Ст 31 НК РФ

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

7. Налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

8. Взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документы (сведения), представляемые в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не позднее дня, следующего за днем их приема, направляются многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в налоговый орган в форме электронных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и требования к формированию электронных документов, используемых при таком взаимодействии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок передачи документов (сведений), принятых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в налоговые органы на бумажном носителе, порядок передачи по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) налоговыми органами документов на бумажном носителе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг определяются соглашением взаимодействующих сторон.

В случае представления физическим лицом в налоговый орган документов (сведений), за исключением налоговых деклараций, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по просьбе этого физического лица, выраженной в письменной форме, о получении по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа документа через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг налоговый орган обязан в срок, не превышающий двух дней после подготовки соответствующего документа, передать такой документ в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для его получения физическим лицом на бумажном носителе.

Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения в ходе камеральной проверки

Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

Подать пояснения в налоговую вы можете:

  • или сдав лично через канцелярию (через представителя с доверенностью);
  • или отправив по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • или направив по ТКС.

Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные — пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Пояснение в налоговую по убыткам

Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

Пояснительная записка в налоговую по требованию (образец)

Пояснение в налоговую по убыткам (образец)

Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

Пояснение в ИФНС по НДС

У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в свое время ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что плательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

Налоговая нагрузка: пояснение

Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной консультации, где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.

Источник: Журнал «Акты и комментарии для бухгалтера»

В пункте 1 ст. 82 НК РФ определен перечень мероприятий налогового контроля, которые должностные лица налоговых органов проводят в пределах своей компетенции. В их числе:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом.

Исходя из конструкции приведенной законодательной нормы следует, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельным мероприятием налогового контроля.

В подпункте 4 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налогового органа вызывать (на основании письменного уведомления) налогоплательщика для дачи пояснений. Здесь же приведен перечень ситуаций, когда это право может быть реализовано контролерами. Среди них поименованы налоговая проверка (заметим, без уточнения камеральная или выездная), а также иные случаи, связанные с исполнением контролерами налогового законодательства. Исходя из сказанного следует: истребование пояснений налоговым органом может осуществляться как при проведении налоговых проверок (выездных и камеральных), так и вне их рамок.

📌 Реклама Отключить

Между тем обязанности налогоплательщика давать пояснения Налоговым кодексом прямо (в частности, в ст. 23 НК РФ) не пре­дусмотрено. В то же время пп. 7 п. 1 названной статьи на налогоплательщика наложена обязанность не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Что касается камеральных проверок, правила проведения которых прописаны положениями ст. 88 НК РФ, то порядку истребования пояснений у налогоплательщика посвящен п. 3 указанной статьи. Из него следует, что пояснения могут быть истребованы, если в представленной налоговой декларации обнаружены:

  • ошибки;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

В случае обнаружения упомянутых обстоятельств налоговый орган должен уведомить налогоплательщика, направив в его адрес соответствующее сообщение (его форма рекомендована в приложении 2 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). В этом документе также содержится требование о представлении в течение пяти дней пояснений (в том числе с подтверждающими документами). Отметим, указанный срок определен п. 3 ст. 88 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, основания для истребования у налогоплательщика пояснений и документов отсутствуют, равно как и основания для вызова налогоплательщика для дачи пояснений в ходе камеральной налоговой проверки (Постановление ФАС ВСО от 04.02.2014 № А78-5677/2013).

В каких случаях и в какой форме у налогоплательщика могут быть истребованы пояснения в рамках выездной налоговой проверки, в Налоговом кодексе не сказано. Более того, в ст. 89 НК РФ даже не упоминается понятие «пояснение».

Но, несмотря на данное обстоятельство, в Письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать предоставленным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ правом на истребование пояснений.

📌 Реклама Отключить

Как следует из комментируемого письма, инспекторы должны запрашивать у проверяемого лица пояснения по каждому факту, позволяющему предполагать совершение налогового правонарушения. Причем осуществить указанное мероприятие налогового контроля инспекторам надлежит в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Именно столько времени предусмотрено п. 1 ст. 100 НК РФ на составление акта выездной проверки.

Получение подобных пояснений, по мнению специалистов ФНС, поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом.

Считаем, что рекомендации, приведенные в комментируемом письме, носят положительный характер для налогоплательщиков, поскольку позволят уменьшить количество необоснованных претензий контролеров. Кстати, ФНС высказывает аналогичное предположение.

📌 Реклама Отключить

Теперь о реализации права контролеров истребовать пояснения в рамках выездной налоговой проверки. Как упоминалось ранее, в Налоговом кодексе на этот счет не содержится никаких пояснений.

ФНС со своей стороны отмечает, что обращения к налогоплательщику с подобным требованием должны быть документированы. Полагаем, для этих целей инспекторы будут использовать форму документа, аналогичную форме, приведенной в приложении 2 к ПисьмуФНС России № АС-4-2/12705.

При этом авторы комментируемого письма подчеркивают, что письменным должно быть не только обращение контролеров, но и ответ налогоплательщика. Полагаем, подобное требование обусловлено стремлением ФНС минимизировать количество спорных ситуаций (а в дальнейшем и судебных разбирательств) по поводу результатов проверок.

В завершение скажем несколько слов о том, какая ответственность ждет налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа о представлении пояснений, хотя в отсутствие установленной законом обязанности налогоплательщика давать пояснения налоговому органу сама постановка вопроса об ответственности может показаться несколько странной.

📌 Реклама Отключить

Действительно, действующее налоговое законодательство не пре­дусматривает в данном случае никаких мер ответственности. В подтверждение сказанному приведем пример из арбитражной практики. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 28.08.2012 № А10-355/2012 по рассматриваемому вопросу указано следующее: сообщение с требованием представить письменные пояснения – это документ процедурного характера. Он не порождает каких‑либо правоустанавливающих последствий для лица, кому оно адресовано, не возлагает на него каких‑либо обязанностей. То есть выполнение изложенных в нем предложений не является обязательным для налогоплательщика, поскольку не влечет налоговую ответственность. В связи с чем обжалованию в судебном порядке не подлежит.

На практике контролеры в отношении налогоплательщиков, отказавшихся давать пояснения, применяют санкции, установленные ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.09.2014 № А03-18421/2013).

📌 Реклама Отключить

Согласно названной норме неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет:

  • предупреждение;
  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Между тем сама ФНС в п. 2.3 Письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 пояснила: указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Соответственно, ссылку на применение названной административной ответственности следует приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а не в сообщении с требованием представить письменные пояснения.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного судаот 07.12.2010 № А70-8103/2010 также отмечено, что указание в сообщении инспекции с требованием представить пояснения на ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не имеет правового значения.

📌 Реклама Отключить

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 года ст. 23 и 76 НК РФ будут применяться в новой редакции.

Первая норма (в частности, новый пункт – 5.1) предусматривает обязанность по обеспечению получения от налогового органа в электронной форме по каналам ТКС документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Согласно второй норме (пп. 2 п. 3 в новой редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанностей, установленных п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика.

В этой статье мы поговорим о вызовах в налоговую инспекцию на допрос и для дачи пояснений. Рассмотрим судебную практику, где пренебрежение к вызову для дачи пояснений привело к многомиллионным доначислениям.

В статье говорится только о вызове в налоговую инспекцию, не в полицию и не в другие органы.

Что такое допрос и дача пояснений с юридической стороны

В НК РФ прописаны два «формата» вызова в налоговую инспекцию: дача пояснений и допрос. Чтобы не путаться, охарактеризуем каждый из них.

1. Дача пояснений

  • Предусмотрена: пп. 4 п. 1 ст. 31 НК;
  • кого могут вызвать: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;
  • каким документом вызывают: письменным уведомлением;
  • для чего взывают: для дачи пояснений по любому налоговому вопросу;
  • ответственность за неявку: штраф для физлиц до 1000 рублей, для должностных лиц – до 4000 рублей (п.1 ст. 19.1 КоАП)

2. Допрос свидетеля

  • Предусмотрен: ст. 90 НК;
  • кого могут вызвать: любого, кому может быть известна информация, необходимая для налогового контроля. На практике взвывают руководителя компании, его главного бухгалтера, работников, которым могли быть известны обстоятельства деятельности компании в целом или конкретной сделки;
  • каким документом вызывают: повесткой;
  • для чего вызывают: для получения информации, необходимой для налогового контроля;
  • ответственность: неявка на допрос наказывается штрафом — 1000 рублей. Незаконный отказ от дачи показаний и ложные показания — 3000 рублей (ст. 128 НК).

Показания заносятся в протокол, который подписывается свидетелем по окончании допроса.

Мизерность штрафов за неявку для дачи пояснений или на допрос может сбить с толку и создать впечатление, что речь идёт о чём-то несерьёзном. Это далеко не так. И вызов для дачи показаний и тем более допрос — это серьёзно, потому что на полученной информации ФНС строит обвинение в налоговых нарушениях и доначисляет налоги. Оба действия — это «крючок», зацепка для ФНС.

Допрос свидетеля — это простой, удобный и дешёвый способ ФНС получить много нужной для доначислений информации. Налоговая активно использует в судах информацию из протоколов.

Также информация, полученная во время допроса, может привести к возбуждению уголовного дела.

Права налогоплательщика на допросе и при даче пояснений

Необходимо опираться на 2 статьи Конституции РФ:

  • статью 48, которая гарантирует право каждого получать квалифицированную юридическую помощь;
  • статью 51, которая даёт право не свидетельствовать против себя, супруга, близких родственников.

Свидетель, вызванный в порядке статьи 90 НК, имеет право прийти на допрос с адвокатом, имеющим ордер и/или доверенность от имени свидетеля (п.1 ст.26 НК, п. 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности…»). По окончании допроса он также должен расписаться в протоколе. Адвокат имеет право делать замечания во время допроса, а инспектор обязан занести их в протокол.

2 случая из судебной практики, говорящие о том, что с вызовами в налоговую лучше не шутить

1. Не явиться для дачи пояснений и получить доначисления НДС, пени и штраф в размере 88 571 633 рублей

ФНС вызвала плательщика налога для пояснений, связанных с тем, что плательщик не представил дополнительные листы к книгам покупок и продаж. Плательщик не явился, ФНС назначила выездную проверку, после которой вынесла решение о:

  • доначислении НДС — 62 128 678 рублей;
  • начислении пени — 26 399 853 рубля;
  • назначении штрафа 43 102 рублей.

2. Явиться для дачи пояснений, вести себя подозрительно и получить повестку на допрос.

Компания представила декларацию по НДС с суммой к уплате 0 рублей; компания занимается металлоломом. Инспекция провела камеральную проверку и заинтересовалась компанией — нашлись признаки обналичивания денег. Директора вызвали для дачи пояснений.

Он явился, но в процессе дачи пояснений несколько раз созванивался с кем-то по телефону и согласовывал ответы, которые давал инспектору; на замечания инспектора при этом не реагировал. А потом директор и вовсе сбежал из кабинета налоговой инспекции, впоследствии объяснив это внезапными неотложными делами.

После этого инспекция вызвала директора на допрос. Директор обжаловал действия инспекции, но безрезультатно.

Первая инстанция: АС Волгоградской области, (дело № А12-27923/2015, решение от 3 ноября 2015 года. Кассация — АС Поволжского округа, (дело № Ф06-8745/2016, постановление от 26 мая 2016 года).

Выводы

Налоговая инспекция использует пояснения и данные, полученные на допросах, для доначислений налогов или как одну из причин для проведения проверки. Это основная — если не сказать «единственная» — цель допроса и дачи пояснений. Также возможно возбуждение уголовного дела.

На допросах и во время дачи пояснений инспекторы применяют тактические приёмы. Например, сначала они допрашивают руководителя контрагента, а потом — директора интересующего их налогоплательщика. Инспектор получает ответы, имея на руках показания контрагента. Если появляется несовпадение, инспектор предъявляет показания контрагента: «как вы объясните, что директор работающей с вами компании говорит совсем не то, что вы?». Это только один из многих приёмов.

К даче пояснений и тем более допросу нужно готовиться и заранее подумать, какие действия, периоды времени и документы компании будут интересовать инспектора. В этом вопросе неоценимую помощь может оказать только налоговый адвокат, знающий тактику и специфику работы ФНС.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

При расследовании уголовных дел по уклонению от уплаты налогов ст.199 ч.1.2
Подготавливаем и сопровождаем на допрос в налоговую, органы полиции СК РФ
Помощь при налоговых проверках. Возражения на акт и решения налоговой
При запросах документов компании органами полиции, СК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *