Сроки проведения ревизии

Материал предоставлен журналом «Учет в бюджетных учреждениях».

Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. № 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Кого будут проверять на основании этой инструкции? Какие новшества внесены в порядок проведения проверок с ее принятием? Рассмотрим наиболее существенные нововведения. Кого будут проверять?

Инструкция уточняет объекты контроля Росфиннадзора. Это бюджетополучатели федерального бюджета различных уровней власти, государственные внебюджетные фонды, а также организации любых форм собственности, использующие федеральное имущество.

В новой Инструкции из перечня объектов контроля исключены органы власти и бюджетополучатели субъектов России и местного самоуправления, которые раньше могли проверяться на договорных началах. За органами Росфиннадзора остается право проверки этих объектов. Однако только в случаях получения ими помощи из федерального бюджета.

📌 Реклама Отключить

Органы Росфиннадзора теперь не смогут проверять абсолютно все организации по мотивированным постановлениям и обращениям правоохранительных органов, в том числе в рамках расследуемых уголовных дел. Здесь их компетенция также ограничивается контролем за использованием федеральных средств и имущества. Однако в ходе такого контроля ревизоры Росфиннадзора имеют право проведения встречных проверок в любых организациях независимо от их организационно-правовых форм.

Следует отметить, что Инструкция не устанавливает порядок проведения проверок исполнения валютного законодательства. Проведение данных проверок и оформление их результатов по-прежнему не формализовано.

В числе вопросов проведения ревизии и проверки Инструкцией предусмотрено проведение контрольных действий по изучению использования средств федерального бюджета на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд. То есть проверка выполнения законодательства о госзакупках. При этом выявляются факты размещения заказов без проведения обязательных процедур и необоснованного увеличения цен товаров, работ и услуг в ходе заключения и выполнения государственных контрактов.

📌 Реклама Отключить

Как долго проверяют?

Прежде чем говорить о сроках, отметим следующую особенность проведения контрольных мероприятий. Ранее проведение ревизии предполагало полный и всесторонний охват финансово-хозяйственной дея-тельности организации, а проверка представляла собой единичное контрольное действие.

В новой Инструкции отсутствуют определения ревизии и проверки. Более того, решение об использовании сплошного или выборочного метода проведения контроля принимает на месте руководитель ревизионной группы (п. 21 Инструкции). Все это делает различия между такими видами контрольных мероприятий, как ревизия и проверка, весьма условными.

В отличие от ранее существовавшего порядка новой Инструкцией установлен жесткий срок проведения контрольного мероприятия — не более 45 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение проверки до дня подписания акта.

📌 Реклама Отключить

Достаточно четко определены процедуры продления первоначально установленного срока и приостановления контрольного мероприятия. Продлить срок проверки или приостановить ее проведение может лицо, ее назначившее. О таком решении теперь в обязательном порядке уведомляется руководитель проверяемой организации.

В случае, если ревизоры превысят срок проведения контрольного мероприятия, нарушат порядок ее продления или приостановления, руководитель имеет право не допускать ревизионную группу к проверке своей организации.

Процедура проверки

Перед началом ревизии руководитель ревизионной группы представляет ее участников руководителю проверяемой организации. Новой Инструкцией предусмотрено не только ознакомление руководителя организации с удостоверением на право проведения проверки, но и с ее программой. В программе проверки должен содержаться перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа будет проводить контрольные действия.

📌 Реклама Отключить

При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями (п. 22 Инструкции). Причем операции с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетные операции проверяются сплошным методом.

По мнению автора, проверка сплошным методом не только денежных, но и всех расчетных операций в бюджетном учреждении потребует значительного увеличения срока проведения контрольного мероприятия. Поэтому на практике такая проверка будет трудновыполнима для ревизоров.

Инструкцией предусмотрены контрольные действия по изучению:
— учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по форме и содержанию;
— полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций;
— фактического наличия, сохранности и правильного использования денежных средств, достоверности расчетов и др.;
— постановки и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
— состояния системы внутреннего контроля проверяемого бюджетного учреждения.

📌 Реклама Отключить

Особое внимание в Инструкции уделено встречным проверкам. В частности, впервые определен порядок их проведения, в том числе в организациях, расположенных на территории других субъектов РФ.

Следует отметить, что в новой Инструкции отсутствует существовавшая ранее обязанность руководителя проверяемой организации предоставления ревизорам помещения, оргтехники, услуг связи, канцеляр-ских принадлежностей, обеспечения машинописными работами.

Оформление результатов контрольного мероприятия

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт попрежнему должен содержать вводную и описательную части. Кроме того, Инструкцией введен новый заключительный раздел акта — информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.

Необходимо отметить, что теперь в описании каждого нарушения в тексте итогового акта кроме положений законодательных и нормативных актов, которые были нарушены, содержания, периода и суммы нарушения в обязательном порядке указывается должностное лицо, его допустившее.

📌 Реклама Отключить

Изменяется и процедура подписания самого акта. Инструкцией, регулирующей проведение ревизий КРУ Минфина России, было преду-смотрено его подписание представителями Росфиннадзора, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Теперь главный бухгалтер акт не подписывает.

Предельный срок ознакомления руководства проверяемой организации с актом контрольного мероприятия и подготовки возражений по нему не меняется и составляет пять дней. Но по новой Инструкции срок ознакомления с актом для проверяемой организации будет устанавливать руководитель ревизионной группы.

С введением новой Инструкции в значительной степени изменился порядок реализации материалов контрольного мероприятия. Срок рассмотрения возражений по акту руководителем ревизионной группы увеличится с 5 до 30 рабочих дней.

📌 Реклама Отключить

Подведем итоги…

По мнению автора, большинство рассмотренных выше процедурных изменений отнюдь не облегчает жизнь проверяемых организаций.

В то же время в новом документе не решены многие существующие принципиальные проблемы. По-прежнему не установлена периодичность контроля, недостаточно регламентирована методология планирования и проведения ревизий и проверок, не определен порядок разрешения возникающих во время их проведения спорных ситуаций, отсутствует классификация выявленных финансовых нарушений.

Порядок составления акта

Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу, установленному Банком России на дату совершения соответствую-щих операций.

📌 Реклама Отключить

Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.

Результаты ревизии должны подтверждаться документами (их копиями), объяснениями должностных, материально ответственных лиц проверенной организации и др.

Инструкцией не предусмотрено обязательное направление предписания об устранении выявленных нарушений руководителю проверяемой организации, а также информирование о результатах проверки выше-стоящих управляющих органов.

Государство использует большие ресурсы и средства, нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроль за их использованием.

Государство не может безразлично относиться к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не раже одного раза в год (Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095).

При организации, проведении и реализации результатов ревизии работники контрольно-ревизионных органов обязаны руководствоваться: инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, других министерств и иных органов исполнительной власти РФ, правовыми актами субъектов РФ.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ. Задания следственных органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разрабатывается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

При составлении планов проведения ревизий предусматривают, чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам, не менее раза в год и чтобы была обеспечена преемственность проверки хозяйственно-финансовой деятельности.

Основанием для проведения ревизии служит, мотивированное постановление, которое должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверяемый период, наименование проверяемой организации, Ф. И. 0. руководителя, должность и подписи лиц, выдавших данное постановление.

Сроки проведения ревизий и состав ревизионных групп определяется с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей деятельности ревизуемых предприятий. Сроки ревизии, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время, превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора на срок до одного месяца и т.п.

Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период. При определении очередности ревизий необходимо учитывать время, прошедшее после предыдущей ревизии, наличие информации о злоупотреблениях или незаконных действиях отдельных работников предприятия, хищениях и недостачах в финансово-хозяйственной деятельности в прошедшем периоде.

Направления ревизионной проверки.

Организация и производство ревизий обеспечивается силами отдела ревизионной работы (Контрольно-ревизионного управления) Министерства юстиции РФ. При проведении комплексных ревизий министерств юстиции автономных республик, управлений края, области в проверке их финансово-хозяйственной деятельности также принимает участие Департамент финансово-экономического и хозяйственного обеспечения Минюста России. В отдельных случаях на основании приказа (распоряжения) министра (первого заместителя министра) для участия в ревизии могут быть привлечены специалисты управлений и отделов министерства, а также других учреждений и органов юстиции.

Ревизии могут осуществляться по следующим основным направлениям:

  • 1) соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • 2) обоснованность расчетов сметных назначений;
  • 3) исполнение смет расходов;
  • 4) использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • 5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • 6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  • 7) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
  • 8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  • 9) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • 10) операции с основными средствами и нематериальными активами;
  • 11) операции, связанные с инвестициями;
  • 12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • 13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  • 14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Кроме перечисленных выше направлений финансового контроля, также проверяется хозяйственная деятельность ревизуемого предприятия, т.е. изучается структура предприятия, подведомственные учреждения и службы, общий штат и объем общей сметы, счета (бюджетные и текущие), имущество организации (его размеры и стоимостная оценка).

Чтобы правильно понять функционирование бухгалтерской службы проверяемой организации, а также потоки финансовой информации и документооборот, изучается структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета, как реализуется утвержденное Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции специалистов бухгалтерской службы, обеспечен ли контроль над сохранностью денежных средств и материальных ценностей; формируется ли учетная политика в соответствии с ПБУ «Учетная политика предприятия»; наличие утвержденных смет расходов и оснований для внесения изменений в эти сметы, а также порядок исполнения данных смет.

Состояние охраны денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах, обеспеченность вычислительной и оргтехникой, транспортом (его состояние), наличие внутренних локальных нормативных актов и распорядительной документации, отражающих финансово-хозяйственную деятельность (приказы по срокам представления авансовых отчетов; период, на который выдаются денежные средства под отчет, перечень лиц, имеющих право получения денежных средств на хозяйственные нужды, доверенностей и др.), состояние учета рабочего времени (проверяются табели учета рабочего времени).

Проверка хозяйственной деятельности дает ревизору возможность оценить состояние, размеры проверяемого субъекта, состояние системы внутреннего контроля на предприятии и позволит составить план работы с учетом приоритетных направлений проверки. Реализация результатов ревизии состоит в устранении тех нарушений, которые выявлены в ходе проверки, обсуждение результатов ревизии на предприятии, передача дел в судебно-следственные органы.

4. Основания и периодичность проведения ревизии

Государство использует и управляет большими ресурсами и средствами, нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля над тем, как это делается.

Государство не может безразлично относиться и к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не реже одного раза в год (Указ Президента РФ от 25.07. 1996 г. № 1095 (с изменениями от 25.07.2000 г., 18.07.2001 г.)).

В случае необходимости могут проводиться внеочередные ревизии или проверки по отдельным вопросам.

Ревизии проводятся в соответствии с планами работы министерства, утвержденными руководством министерства, как правило, не более чем в месячный срок. Продление срока ревизии допускается с разрешения лица, назначившего ее. Ревизии осуществляются Министерством юстиции РФ и назначаются в каждом отдельном случае руководителем министерства или его первым заместителем с указанием сроков проведения.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Основанием для проведения ревизии служит мотивированное постановление, которое должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверяемый период, наименование проверяемой организации, ФИО руководителя, должность и подписи лиц, выдавших данное постановление.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее – руководителем контрольно-ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа. Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Проведение ревизии на предприятии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

  • — подготовка к проведению ревизии;
  • — проведение ревизии в соответствии с программой;
  • — подготовка и оформление результатов ревизии;
  • — реализация материалов ревизии;
  • — контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

При необходимости ревизии проводятся по постановлениям органов предварительного следствия или определениям судов. Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа за 3 — 5 дней до начала ревизии назначает своим приказом ревизию проверки финансово-хозяйственной деятельности. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы, в том числе руководитель группы, цель проверки и сроки ее проведения. На проведение ревизии ее членам выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество и должность удостоверяемого.

До проведения проверки ревизор (члены ревизионной группы) проводят подготовительную работу, связанную с изучением данного предприятия, подготовкой плана и программы проведения ревизии . При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта.

Изучение деятельности предприятия осуществляется по данным годовой и промежуточной бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемого предприятия и вышестоящего органа. В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемого предприятия, устанавливают недостатки в его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии.

План ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. Один экземпляр документов вручается руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в делах организации.

На основании плана, задач, поставленных перед ревизией и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля. Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием плана и программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии, порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности. В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. Однако рабочий план проведения ревизии должен быть составлен, так как он обеспечивает более рациональное использование времени, вносит в работу ревизора четкость и организованность.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках.

По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии. После этого производится проверка кассовой наличности (инвентаризация кассы). При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. Для этого ревизионная группа (ревизор) изучает размещение аппарата управления, отдельных служб, цехов и других структурных подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т.п.

Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля.

Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы (ревизор) должен решить, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, в начале ревизии. Вместе с тем они широко применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных и возникает необходимость в использовании данного приема фактического контроля.

До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель ревизионной группы (ревизор) совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации. Одновременно с этим следует выслать всем поставщикам и покупателям, прочим дебиторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится посредством:

  • — изучения действующей на проверяемом предприятии системывнутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  • — проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;
  • — проверки действительности совершения сделок, получения илиценностей, оказания услуг;
  • — сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
  • — проведения встречных проверок, т.е. сличения имеющихся наревизуемом предприятии записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
  • — сличения в необходимых случаях и в установленном законодательством порядке имеющихся на ревизуемом предприятии выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, являющимися основанием для производства указанных записей;
  • — сличения в установленных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с платежными документами, хранящимися в банке;
  • — контрольных обмеров объемов выполненных работ;
  • — взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
  • — контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов;
  • — проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
  • — проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен регистрировать вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия в своих рабочих документах. Регистрация установленных фактов в документах должна производиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии, полнее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.

На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии, реализуются материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Изъятия ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право. Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия представляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *