Спонсорская помощь бюджетному учреждению

Конституцией РФ провозглашен принцип поощрения со стороны государства благотворительной деятельности. Провозгласить — не значит реализовать, конечно, но в последнее время часто говорят о возрождении традиций дореволюционной России. Иногда спонсорская помощь являет собой настоящую социальную ответственность спонсора. В этом случае она становится искренним и добровольным откликом организации на возникающие социальные проблемы.

Что ж — дело хорошее, но как бухгалтеру учесть все нюансы подобной деятельности?

Гражданский кодекс РФ не содержит таких понятий как спонсорство и благотворительность, идентифицируя последнее со словом «пожертвование». При этом, «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» (ст. 582 ГК РФ). Отсюда следует, что благотворительность или пожертвование отличает от иных видов деятельности их бескорыстный характер.

📌 Реклама Отключить

Одновременно можно сказать о том, что спонсорская помощь сама по себе имеет двойственную природу. Она может быть и возмездная, и безвозмездная. Определение того, какой именно вид помощи имеет место, зависит от указания на наличие или отсутствие встречного предоставления в договоре. Гражданское законодательство, согласно которому «договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным» подтверждает это (п. 1 ст. 423 ГК РФ).

Может показаться, что безвозмездное спонсорство и благотворительность-это одно и то же. Однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. На этот вывод прямо наталкивает само понятие благотворительной деятельности, основным критерием которой признается соответствие конкретным целям, перечисленным законодателем (ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности). Получается что, если мероприятие финансируется безвозмездно, но при этом не удовлетворяются цели, указанные в законе о благотворительной деятельности — это есть безвозмездное спонсорство.

📌 Реклама Отключить

На практике часто так же можно встретить ситуации в которых материнская компания помогает дочерней в проведении тех или иных мероприятий. В этих случаях налогообложение зависит от доли взаимного участия сторон.

Важно знать:

По благотворительной деятельности имеются льготы по НДС (подп.12 п. 3 ст. 149 НК РФ) и для того, чтобы ими воспользоваться, безвозмездный спонсорский взнос должен трактоваться как благотворительный, а это будет только при условии соблюдения всех условий, определенных в Законе о благотворительной деятельности:

· соответствие целям, изложенным в п. 2 Закона о благотворительной деятельности;

· помощь должна быть оказана некоммерческим организациям.

Рассмотрим пример безвозмездной передачи денежных средств и товаров в качестве спонсорского взноса.

📌 Реклама Отключить

Пример 2. Некоммерческая организация, являющаяся организатором благотворительного мероприятия , заключила спонсорское соглашение с ООО «ВИСТА» о том, что ООО «ВИСТА» берет на себя расходы по оплате части затрат на мероприятие, то есть перечисляет денежную сумму 1 000 000 руб., а также покупает и безвозмездно передает поделки для проведения мероприятия стоимостью 500 000 руб. (с НДС 18%). ООО «ВИСТА» в качестве спонсора мероприятий не упоминается.

Учет ООО «ВИСТА»

К 60.1 — К 51 — 500 000 руб. — оплачены поделки.

К 76.5 — К 51 — 1 000 000 руб. —перевод денежных средств в составе спонсорского взноса.

Д 41 «Товары» — К 60.1 — 500 000 руб. — оприходованы поделки для передачи в качестве спонсорского взноса (с учетом НДС на основании п. 2 ст. 170 НК РФ).

Д 76.5 — К 41 — 500 000 руб. — переданы поделки в качестве спонсорского взноса.

📌 Реклама Отключить

Д 99 «Прибыли и убытки» — К 76.5 — 500 000 руб. — включены в состав расходов переданные в качестве взноса поделки.

Д 99 — К 76.5 — 1 000 000 руб. — включены в состав расходов денежные средства, перечисленные в качестве взноса спонсора.

Передача товара на безвозмездной основе некоммерческой организации не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо УФНС России по Московской области от 14 сентября 2006 г. № 21-22-И/1096). Спонсор финансирует расходы за счет чистой прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ) . Данная позиция высказана УФНС России по г. Москве своих письмах от 15 ноября 2005 г. № 20-12/85449 и от 11 октября 2005 г. № 20-12/74851. Минфин России в письме от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40 указал, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 Кодекса.

📌 Реклама Отключить

Учет у НКО

Д 51 — К 76.5 — 1 000 000 руб. — поступили спонсорские денежные средства.

Д 76.5 — К 51 — 1 000 000 руб. — оплачены расходы по проведению мероприятия.

Д 10 — К 76.5 — 500 000 руб. — оприходованы товары, переданные спонсором.

Д 26 «Общехозяйственные расходы» — К 10 — 500 000 руб. — отражены расходы на товары в целях проведения мероприятия.

Д 86 «Целевое финансирование» — К 26 — 500 000 руб. — отражено использование товаров.

Д 26 — К 76.5 — 1 000 000 руб. — отражены прочие расходы по проведению мероприятия.

Д 86 — К 26 — 1 000 000 руб. — отражено использование денежных средств для проведения мероприятия.

Что важно знать о налогах:

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 270 НК РФ расходы, связанные с осуществлением благотворительной деятельности не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку являются расходами, не признаваемыми в целях налогообложения прибыли.

📌 Реклама Отключить

Целевые поступления поступившие безвозмездно на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли. Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены подпунктом 14 пункта 1 и 2 статьи 251 НК РФ.

При этом так же не избежать документального оформления для подтверждения факта безвозмездности (оформив договор дарения, например). Следует помнить, что в обязательном порядке в договоре должна быть указана его цель. При этом из договора должно быть ясно, что целью спонсора не является реклама своей продукции во избежание налоговых последствий. Иначе при отсутствии расходной части прибыли её не на что будет уменьшать, да и наличие обязанности по уплате НДС в бюджет на общих основаниях не порадует.

📌 Реклама Отключить

На заметку:

Налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых программ. При использовании таких средств не по целевому назначению использованная сумма, включается в состав внереализационных доходов в тот момент, когда получатель доходов фактически нарушил условия получения.

НДС

На основании п.п. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), осуществляемая безвозмездно в
рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров, освобождается от обложения НДС.

Передача денежных средств также не повлечет начисление НДС, поскольку согласно п.п. 1 п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты, не признаются реализацией для целей налогообложения. Это подтверждает и финансовое ведомство страны в своем Письме №03-07-11/555 от 08.11.2007г.,

📌 Реклама Отключить

Однако, освобождение от исчисления НДС влечет за собой обязанность восстановления «входного» НДС на основании п.п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ (по приобретенным товарам, работам, услугам) по имуществу, передаваемому в благотворительных целях, в случае если данное имущество ранее использовалось в деятельности благотворителя, НДС по которому уже был принят к вычету. НДС восстанавливается с остаточной стоимости имущества.

Положение
о порядке поступления и расходования
благотворительной и спонсорской помощи в
государственном бюджетном учреждении
«Областной реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями города Дзержинска»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными Законами № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», № 122-ФЗ от 02.08.1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ, устава учреждения.

1.2. Положение регулирует порядок поступления, расходования и учета благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований Государственным бюджетным учреждением «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Дзержинска» (далее – Центр).

1.3. Благотворительной и спонсорской помощью, а также добровольными пожертвованиями физических и (или) юридических лиц Центру являются:

— добровольные взносы родителей;

— спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий;

— любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

1.4. Добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц привлекаются Центром в целях восполнения недостающих учреждению бюджетных средств для выполнения уставной деятельности.

1.5. Благотворительная и спонсорская помощь, а также добровольные пожертвования могут поступать Центру от родителей детей, проходящих реабилитацию в Центре и от других физических и юридических лиц, изъявивших желание осуществить благотворительные пожертвования.

  1. Порядок привлечения добровольных пожертвований

2.1. Администрация Центра, в лице уполномоченных работников (директора, его заместителей), вправе обратиться за оказанием спонсорской помощи Центру, как в устной (на родительском собрании, в частной беседе), так и в письменной (в виде объявления, письма) форме.

2.2. Пожертвования физических или юридических лиц могут привлекаться Центром только на добровольной основе. Решение об оказании благотворительной помощи родителями (законными представителями) принимается ими добровольно, а сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи.

2.3. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) к внесению денежных средств со стороны работников Центра в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Отказ в оказании спонсорской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей.

2.4. Запрещается отказывать гражданам в приеме детей в Центр из-за невозможности или нежелания законных представителей осуществлять целевые взносы (добровольные пожертвования), либо выступать заказчиком платных дополнительных услуг.

2.5. Запрещается работникам Центра, в круг должностных обязанностей которых не входит работа с финансовыми средствами, заниматься сбором пожертвований любой формы.

2.6. Запрещается вовлекать детей в финансовые отношения между их законными представителями и Центром.

2.7. При обращении за оказанием помощи Центр обязан проинформировать физическое или юридическое лицо о целях привлечения помощи (осуществление текущего ремонта, укрепление материальной базы, проведение мероприятий и т.д.).

2.8. Спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по ремонту помещений учреждения, оказании помощи в проведении мероприятий и т.д.

3.Порядок расходования добровольных пожертвований

3.1. Расходование привлеченных средств учреждением должно производиться в соответствии с целевым назначением взноса.

3.2. Использование привлеченных средств должно осуществляться на основе плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.3. Недопустимо направление добровольной благотворительной помощи на увеличение фонда заработной платы работников учреждения, оказание материальной помощи, если это специально не оговорено физическим или юридическим лицом, совершившим благотворительное пожертвование.

  1. Порядок приема добровольных пожертвований и учета их использования

4.1. Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя директора Центра, либо договоров пожертвования, заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:

— сумма взноса;

— конкретная цель использования средств, если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются директором Центра совместно с Балансовой комиссией Центра в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью Центра;

— реквизиты благотворителя;

— дата внесения средств.

4.2. Жертвователь имеет право по личной доверенности добровольно доверять от своего имени и за его счет заместителю директора по административно-хозяйственной части Центра приобрести, оплатить товар, работу, услуги и передать товар, работы, услуги от своего имени в качестве благотворительного пожертвования на совершенствование реабилитационного процесса, развитие материально-технической базы Центра и осуществление уставной деятельности.

4.3. Иное имущество оформляется актом приема-передачи, который является приложением к договору как его неотъемлемая часть.

4.4. Добровольные пожертвования недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.5. Добровольные пожертвования могут быть переданы Центру по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности, с обязательным отражением в учетных регистрах.

При этом должно быть обеспечено:

— поступление денежных средств благотворителей на лицевой внебюджетный счет Центра;

— оформление в виде акта с подписями руководителя, материально- ответственного лица учреждения и благотворителя, отчета о расходовании благотворительных средств, не позднее чем через 1 месяц после использования средств;

— оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;

— представление ежегодно публичных отчетов на сайте учреждения о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств полученных Центром;

— запрещение работникам Центра сборов наличных денежных средств.

4.6. Распоряжение пожертвованным имуществом осуществляет директор Центра. Денежные средства расходуются в соответствии с утвержденным планом ФХД директором, согласованным с балансовой комиссией.

4.7. Учет добровольных пожертвований ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2010 г. № 157н.

4.8. При передаче денежных взносов по безналичному расчету в договоре пожертвования должно быть указано целевое назначение взноса.

4.9. Добровольные пожертвования предприятий, организаций и учреждений, денежная помощь родителей вносятся через учреждения банков, платёжные терминалы, учреждения почтовой связи и должны учитываться на внебюджетном счете Центра с указанием целевого назначения взноса.

4.10. Директор Центра обязан отчитываться перед Учредителем и родителями (законными представителями) о поступлении, бухгалтерском учете и расходовании средств, полученных от внебюджетных источников финансирования, не реже одного раза в год согласно установленным Учредителем формам отчетности.

4.11. Балансовая комиссия Центра осуществляет контроль за расходованием переданными Центру средствами.

4.12. К случаям, не урегулированным настоящим разделом Положения, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

  1. Ответственность

5.1. Не допускается использование добровольных пожертвований Центра на цели, не соответствующие уставной деятельности и не в соответствии с пожеланием лица, совершившего пожертвование.

5.2. Ответственность за целевое использование оказанных Центру добровольных пожертвований несет директор Центра.

5.3. В случае нарушения Центра порядка привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований директор учреждения может быть привлечен к ответственности.

Скачать положение

Формально в нашей стране образование бесплатное, а школы финансируются государством. Это знают все. А еще все знают, что бюджетных денег не хватает, поэтому ни одно образовательное учреждение не откажется от помощи родителей своих учеников. Некоторые школы эту помощь просят сами, а некоторые даже требуют. Насколько это законно и как все правильно оформить, читайте в нашей статье.

Как родителям защититься от поборов

Родители школьников по всей стране давно привыкли к тому, что ни одно родительское собрание не обходится без сбора средств: рабочие тетради, охрана, вода для кулера, шторы в класс, подарки детям и учителям, мероприятия et cetera, et cetera. Насколько правильна такая ситуация? Платить или не платить родителям?

  1. В ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 3 августа 2018 года) сказано, что государство гарантирует право на бесплатное образование, предоставляя средства на «приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр». Отметим, что канцтовары (краски, альбомы, тетради, контурные карты и пр.) сюда не входят: это не средства обучения, а расходные материалы. В ст. 28 закона «Об образовании» запрещено собирать с родителей деньги на охрану школы.

Школа обязана обеспечить детей только теми учебниками, которые входят в официальный перечень. Бывает, педагог говорит родителям, что для более эффективного обучения нужно заниматься по другим учебникам. В этом случае выбор за мамами и папами: можно либо купить нужные пособия, либо отксерить их в нужном количестве. Принуждение здесь исключено – как со стороны учителя, так и со стороны родительского комитета.

  1. Педагогам запрещено принимать какую-либо наличность от родителей учеников. Учитель вообще не может собирать деньги на нужды класса или школы – это прерогатива родительского комитета. Тем более нельзя делать это принудительно, в обязательном порядке. Все взносы должны быть строго добровольными. Целесообразность каждой покупки обсуждают родители на классном собрании. И если кто-то не хочет сдавать деньги на покупку жалюзи или новых стульев – это его законное право. На страже которого стоят контрольно-надзорные органы и даже уполномоченный по правам ребенка. Если о деньгах говорит учитель, стоит сначала обратиться к школьной администрации за письменным разъяснением. В случае, когда поборами и так называемыми вступительными взносами занимается директор, поинтересуйтесь у него лично, почему он занимается запрещенной деятельностью – обычно это действует. Если же нет, то можно пожаловаться в орган управления образованием. Не помогут там – идите в полицию (бывший ОБЭП, ныне ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) или в прокуратуру. Чтобы на ребенка не надавили в школе, можно в заявлении указать просьбу о неразглашении информации о заявителе.
  2. Подавляющее большинство мам и пап все-таки сдает всю сумму полностью. А проблему неплательщиков в разных классах решают по-разному: либо не покупают ребенку то, на что его родители не сдали деньги, либо другие мамы и папы скидываются за них сами и сообща покупают все необходимое. В любом случае, учитель не может отыгрываться на ребенке, упрекая его в родительской «жадности», обзывая или занижая оценки.

Впрочем, учитель информатики и председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов уверен, что во всей этой ситуации виноваты не директора, а чиновники. Педагогов же просто подставляют:

— Замеченного в поборах директора можно уволить в течение 24 часов. Вот только деньги, выделяемые на школу, ему не принадлежат – они распределяются чиновниками. А те легко могут на какие-то свои цели (например, политические) выделить денег побольше. Директоров порой вынуждают собирать средства с родителей, которые или сбрасываются, или жалуются в прокуратуру. В итоге наказывают именно учителей.

Все эти поборы – пережиток 90-х, в советское время такой проблемы не существовало. А в 1990-е бюджеты превратились в лоскутное одеяло, от которого каждый старался урвать лоскуток. Денег стало меньше, поэтому государство начало перекладывать часть своих социальных обязательств на плечи народа. В последнее время ситуация в мегаполисах улучшилась, а вот на периферии проблема осталась. Ее корень – в отсутствии комплексной образовательной стратегии. Получается, что денег постоянно не хватает на рабочие тетради и ремонт. Зато параллельно выделяются огромные средства на закупку интерактивных досок и другой техники, которая на уроках практически не используется.

Родительская помощь школе: поступаем грамотно

Школа финансируется из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – эти деньги идут на оплату услуг ЖКХ, закупку учебников и техники, зарплаты и премии учителям;
  • муниципальный бюджет – предназначен для оплаты содержания и ремонта учебного заведения;
  • внебюджетные средства – это собственные деньги школы, полученные за оказание платных услуг (кружки, продленка, углубленные курсы и пр.), аренду помещения или имущества, а также спонсорские средства.

Бюджетные деньги имеют строго целевое назначение, их нельзя перенаправить. А вот собственные финансы школа может тратить на свое усмотрение – но, конечно, только на благо учащихся (покупка мебели, инвентаря, проведение экскурсий).

Естественно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в красивой школе со свежим ремонтом, оснащенной по последнему слову техники, с благоустроенной территорией. Однако бюджетных средств среднестатистической школе на все это просто не хватает. Очевидно, что без материальной помощи родителей школе не обойтись. В этом случае у учителей возникают вопросы: как убедить мам и пап сделать взносы и как эти взносы оформить, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами.

  1. Всякую материальную помощь родителей следует оформлять как благотворительность. Так как пожертвование добровольное, его размер может быть любым: и сто рублей, и десятки тысяч. Собирать четко фиксированные суммы или устанавливать их периодичность запрещено. Этого требует Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 года.
  2. Родители могут вносить деньги через кассу – здесь необходим приходно-кассовый ордер. А могут перевести на лицевой счет школы с указанием их целевого использования. Поскольку взнос добровольный, педагоги не имеют права требовать квитанцию о переводе. Чтобы в учебном заведении ничего случайно или умышленно не перепутали, имеет смысл подать в школьную администрацию письменное заявление с указанием номера перевода и его цели. В ежегодном отчете директор сообщает, на что именно ушли деньги. Все это – с предоставлением документации. Если родители сами купили что-то (оборудование, мебель), тогда оформляется договор дарения (приема-передачи безвозмездно полученного имущества) с постановкой «презента» на бухгалтерский учет школы. Предварительно родители пишут заявление на имя директора о своем желании сделать такой подарок.
  3. Полученные от родителей средства школа имеет право потратить на ремонт классов либо спортзала, оплату экскурсий, покупку учебных средств для дополнительного образования. Ни в коем случае нельзя тратить эти деньги на ремонт административных помещений (кабинет директора и др.); покупку учебников, спортивного и музыкального оборудования; оплату коммунальных услуг, охрану и уборку школы, премии сотрудникам. Если учебное заведение в критическом состоянии, общешкольный родительский комитет может помочь директору составить обращение в вышестоящие инстанции для получения финансирования.
  4. Гораздо охотнее они будут сдавать деньги на конкретный проект (оборудование для кружка, факультатива и пр.). Хорошо, если директор убедительно расскажет о пользе этого проекта для детей или представит красочную презентацию. Можно предложить софинансирование, когда свою часть денег вносят все участники процесса: родители, школа, привлеченный спонсор (например, юрлицо). Эффективно действует проявление публичной благодарности в адрес благотворителей: скажем, можно сделать наклейки («Покупку этого принтера/проектора/МФУ спонсировали родители такого-то класса») или таблички («Кабинет отремонтирован на средства такого-то класса»).

Кстати

Есть еще один вариант добровольных пожертвований – краудфандинг (от англ. crowd – «толпа» и funding – «финансирование»), то есть буквально «народное финансирование». Это сбор средств на благие цели через специальные сайты, в котором может участвовать любой желающий. Краудфандинговые платформы, где собирают деньги на образовательные цели, гораздо популярнее на Западе, чем в России. Скажем, в США работает DonorsChoose.org, предназначенная для помощи американским учителям. Они всегда могут разместить здесь заявку типа: «Моим ученикам нужны компьютерные мыши и принтер». Основные спонсоры – крупные корпорации. Другая популярная платформа – Wishbone.org. Она создана учительницей из Лос-Анджелеса Бет Шмидт ради сбора средств на летние образовательные программы для способных детей из малоимущих семей. За шесть лет сайт оплатил обучение около 2 200 школьников.

В нашей стране одно время функционировал сайт «Мой учитель», ориентированный на финансовую поддержку педагогических инициатив. Просуществовала платформа недолго и на данный момент уже закрыта.

Мнение родителей

Александра Иванцова, мама шестиклассницы:

— Мой ребенок учится в обычной городской школе – не в гимназии, не в лицее. И мы еще ни разу не пожалели об этом. Знакомые рассказывают, что чем элитнее школа, тем больше там берут с родителей. И на ремонт, и на подарки, и на праздники – на все. Мы, конечно, тоже сдаем. Но ведь есть разница, когда приходишь на собрание с 500 рублями, а когда – с двумя-тремя тысячами. А собрания ведь каждую четверть! В нашем классе есть три семьи, которые почти никогда не сдают деньги на нужды класса. Там матери-одиночки, мало зарабатывают. Мы из этого трагедии не делаем: не могут, и ладно. Закупаем на всех. Всеми деньгами распоряжается родительский комитет, а не учитель или директор. Считаю, что это правильно. Государство все равно не дает денег столько, сколько нужно, поэтому родители должны помогать.

Анна Горюнова, мама восьмиклассника:

— Деньги на покупку оргтехники не сдавала принципиально. На новые крючки в раздевалке, шторы в классе, кресла для актового зала и подобные траты смотрю отрицательно. В городском комитете по образованию сказали, что на ремонт и прочее школам деньги все-таки выделяются. Почему я должна вникать в проблему, сколько денег выделено и сколько ушло на это на самом деле? Я на работе не посвящаю клиентов в трудности учреждения, в котором работаю. Мы платим налоги, чтобы оплачивать образовательные услуги, предоставляемые государством нашим детям. Если я посчитаю, что ребенку будет лучше в другой, платной, школе – я его туда переведу, но буду знать, за что плачу свои кровные… На подарки у нас собирают умопомрачительные суммы. Я не сдавала, но если мне нравилось отношение учителя к работе, от чистого сердца делала ему подарок: милый, но ни в коем случае не дорогой, чтобы не было похоже на взятку. Сейчас ребенок на домашнем обучении, поэтому такие проблемы больше не возникают.

Алексей Василевский, многодетный отец:

— Я никогда не отказываюсь сдавать деньги в школе и в садике, хотя платить сразу за троих приходится. Делаю обычно это раньше других родителей, но не считаю такую практику нормальной. Это унизительно как для педагогов, так и для родителей.

Евгения Ливанова, мама двоих детей:

— Всегда отказывалась от работы в различных родительских комитетах: и с первым ребенком, и со вторым. Потому что это и ответственность, и большие временные затраты, и необходимость уговаривать как учителя, так и других родителей. Я всегда была благодарна тем, кто все-таки соглашался взвалить на себя эту неблагодарную работу – людей, как правило, ответственных и неравнодушных. И требуемые суммы старались с мужем сдавать всегда, несмотря на послеотпускные финансовые трудности. Ведь если бы не родительская поддержка, многие школы остались бы в прошлом веке в смысле оснащения и благоустройства.

Мнение педагогов

Директор школы Галина Стрелкова:

— Профессию учителя я выбрала осознанно в 1981 году. И до недавнего времени ее любила. Мне нравилось в ней все: и дети, которых я учила, и учительский коллектив, и даже общение с родителями – разными, порой сложными. Став администратором в 1997 году, частично поменяла свое отношение к участникам образовательного процесса, но еще продолжала верить в то, что от меня зависит образование детей. Профессия продолжала мне нравиться. С самого начала своей административной работы мы просили родителей оказать помощь в ремонте. Не злоупотребляли: просили на краску, обои и так, по мелочам. И вот с директорским и жизненным опытом пришли реалии сегодняшнего дня. И я превратилась в попрошайку: «Родители, дайте на ремонт, на стенд, помогите выполнить план по сбору вторсырья, запишите ребенка в платный кружок!» Вы думаете, что мне все это нравится? Я ведь тоже мать троих детей, а это значит, трем классам я оказывала помощь.

Учитель начальных классов Анастасия Тенберг:

— Ни в одном протоколе родительского собрания не должно прозвучать, что вы собираете деньги. Этим занимается только родительский комитет. И если мамы и папы решили приобрести шкаф для кабинета, то они его покупают и передают на баланс школы – оформляется это как спонсорская помощь. И под этим заявлением должны быть подписи абсолютно всех родителей класса, чтобы никто не пошел в прокуратуру и не сказал, что с него вытрясли деньги. Такое тоже бывает, к сожалению.

Если кто-то не сдает деньги на учебники, нужно обратиться к директору, в библиотеку или… купить самой. В нашей школе в такой ситуации виноват оказался учитель, хотя администрация знала о проблеме. Учительницу лишили доплат и объявили выговор.

Мне самой когда-то объявляли устный выговор за то, что перед поездкой на экскурсию писала детям в дневниках: «Уважаемые родители! Прошу дать ребенку с собой проездной на метро или два жетона (56 рублей)». Меня обвинили, что я вымогаю деньги! А как я повезу детей? Весь класс за мой счет? Закончилось тем, что я перед каждой поездкой обзванивала родителей, так как на SMS, как правило, никто даже не отвечает.

Директор интерната Александр Горбунов:

— Школам уже запрещено законом собирать с родителей деньги. Государство обязуется финансировать школы. Но в основной массе директора собирают с родителей пожертвования только потому, что средств элементарно не хватает. Директор как нормальный руководитель видит, что сегодня в школе нужно сделать такие-то работы, причем срочно. Иначе завтра будет поздно и придется уже восстанавливать, а не просто заниматься косметическим ремонтом. Отсюда все эти поборы и пожертвования.

У нас уже лет пятнадцать кабинеты к новому учебному году готовят родители. Сами все делают: белят, красят, моют окна. Надо если краску купить – обговорят на родительском собрании, скинутся и купят. Я давно учителям сказал: к этим деньгам не прикасаться! Все решает родительский комитет.

Конечно, администрация района разовую помощь нам оказывает. Но когда дефицит районного бюджета достигает 80 %, постоянных дотаций ждать не приходится… В нашем селе предпринимателей-спонсоров нет – только в райцентре. Да, я все равно хожу и прошу, кое-что иногда дают. Но очень немного. В общем-то, никто не отказывает! Другое дело, что возможности у людей нет.

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как получить спонсора на примере спортивной команды. Казалось бы, что тут сложного? Пришел в какую-нибудь фирму, поболтал с менеджером, рассказал какой ты и твоя команда хорошие, получил денежек и всё, цель достигнута. На практике же не всё так просто. Спонсор хочет получить хорошую отдачу от своих инвестиций, поэтому вам придется продать себя (команду) в соответствии с маркетинговыми или рекламными потребностями фирмы, к которой вы обратились. Теперь поговорим о том, что нужно сделать, как правильно подготовиться, чтобы не получить отказ от спонсора.
1. Ориентация на целевую аудиторию спонсора.
Прежде чем идти к первой попавшейся компании и просить спонсорской помощи определитесь, на какую целевую аудиторию ориентирована команда, т.е. какой публике наиболее интересен данный вид спорта. Например, есть такой вид спорта как Алтимат-фризби (люди бегают по полю и кидают летающие тарелочки). По большей части, эта игра ориентирована на молодежь, а значит наиболее привлекательным спонсором для нас будет компания, целевая аудитория которой так же направлена на молодежь. На крайняк подойдет фирма, которая имеет хоть какое-нибудь отношение к спорту (Магазины спортивной одежды, спортивного инвентаря и т.п.).
2. Получение сведений о будущем спонсоре.
После того, как провели отсев компаний по целевой аудитории, собираем сведения о будущем спонсоре. Одни компании никогда не оказывают спонсорскую помощь и не желают этого, другие никогда не оказывали из-за того, что им никто не предлагал, но они не прочь попробовать, и есть фирмы, которые постоянно занимаются спонсорством. Собираем сведения и отметаем из нашего списка потенциальных спонсоров компании, которые не желают оказывать спонсорскую помощь. Выполнив первые шаги, мы сократим долю рисков на получения отказа от компаний, к которым мы обратимся в дальнейшем, сэкономим себе время и оставим список компаний, сотрудничество с которыми будет наиболее выгодно как для нас, так и для них.
3. Что нужно спонсорам?
1. Известность и влияние Будущие спонсоры хотят точно знать, что команда, которой они оказывают поддержку, позволит получить организации дополнительный доход.
2. Совместимость образов Команда должна соответствовать образу, который демонстрирует или продвигает компания-спонсор.
3. Привлечение общества Компания (бизнес) получает выгоду лишь в том случае, если её продукция и имидж, так или иначе, соответствует предпочтениям сообщества. Подходите именно с этой точки зрения, т.к. это в ваших же интересах.
4. Персональная пригодность Нередки случаи, когда компания-спонсор привлекает команду для проведения рекламных акций, поэтому надо быт к этому готовым и вовремя сыграть на этом.
4. Составляем подобие коммерческого предложения.
Сотрудничество подразумевает взаимную выгоду, поэтому в ответ на спонсорскую помощь вы обязаны что-то предложить взамен. Составьте список того, что вы можете предложить компании — определенные преимущества, которые получит фирма, оказывая вам спонсорскую помощь. Чем больше и значимее будут преимущества, тем больше шансов заинтересовать спонсора. Если весьма туго с выгодами, то можно их придумать из головы.
Например список преимуществ для спонсора может выглядеть так:
1. У вас появляется возможность использовать информацию о команде или отдельных игроках в рекламных целях фирмы.
2. Использование эмблемы компании на спортивном инвентаре (в нашем случае – тарелки — фризби)
3. Каждый член команды будет иметь вашу эмблему на экипировке (футболки, кепки, шорты и т.п.).
4. При любом освещении в СМИ нашей команды: репортаж о команде, спортивные новости команды, интервью с игроками — мы будем постоянно упоминать вашу фирму, как генерального спонсора команды.
5. Размещение флагов, рекламных баннеров с логотипом вашей фирмы на тренировочной базе или на выездных соревнованиях.
6. Рекламный баннер с логотипом и флаги вашей компании будут размещены на массовых мероприятиях проходящих в нашем городе, в которых наша команда будет принимать непосредственное участие в соревнованиях, пропагандистских акциях, флеш-мобах.
7. Размещение рекламного баннера фирмы на страницах персонального сайта команды (а лучше предложить на главном сайте по игре в алтимат в России), в тематических группах социальных сетей и форумов. Так же мы разместим ссылки на основной Web-сайт Сашей компании.
8. Использование спортивной атрибутики и игроков в рекламных мероприятиях вашей компании.
9. Вы можете получить всю необходимую информацию о расходовании средств, которые вложили в команду.
10. Возможность участия в принятии командой стратегических и тактических планов по ее рекламной или спортивной политике.
11. Возможность приобщения коллектива компании к игре, что поможет развить такие навыки в коллективе, как: сплоченность, честность, открытость, доверие, «дух игры» и т.п.
12. Нашей командой ведется пропаганда по приобщению молодежи в городе Х к этому виду спорта (в школах, сузах, вузах).
Как правило, после 5-6 перечислений, мозг будущего спонсора затуманивается, он всё меньше прислушивается к вашему списку. Он начинает осознавать, что из предложенного списка ему будет, что выбрать для своей фирмы, поэтому сотрудничество состоится. Большую роль в получении положительного результата играет умение общаться, договариваться, красиво расписывать ситуацию, грамотно преподнести себя. Этим навыкам можно поучиться у торговых представителей или менеджеров по продажам.
5. Как построить деловой разговор.
Для начала нужно понять к кому мы должны обратиться в фирме, кто нас должен принять и выслушать. Если компания не велика, то обращаемся к руководству: директору или заму. Если компания довольно-таки большая, то можно обратиться к директору по маркетингу или директору по PR (связям с общественностью), или просто в рекламный отдел фирмы. В крупных компаниях бывают отдельные должности, которые занимаются спонсорской поддержкой.
Деловой разговор стоит построить следующим образом
— приветствие и цель беседы.
— краткое описание нашей команды и наших способностей: кто мы, что мы, наши предыдущие успехи (если таковые имеются), планы на будущее. Можно показать промо-видео, которое демонстрирует наши возможности, да и саму игру.
— какие преимущества получит фирма-спонсор от сотрудничества с нами?
— требования от спонсора: что мы хотим получить от спонсора? Возможны различные альтернативы.
— проработка мелочей в случае успеха: что? как? где? когда? кому? сколько? с кем? почем? для чего? почему? и ряд других интересных вопросов, на которые стоит ответить сразу, чтобы не откладывать в долгий ящик.
— обмен контактной информации, либо заключение договора, либо прощание на честном слове, либо нас выведет под руки охрана.
6. Нужно рассмотреть все альтернативы получения своей выгоды от спонсора.
Далеко не каждый спонсор, особенно в небольших городах, может оказать нормальную финансовую помощь команде. Нужно иметь в виду, что, например, Билайн охотнее и проще согласится на спонсорство, предоставляя её в виде оплаты переговоров сотовой связи и т.п., магазину одежды проще оказать спонсорскую помощь одеждой или обувью, чем отстегивать определенную сумму денег. Продумайте хорошенько это пункт, т.к иногда намного выгоднее получить инвентарь от спонсора, нежели получить денег, которые не каждая фирма готова выделить в большом количестве.
Не надо забывать, что спонсорство – это не реклама компании. Грубо говоря, реклама – это непосредственное продвижение товаров и услуг посредством СМИ и других каналов продвижения. Согласившись на спонсорскую помощь, вы должны продвигать торговую марку компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *