Таможенный платеж

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей — порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы «Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Оставить заявку или заказать расчет

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте «пошлина” и «ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными платежами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед., шт., кг., литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • Таможенные сборы или сбор за таможенное оформление.
    Рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. «Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
    Начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • Акцизы.
    Начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Виды таможенных пошлин

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе). Подробнее >>>

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств — членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины. Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:
Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:
Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТН ВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • Тарифные преференции;
  • Тарифные льготы;
  • Льготы по уплате налогов;
  • Льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • Их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта — сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт — сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком — несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • До 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 г табака;
  • До 3 литров алкогольной продукции.

Таможенное оформление физических лиц >>>

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой. Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин: оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы «Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость таможенной пошлины

© 2019 г. Г. М. Гусейнова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10044

Гусейнова Гузель Мухтаровна — канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

(E-mail: guseynova.g@unecon.ru)

Многочисленные изменения в нормативном регулировании взимания таможенных платежей в Российской Федерации во многом обусловлены позитивными изменениями в политических отношениях между странами в постсоветском пространстве, формированием Евразийского экономического союза в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Таможенное законодательство ЕАЭС состоит из Таможенного кодекса ЕАЭС, международных договоров государств-членов ЕАЭС, решений Евразийской экономической комиссии.

Таможенный кодекс Таможенного союза, заменивший собой таможенные кодексы стран-участниц Евразийского экономического сообщества с июля 2010 г., утратил силу с января 2018 г. С 2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС), который определяет общие вопросы таможенного регулирования на территории пяти государств: содержит общие положения о видах таможенных платежей, о порядке их исчисления, уплаты, возврата; фиксирует статус таможенных органов, устанавливает таможенные процедуры; регулирует правоотношения между ними и субъектами ВЭД, условия предпринимательской деятельности в таможенном деле.

Законодательство стран-участниц ЕАЭС и международные нормативные акты приведены в соответствие с ТК ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС особенности таможенных отношений в странах-участницах ЕАЭС регулируются национальными законодательствами. Таким примером является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме названного закона, внешнеэкономическая деятельность в РФ регулируется многочисленными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Федеральной таможенной службы РФ.

В ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведен перечень таможенных платежей:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

• акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию) Союза;

• таможенные сборы.

Таможенные налоги, налог на добавленную стоимость и акцизы, входят в состав федеральных налогов1, то есть одновременно регулируются таможенным и налоговым законодательствами. Порядок применения НДС и акцизов при экспортно-импортных операциях изложен в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. При применении косвенных налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в РФ действует принцип «страны назначения» товаров, в соответствии с которым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются, при вывозе в таможенной процедуре экспорта применяются нулевая ставка по НДС и освобождение налогоплательщиков-производителей подакцизных товаров от уплаты акцизов.

Имеются существенные особенности при взимании косвенных налогов при взаимной торговле экономических субъектов в рамках таможенного союза ЕАЭС. С июля 2010 г. косвенные налоги в рамках Таможенного союза взимаются по принципу «страны назначения» в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. С 2018 года новый порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе ЕАЭС осуществляется согласно Протоколу «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», являющимся Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018 г.). Действие протокола распространяется на все товары, происходящие с территорий как перечисленных выше, так и других стран. Кроме того, обязанность по уплате косвенных налогов предусмотрена и для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. С 2005 г. таможенные пошлины исключены из ст. 13 Налогового кодекса РФ и согласно ст.51 Бюджетного кодекса РФ рассматриваются как неналоговые доходы федерального бюджета. С 2010 г. в целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создания благоприятных условий торговли стран-участниц Союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств. С 2018 года применяются Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, перечни стран — пользователей системы тарифных преференций Союза и др.

При исчислении ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Единый таможенный тариф ЕАЭС — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой ЕАЭС2.

1 Налоговый кодекс РФ, ст.13.

2 Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 30.09.2019).

Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не известна, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуе-мой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств — членов ЕАЭС, международных договоров РФ. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров3, происходящих из развивающихся стран пользователей единой системы тарифных преференций Союза4, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза5, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Таким образом, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину по конкретному товару после расчета таможенной стоимости необходимо знать содержание шести нормативных документов.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин в РФ, является закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. (ред. от 01.05.2019 г.). Он определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин; установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются; особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

В соответствии с международными договорами РФ, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральными законами РФ могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. В РФ такими законами являются федеральные законы №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (ред. от 01.05.2019 г.) и №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. (ред. от 26.07.2017 г.).

Таможенные сборы — обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) законодательств государств-членов Евразийского

3 О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 № 8 (ред. от 30.09.2019).

4 Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015 г.).

5 Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130.(ред.от 06.04.2016 г.).

экономического союза6. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

В соответствии с федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» к таможенным сборам относятся:

• таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

• таможенные сборы за таможенное сопровождение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• таможенные сборы за хранение.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате при осуществлении экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенная стоимость — это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза ЕАЭС, регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС, при вывозе с территории государства — участника Союза — в соответствии с законодательством государства-участника. В РФ таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (ред. от 12.08.2015 г.). Для защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгру-зочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ7.

В основе таможенной стоимости товара лежит контрактная цена, другими словами, цена сделки, на размер которой большое влияние оказывают условия поставки, которые устанавливают как обязанности и затраты сторон, так и переход рисков. При указании в контракте его общей суммы и цены за единицу товара, выраженных в валюте цены, рекомендуется приводить краткое наименование базиса поставки. Базисные условия поставки выработаны международной практикой и предусмотрены в «Инкотермс-2010» — Международных правилах заключения договоров купли-продажи, издаваемых и редактируемых Международной Торговой Палатой ООН. С 2020 года вступает в силу Инкотермс-2020. В двух последних документах определены 11 условий поставки. В предыдущей редакции «Инкотермс-2000» базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E — «Отгрузка» (EXW), группа F — «Основная перевозка продавцом не оплачена» (FCA, FAS, FOB), группа C «Основная перевозка оплачена продавцом» (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D «Прибытие» (DAF, DES, DEQ,DDU, DDP). В документах «Инкотермс- 2010», «Инкотермс-2020» представлена другая классификация условий поставок — «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта». Правила для любого вида транспорта могут применяться для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Базисные условия поставки определяют момент

6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ст. 47.

перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а значит, и риска его случайной гибели; устанавливают, кто, продавец или покупатель, организует перевозку товара, его погрузку; кто оплачивает расходы по страхованию товара, производит таможенную очистку товара и т. д. Иными словами, базис поставки обусловливает, какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие — грузополучатель. Инкотермс-2020 может применяться как при международной торговле, так и при торговле внутри таможенных союзов и отдельных стран.

Таможенная процедура — это совокупность положений, определяющих совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур8: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6)переработ-ка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом ЕАЭС и вышеназванным Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации…». Размер и порядок уплаты таможенных платежей зависит от выбранной таможенной процедуры, что полезно знать финансовым работникам предприятий.

Таким образом, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей при пересечении товарами таможенной границы Евразийского экономического союза представляет сложный процесс, регулируется многочисленными нормативно-правовыми документами, что требует высокой квалификации персонала участников внешнеэкономической деятельности. Также при оформлении экспортно-импортных операций следует знать также о нетарифных методах их регулирования как лицензирование, сертификация, квотирование и другие, которые предполагают дополнительные финансовые издержки, что необходимо учесть при планировании экспортно-импортных поставок товаров.

8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , ст.127.

Библиографический список

1. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс- 2010». Публикация Международной торговой палаты.

2. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс — 2020». Публикация Международной торговой палаты.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астана, 29.05.2014г.) (ред. от 15.03.2018).

5. Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018).

6. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (ред. от 30.09.2019).

7. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 6.04.2016 г. № 47.

8. О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 г. № 8 (ред. от 30.09.2019).

9. Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015).

10. Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 06.04.2016).

11. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (ред. от 29.04.2019).

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019).

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.00 г. № 117-ФЗ.

15. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

16. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1 (ред. от 21.05.2019).

19. Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. №191 (ред. от 12.08.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение». Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 г. № 1082.

21. Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 754 (ред. от 07.09.2019).

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина . 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) , который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС , также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы , согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

Обратите внимание!
Базовой ставкой ввозной таможенной пошлины является закрепленная в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) величина (принятая за 100%) и применяемая к товарам 130 стран, с которыми Российская Федерация находится в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговом и политическом смыслах. Преференциальная ставка в размере 75% от базовой ЕТТ распространяется на продукцию из 103 развивающихся стран. Беспошлинно могут ввозиться преференциальные товары из 49 наименее развитых стран. Максимальная ставка составляет 200% от базовой ЕТТ и действует применительно к товарам государств, с которыми россияне находится в режиме РНБ, либо к продукции неустановленного происхождения.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Тарифные квоты

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Обратите внимание!
Согласно Письму ФТС РФ от 10.05.2006 г. № 05-11/15966 «О компенсационной пошлине», преференции и льготы по уплате таможенных пошлин, предоставляемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, не распространяются на антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, поскольку особые виды пошлин не относятся к таможенной пошлине.

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок : специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара ;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе , в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Это интересно!
Доходы российского бюджета от ВЭД по итогам 2013 г. составили 4,5 трлн руб., а налоги на ввозимые в РФ товары – 2,1 трлн руб. То есть суммарно ФТС России «внесла» 6,6 трлн руб. таможенных и иных платежей в федеральный бюджет, что составило 56% от всех поступлений! В 2014 г. фискальный поток по доходным статьям бюджета РФ вырос еще на 8,2% (7,1 трлн руб.), что в структуре доходов также превышает половину поступлений.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП=ТС?СП, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП=ФХ?СП?КВ, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные . Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые . Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные . Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

Обратите внимание!
В части 2 статьи 70 ТК ТС говорится о пошлинах, связанных с целью их применения. Они диктуются следующим обстоятельством: импорт продукции наносит значительный ущерб или создает угрозу причинения значительного ущерба отрасли национальной экономики, что установлено в результате специального расследования. Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины НЕ относятся к таможенным платежам. Их установление производится по решению Коллегии ЕЭК.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные . Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *