Списание здания с баланса в бюджетном учреждении

Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации

Ранее учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться на забалансовом счете 01. Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н данная норма была исключена из положений Инструкции № 157н. Как правильно учитывать недвижимость, на которую оформлены акты приема-передачи, но отсутствуют свидетельства о регистрации права оперативного управления?

В пункте 36 Инструкции № 157н по-прежнему установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих регистрацию.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Включение данного положения в Инструкцию № 157н обусловлено следующими обстоятельствами:

  • в отличие от движимого имущества, в отношении которого право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи объекта (п. 1 ст. 299 ГК РФ), право на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • по смыслу положений п. 38 Инструкции № 157н на балансовых счетах организации госсектора может учитываться только имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления (если иное прямо не предусмотрено Инструкцией № 157н).

Бухгалтеры спрашивают:

В ходе контрольного мероприятия выявлен объект недвижимого имущества – здание 1965 г. постройки, учтенное на балансе учреждения, по которому отсутствуют документы о государственной регистрации права оперативного управления. Можно ли в данном случае говорить об ошибке? Надо ли переносить этот объект с баланса на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»? Ответ на этот вопрос читайте в журнале >>

Что же означают изменения, внесенные в п. 333 Инструкции № 157н? Безусловно, учреждение на основании решения уполномоченного органа власти может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

Однако само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т. п.). Поэтому на момент приемки объекта недвижимости необходимо определить условия, на которых учреждение принимает имущество.

Например, между правообладателем (уполномоченным органом власти) и принимающим учреждением может быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) в виде единого документа.

Другой вариант: в любом документе (письме, акте приема-передачи и т. п.), подписанном уполномоченным должностным лицом правообладателя (уполномоченного органа власти), может быть указано, что до государственной регистрации права оперативного управления объект передается учреждению на праве безвозмездного пользования.

Определить правовой статус принятого учреждением объекта недвижимости, руководствуясь нормами гражданского законодательства, важно, т. к. тем самым будут урегулированы вопросы, связанные с обязанностями по содержанию объекта, рисками случайной гибели или повреждения имущества, ответственностью перед третьими лицами и т. п.

Конечно, существует вероятность, что одного акта приемапередачи имущества во взаимосвязи с фактом приемки объекта и прочими сопутствующими обстоятельствами будет достаточно для признания в судебном порядке факта заключения договора безвозмездного пользования в соответствии с гл. 36 ГК РФ. Однако намного разумнее – предотвратить возникновение спорных ситуаций.

Кроме того, определение статуса объекта позволит без труда применить соответствующую норму Инструкции № 157н.

Рассмотрим пример:

1. Бюджетное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. При этом на срок до регистрации права заключен договор безвозмездного пользования объектом. В этом случае к учреждению перешли обязанности по содержанию объекта (ст. 695 ГК РФ). В соответствии с действующей редакцией п. 333 Инструкции № 157н этот объект должен быть учтен на забалансовом счете 01 как полученный в безвозмездное пользование.

2. Автономное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. Передача имущества по договору ссуды не оформлена. В этом случае обязанность по содержанию объекта лежит на передающей стороне и основания для учета объекта на забалансовом счете 01 у учреждения отсутствуют. В то же время, руководствуясь п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 332 Инструкции № 157н, до окончательного выяснения правового статуса полученного имущества учреждение приняло решение о его обособленном учете на специальном забалансовом счете.

Таким образом, при фактическом получении недвижимого имущества с целью его использования до регистрации права оперативного управления имеет смысл надлежащим образом оформить договор безвозмездного пользования, а затем в соответствии с новой редакцией п. 333 Инструкции № 157н учесть объект на забалансовом счете 01.

Организации госсектора, принимающей на балансовый учет объект недвижимости, нужно помнить, что один и тот же объект не может одновременно числиться в балансовом учете двух субъектов учета. Подробнее о том, как целесообразно вести учет недвижимости у принимающей стороны, читайте в журнале «Финансовый справочник бюджетной организации».

В «Списание основных средств в бюджетном учреждении» мы рассмотрели порядок списания объекта основного средства (далее – ОС). В этой консультации остановимся подробнее на сооружениях, подлежащих демонтажу.

Ситуация: бюджетное учреждение оформило все необходимые документы на списание здания бывшего кинотеатра, которое в течение длительного времени не использовалось. Здание не имеет никаких коммуникаций и дополнительного оборудования, частично уже разрушено и восстановлению не подлежит. Кто и каким образом имеет право демонтировать это здание? Нужно ли отдельное разрешение на проведение таких работ и что делать со строительным мусором и запасами, которые будут получены от разборки?

Общие положения

Прежде всего заметим, что снос и демонтаж зданий и сооружений без последующего строительства, не являющиеся подготовительными работами, и без нарушения эксплуатационной пригодности других зданий и сооружений не требуют разрешительных документов на выполнение этого вида работ (п. 8 Перечня строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утвержденного постановлением КМУ от 07.06.17 г. № 406).

То есть разбирать здание можно или собственными силами, или с привлечением строительных компаний. Однако следует помнить о технике безопасности, потому что демонтаж сооружения, хотя и не является строительством нового сооружения, но может угрожать жизни и безопасности работников, выполняющих это задание.

Чем руководствоваться во время проведения демонтажа здания?

Обратимся к Разъяснениям от Минрегиона относительно определения стоимости демонтажа (разборка, снос) имеющихся зданий и сооружений (с ними можно ознакомиться ). Во время формирования договорной цены на строительство объекта и проведения взаиморасчетов за выполненные строительные работы следует учитывать, что демонтаж осуществляется согласно проекту организации строительства, в котором содержатся необходимые проектные решения относительно проведения работ по разборке зданий и сооружений, в том числе схемы разборки отдельных зданий и технологическая последовательность демонтажа отдельных конструктивных элементов зданий и т. п. Объемы этих работ должны определяться на основании проектных решений.

Подрядчик определяет договорную цену на строительство объекта, стоимость демонтажа (разборка, снос) существующих зданий и сооружений в зависимости от принятых в проекте способов выполнения этих работ на основании ресурсных элементных сметных норм (далее – РЭСН) раздела «Разборка жилых и общественных зданий» Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» (ДБН Д.2.2-46-99). РЭСН предусматривают разборку наземной части зданий с сохранением пригодных материалов, полученных от разборки (для зданий с достаточной пригодностью элементов конструкций) и без сохранения материалов (для зданий, которые пришли в непригодное состояние).

По нашему мнению, учреждение должно проанализировать ситуацию в целом и принять решение, исходя из своих возможностей.

Будьте экономны! Если здание полностью (или практически) разрушено и на его месте остался только строительный мусор, а у вас есть возможность привлечь собственных работников к его уборке, сортировке и определению состояния пригодности или непригодности тех или иных стройматериалов, которые еще остались, то можно все работы провести самостоятельно. Если же здание необходимо демонтировать с привлечением строительной техники, то лучше обратиться к профессионалам.

Что делать с полученными материалами и вторичным сырьем?

Демонтированные конструкции и материалы, полученные от разборки имеющихся зданий и сооружений, которые находятся на территории строительства, являются собственностью заказчика. Чтобы выяснить, можно ли их повторно использовать, заказчик создает комиссию с привлечением специалистов специализированных организаций, которые могут обследовать эти материальные ресурсы и сделать экспертную оценку их технических и качественных характеристик.

Если материалы, изделия и конструкции, полученные от разборки, не будут использоваться владельцем здания, их номенклатура, количество и рыночная стоимость определяются методом экспертной оценки комиссией в составе специалистов заказчика с последующей реализацией материальных ценностей в установленном порядке.

Такой порядок учета полученных от разборки ОС, материальных ценностей предусмотрен в п. 5 разд. 6 НП(С)БУГС 121 и п. 9 разд. 8 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Приказ № 11).

Таким образом, все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания ОС, оприходуются с отражением на счетах учета запасов. ОС, полученные после списания, оприходуются с отражением на счетах учета ОС.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (лом и т. п.).

Внимание! Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания ОС, проводится по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена, исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора и с учетом степени их пригодности к эксплуатации.

Не забываем: сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения, признается доходом спецфонда субъекта госсектора.

Подавать ли справку о поступлении в натуральной форме?

В соответствии с п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, в целях недопущения расхождений между данными бухучета учреждения и органов Казначейства об исполнении бюджетов в случае оприходования стройматериалов, которые будут использованы на нужды учреждения, следует не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 27 к данному Порядку).

А распорядители и получатели бюджетных средств, которые обслуживаются согласно Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, во исполнение п. 11.17 данного Порядка составляют Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 38 к данному Порядку).

Имейте в виду! Если строительные материалы, вторичное сырье и другие материальные ценности оприходованы для последующей реализации, такая справка не подается.

Учет операций по демонтажу

В бухучете хозяйственные операции отражаются в зависимости от того, какое будет принято решение о демонтаже здания (самостоятельно или с привлечением сторонней организации).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, и Порядку его применения, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Приказ № 1219, Порядок № 1219), для отражения операции по оприходованию материалов, которые будут реализованы, следует применить субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи». На этом субсчете ведется учет активов, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся в целях последующего распределения, передачи, продажи и т. п.

Реализация полученных стройматериалов или вторсырья физическим или юридическим лицам отражается на субсчете 7211 «Доход от реализации активов», где ведется учет доходов от реализации в установленном порядке имущества (кроме доходов от продажи имущества, которые считаются доходами соответствующего бюджета).

Если принято решение оставить полученные от разборки здания материалы у себя на балансе для дальнейшего использования, применяются следующие субсчета в зависимости от цели их использования:

  • 1513 «Строительные материалы», на котором ведется учет стройматериалов, которые используются в процессе строительных и монтажных работ. В частности, к стройматериалам относятся лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т. п.);
  • 1517 «Сырье и материалы», где учитываются сырье, основные и вспомогательные материалы, которые входят в состав изготовляемой продукции или являются необходимыми компонентами для ее изготовления;
  • 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе», на котором ведется учет доходов от оприходования ОС, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, производственных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП) и других нефинансовых активов, которые выявлены во время инвентаризации, получены после демонтажа, списания имущества и т. п. и будут использованы для нужд учреждения.

Внимание! Запасы, полученные во время ремонта и улучшения (модернизации, достройки, реконструкции и т. п.), ликвидации ОС, оприходуются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора, с учетом степени их пригодности к эксплуатации (п. 15 разд. 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных Приказом № 11).

Операции по перемещению, выдаче и выбытию запасов (вторсырья), в том числе МБП, оформляются типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Пользуясь Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219 (далее – Типовая корреспонденция), приведем в таблице блоки бухгалтерских проводок для отражения как реализации активов и сдачи вторсырья, так и оприходования их в целях использования на собственные нужды учреждения.


п/п

Бухгалтерский
учет

Дт

Кт

1

2

3

4

1. Выбытие ОС

1

Списано здание

1411

1013

2

Отражена остаточная стоимость (при наличии на момент списания)

8411

1013

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость здания

5111

5512

4

В конце отчетного периода закрыт счет расходов (при наличии)

5511

8411

2. Оприходование и реализация стройматериалов,
вторсырья (работы проводились собственными силами)

1

Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) согласно акту комиссии

1815

2117

2

Начислен доход от полученных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора)

2117

7211

3

Переданы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация)

2117

1815

4

Получены на расчетный счет средства от реализации стройматериалов и вторсырья (строительного мусора)

2313

2117

5

В конце отчетного периода закрыт счет доходов

7211

5511

3. Оприходование и использование стройматериалов и вторсырья
(строительного мусора) для собственных нужд*

1

Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор оприходован как заменитель щебня), которые планируется использовать для текущего ремонта здания учреждения и отсыпки дорожек вокруг него (подготовка к их покрытию) согласно акту комиссии

1513

2117

2

Одновременно отражены:

– доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных от демонтажа здания

2313

7112

– кассовые расходы

2117

2313

3

Выданы со склада стройматериалы и вторсырье для проведения ремонтных работ

1513

1513

4

Использованы стройматериалы и вторсырье в полном объеме

8113

1514

5

В конце отчетного периода закрыт счет:

– доходов

7112

5511

– расходов

5511

8113

* Если стройматериалы и вторсырье оприходованы в целях использования для изготовления продукции учреждением, порядок их отражения в бухучете будет таким же, но вместо субсчета 1513 применяется субсчет 1517.

4. Привлечение сторонней организации для проведения
демонтажа здания на условиях постоплаты*

1

Подписан акт предоставленных услуг по демонтажу здания

8013

6211

2

Получено финансирование для оплаты полученных услуг

2313

7011

3

Перечислены средства сторонней организации, которая проводила демонтаж здания

6211

2313

3

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов

5511

8013

– доходов

7011

5511

* Оприходование полученных материальных ценностей в целях реализации или использования в собственных потребностях приведено в разделах 2 и 3 таблицы.

5. Привлечение сторонней организации
для проведения демонтажа здания на условиях предоплаты

1

Получено финансирование на оплату услуг по демонтажу здания

2313

7011

2

Перечислены средства путем предварительной оплаты в размере 30 %

2113

2313

3

Отнесена к расходам отчетного периода стоимость услуг по демонтажу здания в момент его завершения (по факту предоставления услуг)

8013

6211

4

Закрыта дебиторская задолженность в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием демонтажа здания или его части в объеме 30 % согласно подтверждающим документам

6211

2113

5

Перечислены средства исполнителю в размере 70 % за фактически полученные услуги по демонтажу здания

6211

2313

6

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов

5511

8013

– доходов

7011

5511

6. Демонтаж здания с привлечением сторонней организации на условиях постоплаты
и частичным оприходованием стройматериалов и реализацией вторсырья

1

Подписан акт предоставленных услуг по демонтажу здания

8013

6211

2

Получено финансирование для оплаты полученных услуг

2313

7011

3

Перечислены средства сторонней организации, проводившей демонтаж здания

6211

2313

4

Оприходованы стройматериалы для собственных нужд согласно акту комиссии

1513

2117

5

В то же время отражены:

– доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных от демонтажа здания

2313

7112

– кассовые расходы

2117

2313

6

Оприходовано вторсырье (строительный мусор), которое подлежит реализации согласно акту комиссии

1815

2117

7

Начислен доход от полученного вторсырья (строительного мусора)

2117

7211

8

Передано вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация)

2117

1815

9

Получены на расчетный счет средства от реализации вторсырья (строительного мусора)

2313

2117

10

Использованы стройматериалы для собственных нужд

8113

1513

11

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов

5511

8013, 8113

– доходов

7011, 7112, 7211

5511

Также возможно, что вы не найдете покупателя для реализации вторсырья (строительного мусора), поэтому придется обращаться в организацию, которая занимается его вывозом и переработкой, и отдельно оплачивать такие услуги. В бухучете такая операция отражается так же, как и в разделе 4 таблицы.

Выводы

Для отражения в бухучете операций по демонтажу здания сначала следует решить, как он будет проводиться и что делать с полученными материалами и вторичным сырьем. Поэтому сначала планируем, потом – выполняем. В случае соблюдения этого правила у вас всегда все будет в порядке, а редакция «Баланс-Бюджет» вам в этом поможет.

Источник: «Баланс-Бюджет» № 23, который вышел из печати 18.06.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Приложение

к Порядку

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению карт учёта муниципального имущества,

перечней объектов недвижимого имущества

и объектов движимого имущества

1. Общие положения

1.1. Для унифицированного представления муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, хозяйственными обществами, товариществами, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Мурманск, иными юридическими лицами, в которых муниципальное образование город Мурманск является учредителем (участником), сведений о муниципальном имуществе города Мурманска применяются карты учета и перечни имущества по формам в зависимости от типа (категории) имущества, согласно п. 4 Порядка.

1.2. В электронном виде все Карты учёта и перечни заполняются строго в формате файла Excel, размещенного на официальном сайте администрации города Мурманска, и предоставляются в комитет имущественных отношений города Мурманска либо на магнитном носителе, либо посредством электронной почты с указанием темы «Карты учёта (краткое название организации) по состоянию на дд. мм. гггг».

1.3. Карты учёта и перечни, представляемые на бумажном носителе, подписываются руководителем юридического лица, главным бухгалтером, исполнителем и заверяются печатью.

1.4. Если при заполнении Карт учёта и перечней сведения не умещаются на одном листе, запись продолжается на дополнительных листах. При этом все дополнительные листы должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены руководителем юридического лица, подавшего сведения.

1.5. Все графы Карт учёта и перечней должны быть заполнены в соответствии с поставленными вопросами в полном предусмотренном объёме.

1.6. Сведения, вносимые в Карты учёта и перечни:

— при предоставлении информации в случае возникновения, изменения или прекращения прав на объекты учета (изменении сведений об объектах учета):

· для перечней 10.1 и 10.2 приводятся за период с момента последнего предоставления сведений по текущую отчётную дату (дату приобретения имущества, либо дату прекращения права на имущество правообладателем, либо дату изменения сведений об объекте учёта);

· для остальных перечней приводятся на дату приобретения имущества, либо дату прекращения права на имущество правообладателем, либо на дату изменения сведений об объекте учёта;

— в случае ежегодного предоставления обновленной информации — приводятся по состоянию на 1 января текущего года.

1.7. Стоимостные характеристики объектов учёта указываются в рублях и копейках.

2. Заполнение Карт учёта

2.1. Карта учёта организации, приведенная в приложении № 2 к Порядку, заполняется в обязательном порядке каждым правообладателем и хозяйственным обществом, товариществом.

Информация для заполнения Карты учёта организации:

1. Реквизиты и основные данные юридического лица:

1.1 Полное наименование юридического лица – по данным свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;

1.2 Организационно-правовая форма юридического лица – в соответствии с Уставом;

1.3 Реквизиты документа — основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица)

1.4 Юридический адрес – в соответствии с Уставом;

1.5 Почтовый адрес – в соответствии с Уставом;

1.6 Должность руководителя – в соответствии с Уставом;

1.7 ФИО руководителя – в соответствии с паспортом гражданина РФ;

1.8 Телефон/ факс/ адрес электронной почты – по факту;

1.9 ОКОГУ/ ОКПО/ ОКВЭД – по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области;

1.10 ОКАТО/ ОКОПФ/ ОКФС – по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области;

1.11 ИНН/ КПП/ ОГРН – по данным свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;

1.12 Дата государственной регистрации организации – по данным свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе

1.13 Банк – по факту;

1.14 Расчетный счет/ лицевой счет – по факту;

1.15 Размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий) (руб.) – по учётным данным;

1.16 Первоначальная/остаточная стоимость основных средств (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий) (руб.) – по учётным данным;

1.17 Стоимость чистых активов (для муниципальных унитарных предприятий) (руб.) — на основании данных бухгалтерского учёта по состоянию на последний отчётный период согласно совместному Приказу Минфина РФ № 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03‑6/пз от 01.01.2001 «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»;

1.18 Среднесписочная численность персонала (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий) (чел.) — по форме статистической отчётности;

1.19 Сведения о применении процедуры банкротства – по решению суда.

2. Состав объекта учета:

2.1 Недвижимое имущество (итог по всем перечням объектов недвижимого имущества кроме земельных участков): количество объектов/ площадь – по учётным данным. Подробно данные о недвижимом имуществе отражаются в соответствующем перечне объектов недвижимого имущества, а по зданиям, сооружениям и нежилым помещениям, в том числе, расположенным в жилых домах, также отражаются и в Карте учёта муниципального недвижимого имущества. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать итоговой сумме по всем перечням объектов недвижимого имущества (приложения № 5, 6, 7, 8 к Порядку);

2.2 Недвижимое имущество (итог по всем перечням объектов недвижимого имущества кроме земельных участков): первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать итоговой сумме по всем перечням объектов недвижимого имущества (приложения № 5, 6, 7, 8 к Порядку);

2.3 Недвижимое имущество (итог по перечню недвижимого имущества (земельные участки)): количество объектов/ площадь – по учётным данным. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать итоговой сумме по перечню недвижимого имущества (земельные участки) (приложение № 9 к Порядку);

2.4 Движимое имущество (всего по перечню объектов движимого имущества): количество/первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным указываются сведения обо всём муниципальном движимом имуществе, имеющемся у организации (кроме акций и долей (вкладов)). Подробно данные о движимом имуществе отражаются в перечне объектов движимого имущества. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать сумме «Всего» по перечню объектов движимого имущества (приложение № 10.3 к Порядку)

2.5 Особо ценное движимое имущество, отнесенное к данной категории приказом учредителя (только для муниципальных бюджетных и автономных учреждений) количество/ первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать сумме «Итого» по разделу 1 перечня объектов движимого имущества (приложение № 10.3 к Порядку);

2.6 Движимое имущество стоимостью свыше 199 тыс. руб., не отнесенное к категории особо ценного движимого имущества, и автотранспорт вне зависимости от стоимости: количество/ первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать сумме «Итого» по разделу 2 перечня объектов движимого имущества (приложение № 10.3 к Порядку);

2.7 Движимое имущество стоимостью не более 199 тыс. руб., не отнесенное к категории особо ценного движимого имущества количество/ первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать сумме «Итого» по разделу 3 перечня объектов движимого имущества (приложение № 10.3 к Порядку);

2.8 Акционерные, хозяйственные общества или товарищества, акции и доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальному образованию: количество обществ (товариществ) / размер доли (руб.) – по учётным данным. Данные по этой строке Карты учёта должны соответствовать сумме «Итого» перечня объектов движимого имущества (акции и доли (вклады)) (приложение № 11 к Порядку);

2.9 Нематериальные активы: количество/ первоначальная (восстановительная) стоимость/ остаточная стоимость (руб.) – по учётным данным.

3. Обременение объектов учета:

3.1 Годовая арендная плата за предыдущий год: получено на счет организации/ перечислено в бюджет (руб.) – по учётным данным на основании договоров аренды и финансовых документов, подтверждающих перечисление денежных средств;

3.2. Сумма залога (руб.)/дата окончания залога – по данным договора залога;

3.3 Иное – при наличии.

4. Доходы от использования (кроме обременения) объектов учета:

4.1 Часть прибыли, перечисленной в местный бюджет (руб.) – по учётным данным, на основании финансовых документов, подтверждающих перечисление денежных средств;

4.2 Дивиденды, перечисленные в местный бюджет (руб.) – по учётным данным, на основании финансовых документов, подтверждающих перечисление денежных средств;

4.3 Иные доходы, перечисленные в местный бюджет (руб.) – по учётным данным, на основании финансовых документов, подтверждающих перечисление денежных средств.

2.2. Карта учёта муниципального недвижимого имущества (объекты жилищного и нежилого фонда, благоустройства и инженерной инфраструктуры, незавершенного строительства, земельные участки), приведенная в приложении № 3 к Порядку, заполняется в обязательном порядке каждым правообладателем данного вида имущества на каждый объект отдельно.

Информация для заполнения Карты учёта муниципального недвижимого имущества:

Общая информация:

1 Наименование объекта недвижимого имущества по технической документации – из технической документации либо по данным ЕГРП;

2 Тип (категория) объекта недвижимого имущества (здание, часть
здания — нежилые помещения, квартира, водопроводная сеть, незавершенное жилищное строительство и т. п.) – из технической документации либо по данным ЕГРП;

3 Адрес (местоположение) – из технической документации либо по данным ЕГРП;

4 Основание нахождения объекта у юридического лица (№, дата приказа КИО, акта о приеме-передаче, акта ввода, договора купли-продажи и т. п.) – документы, явившиеся основанием для приобретения имущества правообладателем, в том числе приказы Комитета о закреплении имущества на соответствующем виде права;

5 Вид права использования объекта (оперативное управление, хозяйственное ведение, для земельных участков — право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право аренды либо субаренды);

6 Дата и номер записи о госрегистрации права в ЕГРП – по данным ЕГРП;

7 Кадастровый номер земельного участка, на котором размещен объект – по данным филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области;

8 Реквизиты документов — оснований использования земельного участка – номер и дата договора на использование земельного участка;

9 Площадь земельного участка (кв. м) – по данным договора на использование земельного участка;

10 Кадастровый номер объекта – по данным филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области;

11 Кадастровая стоимость объекта – по данным филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области;

12 Нумерация по технической документации (для зданий и помещений) – из технической документации;

13 Инвентарный номер объекта – по учетным данным;

14 Первоначальная (восстановительная) стоимость (руб.) – по учетным данным;

15 Сумма начисленной амортизации (руб.) – по учетным данным;

16 Остаточная стоимость (руб.) – по учетным данным;

Технические характеристики:

17 Общая площадь (кв. м) – из технической документации либо по данным ЕГРП;

18 — жилая площадь – из технической документации либо по данным ЕГРП;

19 — площадь подвала – из технической документации либо по данным ЕГРП;

20 Протяженность (п. м.) – из технической документации либо по данным ЕГРП;

21 Этажность здания – из технической документации;

22 Материал стен – из технической документации;

23 Дата постройки – из технической документации;

24 Номер паспорта организации технической инвентаризации – из технической документации;

25 Дата последней технической инвентаризации – из технической документации;

Обременение:

26 Передано правообладателем в аренду (кв. м) – по данным договоров на аренду объекта;

27 Годовая арендная плата по объекту за предыдущий год: получено на счет организации/ перечислено в бюджет (руб.) – по учётным данным на основании договоров аренды и финансовых документов, подтверждающих перечисление денежных средств;

28 Передано правообладателем в безвозмездное пользование (кв. м) – по учётным данным на основании договоров безвозмездного пользования;

29 Сумма залога – по данным договора залога;

30 Дата окончания залога – по данным договора залога;

31 Иное – при наличии.

2.3. Карта учёта муниципального движимого имущества (доли, принадлежащие муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале (для хозяйственных обществ и товариществ)), приведённая в приложении № 4 к Порядку, заполняется в обязательном порядке:

— правообладателем, в случае, если он от лица муниципального образования город Мурманск является акционером либо участником хозяйственного общества, товарищества;

— акционерным обществом, хозяйственным обществом, товариществом, в уставном (складочном) капитале которого имеется доля, принадлежащая муниципальному образованию город Мурманск.

3. Заполнение отдельных граф перечней объектов недвижимого имущества (кроме земельных участков)

3.1. Перечни недвижимого имущества, приведенные в приложениях № 5, 6, 7, 8 к Порядку, заполняются при наличии у правообладателя соответствующего вида имущества.

3.2. В перечне приводится пообъектный список недвижимого имущества, имеющегося во владении, пользовании и распоряжении заявителя.

3.3. Показатели по графам перечня заполняются по каждому объекту недвижимого имущества отдельно.

3.4. По предполагающим суммирование графам (количество, площадь, стоимости и т. п.) данные подсчитываются, и в каждый перечень заносится соответствующая итоговая сумма.

3.5. На каждый объект, указанный в приложениях № 5, 6, 7, 8 к Порядку (кроме имущества, учитываемого в составе муниципальной казны города Мурманска), дополнительно составляется Карта учёта муниципального недвижимого имущества согласно приложению № 3 к Порядку.

4. Заполнение отдельных граф перечня объектов недвижимого имущества (земельных участков)

4.1. Перечень объектов недвижимого имущества (земельных участков), приведенный в приложении № 9 к Порядку, заполняется при наличии у правообладателя оформленных прав на земельные участки.

4.2. В перечне приводится пообъектный список земельных участков с указанием информации, отраженной в договорах на использование этих земельных участков.

4.4. По предполагающим суммирование графам (площадь, стоимость) данные подсчитываются и заносится соответствующая итоговая сумма.

4.5. На каждый объект, указанный в приложении № 9 к Порядку (кроме имущества, учитываемого в составе муниципальной казны города Мурманска), дополнительно составляется Карта учёта муниципального недвижимого имущества согласно приложению № 3 к Порядку.

5. Заполнение отдельных граф перечней объектов движимого

имущества ((кроме акций и долей (вкладов))

5.1. В перечне объектов движимого имущества (кроме акций и долей (вкладов)) по форме приложения № 10.1 к Порядку приводится список движимого имущества, в отношении которого у правообладателя прекратилось право муниципальной собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В перечне объектов движимого имущества (кроме акций и долей (вкладов)) по форме приложения № 10.2 к Порядку приводится список движимого имущества, в отношении которого у правообладателя возникло право муниципальной собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В перечне объектов движимого имущества (кроме акций и долей (вкладов)) по форме приложения № 10.3 к Порядку приводится список движимого имущества, имеющегося во владении, пользовании и распоряжении правообладателя.

5.2. Раздел 1 заполняется пообъектно только муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и только на особо ценное движимое имущество, отнесенное к данной категории приказом учредителя в установленном законодательством порядке. Организации иной организационно-правовой формы оставляют этот раздел (не исключают из формы) не заполненным.

5.3. В разделе 2 организации всех организационно-правовых форм пообъектно указывают движимое имущество, балансовая (первоначальная (восстановительная)) стоимость которого превышает 199000 рублей, (муниципальные бюджетные и автономные учреждения – в части имущества, соответствующего данным критериям, но не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества в установленном порядке), и автотранспорт вне зависимости от стоимости.

5.4. В разделе 3 организации всех организационно-правовых форм общей суммой по количеству объектов и их стоимостям указывают движимое имущество, балансовая (первоначальная (восстановительная)) стоимость которого составляет не более 199000 рублей, (муниципальные бюджетные и автономные учреждения – в части имущества, соответствующего данным критериям, но не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества в установленном порядке).

5.5. Показатели по графам разделов 1 и 2 перечня заполняются по каждому объекту движимости. Раздел 3 заполняется по общей сумме и количеству объектов без подробной расшифровки.

5.6. По предполагающим суммирование графам (количество, стоимости) данные подсчитываются и в разделы заносятся соответствующие итоговые суммы.

5.7. Сумма итоговых строк разделов приводится в строке «Всего», значение которой в графах 8, 9, 10 должно быть равно соответствующему значению данным бухгалтерского счета, предназначенного для учёта основных средств организации и суммы начисленной амортизации в балансе, составленном на 01 января текущего года.

6. Заполнение отдельных граф перечня объектов движимого

имущества (акции и доли (вклады))

6.1. В перечне объектов движимого имущества (акции и доли (вклады)), приведенном в приложении № 11 к Порядку, приводится список движимого имущества — акций и долей (вкладов), имеющегося во владении, пользовании и распоряжении правообладателя в случае, если он от лица муниципального образования город Мурманск является акционером либо участником хозяйственного общества, товарищества, а также сведения, предоставляемые акционерным обществом, хозяйственным обществом, товариществом, в уставном (складочном) капитале которого имеется доля, принадлежащая муниципальному образованию город Мурманск.

6.2. В перечне приводится список акций и долей (вкладов).

6.3. Показатели по графам перечня заполняются по каждому обществу (товариществу) отдельно.

6.4. По графе «размер доли в рублях» подсчитывается итоговая сумма.

6.5. На каждый объект, указанный в приложении № 11 к Порядку (акции и доли (вклады)), дополнительно составляется Карта учёта муниципального движимого имущества (акции и доли (вклады)) согласно приложению № 4 к Порядку.

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *