Реорганизация слияние

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Компания может реорганизоваться путем присоединения и слияния. В чем различия между этими способами реорганизации?

Прежде чем перейти к различиям двух из пяти существующих форм реорганизации, вкратце напомним суть этих форм реорганизаций.

При присоединении прекращается деятельность одной или нескольких присоединяемых компаний, а все права и обязанности переходят к иной (присоединившей) компании (п.1 ст.53 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ):

ООО «Лютик» + ООО «Василек» = ООО «Василек»

То есть в данном случае речь идет о полной передаче прав и обязанностей к существующей компании в соответствии с передаточным актом, а присоединяемые компании прекращают свою деятельность.

Внесение в ЕГРЮЛ записей, содержащих сведения, связанные с завершением деятельности компании о присоединении к компании другой компании, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения компании, к которой осуществляется присоединение.

Реорганизация путем присоединения: правовые аспекты

Важно!

Само по себе признание недействительным (ничтожным) решения собрания о реорганизации и договора о присоединении компании не может повлечь таких правовых последствий как восстановление компаний, существовавших до реорганизации (определение ВС РФ от 18.03.2015 г. №305-ЭС14-4611).

При слиянии компании создается новая компания с передачей всех прав и обязанностей объединяемых компаний в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.52 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ):

ООО «Лютик» + ООО «Василек» = ООО «Нарцисс»

Таким образом, при данных способах реорганизации, речь идет о полном правопреемстве.

Реорганизация путем слияния компании считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей компании – правопреемника. При слиянии прекращают свою деятельность существовавшие до реорганизации компании.

Гражданско-правовые различия реорганизации путем присоединения от слияния

При реорганизации в форме слияния все объединяемые компании прекращают свою деятельность, а взамен появляется новая компания с совершенно иными реквизитами (новый ИНН, КПП и пр.). Вся информация о «старых» компаниях исключается из ЕГРЮЛ.

При реорганизации в форме присоединения все присоединяемые компании прекращают свою деятельность, но новой компании не возникает. У основной компании, к которой присоединяются иные компании сохраняются все реквизиты (ИНН, КПП и пр.).

И в том и другом случае, реорганизуемая компания обязана уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации путем публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ, п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).

Важно!

Реорганизация в форме слияния предполагает создание новой компании, что делает невозможным сохранение лицензий, разрешений и т.п., которые выдаются на конкретное юридическое лицо.В этом случае лицензии переоформляются в порядке, установленном п.3 ст.18 Закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», только при условии наличия у каждой участвующей в слиянии компании на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных компаний лицензии на один и тот же вид деятельности.Реорганизация в форме присоединения позволяет существующей компании (к которой присоединяются другие компании) сохранить лицензии, разрешения и т.п.

Какие существуют детали при реорганизации в форме присоединения?

Налоговые различия реорганизации путем присоединения от слияния

По общему правилу, установленному ст.50 НК РФ, если реорганизуемая компания лицо не оплатила либо не смогла оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Важно!

При слиянии нескольких компаний их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшая в результате такого слияния новая компания (п.4 ст.50 НК РФ). При присоединении одной компании к существующей компании правопреемником присоединенной компании в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившая ее компания (п.5 ст.50 НК РФ).

Реорганизация как в форме слияния, так и в форме присоединения, чаще всего, используется для оптимизации налогообложения (для применения спецрежима и т.п.).

И больше всего претензий возникает в части присоединения убыточной компании к прибыльной компании. Дело в том, что налогоплательщик, у которого по итогам финансово-хозяйственной деятельности получены убытки, учитываемые при исчислении налога на прибыль, вправе уменьшить налоговую базу на убытки в течение десяти лет, считая с года, следующего за годом получения убытка (ст.283 НК РФ).

А поскольку при присоединении и слиянии компании в части уплаты налогов правопреемник пользуется всеми правами реорганизованного юридического лица, то убытки переходят на новую (при слиянии) и существующую (при присоединении) компанию.

Если убыток реорганизованной путем присоединения компании образовался в последнем для нее налоговом периоде, то правопреемник вправе учесть такой убыток в периоде, следующем за налоговым периодом, в котором произошло присоединение (Письмо Минфина РФ от 30.03.2016 г. №03-03-06/1/17811).

При этом если у компании-правопреемника отсутствуют первичные учетные документы реорганизованного юридического лица, подтверждающие размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые органы отказывают в праве уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Данные выводы соответствуют правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 24.07.2012 г. №3546/12 и поддерживаются арбитражными судами (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 г. №А27-7354/2014, решение АС Свердловской области от 27.07.2015 г. №А60-15039/2015).

Однако если подобная реорганизация имеет единственную цель – минимизация налогов, а не осуществления реальной деятельности, суды могут поддержать позицию налоговых органов о получении необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 13.03.2008 г. №2789/08).

Статья актуальна на 23.06.2016

В настоящее время очень многие компании не могут соперничать с крупными предпринимателями. Всё возникает по множеству причин, и тогда есть несколько вариантов для продолжения деятельности. Одним из них выступает тот, когда компании проходят процедуру слияния. Есть ещё и такое понятие как поглощение, но оно используется реже. Что же такое слияние, каким оно бывает и какие существуют достоинства и недостатки проведения процедуры.

Общая информация

Слияние – это соединение нескольких организаций, вследствие чего образуется единое юридическое лицо, которое считается новым. Это можно охарактеризовать таким образом, что все должны понести некий ущерб, чтобы образовать единое преимущество. Такой тип сделок делится на несколько главных разновидностей:

  1. Слияние форм. Компании полностью прекращают свое самостоятельное существование как юридические лица и как налогоплательщики. Новая компания будет контролировать весь процесс, и управлять всем.
  2. Слияние активов. Здесь речь идет об объединении. В качестве своего вклада в общий капитал выступает передача прав на компании. При этом они сохраняют свою деятельность. То есть, здесь передается только лишь контроль за правами.
  3. Присоединение, которое подразумевает под собой то, что одна из компаний продолжает свою деятельность, а другие прекращают. Компания, которая будет продолжать деятельность, получать все права от остальных, которые в последующем будут ликвидированы.

Помимо этого, сейчас существует огромное количество разновидностей слияния, которые имеют место быть. В любом случае, слияние – это приемлемый вариант, когда многие компании не могут самостоятельно удержать свои позиции на мировом рынке.

Достоинства слияния компаний

Достоинств у проведения этой процедуры достаточно много. Но не каждая компания может дойти до них и встречаются они не все сразу же. Чаще всего, благоприятное окончание процедуры улучшает место компании на международном рынке. При этом главными преимуществами можно отметить следующее:

  • Эффективность, которая касается увеличения масштабов производства. Очень часто компании объединяются и могут заказывать те или иные материалы по закупке для производства по оптовой стоимости. Себестоимость единицы будет уменьшаться. Именно на этом можно неплохо сэкономить.
  • Увеличивается рынок потребителей. Слияние поможет увеличить количество продаж и приведёт клиентов сразу нескольких бывших компаний.
  • Когда объединяются несколько фирм, то можно увеличить территорию работы. При этом каждая из них будет размещаться в определённом городе или стране. И в этом случае, офис будет приносить ту или иную прибыль, и нарабатывать новую клиентскую базу.
  • Снижаются затраты на рабочих. Когда компании объединяются, тогда количество работников уменьшается. Именно поэтому, не нужно платить деньги ненужным работникам, когда затраты могут увеличиваться даже в несколько раз.
  • Увеличивается производительность. При этом вы можете сразу купить новое оборудование, которое до этого не могли для себя приобрести. Можно нанять профессионалов, которые будут выполнять свою работу качественно.
  • Увеличение прибыли. Вы можете, как получить выгодные вложения и инвестиции, так и при увеличении производительности увеличатся ваши продажи.

Преимуществ существует огромное множество. При этом, вы сможете получить хороший результат за меньший промежуток времени. У вас ослабляется конкуренция на рынке, и поэтому вы можете сбывать свой товар с возможностью получения большей прибыли.

Недостатки проведения процедуры

Как и любой процесс, слияние имеет также несколько главных недостатков. К ним нужно отнести следующее:

  • Огромные расходы, которые понесет фирма в первое время.
  • Могут возникнуть проблемы с поставщиками, которые не станут снижать стоимость на закупку материалов.
  • Возникнет нужда в перезаключении договоров с большинством компаний.
  • Всю документацию нужно переделывать под единый стандарт.
  • Некоторые проблемы, которые могут возникнуть из-за каких-либо признаков.

В любом случае, эта процедура имеет огромное количество подводных камней и о них нужно знать и стараться избегать.

Выводы и рекомендации

Процесс по слиянию достаточно сложный, трудоемкий и длительный. Именно поэтому к нему нужно готовиться заранее и помнить обо всех подводных камнях, которые могут встретиться на вашем пути. В любом случае, в первую очередь нужно позаботиться о документации вашей фирмы. Её следует аккуратно привести в порядок, дополнить необходимыми бумагами и составить акт передачи. При этом, лучше привлечь опытного юриста, который уже сталкивался с проведением подобной процедуры.

Как только документальная часть вопроса будет решена, необходимо переходить к следующему этапу. Здесь нужно сразу позаботиться о закрытии всех кредитов фирмы. Помимо этого, все кредиторы и поставщики должны быть заранее уведомлены о реорганизации. Они могут предъявить некоторые ряд требований, которые нужно сразу же выполнить.

Если речь идет об акционерном обществе, то нужно собрать всех представителей и утвердить данное решение. Далее необходимо посетить компании, в которых ваша была поставлена на учёт. Это налоговая контора, пенсионный фонд, служба страхования и многое другое. Всё полностью исчезает, вплоть до печати компании.

Следующим этапом является регистрация человека или компании, на которого оформляются все права. Для этого нужно обратиться в налоговые органы и провести процедуру по установленным правилам.

При проведении лучше соблюдать все эти требования и не отступать от них. Именно тогда вы сможете получить гарантированный результат за малый промежуток времени. Если у вас возникают какие-то вопросы, то лучше обратиться за помощью к опытному юристу, который разъяснит вам их. Если всё пройдёт по законодательным требованиям, то тогда вас обойдут стороной различные неприятности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *