Списание объектов незавершенного строительства

Содержание

Вопрос аудитору

За казенным учреждением числятся объекты незавершенного строительства на 106 счете за 2006 год, сейчас их необходимо списать. Как это правильно сделать? Какие подтверждающие документы казенное учреждение должно предоставить главному распорядителю бюджетных средств для подтверждения списания капитальных вложений прошлых лет?

Согласно п. 34 Инструкции № 162н (утв. приказом Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н) списание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа отражается по дебету счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010611410 «Уменьшение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения».

Следовательно, действующее законодательство о ведении учета в государственных (муниципальных) казенных учреждениях допускает только один вариант списания незавершенных объектов капстроительства в качестве чрезвычайных расходов.

Кроме того, списание возможно только на основании решения уполномоченного органа по управлению имуществом.

Согласно п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, далее – приказ № 49) по незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

    • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
    • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

Согласно п. 3.34 приказа № 49 на прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Таким образом, инвентаризацию объектов незавершенного капитального строительства следовало проводить регулярно в установленном порядке с обязательным документальным отражением не только фактически выполненных работ, но и причин прекращения строительства. Именно эти результаты инвентаризации и следовало своевременно предоставлять главному распорядителю бюджетных средств для принятия решения о списании или о выделении средств на продолжение строительства.

Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2019 года N 7/2212
Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в целях упорядочения процедуры проведения и документального оформления списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар» администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

1. Утвердить Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 1.

2. Утвердить Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 2.

3. Утвердить состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 3.

4. Рекомендовать администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принять аналогичный нормативный правовой акт, регулирующий порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинову Н.С.

И.о. главы МО ГО «Сыктывкар» —
руководителя администрации
Н.ХОЗЯИНОВА

Приложение N 1. Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства при осуществлении строительства (реконструкции, модернизации) (далее — строительство), произведенных отраслевыми (функциональными) органами администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями МО ГО «Сыктывкар» (далее — Балансодержатели) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1.3. Под затратами по объектам незавершенного строительства понимаются затраты на выполненные строительно-монтажные работы, предпроектные работы, проектные, проектно-изыскательские работы, инженерно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования (далее — ТЭО), оборудование, прочие работы и затраты, входящие в сметы на строительство, которые финансировались за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и учитываются на балансе Балансодержателя.

1.4. Решение о списании затрат по объекту незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, отвечающего хотя бы одному из следующих требований (критериев):

а) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более 5 лет назад и отсутствует целесообразность его дальнейшего использования;

б) объект незавершенного строительства не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность его дальнейшего строительства;

в) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства частично или полностью разрушены и непригодны для дальнейшего использования в результате длительного перерыва в строительстве, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, документально подтвержденных органами внутренних дел, органом федерального государственного пожарного надзора, другими уполномоченными органами;

г) предпроектная, проектная, проектно-сметная (далее — проектная) документация объекта незавершенного строительства не соответствует установленным нормативным требованиям и техническим условиям, установленным действующим законодательством, и (или) истек срок действия проектной документации (5 лет и более с даты утверждения проектной документации по объекту незавершенного строительства, строительство которого не начато и не планируется). Объект незавершенного строительства должен отсутствовать в перечне инвестиционных программ на текущий год и плановый период.

1.5. В целях осуществления списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержателем создается инвентаризационная комиссия (далее — Инвентаризационная комиссия), наделенная следующими полномочиями:

— осмотр и фотофиксация объекта незавершенного строительства;

— сбор документации по объекту незавершенного строительства, указанной в пункте 2.1 настоящего Порядка и ее проверка на соответствие нормам действующего законодательства;

— установление непригодности (пригодности) возведенных строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования к восстановлению и дальнейшему использованию;

— установление причин непригодности строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования;

— составление по результатам работы Инвентаризационной комиссии акта списания затрат по объекту незавершенного строительства;

— выдача заключения о необходимости обследования конструкций объекта незавершенного строительства специализированной (строительно-технической) организацией на наличие (отсутствие) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы;

— в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года, составление акта затрат по объекту незавершенного строительства;

— в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, сбор документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающих факт стихийных и иных бедствий, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя;

— подготовка ходатайства о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением всех необходимых документов и материалов.

1.6. В целях подготовки и принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в администрации МО ГО «Сыктывкар» создается постоянно действующая комиссия администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия).

Порядок списания затрат по объекту незавершенного строительства

2.1. Балансодержатель направляет в Комиссию ходатайство о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением следующих документов:

— копия проектной документации объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении строительства, составленного Балансодержателем объекта незавершенного строительства с участием подрядной организации, по форме КС-17, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— копия акта технического обследования объекта незавершенного строительства, составленного Балансодержателем в произвольной форме (составляется в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— копия разрешения на строительство объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копии документов о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству, составленного Балансодержателем с участием проектной организации, по форме КС-18, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— фотографии объекта незавершенного строительства (предоставляются в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— ведомость списания затрат по объекту незавершенного строительства, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Порядку);

— пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 2 к настоящему Порядку);

— акт списания затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 3 к настоящему Порядку);

— копии документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— копии справок о выполненных работах и затратах по объекту незавершенного строительства;

— акт Инвентаризационной комиссии затрат по объекту незавершенного строительства (предоставляется в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года);

— копии документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных и иных бедствий, пожаров, аварий, хищений, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя (предоставляются в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя объекта незавершенного строительства).

К ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства могут быть приложены иные документы, относящиеся к данному объекту.

2.2. Комиссия рассматривает представленные Балансодержателем материалы и документы по объекту незавершенного строительства в соответствии с Положением о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства.

2.3. Копия протокола заседания Комиссии, содержащего решение Комиссии о списании затрат (об отказе в списании затрат) по объекту незавершенного строительства, в течение 3 рабочих дней с момента его подписания направляется Балансодержателю.

2.4. На основании решения Комиссии о согласовании списания затрат Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» готовит проект постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту незавершенного строительства.

2.5. На основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» Балансодержатель объекта незавершенного строительства в течение 10 рабочих дней со дня его принятия издает соответствующий приказ (распоряжение) и отражает в бухгалтерском учете списание затрат с баланса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Ведомость затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 1
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

ВЕДОМОСТЬ

ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТУ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

N п/п

Наименование объекта незавершенного строительства

Характеристика объекта незавершенного строительства

Сроки строительства

Предполагаемые к списанию затраты (руб.)

Предложения

Адрес (местонахождение)

Сметная стоимость строительства (руб.)

Стоимость незавершенного строительства, числящаяся на балансе

Дата начала (месяц, год)

Дата фактического прекращения (месяц, год)

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

Руководитель Балансодержателя __________________________ (Ф.И.О.)

Главный бухгалтер ______________________________ (Ф.И.О.)

Приложение N 2. Пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 2
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

1. Наименование Балансодержателя, представляющего материалы на списание соответствующих затрат по объекту незавершенного строительства.

2. Краткая технико-экономическая характеристика объекта незавершенного строительства.

3. Мнение Инвентаризационной комиссии о непригодности (пригодности) объекта незавершенного строительства (в случае, если Инвентаризационная комиссия выскажет мнение о непригодности объекта незавершенного строительства необходимо указать на причины такой непригодности).

5. Информация о необходимости обращения к специализированной (строительно-технической) организации за выдачей заключения о наличии (отсутствии) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы.

6. Краткое изложение предложений о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего строительства (эксплуатации) объекта незавершенного строительства.

4. Прочие пояснения, предложения.

Руководитель Балансодержателя

Приложение N 3. Акт списания затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 3
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

Утверждаю:

┌══════════════════════════════════════‰

│для муниципальных учреждений — орган,│

│осуществляющий функции учредителя │

├══════════════════════════════════════┤

│для муниципальных предприятий│

│отраслевых (функциональных) органов│

│администрации МО ГО «Сыктывкар» -│

│заместитель руководителя администрации│

│МО ГО «Сыктывкар», курирующий│

│направление деятельности │

└══════════════════════════════════════…

_____________/___________________/

(подпись, расшифровка)

«____» ______________ 20__ г.

м.п.

Акт

списания затрат по объекту

незавершенного строительства

N _____________ «____» ______________ 20__ г.

Полное наименование Балансодержателя __________________________________

Наименование объекта незавершенного строительства _____________________

Причина списания ______________________________________________________

Сведения об объекте незавершенного строительства:

Адрес (местонахождение) объекта незавершенного строительства:

Сведения о Балансодержателе:

Полное наименование

Должность, Ф.И.О. руководителя (телефон/факс)

ИНН

Назначение объекта незавершенного строительства

Наличие документа о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии)

Вид права предоставления земельного участка для строительства объекта незавершенного строительства:

Аренда

Бессрочное пользование

Право собственности

Иной

Наличие проектной (проектно-сметной, предпроектной) документации:

Полная комплектность — 1, частичная — 05, отсутствует — 0

Дата утверждения проектной документации/номер проекта (при наличии)

Сроки строительства объекта незавершенного строительства:

Дата начала строительства

Дата фактического прекращения строительства

Перечень наименований объектов незавершенного строительства, входящих в состав комплексного (составного) объекта <*>

Стоимостные характеристики объекта незавершенного строительства:

Сметная стоимость строительства

руб.

Стоимость объекта незавершенного строительства, числящаяся на балансе Балансодержателя (с расшифровкой по видам работ)

руб.

Степень завершенности строительства:

Начальная стадия строительства (от 0% до 15%)

Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50%)

Высокая стадия строительства (свыше 50% до 75%)

Завершающая стадия строительства (свыше 75% до 99%)

———————————

<*> Заполняется только для комплексного (составного) объекта

незавершенного строительства

Заключение Инвентаризационной комиссии Балансодержателя:

В результате осмотра указанного в настоящем акте объекта незавершенного

строительства установлено: ________________________________________________

Подлежит списанию: ____________________________________ руб.

цифрами и прописью

Перечень прилагаемых документов: ______________________________________

Председатель Инвентаризационной комиссии:

Руководитель Балансодержателя ______________ __________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены Инвентаризационной комиссии:

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2. Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 2
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

1.1. Комиссия по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Комиссия создается в целях повышения эффективности исполнения бюджета МО ГО «Сыктывкар», своевременного списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар».

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми, нормативными правовыми актами МО ГО «Сыктывкар», настоящим Положением.

1.4. Комиссия состоит из председателя Комиссии, секретаря Комиссии и членов Комиссии. Комиссию возглавляет председатель Комиссии, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручение членам Комиссии.

1.5. К компетенции Комиссии относится:

— рассмотрение ходатайств Балансодержателей о списании затрат по объектам незавершенного строительства, документов и материалов;

— принятие решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства в случае, если объект незавершенного строительства отвечает хотя бы одному из требований (критериев), установленных пунктом 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— принятие решения об отказе в списании затрат по объекту незавершенного строительства с предложениями по дальнейшему использованию объекта незавершенного строительства;

— оформление протокола, который является основанием для издания постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

1.6. В случае, если представленные Балансодержателем документы подтверждают финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджета Республики Коми и (или) бюджета Российской Федерации, секретарь Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства уведомляет соответствующий исполнительный орган Республики Коми и (или) Российской Федерации, финансировавший объект незавершенного строительства, о принятом решении.

Организация деятельности Комиссии

2.1. Основной формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости на основании поступившего ходатайства Балансодержателя.

2.2. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее половины ее членов.

2.3. В целях решения вопроса по списанию затрат Балансодержателя по объекту незавершенного строительства в соответствии с пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержатель готовит ходатайство с приложением пакета документов и направляет его в Комиссию на рассмотрение.

2.4. Заседание Комиссии назначается председателем Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента поступления ходатайства Балансодержателя о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением пакета документов.

2.5. Председатель Комиссии:

2.5.1. Организует работу Комиссии и осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии.

2.5.2. Назначает дату и время проведения заседания Комиссии.

2.5.3. Формирует повестку заседания Комиссии, состав экспертов и иных лиц, приглашаемых на заседания.

2.5.4. Дает поручения секретарю Комиссии и членам Комиссии в целях решения повестки заседания Комиссии.

2.5.5. Подписывает протоколы заседаний и другие документы Комиссии.

2.5.6. Представляет Комиссию в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях, в иных организациях.

2.6. Секретарь Комиссии:

2.6.1. Принимает документы, поступающие в Комиссию от Балансодержателей объектов незавершенного строительства.

2.6.2. Помогает председателю Комиссии в организации текущей деятельности Комиссии.

2.6.3. Информирует членов Комиссии о времени, месте и повестке дня ее заседания.

2.5.4. Обеспечивает во взаимодействии с членами Комиссии подготовку информационно-аналитических материалов к заседанию по вопросам, включенным в повестку дня.

2.5.5. Ведет делопроизводство Комиссии.

2.6. Члены комиссии имеют право:

2.6.1. Вносить предложения по повестке дня ее заседания.

2.6.2. Знакомиться с документами и материалами по вопросам, вынесенным на обсуждение Комиссии, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

2.6.3. Предлагать кандидатуры экспертов (экспертных организаций) для участия в заседаниях Комиссии.

2.6.4. Возглавлять и входить в состав рабочих и экспертных групп, формируемых Комиссией.

2.7. Члены комиссии обязаны принимать участие в заседаниях лично.

В случае, когда присутствие члена Комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (отпуск, командировка, болезнь), производится замена члена Комиссии на лицо, его замещающее.

2.8. Исключение членов из состава Комиссии осуществляется в следующих случаях:

2.8.1. Прекращение трудовых отношений.

2.8.2. Возникновение конфликта интересов либо угроза его возникновения.

2.8.3. Нарушение членом Комиссии установленного порядка деятельности Комиссии, в том числе пропуск двух и более заседаний Комиссии в год без уважительных причин.

2.9. Комиссия рассматривает представленные материалы и документы по объекту незавершенного строительства в срок, не превышающий 10 рабочих дней, и принимает одно из следующих решений:

— о согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства;

— об отказе в согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

2.10. По результатам рассмотрения представленных Балансодержателем ходатайства и приложенных к нему документов Комиссия вправе выработать предложения по дальнейшему использованию объекта (объектов) незавершенного строительства (в том числе, о консервации объекта, о продолжении строительства объекта, о завершении строительства объекта, о сносе (демонтаже) объекта) и представить главе МО ГО «Сыктывкар» — руководителю администрации для принятия решения.

2.11. Решение Комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Комиссии. При равном количестве голосов членов Комиссии мнение председателя Комиссии является решающим.

2.12. Комиссия имеет право привлекать экспертов для проведения дополнительного анализа представленных в Комиссии документов. Эксперты представляют в Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.

2.13. Основанием для отказа в согласовании списания затрат по объектам незавершенного строительства является:

— несоответствие объекта незавершенного строительства требованиям (критериям), указанным в пункте 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— предоставление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства.

2.14. Решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, который в течение 3 рабочих дней со дня заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии, секретарем Комиссии и членами Комиссии.

В течение 3 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Комиссии секретарь Комиссии направляет его копию Балансодержателю объекта незавершенного строительства.

Приложение N 3. Состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 3
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Председатель комиссии:

Хозяинова Н.С.

первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Секретарь комиссии:

Сажина С.В.

заведующий отделом фонда и управления имуществом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Члены комиссии:

Данилова Н.Н.

заместитель начальника Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар»

Воронин С.В.

заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Архипенко И.А.

начальник управления контроля администрации МО ГО «Сыктывкар»

Матвеев В.Ю.

начальник правового управления администрации МО ГО «Сыктывкар»

Осипов В.В.

начальник управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Гонтарь А.Г.

начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар»

Янчук И.Н.

председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Безносикова Н.А.

начальник отдела финансово-экономической работы и бухгалтерского учета администрации МО ГО «Сыктывкар»

Журнал «Учет в строительстве» № 8/2009

Дементьев А. Ю., генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

У застройщика нет возможности достроить объект, и незавершенное строительство приходится ликвидировать. Как списать произведенные затраты? Можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли? Нужно ли восстанавливать НДС?

Бухгалтерский учет

Затраты на строительство объекта «незавершенки» учитываются у застройщика по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Уплаченный при строительстве НДС учтен на счете 19.

Поскольку данное капитальное строительство не привело к результату — объекта основных средств не возникло, его ликвидация должна быть учтена в составе прочих расходов организации (Дебет 91 Кредит 08). Данную проводку следует сделать после того, как «ликвидационные» работы будут завершены.

Расходы, связанные с ликвидацией (оплата подрядных работ и услуг), также учитываются в составе прочих расходов:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
— учтены в составе расходов работы, выполненные подрядчиком.
Если работы производились собственными силами:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70, 02, 26…
— учтена в составе расходов зарплата работников, амортизация и др.
Полученные в процессе ликвидации материалы подлежат учету у застройщика по дебету счета 10 и кредиту счета 91 в составе прочих доходов. В дальнейшем эти материалы могут быть использованы в строительстве или реализованы.
Налог на добавленную стоимость

Поскольку строился объект основных средств, организация могла претендовать на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных подрядчиками в процессе строительства, в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Правда, при соблюдении общего правила для применения права на налоговый вычет: построенный объект должен был участвовать в осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Так как объект построен не был, а «недострой» подлежит ликвидации, право на налоговый вычет у застройщика отсутствует. Значит, предъявленные подрядчиками при строительстве к оплате суммы НДС налоговому вычету не подлежат. Их также следует отнести в прочие расходы:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— включен в расходы НДС, предъявленный подрядчиками.
При осуществлении работ, связанных с ликвидацией объекта подрядными организациями, подрядчики также предъявляют застройщику к оплате суммы НДС.

Для застройщика хозяйственная операция по ликвидации объекта незавершенного строительства не признается объектом обложения НДС. Следовательно, приобретенные для этого работы подрядных организаций не связаны с осуществлением операций, признаваемых облагаемыми налогом. В этих условиях суммы НДС, предъявленные подрядчиками по «ликвидационным» работам, к вычету у застройщика не принимаются и подлежат отнесению в прочие расходы (Дебет 19 Кредит 60, Дебет 91 Кредит 19).

Застройщик мог самостоятельно приобретать материалы, использованные при строительстве. При этом суммы НДС по материалам он принимал к вычету. В этом случае суммы налога, по мнению автора, подлежат восстановлению и уплате в бюджет на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ с последующим списанием этой суммы НДС в прочие расходы:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
— восстановлена сумма НДС по материалам;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— учтена в расходах сумма НДС по материалам.
Если же часть этих материалов после разборки оприходована застройщиком, то восстановить следует ту часть принятого ранее к вычету налога, которая относится к стоимости материалов, не оприходованных застройщиком в процессе ликвидации объекта. При этом застройщик должен представить убедительные доказательства того, что указанные материалы относятся именно к тем материалам, которые он приобретал самостоятельно.
Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства (расходы на демонтаж, разборку, вывоз). При этом стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства в целях налогового учета не принимается. Это подтверждено письмом Минфина России от 7 мая 2007 г. № 03-03-06/1/261.

Стоимость материалов, полученных от разборки объекта незавершенного строительства, по мнению автора, в составе внереализационных доходов застройщика учитываться не должна, и вот почему. Подпунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости материалов от разборки основных средств. Это обусловлено тем, что остаточная стоимость такого имущества при его ликвидации учитывается в составе внереализационных расходов. А поскольку стоимость ликвидируемого незавершенного строительства в составе внереализационных расходов не признается, то и стоимость полученных от разборки материалов не должна увеличивать внереализационные доходы застройщика.

В случае реализации материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств, выручка будет являться доходом от реализации, который облагается налогом на прибыль.

При этом, по мнению автора, для целей налогообложения стоимость полученных от разборки объекта материалов при их дальнейшей реализации или использования в процессе получения доходов может учитываться в полном объеме. Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что «стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода…». Это относится именно к ликвидированным основным средствам по причине того, что ранее со стоимости этих материалов в момент их оприходования был уплачен налог на прибыль, других расходов на их приобретение организация не понесла, а их остаточная стоимость была учтена в составе внереализационных расходов в момент ликвидации этих основных средств. В отношении объектов незавершенного строительства данная норма действовать не должна. Ведь стоимость объекта незавершенного строительства в состав внереализационных расходов не включалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *