Таможенно банковский валютный контроль

При валютном контроле за экспортом и импортом товаров сопоставляются и анализируются данные о перемещении товаров через таможенную границу, получаемые таможенными органами в ходе таможенного оформления и контроля, и данные о движении средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности, которыми располагают банки, осуществляя международные расчеты в иностранной валюте. Этот анализ проводится на основании документов валютного контроля, основными из которых являются паспорт сделки и учетная карточка таможенно-банковского контроля.

Статья 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает требование репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Статья устанавливает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные нрава на них.

Помимо Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», проведение валютного контроля за экспортно-импортными операциями регулирует Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Основным документом экспортно-импортного контроля является паспорт сделки (далее также – ПС). Это документ, содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом. Эти сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидента.

Форма паспорта сделки приведена в приложении 4 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И. Отдельная форма ПС установлена для оформления получения или выдачи российской организацией кредита (займа).

Паспорт сделки выполняет две основные функции: контрольную и информационную; представляет собой один из документов валютного контроля; является основой для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки – подборки документов, составляемой в целях учета валютных операций.

В перечень валютных операций, на которые необходимо оформлять паспорта сделки, входят валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте:

  • – за вывозимые (экспортируемые) с таможенной территории РФ или ввозимые (импортируемые) па таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;
  • – при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Паспорт сделки оформляется резидентом по каждому контракту (кредитному договору) в одном уполномоченном банке.

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

  • 1) один экземпляр ПС, заполненный по форме, указанной в приложении 4 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И;
  • 2) контракт (кредитный договор) исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС;
  • 3) иные документы и информацию, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС).

Банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае принятия уполномоченным банком на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС уполномоченный банк в установленный срок формирует ПС в виде электронного документа, присваивает ему номер ПС и обеспечивает ведение и хранение ПС в электронном виде.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера и проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.

Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:

  • 1) из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;
  • 2) если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И;
  • 3) из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации).

Если банк отказывает в подписании ПС, то резиденту возвращаются представленные документы с указанием даты их возврата. Резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию в срок, установленный уполномоченным банком.

В случае если для оформления ПС резидентом в уполномоченный банк представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) представляет сто в банк ПС.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат – дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в ПС, ранее оформленный по проекту такого контракта (кредитного договора), резидент вносит изменения в такой ПС.

В случае непредставления в банк ПС подписанного контракта (кредитного договора) по истечении шести месяцев после даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен ПС, банк ПС в произвольной форме информирует об этом орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ.

При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

Экспортируемые или импортируемые товары принимаются к таможенному оформлению при условии представления в таможенный орган ксерокопии ПС в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством.

Таможенный орган проверяет соблюдение порядка (правил) оформления ПС установленным требованиям. Проверка ПС, представленного при таможенном оформлении, осуществляется по следующим критериям:

  • • на соответствие представленному договору путем сверки основных реквизитов договора и ПС с целью их однозначной идентификации с учетом внесенных в договор изменений и (или) дополнений (включая номер и дату договора, реквизиты сторон, валюту цены и сумму договора). Поскольку сведения о сроках расчетов по контракту, указанные в ПС, рассчитываются экспортером (импортером) для договора (сделки) в целом и могут отличаться от сроков расчетов за каждую партию товаров, при проверке соблюдения правил оформления принимаемых ПС, при декларировании товаров точность определения сроков расчетов в ПС не проверяется, а соответствующие сведения не сверяются со сведениями, заявленными в элементах 3 и 4 нижней строки графы 28 ГТД;
  • • на соответствие представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в центральной базе данных валютного контроля (далее – ЦБД ВК), получаемой из ФТС России, а при отсутствии в ЦБД ВК электронного аналога паспорта сделки – на соответствие оттиска печати уполномоченного банка на паспорте сделки (на копии ПС) образцу оттиска печати, содержащемуся в карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированных Банком России в установленном порядке и направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России.

При отсутствии в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного банка, оформившего соответствующий ПС, и электронного аналога ПС, информация о регистрации Банком России соответствующего оттиска печати должна быть запрошена в течение суток в вышестоящем таможенном органе (вплоть до Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России) с использованием оперативных каналов связи (факс, телефон, электронная почта). В случае представления паспорта сделки (копии ПС), заверенного (заверенной) оттиском печати уполномоченного банка, процедура регистрации которой не завершена, либо заверенного (заверенной) ранее зарегистрированным оттиском печати уполномоченного банка, при наличии у уполномоченного банка новой, зарегистрированной в Банке России печати, запрос о возможности принятия данного ПC (копии ПС) следует направлять в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России;

  • • на соответствие копии ПС его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему;
  • • на соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих;
  • • на правильность формирования номера ПС, при этом правильность указания кода вида договора в четвертой части номера ПС не проверяется;
  • • на соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код основного государственного регистрационного номера (ОГРН), адрес), сведениям, содержащимся в книге государственной регистрации кредитных организаций, доводимой в электронном виде до таможенных органов Центральным информационно-техническим таможенным управлением ФТС России в составе нормативно-справочной информации;
  • • на соответствие реквизитов экспортера (импортера);
  • • на соблюдение сроков оформления ПС и его переоформления при внесении в контракт изменений.

Для того чтобы закрыть паспорт сделки, резидент представляет в банк ПС заявление о закрытии ПС. Это происходит в следующих случаях:

  • 1) при переводе паспорта сделки из банка ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (в другой филиал этого уполномоченного банка, из головного офиса в филиал этого уполномоченного банка, из филиала в головной офис этого уполномоченного банка), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;
  • 2) при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору), включая исполнение обязательств третьим лицом – резидентом (другим лицом – резидентом);
  • 3) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу – резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на другое лицо – резидента;
  • 4) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту;
  • 5) при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
  • 6) при прекращении оснований, требующих в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте (кредитном договоре) оснований, требующих его оформления.

Одновременно с заявлением о закрытии ПС резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу – резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо – резидента; либо резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ; либо резидент представляет в банк ПС документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.

Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах, и иной информации, имеющейся в банке ПС, и принимает решение о закрытии ПС либо об отказе в закрытии ПС.

В случае непредставления резидентом в банк ПС необходимых для закрытия ПС документов, либо представления документов, не содержащих необходимых сведений, подтверждающих указанное резидентом основание закрытия ПС, либо отсутствия в банке ПС необходимой для закрытия ПС иной информации банк ПС возвращает резиденту заявление о закрытии ПС, представленные документы и информирует резидента о причинах отказа в закрытии ПС с указанием даты возврата представленных документов.

В случае получения резидентом отказа в закрытии ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в банк ПС заявление о закрытии ПС и необходимые документы.

При принятии заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, банк ПС закрывает ПС и не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передаст резиденту на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ПС ведомость банковского контроля и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде.

Паспорт сделки считается закрытым с даты, указанной банком ПС.

Банк ПС вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе б раздела 3 ПС, в следующих случаях:

  • а) при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;
  • б) при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 ПС, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И документов и информации, на основании которых банк ПС ведет ведомость банковского контроля.

В этом случае банк ПС информирует (по своему усмотрению) резидента о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия.

Таким образом, два агента валютного контроля (уполномоченный банк и таможенный орган) обмениваются документами, необходимыми для валютного контроля за экспортными и импортными операциями.

Валютный контроль — политика ограничений на движение капиталов и иных валютных операций – необходим для предотвращения оттока валютных ценностей. Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых — законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля, перечень которых установлен законодательством. Практика показала, что организация действенного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна.

Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров; обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок; законностью операций неторгового характера — перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей; соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок.

Таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК) — совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при осуществлении таможенного контроля, с другой — при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.

Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности.

Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков. Статистический материал, полученный в результате действия осуществления мероприятий по валютному контролю, позволяет использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы и ее эффективности.

Основными документами, используемыми при осуществлении валютного контроля, являются

паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

учетная карточка таможенно-банковского контроля — возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Валютный контроль осуществляется в ходе общего таможенного контроля с применением установленных для последнего форм проверки должностными лицами таможенных органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения.

Технологические операции таможенно-банковского валютного контроля могут быть разделены на следующие этапы:

— банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;

— контроля в процессе таможенного оформления;

— автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);

— организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;

— применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Согласно Федеральному закону №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», зарубежные деньги или рубли возвращаются в сроки, предусмотренные договором займа или внешнеторговым контрактом. Валютный контроль следит за тем, чтобы резиденты обеспечивали возврат и поступление авансовых и прочих платежей на счета банков, держателями которых они являются.

Авансовый платеж по правовой сути схож с задатком. До того, как покупатель получает товар, оплачивается аванс. Это страховка для продавца, возможность убедиться в надежности и платежеспособности покупателя.

Кроме того, в указанном законе речь идет о получении:

  • российской или зарубежной валюты, за поставку продукции, оказания услуг, а также за результаты интеллектуальной деятельности;
  • авансовых платежей за невыполненные условия сделок: не поставлен товар, услуги не оказаны;
  • денег в рамках положений договоров займа.

Для того, чтобы требования возврата валюты резидентам исполнялись, закон обязывает указывать конкретные сроки исполнения обязанностей по договорам. По-другому — репатриация.

{amo_bottom_valyuta}

Валютный контроль требует, чтобы уполномоченные финансовые организации были в курсе условий внешнеторговой деятельности клиентов. Последние должны быть осведомлены:

  • О периоде репатриации зарубежной или российской валюты от поставщика-нерезидента в счет переданных товаров и оказанных услуг;
  • О сроках, за которые нерезиденты выполнят обязанности, предусмотренные договором: доставят товар, произведут работы. Речь идет о работах, оплаченных авансовыми платежами;
  • О том, как возвращаются долги по кредитам нерезидентов в пользу резидентов.

Указанная информация, в рамках валютного контроля, предоставляется банкам в порядке и на условиях, предусмотренных инструкциями Центрального Банка РФ. А именно в Инструкции №181-И от 16.08.2017.

Подобрать банк

Участники сделки вправе установить сроки возврата авансовых платежей по своему усмотрению, валютный контроль не станет возражать. Главное, чтобы условия соблюдались, и уполномоченный банк был в курсе. Помните, что непредоставление информации по валютным операциям грозит юридическим лицам штрафом до пятидесяти тысяч рублей. Для уверенных игроков международного рынка сумма покажется смешной, а новичкам такая санкция может показаться непосильной.

Общие ПОЛОЖЕНИЯ

ٱ Целью валютного контроля при импорте товаров является обеспечение соответствия суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.

ٱ Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и таможенные органы следят за соблюдением требований валютного законодательства.

ٱ ЦБ РФ рекомендует воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до их ввоза в РФ или отгрузки в РФ. В случае применения указанных видов расчетов импортер должен открыть в уполномоченном банке депозит на сумму в рублях, эквивалентную сумме валюты, перечисленной за границу.

Система КОНТРОЛЯ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ:

на все сделки, предусматривающие ввоз товара на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт», по которым:

— расчеты осуществляются в валютах, иных, чем валюта РФ;

—хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру будет удовлетворена в иностранной валюте

Импортер

ٱ обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в валюте;

ٱ обязан обеспечить в случае непоставки товара возврат уплаченных за него средств в сроки, определенные контрактом, но не позднее 90 дней с даты перевода средств.

При невыполнении этих положений несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной переведенной сумме в инвалюте. Штраф не налагается, если невыполнение обязательств произошло не по вине импортера, что должно быть подтверждено экспертным заключением Минторга РФ;

ٱ при таможенном оформлении ввозимых товаров представляет в таможенный орган копию паспорта сделки, заверенную банком импортера;

ٱ может осуществлять оплату товара по контракту только со своего счета в уполномоченном банке (запрещено возложение обязательств по оплате на третьих лиц).

Система КОНТРОЛЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА:

ٱ сделки, по которым:

— расчеты осуществляются только в валюте РФ в соответствии с законодательством РФ;

— расчеты в денежной форме не производятся (товарообмен, включая бартерные сделки; поставки товаров в счет безвозмездной помощи, в том числе гуманитарной);

— импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием РФ;

ٱ импорт из государств — участников СНГ товаров, происходящих и ввозимых с территории этих государств, таможенное оформление которых производится таможенными органами в местах ввоза этих товаров на территорию РФ;

ٱ импорт услуг, импорт товаров по договорам лизинга;

ٱ импорт оборудования и материалов нерезидентами в рамках соглашений о капитальном строительстве в случае, если стоимость ввозимых материальных ценностей не детализирована в соглашении.

Уполномоченный БАНК

ٱ подписывает паспорт сделки и принимает контракты на расчетное обслуживание; выполняет функции контроля за обоснованностью платежей в инвалюте за импортируемые по этим контрактам товары;

ٱ взимает с импортера плату за выполнение функций агента валютного контроля в размере, не превышающем 0,15% от суммы контракта (не включая плату за банковскую гарантию в необходимых случаях).

Процедуры валютного контроля

Применение конкретной процедуры валютного контроля зависит от варианта оплаты товара.

ٱ Импортеры — резиденты, заключившие соглашения, предусматривающие перевод валютных средств из РФ в качестве оплаты за товары, должны осуществить ввоз указанных товаров на территорию РФ в течение 90 дней с момента проведения платежа.

ٱВ случае если товары не были доставлены в течение указанного срока или были доставлены не полностью, импортер должен обеспечить возврат сумм, излишне уплаченных поставщику.

ٱ Если невыполнение обязательств произошло не по вине импортера, это должно быть подтверждено экспертным заключением Минторга РФ. В противном случае импортер подвергается штрафу в размере суммы, эквивалентной сумме в инвалюте, перечисленной за непоставленный (недоставленный) товар.

ОФОРМЛЕНИЕ ПАСПОРТА СДЕЛКИ

ٱ По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера, с которого осуществляются расчеты по импорту товаров.

ٱ По товарам, происходящим и ввозимым из стран СНГ, паспорт сделки:

— оформляется в обязательном порядке по подакцизным товарам, ввозимым автотранспортом, и по всем товарам, ввозимым железнодорожным транспортом;

— не оформляется во всех остальных случаях. При таможенном оформлении товаров (в том числе происходящих и ввозимых из стран СНГ) индивидуальными предпринимателями представление паспорта импортной сделки не требуется.

проверяет соответствие паспорта сделки условиям контракта

и

подписывает паспорт сделки и возвращает один экземпляр. С этого момента банк принимает на себя обязательство по выполнению функций агента валютного контроля по данному контракту

или

отказывает в подписании паспорта сделки при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

—несоответствие паспорта сделки условиям контракта;

— несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций (условий платежа) требованиям законодательства РФ;

—оформление паспорта сделки с нарушениями;

—наличие в контракте условий, предусматривающих оплату товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту;

—отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на таможенную территорию РФ или отгрузки товаров в РФ;

—отсутствие в контракте конкретных сроков возврата денежных средств в валюте, переведенных в оплату товаров, при непоставке товаров (в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза в РФ).

Схема 3.1

Процедура валютного контроля при оплате товаров после поставки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *