Ст 15 6 КоАП

Содержание

Новая редакция Ст. 15.6 КоАП РФ

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Статье 15.6 КоАП РФ

1. Налоговый контроль — деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены Налогового кодекса.

Следует отметить, что ст. 31 Налогового кодекса в предыдущей редакции не давала полного представления о правовых основаниях истребования документов, наделяя налоговые органы правом требовать у налогоплательщика или налогового агента «документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов». Что ставило налогоплательщика в крайне неудобное положение, по сути, ущемляла его права. Данная норма не в полной мере корреспондировала с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, возлагающим на налогоплательщика обязанность «представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налогового кодекса, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Фактически Налогового кодекса наделял налоговые органы правом истребовать в ходе налоговых проверок неограниченное количество любых документов. При этом следует отметить, что налоговые инспекции активно пользовались данным полномочием.

Государственный орган, имея безусловное право требовать от налогоплательщика представления документов, должно реализовывать это право исключительно в рамках определенной процедуры. Это тесно связывает данную норму с положениями, регулирующими осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 Налогового кодекса, является единым для всех видов налоговых проверок и гарантирует защиту прав налогоплательщика при проведении проверок.

В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 Налогового кодекса позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков «документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов». По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <130> внес изменения в процедуру истребования документов. Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительными для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 Налогового кодекса, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:
———————————
<130> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.

— право на льготу при налогообложении;

— правомерность применения вычетов по НДС;

— исчисление и уплату налогов, связанных с использование природных ресурсов.

Кроме того, с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.

Интересна позиция, которую заняли арбитражные суды. В Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: «НК не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров».

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, «требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.

При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля — камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК».

А вот цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: «При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах».

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 Налогового кодекса, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

2. Органы юстиции, которые выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа:

— о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;

— о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;

— о физических лицах, освобожденных от частной практики нотариуса.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения:

— об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования);

— об адвокатах, исключенных из указанного реестра;

— о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных:

— о фактах регистрации физического лица по месту жительства;

— о фактах рождения и смерти физических лиц.

Органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, обязаны в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации сообщать сведения:

— о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,

— о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения:

— об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными;

— об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности;

— о дееспособных физических лицах, над которыми установлено попечительство в форме патронажа;

— о физических лицах, признанных судом безвестно отсутствующими;

— о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения:

— о выдаче свидетельств о праве на наследство

— о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

— о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

— о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

Другой комментарий к Ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, права и интересы налогоплательщика, порядок осуществления налогового контроля, установленные Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

2. Под налоговым контролем (надзором) следует понимать проведение проверки выполнения и соблюдения налогоплательщиками, а также должностными лицами налоговых органов при осуществлении их деятельности обязательных требований, стандартов, условий, установленных законодательством в сфере налогообложения.

3. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок. Налоговым кодексом предусматриваются: камеральные, выездные налоговые проверки, а также повторные налоговые проверки.

4. Особенностью проведения повторной выездной налоговой проверки является то, что она может проводиться в исключительных случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика); вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

5. Поводом для представления в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, является мотивированный запрос налогового органа, проводящего проверку соответствующего налогоплательщика (налогового агента, банка).

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий (ст.93 НК).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (ст.82 НК).

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, характеризуется действием (бездействием) и выражается в:

а) непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в надлежащем порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

б) отказе от представления в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в действующем порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

в) представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

7. Предметом правонарушения являются оформленные в установленном порядке документы, содержащие сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы.

8. Под непредставлением сведений или отказом их представить следует понимать невыполнение письменного мотивированного требования налогового органа представить документы, истребуемые в целях налогового контроля, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Не являются искаженными данные, полученные в результате спорной трактовки юридической природы фактов, влияющих на процесс определения налоговой базы и исчисления налогов.

9. Ответственность за непредставление сведений налоговому органу предусмотрена ч.2 ст.15.6 и вытекает также из необходимости осуществления налогового контроля за реализацией обязанности налоговых агентов; органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, регистрацию физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним.

Под непредставлением в этом случае понимается несообщение или несвоевременное сообщение, а также представление в неполном объеме или в искаженном виде информации и документов, предоставление которых входит в служебные обязанности должностных лиц органов исполнительной власти, частных нотариусов, иных лиц.

10. Квалифицирующим признаком является нарушение срока сообщения следующих сведений:

согласно ст.85 НК РФ пятидневный срок (со дня соответствующего нотариального удостоверения) предоставления сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения установлен для органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, нотариусов, осуществляющих частную практику; для органов опеки и попечительства, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку и попечительство или управление имуществом подопечного;

десятидневный срок (со дня соответствующей регистрации) установлен для органов, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию, реорганизацию или ликвидацию организаций, регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; выдачу лицензий, свидетельств или иных подобных документов частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам; регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; регистрацию или учет недвижимого имущества или транспортных средств; регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Согласно ст.86.2 НК РФ предусмотрена обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением контроля за расходами физического лица, представлять в течение 15 дней информацию о зарегистрированных сделках купли-продажи недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках.

11. Несообщение об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган квалифицируется по ст.15.7 КоАП РФ (Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику).

12. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

13. Субъектами указанного нарушения могут быть граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, должностные лица юридических лиц, а также должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариус или должностное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу — это суммы, которые варьируются от 200 до 150 000 рублей. Размер санкции зависит от вида нарушения (например, не сдан отчет или бухгалтерский баланс) и того, совершено оно впервые или повторно.

Забыли отправить декларацию

Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.

Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.

Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию. Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество. Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ, Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Не сдан годовой отчет

Бухгалтерский баланс с приложениями обязаны сдавать практически все российские организации. Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую службу менее жесткий. Так, экономический субъект, не предоставивший бухгалтерский баланс в ФНС, должен уплатить в бюджет всего 200 рублей. Однако 200 рублей — это наказание за каждую несданную форму.

Напомним, что годовая бухотчетность состоит из нескольких бланков:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет об изменении капитала.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Отчет о целевом использовании средств.

Причем конкретный перечень финотчетности определяется в зависимости от категории налогоплательщика. Например, субъекты малого предпринимательства могут отчитываться по упрощенным формам (баланс и отчет о финрезультатах). Для них несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию будет стоить 400 руб. (200 × 2).

Тогда как коммерческие организации и банковские учреждения обязаны отчитываться по полной. Для этих субъектов наказание будет равно 1000 руб. (200 × 5 форм).

Причем контролеры вправе наказать и ответственных должностных лиц. Так, штраф за несдачу баланса в налоговую 2019 для работника компании составит 300–500 руб.

Не отчитались по другим формам

Помимо деклараций и финотчетности, налогоплательщики предоставляют в ФНС довольно большой объем отчетной информации. За нарушение сроков сдачи предусмотрены наказания в виде штрафных санкций.

Итак, какие ждут штрафы за несданную отчетность в налоговую:

  1. Справка 2-НДФЛ. Накажут по 200 руб. за каждую опоздавшую справку.
  2. Расчет 6-НДФЛ. Оштрафуют на 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Расчет по страховым взносам. Налогоплательщика ждет аналогичное наказание, как и за несданную декларацию. То есть 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки от суммы взносов, своевременно не уплаченных в бюджет. Минимальное наказание — 1000 руб., максимальное — 30 % от неуплаченной суммы взносов в бюджет.

Иная несдача отчетности в налоговую службу — штраф 200 руб. за каждый непредоставленный документ. Например, при камеральной (выездной) проверке не предоставлены подтверждающие документы. Оштрафуют по 200 рублей за каждый регистр или первичку.

Отчетность в ПФР и ФСС

Компанию накажут не только за несданные сведения в ИФНС. Также штрафные санкции предусмотрены за нарушение сроков сдачи отчетов в Пенсионный фонд, Соцстрах и Росстат.

На сколько оштрафуют:

  1. СЗВ-М — по 500 руб. за каждое застрахованное лицо в просроченном отчете.
  2. СЗВ-СТАЖ — по 500 руб. за каждого работника в опоздавшей отчетности.
  3. 4-ФСС — по 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки, от суммы страховых взносов НС и ПЗ, подлежащей к уплате по опоздавшему отчету. Не более 30 % от суммы взносов НС и ПЗ, но не более 1000 руб.

За непредоставленную статотчетность ждут самые крупные штрафы. Если нарушение допущено впервые:

  • на должностное лицо или ИП — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.

За повторный проступок:

  • предприниматель или должностное лицо — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлица — от 100 000 до 150 000 рублей.

Такие штрафные санкции предусмотрены статьей 13.19 КоАП.

Т. Обухова

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2017

Какая ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? На этот и другие вопросы ответила специалист журнала.

Какая административная ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? Можно ли признать выявленные нарушения малозначительными и избежать ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ? Каковы примеры нарушений при составлении отчетности, за которые должностное лицо учреждения привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность:

  • за непредставление или представление с нарушением сроков, определенных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности;

  • за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

  • за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершение таких деяний влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Таким образом, в случае если учреждение при составлении отчетности исказит факты финансово-хозяйственной деятельности, должностное лицо учреждения (руководитель, а в некоторых случаях – главный бухгалтер) будет привлечено к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Для справки:

Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 15.15.6 КоАП РФ слова «правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений» были заменены словами «правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов)». Данный федеральный закон вступил в силу 18 июня 2017 года. Поэтому начиная с этой даты положения ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяются на случаи формирования и представления с нарушением установленных требований сведений (документов).

Как показывают анализ судебной практики и результаты контрольных мероприятий, искажение показателей форм бюджетной отчетности обычно проявляется в расхождении показателей, содержащихся в отчетных формах и главной книге (ф. 0504072), бюджетном учете учреждения.

Пунктом 7 Инструкции № 191н предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется:

  • на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

  • на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Согласно п. 11 Инструкции № 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения такого документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций вносятся в главную книгу.

Таким образом, показатели главной книги и отчетных форм должны быть идентичными, как и данные бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетных форм. В случае если в результате контрольных мероприятий выявляются расхождения между данными бухгалтерского (бюджетного) учета и данными, отраженными в главной книге и отчетных бухгалтерских формах, должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В качестве примеров нарушений, за которые должностные лица учреждений привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведем несколько судебных решений.

Так, в Постановлении Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016 была рассмотрена следующая ситуация. Руководитель казенного учреждения был привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за то, что баланс (ф. 0503130) и отчет (ф. 0503121) содержали данные, не соответствовавшие данным главной книги. Этими действиями учреждение нарушило положения ч. 3 ст. 264.1 БК РФ, п. 6, 7, 11.1 Инструкции № 191н, п. 3, 4 Инструкции № 157н. Доводы должностного лица (руководителя учреждения) об отсутствии в его действиях признака заведомости, умысла на совершение правонарушения и наличии объективных причин для этого, вызванных сбоем программного обеспечения, являлись предметом судебного исследования, после чего были обоснованно отвергнуты судом.

В Решении от 22.03.2016 № 21-141/2016 Смоленский областной суд рассмотрел такой случай. В годовой бюджетной отчетности (балансе (ф. 0503130)) военного клинического госпиталя была ошибочно отражена сумма кредиторской задолженности, а также не был указан аванс, перечисленный контрагенту. Данный факт, выявленный в ходе проверки, послужил основанием для привлечения должностного лица (главного бухгалтера учреждения) к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поскольку был установлен факт представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (искажение показателей баланса (ф. 0503130)), действия главного бухгалтера, по мнению судей, образовали состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При оспаривании решений контрольных органов о привлечении должностных лиц к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, в судебном порядке зачастую пытаются доказать малозначительность совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзацах 2 – 5 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указано, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, это должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое, хоть формально и содержит признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.2017 № 02-09-06/40875).

* * *

В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы:

  • за несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм, а также за несоответствие показателей главной книги и отчетных бухгалтерских форм должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ;

  • исправление отчетности, содержащей недостоверные сведения, после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В 2020 году мы будем формировать и представлять годовую бухгалтерскую отчетность на новых бланках и по обновленным правилам. Для чего понадобилось менять бланки и какие изменения в них появились? Когда налоговики вправе отказать в приеме отчетности и как накажут за опоздание с отправкой отчетов налоговикам? Ответы — в нашем материале. Здесь же вы найдете подсказки, как подстраховаться от ошибок при оформлении и сдаче бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

Зачем понадобилось изменять бланки бухотчетности

Можно назвать 2 причины, по которым понадобилось изменить бланки:

  1. Новые формы бланков позволят ФНС своевременно формировать и вести ГИРБО — государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. В новых бланках учтены нормы новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Для решения этих задач Приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н внесены изменения в Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

4 изменения в бланках бухгалтерской отчетности

Хотя состав отчетности остался прежним (это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним и пояснительная записка), в бланках отчетности и порядке их заполнения появились новшества.

Изменение 1. Уточнены коды

Изменение 2. Унифицированы единицы измерения показателей отчетности

Во всех бланках отчетности проставлять стоимостные показатели требуется исключительно в тысячах рублей (код по ОКЕИ 384).

Выбирать между тысячами и миллионами рублей, как это разрешалось ранее, теперь возможности нет. Поэтому код по ОКЕИ уже проставлен в бланках и изменять его нельзя:

Изменение 3. Появился дополнительный блок информации в балансе

Этот информационный блок введен только в один отчетный бланк — в заголовочную часть бухгалтерского баланса. Посвящен он аудиту бухгалтерской отчетности:

Если ваша отчетность не подлежит обязательному аудиту, проставьте галочку в поле «НЕТ». Больше ничего в этом блоке указывать не требуется.

Если же по закону вы обязаны провести аудиторскую проверку и получить аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности, вам надлежит проставить галочку в поле «ДА» и указать реквизиты аудиторской компании, которая будет проводить аудит вашей отчетности (наименование, ИНН, ОГРН).

Изменение 4. Уточнен состав и название отдельных строк в Отчете о финансовых результатах

Обратите внимание:

Это изменение при сдаче отчетности за 2019 год актуально только для тех компаний, которые приняли решение о добровольном применении новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (в ред. Приказа Минфина от 20.11.2018 № 236н).

Если ваша компания не принимала решения о раннем начале применения новой редакции ПБУ 18/02, применяйте следующий бланк Отчета о финансовых результатах:

Если вы формируете отчетность за 2019 год с учетом новых правил ПБУ 18/02, вместо выделенного выше блока следует указать следующие строки:

Информацию о досрочном применении новой редакции ПБУ 18/02 необходимо раскрыть в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Где взять актуальные бланки бухгалтерской отчетности

Чтобы не ошибиться с бланком того или иного отчета, пользуйтесь актуальными формами бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещенными на сайте ФНС:

А также на сайте АО «ГНИВЦ»:

Новые правила сдачи отчетности

С 2020 года бухгалтерскую отчетность нужно сдавать в налоговые органы, из нее будет формироваться единая информационная база бухотчетности (ГИРБО).

ФНС очень серьезно подошла к этой процедуре и выпустила Приказ от 13.11.2019 № 7-1/569@, в котором детально расписала порядок представления экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.

Что нужно учесть:

Требование № 1. Форма представления отчетности.

Экземпляр отчетности и аудиторское заключение (если отчетность компании подлежит обязательному аудиту) представляются в налоговый орган в виде электронных документов по ТКС через оператора ЭДО (п. 3 Приказа ФНС № ММВ-7-1/569@).

Форматы представления электронной отчетности утверждены Приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1-570@.

Исключение! Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать между электронной и бумажной формой представления отчетности (п. 2 Порядка, утв. Приказом ФНС № № 7-1/569@).

Требование № 2. Подписание отчетности.

Описание требований к подписи электронной отчетности содержится в п. 5 Приказа ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ ─ для создания электронной подписи обязательного экземпляра бухотчетности и аудиторского заключения используются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выдаваемые в соответствии с Законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Требование № 3. Сроки представления.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна попасть к налоговикам не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Срок представления отчетности за 2019 года ─ не позднее 31.03.2020.

Этот срок един вне зависимости от того, в электронной форме или на бумаге представляется отчетность.

Бухгалтерская отчетность 2020: как накажут

Сначала расскажем о планах ─ законодатели собираются серьезно нас дисциплинировать и хотят с 2021 года ввести серьезные санкции за несвоевременное представление в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности, ее представление в неполном составе и иные нарушения порядка ее представления.

Для компаний такие штрафы будут достигать от 100 000 до 500 000 руб. (в зависимости от того, подлежит ли компания обязательному аудиту). Должностных лиц тоже ожидает материальное наказание на существенные суммы (от 50 000 до 100 000 руб.). Но пока ст. 15.11.1 в КоАП РФ не появилась, и все это только в планах законодателей.

А в 2020 году штрафы за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы остались прежними:

  • 200 руб. штраф за каждый непредставленный документ (п. 1 с. 126 НК РФ);
  • 300-500 руб. штраф на должностное лицо (ст. 15.6. КоАП РФ).

Предусмотрены также штрафы по ст. 15.11 КоАП РФ (на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.). Такое наказание грозит, если будет выявлено:

  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности;
  • факт составления отчетности не на основе данных, содержащихся не на основе данных из регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта бухгалтерской отчетности и (или) аудиторского заключения.

При этом отчетность при ее приеме налоговики проверят по контрольным соотношениям (Письма ФНС от 31.07.2019 № БА-4-1/15052@). Если выявятся несоответствия или ошибки, они обязаны сообщить вам об ошибке и предложить их исправить.

Но отказать в приеме отчетности по этой причине инспекторы не должны.

Как снизить риски

  • Страхуемся от отказа в приеме отчетности.

Назовем 3 причины, каждая из которых может стать причиной отказа в приеме бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Приказа ФНС № ММВ-7-1/569@, информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 № ИС-учет-21):

  • отчетность представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит ее прием;
  • отчеты переданы в форматах, отличных от утвержденных ФНС;
  • отчетность не заверена действующей УКЭП.

Любая из указанных причин станет для контролеров основанием для отправки вам уведомления об отказе в приеме отчетности, поэтому следует держать их под контролем.

  • Снижаем риски неправильного способа представления отчетности.

Отчитываться на бумаге вправе только субъекты малого бизнеса. Если вы решили представить комплект бухгалтерской (финансовой) отчетности в бумажном виде, проверьте насколько этот способ для вас законен.

Напомним, что налоговикам очень просто определить, вправе вы представить отчетность на бумаге или нет ─ ФНС является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В нем есть информация о таких категориях, как микро, малые и средние компании.

Проверьте, есть ли ваша компания в этом реестре (указав один из реквизитов: ИНН, ОГРН или название компании) и какая категория ей присвоена:

Если налоговики отнесли вашу компанию в категорию «Малое предприятие» или «Микропредприятие» (о чем вы узнаете из вышеуказанного реестра), можете смело представлять отчетность на бумаге.

Вылететь из этого реестра проще простого ─ к примеру, вы забыли представить в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) не сдали налоговую отчетность, из которой определяется доход от предпринимательской деятельности за прошлый год (Письмо ФНС от 20.01.2020 № ГД-4-14/615@).

Можно и без реестра проверить свою компанию на соблюдение критериев субъектов малого предпринимательства. Они перечислены в ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Если нарушены критерии, и вашу компанию нельзя отнести к субъектам малого предпринимательства, бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение следует представить в электронном виде.

  • Правильно определяем дату представления отчетности.

Датой представления бухгалтерской отчетности в электронном виде считается дата, указанная в квитанции о приеме отчетности, которую вы получите от налогового органа (п. 11 и п. 14 Приказа ФНС № ММВ-7-1/569@).

Не путайте квитанцию с другими бумагами, полученными в рамках электронного документооборота (ЭДО). В данной ситуации ЭДО предусматривает отправку нескольких видов технологических электронных документов в ответ на отправленную компанией отчетность (п. 8 Приказа ФНС № ММВ-7-1/569@) ─ извещение о получении электронного документа, подтверждение даты отправки электронного документа и др.

Подтверждением того, что вы исполнили обязанность по представлению бухгалтерской отчетности, будет только один документ ─ квитанция о приеме отчетности.

Для бумажной отчетности дата представления определяется так (п. 16-18 Приказа ФНС от 13.11.2019 № MMB-7-1/569@):

  • при отправке по почте ─ днем представления отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения;
  • при сдаче лично или через представителя ─ дата определяется по отметке о принятии отчетности, проставляемой инспектором на копии обязательного экземпляра и аудиторского заключения, и заверяемой его подписью с расшифровкой.

Новые правила представления исправленной отчетности

Отчетность, отправленная налоговикам, формирует информационный ресурс ГИРБО. Чтобы данные в нем были достоверными, требуется отправлять налоговикам и скорректированную бухгалтерскую отчетность (если возникла необходимость в изменении исходных отчетов).

Запрещено вносить изменения в бухготчетность после ее утверждения, если такое утверждение предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации (Закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ «О внесении изменений…»).

К примеру, отчетность АО утверждается общим собранием акционеров (ст. 48 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), а отчетность ООО ─ общим собранием участников (ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО»).

Как представить исправленную отчетность, смотрите в инструкции:

В зависимости от организационно-правовой формы компании сроки представления скорректированной бухгалтерской отчетности ограничены следующими отрезками времени:

  • для ООО ─ 10 рабочих дней после 30 апреля;
  • для АО ─ 10 рабочих дней после 30 июня.

Если вы отправите исправленную отчетность позже указанных сроков, в ГИРБО она размещена не будет.

Новые правила представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение, как и бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводится аудит, нужно отправлять в ФНС для формирования и ведения ГИРБО (Приказ ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@).

Правила отправки:

  • аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF;
  • если заключение представляется не вместе с отчетностью, его следует направлять в инспекцию с электронным сопроводительным документом, оформленным в формате, утв. Приказом ФНС от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.

Аудиторское заключение можно представить в следующие сроки (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • вместе с отчетностью (не позднее 31.03.2020);
  • отдельно от отчетности (в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31.12.2020).

Подводим итоги

  • Начиная с отчетности за 2019 год обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно представлять в налоговую инспекцию.
  • На основе данных из отчетности ФНС будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
  • Большинство компаний обязаны отчитываться в электронном виде через оператора ЭДО по ТКС, за исключением субъектов малого предпринимательства (они могут выбирать между электронной и бумажной формой отчетности).
  • Новый порядок представления отчетности утвержден приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.
  • Актуальные отчетные бланки размещены на официальном сайте ФНС и сайте АО «ГНИВЦ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *