемую должность, некорректном внесении сведений в трудовую книжку об увольнении);
  • за ущерб, который причинен имуществу работника по ст. 235 ТК;
  • за задержку при выплате зарплаты и иных положенных выплат по ст. 236 ТК;
  • за нанесенный работнику моральный вред по ст. 237 ТК.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность устанавливается в виде определенной денежной компенсации, которая выплачивается работодателем за причиненный моральный или имущественный ущерб, а также за распространение порочащих честь и достоинство гражданина сведений (по ст. 150-152 ГК).

Согласно Гражданскому кодексу, руководитель организации в случаях, которые предусмотрены федеральными законами, обязан возместить организации убытки.

Размер убытков определяется на основании положений гражданского законодательства:

  • убытки возмещаются в полном объеме, если иное не установлено действующим законодательством;
  • под убытками понимаются как действительные фактические расходы лица, чьи права были нарушены, а также упущенная выгода (неполученные доходы) и реальный ущерб.

Организация и предприниматель обязаны компенсировать вред, который был причинен ее сотрудниками при исполнении трудовых или должностных обязанностей по п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса. Но в дальнейшем работодатель может истребовать от этого сотрудника компенсировать расходы в порядке регресса по п. 1 ст. 1081 ГК.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства наступает за наиболее серьезные проступки, имеющие большую общественную опасность.

К уголовному наказанию работодателя можно привлечь за следующие нарушения:

  1. За дискриминацию. В Трудовом кодексе не допускается дискриминация в трудовой сфере по ст. 3 ТК. Нарушение данного принципа при выполнении трудовых обязанностей карается по положениям ст. 136 УК РФ. Отдельной формой дискриминации выступает отказ работодателя в трудоустройстве сотрудницы или увольнение женщины, мотивом которых стало только наличие у нее детей до 3 лет или беременность по ст. 145 УК РФ.
  2. За невыплату работнику зарплаты или иных положенных по закону сумм работодателю грозит уголовная ответственность по ст. 145.1. Ответственность наступает при полной или частичной невыплате зарплаты в течение 3 и более месяцев, которая обусловлена личным или корыстным интересом работодателя.
  3. За несоблюдение положений о безопасности труда ответственность наступает по ст. 143 УК. Она может быть возложена на должностное лицо, которые по наложенным на него обязанностям должно обеспечивать соблюдение действующих нормативов труда и правил по охране труда. Преступление по указанной статье может быть совершено исключительно по неосторожности и должно повлечь тяжкие последствия или смерть человека (нескольких лиц). Если такие последствия отсутствуют, то ответственность наступает по нормам административного кодекса.
  4. За нарушение правил безопасности при работе на опасных объектах или работах по ст. 215-219 Уголовного кодекса.
  5. За незаконный сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия ответственность наступает по ст. 137 УК.Отказ должностного лица предоставить работнику информацию, которая касается его личных прав и свобод, либо предоставление заведомо ложной информации является основанием для привлечения должностного лица к ответственности по ст. 140 УК.

Спектр возможных мер наказания по нормам Уголовного кодекса достаточно обширен начиная от штрафа и заканчивая реальным лишением свободы.

Уголовное преследование всегда наступает в отношении определенных физических лиц, а не компании в целом. Юридические лица не подлежат уголовным наказаниям. Ответственность по статьям Уголовного кодекса несут руководители и выгодоприобретатели.

Таким образом, за несоблюдение положений трудового законодательства для лица может быть предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная, административная, уголовная ответственность. В определенных случаях допускается привлечение работодателя к нескольким видам ответственности одновременно: например, к дисциплинарной и административной.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Уголовная ответственность должностных лиц и органов публичной власти закреплена в Уголовном кодексе РФ в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» .

Общественная опасность так называемых должностных или служебных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, заключается в том, что посягательства на процесс нормального, регламентированного законодательством функционирования государственных, муниципальных органов и учреждений дестабилизируют работу публичного аппарата власти и управления, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций .

Опасность должностных преступлений заключается в том, что они существенно снижают эффективность деятельности аппарата публичной власти, грубо нарушают права и законные интересы граждан, подрывают авторитет государственной власти в целом .

В обществе развивается негативное отношение к государственным структурам и их должностным лицам, что порождает нежелание сотрудничать с ними, пренебрежительное отношение к закону . В свою очередь, указанные факторы оказывают негативное воздействие на развитие гражданского общества, являясь существенным препятствием к становлению нашей страны на путь правового государства.

Особенностью должностных преступлений является то, что их совершение становится возможным лишь благодаря занимаемой должности или путем использования лицом предоставленных ему служебных полномочий .

Интересно, что первые попытки борьбы с данным видом преступлений предпринимались на Руси задолго до появления «классической» бюрократии. Преступления такого рода были известны еще русскому Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Уголовному уложению 1903 года. Первый уголовно-правовой запрет был установлен в Псковской судной грамоте (1397 — 1462 гг.), где прямо говорилось о «запрещении принимать князем и посадником тайные посулы» .

В период после революции России 1917 г. появилось значительное количество законодательных актов, декларирующих вопросы злоупотребления должностными полномочиями. Это и Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях порядке ведения его заседаний» , и Декрет СНК от 24 ноября 1917 г. «О суде» , Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» и т.д. Все эти источники послужили основой к развитию концептуально важных вопросов о недопустимости отождествления публичной власти (государственной и муниципальной службы) и службы в коммерческих организациях и общественных объединениях, а также о различной социальной сущности правонарушений, совершаемых государственными служащими и служащими иных организаций .

Все это, безусловно, было воспринято Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 г. Следствием чего стало появление в нем двух самостоятельных глав, посвященных преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления .

Глава 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» содержит 16 статей (ст. ст. 285 — 293 УК РФ).

Вместе с тем необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ содержит и другие преступления, субъектами которых могут выступать должностные лица. Однако эти преступления посягают прежде всего на иные охраняемые уголовным законом общественные отношения: конституционные права и свободы граждан, интересы в сфере экономики либо интересы правосудия.

Все должностные (служебные) преступления объединены в Уголовном кодексе РФ видовым объектом (осуществляемая в соответствии с законом деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и т.д.).

Одним из ключевых вопросов, значимых для большинства норм о должностных преступлениях, является вопрос о понятии должностного лица. Это связано прежде всего со спецификой института ответственности органов и должностных лиц, так как он является комплексным и включает в себя охранительные нормы различной отраслевой принадлежности .

В рамках рассматриваемого нами вопроса, согласно п. 1 ст. 285 УК РФ, под должностными лицами следует признавать лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации .

Отметим, что содержание функции власти, а следовательно, и характер действий представителя власти определяются кругом задач, стоящих перед тем государственным органом, который он представляет .

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в рамках УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

В качестве главы органа местного самоуправления может выступать только глава муниципального образования, под которым следует понимать высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ред. от 25 декабря 2012 г.).

Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти в рамках Уголовного кодекса РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости .

Помимо представителей власти, к должностным лицам закон относит и лиц, выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в указанных в законе органах, учреждениях, корпорациях и т.д. .

Наряду с понятием должностного лица законодатель употребляет и дефиницию «иностранное должностное лицо».

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени .

Необходимо отметить, что на практике вызывает затруднение вопрос о признании возможными субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного лица . В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они могут признаваться должностными, если выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. .

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий .

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию .

Отметим, что не являются должностными лицами работники, исполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности (например, секретари, работники юридического отдела, архива, канцелярии и т.д.). Однако некоторые категории работников могут признаваться должностными лицами, если наряду с профессиональными или техническими обязанностями на них в установленном порядке возложено выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Уголовная ответственность в соответствии с законодательством нашей страны носит личный характер, поэтому органы местного самоуправления к ней привлекаться не могут. Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Анализ уголовного законодательства позволяет выделить в качестве основного объекта конкретные общественные отношения публично-правового управленческого характера, на которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы (гл. 30 УК РФ) .

Следовательно, непосредственным объектом данной группы преступлений являются те общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование и авторитет отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления.

Для некоторых преступлений обязательным признаком, характеризующим объект как элемент состава, является определенный предмет посягательства (отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287) — документы, материалы как носители информации; получение взятки (ст. 290) и дача взятки (ст. 291) — деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера).

Специфической особенностью преступлений гл. 30, в отличие от преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29) или, например, против порядка управления (гл. 32), является то, что посягательства на указанные выше общественные отношения осуществляются субъектами не извне, а как бы изнутри самой системы государственных и муниципальных органов самими работниками этих органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными соответствующими полномочиями и использующими данные полномочия при совершении служебных преступлений .

Объективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, как правило, выражена в действиях. И только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями, такие как отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации» (ст. 287 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ), могут быть совершены путем бездействия.

Анализ Уголовного кодекса РФ позволяет определить, что преступления, предусмотренные гл. 30, могут иметь как материальный, так и формальный состав.

В качестве обязательного признака объективной стороны преступлений с материальным составом уголовный закон называет общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Это оценочный признак. Любое правонарушение в сфере функционирования государственной власти, в том числе должностной проступок, всегда в той или иной мере нарушает указанные права и интересы. Однако нарушаются ли они существенным образом — вопрос факта, устанавливаемый правоприменителем по каждому конкретному уголовному делу о должностном преступлении .

Способ совершения должностного преступления в качестве обязательного признака объективной стороны деяний предусмотрен в ст. ст. 287 и 292 УК РФ.

Субъективная сторона большинства преступлений рассматриваемой главы характеризуется виной в виде прямого умысла (ст. ст. 287, 289 — 292) либо как прямого, так и косвенного умысла (ст. ст. 285, 286, 288), и лишь только один состав — ст. 293 «Халатность» характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В ряде составов преступлений (ст. ст. 285, 292) законодатель указал в качестве обязательного признака субъективной стороны мотив преступления, состоящий в корыстной или иной личной заинтересованности виновного. Отметим, что данный мотив характеризует и состав получения взятки, однако непосредственно в законе об этом не говорится.

При отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности действия виновного в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге в зависимости от конкретных обстоятельств относятся к дисциплинарным проступкам.

Злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица и халатность, если при совершении этих действий не наступили последствия, указанные в законе, также следует рассматривать как дисциплинарный проступок.

В большинстве норм гл. 30 УК РФ субъект специальный. Им может быть только должностное лицо. Вместе с тем в примечании 4 к ст. 285 УК РФ говорится о том, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями гл. 30, субъектами рассматриваемых преступлений могут быть и государственные служащие, и служащие органов местного самоуправления, которые не относятся к числу должностных лиц.

Норма ст. 291 УК РФ «Дача взятки» в качестве субъекта преступления указывает любое лицо, достигшее 16 лет (общий субъект).

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *