Ст 13 об исполнительном производстве

лицо (гражданин или организация), в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ (ч. 2 ст. 29 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей. Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (ч. 4 ст. 29 ФЗ от 20 июля 1997 г. № 119ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Взыскатель при совершении исполнительных действий имеет право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного приставаисполнителя.
В случае выбытия взыскателя из исполнительного производства (в связи со смертью гражданина, реорганизацией юридического лица, уступкой требования, переводом долга), судебный пристависполнитель обязан своим постановлением произвести замену взыскателя его правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил (ст. 31, 32 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119ФЗ «Об исполнительном производстве»).
См. Должник, Исполнительное производство, Исполнительный документ, Исполнительный лист, Судебные приставы.

10 января 2014 года вступил в силу ряд изменений законодательства в сфере исполнительного производства. В частности, детализированы нормы, касающиеся оснований возбуждения, прекращения и окончания исполнительного производства, извещения его участников, особенностей совершения отдельных мер принудительного исполнения. Закреплен порядок исполнения требований об освобождении нежилых помещений, земельных участков, сноса строений и зданий и пересмотрен размер исполнительского сбора.

Поправки внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». По задумке Правительства РФ, данный закон должен повысить эффективность исполнения решений судов, иных органов и должностных лиц, а также защитить права и законные интересы сторон исполнительного производства. Наиболее важные изменения, которые содержит данный нормативно-правовой акт, рассмотрены ниже.

Извещение о месте и времени совершения исполнительных действий

Конкретизировано положение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются не просто о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения, а конкретно о месте и времени их совершения. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

Повестка (иное извещение), направленная судебным приставом-исполнителем, теперь должна содержать адрес официального сайта службы судебных приставов в Интернете и контактные номера телефонов подразделения судебных приставов. Если взыскатель или должник не проживает или не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, то повестка (иное извещение) направляется по месту жительства гражданина, юридическому адресу организации (ч. 1.1. ст. 27 закона об исполнительном производстве).

Кроме того, лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, даже если оно не получило повестку или иное извещение, которое было ему направлено одним из указанных ниже способов (п. 3 ч. 2 ст. 29 закона об исполнительном производстве):

  • по его последнему известному месту жительства;
  • по адресу, сообщенному лицом в письменной форме судебному приставу-исполнителю для этих целей (в том числе по адресу электронной почты);
  • иным способом, указанным таким лицом.

    Мнение

    Юрий Воробьев, руководитель практики разрешения споров и медиации компании «Пепеляев Групп»:

    «Названная норма, безусловно, осложняет положение участника исполнительного производства. Однако, с другой стороны, ее целью является ускорение исполнительного производства за счет устранения возможностей искусственной волокиты со стороны участника, понуждению его к занятию боле активной позиции в части отслеживания состояния его процесса. Несмотря на кажущуюся «суровость» этой нормы, ее содержание фактически дает стороне подсказку, каким образом возможно поступить для ненаступления вредных последствий из-за пропуска значимой информации о совершаемых исполнительных действиях.

    Так, отправка документов по последнему известному адресу жительства участника не гарантирует получение документа, однако закон теперь содержит альтернативы, которыми может воспользоваться лицо, чтобы получить информацию (сообщить приставу данные электронной почты для контакта и пр.). В результате этого, сторона исполнительных действий всегда может обеспечить себе возможность получения документов. Другое дело, что порядок отправки документов приставами также должен быть регламентирован, определяя безальтернативные способы доставки документов, возможные для приставов.

    Таким образом, лишь после выявления на практике последствий использования закона в новой редакции, возможны изменения в закон, что также имеет свои недостатки».

Также исключена обязанность судебного пристава-исполнителя при направлении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, прикладывать копию исполнительного документа (ч. 3 ст. 12 закона об исполнительном производстве). Данное изменение призвано устранить необоснованные финансовые затраты, связанные с изготовлением копий исполнительных документов, и снизить нагрузку на судебных приставов-исполнителей.

Возбуждение и окончание исполнительного производства

Веден ряд новых положений связанных с повторным возбуждением исполнительного производства, если оно было окончено на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Заявление о возбуждении такого исполнительного производства может быть подано не ранее чем через шесть месяцев после дня его окончания либо ранее указанного срока – при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Это касается случаев, когда заявление подается на основании документов, указанных в ч. 1, ч.ч. 3-4, ч. 7 ст. 21 закона об исполнительном производстве. На основании других документов – не ранее двух месяцев, кроме ситуации, когда имеется информация об изменении имущественного положения должника (ч. 2.1 ст. 30, ч. 5 ст. 46 закона об исполнительном производстве).

Пересмотрены случаи возбуждения исполнительного производства по неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора. Оно не возбуждается, если основное исполнительное производство было окончено по основаниям, установленным п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 либо п. 4, п. 6 или п. 7 ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве.

Наряду с этим, изменились основания прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа за преступление, теперь они выглядят следующим образом (ч. 14 ст. 103 закона об исполнительном производстве):

  • смерть должника-осужденного или объявления его умершим;
  • замена наказания в виде штрафа другим видом наказания;
  • освобождение от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
  • отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. В этом случае должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа.

Также исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается не только в случае выплаты штрафа в полном объеме, но и возвращения исполнительного документа по требованию выдавшего его суда (ч. 15 ст. 103 закона об исполнительном производстве).

Помимо этого пересмотрен перечень документов, на основании которых в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны ее правопреемником. Такими документами могут быть (ст. 52 закона об исполнительном производстве):

  • судебный акт о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданные иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством.

В законе прямо приписывается, что судебный пристав-исполнитель в таком случае выносит постановление о замене стороны исполнительного производства правопреемником. Документ утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копия постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право проводить проверку правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Также он имеет право проверять зачисление на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (по заявлению взыскателя или по собственной инициативе). При этом организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы (п. 16 ч.1 ст. 64 закона об исполнительном производстве).

Помимо этого, введена новая мера принудительного исполнения – принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества (п. 10.2 ч. 3 ст. 68 закона об исполнительном производстве). Кроме того, установлен срок вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию – не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника. При этом судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а она обязана принять от него для реализации имущество должника в течение 10 дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию (ранее – с момента оценки имущества) (ч. 6, ч. 7 ст. 87 закона об исполнительном производстве).

Прописан порядок зачета встречных однородных требований

Судебные приставы-исполнители теперь наделены правом производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (п. 16.1 ч. 1 ст. 64 закона об исполнительном производстве). Порядок зачета встречных однородных требований закреплен в ст. 88.1 закона об исполнительном производстве. Подобные действия смогут осуществляться как по заявлению взыскателя или должника, так и по собственной инициативе судебного пристава-исполнителя. О зачете встречных однородных требований судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копия постановления направляется сторонам исполнительного производства.

    Мнение

    Юрий Воробьев, руководитель практики разрешения споров и медиации компании «Пепеляев Групп»:

    «В первую очередь статья определяет саму возможность прекращения взаимных обязательств зачетом на этапе исполнительного производства (возможность, ранее не являвшаяся очевидной). Однако еще более важной является возможность осуществления зачета по инициативе третьего лица (что невозможно в силу положений ГК РФ). Это позволит значительно ускорить исполнительное производство в ситуациях наличия взаимных однородных требований. Такое изменение (как и любое иное, создающее возможность ускорить процесс исполнительного производства), безусловно, является положительным».

Ряд исполнительных действий по реализации имущества должника-организации теперь не будет приостанавливаться даже в случае поступления информации от ФНС России об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) такой организации. Речь идет об исполнительных действиях, по реализации имущества должника-организации для исполнения исполнительных документов (ч. 3 ст. 95 закона об исполнительном производстве):

  • о взыскании задолженности по заработной плате;
  • о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • о компенсации морального вреда;
  • о взыскании задолженности по текущим платежам.

Принудительное освобождение нежилых помещений, земельных участков, снос строений и зданий

Помимо описанных выше изменений, в ст. 107 закона об исполнительном производстве закрепляется механизм исполнения требования об освобождения нежилого помещения, земельного участка, а также о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций. Так, исполнение требования о выселении или об освобождении нежилого помещения включает в себя освобождение помещения, от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением.

Исполнение требования об освобождении земельного участка включает в себя освобождение земельного участка от движимого и недвижимого имущества должника. Также должнику запрещается пользоваться освобожденным земельным участком. При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.

В свою очередь снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Помимо этого в новой статье закреплено право судебного пристава-исполнителя, в описанных выше целях, привлечь специализированную организацию. Также пристав может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

    Мнение

    Юрий Воробьев, руководитель практики разрешения споров и медиации компании «Пепеляев Групп»:

    «Статья 107 закона об исполнительном производстве затрагивает достаточно болезненный вопрос совершения исполнительных действий в отношении жилых помещений, недвижимости. В этой связи, чем более понятным, детальным будет этот процесс, тем больше гарантий будет для должника-собственника. Естественно, что эти изменения, внося упорядоченность и ясность в процесс взыскания, содержат и гарантии участников исполнительного производства, и позволяют сделать его более эффективным. Кроме этого, ст. 107 фактически дает косвенные указания на то, какие требования должны заявляться при судебном рассмотрении конфликта и какая информация должна найти разрешение в резолютивной части судебного акта (уже оттуда попадая в исполнительный лист)».

Увеличение исполнительского сбора

Увеличен размер исполнительского сбора. Теперь он устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. руб. (ранее – 500 руб.) с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. с должника-организации (ранее – 5 тыс. руб.). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера, размер исполнительского сбора составит соответственно 5 тыс. руб. (ранее – 500 руб.) и 50 тыс. руб. (ранее – 5 тыс. руб.) (ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве). В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. руб. с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. с должника-организации. Согласно позиции ФССП России, увеличение размера исполнительского сбора позволит стимулировать должников, злостно уклоняющихся от исполнения требований исполнительского документа, к выполнению своих обязанностей.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
  • Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»

Новости по теме:

В Москве появился SMS-сервис мониторинга исполнительных производств – ИА «ГАРАНТ», 15 июля 2013 г.

Антон Филимонов, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

Стороны исполнительного производства

Сторонами исполнительного производства (далее – ИП) являются лица, которые прописаны в ст. 49 Федерального закона № 229-ФЗ. Подробное разъяснение можно найти в данной статье, где говорится, что взыскателем является сторона ИП, в чью пользу выдается исполнительный лист (далее – ИЛ).

Таким образом, взыскателем может выступать как гражданин, так и юридическое лицо. Также право на получение ИЛ имеется у объединения граждан, которые не имеют статус юридического лица.

Настоящим законом определено 2 стороны:

  • взыскатель – ранее истец;
  • должник – ранее ответчик.

Отметим, что право на предъявление ИЛ имеется не только у взыскателя. Такое право может быть предоставлено другому лицу на основании доверенности.

Документ с разъяснениями судебного решения может находиться на руках у лица, обладающего субъективным правом требования. Количество сторон ИП определяется обстоятельствами дела. Должников может быть несколько.

Права и обязанности сторон исполнительного производства

Законодательство РФ предусматривает четкое разграничение прав и обязанностей всех сторон ИП. Согласно ст. 50 Федерального закона № 229-ФЗ стороны имеют право:

  • полноценно изучать материалы, при необходимости делать выписки или снимать с документов копии;
  • предоставлять любые дополнительные материалы, в случае несогласия с результатами ИП заявлять ходатайства;
  • принимать полноценное участие в ИП;
  • возражать или обжаловать делопроизводство;
  • заявлять отводы;
  • заключать между собой мировые соглашения до окончания исполнительного производства.

Обеим сторонам доступна возможность обжалования действий сотрудников ФССП (как и их бездействие). Стороны обязаны соблюдать порядок ИП и следовать всем федеральным законам, действующим на территории РФ.

Права взыскателя в исполнительном производстве

Права закреплены и в ряде других ст. Федерального закона № 229-ФЗ:

  • сторона может по ряду причин отказаться от взыскания;
  • в случае если снижение цены на имущество должника не поспособствовало его реализации, то оно переходит к взыскателю;
  • выигравшая дело сторона имеет право самостоятельного предоставления ИЛ в банк;
  • законом допускается обращение к приставу с целью заявить о требовании возбуждения ИП;
  • взыскатель может запрашивать информацию о нахождении исполнительных документов (далее – ИД);
  • право на восстановление срока ИЛ в случае его пропуска;
  • право на продление сроков в исполнительном производстве;
  • возможность получения сведений о состоянии счетов должника.

Участие взыскателя в исполнительном производстве подразумевает возможность совершения ИД через представителя. В таком случае понадобится представить соответствующие документы.

Узнать у специалиста

Обязанности взыскателя в исполнительном производстве

Обязанности зависят от того, как проходит ИП. Если необходимо участие представителя, то потребуется своевременно собрать и предоставить все необходимые документы, удостоверяющие возможность замены.

Подавая заявление об обеспечении иска, взыскатель обязан предоставить обеспечение всех убытков, которые понесет должник. В противном случае, вторая сторона обязана возместить в абсолютной мере ущерб, ставший следствием мер по обеспечению иска. Последнее условие актуально в том случае, если в иске будет отказано.

Нарушение прав взыскателя в исполнительном производстве

Статьей 118 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрены меры по защите прав взыскателя в случае несоблюдения сроков исполнения ИД. Если вина лежит на организации, выплачивающей должнику любые периодические платежи, взыскатель имеет право подать иск уже против данной организации.

Защита прав должника в исполнительном производстве

В соответствии со ст. 119 Федерального закона № 229-ФЗ, если арест или иные ограничения наложены на имущество лиц, которые не имеют отношения к исполнительному производству, то последние могут требовать снятия ограничений. А при наличии убытков – вправе обратиться в суд и требовать их возмещения.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *