Соглашение о разделе продукции

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Д.В. Юлов*

Соглашения о разделе продукции

как способ привлечения иностранных инвестиций

Аннотация. В статье проводится анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере соглашений о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции являются одним из способов привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Соглашение о разделе продукции по своей правовой природе является гражданско-правовым договором, в связи с чем его стороны занимают равное положение, что является немаловажным для иностранных инвесторов, а также Российской Федерации, которая привлекает иностранные инвестиции на взаимовыгодных с иностранными инвесторами условиях. В статье проводится анализ законодательства, регулирующего эти отношения, а также предлагается внесение в него дополнений, с целью усовершенствования законодательства в сфере соглашений о разделе продукции. В процессе реализации соглашений о разделе продукции иностранным инвесторам гарантируется защита прав и законных интересов. Вместе с тем особо следует отметить, что данный процесс регулируется нормами ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а также п. 2 ст. 1213 ГК РФ, что создает для Российской Федерации как принимающего государства дополнительные гарантии.

Ключевые слова: соглашения, гражданско-правовой договор, гарантии, интересы, иностранный инвестор, Российская Федерация, права, недра, раздел продукции, иностранные инвестиции.

Одним из способов привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации на современном этапе ее развития является взаимодействие Российской Федерации с иностранными инвесторами, посредством заключения соглашений о разделе продукции.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данные отношения является Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ1 (далее — ФЗ «О соглашениях о разделе продукции») (ранее эти отношения регулировались Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами»2, который

утратил силу, в связи с принятием указанного Федерального закона).

«Не секрет, что до недавнего времени Российская Федерация оценивалась как страна с неблагоприятным инвестиционным климатом. Однако сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Назревшая в последние годы высокая зависимость экономики стран Западной Европы, Америки и Азии от энергоресурсов Ближнего Востока позволяет рассматривать энергетический потенциал Российской Федерации как альтернативный источник энергообеспечения, что, по-видимому, в ближайшее время будет способствовать инвестиционному сотрудничеству в нефтегазовом комплексе»3.

1 Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ О соглашениях о разделе продукции // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

2 Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2285 Вопро-

сы соглашений о разделе продукции при пользовании не-

драми // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3.

3 Денисов П.А. Соглашение о разделе продукции как форма государственно-частного партнерства // Налоги. 2012. № 3. С. 41.

© Юлов Д.В., 2014

* Юлов Дмитрий Владимирович — аспирант кафедры международного частного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

123995, Россия, г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 9.

Д.В. Юлов

В соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эти участки недр являются экономически бесперспективными для Российской Федерации, с точки зрения их разработки. Для данных целей государство привлекает инвесторов, которые тем не менее на свой риск (который характерен для предпринимательской деятельности) готовы вложить в них свои инвестиции с целью их разработки и, как следствие этого, получения прибыли, часть из этой прибыли они готовы вернуть государству в обмен на предоставленное им право разработки. В основном такими инвесторами являются иностранные инвесторы.

При заключении соглашений о разделе продукции следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 1213 ГК РФ4 к договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право.

В свете данной односторонней коллизионной нормы международного частного права в отношении соглашений о разделе продукции, заключаемых на территории РФ с целью выполнения работ на указанных в п. 2 ст. 1213 ГК РФ объектах действует право РФ, выбор сторонами соглашения о разделе продукции материального права, в соответствии со ст. 1210 ГК РФ, исключается.

Отсюда следует, что в случаях рассмотрения инвестиционных споров в международных коммерческих арбитражах, в соответствии с соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, данные споры будут рассматриваться с учетом специфики данной коллизионной нормы материального права п. 2 ст. 1213 ГК РФ, что соответствует интересам Российской Федерации как суверенного государства.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются исключительно Российская Федерация в лице Правительства РФ или специально уполномоченных им органов и инвесторы — юридические лица и создаваемые ими объединения юридических лиц (консорциумы), что также подтверждается судебной практикой.

«Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государ-

ством и инвестором — пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения»5.

Наряду с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 19.07.2011 г. № 225-ФЗ действует Федеральный закон «О недрах»6 (далее — ФЗ «О недрах») от 21.02.1992 г. № 2395-1, который регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

ФЗ «О недрах» также регулирует отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами, указывая при этом, что особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»7.

Таким образом, в указанной части ФЗ «О недрах» регулирует отношения в сфере инвестиционного процесса, реализуемого в соглашениях о разделе продукции с иностранными инвесторами.

ФЗ «О недрах» регулирует отношения на общих основаниях, в «общем режиме», то есть в отношении перспективных с экономической точки зрения для недропользования участков. В случае если в процессе недропользования становится очевидным, что разработка объекта недропользования является экономически нецелесообразной, данный участок включается в число участков, разработка которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Важной нормой, гарантирующей интересы РФ является ст. 2.1. ФЗ «О недрах», в соответствии с которой, если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого в том числе иностранным инвестором, открыто месторож-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Гражданский кодекс РФ (ч. 3) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

5 Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010. № 1674/10 по делу № А59-1445/08-С15. Заявление в части доначисления налога на прибыль в отношении доходов, полученных от выполнения работ по соглашению о разделе продукции, начислений пеней и штрафа удовлетворено, так как условия налогообложения лиц, привлекаемых компанией как инвестором для реализации данного соглашения, определяются действующим налоговым законодательством без каких-либо изъятий, данные изъятия не могут устанавливаться соглашением о разделе продукции как не охватываемые предметом регулирования таких соглашений // СПС «Консультант Плюс».

6 Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395-1 О недрах // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

7 Ст. 1 Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395-1 О не-

драх // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Актуальные проблемы международного частного права

дение, имеющее стратегическое для Российской Федерации значение, Правительством РФ может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования таким участком.

В связи с тем, что соглашение о разделе продукции является по своей правовой природе гражданско-правовым договором с иностранным элементом, в котором стороны занимают равное положение, права и законные интересы иностранного инвестора должны быть гарантированы, посредством предоставления своевременной эффективной компенсации со стороны Российской Федерации как государства, принимающего иностранного инвестора.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 5 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и взаимной защите инвестиций»8, от 13 ноября 1998 г. компенсация должна соответствовать нормальной рыночной стоимости капиталовложений и доходов на момент, когда об экспроприации, национализации или любых других мерах, равных им по последствиям, было публично объявлено или когда экспроприация, национализация или такие меры были предприняты, в зависимости от того, что произошло раньше, без снижения этой стоимости из-за предполагаемой конфискации, которая в конце концов произойдет.

Приведенная выше норма «Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и взаимной защите инвестиций» является важной гарантией защиты прав и законных интересов иностранного инвестора, похожие нормы закреплены в соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

При этом думается, что при возникновении убытков у иностранного инвестора, в случае принятия решения об отказе ему в предоставлении права пользования таким участком, точный размер этих убытков будет сложно просчитать, а еще сложнее обосновать с целью их компенсации.

Социально-экономически целесообразными для Российской Федерации как для принимающей иностранного инвестора стороны соглашения о разделе продукции являются нормы п. 2 ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», которые обязывают иностранного инвестора привлекать не менее 80 % работников, являющихся гражданами РФ, к выполнению работ в рамках соглашения о разделе продукции, приобретению оборудования, технических средств и материалов российского производства, необходимого для производства работ в объеме не менее 70 %

общей стоимости приобретенных оборудования, технических средств и материалов, при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами РФ на территории РФ из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50 % в стоимостном выражении произведенных на территории РФ российскими юридическими лицами и (или) гражданами РФ.

«Необходимо отметить, что Законом не предусматриваются какие-либо штрафные санкции в отношении инвестора в случае нарушения им требований п. 2 ст. 7 Закона. Кроме того, Закон не содержит указаний на необходимое минимальное число работников и специалистов — граждан РФ с указанием разрядов заработной платы. Хотя, если бы такое регулирование и было предусмотрено, его можно было сравнительно легко обойти, и на практике оно бы не реализовалось»9.

Вышеизложенное мнение характеризует наличие пробела в нормах ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», если внести указанные дополнения в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и обеспечить надлежащий контроль со стороны государства за исполнением этих требований, то не было бы возможности обойти эти требования, что могло бы явиться дополнительной гарантией интересов Российской Федерации как стороны соглашения о разделе продукции.

При всем этом, вопрос о применении норм п. 2 ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» стал особенно дискуссионным и актуальным в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 г. путем ратификации Федеральным законом от 21.07.2012 г. № 126-ФЗ Протокола «О присоединении Российской Федерации к Мараккешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» 15.04.1994 г. от 16.12.2011 г.10.

«Как минимум в одном случае российский законодатель отказался от переноса норм права ВТО в российское право, а пошел на введение в закон ссылки на право ВТО. Речь идет о Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Он долгое время был одним из наиболее спорных в рамках переговоров о вступлении России в ВТО»11.

Нужно полагать, что указанные в ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» нормы в сово-

8 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и взаимной защите инвестиций // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2739.

9 Рат Й. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М., 2008. С. 119.

10 Протокол от 16.12.2011 г. О присоединении Российской Федерации к Мараккешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4986.

11 Белых В.С. Экономический и правовой анализ последствий вступления России во Всемирную торговую органи-

зацию // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1. С. 21.

Д.В. Юлов

купности прежде всего направлены на развитие отечественной промышленности, а также на создание в Российской Федерации дополнительных рабочих мест, что в дополнение к прибыли, получаемой от раздела продукции при реализации соглашений о разделе продукции, в полной мере соответствует интересам Российской Федерации.

Важными государственными гарантиями прав иностранного инвестора являются нормы ст. 17 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в соответствии с которыми условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока его действия. Изменения в соглашении о разделе продукции допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств, в соответствии с ГК РФ. В случае принятия норм, ухудшающих положение иностранного инвестора, в соглашение вносятся соответствующие изменения, которые могли бы обеспечить иностранному инвестору такие же гарантии, которые действовали на момент заключения соглашения о разделе продукции.

Данные нормы являются стабилизационной оговоркой («дедушкиной оговоркой»), то есть они направлены на сохранение стабильности в отношениях между государством и иностранным инвестором на весь срок действия соглашения о разделе продукции, но при этом предельный срок действия такой стабилизационной оговорки не может превышать семь лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта посредством иностранных инвестиций.

Исключением из вышеуказанных гарантий для иностранного инвестора в виде стабилизационной оговорки являются нормы п. 2 ст. 18 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в соответствии с которыми на иностранного инвестора распространяются предписания соответствующих органов, обеспечивающих государственный надзор за безопасным ведением работ, охраной недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности, в связи с чем, нельзя согласиться со следующим.

«Правовое регулирование охраны недр и полезных ископаемых в целом сформулировано достаточно декларативно»12.

Посредством нормы п. 2 ст. 18 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» обеспечивается охрана недр и полезных ископаемых, а также охрана окружающей природной среды, что является немаловажным для Российской Федерации как принимающей иностранного инвестора стороны Соглашения о разделе продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовые гарантии интересов иностранных инвесторов также содержатся в заключаемых с

иностранными инвесторами соглашениях о разделе продукции. Например, согласно п. 1 (а) Приложения Е (Дополнение 2) Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции («Сахалин-2»), заключенного с компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», к компании в течение всего срока осуществления Сахалинского проекта не применяются какие-либо законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие таможенные пошлины, налоги, лицензионные или иные платежи в связи с экспортом углеводородов.

На основании этих условий Соглашения о разделе продукции компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» обратилась в Арбитражный суд с иском о признании незаконным решения Сахалинской таможни об отказе в возврате таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление товаров. Рассмотрев данные исковые требования, суд установил, что Соглашение о разделе продукции не содержит положения, освобождающие инвестора от уплаты сбора за таможенное оформление товаров и не регламентирует каким-либо образом порядок его возврата. Не предусматривало такого порядка и действующее в период заключения Соглашения о разделе продукции законодательство13.

В связи с чем, можно сделать вывод о том, что все правовые гарантии для иностранного инвестора должны быть детально изложены в соглашениях о разделе продукции.

Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что нормы действующего законодательства РФ направлены на сохранение баланса интересов РФ и интересов иностранных инвесторов в процессе реализации соглашений о разделе продукции как одного из способов привлечения иностранных инвестиций в экономику, что является проявлением справедливых отношений, однако следует учитывать, что данный процесс также регулируется нормами ст. 7 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», предоставляя Российской Федерации дополнительную возможность развития отечественной промышленности и, как следствие этого, возможность создания в Российской Федерации дополнительных рабочих мест. Кроме этого, процесс реализации соглашений о разделе продукции регулируется односторонней коллизионной нормой п. 2 ст. 1213 ГК РФ, что соответствует интересам Российской Федерации как суверенного государства.

12 Рат Й. Указ. соч. С. 122.

13 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.12.2011 № Ф03-5796/2011 по делу № А59-418/2011 Требование: О признании незаконным решения таможенного органа // СПС «Консультант Плюс».

Актуальные проблемы международного частного права

Библиография:

1. Белых В.С. Экономический и правовой анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 1. С. 20—31.

2. Денисов П.А. Соглашение о разделе продукции как форма государственно-частного партнерства // Налоги. М. 2012. № 3. С. 41-49.

3. Рат Й. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М., 2008. 288 с.

References (transUteratюn):

средний танк Гремякина;

станок торфоперегнойных горшочков; Стройтрансгаз

СТГА – Соглашение о торговле гражданской авиационной техникой; Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой

СтГАУ – Ставропольский государственный аграрный университет

СТГС – сложная техногенная система

СТГТ – Сименс технологии газовых турбин

СТГХММС – Саратовтеплогазхиммонтажметаллургстрой (ООО)

СТД –

Свердловский театр драмы;

сейсмотектоническое деформирование; синхронный турбодвигатель; система терминального доступа; скважинный термокондуктивный дебитомер; служба технической документации; соединительно-тканная дисплазия; солёность, температура и давление; Союз театральных деятелей; Союз транспортников и дорожников; специальная техническая документация;

специальные типовые деления (библ.);

средства технического диагностирования; средство террористической деятельности; станок токарный деревообрабатывающий; строительно-техническая дивизия;

строительный торговый дом;

Студия технического дизайна

СТДК – Славянский торговый дом «Колорит»

СТДМ – синхронный трёхфазный двигатель модернизированный; система технического диагностирования и мониторинга; система технической диагностики и мониторинга; система технической диагностики машин; средство технической диагностики машин

СТДМД – система термической дегазации металлических деталей

стДНК – сателлитная ДНК

СТДО – спектральная теория дифференциальных операторов; Справочник типов документооборотов

СТДП – Строительный торговый дом «Петрович»

СТДР (СТД) – Союз театральных деятелей России

СТД РСФСР – Союз театральных деятелей РСФСР (1986-91 гг.)

СТД РФ (СТД) – Союз театральных деятелей Российской Федерации

(с 1991 г.)

СТДС – Строительный торговый дом «Слон»

СтепВО – Степной военный округ

СТЗ –

самоотвозный трюмный землесос; Саранский телевизионный завод

; Свободная таможенная зона; Северский трубный завод; система технического зрения; служебно-техническое здание; Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского (с 1961 г. – ВгТЗ)

СтЗ – сторожевая застава

СТИ – Служба телевизионных измерений; Старооскольский технологический институт

СТИВ – транскрипция англ. сокр. STEVE – Strong Thermal Emission Velocity Enhancement – сильное увеличение скорости теплового излучения

СТИ НИЯУ МИФИ – Северский технологический институт Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института

СТИП – стабилизированный источник питания

СТиС – Специальная техника и связь

СТИ ТПУ – Северский технологический институт Томского политехнического университета

СТИУ – самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин

СТК – Сахателеком (Якутия);

сверхтяжёлый крон (тип бесцветного оптического стекла)

система таможенного контроля;

система технологического контроля;

система топливного контроля (авиационно-космическая);

служба технического контроля; совет трудового коллектива;

совещание технического комитета;

Совместный технический комитет;

Союз трудового крестьянства;

спортивно-технический клуб;

Столичная трастовая компания

СТККГ – система таможенного контроля крупногабаритных грузов

СТККГ и ТС – система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств

СТЛ –

Социалистическая трудовая лига;

спортивно-туристический лагерь

СТМ –

Сибтехмонтаж;

Союз татарской молодёжи;

спортивно-технический мотоклуб

СтМГС ЭВМ – Статистика международного грузового сообщения, составляемая с помощью ЭВМ

СТМиС – система телемеханики и связи

СТН –

Связьтранснефть;

Современные технологии нагрева (ООО)

СТНТ – Самаратранснефть-терминал

СТО –

санитарно-техническое оборудование;

свидетельство о типовом одобрении;

сезонное техническое обслуживание;

служебное и табельное оружие;

Совет труда и обороны;

специальная теория относительности;

Спецтехотдел;

Стандарт организации

станция технического обслуживания; стационарный торговый объект; студенческий транспортный отряд

СтО – сторожевой отряд

СТОА – станция технического обслуживания автомобилей

СТО АСЧМ – Стандарт ассоциации предприятий и организаций по стандартизации продукции чёрной металлургии

СТО БР ИББС – Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации

СТОП – стандарт ограниченного применения

СтОПП – студенческая организация предотвращения правонарушений

СТОР – средства технического обслуживания и ремонта

СТОФ – Северо-Тихоокеанская флотилия

СТП – Сантехпрогресс; силовая тяговая подстанция (метро);

Система точного позиционирования;

скорая техническая помощь; служба технической поддержки; совмещённая тягово-понизительная подстанция (метро); совокупный таможенный платеж; Современная технология и производство (Нижний Новгород); Сормовский таможенный пост; Союз торговых палат; специализированная торговая площадка; специализированный таможенный пост; специальная торговая площадка; спецификация требований пользователя; среднегодовой темп прироста (фин.); среднетемпературный пек; средняя точка попадания (при стрельбе); средняя туристская подготовка;

стабилизатор танковой пушки; с

тандарт по технологии производства; стандарт предприятия;

станционная тяговая подстанция (ж.-д.);

стоимость педагогической услуги; столбовая трансформаторная подстанция; сторожевой пост; строительно-технический полк; строп текстильный петлевой; схема территориального планирования; схема технологического процесса

СтП – станция погрузки; сторожевой пост;

сторожевой пункт

Стп – стоимость педагогической услуги

СТПА – самоходный телеуправляемый подводный аппарат

СТПБ – специальные требования промышленной безопасности

СТПиПР – служба технологического присоединения и перспективного развития

СТПЛ – служба технического проектирования и лицензирования

СТП МОБТИ – Система точного позиционирования Московского областного бюро технической инвентаризации

СТПП – Северная торгово-промышленная палата

СТППР – служба технологического присоединения и перспективного развития

СТР –

сейнер-траулер рефрижераторный;

Совет по товарным рынкам (некоммерческое партнёрство); Студия творческого развития

СТРТ – смесевое твёрдое ракетное топливо

СТС –

сельская телефонная станция;

Сеть телевизионных станций (рос. федеральный телеканал); Современный толковый словарь; Студенческий театр им. Силикатчиков (Иваново)

СТСиК – судовые технические средства и корпусные конструкции

СТТ – Строительная техника и технологии (выставка)

СТТМ – совершенствование тактико-технического мастерства

СТТП – совмещённый трамвайно-троллейбусный парк

СТУ – Сеть творческих учителей;

система траекторного управления самолётов;

специальные технические условия;

стогометатель тракторный универсальный

СТФ –

сверхтяжёлый флинт (тип бесцветного оптического стекла);

советский торговый флот

СТЦ –

Специальный технологический центр (ООО);

спортивно-тренировочный центр; станционный технологический центр (ж.-д.)

СТЦОПИПД – станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов

СТЦР – системные требования для целей регулирования

СТШ – синдром токсического шока

СТЭ – служба технической эксплуатации

СТЭМ – Студенческий театр эстрадных миниатюр

СТЭМИ – Саянский техникум экономики, менеджмента и информатики

СТЭН – транскрипция англ. сокр. STEN – Shepherd, Turpin (имена разработчиков – Reginald Shepherd и Harold Turpin), Enfield – 9-мм британский пистолет-пулемёт образца 1941 г.

СТЭС – Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству

СУ –

самоуправление;

самоходная установка;

сервисные услуги;

сертификат участия;

сигнальное устройство;

силовая установка; синусовый узел;

синхронизирующее устройство;

система управления; система учёта; следственное управление; служба управления;

служба учёта;

Собрание узаконений;

Совет уполномоченных; согласующее устройство;

социальное управление;

специальные условия; средство управления;

стенд универсальный; степень угрозы;

сторожевое устройство;

стреляющее устройство;

Строевой устав;

строительное управление;

строительный участок;

счётное устройство

СУА – система управления артиллерией

СУАЛ – Сибирско-уральская алюминиевая компания

СУАР – Синьцзян-Уйгурский автономный район

СУБД – система управления базами данных; система управления базой данных

СУБЗ – система управления базами знаний; система управления базой знаний

СУБК – система управления бортовыми комплексами

СУВ – система управления вооружением

СУВАГ – Система Универсальной верботональной методики слушания «Audition» акад. Губерина

СУВГ – система удаления выхлопных газов

СУВЗ – Среднеуральский винный завод

СУВП – самолёт укороченного взлёта и посадки; самолёт Укрвоздухпути

СУВУЗТ – специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

СУГ – сжиженные углеводородные газы; сжиженный углеводородный газ

СУГС – синтетический углеродсодержащий сорбент; Система управления государственной собственностью; Слава Украине, героям слава! (полит.); синтетический углеродсодержатий сорбент (хим.)

СУД –

система управления данными;

система управления двигателем;

система управления движением;

система управления доступом;

сложность уголовного дела

СУ ДВО МО РФ (СУ ДВО) – Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации

СУДД – система управления дорожным движением

СУДМП – система управления двигателями мягкой посадки

СУДО – система управления дистанционным обучением

СУДОК – транслитерация фр. сокр. SUDOC – Système Universitaire de Documentation – университетская система документации

СУДОС – система управления доступом и охранной сигнализации

СУДС – система управления движением судов; Служба управления движением судов

СУЗ – система управления знаниями; система управления и защиты

СУЗИ – транслитерация англ. сокр. SUZI – spermatozoon under-pellucid zone injection – введение сперматозоида под зону пеллюцида

СУИ – Сахалинское училище искусств; Сибирское университетское издательство (ЗАО); система управления интерцепторами; система управления информацией; системы управления Играми; служба участковых инспекторов; Строительство, управление, инвестирование (в назв. компании «СУИ-холдинг»)

СУИБ (СУ ИБ) – система управления информационной безопасностью

СУиККЭ – служба учёта и контроля качества электроэнергии

СУКИ – Средне-Уральское книжное издательство

СУКК – служба учёта и контроля качества

СУККЭ – служба учёта и контроля качества электроэнергии

СУ КРДД – система управления крылатыми ракетами дальнего действия

СУКС – система управления в кризисных ситуациях

СУКЭ – служба учёта и контроля электроэнергии

СУЛ – система управления лебёдками

СУНМ – Союз украинской националистической молодёжи

СУ НСИ – система управления нормативно-справочной информацией

СУНЦ – специализированный учебно-научный центр

СУО –

сборная Ульяновской области;

система управления обеспечением;

система управления обучением;

система управления огнём;

система управления оружием;

система управления освещением;

система управления очередью (

система управления очередями); система управления светодиодным освещением; система управленческой отчётности; средство управления оружием; сшиватель-ушиватель органов (мед.); Сыктывкарское управление образования

СУОЗ – система управления охраной здоровья

СУОЗТОС – система управления охраной здоровья, труда и окружающей среды

СУОК – система управления открытыми ключами

СУО НРД – Система управления обеспечением Национального расчётного депозитария

СУОС – система управления окружающей средой

СУОТ – система управления охраной труда

СУОТПиПБ – система управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью

СУП –

сектор управления персоналом;

система управления полётом (ракеты);

система управления продажами;

служба управления персоналом; Современный учительский портал

СУПИ – станция управления и приёма информации

СУПК – Сибирский университет потребительской кооперации

СУПП –

сервис управления потоками пациентов;

силовые упражнения для плечевого пояса (

силовые упражнения для укрепления плечевого пояса)

СУППП – система управления постановкой пассивных помех

СУПР – Смоленская установка плазменной резки

СУПС – система управления пограничным слоем

СУР – система управления рисками (фин.); стандартный уровень риска

СУРА – стенд универсальный радиофизический

СУРБД – система управления реляционной базой данных

СУ РИД — система учёта результатов интеллектуальной деятельности

СУРП –

система управления работой подрядчиков;

система управления развитием предприятия

(СУ РП)

;

система управления резервуарным парком

(СУ РП)

система управления ресурсами предприятия

(СУ РП);

Собрание узаконений и распоряжений правительства

СУРСТ – система управления работой станции (ж.-д.)

СУС –

Северное управление строительства (ОАО);

система управления складом; система управления содержимым; служба управления строительством; специальные условия содержания (заключённых); строгие условия содержания (заключённых)

СУСИТ – Система управления ИТ-сервисами

СУСТА – степень угрозы совершения террористического акта

СУТ – система управления танками

СУУШ – система учёта успеваемости школьников

СУФД – Система удалённого финансового документооборота

СУЭЖ – Совет уполномоченных экономической жизни (Финляндия)

СУЭК – Сибирская угольная энергетическая компания

СФ –

Краснознамённый Северный флот

;

светофильтр;

совет факультета;

Совет Федерации; Стабилизационный фонд;

Степной фронт;

страховой фонд;

строительный фарфор;

сферический (сфероидный) флегматизированный (порох);

счёт-фактура

СФД – Союз за французскую демократию

СФЗОЖН – Стратегия формирования здорового образа жизни населения (Стратегия по формированию здорового образа жизни населения)

СФИ – Свято-Филаретовский институт; Славянский форум искусств; структурно-формационная интерпретация

СФК – сфингозинкиназа

СФКРЭ – система физического контроля распределения энерговыделения

СФН – структурно-функциональная неполноценность (мед.)

СФНО – Сандинистский фронт национального освобождения (исп. Frente Sandinista de Liberación Nacional, FSLN; никарагуанская полит. партия)

СФО – Сибирский федеральный округ

СФП – судно контроля физических полей; транскрипция фр. сокр. SFP – Société française de production – Французская производственная компания

СФ РФ –

Совет Федерации Российской Федерации;

Стабилизационный фонд Российской Федерации

СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия

СФСЛР – страховой фонд семян лесных растений

СФ СССР (СФ) – Союз филателистов СССР (1989-92 гг.)

СФТИ НИЯУ МИФИ – Снежинский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института

СФУ – Сибирский федеральный университет. См. КГУ

СФ ФС РФ – Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

СХ – сельское хозяйство; сельскохозяйственный;

скандинавская ходьба;

складское хозяйство;

снохогидения (мед.); Союз художников; срок хранения; стреляющий холостыми (патронами)

СХА – сокращённый химический анализ

СХАСД – Союз христиан адвентистов седьмого дня

СХБ – синдром хронической боли (мед.)

СХВ – сельскохозяйственная выставка

СХД – система хранения данных

СХЗ – служба химической защиты

СХиП – система хранения и подачи рабочего тела

СХК – Сибирский химический комбинат

СХМ – Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

СХП –

сигнально-холостой патрон;

Социал-христианская партия (Эквадор); Социально-христианская партия (Бельгия); стрельба холостыми патронами; стреляющий холостыми патронами (об огнестрельном оружии)

СХПК –

сельскохозяйственный потребительский кооператив;

сельскохозяйственный производственный кооператив

СХПП – сельскохозяйственное производственное предприятие

СХР – сухожильные рефлексы (мед.)

СХ СССР – Союз художников СССР

СХТ – сигнал химической тревоги

СХТЗ-НАТИ – Сталинградский и Харьковский тракторные заводы – Научный автотракторный институт (марка сов. тракторов)

СХУ – синдром хронической усталости (мед.)

СХЭС – Сельскохозяйственный энциклопедический словарь

СХЯ – супрахиазматическое ядро

СЦ –

сборочный цех;

сварочный цех;

сервисный центр;

серебряно-цинковый аккумулятор;

сертификационный центр;

ситуационный центр;

сортировочный центр;

социальный центр;

специализированный центр;

строп цепной

СЦБ –

серебряно-цинковый аккумулятор для работы в буферном режиме;

сигнализация, централизация и блокировка

(ж.-д.)

;

система сигнализации, централизации и блокировки

(ж.-д.)

система централизации и блокировки

(ж.-д.)

;

система центральной батареи;

стрелочная центральная блокировка (ж.-д.)

СЦБК – Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат

СЦГМС – Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

СЦД – серебряно-цинковый аккумулятор для длительных режимов разряда

СЦК –

серебряно-цинковый аккумулятор для коротких режимов разряда;

система централизованного контроля

СЦКК –

Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат;

Совместный центр контроля и координации

(Совместный центр контроля и координации прекращения огня и стабилизации линии соприкосновения сторон в Донбассе)

; Совместный центр по координации и контролю (Совместный центр по контролю и координации режима прекращения огня)

СЦЛ – Сибирский центр логистики; Ситроен центр лиговский

СЦМ –

серебряно-цинковый аккумулятор для многократных циклов (при средних или длительных режимах разряда);

система центра масс; сухое цельное молоко

СЦО – система централизованного оповещения

СЦОУ – система централизованного оружейного учёта

СЦПУ – станок с цифровым программным управлением

СЦР – самоподдерживающаяся цепная реакция (самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция деления)

СЦС –

серебряно-цинковый аккумулятор для средних режимов разряда;

суперцикловая синхронизация

СЦТ – стык с цифровым трактом

СЦУ – система целеуказания

СЦУА – система централизованного управления и администрирования

СЦУАЭО – система централизованного управления и администрирования электронных очередей

СЦУГП – система центрального управления грузовыми перевозками

СЦУЛ – система централизованного управления ликвидностью

СЧ – сажалка для чеснока; санитарная часть; северная часть;

Серия чемпионов;

серый чугун;

синтезатор частоты; следственная часть; случайное число; Советская Чувашия (газета); составная часть;

средняя частота; среднечастотный;

стандарт частоты;

страховая часть; строевая часть

с/ч – секретная часть; строевая часть

СЧА – стандартный числовой атрибут

СЧБ – Скандинавский частный банк; страны Черноморского бассейна

СЧВ –

сигналы частоты и времени;

стабилизатор частоты вращения

СЧВС – система частотно-временной синхронизации

СЧЗ – Саткинский чугуноплавильный завод

СЧЗП – система с частичным замещения пищи

СЧК – складывающаяся часть крыла; специфический человеческий капитал; средняя часть крыла

СЧМ – система «человек-машина»

СЧМС – система «человек-машина-среда»

СЧМТ – сочетанная черепно-мозговая травма (мед.)

СЧН – судо-часовая норма

СЧ ОКР – составная часть опытно-конструкторской работы

СЧП – сигнал чёрного поля; словарная часть пособия; средняя частота повторения

СчП – счётчик патронов

СЧПЗ – Саткинский чугуноплавильный завод

СЧПИ – средняя частота повторения импульсов

СЧПО – специальная часть пожарной охраны

СЧПУ –

система числового программного управления;

станок с числовым программным управлением

СЧР – световой чихательный рефлекс; система частотного регулирования; служба человеческих ресурсов; среднесписочная численность работников

СЧ РОПД ГСУ – следственная часть расследований преступлений и организованной преступной деятельности Главного следственного управления

СЧРП – система частотно-регулируемого электропривода

СЧС – светочувствительный слой; Северный чаевой синдикат; сейнер черноморский средний; служба по чрезвычайным ситуациям; среднечерноморский сейнер

СЧСД – Союз чехословацко-советской дружбы

СЧСО – система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня; система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта; служба связей с частным сектором и общественностью

СЧ СУ – следственная часть следственного управления

СЧТП – Секция частной торговли и промышленности; страховая часть трудовой пенсии по старости

СЧТС – система «человек-техника-среда»

СЧУ – Союз «Чернобыль» Украины (общественная организация)

СЧФ – Смоленская чулочная фабрика

СЧХ –

Северо-Чуйский хребет;

сеялка частогнездовая хлопковая; система чертёжного хозяйства; статическая частотная характеристика

СЧЭ – сейсмический чувствительный элемент

СЧЯ – средняя черепная ямка

СШ –

сапёрный шнур;

синдром Шегрена (мед.); специальная школа;

специальное шасси;

спортивная школа;

средняя школа; стальной шлем (солдатская каска)

США – Соединённые Штаты Америки

СШВ – соединитель с шаровым ниппелем ввёртный

СШГ – светошумовая граната

СШ ГЭС – Саяно-Шушенская ГЭС

СШИ – санаторная школа-интернат

СШО – секретно-шифровальный отдел

СШОР – спортивная школа олимпийского резерва

СШП –

светошумовой патрон;

соединитель с шаровым ниппелем проходной

СШПН – соединитель с шаровым ниппелем переборочный навёртный

СШПП – соединитель с шаровым ниппелем переборочный проходной

СШР – снегоочиститель шнекороторный; специальный штепсельный разъём

СШРГ – специальный штепсельный разъём герметичный

СШХ – Северный широтный ход

СыктГУ – Сыктывкарский государственный университет

СЭ –

Сибирский экспедитор (ООО);

система экспертизы;

служба эксплуатации;

Совет по эвакуации при СНК;

Советская этнография;

Советский экран (журнал);

Спорт-Экспресс;

срок эксплуатации;

стоимость электроэнергии;

судебная экспертиза

СЭА – система электронного архива; социально-экономический анализ

СЭБ – Служба экономической безопасности; служебно-эксплуатационный блок

СЭБН – санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

СЭБ ФСБ – Служба экономической безопасности ФСБ

СЭБЦ – специализированный экспертный базовый центр

СЭВ –

Сервер электронного взаимодействия;

Совет экономической взаимопомощи

СЭГ – сортировочно-эвакуационный госпиталь; сортировочный

эвакуационный

госпиталь

СЭД – сводно-экономический департамент; сексуальная эксплуатация детей; синдром Элерса-Данло (мед.); система электродвижения; система электронного документооборота; Система «Электронной демократии»;

строительство и эксплуатация дорог;

судебно-экспертная деятельность

СЭД ГО УР – Система электронного документооборота государственных органов Удмуртской Республики

СЭДД – система электронного документооборота и делопроизводства

СЭДиАД – система электронного документооборота и автоматизации делопроизводства

СЭДЛ – консультации старших должностных лиц партнёрства Россия-АСЕАН по экономическим вопросам

СЭДО – система электронного документооборота

СЭДОК – система электронного денежного обращения и кредита

СЭД ПД – система электронного документооборота первичной бухгалтерской документации

СЭДТ – система электронного декларирования товаров

СЭДУ – солнечная электродвигательная установка

СЭД УД – система электронного документооборота и управления взаимодействием

СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое заключение; свободная экономическая зона; сигнальный электрический звонок; специальная

экономическая зона

СЭКОП – система электронного контроля оплаты проезда

СЭКТ – сопровождение эксплуатации космической техники

СЭЛ –

санитарно-эпидемиологическая лаборатория;

система обеспечения эксплуатации ледоколов; Союз экспертов логистики (Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики)

СЭМ –

Сибэнергомаш (ООО);

система экологического менеджмента;

система электронных модулей;

система энергетического менеджмента; сканирующая электронная микроскопия; сканирующий электронный микроскоп

СЭМЗ – Саратовский электромеханический завод; Солнечногорский электромеханический завод

СЭМП – служба экстренной медицинской помощи

СЭМПЛ – Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (

информационная система)

СЭН – санитарно-эпидемиологический надзор

СЭНТЦ – Сибирский энергетический научно-технический центр

СЭО – санитарно-эпидемиологический отряд; система электронной очереди; социально-экономическое образование; средство электронного обучения; судно энергетического обеспечения

СЭОД – система электронного обмена документами; Система электронной обработки данных

СЭП –

Санитарно-эпидемиологические правила;

система электропитания;

соглашение об экономическом партнёрстве;

социально-экономические показатели

;

социально-экономическое планирование;

социально-экономическое прогнозирование

СЭПАК – служба эксплуатации программно-аппаратного комплекса

СЭПБ – система экспертизы промышленной безопасности

СЭПН – Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СЭПО – Саратовское электроагрегатное производственное объединение; транслитерация швед. сокр. SÄPO – Säkerhetspolisen – Служба государственной безопасности Швеции

СЭР – система экстренного реагирования;

социально-экономический рост;

социально-экономическое развитие

СЭРОА – среднегодовая эквивалентная равновесная объёмная активность

СЭС – санитарно-эпидемиологическая станция; санитарно-эпидемиологическая служба;

сеть электросвязи;

Сибэнергострой (ОАО);

Синий экран смерти – экран с сообщением о критической (неустранимой) системной ошибке в операционных системах семействах Microsoft Windows (см. БСОД)

система электросвязи;

Советский энциклопедический словарь; солнечная электростанция; социально-экономическая ситуация

; социоэкономический статус человека

СЭТ –

самонаводящаяся электрическая торпеда;

Санитарно-эпидемиологические требования; Спецэнерготранс

СЭТ-65Э – экспортная модификация самонаводящейся электрической торпеды СЭТ-65

СЭТП – ставка экспортной таможенной пошлины

СЭУ –

Сектор электронных услуг (МФЦ);

строительно-эксплуатационное управление;

судовая энергетическая установка

СЭФ – Совэкспортфильм

СЭЦП – социально-экономическая целевая программа

СЭЩ – Самарский завод «Электрощит»

СЭЭ – санитарно-эпидемиологическая экспертиза

СЭЭГ – стереотаксическая глубинная электроэнцефалограмма; стереотаксическая глубинная электроэнцефалография

СЮЗ – Сибирский ювелирный завод

СЮН – станция юных натуралистов

СЮТ – станция юных техников; станция юных туристов

СЮТур – станция юных туристов

СЯ – Социалистическая Якутия (газета; ныне – «

Якутия

«)

СЯП – Словарь языка Пушкина

СЯ ПК А ОвВПиЛ (СЯПКАОвВПиЛ) – сознание ясное, пациент контактен, адекватен, ориентирован во времени, пространстве и личности (мед.)

СЯС – Силы ядерного сдерживания

Список сокращений

акад. – академик, академический

амер. – американский

англ. – английск

ий

араб. – арабский

банк. –

банковский

библ. – библиотечный

болг. – болгарский

букв. – буквальный

воен. – военный

воен.-мор. – военно-морской

греч. – греческий

др. – другой

ж.-д. – железнодорожный

им. – имени

инд. – индийский

иноск. – иносказательно

инф. – информационный

исп. – испанский

ист. – исторический

итал. – итальянский

к/ф – кинофильм

лат. – латинский

латыш. – латышский

мед. – медицинский

напр. – например

нем. – немецкий

нидерл. – нидерландский

офиц. – официальный

пед. – педагогический

перен. – переносно

; переносный

полит. – политический

порт. – португальский

проф. – профессор

разг. – разговорный

реж. – режиссёр

рос. – российский

рус. – русский

серб. – сербский

см. – смотри

сов. – советский

сокр. – сокращение

; сокращённый

ср. – сравни

укр. – украинский

устар. – устарелый

физ. – физический

фин. – финансовый

финск. – финский

фр. – французский

хим. – химический

хорв. – хорватский

швед. – шведский

шутл. – шутливый

электротехн. – электротехнический

Автор-составитель:

Валерий Сидоров

***

Список словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ:

1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К.

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А.

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н.

Соглашения о разделе продукции являются наряду с концессионными соглашениями наиболее распространенными договорами, заключаемыми между инвесторами и государством в лице Правительства РФ или его уполномоченных органов. Соглашения о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

В соответствии со ст. 2 Закона соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Анализ данного определения позволяет выделить особенности соглашения о разделе продукции. Прежде всего, объектом соглашения являются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья. Права могут предоставляться либо только на геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, либо только на их разведку и добычу, в том числе на использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (например, подземных резервуаров для хранения газа) и на некоторые другие работы. Но недра могут предоставляться в пользование и для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых одновременно. Причем добыча может производиться как непосредственно по завершению геологического изучения, так и параллельно с ним. Такие права пользования называются совмещенными. Однако в любом случае в результате предоставления прав на пользование недрами в хозяйственный оборот включаются природные ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что правовой режим использования природных ресурсов, в том числе недр земли, существенно отличается от режима использования другого имущества. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание. Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом. В России статус недр в принципе аналогичен. Так, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь ГК РФ в ст. 214 устанавливает, что природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. А ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусматривает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Зарубежный опыт

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» не раскрывается понятие исключительных прав и не поясняется, к какому виду имущественных прав (вещно-правовому или обязательственному) они принадлежат. В некоторых зарубежных странах право пользования недрами именуется арендой недр, а аренда, как известно, относится к обязательственным правам. В других же странах нрава пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Вместе с гем, несмотря на различия в трактовке исключительных прав, зарубежное законодательство и мировая практика недропользования свидетельствуют о том, что предоставление исключительных прав предполагает обязанность государства на срок действия таких прав воздерживаться от какой-либо деятельности на предоставленном инвестору участке недр, а также не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц. Но исключительные права распространяются только на те минералы, которые указаны в инвестиционном соглашении. Поиск, разведка, добыча других ископаемых, залегающих в недрах предоставленного инвестору участка, могут стать объектом новых исключительных или обычных прав для самого государства или третьих лиц при условии, что осуществление новых прав не создаст помех в деятельности первоначального инвестора, осуществляемой на участке недр, указанном в инвестиционном соглашении.

При этом Закон РФ «О недрах» в ст. 7 определяет участок недр как геометризированный блок недр, предоставленный пользователю в виде горного отвода. Это участок земной поверхности, ограниченный определенными географическими или иными координатами. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Однако в пользование на условиях раздела продукции может быть предоставлен только участок недр, входящий в перечень, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».

Следующая существенная особенность соглашения о разделе продукции – особый субъектный состав: с одной стороны – частные инвесторы, с другой – государство. В качестве инвесторов в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» могут выступать юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 Закона). При этом следует отметить, что Закон несколько по-иному трактует понятие инвесторов по сравнению с общим инвестиционным законодательством. Во-первых, в ст. 3 Закона ничего не говорится о том, что соглашения о разделе продукции могут заключаться с международными организациями и иностранными государствами, которые являются иностранными инвесторами по Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает еще одну специфическую категорию инвесторов – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не обладающие статусом юридического лица объединения юридических лиц. В зарубежной практике такие объединения получили название консорциумов.

Консорциум – чрезвычайно распространенная форма объединения инвесторов в сфере недропользования, особенно в случаях реализации очень крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой и горнорудной промышленности. Хотя консорциум не является юридическим лицом, в отношениях с государством он выступает как единый, групповой инвестор – обладатель исключительных прав пользования участком недр. В нашей стране в настоящее время отношения двух или нескольких лиц, соединивших свои вклады и совместно действующих без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, регулируются нормами гл. 55 ГК РФ о простом товариществе.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению . Согласие государства необходимо, поскольку в такой ситуации одновременно происходят переход прав кредитора к другому лицу и перевод долга на это же лицо. А в соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. В связи с тем, что права и обязанности могут быть переданы только лицу, располагающему достаточными ресурсами и опытом, государственный орган, рассматривающий этот вопрос, должен тщательно изучить информацию о потенциальном инвесторе, а также выяснить причины и обстоятельства, побудившие инвестора пойти на уступку прав пользования по сделке.

Права кредитора по обязательству могут перейти к другому лицу не только по сделке в порядке уступки требования предшествующим кредитором, но и в силу закона либо при наличии указанных в законе обстоятельств. К таким обстоятельствам ст. 387 ГК РФ относит универсальное правопреемство в правах кредитора. Данные обстоятельства имеют место при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения или разделения. Именно эти случаи перехода прав пользования недрами и переоформления действующей лицензии закреплены в ст. 17.1 Закона РФ «О недрах». Далее эта же статья устанавливает, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Современное российское законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каком качестве выступает государство в инвестиционном соглашении. Так, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» получила воплощение концепция государства как равноправного участника гражданско-правовых отношений, впервые закрепленная в ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а в настоящее время подтвержденная положениями ст. 124–127 ГК РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования стали участвовать в гражданском обороте на общих основаниях, принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним ответственность.

Однако в то же время в российском законодательстве существует иная концепция, которая основывается на представлении, что в сфере недропользования государство не может передавать права пользования частным лицам, а поскольку такие права имеют исключительно государственную принадлежность и монопольное происхождение, они не могут предоставляться на договорной основе. Поэтому отношения государства с пользователями строятся по вертикали и являются административно-распорядительными.

Вторая концепция воплощена в Законе РФ «О недрах». Несмотря на то что постепенно с 1995 г. административно-правовая основа этого Закона несколько смягчалась за счет признания возможности существования договорных отношений в сфере недропользования и прямого включения в текст Закона отдельных гражданско-правовых положений (например, о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом концепция Закона осталась неизменной. В частности, Закон предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая по существу является документом, не подлежащим обсуждению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом. Следовательно, воля сторон в соглашении ограничивается условиями лицензии, поскольку Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» определяет, что лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении.

В настоящее время условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»), т.е. именно соглашение признается основной формой осуществления прав недропользования. Этот же подход закреплен теперь и в Законе РФ «О недрах»: лицензия удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами (ч. 2 ст. 11). Иными словами, лицензия является документом, как бы подчиненным условиям соглашения о разделе продукции, так как он должна соответствовать соглашению.

Научная дискуссия

Неопределенность правового положения государства как стороны инвестиционного соглашения влечет за собой неоднозначность в определении правовой природы такого соглашения. В литературе существует точка зрения, согласно которой инвестиционное соглашение следует квалифицировать как гражданский договор. Так, по мнению Н. Н. Вознесенской, государство вступает в гражданско-правовые отношения как равноправный партнер субъектов частного нрава, не проявляя при этом своих властных полномочий. «Обычно там, где государство – субъект частного права, оно не является органом властвования» .

Безусловно, основу данного соглашения составляют нормы гражданского права. Однако отождествлять его полностью с обычными гражданско-правовыми договорами было бы неправильно. В частности, в нем предусматриваются условия, касающиеся публичных прав, которые не могут быть включены в обычные договоры (например, о льготах в области налогообложения, о гарантиях стабильности правового режима и др.). Но административные акты нельзя сводить лишь к односторонним административным сделкам. Так, по мнению М. И. Кулагина «в настоящее время договорная форма широко используется не только в области частного права, но и… в сфере публичного права. Договор давно уже перестал быть монополией гражданского права» .

Наиболее точный ответ на вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений между государством и инвестором дает Н. Н. Вознесенская: «При заключении соглашения с иностранным инвестором государство-реципиент выступает и как орган властвования, и как субъект частного права, однако, это происходит не одновременно и не по одной линии правовых связей. Выдавая разрешение иностранному инвестору, государство в лице своих органов властвования совершает административный акт. Заключая на основе этого акта инвестиционное соглашение, оно выступает уже как субъект частного права, являясь стороной гражданско-правовых отношений. Соглашение предполагает равенство сторон. При таких разных субъектах, какими являются суверенные государства, с одной стороны, и частная фирма – с другой, равенство возможно в том случае, если государство устанавливает для себя определенные рамки применительно к данным взаимоотношениям. Оно как бы приравнивает себя по характеру прав и обязанностей к конкретному контрагенту. Выступая партнером частного капитала, государство не может принять на себя больше прав или обязанностей, чем установлено соглашением. Если же возникает вопрос, который выходит за установленные гражданско-правовые рамки, он будет решаться государством, но уже не как стороной в договоре, а как органом властвования» . Таким образом, инвестиционное соглашение иностранного инвестора с государством в лице его органов обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора, что позволяет признать его хозяйственным (предпринимательским) договором, на основе которого возникают хозяйственно-управленческие обязательства. Этого же мнения придерживается и С. А. Сосна; «Положение о том, что инвестор осуществляет поиск, разведку и добычу минерального сырья, а также проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск, является одним из ключевых условий соглашений о разделе продукции. Рисковый характер соглашения и намерение сторон получить прибыль от пользования недрами делают соглашение типичным предпринимательским договором, хотя риск несет только одна сторона. Государство как другая сторона в соглашении никаких расходов и рисков не несет (если на этот счет у сторон нет иных договоренностей)» .

К существенным особенностям инвестиционных соглашений о разделе продукции можно отнести порядок их заключения. В соответствии с общим правилом, изложенным в п. 1 ст. 6 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», такое соглашение заключается с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, которой осуществляется разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством РФ, относительно участков недр местного значения – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, относительно остальных участков недр – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 13.1 Закона РФ «О недрах»).

Ранее в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» содержались исключения из правила о проведении аукциона или торгов для заключения договора. Сейчас же они исключены. Эта позиция законодателя представляется правильной, поскольку конкурсно-аукционный порядок определения инвестора на данный момент является наиболее справедливым и демократичным. Хотя злоупотребления не исключены, но они поставлены вне закона. Определенные сомнения вызывала возможность заключения соглашения с единственным участником аукциона или конкурса, по сейчас она также исключена из закона. Кроме того, поскольку на аукционе стартовые цены обычно бывают минимальными, вызывает недоумение предоставление возможности заключения соглашения с единственным участником аукциона «на условиях аукциона», т.е. по самой низкой цене.

Итак, состояние российского законодательства о соглашениях о разделе продукции, а в широком смысле – о договорных отношениях государства с иностранными инвесторами – характеризуется наличием ряда проблем, решение которых будет непосредственно влиять на выход нашей страны из экономического кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *