Страховые взносы с 2002

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы: 1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше; 2) мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 годы рождения; 3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе. Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы — в 2002 — 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше — тариф, установленный статьей 22, как и для двух первых групп. Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу. Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года). Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников. С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов: 1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в верхней правой ячейке таблицы в первой строке следует читать «по 1966», а не «по 1967», в третьей строке следует читать «1957 по 1966 год …», а не «1956 по 1967 год …» (см. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). ┌────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┐ │База для на-│Для мужчин 1952 года рожде-│ Для мужчин с 1953 по 1967 │ │числения │ния и старше и женщин 1956 │ год рождения и женщин с │ │страховых │года рождения и старше │ 1956 по 1967 год рождения │ │взносов на ├──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┤ │каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │ │дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │ │ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │ │растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│ │итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │чала года │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┤ │До 100 000 │ 14,0 │ 0,0 │ 12,0 │ 2,0 │ │рублей │ процентов │ процента │ процентов │ процента │ │ │ │ │ │ │ │От 100 001 │14 000 рублей │ 0,0 │ 12 000 │ 2 000 │ │рубля до │+ 7,9 процента│ процента │рублей + 6,8 │рублей + 1,1│ │300 000 │с суммы, пре- │ │процента с │процента с │ │рублей │вышающей │ │суммы, пре- │суммы, пре- │ │ │100 000 рублей│ │вышающей │вышающей │ │ │ │ │100 000 рублей│100 000 руб-│ │ │ │ │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │От 300 001 │ 29 800 │ 0,0 │ 25 600 │ 4 200 │ │рубля до │рублей + 3,95 │ процента │рублей + 3,39 │рублей + │ │600 000 │процента с │ │процента с │0,56 процен-│ │рублей │суммы, пре- │ │суммы, пре- │та с суммы, │ │ │вышающей │ │вышающей │превышающей │ │ │300 000 рублей│ │300 000 рублей│300 000 руб-│ │ │ │ │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │Свыше │ 41 650 │ 0,0 │ 35 770 │ 5 880 │ │600 000 │ рублей │ процента │ рублей │ рублей │ │рублей │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┘ 2) для выступающих в качестве работодателей — организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в верхней правой ячейке таблицы в первой строке следует читать «по 1966», а не «по 1967», в третьей строке следует читать «1957 по 1966 год …», а не «1956 по 1967 год …» (см. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). ┌────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┐ │База для на-│Для мужчин 1952 года рожде-│ Для мужчин с 1953 по 1967 │ │числения │ния и старше и женщин 1956 │ год рождения и женщин с │ │страховых │года рождения и старше │ 1956 по 1967 год рождения │ │взносов на ├──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┤ │каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │ │дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │ │ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │ │растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│ │итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │чала года │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┤ │До 100 000 │ 10,3 │ 0,0 │ 8,3 │ 2,0 │ │рублей │ процента │ процента │ процента │ процента │ │ │ │ │ │ │ │От 100 001 │10 300 рублей │ 0,0 │ 8 300 │ 2 000 │ │рубля до │+ 7,9 процента│ процента │рублей + 6,8 │рублей + 1,1│ │300 000 │с суммы, пре- │ │процента с │процента с │ │рублей │вышающей │ │суммы, пре- │суммы, пре- │ │ │100 000 рублей│ │вышающей │вышающей │ │ │ │ │100 000 рублей│100 000 руб-│ │ │ │ │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │От 300 001 │ 26 100 │ 0,0 │ 21 900 │ 4 200 │ │рубля до │рублей + 3,95 │ процента │рублей + 3,39 │рублей + │ │600 000 │процента с │ │процента с │0,56 процен-│ │рублей │суммы, пре- │ │суммы, пре- │та с суммы, │ │ │вышающей │ │вышающей │превышающей │ │ │300 000 рублей│ │300 000 рублей│300 000 руб-│ │ │ │ │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │Свыше │ 37 950 │ 0,0 │ 32 070 │ 5 880 │ │600 000 │ рублей │ процента │ рублей │ рублей │ │рублей │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┘ Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов: 1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят: ┌────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┐ │База для на-│ 2002 — 2003 годы │ 2004 год │ 2005 год │ 2006 год и далее │ │числения │ │ │ │ │ │страховых │ │ │ │ │ │взносов на ├──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┤ │каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │ │дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │ │ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │ │растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│ │итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │чала года │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┤ │До │ 11,0 │ 3,0 │ 10,0 │ 4,0 │ 9,0 │ 5,0 │ 8,0 │ 6,0 │ │100 000 │ процентов │ процента │ процентов │ процента │ процентов │ процентов │ процентов │ процентов │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │От │ 11 000 │ 3 000 │ 10 000 │ 4 000 │ 9 000 │ 5 000 │ 8 000 │ 6 000 │ │100 001 │рублей + 6,21 │рублей │рублей + 5,64 │рублей │рублей + 5,08 │рублей + │рублей + 4,5 │рублей + 3,4│ │рубля до │процента с │+ 1,69 │процента с │+ 2,26 про- │процента с │2,84 процен-│процента с │процента с │ │300 000 │суммы, превы- │процента │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │суммы, пре- │ │рублей │шающей 100 000│с суммы, │шающей │суммы, пре- │шающей │превышающей │шающей 100 000│вышающей │ │ │рублей │превышающей │100 000 рублей│вышающей │100 000 рублей│100 000 руб-│рублей │100 000 │ │ │ │100 000 │ │100 000 │ │лей │ │рублей │ │ │ │рублей │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │От │ 23 420 │ 6 380 │ 21 280 │ 8 520 │ 19 160 │ 10 640 │ 17 000 │ 12 800 │ │300 001 │рублей + │рублей │рублей + 2,82 │рублей + │рублей + 2,54 │рублей │рублей + 2,26 │рублей + │ │рубля до │3,1 процента │+ 0,85 про- │процента с │1,13 процен-│процента с │+ 1,41 про- │процента с │+ 1,69 про- │ │600 000 │с суммы, пре- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │цента с │ │рублей │вышающей │суммы, пре- │шающей 300 000│превышающей │шающей 300 000│суммы, пре- │шающей 300 000│суммы, пре- │ │ │300 000 рублей│вышающей │рублей │300 000 руб-│рублей │вышающей │рублей │вышающей │ │ │ │300 000 руб-│ │лей │ │300 000 руб-│ │300 000 руб-│ │ │ │лей │ │ │ │лей │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Свыше │ 32 720 │ 8 930 │ 29 740 │ 11 910 │ 26 780 │ 14 870 │ 23 780 │ 17 870 │ │600 000 │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┘ 2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: ┌────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┬───────────────────────────┐ │База для на-│ 2002 — 2003 годы │ 2004 год │ 2005 год │ 2006 год и далее │ │числения │ │ │ │ │ │страховых │ │ │ │ │ │взносов на ├──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┼──────────────┬────────────┤ │каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │ │дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │ │ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │ │растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│ │итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │чала года │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────┼────────────┤ │До │ 7,3 │ 3,0 │ 6,3 │ 4,0 │ 5,3 │ 5,0 │ 4,3 │ 6,0 │ │100 000 │ процента │ процента │ процента │ процента │ процента │ процентов │ процента │ процентов │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │От │ 7 300 │ 3 000 │ 6 300 │ 4 000 │ 5 300 │ 5 000 │ 4 300 │ 6 000 │ │100 001 │рублей + 6,21 │рублей │рублей + 5,64 │рублей │рублей + 5,08 │рублей + │рублей + 4,5 │рублей + 3,4│ │рубля до │процента с │+ 1,69 │процента с │+ 2,26 про- │процента с │2,84 процен-│процента с │процента с │ │300 000 │суммы, превы- │процента │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │суммы, пре- │ │рублей │шающей 100 000│с суммы, │шающей │суммы, пре- │шающей │превышающей │шающей 100 000│вышающей │ │ │рублей │превышающей │100 000 рублей│вышающей │100 000 рублей│100 000 руб-│рублей │100 000 │ │ │ │100 000 │ │100 000 │ │лей │ │рублей │ │ │ │рублей │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │От │ 19 720 │ 6 380 │ 17 580 │ 8 520 │ 15 460 │ 10 640 │ 13 300 │ 12 800 │ │300 001 │рублей + │рублей │рублей + 2,82 │рублей + │рублей + 2,54 │рублей │рублей + 2,26 │рублей + │ │рубля до │3,1 процента │+ 0,85 про- │процента с │1,13 процен-│процента с │+ 1,41 про- │процента с │+ 1,69 про- │ │600 000 │с суммы, пре- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │цента с │ │рублей │вышающей │суммы, пре- │шающей 300 000│превышающей │шающей 300 000│суммы, пре- │шающей 300 000│суммы, пре- │ │ │300 000 рублей│вышающей │рублей │300 000 руб-│рублей │вышающей │рублей │вышающей │ │ │ │300 000 руб-│ │лей │ │300 000 руб-│ │300 000 руб-│ │ │ │лей │ │ │ │лей │ │лей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Свыше │ 29 020 │ 8 930 │ 26 040 │ 11 910 │ 23 080 │ 14 870 │ 20 080 │ 17 870 │ │600 000 │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ │рублей │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────┴────────────┘ После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и на накопительную часть, суммируются и получаются две суммы страховых взносов — на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.

Следующим налогом, который мы рассмотрим, будут платежи во внебюджетные фонды (которые с т2001 года объединены в Единый социальный налог). До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:

· Пенсионный фонд;

· Государственный фонд социального страхования;

· Федеральный фонд обязательного медицинского образования;

· Фонд службы занятости.

После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением Единого социального налога, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5%, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6% (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая позволяла при определенных обстоятельствах снизить ставку налога до 2%, однако такой ставкой могут воспользоваться очень незначительное число предприятий и организаций работающих в Российской Федерации. Однако, больше изменений в расчете этого налога не было.

База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.

Таким образом, для банка «Условный» налоговая база будет равна фонду оплаты труда.

Теперь можно перейти непосредственно к расчету налога.

В 2000 году фонд оплаты труда составил 3848837,45 рублей, дальнейший расчет платежей представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Платежи во внебюджетные фонды, в рублях1

ПФ

Ставка 28%

ГФСС

Ставка 5,4%

ФОМС

Ставка 3,6%

СЗ

Ставка 1,5%

Итого

Ставка 38,5%

1077674,49

207837,22

138558,15

57732,56

1481802,42

В 2001 году фонд оплаты труда составил 4665011,04 рублей, однако у четырех человек заработная плата за этот период превысила 100000 рублей, таким образом, следует рассмотреть возможность применения регрессивной шкалы ставок налога.

Регрессивную шкалу ставок Единого социального налога можно применять, если в 2000 году средняя заработная плата работников организации составила не менее 50 000 рублей (здесь в расчет не берется заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников).

Среднесписочное число работников в 2000 году составило 101 человек. Заработная плата за предыдущий отчетный период 10% самых высокооплачиваемых работников составила 577 325,62 рубля, заработная плата остальных 90% работников составила 4 087 685,42 рубля. Таким образом, в целом по организации средняя заработная плата за 2000 год составила:

то есть, право на применение регрессивной шкалы в 2001 году организация не имеет.

Расчет Единого социального налога за 2001 год представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

ЕСН за 2001 год, в рублях1.

В 2002 году фонд оплаты труда составил1 6 536 078,15 рублей, при этом шесть человек имели заработную плату свыше 100 000 рублей за отчетный период. Опять таки, необходимо проверить, может ли организация применять регрессивную шкалу ставок налога или нет.

По сравнению с 2001 году в 2002 году методика определения правомерности использования регрессивной шкалы несколько изменилась.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиком, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев истекших в текущем налоговом периоде составляет сумму менее 2 500 рублей, то налог уплачивается по максимальной ставке.

Здесь также присутствует правило, что при расчете средней заработной платы на одного работника, из расчета исключаются 10% самых высокооплачиваемых работников.

Так как, в этой работе расчет налогов делается в целом по годам, мы рассчитаем среднею величину заработной платы тоже за год.

Итак, среднесписочная численность работников за 2002 год банка «Условный» равна 103 человека.

Заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников составила 1 307 215,63 рубля, таким образом, заработная плата остальных 90% работников составила 5 228 862,52 рубля.

Средняя заработная плата за отчетный период на одного работника составила:

Соответственно среднемесячная заработная плата на одного работника в течение 2002 года была равна:

То есть, за 2002 год банк имеет право применить регрессивную шкалу ставок.

Как уже говорилось выше, шесть человек имеют доход свыше 100000рублей, и их общий доход равен 849690,16 рублей.

Очевидно, что 600000 рублей из этой суммы будет облагаться по максимальной ставке, а остальные 249690,16 рублей по регрессивной. Заработная плата всех остальных работников также облагается по максимальной ставке.

Расчет единого социального налога за 2002 год приведен по основной шкале ставок приведен в таблице 2.4:

Таблица 2.4

ЕСН за 2002 год, в рублях1.

Понятие персонифицированного учета

Основные цели персонифицированного учета

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Итоги

Понятие персонифицированного учета

На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.

Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.

У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Об отмене СНИЛС читайте .

Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.

Наши рекомендации по этому поводу — в данной статье.

Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.

Основные цели персонифицированного учета

Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Подробнее читайте .

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.

Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.

Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:

  • Персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года. К этой отчетности относится СЗВ-СТАЖ и сдаваемая вместе с ним ОДВ-1. Эти формы утверждены постановлением правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • Ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15-го числа следующего месяца: СЗВ-М. Форма утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • По дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • С 2020 года — сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (п. 2.4 ст. 11 закона № 27-ФЗ).

Посмотреть примеры заполнения формы СЗВ-ТД в различных ситуациях можно в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходи в Типовую ситуацию.

Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.

Итоги

Персонифицированный учет позволяет Пенсионному фонду аккумулировать сведения о заработке застрахованных лиц и начисленных с этих сумм взносах. А получает эти сведения Пенсионный фонд от страхователей, которые обязаны представлять сведения о застрахованных лицах как в фонд (отчеты СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), так и в ИФНС (расчет по страховым взносам).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *