Признаки налогового преступления

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым
преступлениям»

Налоговые преступления – это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ, ст. 199.2 УК РФ. Все четыре статьи предусматривают ответственность за нарушение налогового законодательства. В данной статье рассмотрены понятие и характеристика каждого из видов налоговых преступлений, и как складывается судебная практика привлечения к уголовной ответственности за их совершение.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена ст. 57 Конституции РФ, которая гласит «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

С точки зрения Уголовного кодекса РФ налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение таких видов налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом (ст. 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом (ст. 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
  • сокрытие имущества от взыскания в счет пополнения бюджета (ст. 199.2 УК РФ).

Теперь обо всем по порядку. Итак, ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Порядок уплаты физическими лицами налогов и сборов регулируется главой 23 Налогового кодекса РФ. Что грозит физическому лицу за уклонение от уплаты налогов? Согласно ч. 1 ст. 198 УК РФ уголовная ответственность физического лица наступает в случае его уклонения от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере. Под включением в декларацию заведомо ложных сведений, в свою очередь, понимается умышленное указание в налоговой декларации сведений, не соответствующих действительности.

Далее, ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов юридических лиц. У организаций объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Иными словами, объект налогообложения – это то, что имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, при наличии которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Уголовное законодательство РФ предусматривает ответственность за сокрытие указанных объектов налогообложения юридическими лицами. Признаками сокрытия, в частности, могут являться заведомо искаженные сведения, включенные в бухгалтерские документы и налоговую отчетность. Также сокрытие может выражаться и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

Неисполнение обязанностей налогового агента. Ответственность за данный вид налогового преступления предусмотрен ст. 199.1 УК РФ. Здесь речь идет о ненадлежащем исполнении налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Ст. 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов. При этом состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ присутствует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствования дальнейшему принудительному взысканию налоговой недоимки.

Особую сложность рассматриваемых видов преступлений, вызывает установление момента окончания налогового преступления. Отсюда исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности. С какого момента налоговое преступление считается оконченным? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ответить и на такие вопросы:

  • какой срок представления налоговой декларации установлен в отношении данного налога для категории налогоплательщиков, к которой относится подсудимый;
  • какой срок уплаты установлен в отношении данного налога для категории налогоплательщиков, к которой относится подсудимый;
  • когда обязанность по уплате налогов и (или) сборов считается исполненной и была ли она исполнена к моменту обнаружения признаков налогового преступления;
  • превышает ли сумма налога (сбора), не уплаченного за период три финансовых года подряд, установленный размер.

Ответив на эти вопросы можно исчислить срок совершения налогового преступления и, следовательно, установить срок давности по привлечению к уголовной ответственности за его совершение.

Напомню, что налоговые преступления посягают на налоговую систему государства, поэтому законодатель относит их к преступлениям в сфере экономической деятельности, а равно предусматривает наказание за такие налоговые преступления.

Поляков Виталий Александрович — адвокат по налоговым преступлениям в Москве и Московской области. Более 20 лет практики в правоохранительных органах и адвокатуре. Если у вас возникли проблемы, связанные с неуплатой налогов — звоните!
Телефон: +7 (499) 391-34-74

Налоговые преступления и налоговые правонарушения: в чем отличия?

Многих интересует вопрос, в чем же отличия между понятиями «налоговые преступления» и «налоговые правонарушения»? Оба эти понятия имеют, пожалуй, одну отличительную разницу, которая заключается в виде характера и степени ответственности виновного в совершении налогового преступления/правонарушения. Приведу краткую характеристику налоговых преступлений и правонарушений. Так, по Уголовному кодексу РФ, как было отмечено ранее, налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. В то время, как согласно налоговому законодательству РФ под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность в виде налоговой санкции (штрафа), об этом говорится в ст. 114 НК РФ. Существенное отличие налогового преступления от налогового правонарушения – общественная опасность деяния, а равно отличие и в форме реализации ответственности. И даже несмотря на то, что признаки рассматриваемых деяний тождественны (состав налогового преступления, ответственность и т.д.), налоговое правонарушение, в отличие от налогового преступления, не представляет серьезной общественной опасности. Также важной отличительной особенностью этих двух видов указанных деяний является то, на кого может возлагаться ответственность за их совершение. Так, за совершение налогового преступления, ответственность может нести только физическое лицо. При совершении налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и юридические лица (см. ст. 107 НК РФ).

Судебная практика по налоговым преступлениям

Поскольку данная статья акцентирована на вопрос об уголовной ответственности за совершение налогового преступления – судебная практика по делам о налоговых преступлениях весьма разнообразна. Рассмотрим подробнее, как суды рассматривают подобные дела. Итак, Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида налоговых преступлений в виде уклонения от уплаты налогов, схожих по своему составу, они приведены в ст.198 и ст. 199 УК РФ. Составы указанных налоговых преступлений имеют основное отличие, которое кроется в субъекте преступления. Так, на примере судебной практики по ст. 198 УК РФ к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое на момент совершения налогового преступления являлось руководителем юридического лица и осуществляло от имени этого юридического лица на свои личные расчетные счета денежные средства. Субъектом уклонения от уплаты налогов в данном случае выступает такое должностное лицо, поскольку полученный доход поступает в его личное распоряжение (см. Апелляционное Постановление Астраханского областного суда от 21 июня 2018 года по делу № 22-1225/2018).

Уклонение от уплаты налогов на практике выражается различными действиями:

  • указание в налоговой декларации налогового вычета по НДС, основанного на подложных счетах-фактурах (см. Приговор Жуковского районного суда Московской области от 22 мая 2018 года по делу № 1-1-50/2018, Приговор Останкинского районного суда города Москвы от 15 мая 2018 года по делу № 01-0186/2018);
  • не отражение в налоговой декларации налогов к уплате (см. Приговор Красногорского городского суда Московской области от 08 июня 2018 года по делу № 1-302/2018);
  • указание недостоверных сведений об объекте налогообложения в налоговой декларации (см. Приговор Раменского городского суда Московской области от 17 мая 2018 года по делу № 1-247/2018);
  • не представление налоговой декларации (см. Приговор Трусовского районного суда Астрахани от 03 мая 2018 года по делу № 1-120/2018).

В целом по рассматриваемым статьям 198 УК РФ и 199 УК РФ, действия по уклонению от уплаты налогов могут квалифицироваться в совокупности нескольких преступлений. Например, должностное лицо, которое осуществляет фактическое руководство несколькими юридическими лицами и при этом в каждой из них имеет место уклонение. При неисполнении обязанностей налогового агента одновременно с уклонением от уплаты налогов с физического или юридического лица, квалификация может осуществляться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1, 198 или 199 УК РФ. Пример из судебной практики – Приговор Климовского городского суда Московской области от 21 мая 2018 года по делу № 1-42/2018).

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Действующее законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение налогового преступления только вменяемого физического лица в возрасте старше 16 лет. Если речь идет о привлечении к уголовной ответственности за совершение налогового преступления юридическим лицом, то ответственность может быть возложена на главного бухгалтера компании или ее собственника (учредителя/участника). Важно! Уголовная ответственность за налоговые преступления грозит лишь за действия, совершаемые за последние три года.

В соответствии со ст. 198 УК РФ размер наказания физического лица за совершение налогового преступления зависит от суммы налоговой задолженности перед бюджетом, в частности:

  • в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 2, 7 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
  • в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере 4,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% от суммы подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающих 30 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Что касается юридических лиц, то согласно ст. 199 УК РФ за умышленную неуплату налогов им грозит следующая уголовная ответственность:

  • в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 15 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., либо размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
  • в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 15 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 45 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

В завершение рассматриваемого вопроса, хочется еще раз отметить, что к наказаниям за налоговые преступления в виде уголовной ответственности приводят нарушения, прямо предусмотренные ст.198-199.4 УК РФ. Основным критерием при квалификации рассматриваемых видов налоговых преступлений, является умысел подозреваемого лица. На практике уголовные дела о налоговых преступлениях, как правило, состоят из большого количества томов. При расследовании налоговых преступлений у юридических лиц изымается вся первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность, которая приобщается к материалам уголовного дела в качестве прямых и косвенных доказательств. При этом мало кто знает, что неуплата налогов перерастает в разряд налогового преступления, за которое грозит реальная уголовная ответственность, наступает в следующих случаях:

  • после проведения налоговой проверки, по результатам которой налоговым органом будет вынесено решение о начислении налогов, сборов, пени;
  • сумма начислений по результатам проверки должна составлять 6 млн. руб., либо 2 млн. руб. при условии, что доля неуплаченного налога или сбора превышает 10% от суммы налогов или сборов, которые не были уплачены налогоплательщиком;
  • обязательное вступление в законную силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки;
  • если следственными органами и судом доказан умысел уклонения от уплаты налогов.

Налоговые преступления в России с каждым годом набирают все большие обороты, в связи с чем, так же стремительно ужесточается уголовная ответственность за их совершение. Из-за отсутствия требуемых знаний налогового законодательства и особенностей рассмотрения дел о налоговых преступлениях, подозреваемые лица (налогоплательщики) зачастую сами того не понимая, на допросах дают показания против самих себя. Более того, подозреваемые лица необдуманно предоставляют следственным органам первичную и иную бухгалтерскую документацию, благодаря чему следственные органы доказывают умысел в неуплате налогов. Адвокат по налоговым преступлениям убережет Вас от совершения непоправимых ошибок, ведь одно неаккуратное слово или действие может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную ст.198 УК РФ, ст. 199 УК РФ.

Составы налоговых преступлений

Преступления, посягающие на налоговую систему государства.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — это предусмотренное ст. 198 УК противоправное умышленное общественно опасное деяние, состоящее в

непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным,

или во включении в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном (особо крупном) размере и подрывающее бюджетную систему государства.

Составы:

А)уклонение от уплаты налогов с ФЛ

Б)уклонение от уплаты налогов с ЮЛ

В) Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

Г) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, —

Общественная опасность преступления заключается в умалении конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, подрывает экономическую безопасность государства.

Статья 198 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой и средней тяжести.

В присоединенном к статье примечании определяются крупный и особо крупный размеры уклонения от уплаты налога (сбора).

Основные объекты преступного посягательства — установленная законом экономическая деятельность; бюджетная система государства.

Предмет посягательства — денежные средства, не направленные в бюджет государства в виде налогов или сборов.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, заключающихся в уклонении физического лица от уплаты налога (сбора) в крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2) размере, которое может быть выражено следующими способами:

а) непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным либо

б) включением в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Крупный размер имеет место в том случае, если сумма неуплаченного налога или сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд составила более 100 000 руб., и при этом доля неуплаченных налогов (сборов) превысила 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превысила 300 000 руб.

Крупный размер является конструктивным признаком основного состава преступления.

Единственный квалифицирующий признак закреплен в ч. 2 ст. 198 УК: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в особо крупном размере.

Особо крупный размер имеет место, если сумма неуплаченного налога или сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд составила более 500 000 руб., и при этом доля неуплаченных налогов (сборов) превысила 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превысила 1 500 000 руб.

По законодательной конструкции составы преступления являются формальными. Преступление окончено (составом) в момент фактической неуплаты за соответствующий налогооблагаемый период в срок установленного законодательством налога или сбора в крупном или особо крупном размере.

Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, на которое согласно законодательству о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов и сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ является обязательным.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК) отличают от уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК) главным образом по стоимостному критерию преступности содеянного, по субъекту посягательств.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Место совершения налогового преступления -ф- 14.2. Время совершения налоговых преступлений -Ф- 14.3. Доходы и расходы  

Место совершения налогового преступления  
В то же время следователь при определении места совершения налогового преступления принимает во внимание обстоятельства, относящиеся именно к этому виду преступлений. В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов от 4 июля 1997 г. № 8 (далее — постановление Пленума ВС РФ № 8) к организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.  
Местом совершения налогового преступления — уклонения от уплаты налогов с организаций — является фактический адрес (место заре-  
Рассмотрим криминалистические свойства и характеристики места и времени совершения налогового преступления, бухгалтерских документов, используемых виновными с целью уклонения от уплаты налогов, а также искажаемых в них для достижения указанной цели данных о доходах или расходах. Установление этих элементов криминалистической характеристики уклонений от уплаты налогов с организаций позволит следователю выявить круг лиц, виновных в совершении преступления, определить способ их действия и наличие умысла на совершение преступления.  
Если речь идет о расследовании фактов совершения налоговых преступлений физическими лицами, являющимися предпринимателями без образования юридического лица, то следователю надлежит установить рабочее место предпринимателя (арендуемое помещение, арендуемый участок территории, торговую точку и т.п.). Как правило, именно на рабочем месте такого предпринимателя обнаруживаются и изымаются различные документы, рабочие записи, списки и т.п., составляющие часть доказательственной базы при расследовании.  
К сожалению, имеют место случаи, когда к совершению налогового преступления оказываются причастны должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Имеется множество примеров, когда директор, главный бухгалтер коммерческой организации и сотрудник налоговой инспекции заранее сговариваются об уклонении от уплаты налогов. При этом последний из корыстной или иной заинтересованности соглашается принять неверно составленную налоговую отчетность. Здесь мы тоже имеем пример совершения преступления  
Налоговые преступления не всегда имеют четко очерченные границы места совершения преступления, а подчас (особенно если речь идет о физических лицах — субъектах налоговых преступлений) место преступления не поддается установлению (например, если физическое лицо уклоняется от уплаты налогов путем непредставления декларации о доходах, если ее представление является обязательным).  
Наряду с понятием места преступления в криминалистике существует термин место происшествия . Указанные понятия недопустимо отождествлять, несмотря на то обстоятельство, что зачастую место преступления и место происшествия могут совпадать. Место происшествия не характеризуется непосредственным совершением преступления. При получении сведений о выявлении признаков преступления следователь в необходимых случаях производит осмотр места происшествия. Решение о том, является ли место происшествия местом преступления, принимается позднее при оценке информации, полученной в результате производства следственных действий. Местом происшествия относительно налоговых преступлений могут выступать места, где велась подготовка преступления или обнаружены следы (в том числе и документы бухгалтерских и иных учетов), имеющие отношение к данному преступлению.  
На практике указания только на фактический (или на юридический) адрес налогоплательщика при характеристике места совершения преступления бывает недостаточно, учитывая, что каждый из элементов криминалистической характеристики преступления (место, время, способ, личность, мотив, причины и т.д.) взаимосвязан с другими элементами и способствует их выявлению. Очевидно, что потребуется знание полного наименования организации, ее учредителей, организационно-правовой формы предприятия или организации, даты и места государственной регистрации, даты и места постановки на налоговый учет. Необходимо знать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который присваивается налоговым органом при регистрации налогоплательщика или при первичной подаче им налоговой декларации. В настоящее время ИНН присваивается всем физическим и юридическим лицам.  
С криминалистических позиций уклонения от уплаты налогов наряду с уголовно-правовыми включают и такие элементы, выявление которых в процессе расследования способствует раскрытию преступления, обеспечивает всесторонность, объективность и полноту расследования. Система этих элементов и образует криминалистическую характеристику преступления (в данном случае — уклонения от уплаты налогов), т.е. совокупность данных о преступлении, способствующих его раскрытию1 место, время и способ совершения налогового преступления, личность преступника, причины и мотивы преступления, средства и условия совершения преступления.  
То, что НК РФ вывел органы налоговой полиции из числа налоговых органов (п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 36 НК РФ) означает, что все полномочия налоговых органов, указанные в ст. 31 НК РФ, выведены из компетенции органов налоговой полиции и с 1 января 1999 г. положения пунктов 2 (пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов), 3 (осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок), 4 (приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях), 5 (беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли) и обследовать их), 6 (требовать устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение) ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993г. О федеральных органах налоговой полиции не должны применяться в силу ст. 7 Вводного закона. Следует, однако, отметить, что полномочия, указанные в п. 5 и 6 Закона РФ от 24 июня 1993 г., частично могут реализовываться органами налоговой полиции в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст. 1 и п. 1 ст. 15 Закона РФ Об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ — в ред. ФЗ от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ), но при соблюдении соответствующей процедуры, установленной данным законом. Основы взаимодействия налоговых органов и органов налоговой полиции заложены в п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 36 НК РФ (с изменениями, внесенными п. п. 26 и 30 Федерального закона от 09.07.1999 г.) и заключаются они в том, что налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (ст. ст. 198 и 199 УК РФ (в ред. ФЗ от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ) обязаны в десятидневный срок (в первоначальном тексте Кодекса срок равнялся трем дням) со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Органы налоговой полиции, в свою очередь, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, в тот же десятидневный срок (ранее срок также составлял три дня) со дня выявления таких обстоятельств обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Увеличение срока является положительным моментом, т. к. дела о налоговых правонарушениях и налоге-  

Смирнова Н.Н., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса.

Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Основная функция налогообложения — формирование бюджета государства и регулирование экономики. Эта задача оставалась постоянной на протяжении веков, в то время как сами налоги изменялись; создавалась и совершенствовалась налоговая система. Элементы принуждения, используемые государством и составляющие часть налоговой системы, также прошли историческим путем развития от жестких мер уголовного принуждения к более либеральным мерам административного воздействия, от карательных мер к мерам восстановительным.

Анализ российского опыта позволяет получить представление о практике борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Налоговую преступность как общественно опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. После октября 1917 г. в стране произошли коренные перемены во всех сферах жизни, в том числе и законодательстве. Однако проблема собираемости налогов была актуальна и в тот период. Налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления. Если обратиться к статистике тех лет, то видно, что доля налоговых преступников была весьма велика. Так, в 1922 г. по РСФСР из общего числа осужденных (107704 человека) за преступления против порядка управления 20572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов, т.е. примерно 1/5 часть <1>. В период с начала 1930-х до конца 1980-х гг. налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

<1> Пищулин В.Г. Развитие уголовного законодательства России о налоговых преступлениях // Южноуральский юридический вестник. 2000. N 5 — 6. С. 7.

Социально-экономические преобразования в России в начале 1990-х потребовали кардинального изменения налоговой системы. В конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому, по некоторым оценкам, характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Признаками налогового преступления являются:

  • вина субъекта преступления, то есть лица, совершившего деяние (более подробно о субъекте налогового преступления ниже);
  • общественная опасность деяния;
  • нарушение норм законодательства о налогах и сборах;
  • наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.

Рассмотрим вопрос, касающийся субъекта налогового преступления и его виновности в совершении общественно опасного деяния. Субъект налогового преступления — вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния.

Рассмотрим последний из перечисленных выше признаков налогового преступления — запрет уголовного законодательства и наличие уголовной ответственности. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за совершение налогового преступления только в том случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере.

Рассмотрим еще несколько ключевых аспектов, имеющих отношение к налоговым преступлениям. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. N 8 сказано, что налоговое преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК РФ для уплаты конкретного налога.

К ответственности за совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления (все его признаки). В качестве доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы налогового учета, налоговые декларации. В отношении данных, подтверждающих наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, Верховный Суд РФ указал, что такие данные наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое преступление — это очень серьезная проблема как для лица, обвиняемого в его совершении, так и для лиц, доказывающих его виновность. Поэтому многое решается в ходе судебного процесса. Грамотная и квалифицированная юридическая помощь и поддержка по делу о налоговом преступлении играют ключевую роль в его исходе.

Что касается виновности в совершении преступления, то здесь следует иметь в виду следующее: виновность подразумевает умысел в совершении деяния. Конституционный Суд РФ (Постановление от 27 мая 2003 г. N 9-П) указал, что применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Объективное вменение (применительно к сфере налогообложения — уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.

Статья 25 УК РФ разделяет умысел в совершении преступления на прямой и косвенный. Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Обращаем внимание на то, что при доказывании обвинителем наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, то есть наличие умысла — прямого или косвенного.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *