Списание задолженности по страховым взносам

Действующее законодательство регламентирует порядок расчета, перечисления страховых взносов для каждого работодателя, а также трудящихся по их личной инициативе. Сложное финансовое положение, нестабильная экономическая ситуация, некорректность расчетов у плательщика сборов способствуют формированию непогашенных обязательств перед бюджетом. Существуют определенные особенности, характеризующие задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Характеристика

Согласно законодательному регламенту главы 34 НК РФ налогоплательщик обязан в установленные сроки осуществлять перечисление денежных средств по страховым взносам (СВ) во внебюджетные фонды. Нарушение порядка осуществления платежей, формирования периодической отчетности приводит к применению к должнику санкций.

Плательщиками сборов являются:

  • Лица, привлекающие к труду наемных граждан: организации, предприниматели, физлица.
  • ИП, адвокаты, нотариусы, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики и др.

Объектом налогообложения признаются:

  • Доходы от трудовой деятельности, договоров гражданско-правового характера.
  • Вознаграждения за авторское право.
  • Выплаты за использование результатов интеллектуальной деятельности.
  • Прибыль от предпринимательства, частной практики и др.

Налоговая база определяется по каждому отдельному гражданину нарастающим итогом за отчетные месяцы. При достижении предельной величины, установленной для СВ, отчисление налогов прекращается. Сумма ограничения сборов ежегодно индексируется из-за изменения средней заработной платы по стране.

Неуплата страховых взносов влечет за собою начисление пени и штрафов

Предприятие обязано по итогам каждого месяца отразить в бухгалтерском учете проводки начисления заработной платы сотрудникам, исчисления СВ. Обязательства отражаются в пассиве бухбаланса. За каждый отчетный период формируется фискальная декларация, перечисления производятся не позднее первой половины месяца, следующего за отчетным. Граждане производят платежи по факту истечения календарного года. Система оплаты не является авансовой.

Непредставление декларации грозит нарушителю штрафом порядка пяти процентов от суммы налога, но в пределах тридцати (ст. 119 НК РФ). При частичной или полной неуплате организация должна будет уплатить дополнительно от двадцати до сорока процентов от исчисленного сбора. Нарушение срока осуществления платежей влечет начисление пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Неплательщики СВ попадают под пристальное внимание налоговых инспекторов. Помимо утвержденных по плану проверок, контролирующие органы назначают дополнительные. Такая политика направлена на своевременное выявление нарушений, привлечение компании к ответственности. Госслужащие проводят детальный анализ исчисления взносов по каждому гражданину, истребуют дополнительные сведения о платежеспособности юрлица.

Обязательства перед ФСС и ПФР

Регулярные перечисления сборов на пенсионную, медицинскую страховку обеспечивают защиту социальных прав физических лиц на получение государственной субсидии (пенсии), а также на оказание врачебной помощи на безвозмездной основе, получение пособий при временной нетрудоспособности ввиду болезни, травмы. Регистрация налогоплательщика в системе учета производится автоматически при подаче комплекта документов на создание организации.

Согласно ст. 425 НК РФ в 2018 г. действуют следующие процентные ставки по определению суммы налога к уплате:

  • 22% — обязательное пенсионное страхование.
  • 2,9% — соцстраховка при временной нетрудоспособности и в связи с материнством для общей массы граждан, 1,8% — для иностранцев и лиц без гражданства, получивших временное разрешение на пребывание в России.
  • 5,1% — обязательное медицинское страхование.

Процент взносов различается для каждой категории занятых

Льготные тарифы СВ определены для категорий налогоплательщиков, перечисленных в ст. 427 НК РФ. Например, скидку по сумме обязательного сбора получат компании и ИП на УСН при производстве мебели, строительстве инженерных сооружений, по деятельности спортивных, фитнес клубов и др. Действующий тариф можно проверить по виду деятельности в налоговом кодексе либо через службу работы с налогоплательщиками.

Для физических лиц, занятых на опасных и вредных видах работ, применяется дополнительный тариф СВ на пенсионное страхование. Величина процента варьирует от 2 до 8 процентов, в зависимости от опасности, сложности условий труда.

Для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, определен фиксированный размер взноса на пенсионное страхование на 2018 г.: 26545 руб. при сумме дохода до трехсот тысяч, после превышения вознаграждения к указанной ставке добавляется 0,1% от разницы базы. Медицинская страховка составит 5840 руб. за каждый расчетный период.

Регистрация взносов в фискальной системе осуществляется на основании регламентированной отчетности: единый расчет по пенсионному страхованию для ФНС, форма 4-ФСС по соцстраху на травматизм. Если плательщик сбора в назначенное время не перечислил определенную сумму, ему направляется требование о добровольном погашении неисполненного обязательства, далее издается решение о безакцептном списании долга за счет средств на расчетных счетах в банке.

Периодическая отчетность служит дополнительным контрольным мероприятием для осуществления сверки сальдо задолженности на начало отчетной даты. При этом происходит синхронизация данных баланса компании и учетной информации ПФР, ФСС, налоговой.

Перечислим основные причины образования задолженности перед фондами по страховым взносам:

  • Некорректное формирование отчетности.
  • Ухудшение финансово-имущественного положения плательщика.
  • Ошибки бухгалтера при заполнении КБК в платежном документе.
  • Корыстные цели налогоплательщика и др.

Получить информацию о появлении долгов можно различными методами

Проверка долгов

В зависимости от адресата, который обратился за сведениями о задолженности по взносам, перечислим несколько возможных способов, отражающих то, как узнать состояние лицевого счета:

  1. Для организации, лица, предоставившего рабочее место гражданам:
  • Посредством отправки письменного запроса в налоговую, ответ предоставляется в течение пяти рабочих дней.
  • Направление заявки через электронные каналы связи, которые используются для обмена информацией с ПФР, ФСС, ФНС.
  • Регистрация, использование личного кабинета налогоплательщика.
  • На этапе проверки отчетности контролирующими органами.
  • При сверке взаиморасчетов.
  1. Для индивидуальных предпринимателей:
  • Аналогично юрлицам ИП может направить запрос на бумаге или по ТКС.
  • Через личный кабинет.
  1. Для физических лиц:
  • Подача обращения в налоговую службу лично или через уполномоченного представителя.
  • В дистанционном сервисе на официальном сайте ПФР, ФСС, ФНС.
  • Через портал Госуслуги.

Принудительное исполнение

На начальном этапе исполнения политики по работе с клиентами при взыскании задолженности СВ налоговые инспекторы направляют должнику письменное уведомление с указанием суммы неисполненного обязательства, штрафных санкций, срока добровольного внесения платежа, мер ответственности при нарушении требований законодательства.

При неуплате задолженности может быть произведена временная блокировка счета должника

Получатель данной информации должен в установленный временной промежуток осуществить перечисление денежных средств по указанным реквизитам. Если на дату контрольной проверки на бюджетном счете не обнаружено суммы сбора по требованию, госорганы приступают к принудительным мерам исполнения задолженности.

Инспектор направляет в кредитные учреждения, обслуживающие налогоплательщика, решение о наложении ограничения на остаток денежных средств расчетного счета и поручение о безакцептной инкассации в пользу ФНС. Важно, что с 01.06.2018 г. обращение взыскания станет возможно также на счета в драгоценных металлах.

Блокировка доставляет массу неудобств владельцу расчетного счета, так как даже при погашении суммы долга по инкассовому поручению, арест предельного остатка сохраняется определенное время. Данное обстоятельство связано с продолжительностью обмена документами между банком и налоговой.

Если длительное время на счетах должника отсутствуют денежные средства, госслужба инициирует судебное разбирательство путем подачи искового заявления. На данном этапе неплательщику рекомендуется в кратчайшие сроки погасить долг, чтобы избежать дополнительных расходов и угрозы признания банкротом.

По результатам рассмотрения иска суд выносит решение о взыскании задолженности за счет активов налогоплательщика. На основании исполнительного документа судебный пристав возбуждает производство и приступает к оперативно-розыскным мероприятиям по выявлению доходов, имущества и иных источников погашения задолженности. При этом важно знать, что должник будет привлечен к дополнительной ответственности в виде необходимости уплаты исполнительского сбора.

Администрирование обязательств по взносам налоговиками не изменяет обстоятельства истребования задолженности, на нее продолжает распространяться срок исковой давности. В результате длительной передачи сведений из фондов в ФНС произошел пропуск периода бесспорного взыскания. Служба в свою очередь имеет право требовать восстановления данного права в суде.

Взыскание задолженности по страховым взносам может производиться через суд

Прекращение действия

Согласно закону №436-ФЗ от 28.12.2017г. в 2018 г. запускается процедура списания задолженности по взносам с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, сформированная до 01.01.2017 г. Для ИП под погашение попадут только взносы по нему лично, если не велась деятельность и отсутствовала отчетность. Применение амнистии происходит в одностороннем порядке, должник о результате не будет уведомлен дополнительно.

Долги признаются безнадежными по основаниям, перечисленным в НК РФ, постановлении ПФР №600 п от 28.08.2017 г.:

  • Окончание срока исковой давности (ст.196 ГК РФ).
  • Ликвидация юрлица, ИП, исключение из единого госреестра.
  • Издание государственным органом соответствующего акта.
  • Смерть должника – физического лица.

Четкое следование налогоплательщиками законодательному регламенту исчисления и уплаты страховых взносов позволяют обеспечить трудящихся граждан достойными условиями медицинского обслуживания, высоким уровнем государственных пособий (пенсии, больничные, родовые выплаты и др.). Наличие задолженности по взносам за страхование грозит должнику применением штрафных санкций: арест банковских счетов, бесспорное взыскание, начисление пеней и др.

О взыскании задолженностей по страховым взносам пойдет речь ниже:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

«Кадровый вопрос», 2011, N 8

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах установлены конкретные сроки для уплаты начисленных сумм страховых взносов и на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по своевременному и полному их перечислению. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок образуется недоимка, порядок взыскания которой установлен законодательством. Если в силу разных причин недоимку, числящуюся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатить или взыскать не представляется возможным, то такая недоимка признается безнадежной. Об особенностях списания безнадежных долгов по страховым взносам мы расскажем в этой статье.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов:

— в Пенсионный фонд Российской Федерации — на обязательное пенсионное страхование;

— в Фонд социального страхования Российской Федерации — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — на обязательное медицинское страхование.

Помимо этого, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ (взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке):

— ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках;

— ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок взыскания недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой недоимка взыскивается за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ безнадежной признается недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Списывается безнадежная недоимка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 820).

Согласно п. 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками, и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в следующих случаях:

— ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с нормами ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная — в судебном порядке.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника).

Статьей 214 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) погасить задолженность по обязательным платежам.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-02-08/32, в котором рассмотрен вопрос применения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с индивидуального предпринимателя — плательщика страховых взносов, признанного банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, акты сверки расчетов по которой налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

На основании ст. 60 Закона N 212-ФЗ, регулирующей порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Закона N 212-ФЗ.

Вопрос о признании индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ рассмотрен также в Письме Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N Д06-4750. В Письме отмечено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе если:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ нарушение обязанности по подаче заявления в срок в случаях, установленных ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока;

— смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р (далее — Методические рекомендации N 228р), решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается на основании:

— выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, — в случае ликвидации организации — плательщика страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенного гербовой печатью арбитражного суда, вынесенного в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, — в случае признания плательщика страховых взносов — индивидуального предпринимателя банкротом;

— копии свидетельства о смерти физического лица — в случае смерти плательщика страховых взносов — физического лица;

— копии свидетельства о смерти физического лица либо копии решения суда об объявлении физического лица умершим — в случае объявления судом плательщика страховых взносов — физического лица умершим.

Обратите внимание! В зависимости от вида страхового взноса решение о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и об их списании принимают разные органы:

— в отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. «б» п. 2 Постановления N 820);

— в отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. «а» п. 2 Постановления N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 3 Методических рекомендаций N 228р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, согласно п. 3 Методических рекомендаций N 228р, принимается:

— отделениями ПФР, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1 млн руб. и более;

— территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых взносов, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн руб.

Для принятия решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам (п. 4 Методических рекомендаций N 228р).

Комиссия состоит не менее чем из трех работников территориального органа ПФР. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить:

— руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов;

— руководитель структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов;

— главный бухгалтер территориального органа ПФР.

Заседание комиссии является правомочным при участии в нем всех ее членов. На заседании комиссии ведется протокол.

Порядок работы комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом территориального органа ПФР.

В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР с использованием программно-технического комплекса «Страхователи» (далее — ПТК «Страхователи») формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в таком территориальном органе ПФР, по календарным годам снятия с учета и по вышеперечисленным случаям снятия с учета плательщиков (страхователей).

При наличии документов, указанных в п. 2 Методических рекомендаций N 228р, в отношении каждого плательщика подготавливается справка о недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям N 228р).

Сумма недоимки и задолженности, включенная в справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:

— ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), содержащихся в ПТК «Страхователи»;

— расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовались недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;

— расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, учитываемых в программно-техническом комплексе «Администрирование страховых взносов» (далее — ПТК АСВ);

— реестрах платежей (платежных документах) начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;

— требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

— решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;

— решениях территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

— постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя;

— судебных актах;

— других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

Согласно п. 9 Методических рекомендаций N 228р в отношении каждого плательщика подготавливается опись, в которой указываются:

— документ, подтверждающий основание для принятия решения, указанный в п. 2 Методических рекомендаций N 228р;

— справка;

— документы, подтверждающие сумму недоимки и задолженности.

Такая опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в комиссию.

Обратите внимание! Форма принимаемого комиссией решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н «Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям N 228р).

Решение изготавливается в подлинных экземплярах по количеству внебюджетных фондов, недоимка и задолженность в которые признана безнадежной, плюс один подлинный экземпляр.

В отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002 — 2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения.

В случаях если по результатам рассмотрения документов в отношении плательщика страховых взносов комиссия признает, что для принятия решения оснований не имеется либо представлены не все документы, необходимые для его принятия, документы возвращаются с пояснениями в письменной форме. Информация о таком плательщике в протокол комиссии не включается.

В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций N 228р регистрация решений осуществляется в журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам того территориального органа ПФР, в котором принято решение.

Территориальные органы ПФР ежемесячно составляют реестр принятых комиссией этого территориального органа ПФР в предыдущем месяце решений в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам (далее — реестр). Такой реестр должен быть представлен в ПФР не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, с приложением одного подлинного экземпляра каждого из решений.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее — ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

Отдел казначейства отделения ПФР списывает суммы дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством и в соответствии с требованиями инструкции Минфина России по бюджетному учету. После отражения в бухгалтерском учете отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности ведомости и один экземпляр решения остаются на хранении в отделе казначейства отделения ПФР.

Подлинные экземпляры решений по количеству внебюджетных фондов направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР.

Согласно п. 18 Методических рекомендаций N 228р территориальные органы ПФР, подведомственные отделениям ПФР, направляют:

— в налоговые органы — решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за расчетные периоды 2002 — 2009 гг., а также задолженности по пеням и штрафам;

— в Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г.

На основании решения территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам:

— в ПТК «Страхователи»;

— в ПТК АСВ.

Плательщику страховых взносов присваивается статус страхователя «Снят с учета с признанной безнадежной к взысканию недоимки». Один подлинный экземпляр решения хранится в деле плательщика.

Со дня принятия решения списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке.

А. Рыжков

Эксперт журнала

Подписано в печать

Вам сообщили о недоимке по ФСС, а вы не знаете, что это такое и как теперь быть? В статье мы раскроем простой алгоритм действий, если вам пришла бумага с задолженностью перед фондом.

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Что такое недоимка перед фондом соцстраха?

Задолженность страхователя, будь то предприниматель или юридическая фирма, является разницей сумм начисленных и уплаченных взносов по данным государственных чиновников. Но как формируется эта величина и можно ли на нее влиять и ее контролировать? Согласитесь, неприятно, если вы решили участвовать в торгах, а вам дают справку, что вы являетесь должником по ФСС, так можно потерять отличного клиента. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно:

  • вовремя сдавать отчетность в ФСС
  • внимательно заполнять все клетки отчета
  • своевременно платить взносы
  • правильно указывать КБК в платежках
  • периодически проводить сверку с фондом

В состав задолженности по взносам включены:

  • остаток долга на начало периода
  • «+» сумма начислений за отчетный период
  • «-» сумма перечислений страховых взносов с верными реквизитами

Так получаем общую сумму недоимки по взносам.

Недоимка по страховым взносам в ФСС это что за сумма?

В форме 4 ФСС можно найти отдельную строку «недоимка». С этой величины специалисты фонда будут рассчитывать и выставлять штрафы и пени страхователю.

ВАЖНО: максимальный срок исковой давности отведен законодателем именно по взысканию недоимок.

Реквизиты ФСС и ПФР для уплаты страховых взносов 2017

Правила исчисления срока по недоимкам

Дата выявления долга – начальная точка отсчета по недоимке. Чтобы рассчитать дни, берется период от выявления задолженности до момента формирования требования об уплате недоимки. В обязательном порядке выделается время на погашение долга добровольно. Далее отсчитываются дни бесспорного взыскания. Если денег нет, то запускается механизм судебных процедур.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в срок 3 месяца контролирующий орган ФСС выставит официальное требование о текущей недоимке с момента ее обнаружения.

Страхователь-должник исполнил обязанности по погашению долга только в том случае, если а банк представлено и последним исполнено платежное поручение о перечислении средств в нужном размере по реквизитам фонда с правильным указанием кодов недоимки.

ВНИМАНИЕ: если платежное поручение на недоимку заполнить неверно, деньги попадут на другое КБК, за организацией-должником недоимка по ФСС будет числиться в том же объеме, пени же продолжат увеличиваться с каждым днем.

Признать недоимку безнадежной и списать ее можно только, если есть вошедшее в законную силу решение суда. В противном случае, требование ФСС на уплату недоимки должно быть удовлетворено в срок 10 календарных дней.

ФСС: расчет больничного

Пени по недоимке в ФСС: особенности отражения в учете фирмы

Несвоевременная уплата взносов – основание для начисления пени. Они начисляются по общему правилу расчета банковских процентов с первого дня просрочки внесения взносов на счета казначейства. Пени за недоимку рассчитываются в процентах. Ставка процентов определяется с учетом ключевой ставки Центрального Банка России. Перечислить пени на счета ФСС рекомендуется одновременно с очередными взносами. В противном случае, специалисты ФСС принудительно взыщут их со страхователя. Такую тактику закрепили нормы налогового права РФ.

ВАЖНО: согласно правилам ст. 270 НК РФ, пени и санкции учитываются в качестве расходов для целей расчета налога на прибыль.

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут долги по налогам и взносам

Федеральным законом от 28.12.17 № 436-ФЗ законодатели преподнесли налогоплательщикам — физическим лицам приятный новогодний подарок в виде списания долгов по налогам. О том, кому именно и по какой процедуре спишут задолженности по налогам и взносам, читайте в сегодняшнем подробном комментарии.

Какие долги спишут ИП

Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками. На основании данных о доходах предпринимателей, полученных из ИФНС, сотрудники внебюджетных фондов определяли величину недоимки и выставляли соответствующие требования.

Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст. 14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм. Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.

Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили. То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются. Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.

А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие). Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.

Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12 к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е. после 29 декабря 2017 года и позже). А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст. 78 и 79 НК РФ соответственно. Проще говоря, такие суммы можно вернуть или зачесть в счет исполнения других обязанностей по уплате налогов. А на излишне взысканные суммы к тому же должны быть начислены проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ вплоть до даты возврата или зачета.

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства. Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года. Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.

В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.

Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика). При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.

Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.

Списание налоговой задолженности физических лиц

Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года. То есть вся задолженность по указанным трем налогам, образовавшаяся ранее этой даты, должна быть списана вместе с начисленными на нее пенями и штрафами. Причем, пени списываются за все время, вплоть до даты принятия о списании.

При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка). Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил. А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *