Соц налог, что это?

Единым социальным налогом (сокращенно ЕСН) до 2010 года называлась выплата от фонда заработной платы, при этом сумма отчислений дробилась на несколько частей для последующего зачисления в различные фонды. ЕСН в 2009-2010 годах был упразднен, хотя фактически он был просто разделен, и вместо него появились самостоятельные графы обязательных выплат: ФСС, ФОМС, ПФ.

Значение единого социального налога

По сути своей, единый социальный налог – это четверть вашей зарплаты, которую работодатель перечисляет в различные фонды для обеспечения государственных гарантий на бесплатную медицину, социальную защиту и формирование пенсионных накоплений.

Все налогоплательщики данного налога признаются, что теперь, с дроблением выплат, стало сложнее и тяжелее, увеличилась нагрузка на бухгалтерию и происходит снижение зарплаты.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Кто должен платить единый социальный налог?

Плательщиком единого налога всегда является работодатель, а в случаях, когда предприниматель работает сам на себя, то платежи он осуществляет и на себя тоже, но от имени организации (официального ее названия и реквизитов). Плательщиком ЕСН не может быть физическое лицо, а исключение распространяется только на работников правовой отрасли – нотариусов и адвокатов.

Что является объектом обложения?

Объектом обложения ЕСН являются деньги, которые работник получил за выполненную работу или ее часть, при этом был составлен трудовой договор или соглашение на авторство по интеллектуальной собственности.

В общем понятии — это либо ваша официальная заработная плата, либо вознаграждения. Под вознаграждениями подразумеваются:

  • премии;
  • отпускные.

Как рассчитать размер единого социального налога в 2018

Размер начислений по расчетом ЕСН составлял 26% фонда заработной платы, а теперь та же сумма разбрасывается по отдельным графам в зависимости от суммы доходов и категории работающих граждан.

Например, инвалиды не платят ЕСН.

По действующему законодательству дробление ЕСН выглядит следующим образом:

Для предпринимателей

Предприниматель, как и любой другой работодатель, обязан оплачивать ЕСН (или его современные аналоги) в полном объеме за всех официально устроенных сотрудников, кроме случаев, когда используется труд инвалидов и детей в неполный рабочий день (в пределах законности), а также лиц, имеющих льготы по данному сбору.

Для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей, если у них есть нанятые официально работники, схема выглядит точно также, как и для остальных работодателей. Если же человек работает сам на себя, то от лица своей организации он вносит платежи на собственное имя. платежи вносятся с той суммы заработной платы, которую сам себе установит.

Максимальная сумма единого социального налога

Максимум рассчитывается исходя из групп — по финансовому обороту/доходу предприятия, а максимальный единый взнос в 2018 году не может превышать все те же 26%.

Отмена единого социального налога

Данный вид пошлины, как одну из налоговых единиц отменили на основании Федерального Закона за номером 212 от 24 июля 2009-го года, хотя изменения вступили в силу гораздо позже – с 1-го января 2010-го года. Для крупных компаний и промышленных предприятий переход с ЕСН на новую, более предметную налоговую политику не стал потрясением, так как в этих случаях бухгалтерский штат весьма солиден.

Скачать ФЗ № 212

Другое дело это малый и средний бизнес – сам по себе факт изменившихся выплат, их количественное увеличение, никак не сказывается на зарплате, а вот на услуги бухгалтера придется понести расходы.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

15,8 процента

2,2 процента

0,8 процента

1,2 процента

20,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

На вопросы, связанные с исчислением бухгалтерами производственных предприятий единого социального налога, отвечает Светлана Петровна Павленко, консультант отдела налогообложения доходов граждан и единого социального налога Минфина России. С 1 января 2008 года в целях исчисления НДФЛ введены предельные нормы суточных, выплачиваемые работнику при его направлении в командировку. А вот для расчета ЕСН налоговым законодательством таких норм не установлено. Получается, что суточные, выплаченные работнику в любом размере, независимо от ограничений по налогу на прибыль не облагаются ЕСН?

Нет, так сказать нельзя.

Действительно, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, суточные не облагаются ЕСН в пределах норм, установленных законодательством. А сверх них – на основании положений пункта 3 статьи 236 и пункта 38 статьи 270 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Однако предприятия, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, пункт 3 статьи 236 НК РФ применять не могут. А следовательно, с суточных, выплаченных сверх норм, установленных законодательством, они должны исчислить и уплатить в бюджет единый социальный налог.

Организация заключила с работником трудовой договор, а также гражданско-правовой договор на выполнение работ по патентному поиску (вне рамок трудового договора). Какие суммы следует принимать во внимание для применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога?

Для применения регрессивной шкалы необходимо учитывать выплаты, которые были произведены организацией по обоим договорам.

Так, согласно содержанию статьи 241 НК РФ, ставки ЕСН носят регрессивный характер. Они применяются к величине налоговой базы на каждое физическое лицо, рассчитанной нарастающим итогом с начала года.

📌 Реклама Отключить

В то же время налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ и начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц. Об этом сказано в пункте 1 статьи 237 НК РФ.

Предприятие выплачивает вознаграждение членам совета директоров. Нужно ли начислять единый социальный налог на указанные суммы?

Нет, в данном случае этого делать не следует.

Дело в том, что взаимоотношения между членами совета директоров строятся не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, предмет которых – выполнение работ, оказание услуг. Поэтому указанные вознаграждения не могут быть объектом налогообложения единым социальным налогом. Основание – пункт 1 статьи 236 НК РФ.

Работники организации, выполняя служебное задание, создали полезную модель. Работодатель получил на нее патент. Согласно положениям пункта 4 статьи 1370 ГК РФ, специалистам полагается выплатить вознаграждение. Должна ли организация начислить единый соцналог с этой суммы?

📌 Реклама Отключить

Все зависит от того, предусмотрена ли такая выплата коллективным или трудовым договором.

В том случае, если предусмотрена – сумма вознаграждения, выплачиваемая работнику за создание служебной полезной модели, облагается единым социальным налогом. В противном случае указанный налог исчислять не нужно.

Администрация предприятия решила выдавать зарплату работникам с помощью пластиковых карт. За открытие счетов в банке и выдачу людям пластиковых карт организация уплачивает банку определенные суммы. Следует ли начислять единый социальный налог на такие суммы?

Нет, начислять налог не нужно.

Основание – пункт 3 статьи 236 НК РФ. В соответствии с этой нормой выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 236 НК РФ, не признаются объектом обложения ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

📌 Реклама Отключить

При этом напомню, что в соответствии с пунктом 29 статьи 270 НК РФ расходы организации за выдачу работникам пластиковых карт и открытие счетов в банке не уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *