Судебные органы

Содержание

Судьи как носители судебной власти

Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей — важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

Действующее законодательство РФ (Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

— установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);

— преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

— установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

— право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

— предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

— особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно Конституции (ст. 122), не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливого приговора.

Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Кассация.
Самые значительные
изменения

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Кассация стала как бы двойной: решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования, и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ, которая стала по сути второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о её передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Таким образом, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может составлять семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».

Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

Дела об административных правонарушениях

ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях — по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Изменения
в подведомственности

Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.

Так, в новой редакции изложены нормы пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ: дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности разрешают теперь суды общей юрисдикции.

Госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб.

Раньше в зависимости от категории спора нормативно-правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, при этом за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции надо было заплатить 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), в арбитраже — 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

С 2015 года пошлина составит 4500 руб.

Ранее споры об оспаривании кадастровой стоимости рассматривались арбитражными судами.

Начиная с 6 августа 2014 года к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст. 6 Федерального закона от 04.06.14 № 143-ФЗ).

Система
«Электронное правосудие»

Прозрачность арбитражного процесса обеспечивается системой «Электронное правосудие» (www.arbitr.ru), которая признана пользователями гораздо удобнее и лучше, чем система «Правосудие» (www.sudrf.ru) судов общей юрисдикции.

С помощью системы «Электронное правосудие» можно подавать в суд документы и знакомиться с документами других лиц, участвующих в деле, в электронном виде, пользоваться картотекой.

Это удобно не только для специалистов, но и, скажем, для инвесторов, которые смогут оперативно узнать об исках против той или иной компании.

Кто теперь формирует судебную практику?

Вся судебная практика, в том числе и по налоговым спорам, формируется теперь определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ.

Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126, 127 Конституции РФ).

В то же время установлено, что суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.14 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»»), но, увы, не совсем ясно, о каком решении идёт речь. Скорее всего, Пленум ВС РФ получил право признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

Многих из нас интересует вопрос о том, применяются ли постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

Увы, ответа на этот вопрос также пока нет. Известно только, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления (ч. 4 ст. 170 АПК РФ). Отметим, что ранее разъяснения Верховного суда РФ не влияли на арбитражную практику, за редкими исключениями (например, по вопросам защиты прав потребителей или позициям, изложенным в ежеквартальных обзорах или определениях), а суды общей юрисдикции часто ссылались на постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

Об оговорках

В постановлениях Президиума ВАС РФ почти всегда содержалась оговорка о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. Решения суда, принятые по делу со сходными фактическими обстоятельствами, и (или) судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, данным Пленумом либо Президиумом, могли быть пересмотрены на основе приведённых правовых позиций.

Верховный суд РФ такие оговорки в свои акты не включал, хотя эти документы имеют такое же значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).

Теперь в постановлениях Пленума или Президиума Верховного суда РФ, которыми определяется или изменяется практика правоприменения, должны быть указания на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

Сохранится ли возможность пересмотра судебных решений арбитражей, вынесенных до 6 августа 2014 года?

Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Следовательно, оговорки Президиума ВАС РФ не применяются.

Положения переходные

Что происходит с заявлениями, находящимися в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 года?

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, поступившие в ВАС РФ, которые по состоянию на 6 августа 2014 года не были переданы в Президиум ВАС РФ, должны быть переданы в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, должны быть переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражах на 6 августа 2014 года, должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Если заявление было принято к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не было рассмотрено до 6 августа 2014 года, то оно передаётся для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

ВАЖНО:

Кассация стала как бы двойной: решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования, и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ, которая стала по сути второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ).

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о её передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Таким образом, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может составлять семь месяцев.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

Начиная с 6 августа 2014 года к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст. 6 Федерального закона от 04.06.14 № 143-ФЗ).

Сохранится ли возможность пересмотра судебных решений арбитражей, вынесенных до 6 августа 2014 года?

Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Следовательно, оговорки Президиума ВАС РФ не применяются.

Екатерина СТУДЕНИКИНА, юрист, к. ю. н.

Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие С. с.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.

Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.

Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения. Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом.

Определяющее значение для формирования С. с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий. Конституцией РФ установлен порядок назначения на должность судей высших федеральных судов РФ по представлению Президента РФ и назначения судей др. федеральных судов Президентом РФ. Единству С. с. служит также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Выберите букву

При рассмотрении на судебных заседаниях уголовных, гражданских, административных и других дел, суды от имени государства осуществляют правосудие. Целью суда является наказание или взыскание личностей или организаций проявивших несоблюдение закона страны. Суд обладает специальными компетенциями для вынесения решений при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Что такое Суд — термин

Суд это орган государственной власти являющийся часть государственной судебной системы, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

  • это государственный орган регулирующий и поддерживающий соблюдение законов, установленных в той или иной стране, также суд регулирует и споры отношения между отдельными гражданами страны.

Суды Российской Федерации – это судебная система государственных учреждений, позволяющих решать споры между физическими, юридическими лицами и субъектами РФ.

Установленное статьей 118 Конституции РФ правило об осуществлении правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть ни каких иных, кроме судов, государственных органов которые имели бы право разрешать гражданские или уголовные дела.

Суды же учреждаются только Конституцией или Федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти являются только судьи, а так же присяжные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои обязанности на профессиональной основе – это указанно в Законе РФ «О статусе судей».

Кроме осуществления правосудия судебная власть имеет и другие правомочия:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и актов некоторых других органов;
  • разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики.

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Основные Суды в РФ

  1. Конституционный суд РФ;
  2. Суды общей юрисдикции (мировые судьи, военные суды);
  3. Арбитражные суды
  4. Третейский суды

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким. Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды.

В свою очередь, районный суд подчиняется окружному, окружной – суду субъекта федерации (областному, краевому), а последний – Верховному суду РФ. Подобная иерархия есть и в системе арбитражных, и военных судов.

Какие бывают суды?

  1. Конституционный суд РФ
  2. Верховный суд РФ
  3. Высший Арбитражный суд РФ (Упразднен)
  4. Областные, краевые, республиканские суды- Районные суды
  5. Мировые суды
  6. Арбитражные апелляционные суды
  7. Арбитражные суды округов
  8. Арбитражные суды субъектов
  9. Окружные и Флотские военные суды
  10. Гарнизонные суды
  11. Третейские суды

Чем занимаются суды?

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Мировой суд производит рассмотрения дел:

  • если нет детей, то споры о расторжении брака
  • если цена иска менее 50 000 рублей, то имущественные споры рассматриваются в мировом суде
  • если при разделе имущества супругами, цена исковых требований ниже 50 000 рублей, то дело рассматривается в мировом суде
  • административные споры, по лишению прав, фиксация специальными средствами и т.д. рассматриваются мировым судом
  • уголовное дело, где лишение свободы не превышает 3 года, то рассматривает мировой суд

Районные и городские суды, рассматривают следующие дела:

  • если цена иска превышает 50 000 рублей, не зависимо имущественный спор или не имущественный спор, рассматривается в районном суде или городском суде
  • споры о наследстве рассматриваются в районном суде или городском суде
  • споры по трудовым правоотношениям, рассматриваются в районном или городском суде
  • если при расторжении брака идет спор о детях, такие дела рассматривают районные или городские суды
  • споры по административным правонарушениям так же рассматриваются в районном или городском суде
  • уголовные дела, где срок отбывания наказания превышает три года, рассматривается в районном или городском суде
  • если мировой суд вынес решение и данное решение, не вступило в законную силу, то апелляционная жалоба на решение мирового суда рассматривается в районном или городском суде

Областные суды, краевые суды, республиканские суды, суды городов федерального значения, суды автономий, суды автономных округов, рассматривают следующие категории дел:

  • рассматривают гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции
  • некоторую категорию судебных дел, в части административных правонарушениях
  • все дела которые отнесены к государственной тайне
  • апелляционные жалобы на решения мирового суда и кассационные жалобы на решения районного суда

Верховный суд РФ рассматривает следующую категорию дел:

  • дела по оспариванию нормативных актов и не нормативных актов
  • дела президента РФ, Правительства РФ,
  • дела Федерального собрания,
  • дела Федеральных органов государственной власти, которые затрагивают свободу, права, интересы законные, граждан и юридических лиц (организаций)
  • дела связанные об отставке судей или приостановлении полномочий судей
  • дела связанные с прекращением или приостановлением деятельности политических партий
  • дела связанные с нарушением права на судопроизводство рассматривает кассационные жалобы на решения областных и равных им судов

Категория дел которые рассматривают военные суды:

  • все категории дел, которые связаны с преступлениями военнослужащих
  • все дела по административным делам
  • все дела, по гражданским и административным делам о правах военнослужащих

Категории дел которые рассматривают Арбитражные суды:

  • все гражданские дела, которые связаны с экономическими интересами и экономической деятельностью
  • все дела с предпринимателями, юридическими лицами и государственными органами
  • рассматриваю жалобы на решение третейских судов
  • все споры по созданию и ликвидации юридических лиц
  • все споры по акциям, уставному капиталу, паев кооперативов
  • дела по исковому заявлению учредителя компании, участников юридического лица, по причиненным убыткам юридическому лицу
  • иные споры предусмотренные законодательством и АПК РФ

Дела, которые рассматривают Апелляционные Арбитражные суды:

  • рассматриваются апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда

Дела которые рассматривают Арбитражные суды кассационной инстанции:

  • рассматривают кассационную жалобы на вступившее в законную силу Арбитражного суда
  • рассматривают дела по присуждению компенсации при нарушении права на судопроизводство

Дела, рассматриваемые Высшим Арбитражным судом:

  • рассматриваются дела по оспариванию законодательных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, при поступлении заявления в суд от заявителя, по делам связанным с предпринимательской деятельности
  • все дела по экономическому спору, между субъектами РФ и между РФ и субъектами
  • дела по рассмотрению надзорных жалоб на решения Арбитражного суда, по постановлениям кассационной или апелляционной инстанции Арбитражных судов

Дела рассматриваемые в Конституционном суде РФ:

  • в Конституционном суде РФ рассматриваются дела, по соответствию Конституции РФ и законодательных актов
  • дела по договорам между РФ и субъектами РФ и договоров между субъектами РФ
  • рассматриваются жалобы граждан, о нарушении конституционных прав
  • Конституционный суд РФ, дает толкование Конституции РФ
  • Дает заключение о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене
  • может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам своего ведения.

Дела подведомственные третейским судам:

  • третейский суд, по соглашению сторон и если это предусмотрено договором, может рассматривать любой гражданский спор, за исключением дел о банкротстве, а так же дел которые вытекают из заявлений на действие или бездействие государственных органов.

Существует понятие судов первой и второй инстанции.

Судами 1-й инстанции называются суды, в которые непосредственно обращается истец для защиты своих интересов и в которых заводится дело. Суд исследует обстоятельства дела и выносит решение. Если оно не устраивает какую-либо из сторон, то возможно обращение в вышестоящий судебный орган, который в данном случае является судом 2-й инстанции. Есть суды, которые могут выступать в качестве судов и 1-й, и 2-й инстанции.

Во всех судах РФ судебный процесс ведется на русском языке – государственном языке России. Однако наряду с ним могут употребляться и государственные языки республик, входящих в состав РФ.

В исторической судебной практике встречается такое явление, как чрезвычайный суд. В настоящее время создание таких судов прямо запрещено Конституцией РФ.

Справочно: Арбитражные суды Москвы. Районные суды Москвы.

Поделиться с друзьямиСудебная власть осуществляет процесс реализации законодательства, рассматривает дела в соответствии с конституционными нормами и другими законами, после чего, принимает решения, которые определяют наказания за осуществления нарушений установленных законодателем требований. Органы судебной власти в нашей стране представляют собой суды разных инстанций – мировой суд, районный, областной, краевой, Верховный.

Что собой представляют органы судебной власти?

Нужно обратить ваше внимание на то, что существует своеобразное разделение судебной власти, что позволяет обеспечивать идеальный процесс судопроизводства.

  1. Мировые суды. Именно данная судебная структура осуществляет рассмотрение самых простых дел. Суть работы суда – осуществление судопроизводства единолично судьей. Есть возможность выдачи судебных приказов. Есть определенные ограничения по рассмотрению имущественных исков и уголовных преступлений;
  2. Районные суды. Это основное звено судебной системы в нашей стране, которое обеспечивает рассмотрение основного количества дел. По статистике, более 70% всех дел рассматривают именно районные суды. В данных судах есть свои коллегии, которые рассматривают дела по четко определенному направлению права;
  3. Областные и краевые суды. Это судебные структуры высшего значения, которые осуществляют процесс изучения материалов дела в качестве суда первой инстанции, а также имеют право осуществлять пересмотр уже принятых решений. Также выступают в качестве своеобразной надзорной инстанции;
  4. Верховный суд. Это высшая судебная инстанция, которая осуществляет процесс контроля работы всех судебных структур в нашей стране, а также осуществляет процесс пересмотра принятых решений, открывает производство по новым обстоятельствам и пр. Также данная судебная структура осуществляет выпуск постановлений с разъяснением всех особенностей применения норм законодательства на практике судами различных инстанций.

Также в нашей стране работает система арбитражных судов. Данные судебные структуры также имеют свою иерархию и занимаются рассмотрением вопросов по экономическим и иным правонарушениям. Кроме всего прочего, нужно обратить ваше внимание на то, что существуют третейские суды, которые определяют осуществление арбитражного судопроизводства на коммерческой основе. Тем не менее, данные суды работают исключительно в рамках установленного законодательства.

Работа органов судебной власти

Нужно обратить ваше внимание на то, что законодатель четко определяет структуру работы судебной власти, устанавливая такое понятие, как судебные коллегии, которые осуществляют процесс судопроизводства по четко определенному направлению права. А также определяя работу аппарата суда, который не принимает участие в принятии решений, но осуществляет процесс реализации различных процессуальных действий.

Органы судебной власти компетенция
Компетенция органов судебной власти сводится к осуществлению правосудия судебного контроля за законностью исполнения работы суда, толкование правовых норм, совершение проверки…

Подготовительная часть судебного заседания
Судебное разбирательство подразделяется на пять этапов. Первым этапом считается осуществление подготовительной части. После чего, начинается процесс судебных прений, последнее…

Кто входит в судебную власть?
Судебная власть представляет собой своеобразную структуру судебных инстанций разных уровней, которые осуществляют правосудие, толкование норм законодательства, осуществляют…

Кто подписывает протокол судебного заседания?
Статья 230 ГПК РФ определяет все нюансы составления протокола, и в данной статье ставится подпись председателя суда, а также секретаря. Нужно заметить, что сразу осуществляется…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *