Служба финансового надзора

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 2004 г. N 278

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

I. Общие положения

1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2009 N 649, от 17.01.2011 N 5)

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.01.2011 N 5)

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор:

5.1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

5.1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

5.1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

5.1.4. за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

5.2. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.3. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.4. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.6. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.6(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.7. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.8. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

5.9. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

5.10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.11. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.12. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 43)

5.13. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5.14. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

5.14.1. проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

5.14.2. проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

5.14.3. направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

5.14.4. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

5.14.5. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам, а также запрашивать и получать в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций необходимую для проверки документацию и информацию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.01.2011 N 5)

5.14.6. заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

5.14.7. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

5.14.8. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.14.9. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

5.14.10. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

5.14.11. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.

6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, а также полномочия по контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях и территориальных органах).

III. Организация деятельности

7. Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

7.1. Руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

7.2. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Министром финансов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

7.3. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сотрудники Службы:

8.1. при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;

8.2. при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

9. Руководитель Службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения по кандидатурам на должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. ежегодный план работы и показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

9.2.6. предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций;

(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Службы — приказы ненормативного характера.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

12. Место нахождения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора — г. Москва.

1. Контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, полномочия по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;
— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и др.

2. Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

4. Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6. Утверждение общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. С января 2013 года этот пост занимал Александр Смирнов.

В 2012 году о недостаточной эффективности Росфиннадзора говорили российские сенаторы. В Совете Федерации отмечали, что Росфиннадзор недостаточно эффективно взыскивает штрафы за нарушения бюджетного и валютного законодательства, а также из-за отсутствия административных регламентов не исполняет государственные функции по контролю и надзору за работой органов государственного финконтроля в регионах и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

В октябре 2015 года служба потеряла часть своих полномочий: у Росфиннадзора отобрали право возбуждать административные дела по бюджетным нарушениям, совершенным должностными лицами.

2 февраля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора.

Ранее Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева присоединить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) к Федеральному казначейству, передав при этом функции валютного контроля Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: Пресс-служба СРО НП «ИПАР» и СРО НП АСС

2 февраля 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, занимающихся аудитом общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС), переданы Федеральному казначейству.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемого Росфиннадзора, а также в срок до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу ФС РФ проект Федерального закона, направленного на реализацию Указа Президента.

Что думает профессиональное сообщество?

«На данный момент происходит разработка документов, приостановлены все проверки Росфиннадзора, и пока не ясно, каким образом будет функционировать новый проверяющий орган. Очевидно одно – сохраняется дублирование функций СРО в части проверок аудиторских организаций», – отметил Дмитрий Лимаренко, генеральный директор ЗАО «Универс-Аудит», член Правления НП ААС.

По словам эксперта, острой необходимости в проверках со стороны Росфиннадзора никогда не было. Саморегулируемые организации осуществляют проверки всех своих членов, а не только занимающихся аудитом ОЗХС. Дмитрий Лимаренко считает целесообразным совсем отказаться от двойного контроля за деятельностью аудиторских организаций, наделив уполномоченный орган функциями по проверке организации и осуществления саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы своих членов.

Член Правления НП ААС, заместитель генерального директора ЗАО «Аудиторская компания «Холд-Инвест-Аудит» Марина Майданчик предлагает «с целью эффективной реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в РФ, а также с целью снижения административного влияния на аудиторскую профессию, освобождения государства от выполнения им явно избыточных функций (контроль эффективно выполняют СРО), внести изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ в части освобождения уполномоченного федерального органа по контролю и надзору от обязанности осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций. Возложить на Федеральное казначейство обязанности по контролю исполнения требований законодательства о прохождении обязательного аудита субъектами аудиторской деятельности (организациями, для которых прохождение аудита является обязательным)».

«Федеральному казначейству необходимо передать полномочия контроля за соблюдением требования закона об обязательном прохождении аудиторской проверки аудируемыми лицами,» — отметила Наталья Бородина, первый заместитель генерального директора ООО «Аудит-НТ», член Правления НП ААС.

Следует отметить, что в настоящее время массовый характер носят случаи нарушений требований закона о проведении обязательного аудита. Основной причиной является отсутствие оснований и механизма привлечения компаний и их руководителей к ответственности.

СРО аудиторов неоднократно выступали с инициативой о введении жесткой административной ответственности за отказ предприятий, подлежащих обязательному аудиту от его проведения, и определения государственного органа, компетентного осуществлять контроль в данной сфере.

На сегодня вопрос не решен, несмотря на очевидные негативные последствия, способствующие развитию теневого бизнеса, искажениям реального финансового положения предприятий наиболее значимых отраслей, недобросовестным действиям, дальнейшему усугублению кризиса в экономике.

Недостоверность статистической информации способствует принятию государственными органами неэффективных управленческих решений, определению нецелесообразных мер по реформированию экономики страны.

Профсообщество предлагает ввести и обеспечить применение норм ответственности за непрохождение обязательного аудита в целях защиты интересов государства, собственников, инвесторов, вкладчиков. Законы должны выполняться и должны быть созданы механизмы для выполнения законов.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой дважды проверяют того, кто проводит аудит, и никто не контролирует тех, кого должны аудировать.

Разумным представляется предложение передать указанные функции Федеральному казначейству.

Также мы попросили дать свой комментарий Ольгу Носову, члена Правления НП ААС, генерального директора НП ААС, члена Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, которая отметила следующее: «Одной из основополагающих функций саморегулируемой организации аудиторов является осуществление внешнего контроля качества и применение мер воздействия в отношении своих членов – аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время выполнение данной функции дублируется Росфиннадзором. С целью устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, сокращения бюджетных расходов целесообразно исключить из компетенции Федерального казначейства полномочия по осуществлению контроля в отношении аудиторских организаций. Это будет способствовать реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в России и снижению административного влияния на аудиторскую профессию».

Следует напомнить, что в настоящее время аудиторские организации, проводящие обязательный аудит предприятий, перечень которых предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона №307-ФЗ, проходят внешний контроль качества чаще остальных – раз в три года. При этом, СРО и уполномоченный федеральный органом по контролю и надзору проверяют те же периоды деятельности, контролируют выполнение тех же требований, стандартов и правил.

Это необоснованное отвлечение финансовых, трудовых ресурсов организации. Двойной контроль за деятельностью аудиторских организаций ведет к размыванию зоны ответственности за эффективность внешнего контроля качества и за его последствия.

Контроль качества своих членов должно осуществлять профессиональное сообщество, заинтересованное в повышении качества аудиторских услуг, вытеснении с рынка недобросовестных участников.

Более того, по результатам проведения внешнего контроля качества применяются меры воздействия в отношении аудиторской организации: меры дисциплинарного воздействия — по решению СРО (ч. 1 ст.20 ФЗ-307); иные меры воздействия – по решению уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (ч.6 ст.20 ФЗ-307)). Таким образом, за одни и те же допущенные аудиторской организацией нарушения она может быть неоднократно привлечена к ответственности.

Соответственно необходимо исключить из компетенции подведомственной Минфину России Федеральной службы полномочия по представлению в СРО аудиторов обязательных для исполнения предписаний о приостановлении или прекращении членства в СРО (исключении из реестра) проверенной аудиторской организации.

Как далее отметила Носова Ольга, «считаю целесообразным возложить на Федеральное казначейство осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, освободив от этой функции уполномоченный федеральный орган – Минфин России. Через контроль за деятельностью СРО Казначейство будет иметь возможность контролировать, в том числе, и выполнение функции по проведению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций – членов СРО. Такая мера позволит разделить функции регулирования и контроля СРО, выполняемые в настоящее время Минфином России, и передать функции контроля за СРО аудиторов органу, не наделенному полномочиями определения государственной политики в области аудиторской деятельности».

Аудиторским сообществом неоднократно обращалось внимание на недопустимость нарушения положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии которым федеральное министерство, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *