Требование рациональности

Содержание

В соответствии с действующим бухгалтерским законодательством учетная политика организации, в числе других требований, должна соответствовать требованию рациональности, т.е. обеспечивать «рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации» (п.6 ПБУ 1/2008).

Интересный комментарий к этой норме ПБУ дает М.Ю.Медведев:

Требование рациональности опровергается самой действующей методологией учета, предлагающей давно устаревшие способы. Если бы бухгалтер внял требованию рациональности, ему в первую очередь пришлось бы отказаться от действующих правил бухгалтерского учета, что непредставимо.

Видимо, предполагалось, что данное требование должно пониматься как рациональное ведение бухгалтерского учета в рамках существующих правил. Однако не ясно, как должно было и должно ли вообще контролироваться соблюдение данного требования субъектами:

действуй субъект хотя и нерационально, но в рамках существующего законодательства, привлечь его к ответственности будет не за что;

если же вводить ответственность за нерациональные действия, необходимо иметь четкие критерии, по которым можно оценивать рациональность, а наличие таких критериев представляется на сегодняшний день сомнительным;

к тому же возникает вопрос, куда смотрит законодатель: почему, требуя рациональности от бухгалтера, сам законодатель оказывается не способен разработать и установить единые рациональные правила бухгалтерского учета, с тем чтобы следование существующей нормативной базе и означало рациональное ведение бухгалтерского учета.

Полностью согласна с уважаемым мною автором! Но на мой взгляд, действующие положения по бухгалтерскому учету иногда действительно предлагают нам способы рационального ведения учета в рамках существующих правил. Я использую несколько рациональных способов, значительно облегчающих и упрощающих мою жизнь.

Читайте продолжение:

Применение принципа рациональности при оприходовании МПЗ

Резервы в бухгалтерском учете

Учетная политика: нормативная база, виды, порядок и сроки утверждения

Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иные нормативные документы в сфере бухгалтерского учета определяют, что все хозяйствующие субъекты обязаны формировать учетную политику исходя из своей структуры и особенностей деятельности.

Исключением являются лишь организации осуществляющие предпринимательскую деятельность в кредитной сфере, а также иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории РФ, они обязаны руководствоваться нормативными документами, определенными в их стране, однако установленные правила не должны противоречить МСФО.

Понятие «учетная политика» используется как в бухгалтерском законодательстве, так и в налоговом и несет определенный отличный друг от друга смысл. Отличие в сфере применения данного термина подразумевает различия в сроках, на которые утверждается данный нормативный документ и в его содержании. В связи с чем выделяют следующие виды:

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;
  2. Учетная политика для целей налогового учета;
  3. Учетная политика для целей составления отчетности согласно МСФО.

Первый нормативный документ (стандарт по БУ), устанавливающий правила формирования учетной политики на предприятии, был утвержден в 1998 году. Позднее в 2008 году стандарт был пересмотрен, доработан и на сегодняшний день является официальным документом «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008 утв. Приказом №106н от 06.10.2008г.).

Всего данный ПБУ имеет 24 статьи (25 ст. утратила силу согласно приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н).

Содержание оформляется специальным внутренним документом – «Приказ об учетной политике». Данный документ составляется главным бухгалтером, и он несет ответственность за его формирование и исполнение. Приказ составляется в момент создания предприятия, либо его реорганизации (согласно ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008 в течении 90 дней с момента государственной регистрации). Утверждение учетной политики каждый год не является обязательным, однако необходимо обратить на срок действия данного документа. Для предприятий, у которых учетная политика не меняется длительный период конечную дату лучше оставить открытой. Корректировать ее можно двумя способами:

  • внесение изменений путем переутверждения в новой редакции;
  • внесение изменений и дополнений к действующей политике соответствующим приказом.

В приказе находят свое отражение все основные элементы учетной политики. Элементы, требующие наиболее детального рассмотрения и являющиеся слишком объемными для отражения в приказе, помещаются в приложение.

Примерами таких приложений являются:

  1. Формы первичных документов не имеющих унифицированной формы, разработанные самой организацией;
  2. Организационная структура центра финансовой ответственности осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии, его состав и функциональное закрепление;
  3. Система документооборота предприятия и др.

Понятийная справка! Учетная политика предприятия определяется, как совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности (п. 2 ПБУ 1/08).

Основные этапы учетной политики, цели и факторы, влияющие на её формирование

Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:

  1. Формирование (составление, выбор и обоснование);
  2. Раскрытие (опубликование).

Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:

  1. определение предмета, выбор объектов бухгалтерского учета для данного предприятия (состав объектов определяет условия, влияющие на формирование на втором этапе);
  2. оценка факторов, их анализ и формирование перечня способов ведения бухгалтерского учета;
  3. определение базисных положений составления учетной политики;
  4. идентификация способов ведения бухгалтерского учета с выбранными объектами;
  5. утверждение перечня способов ведения БУ для данного предприятия;
  6. документальное оформление.

Цели, которые преследует предприятие при составлении учетной политики на предприятии сводятся к следующему:

  1. документальное закрепление способа ведения БУ;
  2. организация документооборота;
  3. организация работы бухгалтерской службы, обеспечение вертикальных и горизонтальных связей;
  4. определение кол-ва элементов БУ и др.

В учетной политике закреплены способы ведения бухгалтерского учета, выбранные из перечня, определенного стандартами БУ, либо способы, разработанные самой организацией, в случае отсутствия для каких-либо объектов. В любом случает выбор способа должен основываться на единых началах, что означает:

  1. использование выбранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, с целью сопоставимости информации и возможности составления сводной отчетности (в части филиалов и представительств);
  2. использование одного способа при решении одного конкретного вопроса. Например, выручка от реализации продукции для всех видов деятельности должна определяться либо по отгрузке, либо по оплате.

Факторы, оказывающие влияние на формирование учетной политики:

  1. организационно-правовой статус предприятия, форма собственности, масштаб деятельности;
  2. цели создания предприятия (укрепление позиции на рынке, привлечение инвестиций и др.);
  3. вид деятельности предприятия, ее особенности. Производственная деятельность – используемые ресурсы, технологии), коммерческая деятельность (формы расчетов, организация сбыта и снабжения), финансовая деятельность (взаимоотношения с внебюджетными фондами, налоговой службой), управленческая деятельность (функциональная структура, система отчетности и др.).
  4. кадровый состав – квалификация персонала;
  5. внешние факторы: инфраструктура рынка, финансовая политика, законодательство и т.д.

Структура учетной политики и ее основные элементы

Формирование учетной политики предполагает раскрытие следующих аспектов:

  1. Методический аспект
  2. Технический аспект
  3. Организационный аспект

Методический аспект

Методические аспекты определяются в следующем:

  1. Порядок начисления амортизации по объектам ОС и НМА

Выбор способа начисления амортизации осуществляется раздельно по ОС и НМА и зависит от целей предприятия.

  1. Порядок контирования транспортно-заготовительных затрат при приобретении материальных ценностей (с использованием счета 10ТЗР либо счетов 15,16).

Более подробно вы можете ознакомиться в разделе «Отражение материальных затрат на счетах бухгалтерского учета»

  1. Методы оценки активов и обязательств

При проведении оценки активов и обязательств руководствуются следующими принципами:

  • оценка осуществляется в денежном измерителе;
  • оценка имущества, приобретенного со стороны за определенную плату складывается из стоимости покупки и затрат на приобретение;
  • имущество полученное безвозмездно оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • имущество, изготовленное в самой организации, оценивается исходя из затрат на его производство;
  1. Порядок оценки статей бухгалтерской отчетности

Раскрытию в учетной политике подлежат следующие моменты, отраженные в ПБУ 19/02:

Обязательному отражению в учетной политике также подлежит выбор метода оценки МПЗ в момент списания их в производство:

  1. По себестоимости каждой единицы;
  2. По средней себестоимости;
  3. По себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);

Учетная политика предусматривает выбор оценки незавершенного производства, которое отражается в БУ:

  1. По фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  2. По прямым статьям затрат;
  3. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Кроме того, должен быть определен состав расходов будущих периодов, порядок их распределения и сроки.

Основные средства и нематериальные активы отражаются на балансе по остаточной стоимости, с корректировкой в момент переоценки.

В соответствии с отдельными положениями ПБУ 17/02 в учетной политике организации необходимо раскрыть следующие элементы:

  1. Варианты отражения в учете затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
  2. Выбор метода распределения ОПР и ОХР
  • метод прямого распределения;
  • метод пошагового распределения;
  • метод взаимного распределения.
  1. Определение системы учета затрат на ремонт основных средств
  2. Варианты отражения в учете выпуска продукции
  3. Раскрытие порядка создания резерва по сомнительным долгам
  4. Сроки списания доходов будущих периодов
  5. Варианты распределения и использования чистой прибыли
  6. Варианты определения выручки от реализации продукции, работ и услуг
  • метод начисления;
  • кассовый метод.
  1. Порядок начисления и выплаты дивидендов
  2. Порядок оценки кредиторской задолженности
  3. Формирование перечня резервов предстоящих расходов
  4. Порядок формирования резервного капитала

Отражает последовательность шагов при создании резервного фонда, для акционерных обществ — его размер и объем годовых отчислений.

  1. Метод распределения расходов на продажу

Кроме вышеперечисленного в учетной политике подлежат раскрытию образующиеся в процессе деятельности предприятия — временные и постоянные разницы (ПНО, ПНА, ОНО, ОНА). Данные группы должны быть детализированы и раскрыты в учетной политике, а также по каждой из них должен быть организован раздельный учет.

Технический аспект

Раскрытие технических аспектов предполагает отражение способов ведения бухгалтерского учета в соответствующих регистрах и с пользованием конкретных счетов. Данный элемент учетной политики включает в себя следующие составляющие:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Понятийная справка! Рабочий план счетов БУ – это нормативный документ предприятия, отражающий в себе перечень синтетических и аналитических счетов, используемых для полноты учета и отчетности хозяйствующего субъекта в виду особенностей деятельности.

Данный документ предопределяет отражение в себе всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета, которые использует в своей деятельности предприятие, а не только тех что отсутствуют в Плане счетов утвержденного приказом Минфина от 31 октября 2000 г. N 94н. Разработка рабочего плана счетов — это процесс при котором необходимо учитывать последние изменения законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

  1. Формы первичных документов БУ

Первичные документы на предприятии необходимы для отражения фактов хозяйственной деятельности. Существуют унифицированные формы первичных документов, однако предприятие вправе разрабатывать свои в зависимости от вида хозяйственной деятельности. Создание собственных форм первичных документов очень актуально в период развития бухгалтерского учета, пока унифицированные формы не охватывают все хозяйственные операции и процессы.

Существует перечень обязательных реквизитов, установленных законодательством, которые должны быть указаны на первичных документах, разработанных предприятием:

  • название документа;
  • дату от которой составлен документ;
  • название организации;
  • отражение хозяйственной операции на которую составлен документ;
  • измеритель, используемый в данном документе;
  • наименование ответственных лиц и их подписи.

Разработанные самостоятельно формы первичных документов должны быть утверждены учетной политикой.

  1. Форма бухгалтерского учета.

Выбор формы учетного процесса является важным аспектом учетной политики.Каждая организация вправе сама решать какую форму бухгалтерского учета применять, если иное не определено законодательством. В рамках одной организации может использоваться одна форма бухгалтерского учета, которая должна быть закреплена в учетной политике предприятия.

  1. Технология обработки учетной информации и правила организации документооборота

Данный пункт предполагает раскрытие правил ведения документооборота, утверждения перечня лиц с правом подписи первичных документов. В учетной политике право подписи закрепляется за штатной единицей, а не физическим лицом с целью избежания путаницы при его смене. Кроме того, необходимо отразить сроки и порядок обработки первичных документов, направление их движения, данные условия соблюдаются путем создания графика документооборота.

  1. Организация внутрипроизводственного контроля

Осуществление контроля на предприятии регулируется отраслевыми инструкциями соответствующих ведомств, нормативными актами и сложившимся практическим опытом.

Размер предприятия определяет степень развития внутрипроизводственного контроля. В случае если предприятие достаточно крупное и имеет большое количество подразделений в качестве приложения разрабатываются положение о внутрипроизводственном контроле, утверждается план работ и иные документы определяющие контрольные процедуры.

  1. Организация составления отчетности
  2. Инвентаризация имущества и обязательств

Главной целью проведения инвентаризации является подтверждение достоверности бухгалтерского учета фактическим данным. Данная процедура направлена на проверку и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств предприятия.

Проведение инвентаризации является обязательным условием перед составление годовой отчетности. Инвентаризация должна быть проведена не ранее чем за три месяца до окончания отчетного периода.Более подробно о сроках и порядке проведения инвентаризации можно ознакомиться .

Организационный аспект

Организационный аспект присущ не только сфере бухгалтерского учета так как предполагает отражение взаимодействия структурного подразделения, отвечающего за учетный процесс с другими центрами ответственности предприятия. Данный аспекты раскрываются в следующем:

  1. Организацию работы в бухгалтерии

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации.

  1. Объем, сроки, и адреса представления отчетности
  2. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами

Таким образом при разработке учетной политике предприятия следует учитывать, что она утверждается приказом руководителя предприятия и приобретает юридическую силу.

Влияние учетной политики на формирование показателей финансового результата

Российским законодательством предусмотрено несколько различных способов ведения бухгалтерского учета, отражения активов и обязательств, доходов и расходов. Право выбора того или иного способа предоставлено организации в зависимости от поставленных целей.

Учетная политика, действующая на предприятии в отчетному году, подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Данное условие является необходимым, т.к. без данных отраженных в учетной политике невозможно всесторонне оценивать показатели годовой отчетности.

Определение для предприятия способа начисления амортизации ОС и НМА напрямую влияет на уровень остаточной стоимости, отраженной в бухгалтерском балансе, а также на себестоимость готовой продукции, работ, услуг за счет различного стоимостного уровня месячной амортизации. Следовательно, различные способы расчета будут оказывать влияние на такие показатели как финансовый результат отчетного периода — нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и соответствующие аналитические расчеты.

Пример 1: На баланс предприятия принимается транспортное средство первоначальной стоимостью 500 тыс. руб. Срок полезного использования – 5 лет, для расчёта способом списания пропорционально объему продукции – нормативный пробег ТС – 120 тыс. км. Необходимо рассчитать годовую и месячную сумму амортизации ТС за каждый год и его остаточную стоимость различными способами.

  1. Линейный способ начисления амортизации (наиболее распространённый)

В первую очередь рассчитаем годовую норму амортизации в %:

Годовая норма амортизации = 100% / Срок полезного использования

100% / 5 лет = 20%

Далее определим ежегодную сумму амортизации, руб.:

Годовая сумма амортизации = Первоначальная стоимость * Годовую норму амортизации

500 000 руб. * 20% = 100 000 руб.

Следующим этапом исчисляем ежемесячные амортизационные отчисления, руб.:

Ежемесячная сумма амортизации = Годовая сумма амортизации / 12 месяцев

100 000 руб. / 12 мес. = 8 333,33 руб.

Таблица 1 — Расчет годовой и ежемесячной суммы амортизации ТС линейным способом.

  1. Способ уменьшаемого остатка

Данный способ позволяет начислять амортизацию на объекты, обладающие неравномерной отдачей на продолжении периода эксплуатации. Наибольшая эффективность данных объектов ОС и НМА приходится на первые годы службы. Это в большей степени актуально для техники, которая в короткие сроки морально устаревает.

Таблица 2 — Расчет годовой и ежемесячной суммы амортизации ТС способом уменьшаемого остатка.

и т.д. в течении продолжительного периода, до тех пор, пока остаточная стоимость объекта не приблизится к нулю

Используя данный способ, сумма амортизации в различные отчетные периоды будет различна. Соответственно сумма амортизации, рассчитанная данным способом будет отличаться от суммы амортизации рассчитанной линейным способом.

  1. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Вариант использования данного способа актуален для наиболее быстрого списания затрат. По мере истечения срока полезного использования сумма амортизации снижается.

Таблица 3 — Расчет годовой и ежемесячной суммы амортизации ТС способом списания затрат по сумме чисел лет срока полезного использования.

Анализируя статьи затрат финансовой отчетности, в основе которой заложен расчет амортизации способом списания затрат по сумме чисел лет срока полезного использования можно заметить, что сумма затрат будет существенно отличаться, если бы амортизацию рассчитывали линейным способом.

  1. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Таблица 4 — Расчет годовой и ежемесячной суммы амортизации ТС способом списания затрат пропорционально объему продукции (работ).

Соответственно сумма начисленной амортизации за год и остаточная стоимость находятся в прямой зависимости от нормативного пробега транспортного средства (объема работ).

Кроме перечисленных способов расчета амортизации предприятие может использовать повышающие/понижающие коэффициенты. Применение того или иного расчета должно быть отражено в учетной политике.

Как видно выбор одного из способов начисления амортизации напрямую влияет на показатели финансовой отчетности.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Практикующий специалист в сфере экономики и бухгалтерского учета.
Квалификация: Магистр по направлению подготовки «Экономика». Тимаева Е. П. недавно публиковал (посмотреть все)

  • Особенности перехода на ЕСХН в 2019 году — 20.04.2019
  • Отмена СНИЛС в России в 2019 году — 30.03.2019
  • Налог для самозанятых граждан с 01.01.2019 года — 20.01.2019

Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

Учетная политика — это документ, в котором организация закрепляет выбранные способы ведения бухучета, которые учитывают специфику ее деятельности. Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1-3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

В этом документе закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно. Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из общих положений и требований законодательства.

При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В России таковыми считаются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Помимо перечисленных допущений при разработке учетной политики должны учитываться такие требования, как полнота, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

  • 1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • 2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • 3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Вновь созданные организации оформляют избранную ими политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Описание применяемой учетной политики должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Последняя может не содержать такой информации, если в ней со времени представления предыдущей бухгалтерской отчетности не произошли изменения, связанные со сменой способов ведения учета. В случаях, когда организация при разработке и проведении учетной политики строго следовала основным допущениям, их можно не указывать. Однако, если в силу особых обстоятельств организация их не придерживалась, необходимо указать на этот факт с обоснованием причин.

Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано в максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику.

Учетная политика организации должна включать в себя, в частности:

  • — рабочий план счетов;
  • — формы первичных документов;
  • — регистры бухучета;
  • — формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • — порядок проведения инвентаризации;
  • — методы оценки активов и обязательств;
  • — порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • — порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • — другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Способы ведения бухгалтерского учета — это:

  • 1) способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации,
  • 2) способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации,
  • 3) иные соответствующие способы и приемы.

Под выбором способов ведения бухгалтерского учета подразумевается определение способов амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т.д.

Каждый участок учета на предприятии может руководствоваться теми или иными правилами, способами, которые предусмотрены методологией современного учета и нормативной базой. Для каждого из таких участков выбирается один способ из множества предложенных, и этот выбор имеет огромное значение в системе учета на предприятии.

Так, немаловажное значение в учете занимает способ амортизации нематериальных активов. Это связано как с формированием общей стоимости активов (имущества) и отражением их в балансе и отчетности, так и с формированием такой важной учетной и управленческой категории, как затраты на производство и прочие затраты предприятия. В учетной политике предприятие может предусмотреть один из следующих способов начисления амортизации по нематериальным активам:

  • — линейный, исходя из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования (по объектам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок службы, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности предприятия);
  • — пропорционально объему продукции (работ, услуг). Если стоимость нематериальных активов на предприятии довольно существенна, то данному разделу учетной политики следует уделить особое внимание.

Следующий раздел учетной политики, который имеет немаловажное значение для организации, — амортизация основных средств. По основным средствам предприятие может выбрать один из четырех способов начисления амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; списание по сумме чисел лет срока полезного использования; пропорционально объему продукции (работ, услуг). По группам однородных объектов основных средств может применяться любой из четырех способов начисления амортизации, но внутри каждой группы должен применяться только один способ.

Одним из наиболее важных разделов учетной политики является раздел, отражающий особенности учета товарно-материальных ценностей. Это связано со сложностью и различными способами оценки и списания ТМЦ, осуществлением контроля за сохранностью и формированием себестоимости продукции и затрат на ее производство. В учетной политике необходимо отразить избранный метод учета приобретения и заготовления материально-производственных запасов: с применением счетов 15 «Заготовка и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»; без применения этих счетов. В учетной политике предприятия следует определить метод оценки при списании материально-производственных запасов в производство:

  • — по себестоимости каждой единицы;
  • — по средней себестоимости;
  • — по методу ФИФО;
  • — по методу ЛИФО.

Все разделы, которые были перечислены выше и задачами которых являются правильный учет и оценка имущества предприятия, в конечном итоге так или иначе влияют на основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий отрасли, такие как расходы, доходы, прибыль, рентабельность. Формирование всех этих показателей и отражение их в финансовой отчетности можно назвать конечной целью создания учетной политики. При этом в структуре ее разделов важное значение отводится методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство продукции, выполненных работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств. Для этого в учетной политике предприятия необходимо определить метод списания на издержки производства расходов будущих периодов, которые могут осуществляться: равномерно; пропорционально объему продукции; другими способами. В учетной политике организация сама устанавливает период, в течение которого затраты отражаются в учете как расходы будущих периодов.

Следующим пунктом, который обязательно должен быть отражен в учетной политике, является выбор варианта учета выпуска продукции: без применения счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»; с применением этого счета. В последнем случае готовая продукция отражается в балансе по нормативной или плановой себестоимости.

Кроме вышеперечисленных положений по наиболее сложным и объемным участкам учета, в учетной политике могут отражаться положения по следующим вопросам: варианты учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата; способ признания расходов на продажу, т.е. признание их в себестоимости реализованной продукции полностью в отчетном году или распределение между реализованной и нереализованной продукцией, товарами, работами и услугами. Кроме того, в учетной политике отражается решение организации о создании резервов по сомнительным долгам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Определенные учетной политикой предприятия способы ведения учета на тех или иных участках, формы ведения учета дают возможность внести четкий порядок и некоторую универсальность в бухгалтерский учет организации.

ГК «ГНК»

Как формировать учетную политику организации «по-новому». Измененная редакция ПБУ 1/2008.

6 августа 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/20081. Изменения более детально регламентировали процесс выбора учетной политики организации, приблизили бухотчетность к международным стандартам и устранили несоответствие норм «старого” ПБУ и федерального законодательства, а заодно уточнили несколько понятий. О сути новшеств и о том, нужно ли менять учетную политику организации, рассказывают специалисты ГК «ГНК”.

На кого распространяется ПБУ

Согласно п.1 ПБУ 1/2008, на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора. Филиалы и представительства иностранных компаний могут формировать учетную политику либо в соответствии с ПБУ, либо, исходя из правил, установленных в «своей” стране (но только в случае, если последние не противоречат МСФО). Как следует из текста нормативного правового акта, на ИП, адвокатов, нотариусов ПБУ не распространяется.

Право на выбор

Новый п. 5.1 ПБУ 1/2008 закрепил право компании на выбор способа ведения бухучета, ранее установленное ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ – независимо от выбора других организаций. В соответствии с ч. 2 ст. 8 402-ФЗ, компании должны самостоятельно составить учетную политику, руководствуясь законодательством о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. Теперь это прописано и в ПБУ.

Исключение здесь то же, что и в 402-ФЗ: дочерние общества. Согласно ч. 14 ст. 21 закона № 402-ФЗ, организация, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. П.5.1 ПБУ гласит: в случае если основное общество утверждает свои стандарты, то его дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из них.

Как выбирать учетную политику?

По общему определению, учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Так, учетной политикой для целей бухучета в компании устанавливают рабочий план счетов, формы первичных документов, правила документооборота, а также оговаривают способы и методы учета материалов, распределения доходов, определения выручки и пр.

Как и ранее, формировать учетную политику необходимо, руководствуясь федеральными стандартами (ч.3 ст. 8 402-ФЗ). ПБУ подробно разъясняет этот момент – с учетом пробелов в федеральных стандартах. Минфин подробно прокомментировал изменения в ПБУ в Информационном сообщении от 2 августа 2017 г. № ИС-учет-9.

Отметим, что с 19 июня 2017 г. и до принятия федеральных стандартов их роль исполняют ПБУ (п.1.1 ст. 30 402-ФЗ).

В целом, при определении учетной политики организация может столкнуться с тремя ситуациями.

Ситуация 1. В федеральном стандарте указан единственный вариант ведения бухучета по конкретному вопросу (например, активы, полученные безвозмездно, следует учитывать по их рыночной стоимости — ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

То есть компании ничего не остается, как выбрать способ, представленный в стандарте.

Ситуация 2. Стандарт описывает несколько способов ведения учета по конкретному вопросу.

Например, годовая сумма амортизации основных средств может определяться:

  • линейным способом;

  • способом уменьшаемого остатка;

  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (ПБУ 6/01 «Учет основных средств”).

Способов определения величины текущего налога на прибыль сегодня два — на основе налоговой декларации по налогу на прибыль либо на основе данных, сформированных в бухучете (ПБУ 18/2 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

В этом случае организация выбирает любой из представленных способов. Однако делает это не произвольно, а на основе критериев, установленных теми же ПБУ 1/2008 – с учетом установленных положением допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требований (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). Главное при выборе, как отмечает Минфин, «формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета».

В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Требование рациональности заключается в том, что бухучет необходимо вести, ориентируясь на:

  • условия хозяйствования;

  • величину организации;

  • соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (обновленный п. 6 ПБУ 1/2008).

Несущественная информация здесь — данные, от наличия, отсутствия или способа отражения которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

Пример: запасы чистящих и моющих средств для уборки в ООО, которое занимается подбором персонала. Это необходимая статья расходов организации, однако очевидно, что от отражения расходов на чистящие средства экономические решения организации не зависят. Для учета расходов чистящих и моющих средств есть два пути. Первый – учитывать их поступление и расход на субсчете счета 10 «Материалы». Но тогда придется списывать с этого субсчета каждый флакон или коробку чистящего средства, что вряд ли является рациональным. Поэтому второй путь – составление одного документа на списание израсходованной бытовой химии, и списание одной проводкой по истечении какого-то периода, например, ежеквартально. Таким образом вместо нескольких бухгалтерских записей остается одна.

В любом случае, примеров подобной информации в ПБУ не приводится, таким образом, все остается на усмотрение организации.

Ситуация 3. В стандарте не содержится никакой информации относительно способа ведения учета по конкретному вопросу.

Тогда компания разрабатывает этот способ самостоятельно. Но опять же — по определенному алгоритму, руководствуясь последовательно:

  • международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);

  • федеральными и отраслевыми стандартами по аналогичным или связанным вопросам;

  • рекомендациями в области бухучета (новый п.7.1 ПБУ 1/2008).

То есть в первую очередь при разработке способа учета бухгалтеры компании обращаются к МСФО. Если в МСФО по аналогичным вопросам нужной информации нет, следует обратиться к федеральным или отраслевым стандартам бухучета. Если же и МФСО, и отечественными стандартами ситуация не урегулирована, необходимо обратиться к рекомендациями в области бухгалтерского учета.

Если организация находится на УСН, то в данном случае (способы ведения бухучета по конкретному вопросу не определены) она может разработать собственный способ, руководствуясь даже не стандартами, а исключительно требованием рациональности ( п.7.2 ПБУ 1/2008).

Исключение из правил

Вышеприведенный алгоритм выработки учетной политики обязателен не для всех компаний. Некоторым организациям дозволено вовсе игнорировать российские стандарты, — если они противоречат нормам МСФО. К таким организациям относятся компании, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, составляемую в соответствии с МСФО;

  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»).

В целом, ПБУ устанавливает, что «данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО”, однако, если применение способа, описанного в стандарте, препятствует соблюдению международных требований, то стандарт можно не соблюдать. Однако, если компания выбрала такой путь, ей придется объяснить, почему она это сделала.

Для этого в бухгалтерской отчетности компании необходимо будет указать каждый непримененный способ учета и описать его; раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено; описать, каким образом это требование будет нарушено.

Отступление от правил

Еще ряду организаций позволено отступить от требований к формированию учетной политики, но в исключительных случаях.

Такими считаются случаи, когда формирование учетной политики в соответствии с общими нормами приводит к недостоверному представлению в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • финансового положения компании;

  • финансовых результатов ее деятельности;

  • движения ее денежных средств.

ПБУ 1/2008 установлены следующие условия, при которых можно применить так называемый «альтернативный способ ведения бухучета” (это новое понятие, введенное изменениями в ПБУ 1-2008):

  1. определены обстоятельства, которые препятствуют достоверному представлению вышеуказанных данных в отчетности;

  2. возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

  3. этот альтернативный способ обеспечивает достоверное представление о финансовом положении компании, ее финансовых результатах и движении денежных средств.

Если компания принимает альтернативный способ учета, она обязана раскрыть следующую информацию о нем:

  1. наименование федерального стандарта бухучета и способа, от которого компания вынуждена отступить (плюс краткое описание этого способа);

  2. обстоятельства, препятствующие достоверному представлению информации и их причины;

  3. содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления вышеуказанных данных;

  4. предоставить сравнительный анализ (сверку) всех показателей отчетности в формате «до” (по общим правилам) и «после (но «альтернативным” правилам”), а также величину корректировка каждого показателя.

Пояснительная записка больше не нужна

ПБУ 1/2008 дополнено рядом других новшеств. Отменена обязанность предоставления пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Ее роль будут играть пояснения в составе самой отчетности (в старой редакции ПБУ о пояснительной записке говорилось в пп.24 и 25. В новой редакции п. 24 изменен, 25 – утратил силу (Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н). Таким образом, понятие «пояснительная записка к бухгалтерской отчетности” из документа исчезло).

Также отменены два требования о раскрытии информации (факт неприменения утвержденного и опубликованного, но не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету и требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным. Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета. Уточнено толкование некоторых терминов и др.

Менять или не менять?

Необходимо ли вносить изменения в учетную политику в связи со вступлением в силу поправок в ПБУ? Специалисты ГК «ГНК» считают, что компании необходимо проверить свою учетную политику на соответствие новому ПБУ, так как, согласно ч. 6 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, изменения в учетную политику необходимо вносить в том числе и в случаях, когда изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

И, если текущая политика ему в какой-либо степени противоречит, ее необходимо изменить. При этом учтите, что, согласно п. 14 ПБУ 1/2008, обновленная учетная политика начнет действовать с 6 августа 2017 г.,

Если текущая учетная политика организации согласуется с новым ПБУ, менять что-либо нет необходимости.

1 Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н», зарег. в Минюсте России 25 июля 2017 г. № 47517

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *