СОУТ кто проверяет

Комиссии предприятия – первые помощники работодателя по организации работы по охране труда на предприятии

В нашей стране Законодательство в области безопасности предусматривает очень большой объем ответственности работодателя. Организация различных мероприятий на своем предприятии предусматривает в первую очередь сохранение жизни и здоровья работников. Для реализации этих требований руководитель вправе использовать своих же сотрудников, имеющих соответствующие полномочия и компетентность, в том числе и различные комиссии и комитеты.

В этой статье мы рассмотрим какие именно бывают комиссии в организации, их цели и предназначение.

Комитет по охране труда

Обязательно ли создавать комитет по охране труда?

Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда1.

Основание: ст.218. ТК РФ.

Кто входит в состав?

В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.

Какие стоят перед комитетом задачи?

Комитет выполняет следующие задачи:

  • разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
  • содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.

Какие документы могут понадобится в работе?

  1. Для организации работы комитета необходимо разработать и утвердить соответствующее положение.
  2. Разрабатывается оно на основании Типового положения.
  3. Посмотреть типовое положение можно по .

Комиссия по проверке знаний по охране труда

Для проверки знаний требований охраны труда работодатель обязан своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке2.

Основание: Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016)

Как правильно организовать работу комиссии, можете прочитать в нашей статье Обучение по охране труда: Вопросы и ответы.

Какие документы необходимы для работы комиссии?

Пожарно-техническая комиссия

Для предупреждения пожаров на предприятии его руководитель может создать пожарно-техническую комиссию. Такая комиссия создается из специалистов организации, ответственных за пожарную безопасность и прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму3.

Обязательно ли создание такой комиссии?

Нет, это право работодателя. На объектах, где работает более 50 человек (п. 5 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 ), комиссия может создаваться по его воле. Обращаем внимание — п.5. Правил противопожарного режима — утратил силу с 26.09.2017 .

Задачи комиссии:

  • проведение профилактических мероприятий;
  • выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
  • разработка программ инструктажей;
  • согласование локальных актов в части ПБ;
  • обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
  • участие в расследовании причин пожаров;
  • составление и сдача отчетности.

Какие документы могут понадобиться?

  1. Приказ о создании комиссии.
  2. Протокол заседания.
  3. Положение о работе комиссии.

Комиссия по электробезопасности (проверка знаний)

Для тех предприятий, на которых работает электротехнический и электротехнологический персонал необходимо назначить комиссию по проведению проверки его знаний.

Какой состав комиссии необходим?

Комиссия назначается в составе не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается, обычно, ответственный за электрохозяйство организации.

Какие существуют требования к членам комиссии?

Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V в организациях с электроустановками напряжением до и выше 1000 В.

Если у Потребителей электроустановки напряжением только до 1000 В, то тогда только группу IV.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора4.

Задачи комиссии заключаются в проверке знаний правил электробезопасности у работников.

Обязательно ли создавать такую комиссию?

Нет, это лишь право работодателя. Если комиссия не создается, пройти очередную проверку знаний можно и в учебном центре.

1 — Статья 218 ТК РФ;

2 — Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209);

3 — Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938);

4 — Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145).

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Вопрос: Кто проверяет специальную оценку условий труда

Ответ:

Специальная оценка условий труда — неотъемлемая процедура для предприятий, которая определяет класс вредности и опасности условий для сотрудников на производстве. Поэтому как провести спецоценку условий труда в организации должен знать каждый руководитель.

Экспертиза рабочих мест — мероприятие, которое проводится один раз в пять лет, за исключением внеплановых проверок, которые осуществляются согласно особенностям, прописанным в ФЗ № 426.

Экспертные организации проверяют служебные помещения, пространства и оборудование, находящиеся на территории работодателя. Помещения и места надомников и удаленных сотрудников не подлежат СОУТ. Кто проверяет наличие результатов экспертизы? Местная инспекция по труду. Если инспекция выявит отсутствие отчетности, то на организацию накладывается штраф в крупном размере. Так, согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сумма штрафов:

  • должностным лицам и ИП — 5000-10 000 руб.;
  • юрлицам — 60 000-80 000 руб.

Чтобы избежать штрафов, нужно знать кто проверяет спецоценку условий труда и всегда быть готовым к встрече с трудовым инспектором. Об отсутствии СОУТ инспекция может узнать либо во время очередной проверки, либо от жалоб сотрудников. При вторичных нарушениях инспекция по труду вправе наказать ИП до 40 000 рублей, юрлицо — до 200 000 рублей или запретить работодателю находиться в должности директора сроком до 3 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *