Ст 149

Содержание

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 149 НК РФ

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

Итоги

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  • Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются зеркальные действия соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.2007 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@. Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

  • Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2019 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

  • Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда она сможет применять НДС-вычет. Для этого в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?».

Образец заявления вы найдете в статье «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;

См. также «Перевозка пассажиров по госконтрактам не облагается НДС».

  • ритуальные услуги и работы по изготовлению памятников;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию бытовых и медицинских товаров в течение гарантийного срока;
  • работы, связанные с объектами культурного наследия РФ, включенными в Госреестр;
  • работы по жилищному строительству для военнослужащих;
  • услуги по техническому осмотру автомобилей;
  • работы по постановке и съемке кинофильмов;
  • образовательные услуги некоммерческих организаций;
  • работы по обслуживанию морских и речных судов;
  • другие работы и услуги.

Подробнее обо всех этих операциях читайте в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Подробности см. .

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

Подробности см. .

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Итоги

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой «Льготы по НДС».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новая редакция Ст. 149 УК РФ

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 149 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционной гарантии свободы слова (ч. 1 ст. 29 Конституции) и конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания и т.д. (ст. 31 Конституции).

Комментируемая статья состоит из одной части, предусматривающей состав преступления, который отражает общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждении к участию в них.

2.1. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

2.2. Под воспрепятствованием проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (далее — публичное мероприятие) понимается запрещение, приостановление, прекращение публичного мероприятия, а также совершение любых действий, в результате которых проведение публичного мероприятия существенно затрудняется, ограничивается по времени или территории либо становится невозможным.

2.3. Воспрепятствование проведению публичного мероприятия является незаконным, если публичное мероприятие проводится на законном основании и в установленном порядке.

2.4. ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ устанавливает основания, по которым органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия. К таким основаниям относятся: проведение публичного мероприятия без уведомления органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 7); проведение публичного мероприятия ранее 7 часов и позднее 23 часов (ст. 9); проведение публичного мероприятия в запрещенных местах (ч. 2 ст. 8); невыполнение требования об устранении произошедшего по вине участников публичного мероприятия нарушения правопорядка, не влекущего угрозы для жизни или здоровья участников (ст. 15); создание в ходе публичного мероприятия реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц (п. 1 ст. 16); совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий (п. 2 ст. 16).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе также воспрепятствовать проведению публичного мероприятия, если: участники публичного мероприятия имеют при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также специально изготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам (см. ч. 3 ст. 24 Закона об оружии); публичное мероприятие проводится за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, но в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (см. ч. 2 ст. 39 ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» <1>); публичное мероприятие проводится общественным или религиозным объединением, деятельность которого приостановлена в связи с экстремистской деятельностью (см. ч. 3 ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <2>); публичное мероприятие проводится на территории, на которой введено военное положение или чрезвычайное положение (см. подп. 9 п. 2 ст. 7 ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» <3>; п. «е» ст. 11 ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» <4>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

<2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

<3> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

<4> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Воспрепятствование проведению публичного мероприятия по указанным основаниям не образует состав преступления, предусмотренный ст. 149.

2.5. Под незаконным воспрепятствованием участию в публичном мероприятии или принуждением к участию в нем понимается любое физическое или психическое воздействие на потерпевшего, в результате которого последний вынужден принять участие либо отказаться от участия в публичном мероприятии.

2.6. Под насилием в коммент. статье понимается задержание, фактическое удерживание лица, нанесение побоев, истязание, причинение вреда здоровью и др.

2.7. Под угрозой применения насилия понимается выраженная в любой форме угроза нанесения побоев, истязания, причинения вреда здоровью и др.

2.8. Насилие и угроза его применения могут осуществляться как до, так и в процессе публичного мероприятия.

2.9. Состав преступления по законодательной конструкции является формальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

3. С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления.

4. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо (см. коммент. к ст. 285).

4.1. В случае, если должностное лицо совершает преступление, предусмотренное коммент. статьей, без применения насилия или угрозы его применения, обязательным для квалификации деяния как преступления является дополнительный признак указанного должностного лица — использование для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе (должности).

Другой комментарий к Ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятия, использованные в статье, раскрываются в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия: а) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); б) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них; в) незаконным принуждением в любой форме к участию в них.

3. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. ст. 111 — 112 УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *