Развитие аудита в России

Характеристика федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 — создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — август 2001 г.) — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Аудиторская проверка является обязательной для многих компаний. Но даже те, кто не обязан ее проходить, нередко делают это добровольно или обращаются к аудиторам за консультацией по отдельным вопросам. Рассмотрим историю развития и перспективы аудиторского рынка в России.

Понятие аудита

Аудит вообще — это проверка деятельности компании. Если рассматривать это понятие в широком смысле, то анализу подвергается не только учет, но вообще все бизнес-процессы: производство, логистика, управление персоналом и т.п. Причем такую проверку могут проводить не только сторонние организации, но и сотрудники самой компании (внутренний аудит).

Но от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит именно как внешнюю проверку финансовой отчетности для подтверждения ее достоверности (п. 3 ст. 1). В дальнейшем будем использовать термин «аудит» именно в этом узком смысле.

Кто обязан проходить аудит

Условия для обязательного аудита установлены . Критерии «обязательности» касаются разных аспектов бизнеса.

Проверку должны проходить организации, «отобранные» по следующим признакам:

  1. По организационно-правовой форме — акционерные общества.
  2. По способу привлечения капитала — те компании, чьи ценные бумаги торгуются на бирже.
  3. По виду деятельности — кредитные и другие финансовые организации, а также фонды и их управляющие компании.
  4. По масштабам бизнеса — организации с годовой выручкой, превышающей 400 млн руб., или стоимостью активов баланса, превышающей 60 млн. руб.
  5. По формату предоставления отчетности — те, кто сдают отчеты в консолидированном виде.

Важно отметить, что этот перечень является базовым, но список категорий юридических лиц, подпадающих под обязательный аудит, им не ограничивается.

Отдельными федеральными законами установлен обязательный аудит, например, для госкорпораций, застройщиков, привлекающих средства населения, саморегулируемых организаций и т.д.

История аудиторского рынка

Необходимость контроля за финансовой деятельностью была понятна людям еще в античные времена. Так, в Древнем Риме и Греции была налажена система контроля за расходами из казны, а также за крупными рабовладельцами и чиновниками высшего ранга.

Сам термин «аудит» (от латинского audit — слушание) появился в XII веке в Великобритании, а первый закон, регулирующий деятельность аудиторов, был принят в 1285 году.

Современный рынок аудита начал развиваться в той же Великобритании еще в 18-19 веках. Промышленный рост вызвал появление множества новых компаний, финансовую отчетность которых было необходимо проверять.

Анализ рынка аудиторских услуг в РФ

В современной России необходимость в аудите возникла при переходе к рыночной экономике. На первом этапе здесь преобладали крупнейшие зарубежные компании, стремившиеся освоить новый перспективный рынок.

Но во второй половине 90-х годов «на сцену» выходят и отечественные аудиторы. Таким образом, российский рынок аудита по сравнению с западным очень молод, его возраст — немногим более 20 лет.

Первые отечественные аудиторские компании появились в двух столицах. Эта тенденция сохранилась и до сих пор. В Москве сосредоточено более 1/3 фирм (34-35% за последние несколько лет), еще около 9% находятся в Санкт-Петербурге. Таким образом, на все остальные регионы приходится немногим более половины аудиторских организаций.

Кроме двух «столичных» федеральных округов, наибольшее количество аудиторов работает в Поволжье и Сибири.

В первые годы своего развития рынок аудита в РФ рос весьма интенсивно. Если в 2001 году его объем оценивался примерно в 5,5 млрд руб., то к 2008 году суммарная выручка российских аудиторских компаний превысила 50 млрд руб., т.е. выросла более чем в 9 раз.

Но после кризиса 2008 года началась стагнация и в дальнейшем статистика рынка аудита показывает, что ежегодные темпы роста не превышали 3-5%, т.е. «не дотягивали» даже до уровня инфляции.

А в 2017 году рынок «упал» и в абсолютных показателях (до 55,4 млрд руб.), чего не наблюдалось с 2010 года. Снижение по сравнению с предыдущим периодом составило 2,9%, причем интересно то, что «виноваты» в этом лидеры рынка — компании «большой четверки». Без их учета показатели 2017 года даже незначительно выросли по сравнению с 2016 годом (на 0,6%).

Проблемы российского рынка аудиторских услуг

Описанное выше состояние рынка аудита связано не только с общими кризисными явлениями в российской и мировой экономике, но и с проблемами аудиторской деятельности в РФ.

В первую очередь — это кадровый вопрос. Работа аудитора требует весьма высокой квалификации, а уровень дохода специалистов в последние годы оставляет желать лучшего.

Важно!

Заказчики аудиторских услуг зачастую выбирают компанию исключительно по ценовому критерию. Поэтому тем фирмам, которые хотят остаться на рынке, приходится демпинговать, а значит — они не имеют возможности платить своим сотрудникам достойное вознаграждение.

Также многих начинающих специалистов отпугивает и сложность сдачи квалификационного экзамена.

Кроме того, недостаточно разработана и методология аудиторской деятельности. На начальном этапе развития рынка ей не уделялось должного внимания, т.к. участники процесса были сосредоточены на создании и развитии новых компаний.

Но сейчас, когда первичный этап роста завершен, необходимо уделять больше внимания концептуальным вопросам.

Рейтинг аудиторских компаний

Рэнкинг ведущих аудиторских компаний РФ ежегодно публикует агентство RAEX. Первые строчки в нем традиционно занимают представители «большой четверки». В 2017 году их суммарная доля на рынке составила 46%.

Среди отечественных компаний, которые успешно конкурируют с мировыми лидерами, можно отметить БДО «Юникон». Эта организация работает с 1989 года, т.е. фактически является ровесницей аудиторского рынка в РФ.

Но специфика аудита такова, что здесь важны не только формальные экономические показатели, но и такой критерий, как деловая репутация. В октябре 2018 года совет по аудиторской деятельности (САД) дал актуальные разъяснения понятия репутации применительно к аудиту.

Для компаний, а также индивидуальных аудиторов, которые уже являются членами саморегулируемых организаций (СРО) к фактам, которые «чернят» репутацию, относятся:

  1. Причастность к даче заведомо ложного аудиторского заключения.
  2. Грубое нарушение правил независимости или кодекса этики два и более раза в течение трех лет.
  3. Уклонение от проверки, проводимой СРО или уполномоченным государственным органом.
  4. Исключение из реестра или из СРО (для физических лиц – руководство исключенными фирмами).
  5. Ущерб от некачественных аудиторских услуг, доказанный в суде.

Для тех аудиторских фирм или независимых специалистов, которые только собираются вступить в СРО, репутационные ограничения будут другими:

  • нарушения в сфере ведения бизнеса (в т.ч при банкротстве), финансов, налогов и сборов;
  • отказ в государственной регистрации по основаниям, порочащим деловую репутацию;
  • если руководитель организации уже был причастен к управлению компаниями, исключенными из СРО.

Важно отметить, что закон определяет безупречную деловую репутацию как одно из обязательных условий для приема в СРО. Но если организация или аудитор уже являются членами СРО, то «пятно» на репутации само по себе не является основанием для исключения (пункты 2 и 15 ст. 18 закона № 307-ФЗ).

Тенденции и направления развития аудита в РФ

В 2017 году была начата работа над законопроектом № 273179-7, который существенно реформирует правила ведения аудиторской деятельности в РФ.

Основные изменения следующие:

  1. Сужение круга лиц, подлежащих обязательному аудиту. Для этого предлагается повысить лимит по годовой выручке с 400 до 800 млн руб., а по активам баланса — с 60 до 200 млн. руб.
  2. Вводится понятие общественно-значимой организации (ОЗО). К ним относятся публичные акционерные общества, компании, чьи акции торгуются на бирже, госкорпорации и т.п. К аудиторским компаниям и специалистам, допущенным к проверке ОЗО, будут предъявляться повышенные требования — количество сотрудников, наличие у них единых аттестатов, стаж работы и т.п.
  3. Отдельно выделяются ОЗО на финансовом рынке. Контролировать аудиторов, проверяющих эту группу ОЗО, будет ЦБ РФ.

Согласно экспертным оценкам, предлагаемые поправки окажут на рынок двойственное влияние. С одной стороны — он уменьшится, за счет ухода мелких заказчиков и работавших с ними компаний. Но с другой стороны — повышение требований к качеству проверок и уровня внешнего контроля неизбежно заставит оставшихся игроков поднять цены.

В целом предлагаемые изменения должны привести к развитию рынка за счет повышения качества аудиторских услуг.

В настоящее время законопроект № 273179-7 готовится ко второму чтению.

Как пройти аудит без проблем

Руководству предприятия, проходящего проверку, не следует думать, что его заботы ограничены только выбором аудитора.

Немало работы будет и у бухгалтеров проверяемой компании. Вот лишь некоторые требования к содержанию финансовых документов, которые необходимо учесть при подготовке к аудиту:

  1. Нужно помнить, что проверке подлежит только бухгалтерская отчетность, т.е. баланс, отчет о финансовых результатах и обязательные приложения к ним. Дополнительную информацию о компании, не связанную с числовыми показателями отчетности, аудиторы не проверяют.
  2. Перед формированием отчетов следует провести инвентаризацию не только материальных активов, но и всех обязательств, включая оценочные. Дебиторскую задолженность по выданным авансам и кредиторскую № 273179-7 по полученной предоплате необходимо указать в балансе без НДС.
  3. Организации-экспортеры не должны вычитать из выручки суммы «вывозных» пошлин.
  4. Если компания строит новый объект на месте демонтированного, то в его первоначальную стоимость нужно включить оценочные обязательства, связанные с ликвидацией прежнего объекта.
  5. В пояснительной записке к отчетности должна быть раскрыта информация о существенных рисках, связанных с деятельностью организации. Они могут быть финансовыми, страновыми, репутационными и т.п. Везде, где это возможно, следует оценить степень риска в численных показателях.

Штатный бухгалтер компании, увы, далеко не всегда может учесть все нюансы, необходимые для того, чтобы проверяющие признали отчет достоверным.

Заказать услугу

14. Ульянов И. П., Попова Л. В. Бухучет : пособие для бухгалтера и менеджера. — М. : Бизнес Ин-форм, 1999. — С. 140.

15. Усатова Л. В. Формирование управленческой и налоговой составляющей учетно-аналитичес-кой системы расходов в условиях неопределенности в период трансформации международных стандартов : автореф. дис. … д-ра экон. наук. -Орел, 2008.

16. Хахонова Н. Н. Теоретико-методологическое исследование категории «учетно-аналитическая

система» управления коммерческой организации // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9-1.-С. 231-234.

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AUDIT IN THE RUSSIAN FEDERA T/ON

Loseva Alia Sergeevna, PhD of Economics, Associate Professor

Fetskovich Igor Vladimirovich, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Finance and Accounting, Michurinsky State Agrarian University, Michurinsk

Keywords: economics; auditing; auditing; auditors; audit services market.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются основные тенденции развития аудита в РФ как одного из самых эффективных видов независимого экономического контроля. Проведен анализ рынка аудиторских услуг, позволяющий делать выводы об ужесточении государственного контроля в области аудиторской деятельности и обострению конкуренции. Сформулированы перспективные направления развития аудита, основанные на совокупности внутренних и внешних экономических факторов.

Ключевые слова: экономика; аудит; аудиторская деятельность; аудиторы; рынок аудиторских услуг.

УДК 657.6 ВАК РФ 08.00.12

©Лосева А.С., 2018 © Фецкович И.В., 2018

ЛОСЕВА Алла Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент

ФЕЦКОВИЧ Игорь Владимирович, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Финансов и бухгалтерского учета, Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск

В современной экономической жизни в условиях нестабильности внешней среды увеличивается значимость аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

На сегодняшний день не вызывает сомнений, что аудиторская деятельность является особым и единственным инструментом, предоставляющим руководству, собственникам и заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта достоверную, качественную, своевременную и объективную информацию об имуществе и обязательствах организации.

Общая классификация аудиторской деятельности представлена следующим образом (рис. 1).

Развитие аудиторской деятельности в РФ происходило на фоне позитивных и динамичных изменений условий хозяйствования. Развитие аудиторской деятельности берет начало с того момента, когда в 1987 -1988 гг. были зарегистрированы первые аудиторские фирмы. В 1987 г. появилась первая организация «Интераудит», оказывающая аудиторские услуги и непосредственно занимающаяся аудитом.

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

аудит

аудиторские услуги

и.

восстановление и ведение учета

составление отчетности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налоговое консультирование и налоговый учет

автоматизация учета

управленческое консультирование, разработка бизнес планов и инвестиционных проектов

Рисунок 1 — Общая классификация аудиторской деятельности

Начиная с 1990-х гг., институт аудита в России стремительно развивается, и к 2001 г. выходит на качественно новый уровень. В этот период аудиторские организации и индивидуальные аудиторы успешно функционировали почти во всех крупных городах страны.

На развитие аудита как особого института оказывало влияние множество внешних и внутренних факторов. К ним относятся не только экономические, но и юридические, политические, социальные, факторы.

В настоящий момент можно отметить масштабное развитие аудиторской деятельности в России. Вместе с этим научно обоснованное и полное внедрение аудита в практику экономики страны еще не подкреплено в достаточной степени необходимыми теоретическими исследованиями и методическими разработками.

В ходе исследования выделены следующие этапы становления аудита в РФ (табл. 1).

Таблица 1 — Основные этапы становления аудита в РФ до 2017 года

Период Особенности этапа

до 2001 г. становление российского аудита и принятие отечественных стандартов аудиторской деятельности

2001- 2009 гг. появление законодательной основы аудиторской деятельности, принятие Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2009-2017 гг. введение нового Федерального закона от 30.12.2008 N Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности», переход к саморегулированию, появление

нового типа квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого

саморегулируемои организацией

С начала 2017 г. аудиторская деятельности в нашей стране развивается в качественно новом направлении. Прошедший год можно смело назвать революционным в истории развития аудиторской деятельности РФ.

Основные особенности и характерные черты нового этапа, кардинально отличающие его от предыдущих, заключаются в существенных изменениях совокупности условий функционирования аудиторской деятельности. Изменения непосредственно связаны с полным переходом на международные стандарты, образованием двух саморегулируемых организаций аудиторов вместо ранее действовавших в РФ пяти при существенном сокращении численности сотрудников, а также усилением внешнего воздействия со стороны государства.

Исследования позволили выделить следующие группы компаний (организаций), функционирующих в настоящее время на российском рынке аудиторских услуг (рис. 2).

Изменение динамики количества индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций выступает своеобразным показателем действия совокупности экономических условий хозяйствования и эффективности осуществляемой государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Прослеживается снижение общего количества аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: Так, 10,79%; 8,33%; 22,22% за 2013-2016 годы, соответственно.

В таблице 2 представлена динамика аудиторских организаций по Федеральным округам РФ.

Наибольшее число аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Центральном Федеральном округе (в 2016 году 9,5%), а

наименьшее — в Дальневосточном (в 2016 году 0,60%). За рассматриваемый период численность аудиторских организаций и аудиторов по Федеральным округам Российской Федерации изменилась незначительно в сторону снижения в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Уменьшение аудиторских организаций прослеживается по всем Федеральным округам .

ш %

о

ш

2: о

о ^

л

■X ■X ■X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 — Функционирование рынка аудиторской деятельности в РФ

Таблица 2 — Динамика субъектов аудиторской деятельности,2015-2016 гг.

Федеральный округ аудиторские организации, тыс. индивидуальные аудиторы, тыс. аудиторы (без индивидуальных), тыс. аудиторы -всего, тыс.

2015г. 2016г. 2015г. 2016г. 2015г. 2016г. 2015г. 2016г

Российская Федерация 4,41 4,42 0,70 0,62 20,81 19,00 21,51 19,60

в том числе: Центральный 2,12 2,11 0,31 0,21 10,0 9,31 10,30 9,51

Северо-Западный 0,51 0,52 0,07 0,06 2,50 2,30 2,60 2,40

Южный 0,31 0,30 0,11 0,10 1,40 1,30 1,51 1,42

Приволжский 0,50 0,61 0,10 0,11 2,80 2,60 2,90 2,70

Уральский 0,41 0,30 0,05 0,05 1,50 1,40 1,50 1,40

Сибирский 0,40 0,41 0,06 0,06 1,60 1,30 1,71 1,40

Дальневосточный 0,11 0,10 0,03 0,03 0,70 0,60 0,70 0,61

СевероКавказский 0,06 0,06 0,02 0,02 0,30 0,20 0,30 0,20

На рисунке 3 представлена структура рас-

Как показывает рисунок 3, на Москву приходится в 2016 году более 34% аудиторских

организаций, на Санкт-Петербург — 9%. Остальные организации сосредоточены в других регионах страны. Представленные данные демонстрируют стабильность сложившегося распределения аудиторских организаций в Москве и Санкт-Петербурге и подтверждают сосредоточение крупного и среднего бизнеса преимущественно в указанных городах.

Исследования показали, на малые предприятия (с численностью до 15 человек) приходится более 90% в общем количестве организаций .

В таблице 3 представлены данные о количестве клиентов аудиторских организаций, которым были оказаны услуги в 2014-2016 гг.

Как видно из таблицы 3, в целом по России за исследуемый период наблюдается тенденция к увеличению клиентов аудиторских организаций. В 2016 году по сравнению с 2014 годом количество клиентов возросло на 9,8 %. В таблице 4 показано распределение клиентов аудиторских организаций по видам экономической деятел ьн ости. Да н н ы е та бл и цы показывают, что наибольшую долю в общем количестве клиентов занимают организации оптовой и розничной торговли (более 18%). Наименьший удельный вес занимает экономическая деятельность по добыче полезных ископаемых (1,9% в 2016 году) и финансовая деятельность (1,8% в 2016 году).

Направления развития аудита в нашей стране связано с динамичным развитием рыночных отношений, интеграцией национальной экономики в мировую, привлечением ино-

странного капитала, а также с совокупностью внутренних организационных факторов .

Таблица 3 — Количество клиентов аудиторских организаций по регионам РФ, 2014-2016 гг.

Показатели Россия — всего Москва Санкт-Петербург Другие

регионы

2014 г. 67 857 27 810 5 963 34 084

2015 г. 71 841 27 437 6419 37 985

2016 г. 74 537 27 299 6 586 40 652

Таблица 4 — Распределение клиентов аудиторских организаций по основным сферам хозяйствования, 2015-2016 гг.

Показатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 г.

— оптовая и розничная торговля 18,6

— производство, передача и 2,9

распределение электроэнергии

-транспорт и связь 4,5

-добыча полезных ископаемых 1,6

-финансовая деятельность 2,1

Перспективными направлениями развития аудита на современном этапе экономического развития являются:

— поддержание, развитие и формирование особого доверия общества в целом к результатам работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) за счет повышения качества аудиторских услуг;

— рост конкурентоспособности аудиторских организаций(индивидуальных аудиторов) при одновременном повышении имиджа аудиторской профессии;

— разработка методических и организационных подходов для единообразного применения международных стандартов к отече-

ственной учетной практике, в том числе при осуществлении внешнего контроля качества работы своих членов, осуществляемого как самими саморегулируемыми организациями, так и регулирующими органами;

— развитие интегрированной системы мониторинга и надзора в сфере аудиторской деятельности, а также разработка обоснованных мер ответственности аудиторов;

— совершенствование инфраструктуры аудиторского рынка.

В ходе развития аудиторской деятельности особое значение в рыночных условиях приобретает вопрос о постоянном по-: вышении уровня профессионализма и компетентности аудиторских кадров.

Примечания:

2. Гусева A.C. Эффективность функционирования масложирового подкомплекса в условиях развития интеграционных процессов (на материалах Тамбовской области) : дис. … кандидата экономических наук / Мичуринский государственный аграрный университет. — Мичуринск : Наукоград РФ, 2008.

Доля в общем количестве клиентов, %

2016 г.

18,5

4,4 1,9

СО

1-Н

о си

-О X

г-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си

К>Г V Ё

THE ASSESSMENT PARAMETERS THE EDUCATIONAL SERVICES QUALITY LEVEL

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ KA ЧЕСТВА УДК 303.823

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВАК РФ 08.00.05

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *