Расходы транспортной компании

Любая фирма или предприятие не только приносит прибыль своему владельцу и работающим на него людям, но и требует трат на саму возможность своего существования.

Предположим, человек решил открыть ресторан. Ему придется платить за аренду помещения, где будет располагаться ресторан, за газ, свет, отопление, за продукты. Владелец будет тратить часть своей прибыли на зарплаты рабочим, каждый месяц необходимо будет выплачивать налоги.

Предприятие считается эффективным, если траты на содержание фирмы сильно меньше прибыли. Именно поэтому в современном мире всеми предприятиями ведется непрерывный поиск снижения этих самых затрат, которые в экономике называют издержками производства. У кого издержек меньше, тот и более эффективен.

Издержки производства делят на две группы — постоянные и переменные.

Постоянные издержки — это неизменные затраты, они не зависят от объемов производства и продаж, от них не зависит себестоимость производимых товаров, услуг.

К постоянным издержкам относятся:

— проценты по кредитам

— страховые выплаты

— арендная плата за офис

— выплата окладов работникам

— плата за охрану помещения

— плата за лицензию

— расходы на рекламу

Переменные издержки — это не постоянные затраты, их размер зависит от объемов производства и продаж, они входят в себестоимость производимых товаров и услуг.

К переменным издержкам относятся:

— транспортные расходы

— сдельная оплата труда

— приобретение сырья

— оплата электроэнергии

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

Вид налогообложения ПСН ЕНВД УСН
Форма собственности ИП Организации и ИП Организации и ИП
Предел количества транспорта Нет 20 нет
Ограничения годовой выручке (в млн. руб.) 60 Нет 150
Ограничение по численности (чел.) 15 100 100
От чего зависит сумма налога Сумма потенциального дохода Количество автомобилей доходы или разница между доходами и расходами
Ставки налогов (%) 6 15 6 или 15 (возможны льготы)
Возможности уменьшить сумму налога Нет На суммы страховых взносов, пособий На суммы страховых взносов, пособий
Сопутствующие налоги Отсутствует НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС, НДФЛ Отсутствует налог на прибыль, НДС

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

Параметры Принцип определения
Пробег ТС Показания спидометра
Норма расхода ГСМ, прочих расходных материалов Нормы Минтранса или самостоятельно разработанные на предприятии.
Расходы на текущий ремонт Фактические расходы

На предприятии должны быть изданы приказы для контроля норм расхода вышеуказанных затрат. В приказах отражается перечень лиц, имеющих право на использование транспортных средств, нормы расхода топлива, ГСМ и прочих материалов; периодичность замены шин. Наличие приказов будет учитываться при проверке налоговой инспекцией в обосновании затрат.

Учет автомобильных перевозок принципиально не отличается по использованию счетов затрат от других отраслей. Формирование себестоимости происходит на счетах:

  • 20 «Основное производство” — те, что напрямую связаны с производственным процессом;
  • 26 «Общехозяйственные расходы”— те, что понесены в ходе управления работой компании и ее обслуживания.
20 / 26 10 списание ГСМ, з/частей, материалов
20 / 26 70 начисление заработной платы
20 / 26 69 отчисления во внебюджетные фонды
20 / 26 02,05 начисление амортизации основных средств, нематериальных активов
20 / 26 76,60 получены услуги (аренда, охрана, коммунальные платежи
20 / 26 71 командировочные расходы

В конце отчетного периода суммы, накопленные на счете 20,26 необходимо списать в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж»:

90-2 20 / 26 Списаны расходы на себестоимость услуг

Бухгалтерский учет перевозки грузов включает и проводки по НДС, если автотранспортное предприятие является налогоплательщиком НДС. Тогда в учете будут следующие записи:

19 60 выделен НДС при учете товаров, работ, услуг сторонних организаций
90-3 68 начислен НДС при реализации услуг

Учет в автотранспортном предприятии может происходить и с использованием счетов 23,25,29. Это характерно для предприятий со сложной структурой формирования затрат. Например, если есть расходы, которые невозможно распределить по видам услуг.

Порядок учета НДС в транспортной организации

Транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в зависимости от места их оказания, категории перевозчика. Исходя из условий договора, может быть разным и процент начисления НДС.

При применении общей системы налогообложения оказание услуги по перевозке (транспортировке), а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой на территории РФ, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Применяется общая ставка 18%. Более подробно о том, как определяется налоговая база по НДС, читайте в отдельной статье.

Есть условия, когда возможно начисление НДС по ставке 10%, этот льготный режим налогообложения (введен пп. 1 и 6 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 НК РФ» от 06.04.2015 № 83-ФЗ) для авиаперевозчиков.

В этих случаях налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую базу по НДС на сумму налога предъявленную поставщиками. Отражается налог на счете 19 с дальнейшим направлением к возмещению (проводка Дебет 68 – Кредит 19). Обязательным условием при использовании вычет по НДС является:

  • наличие и правильное заполнение счетов-фактур;
  • полученные ТМЦ (услуги, работы) участвуют в тех операциях, которые облагаются НДС;
  • товары, работы, услуги оприходованы покупателем.

Для НДС в транспортной организации иногда может применяться и ставка 0%. Эта ставка используется в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ. В частности, это перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом и международные перевозки товара.

Льготные условия по НДС распространяются и на перевозчиков, находящихся на упрощенных налоговых режимах. Так, в ст. 346.11 НК РФ указано отсутствие обязанности плательщиков УСН рассчитывать и уплачивать НДС.

Режим ЕНВД освобождает от обязательств по уплате НДС. Соблюдая требования подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличия в собственности не более 20 единиц техники, разрешает рассчитывать и уплачивать только единый налог на вмененный доход.

Учет автомобильных перевозок: разберем пример

15 января 2018 года предприятие ООО «Мебель» заключило договор с ООО «Автомобиль» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 77 000 рублей при себестоимости затрат 62 000 руб. (ГСМ, заработная плата, з/части). По условиям договора он обязан обеспечить доставку товара в срок (до 20 января 2018 года) и по адресу, указанному в договоре на оказание услуг. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

Дебет 51 – Кредит 62 — на сумму 90 860 рублей — клиентом произведена оплата стоимости услуг

Дебет 62 – Кредит 90-1 — на сумму 90 860 рублей — отражена выручка от оказания услуг

Дебет 90-3 – Кредит 68 – на сумму 13 860 руб. – начислен НДС

Дебет 20 – Кредит 10, 70, 69 — на сумму 62 000 рублей — собраны затраты, возникшие при перевозке

Дебет 90-2 – Кредит 20 — на сумму 62 000 рублей — произведено списание себестоимости перевозки

Дебет 90-9 – Кредит 99 — на сумму 15 000 рублей – списан финансовый результат перевозки

Автор статьи: Евгения Стрелова, специалист по учету в сфере грузоперевозок, специально для нашего сайта.

К сожалению, все нюансы учета в автотранспортных предприятиях, которые занимаются перевозками грузов, невозможно осветить в одной статье. Предлагаем вам посмотреть запись мастер-класса «Учет в транспортном предприятии», который прошел 14 февраля 2018 года.

В нем на сквозном практическом примере были разобраны все тонкости учета в автотранспортном предприятии, в частности:

  • — приобретение и аренда автотранспорта;
  • — услуги топливных компаний и автосервисов;
  • — нормы ГСМ;
  • — подготовка к рейсу водителя, медосмотры;
  • — примеры документов по перевозке;
  • — транспортные и товарно-транспортные накладные;
  • — транспортный налог и платежи за загрязнение;
  • — отчетность автотранспортного предприятия и др.

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Иванова П. И., аудитор

Журнал «Учет в производстве» № 2, февраль 2012 г.

Если предприятие привлекает перевозчика для транспортировки грузов между структурными подразделениями, то, по мнению чиновников, в данном случае нужно оформить транспортную накладную и накладную по форме № Т-1. При этом грузы внутри предприятия можно перевозить и собственными силами. О том, как организовать учет расходов в обоих случаях, – в статье.

Создано самостоятельное подразделение

Предприятия с разветвленной филиальной сетью для перевозки сырья и материалов, готовой продукции, как правило, создают самостоятельные структурные автотранспортные подразделения (по аналогии с автотранспортным предприятием).

Отражаем затраты в бухучете

В зависимости от размера парка собственных автомобилей и характера перевозок (только внутри организации или услуги оказываются еще и на сторону) организация может:
– открыть самостоятельное подразделение, занимающееся перевозками, и все затраты по нему собирать на счете 23 «Вспомогательные производства»;
– не создавать отдельное подразделение, если парк небольшой, и вести учет по автомобилям, их обслуживанию и ремонту на счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Автотранспорт».
При любом варианте основными затратами на собственный транспорт являются:
– горюче-смазочные материалы;
– амортизация автомобилей;
– расходы на техническое обслуживание и ремонт;
– зарплата водителей (возможно, бухгалтера, выделенного на ведение учета транспортного подразделения), взносы в фонды и взносы на травматизм.
Если транспорт (пусть даже и большой парк) используется исключительно для нужд организации (не оказывает услуги на сторону), то, возможно, есть смысл не задействовать счет 23 вообще, а выделить отдельный субсчет на счете 26. Но в любом случае транспортные расходы следует собирать обособленно. Это позволит не только анализировать размер таких затрат (в целях управленческого учета), но и сблизить бухгалтерский учет с налоговым.
Соответствующие варианты учета следует прописать в бухгалтерской учетной политике.
Далее уже по правилам, прописанным в учетной политике для целей бухгалтерского учета, эти косвенные транспортные расходы распределяются по видам производимой продукции либо списываются напрямую в уменьшение выручки от продаж отчетного периода.

Признаем расходы в налоговом учете

Транспортные услуги структурных подразделений самого предприятия по перевозкам грузов внутри организации (перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цехи (отделения)) и доставка готовой продукции относятся к материальным расходам производственного характера.
Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Их следует признавать в качестве расходов текущего периода.
А вот если собственным транспортом доставляются в организацию приобретенные материально-производственные запасы, то тогда такие транспортные расходы уже формируют фактическую стоимость этих запасов (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Какие документы необходимо оформить

Любая запись в бухгалтерском учете делается на основании первичного документа (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В налоговом учете любой расход должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).
В части документального оформления транспортных расходов внутри организации никаких особых указаний ни Налоговый кодекс РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат. Значит, руководствуемся общим правилом – это должны быть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).
На практике это означает, что следует использовать формы документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм.
Если таковые отсутствуют, то предприятие может разработать формы самостоятельно с использованием обязательных реквизитов, которые указаны в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Итак, для подтверждения расходов по горюче-смазочным материалам в наличии должен быть путевой лист.
Причем бухгалтер организации, использующей автотранспорт исключительно для своих, а не коммерческих нужд, может использовать:
– официально разработанную форму (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1998 г. № 78);
– самостоятельно разработанную форму, которая подтвердит путь и время следования автомобиля;
– иные подтверждающие документы (постановление ФАС Московского округа от 30 сентября 2010 г. № КА-А40/11123-10), а также, например, данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).
В отношении расходов на амортизацию предприятию необходимо иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6, ведомость начисления амортизации.
Что касается расходов на ремонт и техобслуживание, то здесь также нужно иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6.
Если ремонтом занимается сторонняя организация, то потребуется акт выполненных работ.
Если ремонт проводится собственными силами, то нужно будет оформить и требование-накладную № М-11 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), а также расчетно-платежную ведомость/расчетную ведомость № Т-49/№ Т-51 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Как правило, при перевозках оформляется товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78) или транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
По мнению автора, при использовании собственного транспорта для нужд организации нет необходимости заполнять такие документы вообще. Поскольку нет никаких отношений с третьей стороной – перевозчиком. Минфин России по этому поводу высказывается аналогично: «…в случае если договор перевозки не заключался, обязанности подтверждать затраты на перевозку груза и факт его транспортировки как транспортной накладной, так и накладной формы № Т-1 у налогоплательщика не возникает» (письмо от 24 октября 2011 г. № 03-03-06/1/687).
Так что, по сути, при перевозках внутри компании собственными силами достаточно будет путевого листа.
Однако нелишним будет составление к путевому листу накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары – № ТОРГ-13 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).
Несмотря на то что эта унифицированная форма разработана для учета торговых операций, она может быть использована не только торговыми организациями.
Ведь одно ее название «Накладная на внутреннее перемещение…» уже прямо свидетельствует, что она предназначена для учета движения ценностей внутри организации, между структурными подразделениями и материально ответственными лицами.
Так что ее наличие не позволит запутаться, что и куда было направлено внутри самой организации, и кроме того, она значительно проще товарно-транспортной накладной.
К слову, судебная практика подтверждает, что наличие ТТН вовсе не является обязательным условием для признания транспортных расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. № А05-16664/05-33, постановление ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г. по делу № А12-11207/07-С65). При условии, что они подтверждаются иными документами, например такими, как заявки на перевозку грузов с указанием грузоотправителей товара, маршрута следования, места доставки товара, вида товара, веса груза, доверенности, выданной на имя водителя.

Фирма пользуется услугами сторонней компании

Если организация решила, что содержать (создавать) собственное транспортное подразделение затратно, то для перевозок грузов внутри компании можно привлечь стороннюю организацию.
Расходы в данном случае отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а возможно, будут задействованы и счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Все зависит от специфики деятельности организации и правил учета транспортных расходов, утвержденных учетной политикой организации.
С налоговым учетом ситуация следующая. Подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ позволяет относить к материальным расходам производственного характера транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей). А вот порядок признания таких расходов является элементом учетной политики. Им может быть:
– дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
– дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
– последнее число отчетного (налогового) периода.
Это установлено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Что касается документооборота, то он следующий. В данном случае необходимо будет оформить транспортную накладную, поскольку заключен договор перевозки груза (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от15 апреля 2011 г. № 272).
А вот нужно ли в данном случае оформлять накладную по форме № Т-1?
Летом прошлого года финансисты и налоговики выпустили ряд разъяснений (письма Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/501, № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/499, № 03-03-06/1/498, № 03-03-06/1/497, № 03-03-06/1/492, письмо УФНС России по г. Москве от 29 августа 2011 г. № 16-15/083462@). Из них следовало, что «в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».
То есть выводы, сделанные чиновниками, можно было трактовать так, что достаточно было лишь одного документа, что, в общем-то, вполне логично.
Ведь товарно-транспортная накладная была обязательным документом во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, действовавшего до 1998 года.
А действующий уже более 10 лет Устав автомобильного транспорта предусматривает использование именно транспортной накладной (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).
Поэтому вполне логично заполнять что-то одно – либо транспортную накладную, либо товарно-транспортную накладную, которую никто не отменял.
Но в своем последнем письме Минфин России указал (письмо от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/744), что необходимо одновременное наличие этих двух документов (товарно-транспортная накладная – для обоснования расходов на перевозку груза, а транспортная накладная – для установления порядка организации перевозки груза).
Так что во избежание споров с проверяющими бухгалтеру лучше составлять помимо актов оказанных услуг оба этих документа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *