Проверяющие органы в торговле

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя.

Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.

Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;

производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.

Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.

Контрольные вопросы и задания

Изложите содержание закона РФ «О защите прав потребителей».

Кому и какие требования может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?

Каковы обязанности продавца по обеспечению покупателей необходимой информацией о свойствах и качестве товаров?

Каковы последствия продажи товаров ненадлежащего качества?

Администрация рынка обязана предоставлять продавцам на платной основе различные виды услуг:

— обеспечивать необходимым торгово-технологическим (включая холодильное) оборудованием, инвентарём, весоизмерительными приборами. Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь чёткие клейма и представляться на поверку в установленные сроки.

Администрация рынка обязана организовывать специальные торговые ряды (столы, лотки) для реализации сельскохозяйственной продукции;

— обеспечить условия для проведения экспертизы продукции животного и растительного происхождения по показателям ветеринарно-санитарнои безопасности и качества за счёт средств владельцев этой продукции;

— отвечать за непринятие необходимых мер по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации охраны территории и сооружений рынка;

— при оказании услуг рынка применять контрольно-кассовые машины и выдавать кассовые чеки потребителю.

Собственник рынка имеет право определять размер арендной платы за торговый объект и размер платы за дополнительные услуги, предоставляемые в соответствии с договором.

На территории рынка в специально отведённых местах должны размещаться:

— контрольные весы и гири для проведения покупателями контрольных взвешиваний приобретённых товаров

— пункт проката и ремонта весов и гирь;

— лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, аккредитованная (аттестованная) в установленном порядке ( на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках);

— складское помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров;

— предприятия общественного питания и обслуживания;

— средства пожаротушения и средства оповещения населения при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций;

— туалеты;

— водопровод;

— мусоросборники.

В зоне торговли должны быть установлены урны, на торговых объектах -индивидуальные средства пожаротушения.

На прилегающей к рынку территории в специально выделенном месте должна быть организована стоянка для автотранспортных мест.

Продажа с автомашин плодоовощной продукции, картофеля, бахчевых культур, а также сельхозпродукции собственного производства допускается только на специально выделенных на территории рынка площадках.

На реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товарах должны быть ценники, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

Расчёты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

ЛЕКЦИЯ 39 Контроль за выполнением правил торговли. Предписания и штрафы за нарушение правил торговли.

План

1 Контроль за выполнением правил торговли: виды, органы управления, компетентные в проведении контрольных мероприятий

2 Функции Роспотребнадзора, предписания и штрафы за нарушение правил торговли

3 Документальное оформление результатов контроля

Контроль за выполнением правил торговли: виды, органы управления, компетентные в проведении контрольных мероприятий

Контроль за соблюдением предприятиями розничной торговли
требований санитарных правил и нормативов, установленных
Государственной санитарно- эпидемиологической службой РФ,
осуществляется Министерством здравоохранения РФ через центры
государственного санитарно- эпидемиологического надзора (Госсанэпидемнадзор).

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, требования которых обязаны выполнять юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должностные лица и граждане. Эти правила, а также изменения и дополнения к ним должны иметься в наличии на каждом предприятии, в организации и унификации независимо от их организационно — правовой формы. При выявлении санитарных правонарушений органы санэпидемнадзора (санитарные врачи) применяют меры административного воздействия, передают материалы для привлечения лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности, а также предъявляют иски в суды по этим вопросам.

Согласно статье 146 (ч.2) Кодекса РФ об административных правонарушениях торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.

Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением главным государственным санитарным врачом субъекта РФ, районов, городов и их заместителями как на торговое предприятие (юридическое лицо), так и на должностных лиц и работников предприятия.

Факт совершения правонарушения фиксируется в протоколе. Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, Главным гос. Санитарный врач или его заместитель выносит одно и след постановлений:

1 Постановление о наложении взыскания.

2 Постановление о прекращении дела производством. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производителя Главного государственного санитарного врача или его замеслители, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления о наложении штрафа направляется правонарушителю, которые по истечении установленных сроков обязан уплатить штраф.

Контроль за соблюдением предприятием торговли требований пожарной безопасности осуществляют сотрудники территориальных управлений Гос. противопожарной службы (Гопожнажзор). Непосредственно проверку торговых предприятий па предмет соблюдения. Правил пожарном безопасности в РФ ГНИ) 01-93 (п.8 «Объекты торговли») осуществляют пожарные инспекторы территориальных управлений Гос. противопожарной службы.

Ведомственныи контроль за работой кооперативных магазинов осуществляет аппарат вышестоящих организаций; общественный контроль — контрольно-ревизионные комиссии, комиссии кооперативного контроля, комиссии профсоюзных организаций, а также комиссии местных Советов народных депутатов в соответствии с действующими о них положениями. Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г №2300-1 «О защите нрав потребителей» ( в редакции Федеральных законов РФ от 9 января 1996 г. №2-ФЗ и от 17 декабря 1999г. «212 -ФЗ) граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Указанные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ РФ «Об общественных объединениях» и их уставами.

За работой розничных торговых предприятий осуществляется контроль:

-государственный;

-ведомственный;

-общественный;

Государственный контроль осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации качества продукции, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами гос. управления в пределах своей компетенции.

До 2005 года основной гос. службой контроля за соблюдением торговыми предприятиями правил торговли, порядка применения цен, качества товаров и т.д. являлась гос инспекция по торговле, качеству и защите прав потребителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Госторгинспекция).

ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА – ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ!

1. Виды проверок

2. Кого Роспотребнадзор может проверить?

3. Что проверяет Роспотребнадзор?

4. Как проходит проверка Роспотребнадзора

5. Самые распространенные штрафные санкции Роспотребнадзора:

6. Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

Многим предпринимателям, работающим в различных областях бизнеса, при осуществлении своей деятельности приходиться иметь отношения с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, а по-простому Роспотребнадзором! Это ведомство является контролирующей государственной организацией и выносит предписания и накладывает штрафы. Любой бизнес обязан выстраивать правильную стратегию отношений с Роспотребнадзором, чтобы избежать санкций с его стороны. Знать, как проводит проверки Роспотребнадзор – обязан каждый предприниматель! Ниже приведена основная информация о проверках, осуществляемых Роспотребнадзором в рамках его полномочий!

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:

Плановые, которые проводятся один раз в 3 года для отдельной организации или частного предпринимателя на основании графика, разработанного на календарный год вперед. В этом документе расписан предмет проверки, сроки проведения и наименование проверяемого субъекта.

предпринимательской или иной деятельности, который будет официально предупрежден о ней не позже чем за 3 дня до прихода сотрудников Роспотребнадзора. Исключение составляют организации, осуществляющие свою деятельность в системе массовых мероприятий, образования и здравоохранения;

Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В секторах предпринимательства, связанных с продуктами питания, внеплановая проверка проводиться без предупреждения. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;

Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.

КОГО РОСПОТРЕБНАДЗОР МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост! Практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?

В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями. Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:

Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;

Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;

Аттестация сотрудников, работающих в контакте с продуктами питания;

Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;

Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.

Часто, после поступления жалоб от граждан, Роспотребнадзор инициирует комплексную внеплановую проверку правильности оформления трудовых отношений, наличия санитарных книжек, ККМ и сертификатов на продукцию, а также соответствия используемых помещений нормам и стандартам.

КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Все проверки начинаются с аудита документов. Инспектор вправе затребовать любую документацию, входящую в компетенцию Роспотребнадзора. При проведении выездной проверки сотрудник ведомства обязан предъявить:

Личное удостоверение;

Приказ на проведение контролирующих мероприятий.

В итоге проверки оформляется акт или заключение, где отражаются все нарушения, которые необходимо устранить. Инспектор Роспотребнадзора, в случае обнаружения нарушений, может выписать предписание на устранение, наложить штраф, приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений или передать дело в судебные инстанции.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА:

ВАЖНО! Заключение инспектора Роспотребнадзора можно обжаловать в течение 3 месяцев с момента оформления предписаний или наложения штрафа в вышестоящей структуре Роспотребнадзора либо непосредственно в суде!

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. Решение от 9 декабря 2011 г. № 876 Евразийского экономического

сообщества комиссии таможенного союза о принятии технического

регламента таможенного союза «о безопасности продукции легкой

промышленности».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ, КАФЕ, БАНКЕТНЫХ ЗАЛОВ:

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» редакция №22 от 29.12.2014г.

4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

5. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения».

7. Федеральный закон от 4 мая 1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302/н » Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

9. Единые санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно – эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010г № 299.

10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

11. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

12. СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»».

13. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

14. ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880)».

15. ТР ТС 029/2012 «Технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (Утвержден решением Совета ЕЭК от 20.07.2012 №58)».

16. ТР ТС 034/2013 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (Принят Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 68)».

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?

СОВЕТ! Не паникуйте при получении оповещения о проверке или внезапном приходе сотрудника Роспотребнадзора. Если необходимо пригласите юриста. Строго следите за соблюдением инспекторами правовых норм и все будет в порядке!

Самый лучший способ избежать необоснованных решений сотрудников Роспотребнадзора при проведении проверки – ЭТОпривлечь к процессу специалистов в этой области, но такая услуга стоит недешево. Самостоятельно привести в порядок свою деятельность и документацию очень сложно, поэтому следует вести свой бизнес так, чтобы инспектор Роспотребнадзора не смог ни к чему придраться!

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан

367027, г.Махачкала, ул. Казбекова, 174,

«Роспотребнадзор» как орган, контролирующий торговые предприятия.
Любой предприниматель, открывая торговый бизнес, всегда задумывается над тем, какой контроль будет осуществлять над ним государство и в лице каких органов. Этот вопрос имеет большое значение для дальнейшей работы предприятия, поэтому ответ на него необходимо получить заблаговременно. В одной статье невозможно подробно охватить весь исчерпывающий объем информации по теме, ведь предпринимателей (в том числе и в сфере торговли) контролирует множество органов власти: налоговая служба, таможенные органы, органы внутренних дел и т. д. Каждый орган имеет собственные полномочия и компетенцию. Большое количество полномочий по контролю за торгующими предприятиями имеет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Его полномочия устанавливаются Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322), а так же некоторыми другими нормативными актами. Основные направления деятельности органов Роспотребнадзора — контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а так же в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Иными словами этот орган совместил в себе функции существовавших ранее Госторгинспекции и Санэпиднадзора.
Роспотребнадзор применительно к торгующим предприятиям реализует следующие основные полномочия:
— осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства торговыми предприятиями; — осуществляет контроль за соблюдением законов в области защиты прав потребителей; — следит за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; — осуществляет проверку деятельности торговых организаций по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
Роспотребнадзор может проверить любую торговую организацию или предпринимателя, реализующих товары населению. Зачастую поводом для проверки становится жалоба на продавца в связи с тем, например, что ему не понравилось качество товара или обслуживание.
Органы Роспотребнадзора при проведении проверок обращают внимание на: 1) Соблюдение правил торговли: — наличие вывески, информации о продавце: наименование, режим работы, адрес, организационно-правовая форма; — состояние и порядок организации торгового зала и торгового оборудования, складов, подсобных помещений; — применение контрольно-кассовой техники; — наличие сведений о лицензиях, патентах, ассортименте товара, текстов некоторых нормативных документов, наличие книги отзывов и предложений; — наличие информации о порядке и условиях обслуживания льготных категорий потребителей; — наличие сведений о порядке обмена товаров; — наличие адресов и телефонов контролирующих органов и местной администрации. — сведения о товаре, его производителе; 2) Использование весовых и измерительных приборов. Однако органы Роспотребнадзора не вправе привлекать к ответственности за неповеренные весы, поскольку это прерогатива другого органа власти (Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии). При этом торгующая организация может быть привлечена за обман (обвешивание) потребителей; 3) Применение цен по отдельным группам товаров. Государство часто регулирует ценообразование некоторых товаров, устанавливая для них предельные максимальные или минимальные цены (лекарства, алкоголь, детское питание и т. д. ). При установлении цен с нарушением установленных допустимых пределов, торгующая организация подлежит административной ответственности по ст. 14.6. КоАП РФ. Привлекают к такой ответственности органы Роспотребнадзора. 4) Качество товаров, предназначенных для населения. Роспотребнадзор проверяет соответствуют ли стандартам, техническим условиям или образцам качество, упаковка и комплектность товаров, предназначенных для продажи потребителям.
Именно органы Роспотребнадзора имеют право привлекать к административной ответственности за следующие виды правонарушений: — незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, (статья 14.2. КоАП); — продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (статья 14.4. КоАП); — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (статья 14.5. КоАП РФ); — обман потребителей (статья 14.7. КоАП РФ); — нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; (ч. 1 статьи 14.8. КоАП РФ); — включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 статьи 14.8. КоАП РФ); — непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 статьи 14.8. КоАП РФ). — нарушение правил продажи отдельных видов товаров (статья 14.15. КоАП РФ); — нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ); — нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, (ч. 4 статьи 14.16 КоАП РФ); и некоторых других.
В случае если на Ваше торговое предприятие явились работники Роспотребнадзора для проведения проверки, необходимо действовать следующим образом: 1) Нужно потребовать предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки (данная обязанность возлагается на проверяющего пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)») 2) Необходимо убедиться, что в предъявленном распоряжении (приказе) имеется подпись руководителя органа Роспотребнадзора и перечислены явившиеся должностные лица, уполномоченные на проведение проверки. 3) Помните, что проверка осуществляется только по вопросам, указанным в распоряжении (приказе), поэтому проверяющие не вправе выходить за пределы этих вопросов и требовать документы, не относящиеся к вопросам проверки. 4) Постарайтесь сделать копии предъявленных Вам документов или хотя бы перепишите из них данные. 5) Обратите внимание, что если к участию в проверке привлекаются сотрудники налоговой инспекции, милиции или других ведомств, их Ф. И. О., должности и классные чины также должны быть указаны в распоряжении. Помните, что по требованию сотрудников Роспотребнадзора Вы обязаны предоставить им документы, имеющие отношение к вопросам проверки. При этом Вы вправе дать объяснения либо отказаться от дачи объяснений, пользуясь правом, предоставленным Вам Конституцией РФ.
Результаты проверки фиксируются в: 1) Журнале учета мероприятий по контролю. Такой журнал рекомендуется иметь всем торговым предприятиям. Он способствует фиксации данных о всех проверках, которые проходила Ваша организация. 2) Акте проверки. Работники проверяющего органа составляют акт по результатам проведенной проверки. Акт вручается лицу, у которого производилась проверка. Составление акта является обязательным. 3) Протоколе. Если лицо по результатам проверки привлекается к ответственности, об этом составляется протокол. Отсутствие протокола (или неправильное его составление) является грубым процессуальным нарушением со стороны проверяющего органа и влечет отмену решений (постановлений) о привлечении к административной ответственности. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе ознакомиться с протоколом, а затем изложить в нем свои замечания и объяснения. Если вы не готовы зафиксировать в этом документе все замечания, подпишите его с оговоркой: «С протоколом не согласен».
Следует иметь в виду, что при проверке могут быть изъяты образцы товара для проведения исследования (экспертизы) для определения соответствия товара существующим стандартам и нормативам. Отбор образцов должен сопровождаться составлением протокола. Этого требует Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 26.2, 27.1 и 27.10 КоАП РФ). В протоколе должны быть указаны: наименование и количество отобранных образцов, для чего они изымаются. Отбор образцов проходит в присутствии двух понятых. Протокол подписывает проверяющий, лицо, у которого изъяты образцы, и понятые. Если лицо, у которого изъяты образцы, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты образцы, или его представителю. При возникновении сомнений в законности действий проверяющих органов рекомендуем сообщить об этом руководителю проверяющего органа, в прокуратуру, а так же воспользоваться услугами адвоката.
Адвокат Попов Алексей Михайлович.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *