Смоленский авиационный завод

Смоленский авиационный завод, основанный в 1926 году – одно из старейших авиационных предприятий России. Многолетнее сотрудничество с прославленными ОКБ А.С. Яковлева, А.Я. Березняка, В.М. Мясищева, участие в программе ВКС «Буран» позволило заводу накопить большой опыт постройки изделий авиационной техники. За освоение выпуска новой техники в 1971 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 году предприятие акционировалось и было преобразовано в Акционерное общество открытого типа, с 1996 года — Открытое акционерное общество «Смоленский авиационный завод» (ОАО «СмАЗ»).

С 2004 года завод входит в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

В настоящее время предприятие оснащено современным механообрабатывающим оборудованием, включающим 3-х, 4-х и 5-ти координатные обрабатывающие центры, комплексом оборудования для холодной и горячей штамповки, гальванических и лакокрасочных покрытий, производства изделий из пластических масс. Имеющиеся корпуса агрегатно-сборочных цехов и цехов окончательной сборки позволяют собирать узлы, агрегаты и проводить окончательную сборку самолетов типа ЯК-42, а наличие летно-испытательной станции – летные испытания различных типов самолетов.

Предприятие имеет комплект лицензий, сертификатов, свидетельств, необходимых для производства и ремонта вооружения, авиационной и военной техники.

Основные направления деятельности:

  • серийное производство изделий, разработанных на предприятиях, входящих в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»;
  • изготовление по индивидуальным заказам самолетов Як-18Т, СМ-92Т в различных модификациях;
  • техническое обслуживание самолетов Як-18Т, изготовление запчастей для самолетов Як-40, Як-42.

История акционерного общества «Смоленский авиационный завод» началась в 1923 году, когда командующий войсками Западного фронта Михаил Тухачевский в своём письме от 12 апреля 1923 года просил Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2, которые будут развернуты в авиационный завод.

В 1924-25 гг. управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-26 гг. были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.

8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. Этот день стал официальной датой образования предприятия. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей.

28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором предприятия был утвержден В. А. Чижевский.

Первой работой бюро стала модернизация гондолы от стратостата «СССР-1» с целью ее использования на стратостате «СССР-1 бис», совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем в Смоленске были разработаны и построены первый отечественный стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов «СССР-2» и «СССР-3».

В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в посёлок Подлипки (Московская область) и вводится в состав КБ-29.

Зимой 1937-1938 гг. заводу № 35 было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился сборщик-механик М. А. Елисеев, который обеспечивал эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5. В апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.

В 1938-1939 гг. завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. С 1939 по 1941 год предприятие готовилось к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, и все производственные мощности были эвакуированы. Уже 7 июля 1941 года первые смоленские работники были зачислены в штат строившегося в г. Куйбышеве завода № 122. Они составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Оборудование и оснастка завода № 35 по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года заводы № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод «Прогресс»).

25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Территория завода была разрушена до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова 3 февраля 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны, а 10 марта 1944 года – приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в г. Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.

В 1946-1947 гг. освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.

После окончания войны работы по ремонту самолетов и моторов постепенно сокращались и полностью прекратились в 1949 году. Завод приступил к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Большими партиями производились стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 гг. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950 году выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 гг. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.

Приказом МАП № 352 от 3 июня 1954 года заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В последующие годы коллектив завода освоил выпуск изделий, разработанных в ОКБ А. И. Микояна, В. Н. Челомея, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. Я. Березняка, С. А. Лавочкина.

В связи с этим были созданы новые виды производства: плазово-шаблонное, стапельное, агрегатно-сборочное, заготовительно-штамповочное. К 1956 году завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.

В 1960 году на заводе организовано специализированное электротехническое производство, где выпускались автоматические установки и наземные комплексы, системы электропитания и автоматического контроля, счетно-решающие устройства. В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод «Измеритель»).

Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.

С 1965 года завод освоил серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40. Готовые крылья отправлялись на Саратовский авиационный завод, где производилась окончательная сборка самолетов.

В 1966-1968 гг. для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и в Финляндию.

С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт.

За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.

В 1973-1974 гг. изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.

В 1975 года коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26 октября 1976 года.

До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.

Начиная с 1980 года, на заводе развернуто изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран».

В 1984 году началась подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся 16 августа 1988 году.

В 1992 году на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т топлива.

В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.

В 1993 году для поставки на экспорт возобновилось производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.

28 декабря 1993 году в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995 году изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.

В 1995 году также был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т.

Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26 апреля 1996 году.

С 1996 года на предприятии производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.

В 1998 году за освоение и изготовление изделия «Пчела» работникам завода присуждена премия Правительства России в области науки и техники. А в 2000 году – медали «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени.

В 2000 году совместно с ОКБ «Сухого» был создан сельскохозяйственный самолет СУ-38. Имея большой опыт строительства легких самолетов, специалисты завода параллельно с проработкой документации головного КБ внесли ценные предложения для оптимизации конструкции самолета и улучшения его летно-испытательных характеристик. В настоящее время налажено производство комплектов крыльев и оперения машины.

В 2002 году коллектив предприятия участвовал в программах ЯК-130, ТУ-154М (изготовление законцовок крыла).

Летом 2004 года начались испытания шестиместного гидросамолета СМ-92. Поплавковое шасси имеет амфибийный вариант, обеспечивающий посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.

В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в ОАО «Корпорация Тактическое ракетное вооружение». В 2004 году Смоленский авиационный завод участвовал В международных выставках «Гидроавиасалон-2004» и 3-м Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представлял направление легкой авиации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *