Ремонт проводки автомобиля

Какие виды работ относятся к техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Проекты ООД «Объединение потребителей России» Категория: Услуги автосервисов под контроль! Просмотров: 15333

Покупая новый автомобиль, как отечественных, так и зарубежных производителей у официальных дилеров потребитель подписывает так называемое гарантийное соглашение. При этом, он часто мало задумывается о содержании данного соглашения, что впоследствии может создать для потребителя определенные трудности в отстаивании своих прав.

Без преувеличения, во всех таких соглашениях прописывается, что гарантия на автомобиль будет действовать только при условии, что покупатель будет неукоснительно соблюдать периодичность осуществления работ по техническому обслуживанию и своевременность проведения всех видов технического обслуживания и ремонта в авторизованных сервисных центрах. При этом, перечень таких работ по техническому обслуживанию как правило определяется в Руководстве по гарантийному обслуживанию. Содержание же указанных руководств часто вызывает сомнения по их обоснованности.

Но, потребителю нужно знать обязательно, что при возникновении затруднений при разрешении вопроса об отнесении работ к техническому обслуживанию, нужно руководствоваться действующим на настоящий момент Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163) (с изменениями и дополнениями)

Согласно данному классификатору к техническому обслуживанию легковых автомобилей относят:

— Регламентные работы (по видам технического обслуживания)
— Уборочно-моечные работы
— Контрольно-диагностические работы
— Смазочно-заправочные работы
— Регулировка фар
— Регулировка углов установки управляемых колес
— Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей
— Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
— Электротехнические работы на автомобиле
— Регулировка тормозной системы
— Регулировка сцепления
— Регулировка рулевого управления
— Регулировка системы зажигания

В свою очередь к работам по ремонту легковых автомобилей относятся

— Замена агрегатов
— Ремонт двигателей
— Ремонт коробки перемены передач (КПП)
— Ремонт рулевого управления и подвески
— Ремонт тормозной системы
— Ремонт электрооборудования (со снятием с автомобиля)
— Ремонт кузовов
— Ремонт радиаторов и арматурные работы
— Подготовка к окраске и окраска
— Работы по защите от коррозии и противошумной обработке
— Шиномонтажные работы, балансировка колес
— Ремонт местных повреждений шин и камер
— Ремонт деталей
— Ремонт сцепления
— Ремонт ведущих мостов и приводов ведущих колес
— Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей
— Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей

Изучив эту тему, вы должны знать:

— Виды технического обслуживания автотранспорта и их характеристику;

— Какими документами оформляются работы по замене запасных частей, узлов, агрегатов;

— С какой целью и как организуется аналитический учет технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей;

— Порядок синтетического учета технического обслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей и отражение в финансовой отчетности.

На основе полученных знаний вы должны уметь:

— Отличать набор работ при осуществлении различных видов технического обслуживания автотранспортных средств;

— Отличать периодичность видов технического обслуживания на грузовые и легковые автомобили;

— Различать набор работ, относящихся к текущему ремонту, капитальному ремонту, модернизации автотранспортных средств;

— С каких статей расходов состоят прямые расходы автотранспортного предприятия на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию автомобилей;

— Каким первичными документами оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— Какими проводками на счетах финансового и налогового учета оформляются расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей;

— В каких формах финансовой и налоговой отчетности отражают расходы по техническому обслуживанию, ремонтам и модернизаций автомобилей.

План

5.1. Виды техобслуживания и состав.

5.2. Первичный и аналитический учет работ.

5.3. Синтетический учет и отчетность.

5.4. Налоговый учет ремонта и улучшений транспортных средств.

Виды техобслуживания и состав

Состав работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (далее — ТС) изложен в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.1998 г.. № 102 (далее — Положение № 102) .

Под техническим обслуживанием транспортных средств

(ТС) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта во время его использования по назначению, хранения и транспортировки. К техническому обслуживанию ТС относятся: ежедневное обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

ЧТО осуществляется после работы с целью подготовки ТС к дальнейшей эксплуатации.

ТО-1 проводится после пробега определенного количества километров, например, легковые автомобили и автобусы — 5 тыс. Км.

ТО-2 проводится после ТО-1 и определенного количества километров пробега, например 20 тыс км.

СО осуществляется два раза в год (весной и осенью), вместе с очередным ТО-2.

К ЧТО относятся:

1) проверка технического состояния;

2) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;

3) заправки эксплуатационными жидкостями;

4) устранение выявленных неисправностей;

5) санитарная обработка ТС.

К ТО-1 относятся:

1) смазки узлов трения и проверка уровней масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверка уровня жидкости в гидроприводе тормозов, выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя стекла;

2) промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, поддона и фильтрующего элемента воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтра грубой очистки топлива;

3) слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

4) в автомобилях с дизелями — слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверка уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

5) в условиях значительного загрязнения пылью — замена масла в поддоне картера двигателя, слив отстоя из корпусов фильтров очистки масла, очистка отложений внутренней поверхности крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла;

6) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов и устройств автомобиля во время движения или на посту диагностирования.

К ТО-2 относятся:

1) очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя, замена фильтрованного элемента фильтра тонкой очистки масла;

2) прочистки сапунов и добавления масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля;

3) после обслуживания — проверка работы агрегатов, узлов, устройств автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.

К СО относятся:

1) промывки системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувка трубопроводов (осенью), радиаторов отопителя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверка состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировки плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывка и проверка состояния и работы их на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления, промывка и проверка состояния и работы его на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя-распределителя, очистка, проверка его состояния и при необходимости регулировка на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистка, продувка внутренней полости, замена изношенных деталей и смазки подшипников;

8) замена масла в оборудовании спидометра, проверка правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверка исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверка работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установка (снятие) чехлов утепления;

11) сезонная замена масла в соответствии с химмотологической карты. Положением предусмотрена периодичность проведения технического обслуживания ТС (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Периодичность проведения технического обслуживания ТС

Тип ТС

Периодичность видов технического обслуживания, км

ЧТО ТО-1 ТО-2

Автомобили легковые, автобусы

Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобили полно приводные, прицепы и полуприцепы

+4000

Эта периодичность ориентировочная и может быть изменена в соответствии с требованиями сервисных центров. Несоблюдение периодичности не является тем нарушением, которое влечет за собой налоговые или штрафные последствия — в финансовом учете отражаются фактические, а не нормативные затраты по техобслуживанию.

В соответствии с пунктом 3.8 Положения №102, работы в рамках ЕО, ТО и СО не относятся к реконструкции, модернизации, технического перевооружения и других видов улучшения ТС.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности, восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.

Ремонты бывают текущие и капитальные:

а) текущий ремонт проводится для обеспечения или восстановления работоспособности Тз и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Замена шин и аккумуляторных батарей (п. 3.19 Положения №102) к ремонту (улучшение, модернизации) ТС не относится;

б) капитальный ремонт проводится для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса ТС с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых.

Итак, техническое обслуживание заключается в проверке работы узлов автомобиля и их регулировке, наладке, а также замене технических жидкостей и масел. Если же проводится замена отдельных частей (запчастей) автомобиля (за исключением шин и аккумуляторов) — это уже ремонт.

В финансовом учете расходы на ремонты и другие улучшения ТС относят, согласно П (С) БУ 7, на увеличение балансовой стоимости ТС, если такие расходы приводят к увеличению будущих экономических выгод от его использования. Если же указанные расходы не способствуют увеличению будущих экономических выгод — то на расходы периода.

Для того чтобы не допустить ошибки в этом плане, бухгалтер должен требовать от инженерно-технических служб информацию о том, какие работы в период осуществления ремонта были сделаны и как они повлияли на технические характеристики объекта. А уже исходя из полученной информации, делать выводы об изменениях экономических показателей отремонтированного ТС.

ТО и ремонт ТС могут осуществляться двумя способами: подрядным, с привлечением станции технического обслуживания (далее — СТО), и хозяйственным, то есть силами самого предприятия.

В случае подрядного способа ремонтов в соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 2344, с СТО заключается договор. Фактически выполненные работы на СТО оформляются следующими документами: наряд-заказ, акт выполненных работ, квитанция о техническом обслуживании и ремонте ТС. В договоре с СТО желательно заложить требование выписки счетов (нарядов-заказов, актов и т.д.) с разделением расходов на техническое обслуживание и ремонты ТС. В таком случае обеспечивается раздельный первичный учет текущих расходов и расходов, подлежащих капитализации.

В случае хозяйственного способа затраты на ТО и ремонты также целесообразно дифференцировать. Это обеспечивается применением различных аналитических счетов: 2311 «Расходы по техобслуживанию»,

2 312 «Расходы по текущему и капитальному ремонтам». В свою очередь, на каждом из них аналитический учет может быть обеспечен группировкой прямых затрат на статьи:

1. Стоимость израсходованных запчастей и материалов.

2. Зарплата рабочих на ремонтах и обслуживании (водителей, слесарей-ремонтников) по установленным нормам и расценкам за выполненные работы.

3. Отчисления в фонды соцстрахования и пенсионный фонд.

4. Амортизация используемых средств в процессе осуществления работ по ТО и ремонту ТС.

5. Общепроизводственные расходы (переменные в полной сумме и постоянные распределенные).

В случае подрядного способа работ расходы сторонних организаций группируются на тех же аналитических счетах (2311, 2312) с выделением отдельной статье «Услуги сторонних организаций».

Если на предприятии внедрена управленческий учет, последние группировки затрат могут проводиться в реестрах управленческого учета с последующим переносом итогов к финансовому учету — на счет 23.

Работа специализированного автосервиса направлена на предоставление широкого спектра услуг как юридическим, так и физическим лицам. Автосервис может производить ремонт транспортных средств, предоставлять услуги мойки, техобслуживания, специализированного магазина, кафе и т.п. Расскажем в статье, как ведется бухгалтерский учет в автосервисе, какие особенности имеет.

Особенности ведения бухучета в автосервисе

Расчетные операции специализированного сервиса производятся: (нажмите для раскрытия)

  • с физлицами посредством ККМ
  • с юрлицами — по безналичной оплате.

Бухгалтерия обязана вести отдельный учет каждой услуги, движения уставного капитала, денежных средств, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НА) и, соответственно, платежей с поставщиками. Читайте также статью: → «Особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей».

Кроме этого, организация, работающая в системе автосервиса (как и ИП), производит закупку запчастей с материалами, оборудования, инструментария — всего того, что необходимо для проведения ремонтных и иных работ. Использованные ресурсы списываются согласно требованиям законодательства.

Осуществляя деятельность в системе автосервиса, можно вести бухучет удаленно, заключив договор на аутсорсинг с бухгалтерской компанией. Это может обойтись примерно в 8–12 тыс. руб. в зависимости от специфики оказываемых услуг, видов деятельности, режима налогообложения, штата работающих сотрудников, производимых банковских операций и др. Достаточно единожды правильно организовать бухучет и можно избежать регулярных типичных ошибок, которые отрицательно сказываются на финансовых итогах автосервиса.

Первичная документация, используемая в системе автосервиса

Деятельность в автосервисе подразумевает:

  • прием заказов;
  • приведение в исполнение полученных заказов;
  • доведение действительных услуг до клиентуры.

Исходные, начальные документы в этом процессе играют первостепенную роль, поскольку каждая составляющая процесса требует должного оформления. Оплачиваемые услуги могут оформляться как исходными документами, так и при помощи жетонов, кассовых чеков (далее по тексту — КЧ) и т. п.

Исходная документация Что собой представляет?
Договор по техобслуживанию, ремонту Включает:

данные заказчика (юридический адрес) и исполнителя (ФИО, контакты, адрес),

информацию о транспорте (марка, номер, модель),

время поступления заказа, сроки его выполнения, стоимость работ,

список оказываемых услуг с перечислением задействованных материалов и запчастей с их ценой,

гарантию,

ответственность сторон;

клиенту отдается копия

Бланк заказа Заполняет клиент (физлицо) по образцу БО-1
Журнал учета заказов Необходим для регистрации принятых к исполнению заказов
Рекламационный акт Составляется при приеме на ремонт по гарантии
Акт сдачи-приемки Оформляется, когда владелец оставляет свое транспортное средство для ремонта;

фиксирует состояние автомашины, имеющиеся повреждения, комплектацию, отданные запчасти и материалы;

заказчику отдается копия

Номерной талон Выдается при диагностике, мойке, отдельных видах работ при техобслуживании и др.
КЧ Включает:

  • данные организации, предоставляющей услуги;
  • чековый номер;
  • дату поступления заказа и его цену;
  • ИНН;
  • номер ККМ.
Контрольно-кассовая лента, удостоверенная налоговиками журнал кассира-операциониста (КМ-4) и т. д. Это документы, свидетельствующие о платежах клиентов, на хранении остаются до 5 лет
Кассовый отчет Составляется кассиром в конце рабочего дня и сдается с вырученными деньгами
Приходный кассовый ордер Показывает передачу вырученных денег и кассового отчета
Учетная ведомость по движению денег и проведению услуг Необходима для контролирования движения денег (прибытие, траты, остаток);

составляется каждый день по форме № 4 в 2 экземплярах (для бухгалтерии и приемного пункта)

Накладные поставщика, инвойс, товарно-транспортная документация, акт приема для последующего пользования Используются для учета ОС

Подобное документальное оформление, быстрый учет поступающих заказов являются обязательными для осуществления полноценной деятельности в автосервисе, обеспечения контроля над сохранностью, движением заказов и расчетами с клиентурой.

Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса

От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.

Режим налогообложения Особенности применения Налоговая нагрузка
УСН (6% с прибыли) Штат работающих не более 100 чел.;

годовая прибыль до 60 млн;

БСО за ремонт с физлицами;

работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета

Имущественный налог не уплачивается;

основной налог снижается за счет страховых сборов;

обязательно ККМ при реализации запчастей

УСН (прибыль — траты) Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли Не взимается налог на имущество;

обязательно ККМ при реализации запчастей;

если дохода нет, уплачивается 1% от дохода

ЕНВД Только штатные ограничения в 100 чел.;

БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам;

работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами;

запчасти по чекам

Не уплачивают имущественный налог;

основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих;

уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50%

ОСН с НДС Без лимитирования;

БСО с физлицами по ремонту;

с юрлицами — ККМ, расчетный счет

Много налогов, включая НДС;

если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален

ОСН без НДС Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал;

БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ

Большая нагрузка в отношении налогов;

если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят

Таким образом, свою деятельность в системе автосервиса организации и ИП могут осуществлять, находясь на системе налогообложения УСН либо ОСН. При этом некоторые виды деятельности могут подпадать под ЕНВД (НК РФ, ст.346.26, п.2, пп.3). Выбор налогового режима следует производить с учетом указанных выше особенностей их применения и налоговой нагрузки. Читайте также статью: → «Что лучше УСН или ЕНВД для ИП?».

Типовые операции и контировки в бухучете организаций (ИП), занятых в системе автосервиса Перемещение денежных средств в кассе отображается при помощи сч. 50. Операции по расчетному счету учитываются на сч. 51.

Бухгалтерия применяет следующие стандартные контировки: (нажмите для раскрытия)

  • ДТ 50, КТ 46 — реализация за наличные деньги услуг, товаров;
  • ДТ 51, КТ 62 — реализация по расчетному счету услуг, товаров;
  • ДТ 62.01, КТ 90,01 — выполнение ремонта;
  • ДТ 50, КТ 62.01 — платеж физлицом за ремонтные работы;
  • ДТ 51, КТ 62.01 — платеж за починку юрлицом;
  • ДТ 41, КТ 60 — поступление запчастей в автосервис;
  • ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику за запчасти;
  • ДТ 90, КТ 41 — списывание запчастей по мере исполнения услуг;
  • ДТ 62, КТ 90 — автомойка (для физлица);
  • ДТ 50, КТ 62 — платеж за автомойку согласно акту работ физлицом;
  • ДТ 51, КТ 62 — платеж за автомойку согласно счету юрлицом.

Валютные операции отображаются на сч. 52. Принцип учета в большинстве своем подобен операциям по расчетному счету.

Бухгалтерия основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА) в системе автосервиса

ОС в автосервисе — это также часть имущества, которая используется в периоде, превышающем год. К ним причисляют постройки, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т. д. Бухгалтерией для учета ОС используется сч. 08 «Капитальные вложения», 02 «Изношенность ОС», 47 «Реализация, убытие ОС». Читайте также статью: → «Счет 08 в бухгалтерском учете: вложения во внеоборотные активы. Проводки».

Соответствующие операции при поступлении средств отображаются стандартными контировками:

  • ДТ 75, КТ 85 — обязательства учредителей по вкладу;
  • ДТ 01, КТ 75 — главное производство в собственности организации;
  • ДТ 48, КТ «НА» — выбывание на начальную цену объекта;
  • ДТ 05, КТ 48 — выбывание на величину амортизации;
  • ДТ 48, КТ 80 — финансовый итог от убытия НА;
  • ДТ 04, КТ 08 — инвентарная цена НА;
  • ДТ 04, КТ 87 — НА получены на безвозмездной основе.

Бухгалтерия учитывает ОС по начальной их цене во время нахождения их в организации. Траты по ОС — капитальные вложения организации автосервиса.

Пример 1. Основные контировки для отображения операций, связанных с починкой транспорта и использованием запчастей

ООО «Василек» продает запчасти оптом и ремонтирует автотранспортные средства. На организацию поступил заказ по починке автомашины. Во время ремонтных работ использовались запасные части, выписанные со складского помещения. Бухгалтерия отобразила все операции по описанной ситуации стандартными контировками.

Стандартные применяемые контировки Характеристика
ДТ 10-2, КТ 41-1 Выданы запчасти со складского помещения автосервису
Сторно ДТ 68 (НДС), КТ 19-3 Вычет НДС
ДТ 10-2, КТ 19-3 Учитывание НДС в цене запчастей
Сторно ДТ 41-1, КТ 42 Торговая наценка запчастей
ДТ 20, КТ 10-2 Себестоимость запчастей отнесена на ремонтные затраты
ДТ 20, КТ 02 Траты на ремонт автомашины
ДТ 62, КТ 90-1 Доход от выполненных ремонтных работ
ДТ 90-2, КТ 20 Списание себестоимости произведенных работ вместе с ценой запчастей
ДТ 50-1, КТ 62 Заказчиком внесена оплата за выполненные ремонтные работы
ДТ 90-9, КТ 99 Учтен полученный доход от починки автомобиля

Пример 2. Оптимальный режим налогообложения для работы в системе автосервиса и бухгалтерия

К. Д. Леонидов, слесарь по специальности, принимает решение заняться ремонтом автотранспортных средств. Работать собирается один. В такой ситуации ему уместнее зарегистрироваться ИП и выбрать режим налогообложения ЕНВД.

При этом спецрежиме налоговая нагрузка будет минимальная, а прибыль будущий предприниматель сможет расходовать на свое усмотрение. Применение ЕНВД позволит не платить имущественный налог и снижать базу налога на 50% за счет уплачиваемых ежеквартально страховых взносов. Далее К. Д. Леонидов должен заказать БСО и открыть расчетный счет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. К какому режиму лучше отнести починку и техническое обслуживание транспортных средств, осуществляемых в период действующего срока гарантии (по договору с производителем)?

Оптимальным вариантом будет использование ЕНВД (Письма Министерства финансов России № 03-11-05/109 <1> и № 03-11-04/3/88). Следуя разъяснениям министерских писем, руководствоваться нужно ОКУН. В классификаторе ремонтные услуги автотранспорта равнозначны коду «Техническое обслуживание, ремонт транспорта и оборудования». Причем оплата не зависит от того, кому (юрлицу либо физлицу) и каким способом (наличным либо безналичным) производится оплата услуг.

Вопрос №2. На каком счете отображать централизованную закупку запасных частей для специализированного магазина и автосервиса?

Используется сч. 41 «Товары».

Вопрос №3. Как лучше учитывать материалы с запчастями?

Плательщики налогов запасные части и материалы причисляют к расходным материалам. Бухгалтерией используется сч. 10 «Материалы». Их списание производится без торговой наценки, на траты по покупной стоимости.

Вопрос №4. Является ли использование собственных запчастей организации автосервиса в ходе ремонта торговлей либо относится к услуге по ремонтным работам авто?

Все зависит от оформления заказа. Если в договоре по ремонту предусматривается замена запчастей, то ЕНВД уплачивают только за проведение ремонтных услуг. Но когда на запасные части, которые отдаются заказчику, заключается отдельный договор, клиент оплачивает их отдельно. Это значит, что здесь имеет место другой вид деятельности — розничная торговля.

Вопрос №5. Можно ли использовать ЕНВД, когда затраты на ремонт оплачивает страховщик?

Да, ограничений на этот счет нет.

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Для чего нужен акт списания запчастей

Акт на списание запчастей: структура документа

Итоги

Для чего нужен акт списания запчастей

Предприятия, использующие автомобили, регулярно осуществляют учет операций, отражающих оборот запчастей для них. При этом предполагается фиксация следующих основных операций с данными материалами:

  1. Оприходование.
  2. Перемещение из одного подразделения фирмы в другое.
  3. Списание в ремонт.

В каждом случае используются свои оправдательные документы. Если говорить о 3-й операции, то в качестве соответствующего документа многие фирмы задействуют самостоятельно разработанную форму акта списания запчастей на автомобиль, основной особенностью которого становится обоснование необходимости замены соответствующей запчасти.

Этот акт можно использовать в качестве альтернативы таким унифицированным бланкам, как накладная (составляется по форме М-15) или требование-накладная (составляется по форме М-11), которые не всегда отвечают специфике движения запчастей, принятой в организации при списании в ремонт.

М-11 и М-15 — унифицированные формы, отражающие отпуск ТМЦ со склада (п. 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). В то же время актом списания в ремонт можно оформить передачу ТМЦ не только со склада, но и между подразделениями фирмы.

О формах М-11 и М-15 читайте в статьях:

  • «Порядок заполнения формы М-11 требование-накладная»;
  • «Унифицированная форма № М-15 — бланк и образец».

Если списали автомобиль, оставшиеся от него запчасти нужно оприходовать. Как правильно это сделать узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.

Акт на списание запчастей: структура документа

Акт, исходя из требований ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, должен включать:

  • сведения о предприятии (наименование, адрес);
  • название документа, дату его составления, номер;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое списывает запчасти;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое получает запчасти (например, ремонтный цех);
  • информацию о типах списываемых запчастей, об их номенклатурных номерах;
  • данные о количестве и стоимости списываемых запчастей;
  • сведения об используемых счетах для учета списания запчастей в порядке п. 93 Методических указаний № 119н.

Документ может подписываться:

  • представителем подразделения, откуда списываются запчасти;
  • сотрудником ремонтного цеха.

Также свою подпись, подтверждающую корректность составления акта, может поставить на документе главный бухгалтер организации.

Форма акта о списании запчастей вводится в документооборот приказом руководителя компании.

О том, каким может быть документ на списание материалов в производство, читайте в материале «Акт списания — образец».

Где можно скачать образец акта на списание запчастей

Загрузить вариант образца акта вы можете на нашем портале.

Скачать образец акта

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте как правильно отразить в учете ремонт транспортных средств в аренде. Если доступа нет, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Списание запчастей на ремонт используемых автомобилей, как и любая процедура, подлежащая учету, требует оформления оправдательного документа. Таким документом может стать самостоятельно разработанная предприятием форма, такая как акт на списание запчастей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *