Стандарты экономического субъекта

Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Примеры отраслевых стандартов бухучета

Итоги

Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Экономика и бухгалтерский учет по отраслям изучается в университетеах РФ и относится к одной из самых востребованных специальностей среди абитуриентов.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета включены законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в общую группу регулирующих вопросы бухучета НПА наряду с:

  • федеральными стандартами бухгалтерского учета;
  • рекомендациями в области бухучета;
  • стандартами компании.

Отраслевой стандарт бухучета (исходя из общего определения стандарта) устанавливает требования 2 видов:

  • минимально необходимые — в отношении требований к бухучету;
  • допустимые — касающиеся применяемых учетных способов.

Отличительные признаки отраслевых стандартов бухгалтерского учета:

  • обязательность — их необходимо применять всем организациям, если иное условие не предусмотрено в их тексте;
  • специфичность — они регламентируют нюансы применения федеральных стандартов с учетом специфики отдельных видов деятельности;
  • подконтрольность — они допускаются к применению после прохождения спецэкспертизы, проводимой Советом по стандартам бухучета.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета имеют как сходства, так и различия с федеральными стандартами бухучета, обладающими следующими признаками:

  • универсальность — они подлежат применению вне зависимости от вида деятельности (если в их тексте не указано иное);
  • выборочная детализация — они могут уточнять отдельные требования бухучета (в бюджетном учете, по отдельным видам деятельности);
  • подконтрольность — проходят экспертизу Совета по стандартам бухучета.

Каждая организация вправе разрабатывать свои внутренние учетные стандарты:

  • основывающиеся на нормах действующего бухгалтерского законодательства;
  • дополняющие существующие федеральные и отраслевые стандарты;
  • являющиеся частью внутрифирменной учетной политики.

Как разработать учетную политику, регламентирующую формы и способы налогового учета, расскажут следующие материалы:

  • «Учетная политика при ЕСХН — особенности формирования»;
  • «Правила составления учетной политики при ЕНВД».

Отраслевые и внутрифирменные стандарты бухучета также имеют сходства и различия. Основные характеристики внутрифирменных стандартов (ВФС):

  • ВФС носят добровольный характер — потребность в их разработке, изменении и отмене устанавливается самими компаниями;
  • ВФС создаются экономическим субъектом с целью упорядочения ведения своего бухучета;
  • ВФС применяются в одинаковом объеме всеми подразделениями субъекта.

Изучайте разнообразные стандарты с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Перечень стандартов МСФО»;
  • «Внутрифирменные аудиторские стандарты (нюансы)».

Примеры отраслевых стандартов бухучета

На сайте Банка России размещены отраслевые стандарты (ОСБУ) для хозяйствующих субъектов финансового сектора экономики — они разработаны специально для регламентации учетных процессов специализирующихся на отдельных видах деятельности хозяйствующих субъектов данного сектора.

Многие из них разработаны относительно недавно и будут внедряться в «учетную» жизнь организаций поэтапно. Их появление связано:

  • С планами государства и ЦБ России сблизить отечественный учет с МСФО;
  • планируемым переходом на общий для КФО (кредитных) и НФО (некредитных финансовых организаций) план счетов;
  • стремлением добиться единообразия и информативности отчетных форм;
  • иными задачами.

ОСБУ можно разделить на группы:

  • общие — регламентирующие учетные требования по операциям, свойственным и для КФО, и для НФО;
  • специфические— устанавливающие требования к бухучету объектов и операций, характерных для определенного вида финансовой деятельности.

Среди недавно появившихся ОСБУ можно назвать:

  • для страховых компаний — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования”» от 28.12.2015 № 526-П;
  • для кредитных организаций — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях» от 15.04.2015 № 465-П;
  • для профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и других НФО — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров”» от 03.02.2016 № 532-П.

Эксперты КонсультантПлюс собрали все существующие отраслевые стандарты бухгалтерского учета в единую таблицу. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите к справочной информации.

Подробнее о действующих отраслевых отчетных нюансах НПФ см. материал «Финансовая отчетность НПФ по стандартам МСФО (нюансы)».

Итоги

Отраслевые стандарты применяются наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. Они устанавливают требования к ведению бухучета предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в определенной сфере экономики.

Знакомьтесь с организационными и методологическими аспектами бухучета с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • «Что является предметом бухгалтерского учета?»;
  • «Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено иными стандартами. Федеральные стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом (Минфином России). В пределах своей компетенции Минфин России утверждает также отраслевые стандарты.

Федеральные стандарты устанавливают:

— определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия и списания в бухгалтерском учете;

— допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

— порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;

— требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов;

— план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

— состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

— условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

— состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.


Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Рекомендации в области бухгалтерского учета призваны обеспечить правильное применение федеральных и отраслевых стандартов. Рекомендации разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются всеми его подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Организации, имеющие дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Реформирование бухгалтерского учета и становление системы его нормативного регулирования – длительный процесс. Организация активной деятельности специалистов, профессионалов в области нормативного регулирования финансов позволит обеспечить российским предприятиям правовую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.

1.4. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета

В российской экономике деятельность экономических субъектов регламентируется ГК. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обеспеченное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют признаки:

— имущественная обособленность

— самостоятельная имущественная ответственность

— самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени

— организационное единство

В ст. 50 ГК РФ юридические лица классифицируются по целям осуществления деятельности:

— коммерческие организации, которые в основном нацелены на извлечение прибыли

— некоммерческие организации, которые такой цели не преследуют и полученную прибыль не распределяют.

К коммерческим относятся:

— хозяйствующие товарищества

— общества

— производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия

К некоммерческим:

— потребительские кооперативы

— общественные и религиозные объединения

— благотворительные фонды

В целом существуют три основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности: ИЧП, товарищество, корпорация. Бухгалтеры рассматривают каждую форму в качестве экономической единицы, отдельно от владельцев.

Тип предприятия Участники Цель деятель ности Вид капитала Трактовка для целей учета Баланс
Индивидуальное частное предприятие ИЧП Индивидуальные предприниматели Коммер Ческая Капитал владельца Предприятие отделено от владельца. Учет ведется в соответствии с налоговым законодательством Капитал представлен как капитал владельца
Партнерство ООО Индивидуальные предприниматели; граждане и юридические лица Коммерческая Складочный капитал Предприятие трактуется как отдельная хозяйственная единица. Капитал представлен как капитал партнеров
Корпорация Граждане и юридические лица Коммер ческая Уставный капитал Ведение учета и отчетности в соответствии с учетными стандартами и законодательством Капитал представлен как капитал и нераспределенная прибыль

На крупных и средних предприятиях ведение бухгалтерского учета может быть централизованным и децентрализованным. Организационная структура бухгалтерии предполагает три основные вида: функциональная, линейная и линейно-функциональная.

При функциональной организации бухгалтерия создается по участкам учетной работы: материальный отдел, расчетно-кассовый, расчетный отдел по оплате труда или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности (группа приема и регистрации первичных документов, отдел сводного учета). Функциональная организация используется для централизованного учета в центральной бухгалтерии.

Линейная организация применяется при централизованном и децентрализованном учете. При централизованном учете линейная организация предполагает создание структурных подразделений бухгалтерии для обработки данных отдельных производственных и управленческих подразделений. При децентрализованном учете сбор, обработка и формирование бухгалтерских данных осуществляется в структурных подразделениях, а сводный учет ведет центральная бухгалтерия.

При линейно-функциональной схеме учет организуется в разрезе структурных и управленческих подразделений (по линейному принципу), а внутри бухгалтерских служб выделяются функциональные подслужбы по участкам в процессе обработки данных и составления отчетности.

Учетная политика экономического субъекта при организации бухгалтерского учета

Экономический субъект на основании общей концепции организации бухгалтерского учета и решения задач, стоящих перед учетом в условиях рынка, может самостоятельно формировать учетную политику, исходя из специфики своей деятельности.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых экономическим субъектом, для осуществления первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Учетная политика в экономических субъектах формируется на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПВУ 1/2008) в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Под допущениями в бухгалтерском учете понимаются условия деятельности экономического субъекта, которые должны соблюдаться при формировании учетной политики.

Формирование учетной политики

При формировании учетной политики экономическим субъектом предполагается выполнение следующих допущений:

  • имущественной обособленности. Это исходит из права собственности, т.е. провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта (организации) по отношению к его владельцу. Следовательно, активы (имущество) и обязательства каждой организации должны быть строго разграничены и существовать обособленно от активов (имущества) и обязательств собственников (владельцев) организации и обособленно от других организаций;
  • непрерывности деятельности. Предполагается, что организация, однажды зарегистрировавшись, будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
  • последовательности применения учетной политики. Это означает, что выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета будут применяться на протяжении длительного времени, т.е. последовательно от одного отчетного года к другому, а в случае изменения учетной политики должна быть обеспечена сопоставимость учетных данных смежных отчетных периодов;
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности. ФХЖ и возникающие в этой связи расходы и доходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты этой заработной платы.

Формируемая экономическим субъектом учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:

  • полнота — отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни;
  • своевременность — отражение в бухгалтерском учете всех без исключения фактов хозяйственной жизни в момент или сразу после их совершения:
  • осмотрительность (осторожность или бухгалтерский консерватизм) — предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных дохо- дои и активов, не допуская создания скрытых резервов. Следует заметить, что корни бухгалтерского консерватизма были заложены в римском праве, когда собственник распределял и потреблял прибыль лишь после ликвидации своего предприятия и выплаты всех долгов. Именно отсюда появилась склонность к занижению оценки активов и доходов и завышению расходов и обязательств;
  • приоритет содержания перед формой — отражение фактов хозяйственной жизни не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • непротиворечивость — обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональность — обеспечение рационального ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования, величины экономического субъекта и объема информации для принятия обособленных управленческих решений.

Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем путем издания приказа. При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни и формирования отчетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для организации бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации:
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При разработке и утверждении учетной политики рабочий план формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансо- во-хозяйственной деятельности организаций и включает перечень счетов, необходимых и достаточных для полного и достоверного отражения всех фактов хозяйственной жизни. Исходя из специфики и отраслевых особенностей деятельности экономического субъекта утверждаются формы первичных документов, разрабатываемых экономическим субъектом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. При разработке форм внутренней отчетности определяются ее состав, периодичность составления, объем показателей, обеспечивающий руководство и функциональные службы необходимой информацией для принятия управленческих решений регулирования и развития хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по какому-либо объекту учета в нормативных документах не установлены способы или методы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики экономический субъект самостоятельно разрабатывает соответствующий способ (метод), исходя из основных принципов бухгалтерского учета и профессионального суждения (опыта, квалификации) бухгалтерского аппарата с учетом положений МСФО.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные экономическим субъектом при формировании учетной политики, применяются с 1-го января года, следующего за годом издания соответствующего приказа или распоряжения об утверждении учетной политики. Принятой учетной политики должны придерживаться все структурные подразделения, включая и выделенные на отдельный баланс. Вновь созданный экономический субъект (организация) оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики

Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки экономическим субъектом новых способов ведения бухгалтерского учета, являющихся более рациональными или менее трудоемкими без снижения степени достоверности информации:
  • существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, оформлены приказом (распоряжением) руководителя экономического субъекта и вводиться с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной таких изменений. Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение организации, оцениваются в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Отражение последствий изменения учетной политики производится путем корректировки данных бухгалтерской отчетности соответствующего периода без корректировки учетных записей.

Принятая экономическим субъектом учетная политика должна быть открытой для пользователей бухгалтерской отчетности. При принятии решения о раскрытии учетной политики определяется круг вопросов, представляющих экономический интерес для пользователей и помогающих им понять способы ведения бухгалтерского учета, отсутствие информации о которых приводит к различному толкованию данных отчетности. Поэтому экономические субъекты стремятся разрабатывать учетную политику, позволяющую наиболее адекватно отражать происходящие хозяйственные процессы, состояние экономической среды и, таким образом, подготовить полную, объективную и достоверную отчетную информацию для удовлетворения интересов и принятия решений заинтересованными пользователями.

По степени влияния применяемых элементов учетной политики на отчетную информацию выделяют обычно два ее аспекта — методический и организационный.

Методический аспект учетной политики определяет выбор из множества способов и методов бухгалтерского учета вариантов оценки активов и обязательств, начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания расходов и доходов и т.д. Именно выбор способов и методов бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на формирование учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности (способы и методы бухгалтерского учета и содержание формируемой информации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным положениям методического аспекта учетной политики, рассматриваются в соответствующих главах учебника по учету объектов бухгалтерского наблюдения).

Организационный аспект учетной политики включает положения, необходимые для организации бухгалтерского учета в экономическом субъекте, но не оказывающие существенного влияния на формируемую учетную информацию, представляемую в бухгалтерской отчетности. Элементами организационного аспекта учетной политики являются способы организации бухгалтерского учета и порядок построения бухгалтерской службы: выбор формы бухгалтерского учета; разработка и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичной учетной документации и отчетности, технологии обработки учетной информации и графика документооборота, порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, системы внутреннего контроля за хозяйственными операциями.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *