Транспортные расходы

Содержание

Что относится к ТЗР

В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

ТЗР, в частности, включают в себя:

  • расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
  • расходы на транспортировку;
  • командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
  • плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
  • расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
  • плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
  • недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
  • наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Такой перечень приведен в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Бухучет: способы учета ТЗР

В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:

  • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
  • обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.

Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)

– отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26…)

– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)

– отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26…)

– учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76)

– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)

– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15

– оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15

– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16

– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними.

Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

  • либо на счете 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»;
  • либо на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.

Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»)

– списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Об этом сказано в пункте 86 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности

Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.

Ответ на этот вопрос зависит от метода отражения поступивших материалов.

Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60

– отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.

Совет: есть аргументы, позволяющие учесть стоимость ТЗР в фактической себестоимости материалов, даже если организация приходует МПЗ без использования счетов 15 и 16. Они заключаются в следующем.

Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.

При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– отражена стоимость материалов, находящихся в пути;

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;

Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»

– оприходованы материалы.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов

Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?

Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной

В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

Бухучет: методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
  • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

Такой порядок предусмотрен в пункте 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Бухучет: списание ТЗР в расходы

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов = Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде : Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) × 100%

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода = Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов × Учетная стоимость израсходованных материалов

Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Пример отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16

ООО «Производственная фирма «Мастер»» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.
На 1 февраля в учете организации числилось:

  • на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;
  • на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В течение месяца «Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).
В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.

В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.

ОСНО

Состав ТЗР в налоговом учете не определен. Поэтому к ним можно приравнять затраты, перечисленные в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. То есть состав затрат будет таким же, как и в бухучете.

При этом в отношении расходов, для которых Налоговым кодексом РФ предусмотрен особый порядок признания, нужно учитывать этот порядок. Например, проценты по заемным средствам (в т. ч. привлеченным для закупки материалов) в налоговом учете нормируются (ст. 269 НК РФ) и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Иной порядок их учета Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Поэтому включать их в стоимость материалов (в т. ч. в качестве ТЗР) нельзя.

Потери от недостач (порчи), выявленные при приеме материалов в пределах норм естественной убыли, включаются в состав материальных затрат по отдельной статье (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). К прямым расходам такие недостачи (потери) не относятся, поэтому они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в том периоде, когда недостача (порча) была выявлена (п. 2 ст. 318 НК РФ). В стоимость материалов (в т. ч. в качестве ТЗР) они не включаются. Подробнее об учете потерь и недостач см. Как отразить в учете недопоставку ТМЦ.

ТЗР, для которых особый порядок налогового учета не предусмотрен, в полном размере включаются в стоимость приобретенных материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). При расчете налога на прибыль они не образуют самостоятельного вида расходов и списываются в составе стоимости материалов, с приобретением которых были связаны.

Состав ТЗР, которые формируют фактическую себестоимость (стоимость) материалов в бухгалтерском и налоговом учете, представлен в таблице.

НДС по ТЗР примите к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Дополнительных ограничений для налогового вычета по ТЗР глава 21 Налогового кодекса РФ не устанавливает.

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, ТЗР не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, ТЗР следует включить в стоимость материалов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ). Порядок их списания полностью соответствует правилам, которые применяются при расчете налога на прибыль с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Этот пункт устанавливает обязательное условие для признания расходов при упрощенке – их оплата.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы ТЗР не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль и НДС (п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ).

При общей системе налогообложения ТЗР обособленно не учитываются и включаются в стоимость материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Если материалы одновременно используются в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то их стоимость (с учетом ТЗР) следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Стоимость материалов, относящихся к одному виду деятельности, распределять не нужно.

НДС, который можно принять к вычету по распределяемым материалам, определите по методике, установленной в пункте 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС при раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций.

К доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бухгалтерский и налоговый учет транспортно-заготовительных расходов по товарам

Г.Ю. Касьянова,
ИНФОРМЦЕНТР XXI века

1. Общие положения

Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) по товарам осуществляется в порядке, аналогичном изложенному в соответствующих документах Минфина России в отношении материалов. Такой вывод следует из п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в котором и для материалов, и для товаров, учитываемых по покупным ценам, предложены единые методы учета их стоимости при списании или продаже.
Организация имеет право отражать для целей бухгалтерского учета ТЗР одним из трех способов:
— включать непосредственно в цену товаров;
— отражать на отдельном субсчете к балансовому счету 41 «Товары»;
— отражать на балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Выбранный организацией метод отражения ТЗР должен быть закреплен в учетной политике.
В соответствии со ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях налогообложения затраты, связанные с приобретением товаров, не включаются в их стоимость, а вот для целей бухгалтерского учета могут включаться или нет в зависимости от принятой учетной политики.
Таким образом, порядок отражения ТЗР по приобретению товаров, применяемый организацией для целей бухгалтерского учета, нельзя безоговорочно использовать при отнесении затрат по приобретению товаров на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Бухгалтерский и налоговый учет совпадут лишь в случае, если в соответствии с принятой учетной политикой товары учитываются на счетах бухгалтерского учета по покупной стоимости (без учета затрат, связанных с их приобретением). В остальных случаях можно только взять из данных бухгалтерского учета необходимые суммы для проведения соответствующих налоговых расчетов.
Таким образом, непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость товара, отражаемую на счетах бухгалтерского учета, нецелесообразно, и это можно делать лишь в случае большой необходимости или при незначительном увеличении трудоемкости бухгалтерских и налоговых расчетов вследствие применения данного метода учета (например, в организациях с небольшой номенклатурой товаров, в случаях особой значимости отдельных видов и групп товаров и т.п.).
ТЗР учитываются по отдельным видам или группам товаров.

Если в удельном весе ТЗР нет значительного различия, а также в случаях невозможности их распределения непосредственно по конкретным видам или группам товаров (например, по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и др.), допускается ведение учета ТЗР в целом по субсчету к балансовому счету 41 «Товары» или в целом по балансовому счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

2. Списание ТЗР с балансового счета 41 «Товары»

В соответствии с п. 86 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, ТЗР, относящиеся к товарам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на те счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих товаров (на счета учета реализации, целевые расходы и др.).
Списание ТЗР производится пропорционально учетной стоимости товаров исходя из отношения суммы ТЗР на начало отчетного периода и ТЗР за период к сумме остатка товаров на начало отчетного периода и поступивших в течение отчетного периода товаров по учетной стоимости.
Полученное отношение (в процентах) используется при списании ТЗР на увеличение стоимости израсходованных товаров.
Согласно п. 88 вышеприведенных Методических указаний организациям дано право использовать следующие упрощенные варианты расчета величины ТЗР, увеличивающих стоимость отпускаемых со склада товаров:
— при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10 % к учетной стоимости товаров) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости проданных или выбывших по иным причинам товаров;
— удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости товара) может округляться до целых единиц (без десятичных знаков);
— в текущем месяце ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих товаров), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на вышеуказанную сумму прошлого месяца;
— ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, в учетной стоимости используемых товаров. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренного в плановых (нормативных) калькуляциях, в учетных ценах товаров по их фактическому наличию;
— ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) товаров, если их удельный вес не превышает 5 %.

Пример 1. Порядок списания ТЗР.
По состоянию на 1 января в учете числилось 8300 единиц товара на сумму 10 209 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете к балансовому счету 41 «Товары», была равна 1530 руб.
За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же товара. График поставок приведен в табл. 1.

Таблица 1

Поставки товара за январь

Дата получения

Количество, ед.

Сумма, руб.

Всего

в том числе НДС

4 января

4000

6000

1000

13 января

5000

7800

1300

20 января

6000

8640

1440

27 января

3000

4140

690

Итого

18 000

26 580

4430

При приобретении товара организация понесла ТЗР в сумме 3000 руб., в том числе НДС — 500 руб.
За месяц со склада было отпущено 24 000 единиц данного товара, в том числе реализовано 21 000 единиц, передано в розничную торговлю 2000 единиц, отгружено без перехода права собственности 1000 единиц.
Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете к балансовому счету 41 «Товары»; стоимость товаров, отпускаемых со склада, определяется по способу средней себестоимости.
Получение товара от поставщиков за месяц отражается следующими проводками:
Д-т 41 К-т 60 — 22 150 руб. (26 580 руб. : 120 % х 100 %) — получены товары от поставщиков;
Д-т 19 К-т 60 — 4430 руб. (26 580 руб. : 120 % х 20 %) — отражен НДС по полученному товару;
Д-т 60 К-т 51 — 26 580 руб. — погашена задолженность поставщикам за товары;
Д-т 68, субсчет «Расчеты по НДС», К-т 19 — 4430 руб. — НДС по полученным и оплаченным товарам принят к вычету.
Транспортные расходы организации отражаются в учете следующими проводками:
Д-т 41, субсчет «ТЗР», К-т 60 — 2500 руб. (3000 руб. : 120 % х 100 %) — отражены затраты по перевозке товара;
Д-т 19 К-т 60 — 500 руб. (3000 руб. : 120 % х 20 %) — отражен НДС по транспортным расходам.
Для отражения в учете движения товара между подразделениями организации, отгрузки и реализации необходимо определить его стоимость.
Средняя себестоимость единицы товара будет равна частному от деления стоимости всего товара на его количество.
Общая стоимость приобретенного в январе товара с учетом его остатка на начало месяца составляет 32 359 руб. (22 150 руб. + 10 209 руб.).

Таблица 2

ИА ГАРАНТ

Организация применяет УСН («доходы минус расходы»). Вид деятельности — производство мебели. Пользуется услугами транспортных компаний по доставке:

  • материалов, участвующих в производстве продукции;

  • инвентаря и сопутствующих материалов.

Как в бухгалтерском и налоговом учете должны учитываться транспортные расходы в этих двух случаях?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов учитываются в составе материальных расходов после фактического оказания указанных услуг и их оплаты.

О порядке отражения данных расходов в бухгалтерском учете организации смотрите ниже.

Обоснование позиции:

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Исходя из п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

На основании п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Таким образом, из приведенных норм следует, что организация, применяющая УСН и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов в составе материальных расходов. Учитывая положения пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, указанные транспортные расходы принимаются к учету после их фактического оказания и оплаты.

Бухгалтерский учет

Расходы, связанные с приобретением МПЗ, признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе материальных затрат (п. 5, п. 7, п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Затраты на транспортные услуги по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ), включаются в фактическую себестоимость МПЗ (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01)).

Согласно п.п. 68, 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н) (далее — Методические указания) затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов*(1) в организацию и включаемые в фактическую себестоимость приобретенных за плату материалов, представляют собой транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР).

В соответствии с п. 83 Методических указаний организация самостоятельно устанавливает в учетной политике, каким способом учитывать ТЗР, а именно путем:

  • отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;

  • отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

  • непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала*(2).

ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.) (п. 86 Методических указаний).

В общем случае учет ТЗР ведется по отдельным видам и (или) группам материалов. Однако если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР, их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов (п. 84 Методических указаний).

В этом случае списание транспортных расходов следует осуществлять согласно п. 87 Методических указаний. А именно, списание на расходы ТЗР по отдельным видам или группам материалов будет производиться пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости, израсходованных материалов.

При этом п. 88 Методических указаний допускается применение упрощенных вариантов для распределения величины ТЗР, в частности:

  • при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство»;

  • если удельный вес ТЗР не превышает 5% к договорной (учетной) стоимости материалов, то ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.

Таким образом, организация самостоятельно определяет, какой вариант принятия к учету затрат на доставку материалов она будет использовать. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Что касается расходов по доставке инвентаря, то данные расходы, как указывалось ранее, включаются в фактическую себестоимость данного имущества (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01).

Вместе с тем в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета*(3), может оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;

— Энциклопедия решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН;

— Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

12 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы (п. 42 Методических указаний).

*(2) Данный способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

*(3) Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета установлено ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (за исключением организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ): субъекты малого предпринимательства; некоммерческие организации; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

ВОПРОС
Предприятие занимается оптовой и мелкооптовой торговлей. Транспортные расходы учитываются раздельно при покупке товаров (от поставщиков на склад) и при доставке покупателям (мелкий опт). Какие из них будут относиться к прямым расходами, а какие к косвенным?

Транспортные расходы при доставке от поставщиков на склад являются прямыми (если эти расходы не включены в цену товара).

Для налогового учета при приобретении товара транспортные расходы торговой компании будут считаться прямыми (ст.320 НК РФ), если соответствующие суммы не включаются в цену товара согласно условиям контракта.
Кроме того при налогообложении прибыли прямые расходы не списываются на себестоимость в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами на основе среднего процента транспортных расходов по отношению к общей стоимости покупных товаров.

Термин «экспортный грузовик» относится к крупным грузовым автомобилям, которые отправляются со склада на склад назначения, откуда товары будут доставлены различными, как правило, грузовиками меньшего размера. Для автомобильного транспорта в Европе котировка обычно включает транспорт из пункта А в пункт Б плюс таможенное оформление. Все, что мы не упомянули, обычно не включается. Например, если вам нужен грузовик с лифтом для загрузки и выгрузки товара, если вам нужно собрать или доставить два или более разных адреса, если вам нужно забрать или доставить в определенное время или если вам нужна перевозка, особенно быстро, все они будут дополнительными расходами.

Средний процент = (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца + Сумма транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце) / (Себестоимость товаров, реализованных в текущем месяце + Остаток нереализованных товаров на складе на конец месяца) * 100%

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров = Остаток нереализованных товаров на конец месяца * Средний процент / 100%

Поэтому любое воображаемое специальное обращение приведет к дополнительным расходам и должно быть запрошено явно и оплачено во время бронирования транспорта. Это связано с Европейским таможенным союзом, в рамках которого товары могут свободно перемещаться.

Как определяются цены на международные перевозки

При сравнении морского и воздушного транспорта важно иметь в виду, что цена будет зависеть от поездки и типа товаров. Это связано с тем, что суда ограничены пространством, в то время как самолеты обычно ограничены по весу, поэтому нагрузка будет более тяжелой, что приведет к увеличению колебаний цен. Ниже мы указали, как рассчитываются цены.

Сумма транспортных расходов, подлежащих списанию = Сумма транспортных р асходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца + Сумма транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце — Сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров

В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учесть по одному из следующих способов:

Чем выше объем, тем выше цена. Например, если ваши товары должны быть собраны в сотни километров в Китае, тогда стоимость вывода будет значительно выше, чем у поставщика, расположенного в Шанхае, который находится вдоль побережья и имеет собственный порт.

Ниже вы можете увидеть пример того, как общая стоимость разбивается в соответствии с процессом транспортировки. Как видно из приведенного выше описания, доставка сама по себе не очень дорого. Обычно сбор и обработка товаров — самые дорогие предметы. Цена на полный контейнер может значительно различаться. Это связано с основным принципом спроса и предложения, который также применяется в этом случае, как и на большинстве других рынков. Если есть избыток контейнерных судов на данном торговом маршруте, тогда цена будет уменьшаться, и наоборот.

непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать данные расходы в фактическую себестоимость приобретенных товаров);

на счете 44 «Расходы на продажу».

Для того, чтобы не было различий в налоговом и бухгалтерском учете предпочтительнее учесть все транспортно-заготовительные расходы, которые связаны с приобретением товаров, на счете 44 «Расходы на продажу» (кроме транспортных расходов, которые включены согласно договору в цену товаров; такие расходы в свою очередь нужно учитывать на счете 41 «Товары»).

Кроме того, на цену могут влиять обменные курсы валют, цены на нефть и другие расходы, такие как задержка перегрузки, страховые надбавки к военному риску и надбавки за пиковые периоды. Тяжелые затраты здесь связаны с доставкой, управлением экспортом, импортом и доставкой.

Скорость во времени — это, без сомнения, самое важное различие между морским и воздушным транспортом. Если вам нужно быстро получить товар, вам придется организовать воздушную пересылку, которая имеет транзитное время от 3 до 12 дней, в зависимости от выбранной вами услуги и от того, где вы импортируете в мире.

Порядок учета транспортно-заготовительных расходов нужно указать в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.

Транспортные расходы по доставке покупателю при реализации являются косвенными.

В Письме Минфина России от 29.11.2011 г. N 03-03-06/1/783 разъясняется, что при реализации покупных товаров расходы, которые связаны с их покупкой и реализацией, нужно формировать на основе положений ст. 320 НК РФ. Согласно данной статье к прямым расходам можно отнести только расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя. При этом указанные суммы расходов не должны включаться в цену приобретения товаров. Все остальные расходы, включая иные транспортные расходы (кроме внереализационных расходов, которые определяются согласно нормам ст. 265 НК РФ), которые были произведены в текущем месяце, считаются косвенными расходами и таким образом их нужно учитывать в текущем месяце.

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

Воздушный транспорт можно разделить на две категории: стандартные воздушные перевозки и курьерские услуги. Ниже перечислены виды транспорта с точки зрения расчета соответствующих цен. Цена стандартного воздушного транспорта определяется так называемым «объемным весом», более известным как «оплачиваемый вес».

Объемный вес относится к плотности нагрузки, коррелируя объем по отношению к весу. Чтобы определить объемный вес вашего груза, просто разделите объем груза, выраженный в кубических сантиметрах, за. Например, если у вас есть 1 м 3 товаров весом 100 кг, вы будете платить за 167 кг, независимо от фактического веса. Если у вас есть 1 м 3 товаров, но весом 500 кг, конечно, вам придется заплатить за 500 кг.

Документальное оформление транспортных расходов.

Также немаловажную роль играет документальное оформление транспортных расходов. Так, в Письме от 27.02.2012 г. N 03-03-06/1/105 финансовое ведомство сообщает, что при перевозке товара автомобильным транспортом должны быть оформлены транспортная накладная (форма ТОРГ-12) и товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Также в данном письме разъясняется назначение каждого из этих документов. Так ТТН является основанием для осуществления расчета за оказанные фирмой транспортные услуги, а в транспортной накладной устанавливается порядок организации перевозки грузов. Аналогичную позицию по вопросу подтверждения транспортных расходов выражает и ФНС России в Письмах от 15.05.2012 № ЕД-4-3/ и от 21.03.12 № ЕД-4-3/

Транспортные расходы и транспортно-заготовительные расходы в торговых организациях

Цена будет зависеть от конкретного маршрута и будет определяться авиакомпанией на основе спроса и предложения, как и для морского транспорта. Кроме того, даже коммерческие объемы экспедитора будут влиять на цену: например, если перевозчик грузов обрабатывает большие объемы из Бангладеш в Италию, потому что у него уже есть большой клиент, который импортирует джинсы, он, вероятно, сможет предложить другим клиентам хорошую тариф на этот маршрут.

Кроме того, цены на воздушный транспорт часто страдают от обменных курсов, надбавок к топливу и времени транзита, что означает, что цены могут увеличиваться, когда время транзита уменьшается. В принципе, вы можете предсказать, что если ваша нагрузка меньше 0, 5 м 3 и весит менее 100 кг, цена воздушного транспорта может часто конкурировать с ценой морского транспорта, учитывая, что минимальный объем груза принят для морского транспорта — 1 м 3, даже если фактический объем меньше. Когда ваш импорт составляет более 0, 5 м 3 и 100 кг, морской транспорт всегда будет самым дешевым вариантом.

Важно отметить, что учета транспортных расходов в вышеуказанных документах должны быть правильно указаны все реквизиты компании, а также сведения о массе груза и количестве мест, расшифровка подписи лица, производившего отпуска груза, дата отпуска груза, должность лица, отпустившего груз. Без этой информации компания не сможет учесть транспортные расходы для целей налогообложения прибыли (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 по делу N А57-7861/2012) В некоторых случаях суды занимают более лояльную позицию по отношению к налогоплательщику. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 14.03.2012 по делу N А40-66105/11-20-280 рассматривается ситуация в которой ТТН были подписаны неуполномоченными лицами, однако судьи отклонили доводы инспекции за отсутствием иных доказательств реальности приобретения и перевозки товара.

Очевидно, что это отражается в времени транзита, которое, в зависимости от маршрута, также может занять до 43 дней, например, из Китая. Это некоторые из основных игроков в секторе курьерских услуг, и то, что у них общего, заключается в том, что они являются специализированными транспортными компаниями, собственными самолетами, их перевозчиками и их распределительными центрами. Это значительная разница по сравнению со стандартным воздушным транспортом, где основным видом транспорта является пассажирский транспорт, а грузовой транспорт является побочным продуктом.

Об обязательности наличия и заполнения всех реквизитов в документах, подтверждающих транспортные расходы, говорится и в Письме Минфина России от 28.01.2013 г. N 03-03-06/1/36. В частности, компания не может самостоятельно устанавливать в учетной политике форму транспортной накладной, в противном случае уже у покупателей могут возникнуть проблемы с подтверждением транспортных расходов.

Курьеров славятся обработкой международных или не маленьких грузов, но они также могут обрабатывать большие паллеты. Сила этих курьеров — это, безусловно, их оптимизированная и автоматизированная инфраструктура для исключительно эффективного обращения с различными типами грузов с товарами, которые могут переходить с одного континента на другой в течение 48 часов.

Как и при стандартном воздушном транспорте, вес также важен для расчета стоимости доставки. Поэтому в некоторых случаях вам придется использовать объемный вес ваших товаров для расчета транспортных цен. Чтобы определить, на каком весе рассчитывается расчет цены, вы должны сначала определить, в какой категории вы упадете: объемный вес или фактический вес. Больший из них будет считаться «оплачиваемым весом», который используется для расчета стоимости доставки для стандартных воздушных и курьерских услуг.

Распределение транспортных расходов на остаток товара производят для того, чтобы определить, какую сумму из этих расходов можно списать на уменьшение базы по налогу на прибыль, а какую — нельзя. Кто обязан распределять расходы на остаток товара? Какие именно расходы подлежат распределению? По какому алгоритму они распределяются? Ответы вы найдете в нашей статье.

Другими словами, если фактический вес меньше объемного веса, последний будет основой вашего оплачиваемого веса. Эта информация обычно доступна на веб-сайте курьерской службы. Пример: предположим, что вы импортируете упаковку в 0, 3 м 3 с эффективным весом 25 кг. Затем вы разделите на 000, чтобы получить 60 кг.

При таком расчете мы определили объемный вес при 60 кг, что выше, чем эффективный вес 25 кг, поэтому в этом случае вам придется заплатить 60 кг транспортных расходов, даже если ваш пакет на самом деле весит меньше. Это основной принцип объемного веса.

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

Как рассчитываются транспортные расходы для автомобильного транспорта?

Как упоминалось ранее, перевозка внутри Европы обычно обрабатывается грузовиком и всегда будет отгрузкой от двери до двери. Грузовики обычно путешествуют в определенное время по всей Европе, ежедневно или еженедельно выезжая, поэтому часто пикап может состояться на следующий день после того, как вы забронировали свой транспорт.

Эти определения часто используются взаимозаменяемо одним транспортером другому, однако мы попытаемся определить значение каждого из них. Как правило, товары собираются с меньшего грузовика, а затем перевозятся на склад, где они будут заправляться на больших грузовиках. Прибыв в страну назначения, груз будет выгружен на складе, ближайшем к конечному месту назначения, а затем будет перезаряжен на меньшем грузовике для окончательной доставки.

В стоимость покупки товаров могут быть включены:

  • стоимость товара по договору;
  • таможенные пошлины;
  • стоимость информационно-консультационных услуг по товару;
  • стоимость посреднических услуг;
  • затраты по страхованию товара;
  • иные затраты (перечень представлен в п. 6 ПБУ 5/01).

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

В этом типе транспорта товары будут непосредственно собраны и доставлены одним грузовиком. Этот вариант имеет смысл только в том случае, если отгрузка составляет 3 или более поддонов, в противном случае затраты на обработку будут ниже, чем использование большого грузовика для поездки от поставщика к покупателю.

Части груза также хорошо подходят для товаров с нечетным размером, которые могут быть трудно обрабатывать для склада, например, прицепной лодки. Для автомобильного транспорта термин «измеритель нагрузки» также используется для расчета грузоподъемности грузовика. Обычный трейлер брезента может выдерживать нагрузку до 13, 6 метров. Когда вы покупаете полную мощность грузовика, вы экономите на расходах на перегрузку и перегрузку, так как грузовик начнет прямо с поставщика, чтобы добраться до места назначения.

  • по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
  • по покупной стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости купленных товаров.

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье .

Это также означает, что вы можете ожидать более короткое время транзита. В принципе, найм целого грузовика может стать самым дешевым вариантом по сравнению с частичной нагрузкой, когда он занимает не менее половины грузовиков. Каждая страна предварительно разделена на зоны, а цена основывается на тех областях, с которых транспорт отправляется и прибывает. Таким образом, грузоотправитель может легко предложить цену, проверив соответствующие карточки. После этого вам придется заплатить топливный тариф, и любая специальная обработка ваших товаров приведет к дополнительным расходам.

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

  • транспортные услуги сторонних организаций;
  • услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
  • материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
  • услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Сравнение между обычным автомобильным транспортом и курьерскими службами

Вышеупомянутые курьеры также работают в Европе и предлагают быструю и экономичную транспортировку для небольших грузов. Как правило, для международных перевозок менее 1 м 3 и весом менее 400 кг обычно будет дешевле использовать курьерскую службу для перевозки транспорта. В качестве альтернативы, если ваша нагрузка имеет объем более 1 м 3 и весит более 400 кг, то более дешевым вариантом будет обычный автомобильный транспорт.

Тем не менее, необходимо учитывать и временные аспекты, поскольку для некоторых это может сыграть очень важную роль в процессе принятия решений. Курьер обычно может доставить что-нибудь по всей Европе через 2-3 дня, а грузовик займет 4-8 дней. С другой стороны, полностью загруженные международные перевозки могут выполняться быстрее, потому что грузовик отправляется напрямую от поставщика к получателю без перегрузки.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

  • ;
  • ;
  • .

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Пример

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 — 55 018,58).

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

С другими примерами отражения проводок по транспортным расходам в бухучете можете ознакомиться в статье .

Распределение транспортных расходов в 1С

Для того чтобы расходы на транспортировку товара до места складирования (продажи) распределялись в 1С, их нужно учитывать на сч. 44 с обязательным указанием статьи затрат «Транспортные расходы». Благодаря такой пометке программа сможет отыскать нужные транспортные расходы и распределить их по остатку товаров, учтенных на сч. 41. Распределяются расходы с помощью регламентной операции «Закрытие месяца».

Следует отметить, что в 1С изначально запрограммировано одинаковое распределение транспортных расходов как в НУ, так и в БУ. Поэтому если в учетной политике зафиксировано, что распределение транспортных расходов в БУ не ведется, то придется обращаться к службе поддержки организации, обслуживающей 1С, и просить о доработке учетной программы. В частности, о разработке функции отдельного учета транспортных расходов в НУ и БУ.

Еще один момент. Пользователи 1С могут по ошибке учесть в статье затрат «Транспортные расходы» расходы по транспортировке реализованного товара до покупателя. Вот этого делать не нужно. Эти расходы относятся к косвенным и должны быть списаны в месяце их осуществления. Распределению они не подлежат. Чтобы 1С ошибочно не распределила их, в статье затрат ставьте не «Транспортные расходы», а «Прочие». Только тогда они будут списаны учетной программой при закрытии месяца в полном объеме.

В торговых организациях, применяющих ОСН, распределение транспортных расходов необходимо для определения той части расходов, которую можно списать в счет уменьшения налога на прибыль. Распределению подлежат только расходы на транспортировку товара до места его складирования (перепродажи). Сумма списываемых на уменьшение налога на прибыль расходов на транспортировку определяется на основании процентного соотношения между реализованными и нереализованными товарами. Остальные расходы (кроме стоимости покупки товара) списываются в полном объеме в месяце их осуществления.

Как правильно учесть транспортные расходы?

В учете транспортных расходов есть несколько спорных ситуаций, например, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В противном случае их учитывают в фактической себестоимости товаров. О других сложностях этой операции вы узнаете из статьи.

Включены ли транспортные расходы в цену товара?

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Пример 1

Торговая фирма в августе 2012 года имеет следующие показатели.

Транспортные расходы:

— остаток на начало месяца – 600 руб.;

— расходы по доставке товаров от поставщика до склада организации – 1 800 руб.

Товары:

— остаток на начало месяца — 4 000 руб.;

— поступило продукции — 12 000 руб.;

— реализовано на сумму — 14 000 руб.;

— остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет — 2 000 руб. (4 000 + 12 000 — 14 000).

Учетной политикой фирмы определено, что стоимость приобретения продукции формируется без учета расходов, связанных с их покупкой. По окончании июля бухгалтер сделает следующий расчет:

Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце — 2 400 руб. (600 + 1 800).

Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 16 000 руб. (14 000 + 2 000).

Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров — 15% (2 400 / 16 000 * 100%).

Размер транспортных расходов, относящийся к остатку нереализованных товаров на конец месяца – 300 руб. (2 000 руб. * 15%).

Размер транспортных расходов, который будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в августе – 2 100 руб. (600 + 1 800 — 300).

Данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— 1800 руб. Сумма транспортных расходов (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной);

Дебет 90.7 «Прочие расходы по текущей деятельности» Кредит 44

— 2100 руб. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать бухгалтерскую себестоимость и базу по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет).

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).

Пример 2

Изменим условия примера 1. Теперь примем во внимание, что в Учетной политике в целях налогообложения прописано: стоимость приобретения товаров формируется с учетом транспортных расходов, связанных с их доставкой до склада организации.

Тогда, операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 Кредит 60

— 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 41 Кредит 76

— 1800 руб. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *