Рекомендации аудитора

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, целью которой является выражение мнения о ее достоверности во всех существенных аспектах. Результат такой проверки — аудиторское заключение. Отчетность должна быть прозрачной и вызывать доверие у заинтересованных лиц.

Цели бухгалтерского аудита

Если в случае проведения обязательного аудита его цель прозрачна и предопределена Международным стандартом аудита МСА 200, применяемым с 1 января 2017 года, а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1, то при инициативном аудите бухгалтерской отчетности компании могут преследовать различные цели в зависимости от потребностей бизнеса:

  • проверка состояния учета и его достоверности при смене бухгалтера;
  • привлечение инвесторов;
  • банковское кредитование;
  • участие в тендерах;
  • минимизация налоговых рисков.

Когда проводится аудит

Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.

Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.

Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.

Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:

  1. 57 случаев — в 2013 году;
  2. 56 случаев — в 2014 году;
  3. 60 случаев — в 2015 году;
  4. 69 случаев — в 2016 году.

На заметку!
Список обязательно аудируемых лиц за 2016 год пополнили микрофинансовые компании и в отдельных случаях — политические партии. Об этом напоминает информационное сообщение Минфина России от 11 января 2017 года № ИС-аудит-13.

На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для:

  1. Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:
    • с балансовым объемом выручки 400 млн рублей или со стоимостью активов за предшествующий период — 60 млн рублей;
    • представляющих и раскрывающих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  2. Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:
    • компаний (помимо АО), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    • профессиональных участников РЦБ или организаторов торговли на товарном (финансовом) рынке (вне зависимости от ОПФ — для бирж, торговых систем, брокерских, дилерских, депозитарных, управляющих компаний или ведущих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
    • кредитных организаций (в том числе, для головных кредитных организаций банковской группы (холдингов) и бюро кредитных историй);
    • клиринговых (процессинговых) организаций;
    • микрофинансовых компаний;
    • страховых компаний (в том числе, для обществ взаимного страхования и профессиональных объединений страховщиков);
    • организаторов азартных игр (операторов лотерей);
    • кооперативов (кредитных — с численностью свыше 2тыс. человек или кооперативов второго уровня, а также жилищных накопительных кооперативов и девелоперов, привлекающих средства долевого участия);
    • саморегулируемых организаций (СРО);
    • некоммерческих организаций (с целевым капиталом свыше 20 млн рублей; организаций — получателей дохода от целевого капитала в размере более 5 млн рублей за отчетный период или УК по доверительному управлению целевым капиталом балансовой стоимостью свыше 45 млн рублей; иностранных агентов; политических партий с объемом пожертвований или расходов свыше 60 млн рублей или с государственным финансированием).
  3. Организационно-правовых форм организаций:
    • акционерных обществ;
    • государственных корпораций и компаний;
    • ФГУП, состоящих в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2176-р (в последней редакции от 30 января 2017 года);
    • фондов (включая управляющие компании и депозитарии фондов);
    • публично-правовых компаний.
  4. Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).

Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.

Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.

Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.

Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?

В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.

Обратите внимание!
Начиная с 1 октября 2016 года на организации, подлежащие в соответствии с требованиями действующего законодательства обязательному аудиту, возложена обязанность по внесению сведений о результатах аудиторской проверки в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — в течение 3 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения.

Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».

Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:

  • отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);
  • непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);
  • неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).
  • невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.

На заметку
Срок давности для привлечения к административной ответственности с момента совершения правонарушения составляет:

  • за отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения — 2 года;
  • за непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата — 3 месяца.

Кто проводит бухгалтерский аудит

Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:

  • Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.
  • Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.

Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:

  • аудиторы не должны являться сотрудниками или собственниками аудируемого лица;
  • не должны являться близкими родственниками собственников или сотрудников;
  • аудитор или аудиторская компания не должны проводить восстановление бухгалтерского учета в проверяемой компании.

Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.

Какие документы проверяют аудиторы

Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.

Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.

Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.

По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание!
С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Рассмотрим этапы проведения аудиторской проверки:

  1. Подготовка к аудиту (этап планирования). Этот этап условно можно разделить на два. Вначале аудитор формирует план проверки, определяет необходимое для нее время, аудиторскую группу и направляет письма-запросы. Далее, при «выходе на проект», составляются план работы по участкам бухгалтерского учета и участникам аудиторской группы, программа аудита, запрашиваются документы.
  2. Сбор и анализ данных (проведение аудита). На этом этапе проверяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, соответствие отражения операций в регистрах требованиям законодательства, уставные документы, учетная политика компании, достоверность расчетов и прочие существенные разделы, а также осуществляется сбор аудиторских доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Формирование и выдача аудиторского заключения. На основании произведенной на втором этапе проверки и собранных доказательств анализируются все существенные факты хозяйственной деятельности, формируется мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и выдается аудиторское заключение.

Получение аудиторского заключения, безусловно, главная цель проверки. Выдаваемые по результатам аудиторской проверки заключения можно разделить на два типа:

  1. Немодифицированное аудиторское заключение — выдается в случае, если бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях достоверно отражает факты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица;
  2. Модифицированное аудиторское заключение — представляется заказчику, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения или аудитор вовсе не может подтвердить данные отчетности.

Стоит отметить, что информация, полученная в ходе аудиторской проверки, является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Многие аудиторские организации вместе с аудиторским заключением выдают аудиторский отчет, в котором содержится подробная информация о проведенной проверке, выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению. Данный документ имеет особую ценность именно для самой компании, так как приносит реальную пользу: улучшение качества учета, устранение ошибок и их дальнейшее недопущение.

Где можно заказать услуги бухгалтерского аудита?

С этим вопросом мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Важность аудиторской проверки трудно переоценить, поскольку, помимо соблюдения требований законодательства, компания получает реальную пользу от рекомендаций, данных аудиторской организацией, и в ряде случаев — значительно сокращает свои издержки по налоговым доначислениям, штрафам и пеням. При наличии бухгалтерской отчетности, подтвержденной аудиторской организацией, у компании появляется больше шансов выиграть желаемый тендер и, как следствие, реализовать интересный прибыльный проект. Также в случае затрудненного финансового положения, банки кредитуют на более выгодных условиях те компании, которые готовы предоставить достоверную бухгалтерскую отчетность, составленную по всем правилам.

Что касается конкретных рекомендаций по поводу того, где можно заказать услуги бухгалтерского аудита, то можно посоветовать следующее. При выборе аудиторской компании запросите у организации следующую информацию:

  • дата создания компании;
  • наличие свидетельств о членстве аудиторов в СРО;
  • численность постоянно работающих в штате аудиторов, имеющих аттестаты;
  • количество дополнительных аттестованных сотрудников, которые могут быть оперативно привлечены в «горячий сезон» аудиторских проверок, при реализации срочных или масштабных заказов;
  • опыт отраслевой работы с указанием конкретных компаний;
  • наличие рекомендательных писем от клиентов;
  • место компании в независимых рейтингах аудиторских компаний;
  • стоимость услуг по заданию на выполнение работ.

Прежде всего, обращайте внимание на опыт аудиторской компании. Чем дольше она присутствует на рынке, тем больше практических навыков накоплено в сфере аудита и сопутствующих ему услуг, тем больше собственных наработок имеется у специалистов, тем качественнее сам аудит. Узнайте, сколько проектов выполнено аудиторской компанией и в каких отраслях, по возможности свяжитесь с ее клиентами и обсудите качество услуг.

Отмечу, что подходить к выбору аудиторской организации необходимо ответственно, ну и, конечно, экономить на аудите не стоит, ведь он принесет вам в разы больше пользы, чем затраченные на него средства.

Что касается КСК групп, то мы работаем на рынке аудита уже более 20 лет, среди клиентов — крупнейшие московские компании, наши аудиторы постоянно совершенствуют свои навыки и методы работы».

P.S. КСК групп входит в число лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг. По итогам 2016 года «Эксперт РА» поставило КСК групп в списке крупнейших аудиторских групп и сетей России на 12-е место. Компания оказывает широкий перечень услуг, необходимых в развитии предприятия, включая построение СВК, разработку эффективных маркетинговых стратегий, помощь в привлечении инвестиций и многое другое.

Илья Макалкин, ведущий эксперт объединенной редакции ТН «Бухгалтерский учет и налоги”
ЗАО «МЦФЭР”

Источник: Журнал «Налоговые споры» № 3/2013

Самое важное в этой статье:

  • Случаи проведения обязательного аудита
  • Состав отчетности
  • Отражение задолженности
  • Экспорт
  • Основные средства
  • Поиск полезных ископаемых
  • Риски хозяйственной деятельности

Многие компании перед представлением годовой отчетности обязаны пригласить аудиторов для оценки достоверности отчетности и выдачи заключения. Рекомендации, данные Минфином России аудиторам в письме от 09.01.2013 № 07-02-18/01, помогут подготовиться к визиту.

Случаи проведения обязательного аудита обозначены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности”, а также в других законах. Так, обязательной аудиторской проверке подлежит годовая отчетность:

• ОАО, унитарных предприятий, застройщиков долевого строительства, профучастников рынка ценных бумаг, банков, страховых компаний, бирж, саморегулируемых организаций, жилищных накопительных кооперативов;

• компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;

• фирм, которые составляют консолидированную отчетность;

• компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;

• фирм, у которых сумма активов в балансе по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Но и те компании, которые не обязаны приглашать аудиторов, зачастую делают это, например, в рекламных целях или чтобы получить кредит на более выгодных условиях.

Не секрет, что разногласия с аудиторами при прохождении проверки нередки. Снизить их количество можно, если придерживаться нескольких несложных рекомендаций.

Состав отчетности

Рекомендация 1. Формы бухгалтерской годовой отчетности за 2012 г. должны соответствовать требованиям Закона № 402-ФЗ, вступившего в силу с 2013 г. Это значит, что отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах, а отчет о целевом использовании полученных средств – отчетом о целевом использовании средств (ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Рекомендация 2. Следует четко разграничивать документы, составляющие собственно бухгалтерскую отчетность, и документы, которые ей сопутствуют. Аудиторы дают полное заключение лишь в отношении первой группы документов.

Непосредственно к отчетности относятся бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (для некоммерческих организаций – отчет о целевом использовании средств) и приложения к ним.

Приложениями являются отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения) (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, пп. 2–3 приказа № 66н). Пояснения, как правило, связаны с числовыми показателями баланса или отчета. Они раскрывают сведения об учетной политике компании и содержат дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет,
но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового положения компании. Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно с учетом пп. 24–27 ПБУ 4/99.

Не стоит называть пояснительной запиской дополнительную информацию, сопутствующую отчетности. Такую информацию компания может представить по желанию вместе с отчетностью (п. 39 ПБУ 4/99). Чтобы не вводить в заблуждение аудиторов, в отчетность лучше не включать ссылки на дополнительную информацию. А по названию и содержанию эти сведения не должны выглядеть как пояснение к отчетности. Как правило, дополнительная информация не связана с числовыми показателями отчетов, из нее пользователи отчетности могут получить представление об истории становления, планах развития компании и пр.

С 2013 г. лучше пользоваться термином «пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах”, а не «пояснительная записка”.
Последняя с 2013 г. не входит в состав отчетности. Если назвать по-старому, можно запутать аудиторов.

Рекомендация 3. Место отчета о финансовых результатах в отчетности некоммерческих организаций занимает отчет о целевом использовании средств. Однако НКО, получившие доходы от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, помимо баланса и отчета о целевом использовании средств должны представлять и отчет о финансовых результатах. Если полученные доходы существенны,
а пользователи отчетности о них не знают, им не удастся оценить изменения в финансовом положении НКО (если информации в отчете о целевом использовании средств недостаточно для этого). Такой вывод сделал Минфин России в информации № ПЗ-10/2012.

Рекомендация 4. В компании должен храниться бумажный экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный непосредственно руководителем компании, с указанием даты подписи (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Другие экземпляры отчетности (для представления разным пользователям) могут быть подписаны уполномоченными руководителем лицами, но одними и теми же.

Отражение задолженности

Рекомендация 5. Перед составлением годовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 г. обязательно должна быть проведена инвентаризация не только всех активов, но и всех обязательств компании (ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ, п. 27 Положения № 34н). Это касается также дебиторской задолженности, оценочных и налоговых обязательств.

Рекомендация 6. В балансе дебиторскую задолженность в виде сумм перечисленной поставщикам предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего вычету на основании гл. 21 НК РФ. Кредиторскую задолженность в виде сумм полученной от покупателей предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в бюджет (Рекомендации аудиторам).

Экспорт

Рекомендация 7. Не вычитайте из выручки от реализации экспортируемых из России товаров сумму вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых компанией (Рекомендации аудиторам). Даже если от этого будет зависеть дальнейшая возможность применения спецрежима или сохранение статуса малого (среднего) предприятия. Аудиторы сочтут такое вычитание ошибочным.

Основные средства

Рекомендация 8. В первоначальную стоимость объекта основных средств, который компания строила или продолжает строить, должны включаться суммы оценочных обязательств (п. 8 ПБУ 8/2010):

• на будущий демонтаж и утилизацию старых объектов, расположенных на месте строительства;

• на будущее восстановление окружающей среды после демонтажа и ликвидации.

Если на месте ликвидируемого объекта планируется возведение нескольких новых, то сумма оценочного обязательства распределяется между такими объектами пропорционально базе, обоснованно выбранной компанией (Рекомендации аудиторам).

Рекомендация 9. Регулярные существенные затраты на периодические ремонты, осмотры и диагностику объекта основных средств, возникающие через длительные, более 12 месяцев, интервалы, погашайте в течение указанного временного интервала. Непогашенный остаток таких затрат отражайте в разделе I баланса как внеоборотный актив. Причем Минфин в Рекомендациях аудиторам конкретизирует, что этот показатель должен детализировать данные, отраженные по группе статей «Основные средства”.

Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсах должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 5 ст. 22 Закона об энергосбережении, информация № ПЗ-10/2012).

Затраты на периодические ремонты и обслуживание можно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов” и ежемесячно списывать их проводкой Д 20 К 97 в течение периода времени до следующего ремонта и обслуживания. Чтобы не провоцировать налоговую инспекцию начислить налог на имущество, все-таки спокойнее отразить новоиспеченный актив отдельной статьей не в составе группы статей «Основные средства”, а рядом – просто в разделе «Внеоборотные активы”.

Причем назовите ее максимально конкретно. Например, «Периодические затраты на ремонт и обслуживание основных средств”. Напротив показателя в балансе поставьте ссылку на пункт пояснения к балансу. А в пояснении подробно опишите суть показателя, чтобы не осталось сомнений, что речь идет именно о ремонте и обслуживании, а не о модернизации, реконструкции или достройке.

Поиск полезных ископаемых

Рекомендация 10. Сумма поисковых затрат, отраженная в балансе на 31 декабря 2011 г. как расходы будущих периодов или иной актив, в балансе на 31 декабря 2012 г. (включая сравнительные данные на 31 декабря 2011 г. и на 31 декабря 2010 г.) должна отражаться в группах статей «Материальные поисковые активы” и (или) «Нематериальные поисковые активы” (п. 6 ПБУ 24/2011).

Дело в том, что данные за прошлые периоды должны быть сопоставимы с данными отчетного периода (п. 10 ПБУ 4/99).

Рекомендация 11. В балансе показатели «Нематериальные поисковые активы” и «Материальные поисковые активы” можно не приводить, если компания не несет затрат на поиск, оценку месторождений или на разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 приказа № 66н).

Риски хозяйственной деятельности

Рекомендация 12. В пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах компания должна привести информацию о потенциальных существенных рисках. Риски должны быть представлены в т. ч. в виде численных показателей (п. 6 ПБУ 4/99, п. 14 информации № ПЗ-9/2012, Рекомендации аудиторам).

Раскрытие информации о рисках – одна из составляющих системы внутреннего контроля компании. Такая система должна присутствовать в компании в силу ст. 19 Закона № 402-ФЗ.

Раскрывать риски можно либо в отдельном отчете о рисках, либо в виде пояснений к отдельным показателям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Примерная классификация рисков приведена в информации № ПЗ-9/2012, но можно использовать и собственную классификацию.

Все риски компании делятся на финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.

По каждому виду рисков в годовой отчетности описываются и оцениваются:

• подверженность компании рискам и их концентрация;

• причины возникновения рисков;

• цели, механизм и процедуры управления рисками;

• изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Финансовые риски делятся на три группы: рыночные риски (изменение цен на рынке), кредитные риски (должники не вернут деньги), риски ликвидности (компания не сможет вернуть деньги и попадет на штрафы).

Правовые риски связаны с изменением законодательства. Их можно разделить на группы: валютные, таможенные, налоговые и другие правовые риски. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

Страновые и региональные риски можно разделить на группы: политические риски (национализация, например), экономические (падение спроса), географические (климатические) и пр. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков вследствие ухудшения имиджа компании на рынке (например, из-за публикаций в СМИ и пр.).

Слово эксперту

Ольга Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит”

В Рекомендациях аудиторам по отчетности за 2012 г. Минфин России отметил, что при оценке ОНА и ОНО компании могут использовать метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой «применительно к подходам МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль”». Причем ПБУ 18/02 не содержит ограничений по использованию такого метода. Ранее, в письме от 03.02.2012 № 07-02-08/58 Минфин России придерживался такого же подхода.

В методиках расчета отложенных налогов в МСФО и в ПБУ 18/02 есть различия. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 расчет производится путем сравнения «бухгалтерских” и «налоговых” доходов и расходов. В МСФО отложенные налоги считаются балансовым методом: сравнивается балансовая стоимость актива или обязательства с его налоговой величиной (п. 5 IAS 12).

Методики различаются по описанию, но по своей сути не противоречат друг другу.

Ведь налоговая база актива или обязательства в МСФО – это и есть те расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль (пп. 7 и 8 IAS 12).

Балансовый метод позволяет вообще игнорировать понятие постоянных разниц.

Ведь они связаны исключительно с текущим периодом и, соответственно, не вызывают необходимости признавать отложенные налоги. Постоянные разницы приводят лишь к дополнительным суммам, которые являются составной частью налогового расхода за период. Таким образом, в МСФО не предусмотрены условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль), ПНА и ПНО. Расчет чистой прибыли производят путем корректировок текущего налога на прибыль на ОНА и ОНО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *