Штраф за срыв погрузки

Во время дефицита вагонного парка операторы ужесточают штрафы для грузоотправителей и грузополучателей за сверхнормативную задержку подвижного состава на путях необщего пользования, хотя еще 2 года назад были вынуждены, наоборот, отказываться от этих штрафов для удобства клиентов. Сейчас аккуратные операторы создают службы претензий и выставляют все штрафы виновным. Однако если ввести автоматическое начисление штрафов в пользу РЖД, то могут пострадать клиенты.

Отношение к штрафным санкциям за излишнее нахождение под процедурами погрузки-выгрузки у участников перевозочного процесса весьма различно и зависит от времени и экономической ситуации. Все параметры взимания средств регулируются договором, в том числе и бесплатное технологическое время, когда подвижной состав должен быть обработан. Однако в период профицита парка на сети операторы, как правило, соглашаются не брать плату за сверхнормативный простой, поскольку часто бывает так, что им просто некуда отправить данный вагон под погрузку, а отстой на магистральных путях РЖД платный. Время оборота заметно падает. В этом случае владельцы подвижного состава не присылают уведомления о начислении штрафных санкций, потому что грузоотправитель просто найдет на рынке другого лояльного оператора, который согласится везти на более выгодных условиях.

Однако в период дефицита, который сейчас переживает рынок, все резко меняется. «Среднее время нахождения полувагонов АО «ФГК» под погрузкой составляет 3-3,5 суток, под выгрузкой — 4 суток, при этом предусматриваемый в договоре норматив под эти операции — 2 суток, — рассказывает первый заместитель генерального директора АО «ФГК» Виктор Воронович. — В таких случаях контрагенту выставляется штраф, сумма которого соразмерна среднесуточной доходности вагона».

Однако, как говорит В. Воронович, сверхнормативный простой негативно влияет как на производственные показатели собственника вагонов, так и на общую ситуацию на сети, поскольку увеличивает дефицит подвижного состава. В то же время сокращение простоя всего на сутки способно высвободить 30 тыс. ед. подвижного состава и значительно снизить нехватку парка. Поэтому грузовладель цы также должны быть заинтересованы в более рациональном использовании подвижного состава, полагает В. Воронович.

Согласны с данной позицией и в Первой грузовой компании. Там говорят, что для ПГК важнее не получение компенсации за сверхнормативный простой, а рациональное использование вагонных ресурсов. «Штрафы, безусловно, улучшают показатели простоев под грузовыми операциями, но это лишь механизм урегулирования вопроса для более эффективной работы, а не принципиальная политика компании», — говорит заместитель генерального директора по логистике ПГК Андрей Рыженков.

В настоящее время ситуация на рынке железнодорожных перевозок остается непростой, в условиях дефицита подвижного состава конкуренция операторов за грузопотоки не снижается и все участники рынка ищут способы повышения производительности вагонного парка, замечает топ-менеджер. В выигрыше будет тот, кто сможет предложить грузовладельцу качественный сервис. Совместными усилиями, уменьшив простои под грузовыми операциями, можно повысить производительность вагона и меньшим парком перевозить большее количество груза. Это позволит сделать железнодорожный транспорт более технологичным и привлекательным для грузоотправителей.

В НОРМАТИВ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ

Между тем призывать соблюдать сроки погрузки-выгрузки легко, но тяжело это осуществить на практике, особенно в сложных технологических и климатических условиях.

Как рассказал журналистам в июне один из представителей ОАО «РЖД», сейчас свыше 10 тыс. полувагонов стоят без операций более 10 суток. В основном речь идет о портах. Нормативы определялись еще в те времена, когда работа шла инвентарным парком, они не предусматривали наличия большого количества операторских компаний, поэтому до сих пор составляют в среднем несколько часов. Но сейчас реальный срок грузовых операций, как правило, больше суток.

«Причины простоев на путях необщего пользования бывают различные, и как минимум половина может быть не связана с виной грузовладельца, — указывает один из представителей крупной угольной компании. — Договоры на эксплуатацию путей необщего пользования не предусматривают интервала по подводу порожняка, и в результате вагонов долго может не быть, а потом перевозчик неожиданно привозит сразу четыре состава. Естественно, одномоментно все вагоны под погрузку поставить невозможно». Вторая половина простоев связана с нехваткой локомотивов или иными проблемами перевозчика.

В то же время порты инвестируют в выгрузочное оборудование и предпринимают необходимые меры для ускоренной выгрузки и отправки вагонов. По данным «Морцентр-ТЭК», значительное время оборота вагона на путях необщего пользования вызвано задержками со стороны припортовых станций РЖД. Стивидоры даже учредили рейтинг скорости выгрузки, лучшие порты в этом рейтинге выгружают вагоны менее чем за 6 часов. Однако в ряде портов действительно по различным причинам происходят серьезные задержки при грузовых операциях и вагоны стоят в среднем более 2 суток.

А. Рыженков говорит, что в ПГК существует регламент основных мероприятий, направленных на предупреждение простоя вагонов на станциях и сокращение времени нахождения их под грузовыми операциями. Это использование межфилиального взаимодействия, направленного на регулирование количества отгружаемых вагонов в адрес проблемных предприятий и станций, выезд специалистов компании на станции и подъездные пути клиентов с последующей совместной выработкой и реализацией мер по решению проблем с простоем, а также разработка совместно с клиентом альтернативного графика погрузки вагонов.

Тем не менее и перевозчик, и представители операторов уверены, что нужнопобуждать грузоотправителей и грузополучателей как можно быстрее возвращать парк на сеть. Для этого предлагается внести поправки в существующую законодательную базу. Так, сейчас Минтранс готовится внести в правительство изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ», по которым ОАО «РЖД» получит возможность напрямую штрафовать грузоотправителей и грузополучателей. Иными словами — в договоре между оператором и грузоотправителем (грузополучателем) должен появиться пункт, который уполномочил бы РЖД взыскивать штрафы. Дело в том, что у РЖД есть лицевой счет грузовладельца, а у операторов — нет. Последние для взыскания штрафов должны обратиться с претензией на ненадлежащее исполнение договора в суд, при этом получить официально заверенные сведения из информационной системы РЖД, которые уже есть у компании. Вполне возможно, что такая мера станет применяться уже в следующем году. Пока же в среде небольших и средних операторов зачастую вопросы решаются «по понятиям».

Впрочем, ряд крупных операторских компаний высказывают серьезные претензии к законопроекту. Как отметили в ООО «Уралхим-Транс», в нем не уточнен статус перевозчика, на основании которого уплата штрафа за задержку вагонов осуществляется именно ему, а не собственнику парка. «В конечном итоге это дополнительный рост тарифной нагрузки на грузовладельцев. При этом если собственником вагона является сам грузовладелец, то уплата штрафа за задержку вагонов в рамках законопроекта является абсурдной», — заметили в компании. Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», соглашаясь с целесообразностью создания стимулов к ускорению оборота вагонов, также не поддержал данный законопроект и отметил необходимость его доработки.

ВСЕМ НУЖНА ИНФОРМАЦИЯ

Далеко еще не все правовые вопросы при взимании штрафов урегулированы, говорит член правления «ОПОРЫ России» Андрей Громовой.

Условия и размер штрафов за сверхнормативный простой вагонов определяются в рамках оказания услуг и прописываются в договоре между владельцем вагонов и заказчиком. Несмотря на то, что услуга по предоставлению подвижного состава должна закрываться по факту ее исполнения, по штрафам, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, срок возможного взыскания составляет 3 года.

На сегодняшний день вопрос оплаты сверхнормативного простоя вагонов трактуется различными собственниками вагонов по-разному. Это может быть и плата за пользование с НДС, и штраф за простой без НДС, и дополнительные расходы, и т. д. Вместе с этим сам размер платы составляет от 1,5 до 3 тыс. руб. за вагон в сутки, а определение параметров ответственности, порядок и сроки предъявления платы устанавливаются индивидуально между оператором и заказчиком. Вопросы размера штрафа, учета, выставления, порядка взыскания относятся к существенным условиям договора. Для всех участников транспортного рынка, по мнению А. Громового, было бы удобно, если бы данная норма была стандартизирована. Нет ничего хорошего в том, что вопросы создания регуляторной модели, стандарта деятельности, разработки типового договора, правил до сих пор не выработаны самим операторским сообществом. Ведь когда услуга оказана и закрыта надлежащим образом с подписанием всех необходимых документов, произведена сверка взаиморасчетов и стороны подтверждают, что претензий друг к другу нет, а потом через год или два получить штрафы за простой вагонов — это неправильно. Всем участникам рынка необходимо унифицировать размер самого штрафа, установить его на календарный год, исходя из устанавливаемой нормы доходности, и не менять в течение установленного периода. Есть случаи, когда изменение договорных условий в отношении размера штрафа являлось препятствием для предоставления вагонов и оказания услуг по перевозке грузов. Грузоотправителии грузополучатели также отмечают, что готовы нести соразмерную ответственность за свои действия в части использования вагона, однако задержка вагонов с момента прибытия до момента отправления происходит в том числе по причинам, зависящим от перевозчика. С учетом того, что технологии перевозочного процесса и методы взаимодействия его участников совершенствуются, нужно развивать интеграцию сторон методом информатизации и цифровизации. Для этого необходимо сделать АС ЭТРАН более доступной в части сервисов, глубины информации и сроков ее получения. Например, если компания-трейдер (грузовладелец) заказывала вагоны, но при этом не являлась грузоотправителем или грузополучателем и попала под штрафы за простой, то ей, как и участникам перевозочного процесса, ЦФТО по запросу должно предоставить необходимую информацию по используемым вагонам для анализа и согласования претензии. При этом получение такой информации должно стоить разумных денег, а для участников перевозочного процесса и вовсе быть бесплатным. Доступ в свой архив с зарегистрированного в ЭТРАН рабочего места также должен обеспечиваться в течение 365 дней и без взимания дополнительной платы. Оператору подвижного состава в рамках оказываемой услуги необходимо обеспечить предоставление заказчику информации по использованию вагона с момента его заадресовки под погрузку до момента его убытия со станции выгрузки.

«Считаю, что в настоящее время назрела ситуация, при которой необходимо на законодательном уровне разработать механизм взимания платы (штрафа) за сверхнормативное пользование вагонами на станциях погрузки-выгрузки, который позволил бы сохранить баланс интересов сторон по таким договорам», — полагает А. Громовой. По его мнению, это значительно улучшит дисциплину отношений и сделает решение таких вопросов намного розрачнее.

СЕРГЕЙ ПЛЕТНЕВ

ИА ГАРАНТ

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. Облагаются ли штрафы за простой НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если Ваша организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к претензиям со стороны налоговых органов.
При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.
Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором перевозки груза.
В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.
Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.14 N 03-08-05/14440, от 09.10.2012 N 03-07-08/280, от 10.06.11 N 03-07-11/164, от 28.04.09 N 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.
Указанная позиция основана на положениях пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В свою очередь, судьи (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 10.12.2014 N Ф06-18058/13 по делу N А12-7799/2014, от 01.12.2014 N Ф06-17838/13 по делу N А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 N Ф05-17712/13 по делу N А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 N 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 12АП-6871/14, от 20.08.2014 N 12АП-6797/14), исходя из положений ст.ст. 329, 330 ГК РФ, ст.ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 05.02.2008 N 11144/07, приходят к выводу о том, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом размер штрафа был установлен условиями договора в твердом размере.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, размер которого установлен в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119).
Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.
Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за п росрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07. Вместе с тем, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.
Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если Ваша организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *