Ст 40 НК РФ

Цитата (Ирэнка Ш):Спасибо. Буду разбираться дальше.
……..
Но в Консультанте и Гаранте перед ст. 105. 16 стоит комментарий «Согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ положения статьи 105.16 настоящего Кодекса до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 г. — 100 млн. рублей;
в 2013 г. — 80 млн. рублей»
Т.е. судя по этой фразе уведомления предоставляются в налоговую инспекцию все-таки не при достижении суммового порога в 2 млрд. руб. в 2013 г., а при достижении оборота в 80 млн. руб. В помощь при изучении — ссылка на закон, выдержку из которого Вы скопировали из правовых систем. Это статья 4 Закона 227-ФЗ, описывающая переходные положения при введении в НК главы о контролируемых сделках. Посмотрите эту статью полностью, и обратите внимание на выделенные фрагменты, если смотреть «по фразам» — то они «не стыкуются» друг с другом (поэтому я так настойчиво говорила о том, что нормы закона надо оценивать целостно, в совокупности.)
Также обратите внимание на структуру статей НК:
ст. 105.14 — регламентирует, какие именно сделки относятся к контролируемым сделкам.
ст. 105.15 и 105.16 — регламентируют какую документацию, уведомления, подготовить по контролируемым сделкам, правила определения которых прописаны в ст. 105.14
Кроме того, с учетом того, что п. 7 ст. 4 закона 227-ФЗ описывает переходные положения, действия которых прекращается с 2014 г. — проанализируйте и сравните, как выглядят нормы ст. 105.15 НК в 2014 г. и предшествующих 2012-2013 г, согласно Вашей позиции:
в 2013 году суммовой критерий — 80 млн.
в 2012 г. суммовой критерий — 100 млн. рублей;
а в 2014 суммовой критерий — 1 млрд. ( ведь тот отрывок статьи, который прислали Вы — уже не действует)
Это нарушает всю логику норм закона в совокупности, и переходных положений в том числе.
Статья 4 Закона 227-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части признания контролируемыми сделками сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход применяются с 1 января 2014 года.
3. При применении положения подпункта 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в 2012 и 2013 годах сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 105.14 (по Вашему описанию Ваши фирмы подпадают под этот пункт) Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), составляет:
за 2012 год — 3 млрд. рублей;
за 2013 год — 2 млрд. рублей.
4. Положение подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2014 года.
Действие положений части 5 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ).
5. Положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
Действие положений части 5.1 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ).
5.1. Положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
6. Положения статей 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
7. Положения статей 105.15 — 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году — 100 млн. рублей;
в 2013 году — 80 млн. рублей.
8. Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), принимается с учетом следующих особенностей:
в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 года;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.
8.1. Уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 ноября 2013 года.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
8.2. Указанная в пункте 1 статьи 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2012 году, может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 декабря 2013 года.
(часть 8.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)
9. Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в следующем порядке:
при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяется;
при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 — 2016 годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога;
при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 года применяются положения пункта 1 статьи 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Актуально на: 5 июня 2017 г.

ГК РФ признает равенство участников гражданских правоотношений и свободу договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Физические лица и организации свободны в установлении своих прав и обязанностей по договорам (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В то же время предусматривается, что стороны договора должны действовать добросовестно, когда они устанавливают, реализуют и защищают свои права и исполняют обязанности. Однако, несмотря на принцип свободы договора, есть категория лиц, к сделкам которых ФНС проявляет повышенное внимание. Речь идет о лицах, особенности отношений которых могут влиять на условия, результаты их сделок или на экономические результаты их деятельности. С точки зрения налогового законодательства, такие лица признаются взаимозависимыми (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Кто является взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях 2017, расскажем в нашей консультации.

Взаимозависимые лица: НК РФ

Условия признания лиц взаимозависимыми перечислены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Так, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются:

  • организации в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в другой составляет более 25%;
  • гражданин и организация в случае, если доля прямого или косвенного участия физлица в организации составляет более 25%;
  • организации в случае, если доля прямого или косвенного участия в каждой из них одного и того же лица составляет более 25%;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (далее именуются физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами);
  • организация и лицо (в т.ч. физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами), которое уполномочено назначать единоличный исполнительный орган такой организации (например, генерального директора) или не менее 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров такой организации;
  • организации, если их единоличные исполнительные органы либо не менее 50 % коллегиального исполнительного органа или совета директоров назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами);
  • организации, в которых более 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров составляют одни и те же физлица совместно с их взаимозависимыми лицами;
  • организация и лицо, которое является ее единоличным исполнительным органом;
  • организации, в которых единоличным исполнительным органом является одно и то же лицо;
  • организации или физлица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физлица в случае, если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению.

В судебном порядке взаимозависимыми лицами признаются и иные лица (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Сделки между взаимозависимыми лицами: налоговые риски 2017

Мы привели понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве и условия, при которых лица признаются таковыми. Однако необходимо учитывать, что один лишь факт взаимозависимости не является налоговым правонарушением. Налоговые риски и ответственность могут возникнуть олько тогда, когда в сделках между взаимозависимыми лицами коммерческие или финансовые условия отличаются от рыночных. Например, были намеренно занижены цены по сделке. В этом случае налоговые органы могут доначислить налоги, пересчитав выручку взаимозависимых лиц исходя из рыночных условий (ст. 105.3 НК РФ). Методы, которые используют налоговые органы при определении соответствия рыночным цен, применяемых во взаимозависимых сделках, для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) предусмотрены гл. 14.3 НК РФ.

Комментируемая статья регламентирует порядок признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми.

Возникновение в части первой НК РФ раздела 5.1, а также взаимосвязанных с ним положений части второй НК РФ связано с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Как разъяснено в Письме Минфина России от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187, критерии взаимозависимости лиц установлены статьей 105.1 НК РФ.

Пункт 1 данной статьи устанавливает общее условие, при выполнении которого может ставиться вопрос о признании лиц взаимозависимыми для целей налогообложения: особенности отношений между ними оказывают (могут оказывать) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты их деятельности.

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены обстоятельства, предусматривающие непосредственное отнесение лиц к разряду взаимозависимых, однако пункт 7 статьи 105.1 НК РФ оставляет право за судом признать лица взаимозависимыми по иным обстоятельствам, если выполняется условие, указанное в пункте 1 данной статьи.

Кроме того, пункт 6 статьи 105.1 НК РФ предоставляет право организациям и (или) физическим лицам, являющимся сторонами сделок, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.

В Письме ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-13/20767 указано, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусматриваются следующие критерии контроля и управления одного лица другим лицом.

Общий критерий контроля и управления содержится в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ: «для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».

Формальные критерии контроля и управления перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Указанными критериями являются:

  • 1) участие организации прямо и (или) косвенно в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • 2) участие физического лица прямо и (или) косвенно в организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • 3) участие одно и того же лица прямо и (или) косвенно в организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
  • 4) назначение (избрание) лицом (в том числе физическим лицом совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) единоличного исполнительного органа этой организации или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • 5) назначение (избрание) по решению одного и того же лица (в том числе физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) в организациях единоличного исполнительного органа либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);
  • 6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) в организациях составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ;
  • 7) осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;
  • 8) осуществление одним и тем же лицом полномочий единоличного исполнительного органа в организациях;
  • 9) наличие доли в размере более 50 процентов прямого участия каждого предыдущего лица (организации и (или) физического лица) в каждой последующей организации;
  • 10) подчинение одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению;
  • 11) наличие родственных отношений между физическим лицом и его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными.

Например, признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами прямо НК РФ не предусмотрено, однако могут быть применены положения пунктов 6 и 7 статьи 105.1 НК РФ.

Следовательно, в случае продажи организацией жилых помещений своим сотрудникам по цене ниже рыночной у сотрудников может возникать экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой и стоимостью жилого помещения, приобретенного у организации. Указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Внесение изменений в указанный порядок налогообложения в настоящее время не планируется.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 01.10.2012 N 03-01-18/7-134 и от 27.09.2012 N 03-04-06/6-293.

В Письме от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187 Минфин России также указывает, что признание организации и ее работников взаимозависимыми лицами пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда сотрудник: прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (подпункт 7 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ)).

При признании лиц взаимозависимыми следует исходить из совокупности положений, изложенных в статье 105.1 НК РФ. При этом указанные в статье 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми вне зависимости от конкретных условий совершаемых между ними сделок.

Такие разъяснения приведены ФНС России в Письме от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6821@.

В случае наличия спора между организациями и (или) физическими лицами, являющимися сторонами сделки, по поводу признания себя взаимозависимыми лицами, такой спор может быть разрешен в судебном порядке.

При этом обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы.

Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106.

Следует учитывать позицию КС РФ, выраженную в Определении от 04.12.2003 N 441-О. Суд, рассматривая норму пункта 2 статьи 20 НК РФ, аналогичную по своей сути норме, содержащейся сейчас в пункте 7 статьи 105.1 НК РФ, пришел к выводу, что право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах.

При передаче организацией в доверительное управление паевым инвестиционным фондом доли голосующих акций другой организации, составляющей более 25 процентов, учредитель управления паевым инвестиционным фондом сохраняет взаимную зависимость с такой организацией при наличии обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 105.1 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 30.08.2012 N 03-01-18/6-120.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьи 105.1 НК РФ.

Таким образом, как пояснил Минфин России в Письме от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106, перечисленные в пункте 5 статьи 105.1 НК РФ лица могут быть признаны взаимозависимыми исключительно при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей.

В Письме от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187 Минфин России обратил внимание, что при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 указанной статьи.

К таким обстоятельствам в соответствии с пунктом 1 статьи 105.1 НК РФ относятся особенности отношений между лицами, если они могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, а также наличие иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Дополнительно финансовое ведомство отметило, что в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом 5.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Следует при этом учитывать, что НК РФ не содержит положений, устанавливающих обязанность использования налогоплательщиком в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами методов ценообразования, предусмотренных разделом 5.1 НК РФ.

В свою очередь, для целей налогообложения доходы (прибыль, выручка), полученные налогоплательщиком по сделкам между взаимозависимыми лицами, определяются в соответствии с положениями статьи 105.3 НК РФ.

На это указал Минфин России в Письме от 02.11.2012 N 03-01-18/8-159.

В Письме ФНС России от 19.11.2012 N ЕД-4-3/19457@ рассмотрен вопрос о предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ с учетом положений статьи 105.1 НК РФ по сделкам купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, совершенным после 01.01.2012.

Как разъяснили налоговые органы, учитывая, что иного Законом N 227-ФЗ не предусмотрено, его положения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с момента вступления данного Закона в силу, то есть с 1 января 2012 года.

Таким образом, положения статьи 105.1 НК РФ, введенной Законом N 227-ФЗ, применяются к сделкам купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, совершенным после 01.01.2012.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

В Апелляционном определении Тюменского областного суда от 03.09.2012 N 33-3941/2012 признано незаконным решение нижестоящего суда об удовлетворении требований физического лица об обязании налогового органа произвести возврат суммы налога на доходы физических лиц за 2010 год.

Удовлетворяя заявленные требования, нижестоящий суд пришел к выводу о том, что Закон N 227-ФЗ имеет обратную силу и применяется к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. И поскольку в связи с введением с 1 января 2012 года изменений в НК РФ Н. (покупатель квартиры) и Н. (свекровь Н., продавец квартиры) не являются взаимозависимыми лицами, то истец имеет право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением указанной квартиры.

Данный вывод судебная коллегия нашла не соответствующим нормам материального права.

В части возможности получения имущественного налогового вычета Закон N 227-ФЗ не устраняет и не смягчает ответственность налогоплательщика, поскольку такая ответственность применительно к возникшей ситуации и не установлена, и не устанавливает какие-либо дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, поскольку к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав, могут быть отнесены, в частности, пункт 7 статьи 3, статьи 6, 108, 109, 111, пункт 1 статьи 112, статья 115 НК РФ, но не нормы, касающиеся права на предоставление имущественного налогового вычета.

В возникшей ситуации суду следовало руководствоваться пунктом 4 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, поскольку нормы, исключающие определенную категорию лиц из понятия «взаимозависимые лица», улучшает положение налогоплательщика, претендующего на имущественный налоговый вычет в связи с покупкой квартиры.

Между тем, Закон N 227-ФЗ не содержит указание на его применение к тем правоотношениям, которые возникли до введения его в действие.

Учитывая, что договор купли-продажи квартиры был заключен Н. 28 января 2009 года, налоговая декларация была подана Н. за 2010 год 28 октября 2011 года, то есть правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета в связи с покупкой указанной квартиры возникли до 1 января 2012 года, то оснований для применения положений НК РФ о сделках между взаимозависимыми лицами и праве налогоплательщика на имущественный налоговый вычет в редакции Закона N 227-ФЗ у налогового органа не было.

В связи с изложенным, вынесенное по результатам камеральной проверки поданной Н. налоговой декларации за 2010 год решение налогового органа соответствует закону, а потому оснований для признания его незаконным у нижестоящего суда не было.

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Карелия от 16.11.2012 N 33-3311/2012 суд признал несостоятельным довод налогового органа о законности предоставления налогового вычета физическому лицу, приобретшему квартиру у сестры.

Из материалов дела суд усмотрел, что в данном случае отношения между истицей как покупателем и ее родной сестрой как продавцом не оказали влияние на условия и экономические результаты сделки купли-продажи квартиры.

Между сторонами купли-продажи квартиры реально произведены расчеты за проданное имущество, цена квартиры сторонами не завышена. Письменные документы свидетельствуют о том, что истица располагала достаточными денежными средствами для приобретения квартиры у своей сестры за обусловленную договором купли-продажи цену. Договор купли-продажи квартиры, заключенный истицей со своей сестрой, соответствует действующему законодательству, мнимой или притворной сделкой не признан. Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя имущества, не имеется. Напротив, экономический результат сделки достигнут, право собственности зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке. Указанные факты ответчиком не оспаривались.

Суд пришел к выводу, что поскольку лишение налоговой льготы истицы произведено налоговым органом по формальным основаниям, без учета того обстоятельства, что ею не допущено злоупотребления правом, родственные отношения не повлияли на экономический результат заключенной сделки, то лишение истицы права на получение налоговой льготы по указанной сделке противоречит принципу равенства всех перед законом, правилам равного и справедливого налогообложения.

При таких обстоятельствах суд указал, что родственные отношения между истицей как покупателем квартиры и ее сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки купли-продажи. Представленные доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что сделка между истицей и ее сестрой носила реальный характер, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования о признании права на предоставление налогового вычета и возврате налога на доходы физических лиц.

Однако в Апелляционном определении Омского областного суда от 14.11.2012 N 33-6867/2012 установлено нарушение физическим лицом требований налогового законодательства. Суд исходил из правового и фактического анализа, оценки представленных сторонами доказательств.

Как установлено судом, на основании договора купли-продажи физическое лицо приобрело дом и земельный участок. Продавцом указанного имущества выступил отец физического лица. Право собственности физического лица на недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке.

На основании совершенной сделки и представленных физическим лицом сведений о доходах, налоговым органом предоставлен имущественный налоговый вычет по доходу на имущество физических лиц.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что стороны по сделке состоят в отношениях близкого родства, являются отцом и сыном. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспорено, подтверждается также ответом органа записи актов гражданского состояния, свидетельством о рождении физического лица.

В данном случае федеральный законодатель прямо установил, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого помещения совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, к которым отнесены родители и дети.

В данной связи и поскольку сделка по приобретению недвижимости совершена между взаимозависимыми лицами, независимо от условий и экономических результатов, заключенной сделки, а также независимо от реального характера понесенных расходов, оснований для получения имущественного налогового вычета у физического лица не имелось.

При таких обстоятельствах, установив, что вследствие действий физического лица налог на доходы физических лиц в полном объеме уплачен не был, учитывая приведенные законоположения, а также признание налоговым органом неправомерности получения налогового вычета, суд удовлетворил исковые требования налогового органа о взыскании недоимки по НДФЛ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *