Регулирование торговли

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шульженко, Ирина Сергеевна, 2006 год

1. Гражданский кодекс РСФСР.// Ведомости РСФСР. 1964. № 24. ст. 12.

2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. // Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, № 26. ст. 733.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2. Часть 1 — СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301. Часть 2 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410, 1999. № 51.

4. Федеральный Закон от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996 № 5. Ст.411.

5. Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5.

7. Закон СССР » Об индивидуальной трудовой деятельности в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, № 47, ст.964.

8. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, № 26, ст.385.

9. Закон СССР «О кооперации СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1989, № 19, ст. 350.

10. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, №7, ст. 101.

11. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД РСФСР, 1990, № 30, ст. 418.

13. Закон «О предприятиях в СССР» // Известия. 1990. 12 июня.

15. Федеральный закон от 02.12.94 № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3303.

18. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. Утв. Постановлением Правительства РФ. От 9 сентября 1993г. // САПП РФ 1993 г. № 39, ст. 3613.

19. Постановление ЦИК и СНК от 27 октября 1921г. «О свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения» // Законодательство о промышленности. Ч. 3. Москва-Ленинград, 1925, ст. 147-159.

20. Постановление Президиума ВСНХ от 25 марта 1931 г. «О мероприятиях по улучшению системы снабжения промышленности» // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5

21. Постановление ЦК КПСС и Совете Министров СССР от 30 сентября 1965г. » Об улучшении управления промышленностью» // Собрание постановлений Правительства СССР, 1965, № 19-20, ст. 152.

22. Постановление Совета Министров СССР от 27 января 1967г. № 63 «О мероприятиях по улучшению организации и планирования материально-технического снабжения» // Собрание постановлений Правительства СССР, 1967, № 4, ст. 13.

23. Постановление Совета Министров СССР от 27 марта 1974г. «Об утверждении положения о производственном объединении (комбинате)» // Собрание постановлений Правительства СССР, 1974, № 8, ст. 38.

24. Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1975г. «Об утверждении положения о научно-производственном объединении» // Собрание постановлений Правительства СССР, 1976, № 2, ст. 13.

25. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987г. № 818 «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, № 26, ст. 385.

26. Собрание постановлений Правительства СССР, 1988, № 24-25, 1988, ст. 70.

27. Постановление Правительства РФ от 03.10.94 г. № 1121 «О создании Федеральной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» // Собрание законодательства РФ. 1994, № 24, ст. 2643.

28. Постановлением Правительства РФ от 26.09.97г. № 1224. Собрание законодательства РФ. 1997, № 40, ст. 4593.

29. Постановление Правительства РФ от 31.03.97г. № 360 утверждена программа «Структурная перестройка и экономический рост в 19972000 годах» // Собрание законодательства РФ. 1997, № 19, ст. 2230.

30. Постановление Правительства РФ от 30.10.97г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ. 1997, № 44, ст. 5078.

31. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1998 г. № 1159 » Об усилении государственного регулирования в сфере производства иоборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1998. № 41. Ст.5029.

32. ГОСТ 17527- 86. утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999г. № 242-ст) // Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России. Москва. ИПК Издательство стандартов. 1999.

33. ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». Принят и введен в действие с 1 июля 1998 г. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1997г. № 439. // Официально опубликован не был.

34. Закон г. Москвы «Об оптовых продовольственных рынках» от 25 ноября 1997г // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5.

35. Закон г. Москвы от 9 октября 1998г. № 29 » О торговой деятельности в городе Москве» // Вестник Мэрии Москвы. № 6 Март 1999г.

36. Закон Ставропольского края «О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края» от 24.06.2002г. № 26-КЗ // Гарант — справочная правовая система Гарант 5,5.

37. Постановление Правительства Ставропольского края «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края» от 23.04.2003г. № 67-П // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5.

38. Постановление правительства Ставропольского края от 28.04.98, № 302. «О мерах по созданию регионального товарно-оптового рынка края» // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5.

39. Постановление Правительства Ставропольского края «О мерах по формированию единой системы биржевых торгов при закупках продукции для государственных нужд ставропольского края» от 24. 04 2002г. № 74-П // Гарант справочная правовая система Гарант 5,5.vl

40. Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.04.2003г. № 67-П «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края» // Гарант справочная правовая система Гарант 5,5.

41. Постановление Губернатора Ставропольского края от 28. 04. 98 № 302 «О формировании регионального товарного оптового рынка края» // Справочно-правовая система Гарант. Гарант 5,5.

42. Положение «Об оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения». Утв. Госснабом СССР 15 апреля 1975г. № 4 ст. 13.

43. Положение о поставках товаров народного потребления (утв. Постановлением СМ СССР от 25 июля 1988г. № 888) // Собрание Постановлений Правительства СССР (отдел первы) № 24-25, 1988г., Ст.70.

44. Положение «О поставках продукции производственно-технического назначения» (утв. Постановлением СМ СССР от 25 июля 1988г. № 888) // Собрание Постановлений Правительства СССР (отдел первый) № 2425, 1988г., Ст.70.

46. Приказ Минсельхозпрода РФ Роскомторга от 1 декабря 1994г. № 292/95 «Об утверждении примерных правил торговли на оптовомпродовольственном рынке» // Гарант — справочная правовая система Гарант 5,5.

48. Правила организации и проведения торгов на НП «Северо-Кавказская универсальная биржа» // www. RSEC.RU.

49. Письмо Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 г. № 17-1-17/1947 «Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым». Текст письма официально опубликован не был. См.: Справочно-правовая система «Гарант».

50. Письмо департамента налоговой политики Минфина РФ от 13 мая 1999 г. № 04-03-13 «О налогообложении». Текст письма официально опубликован не был. См.: Справочно-правовая система «Гарант».

51. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.10.97. № 18.

52. Вестник Высшего Арбитражного Суда 1998. №3.

53. Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1999. №3.

54. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. №8.

56. Агарков М.М. Обязательства по советскому гражданскому праву. Вып. 3. М.: Юриздат, 1940г. С. 192.

57. Андреева JI.B. Продажа товаров: Руководство по подготовке и заключению договоров. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 176.

58. Андреева JI.B. В защиту необходимости договора оптовой купли-продажи //Хозяйство и право. 1999. № 11 С.93.

59. Анисимов С. От распределения к торговле// Экономика и жизнь. 1990. № 3.

60. Анохин B.C. Предпринимательское право. М. 1999. С. 161.

61. Анохин B.C., Аборнева О.И. Регулирование коммерческой деятельности в рыночных условиях. Воронеж. 2000. С. 7.

62. Антимонов Б.С. Основания договорной ответственности социалистических организаций. М.: Госюриздат, 1962. С. 175.

63. Бадалов JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика. 1982. С. 180

64. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск. Издательство Красноярского университета, 1985. С. 120.

65. Балабанова JI.B. Оптовая торговля. Маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990. С.207.

66. Бел отелов Е.П. и др. Переход к рынку средств производства на основе оптовой торговли. Ташкент: Мехнат, 1991. С.36.

67. Брагина JI.A., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: ИНФРА М., 2000. С.560.

68. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: «Статут», 2000. С.800.

69. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.: «Статут», 1997. С.682.

70. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск.: Наука и техника, 1967. С.259.

71. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М.: Юридическая литература, 1976. С.213.

74. Васильев С.С. Лахман И.Л. Сущность советской торговли Товародвижение и оптовая торговля. Госторгиздат. М. 1958. Вып.1. С.59.

75. Вахнин И. Понятие оптовых сделок оптовой купли-продажи и поставок // РИСК. №6. 1997. С.76.

77. Вердников В.Г. Функции хозяйственного договора. Труды ВЮЗИ. Т XXI. М.1971. С.206.

78. Вильянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков 1958. С. 298.

79. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. Минск. 1998. С.223.

81. Витрянский В.В. Договор поставки товаров. М.: «Статут», 1999. С.212.

82. Витрянский В.В. Договор: порядок заключения, изменения и расторжения. Новые типы, (комментарий к новому ГК РФ) М., 1995. С.98.

83. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С.283.

84. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики: учеб пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 232.

85. Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М., 1972. С. 168.

86. Галанов В.А., Басов А.И. Биржевое дело. М., 2000. С.73.

87. Голикова С.В. Организация оптовой торговли на рынке России. М., 1999. С. 115.

88. Голикова Н.Б. «Торговля и предпринимательство в феодальной России». М. 1994. С.305.

89. Голубкина Т.С. Торговые вычисления. 2-е изд. М. 2002. С. 123.

92. Гражданское право: учебник. В 2-х т. T.l/под. ред. е.а. Суханова. М.: БЕК, 1993. С. 384.

93. Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая. / Под. ред. О.Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996. С. 389.

94. Гражданское право: В 2-х т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000. С.816.

95. Гражданское право: В 2-х т. Том 2: полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000. С.704.

97. Гражданское право. Том 2 учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 630.

98. Герчикова И.Н. «Международное коммерческое дело».

99. Грибанов В.П. Договор купли-продажи по советскому гражданскому праву. М., 1956. С.68.

100. Грибанов В.П. Эффективность правовых средств в обеспечении качества продукци. Часть 2. М.: Изд-во Московского университета. 1988 С. 297.

101. Даненбург В., Монкриф Р., Тэйлор. Основы оптовой торговли практический курс: Санкт-Петербург: Нева, 1993. с.212.

102. Дабринян М.М. Торговля и производство: хозяйственные связи. М.: «Экономика» 1984. С. 225.

104. Джингарадзе А. Правовое регулирование безопасности и качества товаров и услуг важнейшая государственная задача // Хозяйство и право. 2000. № 2 С.20.

105. Дернбург Г. Пандекты. Обязательственное право. М.: Университетская типогр. 1911.2-е изп. С.490.

106. Дихтяр Г.А. Внутренняя торговля в дореволюционной России. М.: 1960. С. 237.

107. Единообразный торговый кодекс США. М.: МЦФЭР, 1996. С. 426.

108. Заробинский Е.А. Договор купли-продажи и договор поставки по советскому гражданскому праву. М.: 1959. С. 367.

110. Зинченко С.А., Колесник Г.И. Предпринимательское право. Ростов-на Дону.: 2001. С. 153.

111. Зыбина А. Оптовая торговля: новые горизонты (на примере Пермской области) // Современная торговля. 2004. №10 С. 57.

112. Зыбина А. Инновационные процессы в региональной оптовой торговле. // Современная торговля. №1 2005. С.23.

113. Иванов А.А. Закон о товарных биржах и биржевой торговле // Правоведение, 1992. № 6. С. 5-6.

114. Инструкция Госкомстата РФ от 01.04.1996 № 25 // Экономика и жизнь, 1996. №25.

115. Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Автореферат д.ю.н. Д., 1954. С.38.

116. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С.880.

117. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М.: Госюризд., 1961. С.381.

118. Клейн Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М.: Юрид. лит., 1976. С. 190.

119. Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М.: Юрид. лит., 1991. С.206.

120. Комаров А.С. Правовые вопросы товарообменных сделок. М.: ТЕИС, 1994. С.199.

121. Комлев С.А. Внутренняя торговля США: организационно-структурные сдвиги М., 1987. с. 176.

123. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. №4 С. 67.

124. Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции. (Гражданско-правовой договор и его функции.) Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1980. С. 25

125. Краснов Н.И. Реальное исполнение договорных обязательств. М.: Госюриздат, 1959. С. 192.

126. Круглова Н.Ю. Коммерческое право. Учебник. М.: Русская деловая литература, 1999. С. 848.

127. Критсотакис Я.Г. «Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации».

129. Куник Я.А. Договоры в советской государственной торговле. М.: Юрид. лит. 1983. С. 135.

130. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. Ст.- Петербург. 2002. С. 416.

131. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав в законодательстве России. Автореф. Дисс. д.ю.н. 12.00.03. Ростов-на Дону. 2002.

132. Лацис О. По-новому взглянуть. // Коммунист, 1986. № 13. С. 31-48.

133. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. М.: Юрид. лит. 1994. С. 198.

134. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е издание. М. 1974. Т. 44. С. 725.

135. Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М.: Госюриздат, 1962. С. 238.

136. Ломазов М.Е., Швандар В.А. Социально-экономические проблемы стандартизации качества. М.: Изд-во стандартов. 1989. С. 136.

137. Лопатников А.В. «Ущербные договоры» // http:www.irsan.ru/ STAT/uscherb.html

139. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. В 2-х т. Т.2., М.: Изд. БЕК. 1994. С.387.

140. Малеин Н.С. Имущественная ответсвенность в хозяйственных отношениях. М.: НАУКА. 1968. С. 207.

142. Мейер Д.Н. Русское гражданкое право. В. 2-х ч. 4.2 (по исправленному и дополненному 8-ому изданию 1902г.). М. С. 676,49L.

143. В.П. Мозолин «Правовое регулирование рыночных отношений в СССР» под ред. А.А. Рубанова, М.М. Славина. М., 1990. С. 5.

144. Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. С. 149.

146. Николаева Г.А., Щур Д.А. «Оптовая торговля». М., 1998. С.ЗЗ 1.

147. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Учебник. Изд-во «Норма», 1997. С.278.

148. Николаев В.В. Экономические проблемы взаимосвязей легкой промышленности с торговлей по удовлетворению покупательского спроса. Кишинев, 1991. С. 25.

149. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Гос.изд. Юрид. лит., 1950. С. 416.

150. Олейник О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право Т.2. М.,2002. С. 246.

151. Осипова Л.В., Синяева М.И. Основы коммерческой деятельности. Банки и биржи. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1997. С. 185.

154. Парций Я.Е. Новые правила продажи отдельных видов товаров // Хозяйство и право. 1999. № 2. С. 52.

155. Парций Я.Е. Влияние закона «О защите прав потребителей» на формирование условий договора поставки и комиссии // Хозяйство и право. 1999. № 10 С. 78.

156. ЮЗ.Парций Я.Е. Договорные отношения продавца товара с гарантийной мастерской. // Хозяйство и право. 1999. № 5 С. 100.

157. Парций Я.Е. Поставщик. Магазин. Ремонтное предприятие. Условия договоров. М.: Фонд «Правовая культура», 2000. С. 96.

158. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 220.

159. Питер Шлектрием. Форум Оксфордского университета по сравнительному праву. Германский акт о модернизации Обязательственного Права в контексте Общих Норм и Структур Обязательного Права в Европе // http://ouclf.org/articles/schlechtriem2. shtml.

160. Ю7.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность.: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 248.

161. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М.: Юристь. 2003. С.600.

162. Предпринимательское право: Учебник/ Под. ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристь. 2001. С. 416.

163. Принципы международных коммерческих договоров. М. МЦФЭР, 1996. С. 307.

164. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт. 2003. С. 314.

165. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хлзяйственных отношениях. М.: Юрид. лит. 1984. С. 224.

166. Пугинский Б.И. Договор оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 95.

167. Пугинский Б.И. Правовые средства повышения эффективности производства. М.: Юрид. лит. 1980. С. 144.

168. Пугинский Б.И., Сафиулин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит. 1991. С.392.

169. Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М.: Стрикс. 1995. С.111.

171. Российская юридическая энциклопедия. // Гл. ред. А .Я. Сухарев М.: «ИНФРА-М». 1999. — Т. X, С. 1109.

172. Рубинштейн Б.И. Организация оптовой торговли и маркетинга средств производства. Учебное пособие по курсу «Оптовая торговля средствами производства». Саратов: Издательство Саратовского политехнического института. 1990. С.67.

173. Рыбаков В. А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (вопросы теории и практики).: Авторская диссертация насоискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов, 1993. С. 589.

174. Рыжков Н.И. Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике // Московская правда. 1990. 25 мая.

175. Рынок товаров народного потребления: проблемы, перспективы: сборник научных трудов // ВНИИЭТ систем. М., 1990. С. 174.

176. Самощенко И.С., Фаркушин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит. 1971. С. 240.

178. Семенцова Т. «Современные технологии выставочного маркетинга» // Вопросы экономики. 2001. №3.

179. Семеринов В.Н. Стандарты и нормативное информационное обеспечение государства // Государство и право. 1996. № 7. С. 34.

180. Сироткина О.В. Гражданско-правовые договоры в правовой системе Европейского союза: проблемы унификации и гармонизации. Диссертация на соискание ученой степени кад. юрид. наук. Ставрополь. 2004. С. 200.

182. Собчак А.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. JL: Ленинградский университет, 1981. С. 167.

183. Современная торговля. Ангелы рынка. № 2. 2005. С. 20.

184. Современная торговля. Продается дистрибьютор. № 9. 2004. С. 71.

185. Соловьяненко Н.И. Правовове рагулирование рыночных отношений в СССР / под ред. Рубанова А.А., Славина М.М. М. 1990. С.50.

186. Строгович М.С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. №.5. С. 72-78.

189. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. С. 351.

190. Халфина P.O. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М.: АН СССР, 1954. С. 237.

192. Феонова JI.A. Внешнеэкономические контракты. М., 1994, С. 219.

193. Утка В. Поставка товаров ненадлежащего качества // Хозяйство и право 2000. №7. С.100.

194. Утка В. Ответственность за нарушение прав потребителей // Хозяйство и право 1998. № 12. С. 119.

195. Шеленков Н.Б. Российское биржевое законодательство: Опыт краткого критического анализа // Государство и право. № 7. С. 60.

196. Шеленкова Н. Правовые институты связанные с биржевой деятельностью // Российская Юстиция, 1997. №12. С. 42-44

197. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: По изданию 1907 г. М.: Спартак, 1995. С. 556.

198. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права / По изданию 1914. М. Спарк, 1994. С. 335.

199. Шкундин З.И. Обязательство поставки товаров в советском праве. М., Министерство юстиции СССР, 1948. С. 206.

200. Шмиттгофф К.М.: Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. -М.: Юрид. лит., 1993. С. 161.

201. Щербаков В.В. Хозяйственные связи в процессе материально-технического обеспечения. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1991. С. 289.

204. Энтин В. Электронная торговля в Европе // Современная торговля. № 7. 2004. С. 54.

206. Яковлев В.Ф. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 4. С.6.

207. Bundersgezetzblatt 2001 I 3138. Издание на двух языках (Немецкий и Английский) тех положений BGB, на которые повлиял этот Акт.

209. Jauernig/Schlectriem, BGB-Kommentar, 9-th ed. Beck Munchen 1999, §635 no 16,17.

210. L.J. Brett в Randall v Newson, 2 Q.B. 102 (С.A. 1878).

УДК 33

Экономические науки

Ломова Екатерина Сергеевна, магистр Тамбовский Государственный Технический Университет

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ УЧЕТА ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В статье раскрываются теоретические аспекты и особенности учета товаров в организациях розничной торговли, а также вопросы нормативного регулирования такого учета. На сегодняшний день, в России, изучение и анализ особенностей бухгалтерского товарного учета особо актуально по причине того, что торговые операции для наибольшего количества предприятий являются основными и занимают главное место в системе экономических связей между субъектами экономической деятельности. Предприятия сферы торговли имеют одно важное свойство, заключающееся в том, что при организации деятельности фирма покупает товары по одной первоначальной цене, а продает по другой, с учетом наценки. В этом случае под товаром понимается любой актив, который организация приобретает для последующей перепродажи. К таким активам может быть отнесена недвижимость или оборудование по высокой цене, и другие товары, предусмотренные спецификой деятельности компании.

Ключевые слова: учет товаров, розничная торговля, нормативное регулирование, бухгалтерский учет.

Keywords: goods accounting, retail trade, regulatory regulation, accounting.

Правовое регулирование торговой деятельности, на сегодняшний день, осуществляется не только в соответствии с общими нормативно-правовыми актами, но со специальным законом о торговле и торговой деятельности, в котором изложены основные аспекты государственного регулирования. В соответствии со статьей 1 п. 3 законе о Торговле «Розничная торговля» -торговля, определенный вид торговой деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров, для использования их в личных, семейных и иных целях.

В приказе Минэкономразвития России от 12.05.2010 №-185 говорится о том, что оборот розничной торговле состоит в основном, из выручки от продаж товаров населению, для личного, семейного пользования, за наличный расчет или по кредитной карточке. Как правило, это происходит для удовлетворения личных и семейных потребностей.

Основной Федеральный закон от 06.12.2012 №402 ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором раскрываются общие подходы к бухгалтерскому учету. Данные подходы, показывают требования к ведению первичных учетных документов и учетных регистров .

Если смотреть со стороны названия и статуса, то нормативные документы, как правило, различаются на четыре уровня (рисунок 1):

Президента, законодательные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета

Стандарты по бухгалтерскому учету

Указания, инструменты, Документы по

комментарии, письма бухгалтерскому

Минфина РФ учету

Рисунок 1 — Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

К нормативным документам первичного уровня относятся Гражданский кодекс РФ, в котором раскрываются основные понятия «сделка», «договор купли-продажи», «договор поставки», «цена товара», «качество товара». Продажа товаров в розничной торговле осуществляется, как правило, на основе договора купли-продажи. Основой данного договора является то, что момент оплаты товара приобретенного покупателем, и его передача розничным продавцам, по общему правилу совпадает. Статья 493 ТК РФ гласит, договор розничной купли-продажи считается заключенным, в тот момент когда, выдается продавцом кассового или товарного чека покупателю, который подтверждает факт оплаты товара .

К нормативному регулированию также относятся, Трудовой кодекс «О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и т.п.

Нормативные акты второго уровня, содержат основные стандарты по бухгалтерскому учету. Стандарты — это свод основных правил бухгалтерского учета, устанавливающих основной порядок учета определенного объекта. На сегодняшний день, существует 21 стандарт (положение), по бухгалтерскому учету. Данные стандарты разработаны в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также с программой по ведению бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности .

Можно выделить основные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, которые регулируют торговый товарооборот в РФ;

— ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — совокупность основных способов ведения бухгалтерского учета в организации, первичные наблюдению, стоимостное измерение, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

— ПБУ 9/99 «Доходы организации» — основные доходы от обычных видов деятельности, является выручка от продажи продукции и товаров;

— ПБУ 10/99 «Расходы организации» — расходы бывают трех видов, по обычным видам деятельности (продажа, приобретение товаров, оказание услуг) операционные доходы (выбытие, списание основных средств, плата за временное использование активов организации, штрафы, пении, дебиторская задолженность) внереализационные расходы (содержание переданного имущества по договору, проценты по долговым обязательствам) .

К третьему уровню, относят методические указания, а также, рекомендации и инструкции отдельных вопросов по бухгалтерскому учету. Можно выделить главные указания:

1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств — это есть ничто иное как, порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также правильное оформление результатов.

2. Методические указания по учету и оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли — правильное документального оформления приема, хранения и отпуска товаров.

Четвертый уровень, в основном рабочие документы самого предприятия. Виды основных документов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— документы по работке учетной политики предприятия;

— первичные учетные документы, утвержденные и заверенные руководителем предприятия;

— графики документооборота на данном предприятии;

— план счетов бухгалтерского учета, утвержденный и заверенный руководителем предприятия;

— формы внутренней отчетности, утвержденные и заверенные руководителем предприятия.

На основании первичных документов осуществляется учет движения товаров: товарные накладные, счет фактур, накладные на внутреннее перемещение товара, карточки складского характера .

В розничной торговле, учет товаров (рисунок 1), как правило, осуществляется на счете 41.2 «Товары в розничной торговле», несколькими способами.

Таблица 1 — Способы учета товаров

Способ учета Особенности учета

Стоимость приобретения Дт 41.2 «Товары в розничной торговле. Кт 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками»

Продажная цена На 41.2 счете собирается сумма по счету поставщика Дт 41.2 Кт 60, затем добавляется наценка Дт 41.2 Кт 42

В первом случае учитывается фактические затраты на их приобретение товаров. Во втором же случае, товар оценивается в учете, по продажным ценам. Наибольшее количество предприятий розничной торговле, ведут учет по продажным ценам.

Поступление товаров осуществляются следующие проводки:

— Дт 41 «Товары» Кт 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» -отражена цена на приобретение товаров;

— Дт 19 «НДС на добавленную ценность по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» — отражена сумма начисленного НДС;

— Дт 41 «Товары» Кт 42 «Торговая наценка» — отражена разница между продажной ценой товара и поступивших товаров и стоимостью их приобретения.

Сумму торговых наценок, можно определить по проценту, который рассчитывается исходя из отношения суммы товарной наценки на остаток товаров в начале месяца. Отражение товаров по ценам продажи, определяет только их стоимостной учет в организации. Ведь по учету продажным ценам, можно легко определить сумму реализованных товаров. Она будет точно соответствовать сумме выручки, которая поступила в кассу и зафиксирована контрольно-кассовой машиной (рисунок 2), при помощи печатание чека .

Главный плюс при ведении этого метода состоит в том, что величина продаваемой продукции определяется на основе показателей кассовых счетчиков. Прежде чем списать товар, продавец обязан посчитать полученные чеки и сверить их с кассой суммой выручки. Все данные обязаны совпадать. При несовпадении данных значений проводится сверка чеков, при помощи контрольно-кассовой ленты у кассира. Это необходимо что бы понять, как ведется контроль двух материально-ответственных лиц, продавца и кассира.

Таблица 2 — Запись поступления товаров

Описание учета Способ учета

Отражено приобретение товаров, цена без НДС Дт 41, Кт 76

Отражены транспортные расходы, сумма эти расходов без НДС Дт 44, Кт 76

Отражен НДС, за приобретенный товар и транспортные расходы Дт 19, Кт 76

Отражена товарная наценка на приобретенные товары Дт 41, Кт 42

Библиографический список:

1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. — М.: Проспект, 2015. — 424 а

3. Русак Н.А., Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Стражев В.И. Мигун О.Ф.. — Минск:» Высшая школа», 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания функционирования товарных рынков и их правового регулирования.

В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития, произошли существенные изменения в правовом регулировании экономической деятельности в целом. За последнее время торговля претерпела значительные изменения, поскольку, как указано в Стратегии развития торговли в Российской Федерации1, торговая деятельность в любом виде имеет большое значение и играет важную роль в государстве и его отдельных регионах.

Необходимо отметить, что создание новой системы хозяйственных отношений включает формирование правовой среды регулирования коммерческих отношений в государстве, как за счет государственных методов, так и инструментов саморегулирования. Тем не менее, до последнего времени регулирование торговой отрасли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций; отсутствием механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний; отсутствием ценового контроля по большинству товарных позиций; отсутствием требований экологического контроля для торговых организаций; слабым вмешательством со стороны ФАС России; отсутствием внимания к вопросам подготовки кадров; отсутствием

1 Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года» // Документ официально не опубликован / СПС КонсультантПлюс

регулирования оптовых и дистрибуционных компаний; существенным делегированием полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой — привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Практика торговой деятельности доказывает необходимость адаптации нормативно-правовой базы в данной сфере к новым условиям деятельности, которые вызваны состоянием рыночной экономики, модернизацией системы государственного управления, процессами глобализации, в том числе, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию и развитием Таможенного союза и др.

Действительно, экономическая интеграция неизбежно приводит и к правовой интеграции, усилению роли международных и межгосударственных образований, что, в первую очередь, проявляется в сфере торговли.

До недавнего времени правоотношения в торговой деятельности были предметом регулирования основного акта — Гражданского кодекса РФ, а также целого ряда федеральных законов: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О защите конкуренции» и т.д., однако данные нормативные правовые акты регулировали лишь отдельные аспекты, возникающие при осуществлении деятельности на товарном рынке.

Несмотря на принятие специального Федерального закона от 28.12.2009 № Э81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой

деятельности в Российской Федерации» , необходимо отметить, что по-прежнему отсутствует единая централизованная система регулирования товарного рынка, не выработаны действенные механизмы создания и поддержания конкурентной среды в товарном обороте, не разработаны средства унифицированного договорного обеспечения торговой деятельности, что сказывается негативным образом на состоянии правового регулирования данной отрасли в целом.

Кроме того, указанным федеральным законом не решены вопросы правовой специфики оптовой и розничной торговли, структурных взаимоотношений между органами власти и участниками торговой деятельности, правовые аспекты создания торговых сетей, саморегулирования в сфере торговли, а также правового обеспечения новых форматов торговой деятельности, которые неизбежно требуют специализации и изменения подходов в правовом регулировании отношений, существующих в сфере товарообращения.

Таким образом, указанные выше обстоятельства, а также выявленные правовые проблемы в сфере правового регулирования торговой отрасли в целом, заключения коммерческих договоров, необходимость государственного регулирования и контроля в этой сфере, внедрения механизмов саморегулирования, предопределили выбор темы диссертационного исследования и обусловили ее актуальность и значимость.

Степень научной разработанности темы диссертации. В настоящее время правовые аспекты торговой деятельности являются предметом исследования большого количества работ в юридической, экономической, управленческой сферах, однако большинство из них затрагивают только общие вопросы правового регулирования торговли без учета современной специфики и расширения товарного рынка.

2 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // С3 РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2

Тем не менее, необходимо отметить, что, несмотря на большое количество работ в рассматриваемой сфере, правовые проблемы развития торговой деятельности по действующему законодательству Российской Федерации представляются недостаточно разработанными в современных условиях, что еще раз доказывает актуальность и значимость проведенного диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе определения правового режима торговой деятельности, правового положения субъектов торговли, выявления правовых средств обеспечения указанной деятельности в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы судебной практики, а также мнения и положения различных авторов, изложенные в научной литературе по вопросам правового регулирования торговой деятельности.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе научно-практического анализа действующего законодательства Российской Федерации, практики развития и реализации торговой деятельности, научных разработок и положений, разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности участников торговых правоотношений и элементов регулирования торговой деятельности в целом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать правовой режим торговой деятельности по законодательству Российской Федерации.

2. Исследовать правовой статус объектов торговой деятельности.

3. Рассмотреть понятие и виды участников торговой деятельности.

4. Выявить проблемы развития саморегулирования в сфере торговой деятельности.

5. Обозначить систему договоров, опосредующих торговую деятельность.

6. Предложить правовые механизмы формирования конкурентной среды на товарном рынке.

7. Сформулировать научные выводы и предложения, выработать научно-практические рекомендации по устранению существующих пробелов правового регулирования торговой деятельности в России в современных условиях.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность общенаучных и специальных методов познания общественных отношений, которые использовались автором для проведения объективного исследования предмета исследования и решения поставленных задач, в частности: индукция, дедукция, анализ, синтез, историко-правовой, логико-юридический, диалектический, системный анализ, сравнительное правоведение и т.д.

В частности, диалектический метод использовался для исследования правового режима торговой деятельности во взаимосвязи и отличии от других видов экономической деятельности и элементов товарного оборота. Метод системного анализа применялся при исследовании системы правового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации за счет способов государственного воздействия на отрасль в целом и развития саморегулирования в указанной сфере. Кроме того, метод системного анализа использовался при определении системы договоров, опосредующих торговую деятельность в России.

Логико-юридический метод применялся при рассмотрении действующего законодательства и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулирующих различные аспекты торговой деятельности, а также при выявлении существующих пробелов и формулировании путей их разрешения.

Теоретическую основу диссертационной работы составляют научные исследования, монографии, публикации в периодических изданиях, учебная литература и иные работы российских правоведов, исследующих правовые аспекты торговли, деятельности субъектов торговой деятельности по

Нормативная основа диссертационной работы представлена положениями Основного закона Российской Федерации — Конституции, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др., подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и иных актов, регулирующих объект диссертационного исследования.

Эмпирическая основа диссертационной работы заключается в материалах правоприменительной практики федеральных органов исполнительной власти, судов и арбитражных судов, постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, материалах научно-практических и международных конференций, докладов и семинаров.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором проведено комплексное исследование общетеоретических и практических проблем осуществления торговой деятельности по законодательству Российской Федерации в современных условиях.

В диссертации сформулированы дефиниции отдельных элементов торговой деятельности, в том числе торгового рынка, распределительного центра и др.

Предложены изменения в действующее законодательство относительно уточнения понятия торговой деятельности, а также сделаны выводы о разработке нормативных правовых актов в сфере электронной торговли, оптовой торговли и т.д.

Аргументирована позиция относительно внедрения механизмов саморегулирования в сфере торговли, создания федеральной информационной для субъектов торговой деятельности и потребителей, совершенствования системы заключения коммерческих договоров и т.д.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические выводы и практические предложения, выносимые на защиту:

1. При исследовании правового режима торговой деятельности сделан вывод, что такая деятельность включает не только приобретение и продажу товаров, но и совершение сопутствующих услуг, опосредующих торговлю.

На основании проведенного анализа сформулировано авторское определение торговой деятельности как предпринимательской деятельности, направленной на отчуждение одной стороной (продавцом) оборотоспособного товара другой стороне (покупателю) на основании заключения и исполнения соответствующих гражданско-правовых договоров, а также на оказание сопутствующих услуг в сфере купли-продажи указанного товара. Данное определение необходимо внести в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» и соответствующие ГОСТы как наиболее полное и отражающее сущность торговли.

2. При исследовании отдельных видов торговой деятельности выявлено, что, несмотря на активное развитие инновационных способов торговли, в

и

частности, электронной торговли в сети Интернет, отсутствует правовая основа для регулирования такой торговли. На основании проведенного исследования предложено разработать и принять Федеральный закон «Об электронной торговле», который бы позволил адаптировать действующие механизмы торговой деятельности к современным реалиям международной и региональной торговли, за счет формирования понятийного аппарата в данной сфере, закрепления прав и обязанностей субъектов такого вида торговой деятельности, определения правил заключения и исполнения сделок с использованием электронных документов и т.д.

3. Доказано, что в настоящее время с учетом конструктивных изменений в товарообороте российского государства, необходимо говорить о таком термине, как торговый рынок, при этом в основу определения такого рынка следует поместить правоотношения между различными субъектами торговой деятельности, а элементы взаимосвязанности товаров.

Сформулировано определение торгового рынка, который представляет собой совокупность правоотношений, возникающих при осуществлении торговой деятельности производителями, торговыми организациями и иными продавцами, потребителями, посредниками, а также другими субъектами купли-продажи товара или оказываемых сопутствующих услуг, направленных на обращение потребительских, производственных и иных товаров в пределах определенной территории.

4. При исследовании правового положения субъектов торговой деятельности и инфраструктуры товарного рынка выявлено отсутствие в законодательстве Российской Федерации положений о правовом статусе оптово-посреднических и складских организаций, в частности, распределительных центров.

Сделан вывод о необходимости восполнения пробелов в законодательстве относительно деятельности таких субъектов и предложено

включить в ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» следующее определение:

Распределительный центр — коммерческая организация или совокупность коммерческих организаций, входящих в систему инфраструктуры товарного рынка, оказывающих услуги субъектам торговой деятельности по транспортировке товаров потребителям, хранению товаров на складе, упаковке и переупаковке товаров, фасовке, маркировке, сертификации, таможенному оформлению, а также оказанию иных сопутствующих торговле услуг в целях контроля за повышением эффективности рационального товаропотока, качества товаров, и стабильности товарного рынка.

5. Сделан вывод о необходимости внедрения в нормативные правовые акты и практику механизмов саморегулирования субъектов торговой деятельности за счет внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» относительно правового положения саморегулируемых организаций в торговой сфере, их создания, управления, деятельности, контроля за входящими в них субъектами.

6. Предложено внедрить в систему заключения коммерческих договоров на товарном рынке использование конкурсных способов, в том числе в виде проведения торгов в сети Интернет.

Сделан о вывод о возможности признания заключения коммерческого договора на торгах конкурентным способом продажи товаров, что позволит оптимизировать процедуру заключения и исполнения договоров в торговой деятельности.

7. В целях укрепления конкуренции на товарном рынке и усиления информационного обеспечения субъектов торговой деятельности предложено создать федеральную систему обеспечения производителей, торговых посредников, покупателей и иных участников товарооборота

оперативной информацией за счет образования и правового обеспечения деятельности общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков.

Для успешного внедрения такой системы необходимо также создать сеть региональных центров, оказывающих информационно-маркетинговые услуги, при формировании систем наблюдения за состоянием товарных рынков в государстве, механизмов распространения какой-либо информации, в том числе рекламной, а также формирования статистических информационных банков данных.

Теоретическая значимость полученных результатов обусловлена тем, что теоретические материалы, изложенные и проанализированные в диссертации, представляют интерес для дальнейших исследований правовых проблем регулирования торговых правоотношений, в том числе правового положения субъектов данных правоотношений и выполнения ими соответствующих требований. Результаты диссертационного исследования могут повысить научную разработанность рассматриваемых отношений и расширяют теоретические представления о комплексе торговых правоотношений в российской экономике.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для устранения выявленных проблем и пробелов в нормативной правовой основе регулирования торговой деятельности, и совершенствования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности.

Полученные результаты могут быть также использованы в правоприменительной практике различных участников торговой деятельности организаторов торговли, судебных органов, практикующих юристов в данной сфере, иных практических работников и исследователей теоретических проблем в сфере торгового оборота. Кроме того, результаты

диссертационной работы могут быть применимы в разработке специальных учебных дисциплин и программ, лекционных и практических материалов по гражданскому, предпринимательскому, коммерческому праву и другим курсам.

Апробация результатов диссертационной работы заключается в том, что сформулированные положения и научно-практические рекомендации, выводы и предложения были обсуждены и прошли рецензирование на заседаниях кафедры частного права юридического факультета ИЭУП ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», а также нашли отражение в научных работах автора, опубликованных статьях в периодических изданиях, обсуждены на международных конференциях.

Разработки и результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс юридического факультета ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» при чтении курсов лекций различных форм обучения по дисциплинам «Гражданское право», «Коммерческое право».

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертации, и заключается в содержании введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИИ

1.1. Правовая характеристика торговой деятельности по законодательству Российской Федерации

В настоящее время торговля является одним из наиболее развитых направлений экономической деятельности и гражданского оборота, что возможно проиллюстрировать положительной динамикой развития торговой деятельности в государстве. Торговля практически представляет собой исполнение обязательств по договорам купли-продажи в системе организационного обеспечения процессов товаропотоков .

В Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года4, отмечено, что торговая отрасль на протяжении последних лет является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, опережающей по темпам роста многие отрасли. Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В секторе торговли действуют около 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых — индивидуальные предприниматели.

Торговля с экономической точки зрения выступает в качестве определенной общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение экономических потребностей общества.

Кроме того, торговля представляет собой вид профессиональной деятельности с выраженной предпринимательской направленностью. Центральную часть современного коммерческого права составляют

3 См.: Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013.

4 Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года» // Документ официально

правоотношения по купле-продаже товаров. Однако впоследствии с развитием промышленного производства товаров, обострением конкуренции, возникающими кризисами перепроизводства товаров появилась потребность в иных видах деятельности, способствующих увеличению объема продаж, завоеванию новых рынков сбыта, расширению ассортимента товаров, в связи с чем стали развиваться различные новые виды деятельности: посредническая, в области рекламы, по оказанию информационно-консультационных услуг и иные, основанные на научных познаниях развивающихся новых подразделений экономической науки: маркетинга, менеджмента, логистики. По существу, коммерческое право призвано служить правовым сопровождением логистики.

С юридической точки зрения, торговую деятельность можно также представить как разновидность предпринимательской деятельности, которой присущи все установленные в законе признаки (ст. 2 ГК РФ): самостоятельность, осуществление на свой риск, в целях извлечения прибыли, в результате систематического осуществления определенных действий теми субъектами, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и определенном статусе.

Необходимо отметить, что основным критериальным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является направленность на извлечение прибыли. Но еще более существенным отличием торговой деятельности от иной, даже связанной с получением прибыли, является то, что в торговле прибыль должна извлекаться систематически. Другими словами, занятие торговлей осуществляется не в разовом порядке, а в качестве постоянной деятельности, т.е. профессионально. В этом отношении профессиональный торговец противопоставлен покупателю-непрофессионалу, в качестве которого в гражданском обороте чаще всего выступают граждане-потребители, что

обусловливает необходимость их дополнительной защиты как слабой стороны правоотношения (защита потребителей).

Еще одним важным признаком торговой деятельности как деятельности предпринимательской является необходимость специальной регистрации осуществляющих ее лиц. Важность регистрации субъектов торговой деятельности определяется ее публичным характером, поэтому в интересах общества в целом и отдельных потребителей в частности становится необходимым государственный контроль за лицами, занимающимися публичной деятельностью с целью извлечения прибыли. В некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Промышленный комплекс объединяет разнообразные отрасли материального производства, в том числе добывающие: нефтедобывающую, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность, перерабатывающие: металлургическую, химическую, нефтехимическую, медицинскую, лесозаготовительную, деревообрабатывающую, оборонную легкую, пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и другие виды промышленности. Каждая из этих отраслей имеет свои подотрасли и входящие в их состав предприятия.

Общие правовые основы организации промышленного производства, в том числе основы административно-правого регулирования в сфере промышленного производства, па федеральном уровне не определены. Соответствующий федеральный закон отсутствует.

Не менее важное значение в функционировании всей экономики имеет торговая деятельность, т.е. вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю, оптовую и розничную. Общие правовые основы административно-правового регулирования торговой деятельности определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Административно-правовое регулирование промышленного производства и торговой деятельности осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ определяет основные направления государственной промышленной и торговой политики, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных программ в области развития промышленного производства и торговли, принимает нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные вопросы функционирования промышленного производства и осуществления торговли, в частности утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих административноправовое регулирование в этих сферах, порядок лицензирования отдельных видов промышленной и торговой деятельности, правила продажи отдельных видов товаров и т.п.

Минпромторг России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

  • • по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;
  • • по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, лесной, целлюлюзо-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов; по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер, предусмотренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 09.12.2010, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования;
  • • федерального органа по техническому регулированию;
  • • функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установленной сфере деятельности (см. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 438).

В ведении Минпромторга России находится Росстандарт, который осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений. В частности, оно организует: экспертизу проектов национальных стандартов; проведение испытаний средств измерений; проведение поверки средств измерений; утверждение национальных стандартов; проведение работ по аккредитации. Данное Агентство выполняет функции национального органа по стандартизации (см. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294).

Минэнерго России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

  • • топливно-энергетического комплекса, в том числе но вопросам электроэнергетики;
  • • нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
  • • газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности;
  • • магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;
  • • возобновляемых источников энергии;
  • • освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов (см. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400).

Функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленности и торговли осуществляют, в частности, следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Ростехнадзор, находящийся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (см. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401);
  • 2) Росалкогольрегулирование, находящееся в ведении Правительства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за законностью производства и оборота, в том числе оптовой и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • 3) Роспотребнадзор, находящийся в ведении Правительства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей, в том числе за соблюдением правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

За нарушение законодательства, действующего в сферах промышленности, энергетики и торговли, предусмотрена административная ответственность (гл. 9, 14 КоАП).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *