Создание обособленного подразделения

ВТБ📌 Реклама

Для внесения изменений в устав юридического лица в зависимости от важности вопроса необходимо решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа. Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Внесение же изменений в устав общества с ограниченной ответственностью входит в компетенцию общего собрания его участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно гражданскому законодательству изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Последняя норма установлена законодателем в обоих упомянутых законах (п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 закона № 208-ФЗ)

📌 Реклама Отключить

Сообщения об изменениях в уставе общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Напомним, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе; утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506).

Отметим, что среди обязательных сведений и документов, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации такого лица, законодатель упомянул и сведения о его филиалах и представительствах (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

📌 Реклама Отключить

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений в связи с созданием филиала или представительства, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями главы VI закона № 129-ФЗ.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 закона № 129-ФЗ).

Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что: 📌 Реклама

Отключить

  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;
  • сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;
  • соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Для внесения сведений о создаваемом юридическим лицом филиале используется лист Г формы № 13001, о представительстве — лист Д формы № Р13001 (образцы упомянутых форм приведены в приложении № 3 к постановлению № 439).

Порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также упомянутых листов Г и Д установлен в разделе IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ –3-09/16).

📌 Реклама Отключить

Как было сказано выше, изменения учредительных документов хозяйственных обществ, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. Поэтому вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002).

Если организация воспользуется формой такого уведомления, то вместе с ней при создании юридическим лицом филиала следует представлять лист А (форма № Р13002), при создании представительства — лист Б (форма № Р13002). Образцы этих форм приведены в приложении № 7 к постановлению № 439. Порядок заполнения уведомления установлен в разделе VII методических разъяснений, листы же А и Б заполняются в соответствии с порядком заполнения листов Д и Е Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведенным в части III методических разъяснений.

📌 Реклама Отключить

В случае создания юридическим лицом нескольких филиалов или представительств соответствующие листы заполняется на каждый филиал (представительство) отдельно.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 18 и 8 закона № 129-ФЗ).

Обособленное подразделение

В НК РФ законодатель также использует понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

📌 Реклама Отключить

Определение понятию рабочего места НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ.

Согласно статье 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель». Законодатель их также не упомянул в НК ФР. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.

📌 Реклама Отключить

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).

Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:

📌 Реклама Отключить

  • территориальной его обособленности;
  • наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
  • ведения деятельности через это подразделение.

Напомним, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики — организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленных подразделений;
  • по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Установлен срок для подачи заявления о постановке на учет организации по местонахождению обособленного подразделения в налоговом органе. При осуществлении деятельности на территории РФ через обособленное подразделение такое заявление должно быть подано в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Кроме того, на организацию возложена обязанность письменного сообщения в налоговый орган по месту её нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Территориальная обособленность

Среди обязательных признаков подразделения, которое необходимо зарегистрировать в налоговом органе, является его территориальная обособленность. Понятие «территориальная обособленность» НК РФ не дает. Исходя из упомянутой нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, при расшифровке этого понятия логично было бы обратиться к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95. Исходя из этого, территориальная обособленность подразумевает, что местонахождение основной организации и местонахождение ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.

📌 Реклама Отключить

Минфин России в разъяснениях о территориальной обособленности не углубляется. По мнению чиновников территориально обособленным подразделением следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация. То есть адрес создаваемого обособленного подразделения должен отличаться от адреса, указанного в учредительных документах налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.04 № 03-03-01-04/1/55).

Создание такого подразделения в другом субъекте РФ или районе этого субъекта практически всегда приводит к возникновению обязанности по его регистрации. Также данная обязанность возникает и при образовании подразделения, которое находится в другом городе региона или в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Так, в письме Минфина России от 16.02.05 № 03-06-05-04/35 приведено, что организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Этот тезис повторен и в письмах Минфина от 11.04.05 № 03-06-06-03/18 и от 07.07.06 № 03-01-10/3-149.

📌 Реклама Отключить

Если же создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе. Так как на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Из вышеприведенного вытекает, что организация вправе и не подавать заявление по регистрации обособленного подразделения в налоговый орган, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества или транспортных средств.

📌 Реклама Отключить

Стационарное рабочее место

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. В частных ответах работниками налоговой службы неоднократно указывалось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним работником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Это суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла статьи 11 НК РФ вытекает возможность признание обособленным подразделением подразделения, обладающего хотя бы одним рабочим местом (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).

Этим и воспользовались работники налоговой службы. Так, в письме МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912 они констатировали следующее. В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. При этом авторы письма заручились другим постановлением того же ФАС Московского округа от 21.01.03 № КА-А41/9052-02. В этом постановлении не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

📌 Реклама Отключить

В постановлениях арбитражных судов неоднократно подчеркивается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30.07.04 № КА-А41/6389-04).

В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться:

  • договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность;
  • трудовой договор (контракт), заключенный с сотрудником подразделения;
  • приказ о назначении;
  • наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении и др. (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).

Споры по созданию 📌 Реклама Отключить

Таким образом, создав даже одно рабочее место на территории, подведомственной иной налоговой инспекции, организация в течение месяца должна подать Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1; утв. приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178. Этим же приказом утвержден и порядок её заполнения). Вместе с заявлением также представляются:

  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту его нахождения;
  • документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (при их наличии).

Упомянутые документы необходимо представить в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

О создании обособленного подразделения организация должна уведомить также и налоговый орган по месту своей регистрации. Для этого используется Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (форма № С-09-3; утв. приказом МНС России от 02.04.04 № САЭ-3-09/255). Такое сообщение должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, то налоговики вправе прибегнуть к штрафным санкциями, установленными статьей 116 НК РФ. При подаче требуемых документов по регистрации обособленного подразделения с опозданием не более 90 дней после окончания отведенного законодательством месяца, предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Если же организация представит эти документы на 91 день после положенного срока или позже, то штрафные санкции увеличиваются вдвое и достигают 10 000 руб.

Помимо этого за нарушение срока регистрации обособленного подразделения на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Ведение деятельности созданным обособленным подразделением без его регистрации может усугубить положение. Налоговики вправе квалифицировать такое деяние как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). А это в свою очередь, может повлечь наложение штрафных санкций в размере 10% от доходов, полученных обособленным подразделением до момента его регистрации. При этом сумма штрафа не может быть менее 20 000 руб. Если же подразделение вело деятельность более трех месяцев, то штрафные санкции возрастают до 20% доходов, полученных за это время. За такую деятельность увеличивается и размер административного штрафа. На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

📌 Реклама Отключить

Как и по остальным приведенным выше нормам, связанным с образованием и регистрацией обособленного подразделения, упомянутое положение по сроку не столь и конкретно. Это приводит к неоднозначности в его понимании.

Налоговики в большинстве случаев считают, что этот срок начинает течь с момента принятия решение о создании обособленного подразделения.

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является оборудование стационарного рабочего места. Лишь у отдельных налогоплательщиков на момент принятия решения о создании обособленного подразделения существует такое рабочее место или места. У остальных же для их создания требуется определенное время.

Попытки налоговых органов при наложении штрафные санкции за нарушения срока постановки обособленного подразделения в инспекции ФНС России по месту его нахождения при исчислении месячного срока использовать момент принятия решения не всегда находят поддержку у арбитражных судов.

📌 Реклама Отключить

Аргументом для поддержки в этом вопросе позиции налогоплательщиков для судьи служит документы, подтверждающие осуществление подготовки рабочих мест обособленного подразделения. В качестве таких документов может выступать акт окончания работ по техническому оборудованию рабочего места (постановление ФАС Московского округа от 26.12.03 № КА-А40/10724-03).

Заключение договора на аренду помещения, по мнению судей, однозначно не означает создания стационарных рабочих мест в обособленном подразделении (постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).

Не свидетельствует о создание стационарного рабочего места и заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160).

В некоторых случаях с этим соглашаются и Минфин России. Так, при вступлении в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и (или) информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе (письмо Минфина России от 21.07.05 № 03-01-10/6-334).

📌 Реклама Отключить

В тоже время проведение определенной производственно-хозяйственной деятельности организацией в месте, отличном от указанном в её учредительных документах, судьями признается как деятельность, осуществляемая через обособленное подразделение (постановления ФАС Уральского округа от 09.01.03 № Ф09-2799/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 № Ф04/1209-235/А03-2004).

В некоторых случаях стационарные рабочие места создает не сама организация, а её партнер по бизнесу. Такое происходит, например, при выезде сотрудников в длительную командировку, при выполнении подрядных работ вне местонахождения организации. Сталкиваются с этим и охранные предприятия при выставлении свои постов на объектах, располагаемых на территории клиентов.

Работники налоговых органов считают, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что создаются стационарные рабочие места, которые находятся не там, где зарегистрирована организация, а на другой территории.

📌 Реклама Отключить

ФАС Уральского округа в упомянутом постановлении № Ф09-2799/02-АК также пришел к выводу о создании обособленного подразделения при осуществление организацией работ на объектах, ей не принадлежащих. Но для выполнения строительных работ организацией специально были приняты физические лица.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.02.02 № Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и как следствие возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.

Обособленное подразделение, исходя из его названия и из существа, является структурной единицей организации. Стационарные рабочие места обычно привязаны к какой-либо территории. В этой связи представляется, что создание рабочего места на этой территории возможно лишь в случае, если в отношении её организация имеет соответствующие права — либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, на наш взгляд, несколько не корректно считать образование обособленного подразделения при направлении организацией-исполнителем своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) заказчику на территории последнего. Например, ФАС Центрального округа в постановлениях от 10.05.01 № А14-7574-00/176/24 и от 18.02.02 № А14-6918-01/251/10 указал, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ у организации не возникает.

📌 Реклама Отключить

Отношения с фондами

Как известно при создании юридического лица регистрация организации в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений, содержащихся едином государственном реестре юридических лиц, представляемых налоговыми органами, осуществившими государственную регистрацию. При создании обособленного подразделения такого не происходит.

Организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:

  • в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»);
  • в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

На это им дается 30 дней. Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения. При этом по регистрации в ФСС России законодатель уточнил, что она должна осуществляться в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. 📌 Реклама Отключить

Регистрация в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по местонахождению каждого обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого приведена в приложении № 1 к Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570).

Совместно с заявлением представляются нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения;
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.

Регистрация организации-страхователя по местонахождению обособленных подразделений в филиале регионального отделения ФСС России осуществляется на основании заявлений, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением ФСС России от 23.03.04 № 27). Одновременно с заявлением представляются копии: 📌 Реклама Отключить

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением фонда по месту его нахождения.

В статье 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодатель не ввел обязанности по регистрации организаций-страхователей по местонахождению обособленных подразделений в территориальных отделениях ПФР. 📌 Реклама Отключить

Однако в Порядке регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 № 97п) такое упоминание существует.

Регистрация организаций в качестве страхователя по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по местонахождению обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по местонахождению обособленного подразделения

Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по местонахождению обособленного подразделения направляется Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения (приложение 3 к порядку) в двух экземплярах. Один из экземпляров организация должна в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР по местонахождению организации.

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения

В ГК есть такое понятие, как обособленное подразделение — это подразделение, находящееся вне места нахождения ЮЛ, осуществляющее все его функции или их часть.

Причины создания обособленного подразделения

  • Расширение бизнеса
  • Оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах
  • Стремление организации приблизить производство к источникам сырья требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов

Признаки обособленного подразделения

  • Территориальная обособленность — располагаются вне места нахождения юридического лица
  • Стационарное рабочее место — подразумевает наличие работников
  • Обособлены — имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией (ст. 209 ТК РФ)

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Обособленные подразделения делятся на

  • Филиалы
  • Представительства
  • ОП по налоговому законодательству

Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, расположенными вне места нахождения самого юридического лица. Основные различия между представительством и филиалом общества заключаются в выполняемых функциях.

Поскольку в НК РФ и других отраслях законодательства отсутствует понятие «структурное подразделение организации», следует руководствоваться п.16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в соответствии с которым под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Функции Представительства и Филиала ЮЛ

Представительства исключительно представляют интересы Общества и осуществляют их защиту, филиал же напротив, осуществляет все или часть функций головного Общества, в том числе функции представительства. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Означает ли создание ОП заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса?

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы. При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое относится к работникам осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • Рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца

Фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться

  • Договором аренды помещения
  • Трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения
  • Первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи)

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

УСН при регистрации обособленного подразделения

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

ККТ, применяемая ОП, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Если ОП не выделено на отдельный баланс, организация должна уплатить страховые взносы и представить отчетность по ним в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по месту своего нахождения.

Организация, в состав которой входят ОП, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение ООО, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные более чем на месяц. При этом не важно, указано ли такое подразделение в Уставе ООО и какие у него полномочия (абз. 18 п. 2 ст. 11 НК РФ).

К обособленным подразделениям относятся (п. 1, п. 2 ст. 55 ГК РФ):

  • представительство – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиал – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (в том числе функции представительства);
  • иное подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством.

Подробнее о том, нужно ли создавать обособленное подразделение, если ООО принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности, см. Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?

Законом урегулирован порядок создания обособленных подразделений – филиала и представительства. Порядок создания иных обособленных подразделений в законе не определен. На практике для создания такого структурного подразделения часто используется порядок, аналогичный тому, который установлен для создания филиала или представительства. Рассмотрим процедуру создания филиала или представительства более подробно.

Принять решение о создании филиала или представительства

Решение о создании филиала или представительства ООО может быть принято:

В случае проведения общего собрания для принятия решения о создании филиала или представительства необходимо получить согласие не менее двух третей всех участников. Указанное минимальное количество голосов может быть увеличено уставом общества.

Для случаев, когда решение принимается советом директоров, минимальное количество голосов законом не установлено и должно быть определено в уставе ООО.

Если в ООО только один участник, решение о создании филиала или представительства он принимает единолично.

Подробнее о том, как провести общее собрание участников см. Общее собрание участников ООО.

Поскольку филиал и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных обществом положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Поэтому после принятия решения об их создании следует также утвердить положение о филиале (представительстве), в котором должно быть указано:

  • место нахождения филиала (представительства);
  • функции филиала (представительства);
  • права филиала (представительства);
  • права и обязанности ООО перед филиалом (представительством);
  • порядок управления имуществом филиала (представительства).

Зарегистрировать изменения

С 01.09.2014 вносить какие-либо изменения в устав ООО в связи с созданием филиала или представительства не требуется. Необходимо лишь зафиксировать информацию о новом структурном подразделении в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о создании филиала (представительства) (пп. «н» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством, этот этап можно пропустить и перейти к Шагу 3.

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи созданием филиала или представительства необходимо выполнить следующие действия.

Подать документы в регистрирующий орган

Ранее сведения о филиалах и представительствах ООО необходимо было фиксировать в учредительных документах. Следовательно, при создании или ликвидации такого подразделения изменения в учредительных документах необходимо было регистрировать путем подачи в налоговые органы заявления по форме Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

С 01.09.2014 указывать сведения о филиалах и представительствах ООО в его учредительных документах не нужно (соответствующие изменения были внесены в п. 3 ст. 55 ГК РФ). Необходимо лишь внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Однако при этом остается нерешенным вопрос, какое заявление следует использовать, поскольку формы заявлений пока не приведены в соответствие с законом. Форма Р13001 позволяет прямо указать на создание филиала или представительства, но предназначена для регистрации изменений уставных документов. Форма Р14001 позволяет внести в реестр изменения, не связанные с исправлениями учредительных документов, но и не содержит пунктов о создании обособленных подразделений.

Рекомендуем в данном случае использовать форму Р13001. Косвенно это подтверждается разъяснениями ФНС России в письме от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@ о том, что до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законом при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала (представительства) можно использовать форму Р13001. Однако не исключено, что на практике налоговые органы будут принимать также и форму Р14001. О том, какую именно форму следует заполнять, рекомендуется уточнить в налоговом органе, в который она будет подаваться.

  • направить по почте;
  • передать через нотариуса;
  • передать лично или через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности;
  • направить по информационно-телекоммуникационным сетям;
  • представить через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

За исключением некоторых случаев подлинность проставленной на заявлении подписи нужно заверить в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

Если документы подаются заявителем лично непосредственно в регистрирующий орган, то заверять в нотариальном порядке его подпись на заявлении о государственной регистрации не требуется (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). В этом случае заявитель должен в присутствии представителя регистрирующего органа заполнить раздел последнего листа заявления и поставить подпись (письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238).

Отметим, что инспекция не может отказать в приеме заявления (п. 49 Административного регламента).

Получить расписку о приеме документов

При подаче заявления выдается расписка в их получении.

Если заявление подается лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

Если заявление подано через представителя, то расписка направляется на почтовый адрес заявителя.

В случае направления заявления по почте инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления.

Если заявление подано в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

При подаче документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в их получении выдается многофункциональным центром (если иной способ получения расписки не указан заявителем). Такой порядок установлен в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Получить документы, подтверждающие изменения в ЕГРЮЛ

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). После этого в инспекции можно получить документ, подтверждающий факт внесения записи изменений в ЕГРЮЛ (п. 15 Административного регламента), а именно лист записи ЕГРЮЛ (форма № Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@).

Указанный документ в электронной форме (подписанный УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении на регистрацию, и тот, который указан в ЕГРЮЛ. Причем не важно каким именно способом документы поступили на регистрацию. Срок направления документов — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

Поставить обособленное подразделение на учет в инспекции

При создании филиала или представительства вставать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно исходя из данных о создании обособленного подразделения, внесенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

Такое сообщение может быть подано (п. 7 ст. 23 НК РФ):

  • лично заявителем или через представителя, действующего на основании доверенности. Заверять ее у нотариуса не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме (приложение № 8 к приказу ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@) по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или представителя.

Если ООО представляет сообщение в электронной форме, то необходимо руководствоваться Порядком их заполнения и направления, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (абз 3, 4 п. 7 ст. 23 НК РФ).

Инспекция поставит созданное обособленное подразделение на учет в течение 5 дней со дня получения сообщения (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).

Следует иметь в виду, что если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, городе федерального значения, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ставить обособленное подразделение на учет можно только в одном из них на усмотрение организации (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание: По мнению Минфина России, форма организации, а также срок нахождения работников на стационарных рабочих местах никак не влияют на обязанность организации в стать на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Отсутствие в таком подразделении работников при наличии оборудованных стационарных рабочих мест влечет обязанность постановки на учет (см. письмо Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/30877).

Назначить руководителя подразделения

Руководителем подразделения можно назначить кого-то из уже имеющихся сотрудников либо это может быть вновь принятое на работу лицо. Во втором случае необходимо заключить трудовой договор с вновь принятым на эту должность лицом или осуществить перевод.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Наделить руководителя полномочиями

Руководителю филиала (представительства) необходимо выдать доверенность от имени ООО на совершение действий в интересах последнего (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Сделать это может руководитель общества. Заверять печатью организации такую доверенность не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Отметим, что подобная доверенность может быть выдана не только руководителю филиала или представительства, но и руководителю обособленного подразделения, которое филиалом или представительством не является.

В этой доверенности следует указать, имеет ли руководитель филиала (представительства) право:

  • формировать штат работников филиала (представительства);
  • выдавать доверенности работникам филиала (представительства);
  • распоряжаться средствами филиала (представительства);
  • выступать от имени филиала и в интересах филиала (представительства);
  • совершать сделки от имени ООО в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • открывать счет в банке и санкционировать проведение операций по счету.

Принять сотрудников на работу

После того как филиал (представительство) создан и назначен руководитель, необходимо укомплектовать его штат.

Сделать это можно двумя способами:

  • принять на работу новых сотрудников;
  • перевести в филиал сотрудников, работающих в головной организации.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Следует иметь в виду, что в трудовом договоре с сотрудником, принимаемым в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, в качестве места работы указывается обособленное подразделение и его местонахождение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Договор подписывается:

  • руководителем ООО, если директор филиала не имеет права формировать его штат;
  • руководителем филиала (представительства), если он на это уполномочен доверенностью.

Налоговые последствия

При открытии филиала ООО теряет право на применение УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если созданное обособленное подразделение к филиалам не относится, то право на «упрощенку» сохраняется (письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305). Кроме того до 01.01.2016 не могли применять УСН также организации, у которых были представительства. Однако Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ устранил это ограничение.

Подробнее о налогообложении при утрате права на применение УСН см. Справочник «Упрощенная система налогообложения».

Кроме того, организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль с определенными особенностями в соответствии со ст. 288 НК РФ.

Подробнее об этом см. Порядок исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *