Публичный сервитут

Правовая сфера призвана облегчать обыденную жизнь, в которой огромное значение придается частной собственности. Очень часто это касается земельных участков и объектов недвижимости.

Еще древние римляне ради всеобщего блага ввели в юридическую практику понятие сервитут — ограниченное право пользования с обоснованной целью чужим имуществом. Чаще всего это касается земельных участков. Например, всему поселку требуется проходить через частную территорию, чтобы добраться до воды. В этом случае закон предусматривает установление публичного сервитута.

Проще говоря, сервитут — это соглашение на определенное пользование частного земельного участка. Если стороны согласны, заключается обоюдный договор.

При наличии противоречий у сторон, дело решает судья.

Это не такая уж и легкая процедура, которая регламентируется законом. Итоговое решение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации в уполномоченных госорганах.

Еще один юридический нюанс — в договоре или в судебном решении указывается срок, на который накладывается сервитут. По временному признаку выделяют два вида обременения. На территории РФ сервитутное право регулируется ГК, ЗК, ФЗ и местными нормативными актами.

Сервитут может быть срочным или постоянным, временным или бессрочным. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Срочный и бессрочный сервитут

Срочный сервитут накладывается строго на определенный временной период, который указывается в устанавливающих юридических документах.

Обременение автоматически снимается, как только оговоренный срок заканчивается.

Чаще всего такую форму применяют для сезонных хозяйственных работ:

  • охотничий сезон;
  • рыболовный сезон;
  • сенокос;
  • период выпаса скота;
  • сбор урожая.

Также срочный сервитут используют при проведении ремонтных или строительных работ, ограниченных официальными сроками.

Бессрочный сервитут не имеет строго срока действия. Он имеет юридическую силу, пока существует его необходимость. Проще говоря, пока актуальна та или иная проблема, связанная с ограниченным использованием земли сторонним лицом, которое не является собственником.

Бессрочное обременение будет действовать постоянно, пока не изменятся реальные условия. Такая форма часто применяется при наложении публичного сервитута, например, при прокладывании дороги или электрических сетей.

Временный и постоянный сервитут

Также в юридической литературе можно встретить другое деление по временному фактору. Суть остается та же, только применяются другие термины.

Постоянный сервитут (бессрочный) не имеет ограничений во времени и действует до тех пор, пока не отпадает в нем необходимость. Также он лишается юридической силы при следующих обстоятельствах:

  • нарушение условий договора одной из сторон;
  • смена реальных условий;
  • смерть одной из сторон.

Временный сервитут (срочный) накладывается на оговоренный срок, в течение которого будут проводиться те или иные необходимые, как правило, срочные работа.

Проверка квартиры перед покупкой является очень важным этапом, который стоит провести максимально внимательно и скрупулезно.
Необходимо составить договор купли-продажи дачного участка? В нашей статье описаны особенности данной сделки, а также есть образец договора.
Хотите получить землю в аренду под ЛПХ? Полезная информация есть по .

Ключевые отличия

Само отличие между видами сервитутов кроется в их терминологии. Рассмотрим ключевые моменты, отображенные в таблице:

Признак Срочный/временный сервитут Бессрочный/постоянный сервитут
Срок Строго определенный срок (прописывается в договоре) Не имеет четкого срока действия
(в договоре не указывается)
Причина прекращения Окончание срока служит главной причиной прекращения договора наряду с другими законными основаниями Обременение снимается в связи с прекращением актуальности действующего сервитута наряду с прочими законными основаниями

Стоит учесть, что срок действия любого обременения не привязывается к конкретному владельцу земельного участка. Сервитут продолжает действовать даже при продаже объекта. Новый землевладелец будет также обязан соблюдать условия договора.

Поэтому при совершении сделки собственник обязан сообщить покупателю о действующем обременении. Если этот факт будет скрыт, то новый владелец имеет право расторгнуть сделку, вернуть потраченные средства и возместить свой ущерб.

При заключении сервитутного договора следует предусмотреть сроки его действия, если это представляется возможным. Это поможет в будущем избежать неприятных коллизий и лишних юридических манипуляций. Публичное и частное обременение имеют свои юридические нюансы, но и в этом случае срок сервитута остается важным условием договора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В прошлые времена, когда садовых участков было не так много, все дачи строились с учетом того, что зайти или заехать на свой участок хозяин мог легко. И сервитут был чем-то экзотическим, про него знал лишь узкий круг юристов.

Но со временем земельных участков в собственности граждан и всевозможных юридических лиц стало в разы больше, да и уже существующие участки стали делиться или сливаться с невероятной скоростью.

Один участок наследники могли раздробить на несколько и продать.

Покупатели могли на своих сотках снести старый дом и построить новый в другом месте, да так, что подъехать к нему стало проблемно. Плюс к этому в некоторых регионах местная власть могла перед старыми дачными участками продать бывшее поле под некий объект. Итог — прежние подъезды к участкам исчезли под ковшом экскаватора. В общем, вариантов установления сервитута стало так много, что перечислить все очень трудно. В итоге в наших судах иски об установлении сервитута стали встречаться почти повсеместно и в немалом количестве.

Про сервитут сказано в Гражданском и Земельном кодексах. Так, в статье 274 Гражданского кодекса записано, что собственник недвижимости вправе требовать от хозяина соседней земли, а иногда и у нескольких собственников участков предоставления ему права «ограниченного пользования» их наделами. Сервитут устанавливается в нескольких случаях: для прохода или проезда через соседний участок, для строительства или эксплуатации линейных объектов (газ, вода, свет и т.д.) и для «других нужд» собственника недвижимости, который ничего не может сделать без сервитута.

Подробнее о том, как получить доступ к своему участку через соседский, читайте в «Юридической консультации» на сайте «РГ»

Обязателен ли сервитут? Нет. Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут. Надо знать, что сервитут подлежит регистрации, как регистрируют право собственности. Но сервитут — это необязательно обуза на всю оставшуюся жизнь. Если исчезнут основания, по которым его установили, то и сервитут может быть прекращен (статья 276 Гражданского кодекса).

Верховный суд РФ в своем обзоре подчеркнул несколько главных положений, которые суды должны учитывать и исполнять, а гражданам желательно их знать.

Так, не положено устанавливать сервитут, если требуется проход или проезд к самовольной постройке. Как пример Верховный суд привел решение коллег по подобному спору. Некая фирма потребовала пожизненный сервитут через участок дачника для прохода к своему вновь построенному зданию, как сказано в иске: «в целях обслуживания этого здания». Суд коммерсантам отказал, так как выяснилось, что они без разрешения на месте старого склада возвели огромный капитальный объект. Но так как построили они здание без документов, то права собственности у них на него нет. Значит, ни о каком сервитуте не может быть и речи.

Еще одно важное положение, на которое обратил внимание Верховный суд. Сервитут можно устанавливать только в том случае, если у собственника участка нет никакой другой возможности попасть к себе иначе, как через участок соседа. Как пример приведен спор двух соседей. Один из них попросил суд установить сервитут, так как дорога к его дому идет через соседний участок. Но суд выяснил, что к дому истца можно попасть необязательно через чужую землю. Есть и другая дорога. Да, она в плохом состоянии, и ехать по ней дольше, но раз другой путь есть, то никаких неудобств соседу причинять не стоит.

Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут

Есть другой аспект, который надо учитывать. Если после установления сервитута собственник участка, через который будет проезд, не сможет использовать свою землю, разрешать сервитут нельзя. Такая ситуация сложилась в споре некой фирмы и гражданина, на участке которого были инженерные сети, трубы канализации и насосная станция. Все это хозяйство использовалось фирмой для обслуживания своих объектов, вот она и попросила бессрочного сервитута соседнего участка. Рассмотрение спора в суде показало, что некогда это был один участок, который разделили и часть продали фирме. Владелец второй части неоднократно просил коммерсантов убрать инженерные сети со своей земли.

Суд выяснил, что это можно было сделать, но фирма заупрямилась. Теперь, решил суд, если фирме разрешить сервитут, то собственник земли фактически не сможет ею пользоваться и отказал в иске.

Сервитут — удовольствие платное для тех, кто его попросил. Верховный суд подчеркнул — плату за сервитут устанавливает суд исходя из «принципов разумности и соразмерности, площади и срока установления сервитута». Это может быть разовая выплата, а может, и периодические платежи. А еще Верховный суд напомнил, что плату за пользование сервитутом можно менять — увеличивать ее или уменьшать. Но это можно делать лишь в случае, если у собственника участка, обремененного сервитутом, изменится объем ограничений его прав.

И последний момент, на который обратил внимание Верховный суд в своем обзоре, — если в государственном кадастре недвижимости нет сведений об участке, обремененном сервитутом, то это не препятствует регистрации самого сервитута.

Верховный Суд РФ 24.04.2017 г. рассмотрел итоги судебных разбирательств, связанных с наложением сервитута на землю. Его выводы будут полезны не только судебным инстанциям при вынесении решений, но гражданам и организациям в случаях, когда они вынуждены отдавать в ограниченное пользование свои участки или, наоборот. На примерах рассмотрим условия сервитута, как определяется размер платы за пользование, возможно ли зарегистрировать соглашение о сервитуте не на весь участок, а только на его часть и т.д.

Представим ситуацию: есть два владельца земельных участков, Иванов и Петров. У Петрова нет возможности пройти к своему участку, кроме как через территорию соседа Иванова.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ, Петров имеет право потребовать у Иванова дать ему возможность пересекать его участок. Это право ограниченного пользования, именуемое сервитутом.

Для этого стороны договариваются друг с другом и оформляют письменное соглашение. Оно официально регистрируется в Росреестре. Такое право может быть оформлено временно, например, когда Петрову нужно провести электричество, но работы приходится проводить и на участке Иванова.

Установление сервитута через суд

Если соседи не могут прийти к единому мнению, как проходить Петрову через участок Иванова, спор может быть решен через суд. Согласно п. 3 ст. 274 ГК, стороны могут сразу обратиться в судебный орган. При этом не требуется мера в виде попытки досудебного решения спора, как и направление претензии одной из сторон.

Заявителю нужно определиться, в какой суд ему нужно идти. Арбитражные суды разбирают споры, связанные с экономическими вопросами. Если транспорт предприятия вынужден проезжать через чужую территорию для доставки товара, то вопрос сервитута будет решаться в арбитражном суде. Если спор возник между физическими лицами, например, собственниками дачных участков, то он подлежит решению в суде общей юрисдикции.

Когда истец заявляет об установлении сервитута для прохода к самовольно построенному зданию, суд не вынесет решение в его пользу, так как к таким объектам не может быть установлен сервитут.

Нормативно-правовыми актами на земельные участки также может предусматриваться публичный сервитут. Это такие случаи, как осуществляется допуск к линиям электропередач, автодороге, газопроводу и т.д. для их ремонта или обслуживания.

Может ли установить сервитут собственник участка, на котором установлена опора ЛЭП?

Г-н Сидоров обратился в суд, так как на его участке установили опору ЛЭП. Обстоятельства дела следующие:

  • Опора ЛЭП принадлежит организации;
  • Собственник опоры отказался от договора о сервитуте и фактически пользуется чужим участком, уклоняясь от внесения платы и порядка пользования землей (времени, периодичности обслуживания опоры);
  • Установка опоры осуществлена после оформления Сидоровым земли в собственность.

Судом первой и апелляционной инстанций заявителю было отказано, т.к. судьи сочли, что истцом может выступать тот, в чьих интересах устанавливается сервитут, т.е. владелец опоры. Однако кассационный суд отменил решения, указав на нормы ст. 274 ГК. Согласно им, собственник участка не лишается права требовать установить сервитут, т.к. нарушаются именно его права.

Порядок принятия сервитута

Сервитут устанавливается исключительно в ситуации, когда у владельца участка нет другой возможности пользоваться собственной землей. К примеру, Иванов обратился в суд с требованием установить сервитут в отношении соседнего участка, так как не хочет добираться на свой в обход: по пути, который является более протяженным и неудобным. В данном случае у истца есть возможность прохода на свой участок, не обременяя сервитутом соседний. Такое заявление подлежит отклонению.

Также не может устанавливаться сервитут на участок, если из-за него владелец не может пользоваться им по назначению. К примеру, общество обратилось с иском к ИП с требованием установить сервитут для пользования канализационной сетью на его территории. Участки заявителя и ИП смежные, образовались путем разделения одного участка. На участке предпринимателя оказалась часть канализационных сетей. ИП ранее проводил экспертизу о возможности ее переноса на территорию ответчика и обращался с таким предложением к обществу, т.к. объект мешает предпринимателю пользоваться в полной мере участком. Однако заявитель не предпринял предложенные меры. Суд отказал истцу, т.к. инженерные сети ограничивают пользование участком, а сервитут приведет к невозможности использовать участок по назначению.

Рассматривая исковые требования, суд принимает во внимание все обстоятельства, позволяющие установить сервитут либо отказать в удовлетворении: сведения об участке, условия соглашения, назначение земли, длительность договоренности, порядок определения размера платы, виды работ в случаях, если сервитут принимается на время обслуживания объектов, их ремонта и т.п.

Истцы и владельцы земельных участков, через которые проходит дорога к жилым домам, после отказа в удовлетворении требований Росимущества в районном и краевом судах, смогли добиться пересмотра дела через Верховный Суд РФ.

Суд первой инстанции должен был изучить все условия сервитута, например, нюансы проезда автотранспорта, которые бы не противоречили правам истцов и были бы менее обременительны для владельцев земельных участков, через которые проходит дорога. В таких случаях, когда требуются специальные познания, к примеру, при организации движения транспорта, проведении оценки деятельности, суд может обратиться к экспертам.

Сервитут, устанавливаемый судом, подлежит регистрации, поэтому в судебном акте четко прописываются условия ограниченного пользования участком. Эти условия не были соблюдены судами первых инстанций. Из решений судов непонятно, являются ли спорные участки единственным способом проезда к домам, какие имеются альтернативные варианты, чтобы не обременять участки сервитутом, и не является ли принятие его условий ограничением доступа владельцев к своим участкам.

При рассмотрении этого дела суды двух первых инстанций указали, что пользование зданиями и общественным местом возможно только через участки истцов, при этом не было принято во внимание экспертное заключение. Оно указывало на возможность прокладки новой автодороги к зданиям и местам общего назначения. В судебных актах также отсутствовал срок действия сервитута, размер платы за пользование участками, через которые проходит дорога.

Выходит, суды не выполнили условия, предъявляемые при разбирательстве дел такой категории, и возникший спор не рассматривался по существу.

Что делать, если нет сведений по части участка в ЕГРН?

Несмотря на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости данных о части участка, сервитут подлежит регистрации. Например, НКО и предприятие заключили договор о сервитуте. По его условиям НКО имело право переходить по участку предприятия. Также в договоре были прописаны временные и пространственные условия пользования.

НКО обратилось за регистрацией сервитута. Но, так как сведений о части участка, обременяемого сервитутом, в кадастре не оказалось, регистрирующий орган заявление не принял, порекомендовав провести кадастровые работы. Для этого, по мнению регистрирующего органа, заявитель должен был определить границы участка, на который дается возможность ограниченного пользования, и зарегистрировать его в кадастровой палате. Однако НКО оспорило такое решение в арбитражном суде. Согласно Закону о регистрации прав, обязательного условия о постановке на кадастровый учет части участка не существует, когда речь идет о сервитуте. Такая обязанность возникает по государственным либо муниципальным участкам, если соглашение заключается на срок более трех лет.

В других случаях для регистрации сервитута достаточно наличия сведений, определяющих его условия. Их отражение обязательно в реестре. При этом нужно помнить, что сервитут, установленный на часть участка, регистрируется на весь участок, данные о котором присутствуют в кадастре недвижимости и ЕГРН. При этом гражданин либо организация, в пользу которого принят сервитут, использует чужой объект недвижимости на условиях, принятых в соглашении.

Размеры выплат за сервитут

Суд определяет плату за сервитут исходя из следующих обстоятельств:

  • площадь участка,
  • его назначение,
  • срок соглашения,
  • характер причиняемых неудобств,
  • вероятный ущерба и т.п.

Плата может вноситься единовременно и регулярно. Судом может назначаться экспертиза для определения стоимости пользования.

Если установленный размер платы не устраивает владельца участка, то он должен привести объективные доказательства в обоснование возражений.

Условия сервитута могут предусматривать изменение размера платы, исходя из уровня инфляции, и если меняются условия ограничения прав владельца участка. К примеру, ИП обратился с иском к обществу об изменении размера платы за ограниченное пользование его участком. Основанием для обращения стало изменение характера пользования: увеличилась интенсивность транспортного движения через участок. Ответчик в рамках досудебного урегулирования отказался платить больше. Суд, изучив доказательства: заключения эксперта, принял сторону истца и увеличил размер платы в два раза.

При рассмотрении дел, касающихся определения размера платы за пользование частью участка для доступа или проведения монтажных, ремонтных работ, а также изменения такой платы, истцу важно доказать условия сервитута и их изменения, чтобы суд обязал ответчика выплачивать определенную заявителем сумму.

Вопрос-ответ

Вопрос: «Как опротестовать общественный сервитут?» Ответ: Общественный (публичный) сервитут согласно действующему земельному законодательству и в зависимости от обстоятельств имеет силу ограничивать в правах пользования собственников земельных участков, исходя из рассмотрения заявления инициатора. В свою очередь владелец земли может оспорить нормативный акт органа местного самоуправления или же взыскать оплату за установленное ограничение на основании подачи в суд возражения.

Ст. 274 ГК РФ, а также ст. 23 ЗК предусматривают правила и нормы, что затрагивают регулирование правовых вопросов в части владения и ограничения пользования земельным участком. ФЗ №341 от 03.08.2018 г. содержит специальный порядок ведения общественного сервитута.

Необходимость установления публичного сервитута обремененному лицу следует проверить с помощью выездной экспертизы, выдвинутой истцом при слушании дела как ходатайство. Причиной отмены функционирующего общественного сервитута может послужить затруднительное использование участка собственником в связи с его целевым назначением. Еще опротестовать общественный сервитут можно при аргументированном подтверждении злоупотребления администрацией правом пользования участком.

Вопрос: «Имеет ли собственник земельного участка право препятствовать использование сервитута после решения суда?» Ответ: В ст. 23 Земельного Кодекса РФ указываются правовые нормы на пользование чужим земельным участком. Сервитут устанавливается в рамках ст. 216, 274 Гражданского Кодекса РФ. В случаях возникновения спора между участниками соглашения о сервитуте порядок дальнейшего пользования землей устанавливается решением суда. Затем собственник земельного участка обременен сервитутом.
К примеру, по участку проходит дорога, позволяющая проехать соседу на свой участок. Предметом установления сервитута будет являться исключительная нужда в обеспечение проезда автотранспорта. Решение суда принимается при наличии объективных причин со стороны истца, обратившегося за правом ограниченного пользования смежным земельным участком.
Вывод: Собственник не может препятствовать пользованию сервитутом при условии, что использование земельного участка не ограничивает его права обеспечения основных потребностей хозяина. В любом случае в подтверждение позиции необходимо иметь соответствующее заключение. Вопрос: «Ответчик не исполняет решение по частному сервитуту, что делать?» Ответ: Суть частного сервитута сводится к некоторому ограничению прав пользования земельным участком. Судебная практика по регулированию исполнения условий частного сервитута разбирает споры в рамках правовых норм, предусмотренных ст. ст. 274-276 ГК РФ. Характер данных взаимоотношений не требует обязательного досудебного порядка в части оглашения претензий.

Временное пользование чужим имуществом, определенное по решению суда, не должно содержать препятствующих действий. На нормы о сервитуте распространяется ст. 277 ГК без применения положений Земельного Кодекса РФ. Спецификой предъявляемого требования является справедливость и целесообразность установления сервитута, будь то обремененное условиями использования здание или земельный участок.

При нарушении порядка исполнения установленного частного сервитута в части лишения возможности реализации своих прав за защитой интересов следует обращаться в прокуратуру с описанием проблемной ситуации. Обзор судебных решений ориентирует участников исходить из заключения экспертизы, касаемо необходимости вынесения ограниченного доступа.

Сервитут — обременение земельного участка, принадлежавшего одному хозяину. Например, сосед не может зайти на чужую территорию для получения доступа к колодцу. Таким образом, сервитут ограничивает право доступа на свою территорию третьим лицам. Но этого можно обойти при оформлении специальной юридической документации. Срок действия сервитута на земельный участок может быть установлен по обоюдному решению сторон или по решению суда.

Что такое сервитут

Это ограниченное право пользования чужой территорией с целью собственной нужды.

Такое разрешение может понадобиться для проезда и прохода на чужую территорию, чтобы провести ремонтные работы или построить какой-нибудь недвижимый объект. Получить его через договорное соглашение с непосредственным собственником, либо по судебному решению

.Но какой бы не выбрали вариант, в любом случае этот документ необходимо будет зарегистрировать в Росреестре. Если этого не сделать, он будет иметь юридическую силу.

Основным условием получение сервитута является невозможность удовлетворения нужд заявителя иным путем

. Иначе говоря, земельный участок обязательно нужен для провоза или проезда. Для иных нужд, получить официальный документ не представляется возможным. Собственник имеет полное право потребовать оплаты за пользование его землей. Периодичность взноса и размер денежных средств устанавливается в суде, после подачи искового заявления. Для этого приглашаются в зал заседания субъекты сервитутных отношений, и им оглашаются права и обязанности сторон.

Срок действия сервитута

Определяется при наличии соглашения между сторонами, после судебного решения или с момента принятия органом власти надлежащего акта. В этом документе уже указан срок действия, в течение которого действует ограничение.

Временной отрезок может быть бессрочным или срочным.

Чтобы сервитут обрел законную силу, его необходимо зарегистрировать в Росреестре. При этом важно знать, что регистрировать придется в любом случае, независимо от разновидности данного документа.

Временный срок

В документе указано, с какого момента он начинает действовать. Период может быть установлен органами местного управления, владельцами смежных территорий или через судебную инстанцию. По истечении указанного промежутка времени, сервитут утрачивает свою юридическую силу, ограничение снимается в автоматическом режиме, дополнительно никаких документов собирать не потребуется.

Примеры реальных ситуаций, когда может потребоваться срочное оформление сервитута:

  • выделение земельного участка под скос травы;
  • открытие рыболовного, охотничьего сезонов;
  • срочный ремонт, строительство и иные работы, требующие срочности;
  • предоставление земли для прогона животных или под пастбища и др.

Даже если право доступа на чужую территорию нужно всего на пару дней, пройдите обязательную регистрацию.

Особенности бессрочного сервитута

В данном случае обременение является бессрочным. Чтобы от него избавиться, заинтересованному лицу следует обратиться с исковым заявлением в суд. В нем необходимо будет отразить истинную причину. Допустим, поводом обращения в суд может послужить нарушение второй стороной правил использования чужой земли. Неимение оснований, в связи с которыми ранее оформлялось данное обременение.Бессрочный сервитут имеет юридическую силу со дня регистрации в Росреестре и до того дня, пока в нем нуждаются.

Примером этого вида обременения принято считать:

  • проведение электролиний;
  • свободный доступ к тому или иному земельному участку;
  • прокладка дорог;
  • изъятие водных ресурсов.

В общем, его суть заключается в том, чтобы люди не могли пользоваться чужими территориями без согласования своего решения с непосредственным собственником. То есть после получения разрешения, оформляется сервитут, который в последующем регистрируют в соответствующих органах.

Как снять обременение с земельного участка

Как уже говорилось ранее, собственник территории может дождаться завершения срока действия договорного соглашения. Но, как правило, потребность в снятии обременения может возникнуть гораздо раньше, чем закончится срок.

Законодательство предусмотрело 2 способа для снятия обременения с земельного участка:

  1. Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением в высшую инстанцию, где будет принято то или иное решение. Только следует быть готовым к тому, что оно не всегда бывает в пользу собственника.
  2. Замена сервитута на другую форму сделку. Например, вместо того, чтобы пользоваться участком на ограниченных правах, его берут в аренду.

В случае обращения в суд, придется иметь массу доказательств, чтобы получить ожидаемое решение. Но выражать их необходимо не словесно, а документально. Наверное, легче достичь договоренности с владельцем смежной земли, и уже на этом основании расторгать договор, снимать обременение с территории.

В чем отличие этих сервитутов

Сроки, которые прописаны в данном свидетельстве, никаким образом не привязываются к собственнику земли. Даже если в течение этого срока хозяин погибнет, ограничение на участок все равно сохраняется.

Ниже будут представлены основные отличия бессрочного и срочного сервитутов.

  • Бессрочный сервитут. Основаниями для снятия обременения, являются: нарушение договора, нет возможности использовать земельный участок по прямому его предназначению. Также предусмотрены иные обстоятельства, при которых регламентировались ограничительные аспекты. Срок действия договора наделен юридической силой, пока не пропадет в этом необходимость.
  • Срочный сервитут. Основанием для снятия обременения с территории является завершение срока действия документа. Период его действия определяется, согласно обоюдной договоренности субъектов сервитутных отношений.

И еще раз стоит повторить, что за участок собственник имеет право потребовать плату. Этот нюанс также оговаривается и прописывается в самом документе.

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Комментарий к статье 23 ЗК РФ:

1. Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является вещным правом и одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость»).

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные. Основы регулирования частных сервитутов содержатся в гражданском законодательстве, публичных сервитутов — в земельном законодательстве. Публичные и частные сервитуты различаются между собой по порядку и основаниям установления, по кругу лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, а также по содержанию сервитутных отношений (см. также комментарий к п. 2 настоящей статьи).

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. При обращении в суд с требованием об установлении сервитута необходимо доказать:

— невозможность пользования принадлежащим истцу имуществом без установления сервитута либо наличие иных нужд собственника недвижимого имущества (в частности, потребность в нормальной эксплуатации объекта недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2005 N А17-382/14-2004; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2007 по делу N А33-2625/07; Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2008 N КГ-А41/14866-07);

— факт того, что истцом принимались меры к достижению соглашения об установлении сервитута (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2005 N А64-2042/04-12; Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2006 N Ф09-5008/06-С3).

Объем осуществления полномочий обладателя сервитута может быть определен соглашением сторон либо решением суда об установлении сервитута. Для исключения дальнейших споров в резолютивной части решения суда об установлении сервитута рекомендуется указывать цель установления сервитута (для прохода к индивидуальному жилому дому, для обеспечения ремонта теплосетей и т.п.), полномочия лица, в пользу которого установлен сервитут (право прохода, проезда, проведения ремонтных работ и т.п.), и пределы либо объем их осуществления (право пешего прохода в определенные дни, право проезда на автотранспорте установленной массой и пр.).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка (сервитутообладателем) и лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием). К числу последних относятся собственники недвижимого имущества, пожизненные наследуемые владельцы или постоянные пользователи земельных участков (ст. 274 ГК РФ). С 31 декабря 2008 г. перечень этих лиц стал открытым. В соответствии со ст. 274 Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные лица, имеющие право требовать установления сервитута. Например, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», которой выделены земельные участки в аренду, предоставлено право заключать соглашения об установлении сервитутов с организациями, осуществляющими установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку и переустройство инженерных коммуникаций, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) эксплуатацию объектов дорожного сервиса, подъездов к автомобильным дорогам Государственной компании, съездов с автомобильных дорог Государственной компании и примыканий объектов дорожного сервиса. Особый субъектный состав предусмотрен и при установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов (см. ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071).

Договор об установлении сервитута может иметь самостоятельный характер (например, договор об установлении права прохода через участок), или соглашение о возникновении сервитута может входить в качестве составной части в иной договор (например, договор об аренде административного здания включает условие о размере, границах земельного участка, предоставляемого на праве ограниченного пользования для прохода к зданию).

Сервитут характеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка и господствующего земельного участка, принадлежащих разным собственникам. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях — и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости).

Сервитуту как вещному праву присуще право следования. Переход прав на земельный участок, который обременен сервитутом, не влечет за собой прекращения этого сервитута, он сохраняется. Сервитут неотделим от земельного участка, который он обременяет. Сервитут может перейти к другому лицу только путем передачи недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут был установлен. Такое положение объясняется природой сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного лица, а в пользу конкретного земельного участка или иного объекта недвижимости.

2. Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478). Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Комментируемая норма определяет цели, для которых может быть установлен публичный сервитут: обеспечение интересов России или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Пунктом 2 комментируемой статьи не предусматривается такое основание установления сервитута, как решение суда. Как справедливо было указано по одному из дел, публичный сервитут не может быть установлен в судебном порядке, так как он в силу прямого указания специальных норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта (см. Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2002 по делу N КГ-А40/4955-02).

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 статьи 1 ЗК), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуются информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

Результаты общественных слушаний не являются обязательными для органа, принимающего решение об установлении сервитута, а лишь служат ориентиром в принятии соответствующего решения. В то же время представляется неправильной позиция некоторых судов, которые считают, что «непроведение общественных слушаний не может служить основанием для признания нормативного акта не соответствующим закону, поскольку указанная норма права предусматривает согласительный характер таких слушаний и предписывает лишь учитывать их результаты, а не устанавливать публичный сервитут по результатам общественных слушаний» (Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 N Ф09-3898/04-ГК). Законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления органа власти или органа местного самоуправления проведение общественных слушаний, а закрепляет, что их проведение является обязательным условием принятия нормативного правового акта об установлении сервитута. Поэтому невыполнение данного условия свидетельствует о принятии нормативного правового акта с нарушением процедуры, установленной в ЗК. В силу ч. 2 ст. 195 АПК, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт о публичном сервитуте, принятый без проведения общественных слушаний, должен быть признан не соответствующим другому нормативному правовому акту — большей юридической силы — и недействующим.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится перечень видов сервитутов. В зависимости от конкретных потребностей, для удовлетворения которых устанавливается сервитут, законодатель включает нормы о возможности установления публичных законов и в иные нормативные правовые акты (например, п. 6 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного имущества»).

4. Норма п. 4 комментируемой статьи распространяется как на частные, так и на публичные сервитуты. В тех случаях, когда соглашением сторон, судебным решением либо нормативным правовым актом не установлен срок сервитута, он будет считаться постоянным (в контексте п. 4 ст. 56 Земельного кодекса РФ более правильным является использование такого термина, как бессрочный сервитут). Если в указанных актах, соглашении срок сервитута установлен (срочный сервитут), его истечение влечет за собой прекращение права ограниченного пользования земельным участком.

Поскольку сервитут устанавливается только для обеспечения тех нужд собственника, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута, то независимо от срока, на который он установлен, отпадение этих нужд служит основанием для предъявления собственником обремененного земельного участка требования о прекращении сервитута. Также сервитут может быть прекращен, если возникают другие возможности для удовлетворения нужд собственника помимо установления сервитута. В таком случае сервитут также может быть прекращен в принудительном порядке на основании решения суда.

Отмена нормативного правового акта, которым установлен публичный сервитут, не связана законодателем с необходимостью соблюдения каких-либо формальных требований, например с проведением общественных слушаний. Поэтому для прекращения сервитутных отношений достаточно принятия нормативного правового акта, аналогичного по юридической силе тому, который послужил основанием для установления публичного сервитута.

5. В п. 4.1 назван один из случаев, когда возможно возникновение срочного сервитута. Ограничение в данном случае срока сервитута сроком резервирования земель объясняется необходимостью соблюдения публичных интересов, которые послужили основанием для резервирования (размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий и др.). Реализация таких интересов, например застройка земельного участка объектами водоснабжения муниципального значения, не должна быть поставлена в зависимость от существования ограниченного права на данный земельный участок в виде публичного сервитута.

6. Установление публичного или частного сервитута не лишает собственника, землевладельца, землепользователя принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению участком. Собственник земельного участка вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие участки земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260 ГК РФ). В то же время не исключается, что в результате установления сервитута ценность земельного участка уменьшится, у правообладателя могут возникнуть определенные неудобства в использовании своего земельного участка и трудности в реализации обремененного земельного участка. Для компенсации таких стеснений и убытков законодатель устанавливает общее правило о платности частного сервитута. При установлении публичного сервитута такая компенсация несвойственна (см. п. п. 6, 7 настоящей статьи).

Невозможность использования земельного участка по назначению в результате установления частного сервитута предоставляет собственнику этого участка право требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Сохранение возможности использования земельного участка по иному целевому назначению, разрешенному использованию, чем те, которые указаны в правоустанавливающих документах, также не лишает собственника права требовать прекращения установленного частного сервитута. Публичный сервитут не может быть прекращен по указанному основанию (см. п. 7 комментируемой статьи).

7. В п. 6 комментируемой статьи предусмотрено общее правило о возмездности частного сервитута. Плательщиками являются лица, в интересах которых установлен сервитут.

Понятия соразмерности платы за частный сервитут в законодательстве не содержится. Будет ли установленная плата за частный сервитут соразмерна тем последствиям, которые влечет за собой этот сервитут, должны устанавливать сами стороны при заключении соглашения либо определяет суд с учетом всех обстоятельств дела, если стороны не придут к соглашению о размере платы за сервитут. При определении соразмерной платы за сервитут возможно использование Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденных Росземкадастром 17 марта 2004 г..

Выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда платеж выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременная или периодическая) может быть установлен соглашением о сервитуте или решением суда. Разовый платеж не отвечает интересам собственника обремененного сервитутом земельного участка, поскольку не всегда на момент установления сервитута можно оценить все убытки, которые могут быть причинены ему в результате установления сервитута, кроме того, при смене собственника новый собственник будет терпеть ограничения прав в использовании земельного участка без получения платы.

Размер соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение всего срока действия сервитута в случаях и в порядке, которые установлены ГК и ЗК (например, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; в случае увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом; в случае увеличения или уменьшения сферы действия сервитута).

При этом размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте в части размера соразмерной платы за сервитут. Размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен, в части размера соразмерной платы за сервитут. Также размер соразмерной платы за частный и публичный сервитуты может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте или в нормативный правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям, установленным ГК и ЗК.

8. Действие п. 7 комментируемой статьи распространяется только на публичные сервитуты. Если же частный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута (см. п. 2 ст. 276 ГК РФ).

По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер. Собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату только при наличии условия, предусмотренного в настоящем пункте. Плательщиками платы за сервитут выступают органы власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Во Временных методических рекомендациях по оценке соразмерной платы за сервитут соразмерная плата за сервитут определена как плата, выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен. Величина этой платы равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Данные методические рекомендации могут использоваться для расчета размера соразмерной платы при установлении сервитута (подробнее об уплате соразмерной платы за сервитут см. комментарий к п. 6 настоящей статьи).

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

9. При применении п. 8 комментируемой статьи необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший такой акт (см. комментарий к ст. 249 ГПК РФ, ст. 189 АПК РФ).

10. Как и иные ограничения, сервитут подлежит государственной регистрации и возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация сервитутов производится на основании заявления собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *